Научная статья на тему 'Новостные ресурсы Рунета: копирование информации и основные методы защиты публикаций'

Новостные ресурсы Рунета: копирование информации и основные методы защиты публикаций Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3860
423
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КОПИРАЙТИНГ / ИНТЕРНЕТ / НОВЫЕ МЕДИА / НОВОСТИ / MASS COMMUNICATION / COPYWRITING / INTERNET / NEW MEDIA / NEWS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лазуткина Екатерина Валерьевна

В статье рассматривается актуальная проблема так называемого «копипаста» новостей, незаконного копирования новостной информации в интернет-ресурсах. Основное внимание уделено специфики распространения новостной информации в социальных сетях и блогах, взаимодействию с СМИ, проблеме так называемого «перепоста». В статье представлены основные способы предотвращения незаконного копирования публикаций, доступные специалистам без технического образования, в том числе журналистам, редакторам, блогерам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article shall determine the problem illegal copywriting (kopipasta) of news in the online resources. The article analyzes the specifics of the spread of news in social networks and blogs, interaction with the media, problem of spreading misinformation. The article presents the main ways of preventing illegal copying of publications available without skilled technical education, for journalists, editors, bloggers.

Текст научной работы на тему «Новостные ресурсы Рунета: копирование информации и основные методы защиты публикаций»

Ä® Шш

www.volsu.ru

УДК 070:004 ББК 76.0

НОВОСТНЫЕ РЕСУРСЫ РУНЕТА: КОПИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ И ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ

ЗАЩИТЫ ПУБЛИКАЦИЙ

Лазуткина Екатерина Валерьевна

кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры теории и истории журналистики

Астраханского государственного университета

[email protected]

ул. Татищева, 20а, 414056 г. Астрахань, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема так называемого «копипаста» новостей, незаконного копирования новостной информации в интернет-ресурсах. Основное внимание уделено специфики распространения новостной информации в социальных сетях и блогах, взаимодействию с СМИ, проблеме так называемого «перепоста». В статье представлены основные способы предотвращения незаконного копирования публикаций, доступные специалистам без технического образования, в том числе журналистам, редакторам, блогерам.

Ключевые слова: массовая коммуникация, копирайтинг, Интернет, новые медиа, новости.

В настоящее время для большинства пользователей информационные ресурсы сети Интернет являются одним из главных источников получения новостной информации, оперативной и наиболее полной. В целом Интернет предлагает своим пользователям разнообразные новостные ресурсы, дающие возможность взглянуть на события с разных точек зрения (фото-, видеоматериалы, рассказы очевидцев, мнения экспертов, публикации журналистов, обсуждения и комментарии других пользователей и т. п.). При этом сами журналисты ежедневно занимаются мониторингом интернет-ресурсов в поисках информаци-^ онных поводов, свидетельств очевидцев, мнений экспертов, информации от ньюсмейкеров, д биографических, справочных данных, эксклю-М зивных фото- и видеоматериалов и мн. др. Как | следствие, в сети Интернет активизируется и ^ усовершенствуется деятельность СМИ, стре-(3 мящихся не упустить ту часть аудитории, ко© торая привыкла получать новости из Сети.

Таким образом, стремительно увеличивается количество сайтов, содержащих новостной контент. Статистика, которую ведут специализированные сетевые сервисы, позволяет оценить масштаб этого явления. Например, по данным «Ramblers Top 100» в категории «Новости и СМИ» зарегистрировано 4658 сайтов, а «Яндекс» в категории «СМИ» указывает 4268 сайтов [8].

Результаты исследования «Яндекса» показали, что ежедневно СМИ публикуют в Интернете не менее 50 тысяч новостей на русском языке, каждый выходной - не менее 15 тысяч сообщений. При этом 80% этого потока генерируют всего 20% крупных изданий [6]. Аудитория сети Интернет постоянно растет. Результаты исследований Фонда «Общественное мнение» показывают стабильный уровень проникновения Интернета в России: весной 2011 г. он составил 46%, или 52,9 млн. человек, весной 2013 г. составил 57%, или 66,0 млн. человек, весной 2014 г. - 50%, или 58,3 млн. человек [1].

