УДК 070
Е. В. Лазуткина
Специфика освещения темы благотворительности в социальных медиа
В статье рассматриваются особенности освещения темы благотворительности в социальных медиа на примере деятельности астраханских благотворительных организаций и независимых волонтерских групп. Автор выделяет наиболее распространенные формы представления информации, особенности тематических направлений публикаций. В статье анализируются основные проблемы подготовки и продвижения медиаконтента, посвященного региональной благотворительной деятельности: высокий уровень недоверия аудитории, отсутствие стабильного взаимодействия с журналистским сообществом, недостатки использования метода т. н. «перепоста», «эмоциональное выгорание» аудитории и др. Несмотря на то что в работе рассматривается практика Астраханской области, автор считает, что данные особенности наблюдаются и в других регионах страны. В заключение автор приходит к выводу, что для достижения максимальной эффективности благотворительным организациям и волонтерам необходимо активизировать сотрудничество с региональными журналистами и привлекать студентов-журналистов.
The article considers the peculiarity of coverage of charity in social media on the example of Astrakhan charitable and independent volunteer organisations' activity. The author outlines the most common forms of presentation of information and the features of the thematic focus of publications. The article analyzes the main problems of preparation and promotion of media content devoted to regional charity activity: the low level of the audience's trust, no stable journalist community's interaction, the disadvantages of repost method usage, emotional burnout of the audience, etc. Though the article considers the practice of Astrakhan region, the author believes that these features are observed in other regions of Russia. In the end, the author comes to the conclusion that in order to achieve maximum efficiency charitable organizations and volunteers need to cooperate with regional journalists and involve students-journalists as well.
Ключевые слова: интернет-журналистика, благотворительность, информационный шум, массовые коммуникации, медиаконтент, медиасреда, социальные медиа.
Keywords: online journalism, charity, information noise, mass communications, media content, online media, social media.
Одной из важных составляющих национального самосознания является высокий уровень гражданской активности населения. Как показывает практика, в настоящее время в России уровень гражданского самосознания, в том числе создание инициативных групп, стремление к активизации работы общественных организаций и т. п., пока еще не находится на высоком уровне [1]. В европейских странах благотворительные проекты в основном через личную инициативу граждан.
В России в XIX в. различные слои населения принимали активное участие в благотворительности и общественном обустройстве, меценатство было престижным видом деятельности. В XX в. данная деятельность осуществлялась через государственные учреждения, а граждане привлекались организованно на безвозмездной основе. Это способствовало возникновению среди населения негативного отношения к благотворительности и общественной активности в целом. В настоящее время одной из главных задач развития страны является пропаганда и развитие во-лонтерства и благотворительности [2]. Следовательно, одной из основных задач современных журналистов является формирование позитивного отношения к данной деятельности, преодоление негативных стереотипов и предубеждений, поддержка в общественном сознании устойчивой системы духовно-нравственных ценностей и ориентиров, помощь в продвижении и реализации проектов данного направления.
С появлением Интернета возможности по развитию общественных организаций значительно расширились. Во-первых, благодаря уникальным свойствам медиаресурсов, в частности низкой стоимости создания контента, высокой скорости и широкому охвату передачи информации, благотворительные организации получают возможность активно распространять новости о проектах и устанавливать многосторонние коммуникации с аудиторией, включая потенциальных волонтеров и спонсоров. Во-вторых, появилась возможность расширенного поиска нужных контактов, например сети волонтеров (организация анкетирования, опросы, предложения различных форм участия
© Лазуткина Е. В., 2017 94
и многое другое]. В-третьих, возможность организации взаимодействия через социальные медиа позволяет индивидуализировать процесс информационного обмена, что способствует повышению доверия и активности участников. Общение руководства организации, журналистов и пользователей создает условия для выработки новых идей, творческих планов, обмена информацией (новости, фото-, видеоматериалы участников мероприятий и многое другое].
На территории Астраханской области действует большое количество некоммерческих общественных организаций (НКО) и независимых волонтерских групп (НВГ). Указать точное количество не представляется возможным, во-первых, в связи с отсутствием у ряда групп официальной регистрации, во-вторых, из-за случаев спонтанной организации и проведения экстренных акций (например, срочный сбор помощи беженцам, погорельцам, сбор средств для конкретной семьи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, организация поддержки при чрезвычайных ситуациях и многое другое].
