УДК 82-94
ПОЛИМОРФНОСТЬ БИОГРАФИИ КАК ЖАНРА СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
© 2017
Бондаренко Юрий Борисович, аспирант Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южный федеральный университет (344006, Российская Федерация, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42, [email protected])
Аннотация. Современная PR-биография, в отличие от других модификаций общей жанровой биографической модели, не имеет собственного жанрового канона, специфика данного жанра заключается не в формальных, содержательных, стилистических и композиционных признаках, а в его прагматике, целиком определяемой прагматикой PR-дискурса. PR-биография обладает свойством полиморфности, которое заключается в использовании при создании текста различных жанровых прообразов, принадлежащих как к официально-деловым, публицистическим, научным, художественным и т.д. модификациям общей биографической модели, так и к другим жанровым моделям (интервью). Различные жанровые прообразы могут использоваться как одно из средств создания имиджа героя биографии, формируя модальность коммуникации (официальность/неформальность, безличность/персональность), а также вынося на первый план или элиминируя определенные стороны личности героя и аспекты его жизненного пути (этапы, достижения, компетенцию, убеждения, принципы, оценки). Используемый жанровый прообраз не только определяет формальный облик текста, но и задает горизонт читательских ожиданий, апеллируя к коммуникативному опыту аудитории. Эта особенность PR-биографии требует пересмотра, уточнения и углубления существующих типологий данного жанра и обогащения практических рекомендаций относительно создания PR-биографий.
Ключевые слова: PR-биография, типология PR-биографий, биография, биографический дискурс, связи с общественностью, PR, PR-дискурс, PR-коммуникации, имидж, жанры PR, жанровая система, речевой жанр, прагматика речевого жанра, интертекстуальность.
POLYMORPHICITY OF BIOGRAPHY AS A GENRE OF PUBLIC RELATIONS
© 2017
Bondarenko Yuri Borisovich, graduate student of the Institute of philology, journalism and intercultural communication Southern Federal University (344006, Russian Federation, Rostov-on-Don, Bolshaya Sadovaya str., 105/42, [email protected])
Abstract. Modern PR-biography, unlike other modifications of the general genre biographical model, does not have its own genre canon, the specificity of this genre is not in formal, content, stylistic and compositional features, but in its pragmatics, entirely determined by the pragmatics of PR discourse. PR-biography has the property of polymorphism, which consists in using various genre prototypes belonging to both official-business, journalistic, scientific, artistic, etc. when creating the text. modifications of the general biographical model, and to other genre models (interviews). Different genre prototypes can be used as one of the means of creating the image of a biography hero, forming the modality of communication (of-ficiality / informality, impersonality / personality), and also bringing to the fore or eliminating certain aspects of the hero's personality and aspects of his life (stages, achievements, competence , beliefs, principles, assessments). The genre prototype used not only determines the formal appearance of the text, but also sets the horizon of reader expectations, appealing to the communicative experience of the audience. This feature of the PR-biography requires revision, refinement and deepening of existing typologies of this genre and enrichment of practical recommendations regarding the creation of PR biographies.
Keywords: PR-biography, typology of PR biographies, biography, biographical discourse, public relations, PR, PR discourse, PR communications, image, genres PR, genre system, speech genre, pragmatics of speech genre, intertextuality.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Изучение PR-биографии представляет собой важную и актуальную научную задачу. Во-первых, PR-биография является относительно новым жанровым образованием, особенно в контексте российских коммуникаций. Хотя отдаленные прототипы PR-биографий можно обнаружить в коммуникации советского периода, а стандарты, заложенные в советскую эпоху, отчасти продолжают оказывать влияние на практику создания биографий [1-2], утверждение об PR-природе биографий советского периода представляется необоснованным, поскольку такие тексты были подчинены целям нейтрального представления человека, пропаганды или воспитания. PR-коммуникации, то есть коммуникации, направленные на формирование положительного имиджа публичного лица или организации, возникли в России лишь в конце ХХ века, а потому их осмысление (в том числе через формируемые их жанровую систему) представляется актуальной задачей наук филологического цикла. Во-вторых, исследование PR-биографии имеет практическую ценность, поскольку его результатом может стать обобщение реальной практики использования биографических текстов в связях с общественностью. Наконец, в-третьих, анализ PR-биографий способен пролить свет на функционирование биографической жанровой модели в составе различных дискурсов, в которых эта модель представлена множеством модификаций и разновидностей, и углубить наши представления о взаимодействии
дискурсов и жанров. В частности, PR-биография может служить материалом, иллюстрирующим процесс адаптации жанровой модели и отдельных ее модификаций к конкретным коммуникативным потребностям и контекстам. В конечном счете, это способно обогатить теорию речевых жанров и теорию дискурса.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Биография как особый жанр PR-коммуникаций упоминается в подавляющем большинстве работ, рассматривающих систему жанров связей с общественностью (см., например, [3-12] и другие работы). PR-биографии изучались в аспекте их стилистики, в частности, практической [13], а также в контексте теории воздействия [14]. Несмотря на наличие такого числа работ, в которых выявляются основные признаки PR-биографии, вопрос о жанровой специфике данного типа текстов нельзя считать решенным. Прежде всего, упомянутые работы либо носят преимущественно практический характер, либо предлагают теоретические модели, не выходящие за пределы теории связей с общественностью. Обращает на себя внимание и поверхностность анализа PR-биографии. Это делает необходимым анализ PR-биографии в более широком теоретико-лингвистическом контексте, в частности, с точки зрения теории речевого жанра и теории дискурса.