Новостные ресурсы - обобщенное название сайтов, предоставляющих пользователям новостную информацию. Их основу составляют информационные ресурсы сети Интернет. В настоящее время в отечественной науке не представлена единая типология новостных онлайновых ресурсов, однако мы считаем, что ее наличие является одной из важных задач для исследователей, занимающихся проблемами онлайновой журналистики. В целом создание типологии представляет широкие возможности по прогнозированию различных вариантов изменений в сфере новостного производства в сети Интернет, и дает, таким образом, в руки и ученых, и специалистов-практиков мощный инструмент, позволяющий оказывать влияние на будущее развитие как отдельных сайтов, предоставляющих пользователям новостную информацию, так и всей сферы новостных онлайновых ресурсов в совокупности.

В целом можно представить самые разные типологии онлайновых новостных ресурсов. С целью создания универсального варианта нами были выбраны в качестве типологизиру-ющих следующие признаки: 1) место размещение информации - сеть Интернет; 2) целевое назначение - предоставление оперативных сведений об изменениях окружающего мира; 3) содержание - социально значимая новостная информация; 4) регулярность обновления информации; 5) массовость аудитории. Таким образом, мы предлагаем следующую типологию онлайновых новостных ресурсов:

1. Информационные агентства, предоставляющие новостную информацию, включающую текст новости, фотографии, видеоматериалы, таблицы и др., как платно, так и бесплатно (например, «Ростбалт», «Инфонет», «Хакасия», «Тюменская линия», «РИА Дагестан», «Север-Пресс», «НИА-Кузбасс», «Ба-шинИнформ» и др.). Информационные агентства осуществляют сбор и оперативное распространение информации, при этом предоставляемая пользователям новостная информация отличается наибольшей достоверностью. Следует также отметить, что ее ценность заключается и в минимальном количестве комментариев, что позволяет анализировать непосредственно события, а не их субъективные трактовки.

2. Основная группа новостных сайтов. К этой категории относятся новостные сайты и порталы: представительства традиционных СМИ в сети Интернет («Ведомости», «Эхо Москвы», «Независимая», «Коммерсантъ», «Труд», «МК.Ру» и др.) и оригинальные онлайновые издания, не имеющие офлай-новых прототипов («Лента.Ру», «Газета.Ру», «Дни.Ру», «Грани.Ру», «ИноСМИ» и др.). Методы работы с информацией, формы ее подачи и жанровая специфика таких ресурсов берут начало в традиционных СМИ.

3. Индексирующие и классифицирующие сайты. К данной категории относятся ресурсы, создающие тематические каталоги. Данные сайты не производят оригинальный новостной контент, а только классифицируют материалы с других сайтов. К этой категории можно отнести каталоги новостной информации, созданные при поисковых системах (например, «Яндекс», «Rambler», «Google» и др.). Следует заметить, что большинство пользователей ежедневно начинают знакомство с новостной информацией именно с данных сайтов.

4. Новостные ленты информационных корпоративных сайтов и порталов (например, сайты МГУ, РАО «Газпром», «Сбербанк», ОАО «АВТОВАЗ» и др.). Данные сайты предоставляют пользователям новости о деятельности организации, ее руководителях и основных партнерах. Особая ценность данной информации основывается на том, что она исходит из первоисточника. К недостаткам информации, представленной в данном типе новостных сайтов, относится ее нередко недостаточно частое обновление, а также ее официальность, граничащая по своему оформлению и содержанию либо с отчетами, либо с пресс-релизами.

5. Новостные ленты на информационных сайтах и порталах органов власти (например, сайт Правительства РФ, сайт Уполномоченного по правам человека в РФ, сайт администрации города и др.) и международных организаций (например, сайты ООН, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, «Российский Красный крест» и др.). Следует обратить внимание, что, как правило, на сайтах данного типа имеется указание на то, что размещенная информация является свободно распространяемой и мо-

жет быть отредактирована в соответствии с требованиями конкретного получателя при условии сохранения смысла сообщения. Таким образом, информация, представленная на данных сайтах, носит официальный характер и является основой для формирования новостных материалов в СМИ.

6. Новостные ленты на сайтах личностей, имеющих высокий имидж. К данному типу относятся персональные сайты известных людей, в том числе блоги и страницы в социальных сетях, чья деятельность, личная жизнь, окружение, вызывает устойчивый интерес как обычных пользователей, так и СМИ: политики, бизнесмены, артисты, певцы, телеведущие и т. п. Новостная информация, размещенная на данных сайтах, является эксклюзивной, так как предоставляется самим ньюсмейкером или помощниками от его лица (например, сайты А.Чубайса, М. Прохорова, Н. Сафронова, Е. Плющенко, В. Гергиева, В. Ерофеева, С. Безрукова, Ч. Ха-матовой и др.).

