Научная статья на тему 'Формы PR-биографии в контексте жанровой системы'

Формы PR-биографии в контексте жанровой системы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
53
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PR-биография / биография-конспект / биография-рассказ / биография-повествование / PR biography / summary biography / story biography / narrative biography

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ковтуненко Инна Викторовна, Бондаренко Юрий Борисович

Цель исследования – определить основные жанровые формы PR-биографии, специфику их применения и особенности взаимодействия в коммуникационных процессах и их эффективного использования в PR-деятельности. В статье рассмотрены особенности применения таких основополагающих форм PR-биографии, как биография-конспект, биография-рассказ и биография-повествование, изучены их свойства как в теоретическом, так и практическом аспектах. Научная новизна заключается в том, что исследование вносит вклад в науку за счет комплексного анализа PR-биографий как инструмента формирования общественного мнения и управления репутацией, обогащая теоретическую базу данных жанров новыми аспектами их структурно-стилистического разнообразия и функциональности. Впервые в рамках русской коммуникативной культуры проведено глубокое изучение взаимосвязей между различными формами PR-биографий и их эффективностью в контексте целеполагания и достижения коммуникативных задач. Также научная новизна заключается в применении комплексного подхода, сочетающего аналитический, сравнительный и эмпирический методы для оценки практического использования PR-биографий, что позволило выявить новые тенденции и приемы в создании данного жанра текстов, не рассмотренные ранее в научной литературе. Это исследование подчеркивает значимость жанра PR-биографий в контексте стратегий коммуникации и публичных отношений. Результаты научного исследования показывают, что PR-биографии могут принимать различные образы и объединять жанровые модели, повышая эффективность восприятия текстов благодаря использованию устойчивых форм из практики связей с общественностью. Кроме того, в PR-биографиях активно задействуются механизмы из других дискурсов, таких как интервью, исповедь, газетная заметка и летопись, что свидетельствует о необходимости систематического обновления текстов и поддержания их в актуальном состоянии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forms of the PR biography in the context of the genre system

The aim of the research is to identify the main genre forms of the PR biography, their specificity in application, the features of interaction in communication processes and their effective utilization in PR activities. The paper examines the features of using fundamental forms of the PR biography such as summary biographies, story biographies, and narrative biographies, studying their properties in both theoretical and practical aspects. The scientific novelty lies in contributing to science through a comprehensive analysis of PR biographies as a tool for shaping public opinion and reputation management. This enriches the theoretical database of genres with new aspects of their structural-stylistic diversity and functionality. For the first time in the realm of Russian communicative culture, there has been an indepth study of the relationships between various forms of PR biographies and their effectiveness in goal setting and achieving communicative tasks. Furthermore, the scientific novelty lies in the application of a comprehensive approach combining analytical, comparative, and empirical methods to assess the practical use of PR biographies, revealing new trends and techniques in creating this genre of texts not previously explored in scientific literature. This research emphasizes the importance of the PR biography genre in the context of communication strategies and public relations. The research findings show that PR biographies can take various forms and combine genre models, enhancing text perception efficiency through the use of established forms from the practice of public relations. In addition, mechanisms from other discourses, such as interviews, confessions, newspaper articles, and chronicles, are actively involved in PR biographies, highlighting the need for systematic text updating and maintenance to keep them current.

Текст научной работы на тему «Формы PR-биографии в контексте жанровой системы»

фгратота

ISSN 2782-4543 (online) ISSN 1997-2911 (print)

Филологические науки. Вопросы теории и практики Philology. Theory & Practice

2024. Том 17. Выпуск 3 | 2024. Volume 17. Issue 3

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): philology-journal.ru

RU

Формы PR-биографии в контексте жанровой системы

Ковтуненко И. В., Бондаренко Ю. Б.

