ГК необходимо обязать размещать заказы для госнужд в открытых источниках, как это делают министерства и ведомства. Необходимо ввести в госкорпорациях такие правовые институты, как сделки с заинтересованностью и крупные сделки. Без этого ряд выявленных нарушений не подпадает под действие законодательства.
Таким образом, можно выделить основную и принципиально значимую особенность развития государственного сектора в современной российской эконо -мике - появление новых форм его функционирования. В России такой формой в настоящее время являются государственные корпорации, которые призваны выполнить функцию мобилизации необходимых ресурсов для достижения социально значимых целевых устано -вок государства. В то же время рентоориентированное поведение госкорпораций обусловливает снижение темпов социально-экономического и технико-экономического развития нашей страны. Возможное преобра-
зование госкорпораций в предприятия других организационно-правовых форм еще не означает сокращения государственного сектора в российской экономике. Институционально-политические особенности нашей страны обусловливают необходимость функционирования соответствующего экономического базиса, имеющего социально-экономические отношения, присущие «государственному капитализму». Квинтэссенцией этих отношений являются отношения собственности, которые в России предполагают наличие достаточно обширного государственного сектора экономики.
1. Клейнер Г Современная экономика России как «экономика физических лиц» // Вопросы экономики. 1996. № 4.
2. Табачникас Б.И. Государственные корпорации - «за» и «против»// Проблемы современной экономики. 2008. № 2(26).
3. Marris A. Model of the managerial enterprise //Quarterly journal of economics. 1963. № 77.
удк 3301 м.А. Мазурина
ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ АСИММЕТРИЧНОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ
Автор данной статьи выделяет и рассматривает основные формы проявления асимметричности развития рынка информационных услуг, приводя примеры из мировой и российской практики. Оценивается значение каждой из форм асимметричности для отдельных участников рынка и для становления рынка информационных услуг в целом.
Ключевые слова: информационные услуги, рынок информационных услуг, информационное общество, асимметричность развития.
М.А. Магиппа
FORMS OF DEVELOPMENT ASYMMETRY IN INFORMATION SERVICES MARKET
The author defines and considers main forms of information services market development asymmetry having analyzed world and Russian practices. The assessment of each form of development asymmetry for certain market participants and for information services market establishment on the whole is given.
The key words: information services, information services market, information society, development asymmetry.
В современном мире все более важную роль играют информационные услуги, без их развития немыслимо построение информационного общества, к чему так стремятся многие страны. Доля информационных ус -луг в экономике развитых и развивающихся государств с каждым годом становится все весомей, появляются новые услуги, постоянно модернизируются существующие. Такое стремительное развитие делает актуальным вопрос о свойствах и алгоритмах развития информационного рынка. Характерной чертой современного рынка информационных услуг является асимметричность развития. Асимметричность рынка информационных услуг - ситуация, когда рынок информационных услуг развит неравномерно. Изучение асимметрично -сти позволяет проводить анализ предпосылок, причин ее возникновения, ее влияние на функционирование мирового рынка, а также изыскивать возможности ее уменьшения. Асимметричность развития рынка инфор-
мационных услуг может проявляться в различных формах. Выделим основные из них:
1) асимметричность рынка информационных услуг по видам услуг;
2) асимметричность рынка информационных услуг по территориальному признаку;
3) асимметричность рынка информационных услуг по качеству;
4) асимметричность рынка информационных услуг по доступности.
Рассмотрим подробнее каждую из этих форм.
Асимметричность рынка информационных услуг по видам услуг представляет собой разную степень развития различных видов услуг и выражается в следующих проявлениях:
1) неравность долей отдельных услуг в общей массе информационных услуг в мире на данный момент;
2) неравномерность развития отдельных видов ус -луг по темпам роста (перспективности распространения).
При этом чем выше доля информационной услуги на данный момент, тем меньше может быть ее темп роста, и, наоборот, при небольшой доле на рынке на данный момент услуга может иметь быстрый темп роста и быть очень перспективной.
