Научная статья на тему 'Тенденции снижения асимметричности рыночной информации'

Тенденции снижения асимметричности рыночной информации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
729
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСИММЕТРИЧНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ / РЫНОК ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ / ВИРТУАЛЬНОЕ РЫНОЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ASYMMETRICAL INFORMATION / INFORMATION SERVICES MARKET / VIRTUAL MARKET / INFORMATION UNCERTAINTY / INFORMATION SOCIETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мазурина М. А.

В статье затрагивается проблема асимметричности информации на рынке информационных услуг. С целью выявления способов снижения информационной асимметрии рассматриваются примеры рынков с практически отсутствующей информационной неопределенностью, выделяются их характерные признаки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TENDENCY FOR DECREASE OF ASYMMETRY OF MARKET INFORMATION

The paper touches upon the issue of asymmetrical information in the information services market. In order to explore ways of information asymmetry decrease the author studies markets with low information uncertainty and defines their characteristics.

Текст научной работы на тему «Тенденции снижения асимметричности рыночной информации»

объективности полученной таким образом информации. В его основе лежит здравый смысл. Например, услуги банковских учреждений и связи не оказываются населению физическими лицами, т.е. отдельными гражданами. По этим видам или не должно быть объемов физических лиц или они должны быть незначительны.

Таким образом, с развитием постиндустриального общества информационные услуги активно включают-

ся в рыночный оборот, однако оценить статистически объемы данного сегмента рынка достаточно сложно.

1. Маркелов А.Ю. Системная характеристика информационной экономики // Вестник СГСЭУ. 2009. № 3 (27).

2. Русановский В.А., Латков А.В. Тенденции структурной трансформации российской промышленности в контексте экономической рецессии // Вестник СГСЭУ. 2009. № 5 (29).

удк 33047 м. А. Мазурина

□□□□□□□□□ □□□□□□□□ ЛШП □□□□□□□□□□□ □□□□□□□□ □ □□□ШЛ^Ш

В статье затрагивается проблема асимметричности информации на рынке информационных услуг. С целью выявления способов снижения информационной асимметрии рассматриваются примеры рынков с практически отсутствующей информационной неопределенностью, выделяются их характерные признаки.

Ключевые слова: асимметричность информации, рынок информационных услуг, виртуальное рыночное пространство, информационная неопределенность, информационное общество.

M.A. Mazurina

TENDENCY FOR DECREASE OF ASYMMETRY OF MARKET INFORMATION

The paper touches upon the issue of asymmetrical information in the information services market. In order to explore ways of information asymmetry decrease the author studies markets with low information uncertainty and defines their characteristics.

Key words: asymmetrical information, information services market, virtual market, information uncertainty, information society.

Неполнота информации является непременным признаком экономической жизни. Большая или меньшая неполнота информации может влиять на условия и особенности функционирования рынков, создавая дополнительные трансакционные издержки для экономических агентов. Наибольшее воздействие на рыночную активность оказывает особый тип неполной информации □ асимметричная информация. Она создает возможность злоупотребления одного из участников сделки неинформированностью контрагента. Асимметричность информации, в отличие от собственно непол -ноты, приводит к резкому снижению общественного благосостояния [3, с. 29].

Асимметричность информации □ возникающая в процессе заключения договоров, сделок ситуация, когда отдельные участники обладают важной, имеющей непосредственное отношение к предмету договора, сделки информацией, которой не обладают другие участники [8].

Впервые это явление было отмечено Кеннетом Эрроу в статье 1 963 г, озаглавленной ^Неопределенность и экономика благосостояния в здравоохранении^ в журнале ^Американское экономическое обозрение^. В последней четверти XX в. теория рынков с асимметричной информацией находилась на переднем рубеже экономической науки. Сегодня модели с несовершен -ной информацией стали неотъемлемой частью аналитического аппарата фундаментальной науки. Они применяются как в агропромышленном секторе развивающихся стран, так и в сложнейших финансовых рынках

промышленно развитых стран. Основы этой теории были заложены в 1970-х гг тремя экономистами: Джорджем Акерлофом, Майклом Спенсом и Джозефом Стигли-цем. В 2001 г. Королевская Шведская Академия наук, оценив заслуги экономистов, присудила им Нобелевскую премию по экономике Шза анализ рынков с асимметричной информацией^.

Каждый из лауреатов Нобелевской премии исследовал отдельные проблемы теории асимметричной информации. Дж. Акерлоф установил, что информационная асимметрия может привести к неприятию риска. Из-за несовершенной информации часть участников рынка порой покидает его, стремясь избежать рисков [1]. М. Спенс доказал, что при определенных условиях хорошо информированные агенты могут улучшить свои экономические результаты, если поделятся конфиденциальными сведениями с плохо информированными агентами [10]. Дж. Стиглиц показал, как неинформированный агент посредством сканирования рынка может улучшить свои экономические достижения [9].