Аннотация. Цель исследования - определить основные жанровые формы PR-биографии, специфику их применения и особенности взаимодействия в коммуникационных процессах и их эффективного использования в PR-деятельности. В статье рассмотрены особенности применения таких основополагающих форм PR-биографии, как биография-конспект, биография-рассказ и биография-повествование, изучены их свойства как в теоретическом, так и практическом аспектах. Научная новизна заключается в том, что исследование вносит вклад в науку за счет комплексного анализа PR-биографий как инструмента формирования общественного мнения и управления репутацией, обогащая теоретическую базу данных жанров новыми аспектами их структурно-стилистического разнообразия и функциональности. Впервые в рамках русской коммуникативной культуры проведено глубокое изучение взаимосвязей между различными формами PR-биографий и их эффективностью в контексте целеполагания и достижения коммуникативных задач. Также научная новизна заключается в применении комплексного подхода, сочетающего аналитический, сравнительный и эмпирический методы для оценки практического использования PR-биографий, что позволило выявить новые тенденции и приемы в создании данного жанра текстов, не рассмотренные ранее в научной литературе. Это исследование подчеркивает значимость жанра PR-биографий в контексте стратегий коммуникации и публичных отношений. Результаты научного исследования показывают, что PR-биографии могут принимать различные образы и объединять жанровые модели, повышая эффективность восприятия текстов благодаря использованию устойчивых форм из практики связей с общественностью. Кроме того, в PR-биографиях активно задействуются механизмы из других дискурсов, таких как интервью, исповедь, газетная заметка и летопись, что свидетельствует о необходимости систематического обновления текстов и поддержания их в актуальном состоянии.

EN

Forms of the PR biography in the context of the genre system

Kovtunenko I. V., Bondarenko Y. B.

Abstract. The aim of the research is to identify the main genre forms of the PR biography, their specificity in application, the features of interaction in communication processes and their effective utilization in PR activities. The paper examines the features of using fundamental forms of the PR biography such as summary biographies, story biographies, and narrative biographies, studying their properties in both theoretical and practical aspects. The scientific novelty lies in contributing to science through a comprehensive analysis of PR biographies as a tool for shaping public opinion and reputation management. This enriches the theoretical database of genres with new aspects of their structural-stylistic diversity and functionality. For the first time in the realm of Russian communicative culture, there has been an in-depth study of the relationships between various forms of PR biographies and their effectiveness in goal setting and achieving communicative tasks. Furthermore, the scientific novelty lies in the application of a comprehensive approach combining analytical, comparative, and empirical methods to assess the practical use of PR biographies, revealing new trends and techniques in creating this genre of texts not previously explored in scientific literature. This research emphasizes the importance of the PR biography genre in the context of communication strategies and public relations. The research findings show that PR biographies can take various forms and combine genre models, enhancing text perception efficiency through the use of established forms from the practice of public relations. In addition, mechanisms from other discourses, such as interviews, confessions, newspaper articles, and chronicles, are actively involved in PR biographies, highlighting the need for systematic text updating and maintenance to keep them current.

Введение

Актуальность данного исследования обусловлена постоянным развитием жанровых форм PR-биографии и «живости» вопросов изучения взаимоотношений и границ этих форм, так как образ персоны играет ключевую

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/phil20240145

© 2024 Авторы. © 2024 ООО Издательство «Грамота» (© 2024 The Authors. © 2024 Gramota Publishing, LLC). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

роль в формировании общественного мнения в контексте современной коммуникационной среды. Стремление создать позитивный имидж, эффективно взаимодействовать с аудиторией и управлять репутацией делает PR-биографии важным инструментом в отношении достижения целей по определенному позиционированию личности в обществе. Кроме того, данный жанр является относительно новым в контексте изучения русской коммуникативной культуры, в связи с чем не был исследован в полной мере как со стороны практической направленности, так и глубины теоретического обоснования и анализа.

Достижение поставленной цели подразумевает решение следующих задач исследования:

- определить функции и стилевые особенности каждой из форм PR-биографии в контексте теоретического аспекта;

- исследовать практики и приемы в создании PR-биографий на основе практических материалов.

