Научная статья на тему 'Формы провокационных публикаций в социальных медиа'

Формы провокационных публикаций в социальных медиа Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1422
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОВОКАЦИЯ / ЖУРНАЛИСТИКА / МЕДИАВИРУСЫ / МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / НОВЫЕ МЕДИА / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Литвинова Юлия Владимировна

Социальные медиа имеют большую востребованность у массовой аудитории. Несмотря на уникальные возможности, которые предоставляют социальные медиа в плане распространения и производства информации, данные ресурсы являются идеальной площадкой для публикации провокационных материалов негативного содержания. Знание основных форм провокационных материалов, их особенности, форм производства и особенностей распространения является главной задачей при работе с информационными потоками в онлайновой медиасреде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы провокационных публикаций в социальных медиа»

УДК 070

Ю. В. Литвинова

Астраханский государственныйуниверситет, Астрахань ФОРМЫ ПРОВОКАЦИОННЫХ ПУБЛИКАЦИЙ В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА

Социальные медиа имеют большую востребованность у массовой аудитории. Несмотря на уникальные возможности, которые предоставляют социальные медиа в плане распространения и производства информации, данные ресурсы являются идеальной площадкой для публикации провокационных материалов негативного содержания. Знание основных форм провокационных материалов, их особенности, форм производства и особенностей распространения является главной задачей приработе с информационными потоками в онлайновой медиасреде.

Ключевые слова: провокация, журналистика, медиавирусы, массовые коммуникации, новые медиа, социальные сети.

Проблема современного информационного поля характеризуется, прежде всего, его перенасыщенностью вследствие непрерывно увеличивающегося информационного шума. В условиях революционного возрастания объемов информации, аудитория требует включать в минимальный объем максимум содержания. Парадокс современности заключается в том, что возросшая интенсивность использования информации сопровождается ее «опустошением» и утратой значимости. Один тип информации осознается и откладывается в памяти «автоматически», а другой - игнорируется или замещается более актуальной. Поэтому от адресата коммуникации требуется умение мыслить в нескольких пространствах одновременно, а самыми важными критериями при создании современного медиапространства стали выступать вирусность и новостной характер. Именно поэтому отличительной чертой публичной коммуникации становится преобладание эмо-циоцентрированной аргументации над рациональной и, как следствие, изменение приоритетов и целеустановки в пользу формирования мнения, а не конкретного, истинного знания.

Медиасреда получила безграничные возможности: различные информационные «вбросы», их грамотное распространение и интерпретация способны устроить переворот не только в сознании конкретного человека, но и в государстве. Поэтому очень важно понимать, различать и упреждать различные формы и методы провокаций в современных медиа.

Как утверждают специалисты-практики, провокация - это действие или ряд действий, которые призваны вызвать ответное действие провоцируемого, с целью искусственного создания тяжелых обстоятельств или последствий для провоцируемого», а субъект, который совершает провокацию, выступает провокатором. Такие действия широко используются в политике, масс-медиа и иных сферах общественной жизни, которые ориентированы на формирование общественного мнения. Наибольшей популярностью этот метод пользуется в современных средствах массовой коммуникации, ведь провокацию, как правило, рассматривают как метод получения информации.

Знание основных форм провокационных материалов, их особенности, форм производства и особенностей распространения является главной задачей при работе с информационными потоками в онлайновой медиасреде, а понимание природы провоцирования (принципы и закономерности его функционирования) позволяет представить массовую коммуникацию как часть социально-культурной коммуникации, в которой применяются различные провокативные модели, связанные со сферой личной и межличностной коммуникацией.

По мнению исследователя В. Н. Степанова, провокативная информация это «содержащаяся в провоцировании информация о скрытом провокативном намерении, которое рассчитано на восприятие реципиентом и может снять неопределенность в сообщении» [4. С. 163]. Провокатор основывается на психологических особенностях человека, формирует его взгляды, представления и предлагает пути решения, при условии, что ответственность за последствия должна быть совместной.