В настоящее время, в условиях перехода России к информационному обществу и распространения новых экономических институтов, изучение проблем снижения асимметричности информации на рынках является крайне актуальным. С ростом уровня жизни изменяется структура потребления, в результате чего на стороне спроса происходит сдвиг в пользу услуг. Процессы превращения услуг в доминирующий сектор национальной экономики и резкого повышения их доли в производстве ВВП и в формировании структуры занятости насе-

ления трактуются как «сервисная революция». Следует признать, что концептуальные основы формирования [«сервисной экономики» пока еще не созданы. Вместе с тем изменения, вызываемые в экономике развитием сферы услуг, протекают стремительно. Это придает особую значимость своевременности эмпирических обобщений процессов ее формирования и прогнозных оценок [4, с. 27 □ 29].

Один из показательных, динамично развивающихся в этой среде рынков □ рынок информационных услуг, по сути своей призванный уменьшать неопределенность , в свою очередь, подвержен проблеме асимметричности информации. Чтобы выявить пути снижения информационной асимметрии, полезно рассмотреть примеры рынков, где информация стремится к симметричности и открытости.

Вообще в экономической теории существует два типа моделей рынка по информационному признаку □ это рынки с совершенной и несовершенной информацией. В моделях рынка с совершенной информацией предполагается, что каждый участник может мгновенно получать полную, достоверную и бесплатную информацию о рыночной ситуации и ее изменениях. К числу таких моделей относятся модели Л. Вальраса и Ф. Эджуорта. При всей абстрактности этих моделей они имеют реальных прототипов □ биржу или аукцион.

Чтобы точнее сформулировать свойство рынка, определяющее его структуру для обозначения рынков с практически отсутствующей информационной неопределенностью введем понятие «рынки, стремящиеся к симметричности информации □. Биржевой рынок в наиболь -шей степени соответствует такой модели и обладает рядом признаков, которые почти не присущи другим видам рынков. Это, главным образом, единство времени и места проведения сделок, которое обеспечивает:

□ полную обозримость рынка;

□ равный доступ к информации всех участников биржи;

□ унифицированность информации □ торговля идет стандартными биржевыми контрактами, где количество и качество товаров уже зафиксировано и не требует дополнительной проверки. Следовательно, цена является единственной переменной, информация о которой необходима участникам для принятия решений о заключении сделок;

□ высокую организованность рынка, профессионализм его участников как со стороны спроса, так и со стороны предложения [6].

Также рынками, стремящимися к симметричности информации, являются виртуальные рынки, формирующиеся на основе электронных сетей. Их существование стало возможным в связи с тем, что сеть Интернет предоставляет информационные и коммуникационные услуги.

Основные признаки виртуальных рынков:

□ удаленность участников в пространстве друг от друга;

□ круглосуточность;

□ связь между участниками рынка через компьютерные сети;

□ равный доступ к информации для всех участников;

□ диалоговый режим общения;

□ сведение к минимуму времени на совершение сделок [7, с. 17].

Все перечисленные выше признаки и делают рынки виртуальными, т.е. создают эффект реального присутствия их участников в одном месте. Виртуальные рынки преодолевают существенные недостатки реальных рынков в плане снижения неопределенности и более равномерного доступа к информации.

Развитие виртуальных рынков можно оценить как логическое продолжение развития бирж на новой технической основе. Однако есть и существенные отличия виртуальных рынков и бирж. Классические биржи □ узко специализированные организации, а на виртуальные рынки возможен допуск различных товаров и услуг, которые традиционно никогда не входили в число биржевых товаров. На новой основе развиваются не только рынки традиционных биржевых товаров (ценные бумаги, валю -та, сырье, зерно), но и рынки других товаров, которые традиционно считались небиржевыми (потребительские товары, при покупке которых важно знать их индивидуальные характеристики, индивидуальные услуги).

Интернет □ относительно новая среда для бизнеса, и он имеет ряд особенностей, не заметных на первый взгляд. Ни один из рынков в Интернете не может представлять ситуацию совершенной конкуренции. Широко распространено мнение о том, что информация в Интернете является общедоступной, пользователи полностью и в равной мере осведомлены о товарах или услугах. Тем не менее, поскольку Интернет не централизован, информация выкладывается в сеть стихийно

□ никаких действительно полных каталогов, рубрикаторов не составляется. Сайты индексируются поисковыми машинами, такими как ПЯндексЦ ОЗоодІеЦ и в результате поиска выдаются списком, который может состоять из нескольких десятков тысяч позиций. И большее количество обращений имеют сайты, ссылки на которые отображаются на первой странице в результатах поиска. Эта особенность влечет за собой два следствия. Первое □ большинство агентов оказываются вне границ рынка. Второе □ огромное значение для успеш -ности виртуальных рынков имеют поисковики, так как все затраты на другие виды рекламы (спам, доски объявлений, обмен ссылками) не дают столь ощутимого результата [5].