При работе использовались такие методы исследования, как аналитический метод с целью изучения структуры, содержаний и функций различных форм PR-биографий, а также сравнительный подход для сопоставления особенностей и характеристик разных типов PR-биографий. Кроме того, для анализа практического применения PR-биографий в современном мире был использован эмпирический метод.

Материалом для исследования послужили биографии современных публичных людей:

• Лавров Сергей Викторович, министр иностранных дел Российской Федерации // Министерство иностранных дел Российской Федерации: официальный сайт. https://www.mid.ru/ru/about/structure/minister;

• Алексей Борисович Миллер // ПАО «Газпром»: официальный сайт. https://www.gazprom.ru/about/ management/board/mШer/;

• Юлия Савичева. История // Юлия Савичева: официальный сайт. https://web.archive.org/web/ 20170615001928/^^ ://www. savicheva.ru/history;

• Филипп Киркоров. Полная биография // Филипп Киркоров: официальный сайт. https://web.archive.org/ web/20161019Ш432/https:/Дirkorov.ru/uploads/KIRKOROV_BюgrapЫya.pdf.

Теоретической базой исследования выступили научные труды Т. Асланова (2017), И. В. Перепечаева (2019), Е. М. Хакимовой (2021), раскрывающие сущность PR-текстов и их особенностей, а также исследования Е. В. Лок-тевич (2023), Е. Н. Песковой (2015), изучающие особенности PR-биографии как инструмента создания имиджа персоны. Кроме того, благодаря работам М. В. Гундарина (2008), О. И. Денисовой (2015), Е. В. Егоровой-Гантман и К. В. Плешакова (1999), А. Н. Красивовой (2001), А. Д. Кривоносова, О. Г. Филатовой, М. А. Шишкиной (2012), посвященным языковой и стилистической структуре текстов, теории связей с общественностью, а также анализу политической рекламы и делового русского языка, была представлена обширная база для понимания принципов создания и воздействия PR-биографий.

Практическая значимость работы выражается в возможности оптимизации информационных материалов для максимизации их воздействия на целевую аудиторию и управление репутацией с целью улучшения имиджа персон и организаций. Результаты исследования могут быть использованы в процессе преподавания таких дисциплин, как стилистика, культура речи.

Обсуждение и результаты

Различные формы PR-биографии уже становились объектом исследования. В специальной литературе описывается несколько формальных разновидностей биографии. В частности, является распространенным положение о том, что две базисные формы биографии - это биография-конспект и биография-рассказ (Егорова-Гантман, Плешаков, 1999), которые иногда дополняются биографиями-повествованиями (Гундарин, 2008; Кривоносов, Филатова, Шишкина, 2012; Пескова, 2015).

Так, противопоставление этих разновидностей можно свести к используемым языковым формам и степени подробности повествования:

1) целью биографии-конспекта является представление только дат и основных вех карьеры персоны; биографии-конспекты, как правило, обладают ярко выраженными признаками синтаксической неполноты и/или высокой степенью краткости, лаконичности;

2) биография-рассказ представляет собой связное повествование, состоящее из полноценных предложений, и в содержательном отношении мало отличается от биографии-конспекта, то есть характеризуется такой же лаконичностью изложения;

3) биография-повествование предполагает максимально высокую подробность предлагаемой информации и дает информацию не только об основных жизненных вехах человека, но и о его качествах, установках, жизненных принципах; эта разновидность напоминает портретный очерк.

Указанные разновидности тяготеют к различным сферам коммуникации: биография-конспект сходна с разновидностями биографии в деловом общении, биография повествование - с научными и беллетризо-ванными биографиями, а биография-рассказ занимает промежуточное положение между ними (а возможно, может быть сближена со справочными биографиями). Впрочем, нельзя не обратить внимание на то, что это деление носит, во-первых, констатирующий, а во-вторых, практический характер. Это обусловлено контекстом формирования данной классификации, а именно контекстом теоретического обобщения практической деятельности с целью передачи существующего опыта. Разнообразие форм, которые получает биография в контексте связей с общественностью, с точки зрения особенностей PR-дискурса и междискурсивных процессов до сих пор не осмыслялось.