7. Социальные сети/Блоги (как разновидность социальной сети). На данных типах сайтов пользователи размещают новостную информацию не только личного содержания, но и о своей профессиональной деятельности, нередко публикации экспертного характера, а также описание событий, очевидцами которых они стали, уникальные фото- и видеоматериалы.

9. Форумы. Пользователи могут узнать новости, став участниками одного из многочисленных интернет-форумов. Форумы могут быть как общими, так и узкотематическими.

Одним из главных недостатков полученных из социальных сетей и форумов новостей является трудность определения источника информации, наличие дезинформации, низкое качество публикаций. Однако если человек убежден, что общается с экспертом или очевидцем события, он может полностью доверять полученной информации [3, с. 41].

Таким образом, популярность сети Интернет как источника информации быстро растет, и, как следствие, остро встает проблема подготовки качественного контента, отвечающего запросам современных пользователей. К сожалению, содержание большого количества сайтов до сих пор формируется в основном методом копирования размещенных

раннее публикаций на чужих сайтах (так называемый «копипаст»). Традиционно методом копипаста (от англ. «copy» - копировать и «paste» - вставить) называется процесс подготовки информации путем полного или частичного копирования её с одной или нескольких страниц сайтов, зачастую без какого-либо редактирования (рерайтинга). Новостные ресурсы покупают подписку у информационных агентств и могут законно размещать их материалы. Однако недобросовестные владельцы различных сайтов сразу перепечатывают чужие новости большое количество раз, часто не ссылаясь на первоисточник. По результатам исследований «Webscan Technologies» в 2008 г. не менее 38% новостей являлись дословными перепечатками с других ресурсов. При этом со 100 самых цитируемых интернет-ресурсов Рунета за первое полугодие 2008 г. было перепечатано порядка 233 тысяч новостей, которые были вторично размещены с различной степенью повторяемости примерно на 18,5 тысячах площадок [2]. По данным «Яндекса», в каждом четвёртом сообщении онлайн-СМИ содержатся ссылки на другие издания (гиперссылки или текстовые упоминания). Из них 10% являются перепечатками, то есть практически полностью копируют тексты других сообщений. Еще около 15% всех сообщений - перепечатки без ссылок на источник. В общей сложности в русскоязычной медиасфере каждый день появляется около 12 тысяч ссылок на другие СМИ. Больше всего ссылаются на крупные СМИ общей тематики. Три самых цитируемых издания - это информационные агентства «РИА Новости», «Интерфакс» и «ИТАР-ТАСС» [6].

Согласно исследованиям, всего 30% изданий ни разу не перепечатали полностью чужие материалы. Среди них много специализированных, пишущих только на одну тему или только об одном регионе. Редко полностью перепечатывают чужие материалы и крупные издания. Но при даже частичном использовании материалов всегда ссылаются на источник. Например, «Newsru.com» часто ссылается на «Интерфакс», «Прайм-ТАСС» - на «ИТАР-ТАСС», а «Business FM» - на «РИА Новости». Многие СМИ ссылаются на несколько разных источников [5]. Подчеркнем, несмотря на то, что исследования проводились в раз-

ные годы, общая тенденция сохраняется в настоящее время.

В Рунете проблема незаконного копирования публикаций стоит очень остро, вызывая отрицательное отношение в профессиональной среде. В первую очередь, большинство публикаций не содержит обратной ссылки на первоисточник. Таким образом, нарушаются авторские права владельцев контента, оплативших либо услуги специалиста, либо потративших время и силы на подготовку данных публикаций. Далее у законных владельцев возникают проблемы с индексированием сайта поисковыми системами. Даже при сохранении ссылки на источник, поисковая машина может принять скопированный текст за первоисточник, а оригинал за плагиат, и, соответственно, санкции будут применены ошибочно.