Таким образом, в виртуальном рыночном пространстве возникает неполнота информации вследствие ряда причин:

□ получение информации связано с затратами ресурсов □ чтобы оценить рынок целиком необходимо затратить огромное количество времени либо обратиться за платными информационными услугами к профессионалам. А потребителю нецелесообразно платить за информацию больше того уровня, на котором издержки на ее получение превышают доход от ее использования;

□ не всегда информация, представленная в Интернете, является надежной и актуальной, она может быть намеренно искажена владельцами веб-сайта либо просто устареть;

□ часто в Интернете информации по конкретному запросу бывает чересчур много, потребитель не в состоянии запомнить и переработать весь объем. Он вынужден отбирать для хранения и непосредственного использования только наиболее важную, на его взгляд, информацию;

□ не все пользователи сети Интернет обладают достаточными знаниями и навыками, которые позволили бы им адекватно переработать поступающую инфор -мацию.

Таким образом, возникает противоречивая тенденция: несмотря на то что отдельно взятые виртуальные рынки стремятся к симметричности информации на своей площадке (веб-сайте), их неоспоримой чертой как совокупности участников виртуального рыночного пространства является неполнота информации. Тем не менее появление Интернета также существенно облегчило процесс обмена информацией среди потребителей. Позволяя узнать непосредственно характеристики товара либо его репутацию, Интернет снижает асимметричность информации как на виртуальных, так и на других отраслевых рынках. Анализ межотраслевых зависимостей важен для обоснования приоритетных направлений государственной поддержки, программ инвестирования и финансирования [2, с. 57].

Исходя из вышесказанного, заключаем, что такие качества виртуальных рынков, как симметричность, прозрачность, открытость информации, уменьшают неопределенность и ставят барьер на пути монополизма. В формирующемся информационном обществе намечается тенденция к выравниванию, симметризации информации между сторонами сделок, а соответственно , к снижению рисков. Этому способствует раз-

витие рынка информационных услуг на основе компьютерных технологий.

1. Акерлоф Д. Рынок тимоновп: неопределенность качества и рыночный механизм // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. 1994. № 5.

2. Ермолова О.В. Межотраслевые зависимости цен и добавленной стоимости в продовольственном комплексе // Вестник СГСЭУ. 2007. №17 (3).

3. Козачок Т.А., Краснова С.Г. Экономическая сущность асимметрии информации и ее влияние на функционирование рынка // Сибирская финансовая школа. 2007. №2.

4. Митрофанов А.Ю., Русановский А.В. Прогнозирование структуры занятости на основе модели Марковской векторной авторегрессии // Вестник СГСЭУ. 2008. №3 (22).

5. Павлов А. Рынки в сети Интернет: явные и неявные особенности. URL: http://www.birzhasaitov.ru/i-rynki.php (дата обращения: 04.12.2010).

6. Пещанская И.В. Рынок как коммуникативная система и его развитие в информационном обществе. URL: http:// disserwork.narod.ru/glava23.html (дата обращения: 12.12.2010).

7. Родионов И.И. Интернет, предприниматель, маркетинг. М., 1997.

8. Энциклопедический словарь экономики и права. М., 2005.

9. Stiglitz T.E. Equilibrium in product markets with imperfect information // The american economic review. 1979. Vol. 69. № 2. Papers and proceedings of the ninety-first annual meeting of the American Economic Association.

10. Spence M. Market signaling. Harvard University Press, 1974.

УДК 330.111.62

M.B. Орлов

ШЛШЛШШІ □ □ ППГГПЛПП ПГЛП □ Л ШШГШГПЇГЛГП

]ЛГ ПГГГГГ

ш

HZ

В статье рассматривается трансакционная деятельность по передаче прав собственности на рынке корпоративного контроля в России и мире. Проведен анализ функционирования рынка корпоративного контроля и на его основании сделан вывод о том, что развитие финансовых институтов и институциональных норм в области системы регулирования трансакционной деятельности по передаче прав собственности в ходе слияний и поглощений положительным образом будет влиять на вектор развития национальной экономики.

Ключевые слова: корпоративная форма собственности, институт прав собственности, рынок корпоративного контроля, слияния и поглощения.

M.V. Orlov

TRANSACTIONAL ACTIVITY OF PROPERTY RIGHTS CESSION IN THE MARKET OF CORPORATE CONTROL

The paper considers transactional activity of property rights cession in the corporate control market in Russia and the rest of the world. The author analyses the functioning of the corporate control market and concludes that financial institutions and institutional norms development in the regulation of transactional activity of cession of rights during mergers and acquisitions will have a positive effect on the development of national economy

Key words: corporate form of ownership, institution of property rights, market of corporate control, mergers and acquisitions.

С позиций институционального подхода предприятие представляет собой группу профессионалов, кооперативно участвующих в системе разделения труда, каждый из которых является стороной определенных контрактных отношений по поводу распределения ре-

сурсов в процессе производства и распределения дохода после каждого из производственных циклов.

Корпоративная форма собственности, по мнению Л. Гусаровой, включает одновременно и элементы частной собственности, и элементы общественной собствен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.