Как показывает практика, в многочисленных публикациях для привлечения внимания пользователей публикуют фото-, видео- и аудиоматериалы провокационного характера. Таким образом,

публикация и, в частности, иллюстрация становится медиавирусом, что, соответственно, увеличит аудиторию издания. Но необходимо внести уточнения относительно понятия «провокационные иллюстрации». Под провокацией традиционно понимается действие, направленное на вызов у субъекта желаемой ответной реакции. В данном случае под ответной реакцией понимается заинтересованность пользователя в просмотре публикации, размещение отзывов (комментариев или лайков), дальнейшее ее тиражирование (перепост, размещение в соцсети, рекомендации друзьям), а также желание ознакомиться с другими публикациями автора или изданным в целом. Однако в условиях жесткой конкуренции нередко авторы размещают провокационные иллюстрации, содержание которых находится на грани этических и даже правовых норм. Особенно важно это понимать начинающим журналистам, часто склонным к эпатажу, смелым решениям и т. п. [3. С. 5-7].

Приведем несколько примеров. Провокационная фотография «Не зовите меня окунаться в прорубь», размещенная в «ВКонтакте» накануне православного праздника Крещения, вызвала бурную реакцию пользователей социальных медиа. Жители Ростова негативно отреагировали на такой призыв, оставив множество комментариев к нему. Французский еженедельник «Шарли Эбдо» стал известен всему миру в связи с публикацией ряда провокационных материалов, в т. ч. карикатуры на утонувшего мальчика. Итогом стал не только протест общественности, но и нападение на офис, и убийство сотрудников издания. Нередко спорные ситуации возникают тогда, когда публикация издания задевает чувства конкретного человека или организации. В данных случаях конфликт можно относительно легко разрешить консервативным способом, предъявив претензии редакции в виде искового заявления с последующим обращением в суд.

Ярким примером аудиовизуальной провокации можно назвать клип в жанре артхаус Н. Сам-бурской. Актриса в видеоклипе рассказывает о реалиях современного мира. Общественность восприняла новое творение Настасьи двояко - одни сочли его сильным и актуальным, а другие отметили, что подобные песни и видеопубликации трудно назвать искусством, которое может облагородить общество.

Термин «провокация» всегда предполагает некий обман или подвох, совершенно не сочетаемые со смыслом, заложенным в слове «позитивность». Тем не менее, в отношениях «библиотека - пользователи» позитивные провокации присутствуют в большом количестве. Для пропаганды чтения, развития библиотечного и книжного дела - провоцирование и различные медиавирусы это отличный способ привлечения внимания [1. С. 237-238]. При создании совершенно новой формы сотрудничества между библиотекой и читателем ключевой задачей является выстраивание общения на уровне личности [2. С. 76-77]. Конечно, любая технология имеет свои плюсы и минусы, но, чтобы разобраться в «технологии вовлеченности», мы рассмотрели формулу создания эффективных коммуникаций В. Шваба: Привлечь внимание - показать людям преимущество - доказать это - убедить людей понять это преимущество - просить о действии [5. С. 6]. На примере маркетинговой стратегии ежегодного фестиваля чтения «Библионочь» можно выделить основные формы и инструменты провоцирования: интерактивные и вирусные акции (видеоролики, тесты, фото, конкурсы); работа и продвижение лидеров мнения; различные мастер-классы; блоги, подкасты и видеокасты, флешмобы и специальные мероприятия.

Так, создатели масштабного события «Библионочь» сняли вирусный ролик о своей музейной ночи, который разместили на странице библиотеки в «Фейсбук», который и стал тем самым инициирующим элементом для проектирования и запуска акции, ориентированной на продвижение чтения, книг, текстов и всего, что связано с литературой.

На основании вышеизложенного мы приходим к выводу, что преднамеренное распространение провокационных материалов в новостных онлайновых ресурсах основывается, прежде всего, на манипуляциях пользователями и общественным мнением в целом и, следовательно, является, в большей части, негативным явлением. При этом следует подчеркнуть, что провокации могут быть различны по эмоциональной окраске, форме, методам взаимодействия на аудиторию и ее охвату. Причем, по мнению большинства исследователей, последствия такого воздействия на общество более ощутимые и долговременные, чем у стандартной РЯ-акции.