Для освещения деятельности некоммерческих общественных организаций и независимых волонтерских групп используются различные виды онлайновых медиаресурсов: интернет-издания и информационные порталы государственной власти («Астрахань.РФ», «Астрахань.Ру», «Астробл.Ру», «Astrakhanpost.Ru», «ASIP.Ru» и др.], массовые сервисы (блоги, микроблоги, социальные сети, видеохостинги и др.], сайты - представительства общественных организаций («Шаг навстречу», «Отдел социального служения и благотворительности при Астраханско-Камызякс-кой епархии», «Каритас» и др.]. Особый вклад в активное развитие благотворительной общественной деятельности в регионе вносят блогеры и участники массовых социальных сетей (группы «Маленький ангел», «Мама-волонтер», «Добрые люди», «Новый шаг», «ИнтерАктив», «Молодежное Православное Движение» и др.].
На основе анализа контента, размещенного волонтерскими группами в социальных медиа, можно выделить наиболее распространенные формы представления информации: текст (новости, объявления, анонсы, интервью участников, отчеты о мероприятиях и др.], фотографии (фотоотчеты, фотографии участников проекта, людей и иных объектов, нуждающихся в помощи, фотоколлажи и др.], видеоматериалы (видеосюжеты о проводимых мероприятиях, видеообращения, видеоролики социальной рекламы, вебинары и др.]. Нередко в социальных медиа публикуются материалы, имеющие развлекательный характер (фотографии, т. н. «мотиваторы», цитаты известных людей, рисунки и т. д.] с целью снижения напряженности.
Анализ интернет-публикаций, представленных региональными благотворительными организациями и независимыми волонтерскими группами, показал, что в целом они совпадают по тематическому направлению с общероссийскими: помощь незащищенным категориям населения (инвалиды, сироты, одинокие матери, многодетные семьи]; поддержка людей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию (люди без определенного места жительства, освободившиеся из мест лишения свободы, беженцы и др.]. Однако публикации отражают и острые региональные проблемы: помощь людям, утратившим жилье в результате пожаров (в области происходит много намеренных поджогов ветхого жилья], защита прав граждан в межэтнических конфликтах (Астраханская область - поликультурный регион с усиленным миграционным потоком], проблемы экологии (уборка мусора в степи и по берегам водоемов, осушение и загрязнение рек] и др.
При явной важности для населения региона информации о подготовке и реализации благотворительных проектов, существует ряд серьезных проблем, негативно влияющих на эффективность освещения данной деятельности, что в свою очередь отражается и на поиске средств, и на вовлечении журналистов, волонтеров, экспертов, и на масштабах реализуемых проектов. В первую очередь это проблема доверия к информации о благотворительной деятельности. Необходимо отметить, что в настоящее время в нашей стране общественные настроения в целом характеризуются высокой степенью недоверия. Согласно исследованиям, больше всего население нашей страны доверяет информации о благотворительной деятельности, полученной от близкого окружения (друзья и знакомые] - (74%], а публикациям, размещенным в социальных медиа, -20% [3]. При этом очевидно, что социальные медиа в настоящее время стали одним из самых популярных источников новостной информации и местом активных межличностных коммуникаций. Несомненно, основной причиной недоверия является активная деятельность мошенников в сфере благотворительности. Данные представления не могут не отражаться на отношении аудитории к публикациям на тему благотворительности.
В условиях Астраханской области эффективным выходом из сложившейся ситуации является обращение организаторов проектов с просьбой информационной поддержки журналистами, а также к экспертам и авторитетным пользователям конкретной целевой группы в распространении информации, в том числе в широком освещении СМИ. Предоставляемая журналистами, экспертами и лидерами мнений информация более внимательно рассматривается пользовате-
95
лями и принимается с большим доверием. Часто такая информация становится определяющей для пользователя и в целом может повлиять на его отношение к определенным мероприятиям в рамках реализуемых проектов.