Например, по всему миру широко распространены традиционные библиотечные услуги - по данным Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (International Fédération of Library Associations and Institutions), в мире насчитывается более 569,6 тыс. библиотек, а абонентами библиотек являются примерно 2,5 млрд человек [10]. Но вместе с тем темп роста этого вида услуг сейчас невысок. Иная ситуация складывается с глобальной сетью Интернет. На сегодняшний день количество пользователей Интернета в мире приблизилось к 1,7 млрд человек [3], что в 2 раза меньше, чем абонентов библиотек. Тем не менее Интернет демонстрирует высокие темпы роста: с января 2006 г. (когда количество пользователей Интернет в мире превысило 1 млрд человек [2]) по январь 2010 г. прирост составил 70%, а по прогнозам компании Forrester Research Inc., количество пользователей сети Интернет по всему миру вырастет более чем на 30% в течение следующих трех лет и к 2013 г. достигнет 2,2 млрд человек [7]. Таким образом, мы видим, что асимметричность рынка информационных услуг по видам представляет собой естественное явление, тесно связанное с жизненным циклом услуги -различные услуги приходят на рынок, завоевывают свою долю в нем в зависимости от предпочтений потребителей и популярности, затем либо покидают рынок, вытесненные другими видами услуг (как мобильные телефоны почти полностью вытеснили пейджеры), либо остаются на нем наряду с более новыми услугами, находящимися в стадии роста (как библиотеки и Интернет).
Асимметричность рынка информационных услуг по территориальному признаку проявляется в неравномерности распространения информационных услуг по регионам, странам, городам и другим населенным пунктам.
Традиционно развитыми регионами в сфере информационных услуг являются Северная Америка и Европа, в последнее десятилетие к ним приблизилась Азия, в первую очередь благодаря таким странам, как Япония, Китай, Индия. По национальному производству информационных технологий лидирует Ирландия - ее доля в мировом ВВП 11,8%, следом идет Китай - 5,4%, затем США - 5,3% и Индия - 3,3%. Для сравнения: доля Россия - всего 0,3% [9].
С позиций теории асимметрии международной торговли и доминирования при информационно-технологическом отставании возникает информационная зависимость одной страны (или группы стран) от других. Особенностью такой структурной зависимости является невозможность ее преодоления, поскольку прогресс в области информационных технологий происходит с довольно значительной скоростью, а новые технологии могут быть воспроизведены только на основе предыдущих результатов.
Бурный рост сектора информационных технологий, наблюдающийся практически повсеместно, хотя и с разным темпом, обусловлен аккумулированием значительных инвестиций в эту сферу на протяжении двух последних десятилетий. Например, США направляли в экономику знаний до 6,6 % своего ВВП, Япония - 5%, Корея - 4%, страны ЕС - 3,8%. Что касается России, то за последние годы инвестиции в 1Т-сектор составили не более 2,5% ВВП, а в 1990-е гг. наблюдалось деинвестирование высокотехнологичных отраслей [9].
В пределах отдельно взятой страны рынок информационных услуг также может быть асимметричен по территориальному признаку. Это особенно заметно в развивающихся странах, где основная масса услуг доступна жителям столиц и крупных городов, в небольших населенных пунктах присутствуют лишь некоторые информационные услуги, а в отдаленных районах они могут совершенно отсутствовать.
Исходя из вышесказанного, можно заключить, что для большинства стран мира, стремящихся к полноценному развитию и повышению уровня жизни населения, первоочередная задача - уменьшить асимметричность рынка информационных услуг по территориальному признаку.
Асимметричность рынка информационных услуг по качеству возникает, когда в рамках одного вида информационных услуг качество сильно варьируется. Одновременно на рынке существуют высококачественные информационные услуги, услуги удовлетворительного качества и услуги низкого качества. Различие в качестве не всегда находит отражение в цене, т.е. не всегда дорогая услуга имеет более высокое качество, чем дешевая. Это связано с феноменом асимметричности информации об услуге среди потребителей и продавцов [1, с. 91 - 104]. Асимметричность информации о качестве является неотъемлемой частью производства многих информационных услуг. В период становления рынка большая часть потребителей вообще не информирована о качестве приобретаемой услуги, и объем продаж зависит прежде всего от системы продвижения. Далее рынок насыщается информацией, происходит сдвиг в сторону большей осведомленности потребителей о качестве услуги. Близкое к идеальному состояние рынка - когда потребитель делает выбор, имея полную информацию. В этом случае стоимость будет напрямую зависеть от качества. В реальности же из-за асимметричности информации фактическую ценность для покупателя создает не само качество услуги, а сведения о нем. Таким образом, качество можно подменить информацией о нем [8].
К тому же существует проблема определения самого качества некоторых информационных услуг. Например, к категории услуг, качество которых трудно оценить даже после их приобретения, относятся консультационные. Неосязаемость продукта приводит к тому, что у консультанта и клиента могут сложиться диаметрально противоположные мнения о добротности проделанной работы. Необходимо активное участие консультируемого в процессе выработки, принятия и внедрения решения. Качество консультационных услуг сильно зависит от того, насколько точно проведена диагностика потребности. Консультирование относят к сфере деятельности, в которой просто необходим этический
кодекс, обязательны требования к квалификации и т.д. Это все есть не что иное, как борьба с проблемой асимметричности информации об услуге на рынке [8]. В целом асимметричность рынка информационных услуг по качеству может быть уменьшена за счет создания международных стандартов услуг, сертификации, присвоения различных категорий и т. п .