Очевидно, новостная информация по так называемым «топовым» темам представляет интерес для читателя только в течение короткого времени и размещается с целью привлечения аудитории на сайт (в первую очередь с целью заработка на просмотрах и рекламе). При этом собственники новостей, имеющие определенные финансовые затраты на их создание, не могут понизить уровень стоимости рекламы, а недобросовестные владельцы сайтов наоборот предлагают заниженные цены, в результате чего владельцы авторского контента не могут выдержать конкуренции.

Несмотря на явные недостатки, метод «копипаста» активно используется, так как позволяет значительно сэкономить на сборе информации, оригинальных авторских материалах, редактуре и т. д. Таким образом, без особых усилий за короткое время набирается контент для сайта. Редакторы большинства новостных ресурсов стараются отследить случаи незаконного копирования. Однако законодательно наказать нарушителей представляется трудным процессом. Как известно, неоднократно делались попытки создать и утвердить законопроект, касающийся запрета сетевым ресурсам копировать новости без ссылок на первоисточник. Но существует особенность использования ссылок в онлайн-пуб-ликации. Как показывает практика, на ссылку на источник, если она находится в конце текста, обращает внимание только незначи-

тельный процент читателей, а многие не дочитывают новость до конца. Таким образом, даже если законодательно онлайн-ресурсы обяжут указывать в публикациях ссылку на первоисточник, она всегда должна быть активной и находиться в начале текста. В настоящее время крупные информационные агентства («Интерфакс», «Новости») требуют от онлайн-партнеров ставить ссылки на публикации в начале текста.

Необходимо учитывать и особенности публикаций, созданных на основе событийных пресс-релизов отделов по связям с общественностью, пресс-служб, государственных СМИ. В данном случае невозможно говорить о нарушении авторских прав.

За последние несколько лет востребованным источником новостной информации стали социальные сети и блоги (как разновидность социальной сети). В целом можно выделить следующие источники поступления к пользователю социальной сети новостной информации: 1) события, происходящие в личной жизни; 2) информация, переданная очевидцами событий; 3) новостная информация из других блогов; 4) новостные онлайновые ресурсы, в том числе онлайновые СМИ, корпоративные представительства, тематические сайты; 5) традиционные СМИ. Интерес массовой аудитории к новостной информации, представленной в социальных сетях, связан с возможностью получить ее от непосредственных очевидцев событий, рассмотреть различные точки зрения, включая экспертные, познакомиться с уникальными фото-, видео- и аудио-материалами. Также информация в социальных сетях нередко появляется раньше, чем ее предоставляют СМИ. Особую актуальность данное свойство приобретает при чрезвычайных событиях (напр., публикации участников соцсетей о терактах, стихийных бедствиях и др.). Ценным источником информации социальные сети становятся и в том случае, когда журналисты не могут оперативно прибыть на место происшествия (напр., публикации блогеров о столкновениях в Кондо-поге, Сагре, аварии на Саяно-Шушенской ГЭС и мн.др.).

Как показывает практика, пользователи массовых сервисов, особенно блогеры, часто копируют новостную информацию интернет-

СМИ, добавляя собственные иллюстрации и комментарии. Согласно результатам исследований «Яндекса» почти 90% СМИ получают посетителей из блогосферы. Однако переходов из социальных сетей пока гораздо меньше, чем с других ресурсов, как правило, не более 1% от общего трафика. Почти две трети переходов из социальных сетей обеспечивает «В Контакте», далее следуют «LiveJournal», «Facebook», «Twitter» и «LiveInternet» [5]. В данном случае ценным является отклик посетителей блога, их обсуждения.

Существуют и иные формы взаимодействия блогов и онлайновых СМИ: размещение в блогах готового блока с цитатой новостного материала (html-блок) и элементами бренда издания (напр., «РИА Новости», «Ведомости», «Газета.Ру» и др.), размещение журналистами в собственных блогах материалов, ранее опубликованных в СМИ, с сохранением элементов бренда издания (напр., бло-ги журналистов А. Плющева, Н. Радуловой, В. Третьяка) и др. Очевидно, что использование разнообразных форм взаимодействия с блогами позволяет онлайновым СМИ не только интегрироваться в блогосферу с целью сбора откликов на публикации, но и использовать ее в качестве продвижения собственных брендов. Однако и в социальных сетях, и в бло-госфере проблема копирования новостной информации стоит остро.