Обратим внимание, что в последние годы политические, коммерческие организации, религиозные объединения и представители шоу-бизнеса все чаще занимаются созданием и запуском провокационных медиавирусов в Интернет, и в первую очередь, как показывает практика, в виде

новостной информации. Таким образом, становится очевидным, что провокации и инициированные вокруг них обсуждения оказывают серьезное влияние на формирование контента новостных онлайновых ресурсов, способствуя накоплению информационного шума, отнимая значительное время у пользователей и порождая в дальнейшем волну недоразумений и дезориентации массовой аудитории. Если для простых пользователей, например, блогеров, участников социальных сетей, размещение провокационных медиавирусов на своих личных страницах является привычным явлением, привлекающим дополнительную аудиторию, то для журналиста, несущего ответственность за полноту и достоверность осведомления аудитории относительно происходящего в мире, недопустимо.

Список литературы

1. Кадырова, Г. X. Социальная проблематика в онлайн-СМИ [Текст] / Г. X. Кадырова // Кросс-культурное пространство литературной и массовой коммуникации: Материалы международной научной конференции. - Майкоп: Адыгейский государственный университет, 2016. -С.236-240.

2. Касьянова, Л. Ю. Когнитивно-коммуникативные факторы неологизации [Текст] / Л. Ю. Касьянова // Гуманитарные исследования. -2015. -№4 (56). - С. 76-81.

3. Лазуткина, Е. В. Проблемно-объектный комплекс регулирования новостной информации в блогосфере Рунета: автореф. дис. ... канд. фил. наук [Текст] /Е. В. Лазуткина. - Краснодар, 2010.

4. Степанов, В. Н. Провокативный дискурс социально-культурной коммуникации [Текст] / В. Н. Степанов // Научное издание. - СПб.: Роза мира, 2003. - С. 163.

5. Schwab, V. О. How to Write a Good Ad - Masters of Marketing Secrets: A Short Course In copywriting [Text] / V. O. Schwab, R. C. Worstel. - 2014. - P. 6.

FORMS OF PROVOCATIVE PUBLICATIONS IN SOCIAL MEDIA

LitvinovaJu. V, Astrakhan State University, Astrakhan, Litvinova.yuliyal4@yandex.ru

Social media has a big demand at the mass audience. Despite the unique opportunities that present social media in terms of dissemination and production of information, these resources are the perfect platform for the publication ofprovocative material negative content. Knowledge of the main forms of provocative materials, their characteristics,forms ofproduction and characteristics of distribution - is a major challenge when working with data streams in an online media environment.

Keywords: provocation, journalism, media viruses, mass communications, new media, social networking.

References

1. Kadyrova, G. H. (2016) Social'naya problematika v onlajn-SMI [=Social issues in online media], in: Kross-kul'turnoe prostranstvo literaturnoj i massovoj kommunikacii [=Cross-cultural space of literary and mass communication], Majkop, Adygejskij gosudarstvennyj universitet, pp. 236-240. (In Russ.).

2. Kas'yanova, L. Yu. (2015) Kognitivno-kommunikativnye faktory neologizacii ^Cognitive-communicative factors neologizatsii], in: Gumanitarnye issledovaniya [=Humanitarian research], No. 4 (56), pp. 76-81. (InRuss.).

3. Lazutkina, E. V. (2010) Problemno-ob»ektnyj kompleks regulirovaniya novostnoj informacii v blogosfere Runeta [=Problem-object complex regulation of news in the blogosphere Runet], Krasnodar. (In Russ.).

4. Stepanov, V. N. (2003) Provokativnyj diskurs social'no-kul'turnoj kommunikacii [=Provocative Discourse socio-cultural communications], in: Nauchnoe izdanie [=Scientific publication], SPb., Roza mira, p. 163. (In Russ.).

5. Schwab, V. О. and Robert С. Worstel, (2014) How to Write a Good Ad - Masters of Marketing Secrets: A Short Course In copywriting. P. 6.

Литвинова Юлия Владимировна - магистрант кафедры теории и истории журналистики, Астраханский государственный университет, Астрахань. Litvinova.yuliyal4@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.