Социальные медиа предоставили пользователям возможность осуществлять распространение публикаций способами автоматического копирования публикаций, т. н. «перепостом» и «репостом». Данные технологии дают возможность расширить аудиторию, привлекают к проблеме большое количество специалистов и волонтеров, желающих осуществить разнообразную поддержку, в том числе информационную. Однако, как показывает практика, технология копирования («перепосты» и «репосты»] имеет и отрицательные последствия. Пользователи, бегло просматривая текст, а часто только заголовок и иллюстрации, не задумываясь о сути проблемы, степени достоверности представленных данных, отправляют информацию путем копирования в массовый новостной поток.
Причины данных действий многочисленны: особенности потребления информации в онлайновом медиапространстве (беглое, поверхностное чтение, пропуск длинных текстов], сокращение времени на просмотр текста (быстрые переходы на страницы через гиперссылки], доверие к «друзьям» -подписчикам, стандартная реакция на просьбу о «перепосте» и др. В ходе нашего эксперимента только шесть из 50 человек смогли точно передать содержание публикации, отправленной на «перепост», при этом половина респондентов описали свои действия как «пере-постил, а потом прочитал», «не обратил внимание на текст», «привлекла фотография», «испытал жалость», «может кто-то откликнется, а мне некогда» и др.
В результате исследований мы пришли к выводу, что самым главным недостатком автоматической рассылки («перепоста»] является тот факт, что пользователь ограничивает себя данным действием, считает свой долг выполненным, при этом реально никакая помощь не оказывается.
Очевидно, желание помочь должно сопровождаться как распространением публикаций (в том числе через «перепосты» и «репосты»], так и активным участием в организуемых мероприятиях. Однако, как показывает практика, многие пользователи социальных медиа на своих страницах высказывают возмущение, призывают решать проблемы, бороться, осуждают действие органов власти и журналистов, но реально, в офлайне, никаких серьезных действий не предпринимает.
Также следует признать, что нередко благотворительные организации и независимые волонтерские группы не умеют предоставлять информационные материалы в привлекательном виде для журналистов, авторитетных блогеров, аудитории в целом. Как показывает практика, участники благотворительных проектов нередко дублируют информацию, размещают для автоматического «перепоста» материалы и т. п., стремясь к расширению аудитории, а в итоге лишь создавая информационный шум и вызывая раздражение пользователей.
На основе анализа контента региональных сообществ социальных сетей, размещающих посты на тему благотворительности, можно сделать вывод, что одним из главных условий стабильного уровня доверия аудитории является предоставление оригинального, качественного медиаконтента - и по содержанию, и по форме публикации: быстро считываемого, компактного (до 500-700 символов], структурированного, разнообразного (текст, фото, видео и т. д.], максимально очищенного от шума, подготовленного с учетом требований интернет-среды. При этом грамотное использование авторами гиперссылок, иллюстраций, вставных конструкций в тексте доказывает оригинальность контента и позволяет объективно анализировать представленное содержание. Оригинальный и качественный контент при нарушении данных требований оценивается пользователями как низкого качества, что в свою очередь рефлексируется аудиторией как недоверие к информации. Узнаваемый дизайн, качественные, проверенные тексты, авторские фото-, видеоматериалы, как правило, имеют сообщества с длительной историей существования (например, «Маленький Ангел», «МПД Молодежное Православное Движение» и др.]. Установление эффективной обратной связи с аудиторией, ее расширение, продвижение оригинального медиаконтента, доверие аудитории, эффективный фандрайзинг - все это напрямую связано с уровнем медиаграмотности участников общественных организаций и инициативных групп. Таким образом, членам общественных организаций, независимо от уровня и объема проводимых работ, необходимо развитие умений и навыков работы с новыми коммуникационными технологиями: поиск, критический анализ медиаинформации, стремление к созданию и публикации качественного (грамотного, достоверного, актуального, адаптированного и т. д.] собственного медиаконтента, понимание ответственности и соблюдение правил безопасного поведения в меди-асреде.