Особое значение как для журналистов, так и для обычных пользователей, имеет возможность распространения информации так называемым «перепостом», то есть способом автоматического («вирусного») копирования публикаций (размещение на собственной странице в массовых сервисах, в так называемых «рекомендациях друзьям», рассылка подписчикам и т. д.). С одной стороны, это дает возможность привлечь к публикации большое количество пользователей, собрать и изучить отклики на событие, получить дополнительные материалы и комментарии очевидцев. С другой стороны, так называемые «перепосты» имеют и негативное значение. Как показывают результаты ряда проведенных нами опросов, большинство пользователей социальных сетей и блогов не вчитываясь в текст сообщения, не задумываясь о том, насколько достоверна представленная инфор-

мация, способствуют ее массовому распространению. К причинам подобного варианта распространения следует отнести нехватку времени, привычку реакции на просьбу о «перепосте», постоянное использование определенного информационного источника и др. При этом следует признать, что нередко блогос-фера и социальные сети становятся идеальной площадкой для распространения дезинформации, негативных медиавирусов, информационных манипуляций. Новостная информация, размещенная на данных сервисах, стремительно распространяется и становится предметом обсуждения многомиллионной аудитории. Таким образом, учитывая высокий уровень доверия, наблюдающийся в среде пользователей массовых сервисов, большое значение имеет степень достоверности публикуемой информации. Как показывает практика, нередко блоги становятся каналом распространения, а иногда и источником непроверенных сведений, которые не укладываются в профессиональные журналистские рамки. Опасность непроверенной информации для журналиста очевидна, так как, транслируя подобные материалы, он становится проводником дезинформации, тем самым не только порождая дезориентацию населения, но и подрывая авторитет профессии в целом [6, с. 81].

Следует учитывать, что новостная дезинформация может поступать к пользователям через копирование публикаций онлайновых СМИ. Конкуренция между новостными СМИ часто становится причиной низкого качества предоставляемой информации, в том числе и публикации дезинформации. О.Р. Лащук отмечает в своем исследовании, что «в условиях рынка прежде всего необходимо привлечь клиента, дать ему то, что он ожидает получить». Следовательно, «все ухищрения в выражении своей позиции, формировании мировоззрения, в пропаганде и т. д. могут осуществляться только в той мере, в какой они не снижают конкурентоспособность информационной продукции» [4, с. 27]. Можно привести очень много примеров распространения ложной информации как зарубежными СМИ, так и российскими. В 2006 г. ряд СМИ, включая «Московский комсомолец», опубликовали информацию о смерти патриарха Алексия II (27.04.2007 г.), чем вызвали большой резонанс в обществе.

В 2007 г. СМИ распространили ложную информацию об атомной тревоге в городе Сосновый Бор, рядом с которым расположена Ленинградская АЭС, вызвав в результате панику среди местного населения.

На основании приведенных выше примеров можно предположить, что причинами публикации дезинформации в СМИ являются невнимательность, некомпетентность редакторов, ошибки журналистов, заинтересованность руководства издания в определенном освещении события и мн. др. Таким образом, негативные проявления (дезинформация, медиави-русы, манипуляция информацией и т. д.), в которых часто обвиняют блогосферу и социальные сети, в целом в разной степени свойственны всем СМИ. Следовательно, недопустимо однозначно ставить знак равенства между социальными сетями и дезинформацией. Блогосфера и медиапространство социальных сетей - это, прежде всего, территория свободных информационных потоков.

Неудовлетворенное требование новостей, диссонанс между информацией, которая необходима для понимания ситуации и тем, что сообщается в СМИ, создают основу для появления и циркуляции некачественной информации в массовых сервисах, при этом значительно растиражированной. Повторяющиеся в сотнях блогов и на личных страницах сетей тексты новостей, фото-, видеоматериалы затрудняют процесс получения объективной информации. Выходом является только обращение к первоисточнику, то есть или к интернет-СМИ, опубликовавшему данную новостную информацию, или к очевидцам событий, чьи блоги или личные страницы представлены в социальной сети. При этом следует заметить, что излишне критический подход к оценке достоверности информации не должен, на наш взгляд, приводить к другой крайности, когда ценный новостной материал отвергается в связи со сложностью определения первоисточника. В данном случае большую помощь в выяснении достоверности полученной информации и предотвращении манипуляций может, по нашему мнению, оказать привлечение других блогеров, в том числе экспертов, к ее обсуждению. Подчеркнем, пользователь имеет возможность рассмотреть разные точки зрения на происходящие события, а степень дос-

товерности информации можно проверить не только используя методы аналитической работы, но и путем общего обсуждения сообщений [7, с. 107].