В данном контексте имеет смысл рассмотреть основные разновидности PR-биографии на конкретных примерах, акцентировав внимание на междискурсных перекличках между PR-текстами и текстами других коммуникативных сфер.

Форма биографии-конспекта в связях с общественностью наиболее часто используется при создании биографий официальных лиц (например, государственных чиновников и руководителей крупных компаний). Несмотря на «сухой», «протокольный», фактологический стиль таких биографий, они все равно представляют события, которые характеризуют персонажа биографии положительно.

Проиллюстрируем это положение биографией министра иностранных дел Российской Федерации С. В. Лаврова, которая размещена на официальном сайте Министерства внутренних дел (Лавров) (здесь и далее все ссылки на анализируемые PR-биографии приводятся в круглых скобках с выделением курсивом фамилии героя биографии; номера страниц, а также дата публикации не указываются в силу того, что анализируемые тексты изначально имеют электронную форму):

Родился в 1950 г., русский.

В 1972 г. окончил Московский государственный институт международных отношений МИД СССР. Владеет английским, французским и сингальским языками.

Начал свою деятельность в 1972 г. в Посольстве СССР в Шри-Ланке.

В период с 1976 по 1981 гг. работал в Отделе международных организаций МИД СССР.

С 1981 по 1988 гг. - первый секретарь, советник и старший советник в Постоянном представительстве СССР при ООН.

С1988 по 1990 гг. - заместитель начальника Управления международных экономических отношений МИД СССР.

В 1990-1992 гг. - начальник Управления международных организаций, директор Департамента международных организаций и глобальных проблем МИД России.

В1992-1994 гг. - заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации.

В1994-2004 гг. - Постоянный представитель Российской Федерации при ООН.

С 2004 года Министр иностранных дел Российской Федерации.

Имеет ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла.

Отмечен государственными наградами.

Женат, имеет дочь.

Во-первых, значительная часть биографии состоит из перечисления этапов карьеры министра, что одновременно является свидетельством и его высокого профессионального уровня, и верности избранному профессиональному пути. При этом очевидно, что общая биографическая канва проявляет постоянный профессиональный рост героя, а его нынешнее положение вполне можно рассматривать как вершину этого пути. Во-вторых, в этом тексте присутствует особое качество, которое выделяет героя, - это владение тремя иностранными языками. Наконец, в-третьих, в биографии указывается наличие у героя государственных наград, то есть оценки его деятельности со стороны государства.

Необходимо обратить внимание на отсутствие конкретизации при упоминании о государственных наградах. Несомненно, отсутствие такой конкретизации является своего рода «фигурой скромности», благодаря которой, с одной стороны, указывается на наличие оцененных достижений, а с другой - ни достижения, ни их признание не «выпячиваются», поскольку о них упоминается вскользь.

То, что данная биография используется в контексте связей с общественностью организации, то есть МИД РФ, несколько меняет акценты в интерпретации текста. Текст сообщает нам не только о качествах человека посредством указания его достижения, но и о качествах организации. В частности, на основании биографии действующего министра иностранных дел, а также биографий других сотрудников читатель может сделать вывод о том, что в министерстве работают высокопрофессиональные сотрудники, которые посвятили свою жизнь дипломатии и верно служат своей Родине.

Приведенная биография примечательна и в плане ее языкового выражения. Изложение в целом подчинено хронологическому принципу: события и этапы жизни героя биографии строго упорядочены на временной шкале, исключением из этого являются только три последних предложения. Каждый абзац представлен одним предложением, и в этом предложении приводится минимум информации: как правило, это указание на временной отрезок или момент времени, а также лаконичное описание события или вида деятельности. Исключение - последние абзацы текста, в которых сообщается информация о наградах и семейном положении.