Асимметричность рынка информационных услуг по доступности представляет собой ситуацию, когда одна и та же услуга доступна только определенным группам населения, в то время как остальные ограничены в возможности потреблять ее. Недоступность отдельно взятой информационной услуги для некоторых групп населения может быть связана:
1) с недостатком информации об услуге;
2) с высокой стоимостью услуги;
3) с отсутствием информационной инфраструктуры для потребления услуги;
4) с низкой информационной культурой потенциального потребителя.
Например, потребитель не сможет просмотреть расписание сеансов в кинотеатре он-лайн (воспользоваться информационной услугой нового поколения), если он не знает о такой услуге, у него нет доступа в Интернет либо он не умеет им пользоваться. Такому потребителю, чтобы получить информацию о сеансе, нужно будет звонить в справочную службу или кинотеатр по телефону (использовать традиционные, более доступные ему виды информационных услуг).
Несмотря на то что наиболее доступными информационными услугами являются библиотечные, в последнее время усилились противоречия и в библиотечном деле. Библиотеки провозглашают свободный доступ к информации, но предлагают пользователям платные услуги, которые не всегда могут быть доступны некоторым группам абонентов. Часто взимаются деньги за пользование МБА (межбиблиотечным абонемен -том), взимаются со студентов (вузовские библиотеки) годовые взносы за обычную выдачу книг как за дополнительную услугу и т.п. [4, с. 36].
В целях создания информационной инфраструктуры, доступной для широкого круга потребителей, наряду с созданием крупных центров, в которых пользователь может получить широкий спектр услуг, организуются филиалы, которые, хотя и предлагают несколько ограниченный круг услуг, но приближены к месту жительства, работы, учебы, отдыха людей и, таким образом, создают удобства для потребителей [5, с. 68]. Например, осуществляемый ФГУП «Почта России» с 1 августа 2001 г. проект «КиберПочт@», направленный на преодоление информационного неравенства в России. Основная задача проекта - предоставить
возможность гражданам всех регионов и удаленных уголков страны получить навыки работы на персональном компьютере и доступ во всемирную сеть Интернет с использованием пунктов коллективного доступа, расположенных в почтовых отделениях. В рамках проекта «КиберПочта» на всей территории России действуют более 20 000 ПКД [6].
Рассмотрев основные формы проявления асимметричности рынка информационных услуг, можно заключить , что асимметричность развития рынка - объективный процесс, несущий в себе как преимущества, так и недостатки и вместе с тем отражающий разрыв между информационно высокоразвитыми странами и менее развитыми.
Полное преодоление асимметричности развития невозможно и в некоторых случаях не нужно (например, в случае асимметричности по видам услуг), но для большинства стран мира, стремящихся к повышению уровня жизни населения, уменьшение асимметрично -сти развития рынка информационных услуг (прежде всего по качеству и по доступности) является важной задачей на пути к становлению информационного общества.
1. Акерлоф Д. Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. 1994. № 5.
2. Данные Доклада об информационной экономике ООН. URL: http: //www. transday. ru/news/trans port/6324-6324. ht ml (дата обращения 06.06.2010).
3. Данные Международного союза электросвязи. URL: http:/ /www.e-xecutive.ru/news/news/1152659/ (дата обращения 06.06.2010).
4. Дворкина М.Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность . М.: Профиздат, 2003.
5. Дворкина М.Я. Информационное обслуживание: социокультурный подход. М.: Профиздат, 2001. Серия «Современная библиотека». Вып. 11.
6. Киберпочта. URL: http://www.russianpost.ru/rp/servise/ ru/home/uslforpeople/cyberpost (дата обращения 07.06.2010).
7. Количество Интернет- пользователей в мире достигнет 2,2 млрд к 2013. URL: http://www.ctnews.ru/blogs/2009/09/ 433/ (дата обращения 07.06.2010).
8. Соболев М. Рынок консалтинга: информационная асимметрия // ДИРЕКТОР-ИНФО. URL: http://consulting.ru/253mgmt1 (дата обращения 03.06.2010).
9. Сухарев О.С. Особенности развития информационного сектора экономики. URL: http://www.kapital-rus.ru/articles/ article/977 ( дата обращения 04.06.2010).
10. World most famous libraries. URL: http://www.washprofile. org/ru/node/5410 (дата обращения 30.05.2010).