Следует признать, что в целом потенциал блогов и социальных сетей как уникальных источников новостной информации огромен и чрезвычайно важен как для профессиональной медиасреды, так и для обычных пользователей. Но увеличение новостных потоков интернет-ресурсов, создаваемых (и смешиваемых) как профессиональными журналистами, так и обычными пользователями, значительно затрудняет процесс получения актуальных и объективных новостей. Незаконное копирование новостной информации еще больше усложняет ситуацию, увеличивая информационный шум в Сети и утомляя пользователей.

Ощутимый вред копипаст наносит владельцам и авторам новых онлайн-проектов, не имеющих постоянную аудиторию. Перепечатка в данном случае ведет не к популярности и продвижению ресурса, а к серьезным проблемам. Как было сказано выше, данные сайты будут понижены в ранжировании по оформленным поисковым запросам или полностью исключены.

Как показывает практика, на сегодняшний день не существует универсальных способов борьбы с копипастом. Законодательно сделать это практически невозможно. Технические специалисты рекомендуют использовать водяные знаки в публикациях с именем или названием проекта, создать большое количество внутренних ссылок из статей на другие материалы того же ресурса, использовать специальные программы, скрипты, не допускающие копирование материалов с помощью клавиш. Однако, с одной стороны, для технических специалистов данные действия не являются серьезной преградой. С другой стороны, пользователи часто копируют фрагменты публикаций для личного использования, и данные способы защиты могут вызвать недовольство пользователей и отразиться на посещаемости сайта.

Распространенным способом защиты является размещение на сайте предупреждения о запрете копирования и цитирования без согласия автора (редакции) и привлече-

нии к наказанию согласно закону об авторских правах. Часто владельцы сайтов отслеживают случаи незаконной перепечатки публикаций и обращаются напрямую к нарушителям с требованием убрать материалы. Также возможно подать жалобу в соответствующие подразделения «Яндекса», «Гуг-ла» и др.

У большинства новостных сайтов и практически всех блогов существует лента новостей, ^-лента, позволяющая осуществить подписку на новые публикации. Увеличивающийся уровень популярности ^-тех-нологий позволяет с уверенностью говорить, что в настоящее время для большинства пользователей ^-ленты являются своеобразным персонализированным медиа, предоставляющим интересную, актуальную и оперативную информацию. Учитывая, что в настоящее время аудитория сама создает поток новостей, особенно востребованной, на наш взгляд, является ^-подписка в блогах, позволяющая отследить уникальную новостную информацию, эксклюзивные фото-, видеоматериалы. Особое значение новостные ^-ленты получили в связи с активным развитием мобильных устройств. Небольшой размер текста, форма анонса, незначительное потребление трафика, получение информации в любом удобном для пользователя месте способствует активному развитию данной услуги для мобильных устройств. Таким образом, информация может поступать постоянно, единым потоком, объединяя новости как от крупных информационных агентств, так и от непрофессиональных блогеров. Данная возможность позволяет сэкономить время на поиске и получить информацию из надежных, проверенных источников.

До сих пор среди специалистов ведутся дискуссии по проблеме предоставления пол-нетекстовых ^-лент и подписок с укороченной версией (заголовок и аннотация). И хотя многие специалисты-практики рекомендуют именно полнотекстовые ^-ленты, на наш взгляд, ленты с неполными текстами предпочтительнее, так как не только способствуют привлечению пользователей непосредственно на сайт, но и препятствуют копированию оригинальных публикаций. Возможна и ситуация,

когда владельцы сайта не отдают в rss-ленту определенные рубрики. Однако в данном случае существует риск вызвать недовольство аудитории сайта.

На наш взгляд, существуют более эффективные способы защиты от незаконного копирования, не требующие специальных технических знаний. Во-первых, публикации должны содержать в себе указание на принадлежность сайту («...как стало известно редакции ...», «... сообщил наш корреспондент...» и т. д.). Также эффективным способом является размещение анонса новости на соответствующих тематических форумах, социальных сервисах так называемых «народных новостей» («Мобильный репортер», «News2», «Smi2» и др.), закладках, ветках комментариев в блогосфере. Однако в данном случае необходима аккуратность и тактичность по отношению к пользователям, иначе размещенные сообщения вызовут раздражение у посетителей, будут расценены как спам и удалены.