В приведенном примере обнаруживаются признаки синтаксической неполноты, которые проявляются как довольно частый пропуск сказуемого, ср.: С 1981 по 1988 гг. - первый секретарь, советник и старший советник в Постоянном представительстве СССР при ООН. - С 1981 по 1988 гг. занимал должности первого секретаря, советника и старшего советника в Постоянном представительстве СССР при ООН. Фактически мы имеем дело с эллипсисом, который оформляется при помощи тире. Такое синтаксическое оформление повышает лаконичность и сжатость текста, а также его информативность.

Подобная компрессия текста не является предельно возможной. Для многих PR-биографий официальных лиц характерны еще более сильные признаки неполноты, которые могут выражаться, например, в «декомпозиции» синтаксической структуры предложения, в результате чего компонент с обстоятельственной функцией утрачивает свою связь с составом предложения. Это может проявляться, например, в оформлении даты как номинатива с одновременным вынесением его в виде самостоятельно оформленного компонента, напоминающего заголовок, как в биографии А. Б. Миллера, опубликованной на сайте ПАО «Газпром», ср.:

1996-1999

Директор по развитию и инвестициям ОАО «Морской порт Санкт-Петербург».

1999-2000

Генеральный директор ОАО «Балтийская трубопроводная система».

2000

Заместитель министра энергетики Российской Федерации.

с 2001

Председатель Правления ОАО «Газпром» (с 17 июля 2015 года - ПАО «Газпром») (Миллер).

В тексте биографии периоды карьеры героя набраны шрифтом, отличным от названия должности. Размер шрифта, которым набраны эти компоненты, немного меньше, следующий за ними текст имеет слишком незначительный объем, чтобы его можно было считать самостоятельным разделом, и потому компоненты, указывающие на период жизни, нельзя считать заголовками в собственном смысле слова. Скорее, особое графическое оформление этих компонентов подчеркивает их самостоятельность, автономность, и в этом отношении дублирует отсутствие грамматической связи.

Данное явление уже рассматривалось О. И. Денисовой (2015), которая охарактеризовала его как «номина-тивизацию». Однако автор анализировала это явление на материале текстов новостей. По нашему мнению, номинативизация обстоятельственных компонентов представляет собой одно из ярчайших проявлений компрессии в конспектах-биографиях, благодаря которой конспективность, лаконичность текста повышаются.

Структурные и языковые особенности биографии-конспекта позволяют сблизить ее с деловыми биографиями (curriculum vitae, резюме). Обязательным признаком биографических текстов в деловой сфере является лаконичность. Биографии-конспекты, функционирующие в качестве инструмента связей с общественностью, по стилистическим признакам и структуре чрезвычайно напоминают примеры деловых автобиографий, приводимые в специальных пособиях по деловой речи (Красивова, 2001).

Ориентация на биографические формы, обслуживающие деловую сферу, представляется неслучайной. Жанры curriculum vitae и резюме (по крайней мере, в его биографических формах) имеют отчетливую «историческую память»: восприятие такого текста настраивает читателя на деловой, официальный лад. Биографии-конспекты в максимальной степени воплощают принципы информативности («говорить только о важном») и лаконичности («говорить только о том, что наиболее существенно»).

В контексте связей с общественностью такие тексты начинают играть роль средства позиционирования изображаемого лица. Форма биографии-конспекта подчеркивает, что перед нами - деловой человек, который занимается конкретной деятельностью и не склонен к самовосхвалению. При этом представляется важным, что такой текст воспринимается на фоне PR-биографий других типов, которые не всегда характеризуются такими же нейтральными стилистикой и содержанием.

Биография-рассказ представляет небольшой повествовательный текст, который, в отличие от биографии-конспекта, отличается большей связностью и развернутостью. На основании этого принципа построена, например, биография Ю. Савичевой (Савичева).