Анализ публикаций, представленных региональными благотворительными организациями, показал, что большинство жителей региона не знают, чем занимаются данные организации, каких успехов они добились, какие виды помощи им требуются и т. д. Отсюда, соответственно, 96
высокий уровень недоверия к их деятельности. При подготовке встреч представителей власти, бизнес-структур, образовательных, медицинских учреждений с членами НКО и НВГ традиционно происходит предварительное знакомство с подборкой информационных материалов в СМИ и в сети Интернет о деятельности данных общественных организаций. Поэтому представителям НКО важно именно через популярные медиаплощадки и с помощью авторитетных журналистов и блогеров рассказывать общественности о результатах своей деятельности, регулярно предоставлять отчеты и соответствующие документы, подробно информировать о реализации грантов и т. д. Однако взаимодействие с журналистским сообществом должно включать в себя и инициативу самих представителей массмедиа. Современный журналист обязан стремиться к повышению собственного уровня гражданской ответственности, обладая профессиональными знаниями и навыками, оказывать помощь в реализации общественных проектов. При этом общественные организации и волонтерские группы должны быть сами заинтересованы в плодотворном и долгосрочном взаимодействии. Только при этом условии может быть достигнут максимальный эффект освещения благотворительной деятельности.
Освещая в социальных медиа благотворительную деятельность, необходимо учитывать и т. н. феномен «усталости сострадать», «эмоциональное выгорание», в условиях информационного шума онлайновой медиасреды. Как показывает практика, ленты социальных медиа переполняет большое количество объявлений о сборе средств. Анализ публикаций обычных пользователей в популярных социальных сетях («ВКонтакте», «Facebook», «Одноклассники»] показал наличие большого количества публикаций, содержащих рассказ о людях, попавших в тяжелую жизненную ситуацию (особенно о больных детях, онкобольных взрослых], раненых животных, родственниках погибших в чрезвычайных ситуациях (катастрофы, тяжелая болезнь, убийства и др.]. Данные публикации имеют специфические заголовки («Завтра будет поздно», «Спасем умирающего», «Когда опускаются руки» и др.] и соответствующие иллюстрации (чаще фотографии], направленные на вызов сочувствия к героям заметок.
Подчеркнем, эффективность повторения информации и внимание аудитории имеют ограничения. В связи с переполненностью медиапространства публикациями негативного содержания (природные катаклизмы, криминал, чрезвычайные происшествия и т. д.] сообщения о проблемах отдельных групп граждан не только теряются в массовом информационном потоке, но и перестают вызывать у аудитории ответную реакцию. Как показали наши опросы (респонденты в возрасте 2040 лет], в целом пользователи стараются максимально быстро пропустить неприятную для них информацию (фотографии, «мотиваторы», видеоматериалы], редко полностью читают статьи и заметки с призывами о помощи (чтение на уровне заголовков], ограничиваясь «перепостами» или отметками одобрения («лайками»]. Таким образом, зафиксированные нами стратегии избирательного уклонения пользователей подтверждают, что многократное повторение сообщений и иллюстраций о благотворительной деятельности негативно сказывается на активности аудитории (скука, отсутствие интереса, потеря чувствительности, раздражение, агрессия и др.].
В заключение отметим, что указанные особенности освещения благотворительной деятельности в социальных медиа выделяются не только на основе анализа медиаконтента астраханских проектов, но присущи и другим регионам. В настоящее время благотворительным организациям и независимым волонтерским группам ввиду отсутствия достаточного финансирования выгодно активно использовать онлайновые социальные медиа. Но данным организациям необходимо усилить сотрудничество с региональными журналистами с целью преодоления совместными усилиями стереотипов недоверия у населения, максимально полно информировать аудиторию о результатах своей деятельности, активно взаимодействовать с лидерами мнений, что, соответственно, отразится на повышении эффективности реализации благотворительных проектов и будет способствовать активизации общественной деятельности в целом. Считаем, что особенно важно привлекать к информационному продвижению данных проектов студентов-журналистов, в том числе в рамках учебных курсов в виде практикоориентированной деятельности, что позволит им не только применять свои знания и формировать профессиональные навыки, но и повысит их уровень гражданского самосознания и социальной ответственности.