В настоящее время большинство новостных сайтов имеют свои представительства в социальных сетях. Таким образом, анонсы новостей, дополнительные материалы могут быть размещены в сообществах. Данный способ не только позволяет повысить количество прямых заходов на сайт, но частично предотвращает незаконное копирование контента.

В заключении необходимо признать, что в настоящее время в Рунете контент большого количества сайтов представляет собой ко-пипаст чужих публикаций. Стремительное развитие массовых сервисов, работающих на технологиях web 2.0, еще больше усложняют ситуацию. Данная проблема волнует как редакции крупных онлайновых СМИ, так и редакции новых информационных проектов. Сложность ситуации заключается в том, что не существует способов полностью предотвратить копипаст и законодательно привлечь к ответственности нарушителей. При этом страдают и обычные пользователи, которые по причине отсутствия достаточного свободного времени, желания и даже физических способностей не могут отслеживать огромные новостные потоки, посещая ежедневно десятки новостных сайтов в поисках допол-

нительной новостной информации. Выходом из сложившейся ситуации может стать условие, при котором законодательно можно будет перепечатать новость только через четко обозначенное время после их основного появления, с обязательным размещением активной ссылки в начале публикации. Но данное условие реально, если все новости станут объектом собственности, что в настоящее время практически невозможно с учетом развития ^-подписки, социальных сетей, фото и видео-хостингов и др. Также проблема заключается в сложности отслеживания времени и степени распространения информации среди новостных сайтов и социальных сетей. На наш взгляд, для редакций данный процесс может стать слишком трудоемким. Таким образом, исходя из существующих условий, авторам и редакциям необходимо искать пути решения данной проблемы, в том числе используя представленные выше способы. Для пользователей одним из эффективных выходов, позволяющих при минимуме затрачиваемых сил и времени оставаться в курсе событий, получая качественно подготовленную, проверенную информацию, является, на наш взгляд, использование формирование собственной новостной ленты, включая ^-подписки, на надежных новостных сайтах и блогах.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Интернет в России // ФОМ. - 2011-2014. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// runet.fom.ru/research.html. - Загл. с экрана.

2. Исследования «Webscan Technologies» // Webscan. - 2008. - Электрон. текстовые дан.- Режим доступа: http://www.webscan-global.com/ru. -Загл. с экрана.

3. Лазуткина, Е. В. Проблемно-объектный комплекс регулирования новостной информации в блогосфере Рунета / Е. В. Лазуткина. - Астрахань : Волга, 2011. - 163 с.

4. Лащук, О. Р. Редактирование информационных сообщений / О. Р. Лащук. - М. : Аспект Пресс, 2004. - 159 с.

5. Медиасфера Рунета // Яндекс. - 20082011. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://company.yandex.ru/facts/researches. - Загл. с экрана.

6. Осташевский, А. В. Проблема ложности семантических знаков в журналистском тексте / А. В. Осташевский // Вестник Майкопского государственного технологического университета. -2012. - № 1. - С. 80-83.

7. Соловьев, Г. М. Место маркированной лексики в рамках современного медиадискурса / Г. М. Соловьев // Язык. Текст. Дискурс. - 2010. -№ 8. - С. 375-380.

8. Ramblers Top 100: Новости и СМИ // Rambler -08.11.2014. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://top100.rambler.ru/top100. -Загл. с экрана.

NEWS RESOURCES RUNETA: COPYWRITING AND METHODS OF PROTECTION PUBLICATIONS

Lazutkina Ekaterina Valerevna

Candidate of Philology, Senior Lecturer of Department of Theory and History of Journalism

Astrakhan State University

[email protected]

st. Tatishcheva, 20a, 414056 Astrakhan, Russian Federation

Abstract. This article shall determine the problem illegal copywriting (kopipasta) of news in the online resources. The article analyzes the specifics of the spread of news in social networks and blogs, interaction with the media, problem of spreading misinformation. The article presents the main ways of preventing illegal copying of publications available without skilled technical education, for journalists, editors, bloggers.

Key words: mass communication, copywriting, Internet, new media, news.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.