В структурно-композиционном плане биография-рассказ мало отличается от биографии-конспекта: информация в ней также организуется преимущественно хронологически, а для освещения отбираются события, значимые с точки зрения карьеры или творческой биографии героя. Различия касаются языкового оформления, а также степени детализации. Повествовательность текста позволяет представить различные этапы в жизни человека гораздо более подробно и развернуто, ср.:

14 февраля 2008 года, в свой 21-й день рождения, Юлия презентовала новый альбом «Оригами». В альбом вошли 10 новых песен и 1 ремикс. С первых же дней продаж альбом обрёл популярность у слушателей. Песни «Зима», «Любовь-Москва» и «Ядерный взрыв» вошли во всевозможные чарты и заняли высокие позиции. В этом году Юлия дебютировала как автор, написав текст к двум песням с альбома «Оригами», - «Выше звезд» и «Послезавтра» (Савичева).

Приведенный фрагмент из биографии Ю. Савичевой, размещенной на ее официальном сайте, подробно представляет один из этапов ее творческого пути, включает детали (приуроченность выпуска альбома ко дню рождения, его состав, авторство текстов в двух песнях), а также описание реакции публики и структур музыкального рынка. В биографии-конспекте данная информация также наверняка нашла бы отражение, поскольку она может рассматриваться как важный этап или существенное достижение, однако биография-конспект предполагает гораздо более сжатое представление информации. В пределе биография-конспект могла бы включать только два элемента: краткое описание события и дату, в которую оно произошло.

Что касается функционально-стилистической характеристики PR-биографий данного типа, то в них, несмотря на подробность изложения, преобладает информационно-справочное начало. В биографиях-рассказах описываются значимые события, их основа фактологична и допускает проверку со стороны читателя. Конечно, информационно-справочная функция таких текстов является, если можно так выразиться, маскирующей: их цель заключается также в выгодном, положительном представлении героя биографии, что выражается в тщательном отборе информации, отражающей достижения. Однако биографии-рассказы, как и биографии конспекты, являются внешне фактологичными текстами.

Преобладание хронологического принципа сближает биографии-рассказы с биографиями-конспектами. На уровне текста они часто представляют собой перечисления конкретных достижений, между которыми нет непосредственной связи, кроме связи хронологической и привязки к герою биографии и его деятельности. Так, вслед за приведенным фрагментом в процитированной выше биографии Ю. Савичевой читатель может обнаружить следующую информацию:

3 марта вышел новый молодежный мюзикл «Первая любовь: вот такая музыка!», где Юлия сыграла главную роль. Производством мюзикла занимался канал СТС в альянсе с американским продюсером Барри Розенбушем (High School Musical, «Очень страшное кино-2»).

В новом телесезоне 2008 года Юлия стала участницей проекта телеканала «Россия» - «Звёздный лёд», где её партнером по фигурному катанию стал чемпион Франции Жером Бланшар. На гала-концерте шоу пара Юлии и Жерома получила специальный приз от Аллы Пугачевой.

5 марта 2009 года в прокат вышел фильм «Первая любовь» с Юлией в главной роли. Весной этого же года Юлия начала участвовать в новом танцевальном проекте «Танцы со звёздами». Это танцы на паркете, и Юлия, так как всё детство занималась танцами, с первых программ заняла лидирующие позиции. В июне 2009 года Юлия Савичева со своим партнером Евгением Папунаишвили одержали победу на телепроекте «Танцы со звёздами». В декабре сингл «Goodbye, любовь», написанный Юлией, получил премию «Песня года-2009» (Савичева).

Как видно из приведенного примера, основным принципом организации текста является простое перечисление событий, которые могут описываться с большей или меньшей подробностью. При этом разные события не обязательно описываются в самостоятельных абзацах, они могут излагаться даже в рамках одного абзаца (что, несомненно, является недостатком анализируемого текста).