Примечания
1. Исследование о помощи взрослым в России // Научный корреспондент. 2015. URL: http://nauchkor.ru/cloud_storage/documents/571e09e85f1be73062b34368.pdf (дата обращения: 5.05.2017]
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. // Информация для всех. 17.11.2008. URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf (дата обращения: 15.05.2017]
3. Большинство не доверяет постам о благотворительности в соцсетях // theRunet. URL: http://www.therunet.com/news/2163-bolshinstvo-ne-doveryaet-postam-o-blagotvoritelnosti-v-sotssetyah (дата обращения: 20.05.2017]
Notes
1. Issledovanie o pomoshchi vzroslym vRossii - A study on aid for adults in Russia // Nauchnyj korrespondent -Scientific reporter. 2015. Available at: http://nauchkor.ru/cloud_storage/documents/571e09e85f1be73062 b34368.pdf (date accessed: 5.05.2017)
2. Koncepciya dolgosrochnogo social'no-ehkonomicheskogo razvitiya RF do 2020 g - The concept of long-term socio-economic development of Russia up to 2020 // Informaciya dlya vsekh - Information for all. 17.11.2008. Available at: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf (date accessed: 15.05.2017)
3. Bol'shinstvo ne doveryaetpostam o blagotvoritel'nosti v socsetyah - Most do not trust the posts on charity in social networks // theRunet. Available at: http://www.therunet.com/news/2163-bolshinstvo-ne-doveryaet-postam-o-blagotvoritelnosti-v-sotssetyah (date accessed: 20.05.2017)
УДК 811.111
Д. Б. Смирнова
Польский взгляд на проблему интеллигенции и революции в романе С. Жеромского «Канун весны»
В статье рассматривается образ революции 1917 г. в соотношении с гамлетовским типом героя в романе Стефана Жеромского «Канун весны». Актуальность исследования связана со значимостью этого исторического события для Польши и с его образом в национальной литературе, а новизна - с отсутствием работ об этом романе в современной России. Проблематика революции в «Кануне весны» позволила Жеромскому рассмотреть в новом ракурсе особый гамлетовский тип героя, который писатель последовательно воплощал в своём более раннем творчестве, включая уже рассмотренные нами роман «Бездомные» и повесть «Верная река». Среди произведений польского писателя роман «Канун весны» выделяется тем, что в нём автор проводит психологический анализ интеллигентского сознания в тесной связи с гамлетовским началом образа главного героя. В романе делается вывод о двух уровнях в исследуемом нами романе: актуально-публицистическом, связанном с решением проблемы русско-польских отношений после революции 1917 г., и «металитературном», сводящемся к функционированию «вечного образа» Гамлета в современном читателю политическом романе.
The article discusses the image of the revolution of 1917 in relation to the hamlet type of character in the novel by Stefan Zeromski "Eve of spring". Relevance of research is connected with the significance of this historic event for Poland and its image in the national literature, and novelty - with the absence of works about this novel in modern Russia. The problems of the revolution in the "Eve of spring" allowed Zeromski to consider a new aspect of hamlet's particular type of hero, which the writer consistently embodied in his earlier works, including already reviewed novels "Homeless" and "The Faithful river". Among the works of the Polish writer novel "Eve of spring" is highlighted by the fact that in it the author provides a psychological analysis of the intellectual consciousness in close connection with the beginning of hamlet's image of the protagonist. The novel concludes two levels in the novel under consideration: relevant non-fiction related to the solution of problems of Russian-Polish relations after the revolution in 1917, and "metaliterature", reducible to the functioning of the "eternal image" of hamlet in a modern reader of the political novel.
Ключевые слова: «вечный образ», революция, интеллигенция, Шекспир, «Гамлет», Жеромский, «Канун весны».
Keywords: "eternalimage", revolution, theintelligentsia, Shakespeare, "Hamlet", Zeromski, "Eveofspring".
В 1924 г. Жеромский написал свой новый роман - «Przedwiosnie» («Канун весны»), первый со времени возникновения независимой Польши. «Канун весны» Жеромского уникален тем, что он отражает не только историю Польши, но и историю России. Данный роман был переведен на русский язык Е. Троповским под названием «Канун весны». Есть также переводы романа под другими названиями: «Весна идет» (под редакцией А. Романского), «Предвесеннее» (перевод С. Н. Гонзаго), «Пред весной», «Ранняя весна» (все это издания 20-х гг.). Проблематика революции в «Кануне весны» позволила Жеромскому рассмотреть в новом ракурсе особый гамлетовский тип героя, который писатель последовательно воплощал в своём более раннем творчестве, включая уже рассмотренные нами роман «Бездомные» и повесть «Верная река». Новизна и актуальность последнего предсмертного романа Жеромского заключалась в том, что Жеромский в нём поста-
© Смирнова Д. Б., 2017 98