Наконец, биография-повествование в PR может принимать форму чрезвычайно подробного и детального изложения, по своим признакам напоминающего беллетризованную, научную или документальную биографию. По большому счету, любая биография публичного лица, публикуемая при его жизни и по его инициативе, потенциально является PR-инструментом. Однако необходимо помнить, что для признания биографии PR-текстом необходимо располагать информацией о том, в каких условиях, по каким причинам и с какими целями этот текст создавался.

Ярким примером биографии-повествования может служить биография Ф. Киркорова, которая распространяется через его сайт (Киркоров). Этот текст является довольно объемным: файл с полной биографией насчитывает 35 страниц, а его объем составляет 2,5 авторских листа.

Биография Ф. Киркорова строится как связное литературно-документальное повествование, что отражается и в стиле изложения (богатого фактическими деталями, рассуждениями автора о личности артиста, высказываниями героя, взятыми из интервью, и т. п.), и в структурировании текста, поскольку в биографии используется «книжное» деление на главы (всего глав в биографии 20). Примечательно, что названия глав -«Странник», «Дебютант», «Любимчик Аллы Борисовны», «Артист», «Скандалист», «Жених», «Счастливчик» и т. д. - акцентируют внимание на сторонах личности героя, что в целом характерно для биографии-повествования, чем-то напоминающей портретный очерк.

Что касается особенностей изложения, то в тексте, например, присутствуют элементы создания интриги. Это можно проиллюстрировать следующим примером - вступлением к истории об отношениях Ф. Киркорова с А. Пугачевой:

Про личную жизнь Филиппа долгое время толком никто ничего не знал. Филипп часто говорил, что идеал женщины для него - это его мама. Появлялись слухи о его «симпатиях» к разным певицам - Азизе, Маше Распутиной, Любе Успенской, то он сам на телеэкране признавался во всеуслышание, что влюблен в таинственную «звезду» из Калифорнии, которую вскоре представит сгорающей от любопытства публике... А однажды даже разыграл настоящую церемонию регистрации брака, упомянув, правда, в конце телевизионной передачи, что так он поступает со своими поклонницами в каждом городе.

Но вскоре Филипп Киркоров действительно стал главным героем восхитительной истории любви (Киркоров).

В этом фрагменте автор как бы подготавливает читателя к подробному описанию истории брака героя биографии. Несмотря на то, что эта история является общеизвестной, это представляется уместным хотя бы потому, что данное вступление служит вводной частью для отдельной главы биографии. Наличие подобных элементов свидетельствует о том, что в цели автора текста не входило механическое изложение достоверной информации и что автор стремился придать изложению черты литературности.

Очевидно, что данная биография задумывалась как подробное, увлекательное повествование, которое с интересом прочтут поклонники артиста. При этом биография подробно освещает все этапы жизни артиста, богата фактическими деталями, датами, точными цифрами, а это делает ее вполне подходящим источником для получения справочной информации, которая может потребоваться, например, журналисту. В то же время презентационное начало биографии-повествования, сближающее ее, например, с жанром публицистического портрета, выражено наиболее ярко.

Таким образом, исследования по PR-биографиям выявляют разнообразие форм в коммуникационных процессах, которые тесно связаны с языковыми особенностями и степенью подробности, что определяет их функциональное применение в различных коммуникативных ситуациях. Биография-конспект ограничивается перечислением ключевых событий, используется в официальных контекстах и выделяется лаконичностью и информативностью, позиционируя изображаемого человека как делового. Биография-рассказ сочетает связное повествование с лаконичностью биографии-конспекта, освещает жизненные этапы или достижения героя, сочетая хронологический принцип с детализацией. Биография-повествование, представленная в форме литературно-документального повествования, предполагает максимальную детализацию, включая дополнительную информацию о качествах и установках персоны, имеет элементы создания интриги, делая текст увлекательным и похожим на публицистический портрет. Так, понимание форм PR-биографий позволяет анализировать их в контексте PR-дискурса и междискурсивных процессов для эффективного использования в коммуникационных стратегиях.

Заключение

Исследование подчеркивает, что РЯ-биографии могут принимать различные формы, включая биографию -конспект, биографию-рассказ и биографию-повествование. Для РЯ-биографии характерно нарушение жанровых границ в рамках одного текста, в результате чего конкретные тексты одновременно реализуют признаки разных жанровых моделей. Это проявляется в совмещении в рамках одной биографии признаков устойчивых форм, выработанных в практике связей с общественностью (биографии-конспекта, биографии-рассказа, биографии-повествования). В этот процесс вовлекаются и жанровые формы, принадлежащие к другим дискурсам и сферам коммуникации: интервью, исповедь, газетная заметка, летопись (хроника). Из этого можно сделать вывод о том, что, с одной стороны, последнее объясняется устойчивостью в сознании аудитории некоторых из указанных жанровых моделей, и опора на них не только делает тексты более увлекательными, но и облегчает их восприятие. С другой стороны, в отдельных случаях это является следствием использования в РЯ-биографии сторонних материалов, а также особенностей бытования данного речевого жанра (а именно - необходимостью систематического обновления текста и поддержания его в актуальном состоянии).

Кроме того, изучение элементов создания интриги и литературного характера РЯ-биографий имеет перспективы развития в отношении анализа эмоционального воздействия и вовлеченности аудитории, что определенным образом способно влиять на восприятие читателей, формируя образ и репутацию персоны или организации. Так, в дальнейшем необходимо изучить языковые инструменты, позволяющие акцентировать внимание публики на конкретных фактах, изложенных в тексте, а также придавать им определенную окраску для создания целевого имиджа.

Источники | References

1. Асланов Т. РЯ-тексты. Как зацепить читателя. СПб.: Питер, 2017.

2. Гундарин М. В. Книга руководителя отдела РЯ. СПб.: Питер, 2008.

3. Денисова О. И. «Номинативизация» компонентов с обстоятельственным значением в кратких новостях как проявление межуровневого синкретизма // Приволжской научный вестник. 2015. № 12-1 (52).

4. Егорова-Гантман Е. В., Плешаков К. В. Политическая реклама. М.: Никколо М, 1999.

5. Красивова А. Н. Деловой русский язык: учебно-практическое пособие. М.: Изд-во МФА, 2001.

6. Кривоносов А. Д., Филатова О. Г., Шишкина М. А. Основы теории связей с общественностью. СПб.: Питер, 2012.

7. Локтевич Е. В. РЯ-биография современного рок-поэта в фокусе биографизации общества // Корпоративные стратегические коммуникации: тренды в профессиональной деятельности: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 60-летию со дня рождения В. Р. Вашкевича (г. Минск, 5-6 октября 2023 г.) / гл. ред. А. В. Беляев. Мн.: БГУ, 2023.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Перепечаев И. В. РЯ-текст как инструмент создания имиджа // Реклама, маркетинг, РЯ: теоретические и прикладные аспекты интегрированных коммуникаций: материалы II междунар. науч.-практ. конф. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2019.

9. Пескова Е. Н. Биографическое интервью в имиджевом издании: жанрообразующие признаки // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия «Лингвистика». 2015. Т. 12. № 2.

10. Хакимова Е. М. Электронные РЯ-тексты в современном российском медиапространстве // Гуманитарная парадигма. 2021. № 4 (19).

Информация об авторах | Author information

RU

Ковтуненко Инна Викторовна1, д. филол. н. Бондаренко Юрий Борисович2

1 Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

2 Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону

EN

Kovtunenko Inna Viktorovna1, Dr Bondarenko Yuriy Borisovich2

1 Southern Federal University, Rostov-on-Don

2 Don State Technical University, Rostov-on-Don

1 iv.kovtunenko@yandex.ru, 2 whitemachine@mail.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 14.01.2024; опубликовано online (published online): 29.03.2024.

Ключевые слова (keywords): PR-биография; биография-конспект; биография-рассказ; биография-повествование; PR biography; summary biography; story biography; narrative biography.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.