В контексте данного исследования представляется
Бондаренко Юрий Борисович ПОЛИМОРФНОСТЬ БИОГРАФИИ ...
значимым вопрос о разновидностях PR-биографии, который также уже поднимался в специальной литературе. Типичным для современной теории PR является выделение биографии-конспекта и биографии-рассказа [5, с. 65-72; 13], которые иногда дополняются биографией-повествованием [15, с. 106; 9, с. 219; 16, с. 40]. Различие между этими тремя типами можно суммировать, опираясь на признаки степени подробности предоставляемой информации, а также способы ее организации: биография-конспект предоставляет наиболее важные даты и вехи жизни героя, а в формальном плане характеризуется максимальной компактностью и синтаксической неполнотой; биография-рассказ представляет собой текст, который, не обладая высокой подробностью, но является связным изложением; наконец, биография-повествование максимально напоминает портретный очерк, поскольку представляет жизнь героя подробно и содержит сведения о его личностных качествах, жизненных принципах и установках.
Формирование целей статьи (постановка задания). В данной статье впервые анализируется особое качество PR-биографии - ее полиморфность. Эта черта заключается в активном использовании в рамках PR-дискурса разнородных моделей изложения, организации информации и стилистического оформления текста, выработанных в других сферах коммуникации и функциональных стилях: официально-деловом, научном, художественном. Данное качество можно также осмыслить как наличие у PR-биографии большого количества интертекстуальных связей, явно или неявно отсылающих к коммуникативным традициям и коммуникативному прошлому культуры, а также к жанровым моделям, которые хорошо знакомы носителям языка.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Перед тем, как переходить к подробному рассмотрению полиморфности PR-биографии, необходимо остановиться на соотношении понятий «биография», «PR-биография» и «PR-дискурс».
Биография - это обобщенная жанровая модель, которая реализуется в разных дискурсах. Биография, понимаемая таким образом, имеет два основных структурно-содержательных признака: 1) она соотносится с конкретной личностью в уникальности ее жизненного пути и 2) опирается на хронологический принцип как в структурировании изложения, так и в отборе материала. Хронологический принцип в биографии выполняет смыслообразующую функцию, поскольку позволяет показать личность в ее становлении и развитии. Эта обобщенная модель воплощается в виде дискурсных модификаций, к которым следует отнести художественные и научные биографии, а также промежуточные явления, совмещающие в себе художественность с научностью и документальностью (см., например, [17, с. 92]), деловые биографии (вроде резюме и curriculum vitae), биографические описания из энциклопедий и справочников. Исследователи также относят к биографической модели такие разнородные жанры, как панегирик, некролог, житие [18, с. 11; 19, с. 804; 20, с. 39].
PR-биографию естественно рассматривать как одну из таких модификаций обобщенной жанровой модели, возникающую в результате заимствования и интеграции последней в PR-дискурс. PR-биография обслуживает особую коммуникативную сферу - дискурс связей с общественностью, который является родственным рекламному дискурсу, хотя и не может быть отождествлен с ним. По нашему мнению, в практическом плане специфика PR-дискурса определяется его основной целью — формированием положительного имиджа базисного субъекта PR, который может быть представлен как публичным лицом, так и организацией. Для PR-дискурса характерен особый набор целей, установок, а также средств их реализации, который осмысляется с теоретической точки зрения и регламенти-
руется в нормативных актах и специальных изданиях (практических и учебных пособиях, а также других публикациях, направленных на передачу практического опыта либо исследование чужого практического опыта). По нашему мнению, такие «метатексты», наряду с текстами, обслуживающими непосредственные потребности конкретных базисных субъектов PR (пресс-релизами, интервью, статьями, биографиями и т.д.), являются частью PR-дискурса, хотя и выполняют в его рамках особую функцию - функцию поддержания и регламентации PR-деятельности.
Биографическая модель органично вписывается в структуру PR-деятельности. Прежде всего, биография позволяет представить некоторую личность во всем многообразии ее проявлений, причем сделать это образом, выгодным для базисного субъекта PR-коммуникации. В теории и практике PR для осмысления это особенности PR-коммуникации используется чрезвычайно удачный концепт «селективность информации», который отсылает к идее предоставления только такой информации, которая способна сформировать в сознании адресата идеи и выводы, выгодные базисному субъекту PR [21, с. 78], ср. также определение биографии, в котором признак селективности информации указывается непосредственно [9, с. 214]. Возможность всесторонней положительной характеристики лица посредством биографического текста делает данный жанр едва ли не идеальным претендентом на роль PR-инструмента. Но PR-биография может быть эффективным инструментом и в связях с общественностью организации: она позволяет персонализировать образ организации через рассказ о значимых для нее лицах (действующих руководителях, основателях, прошлых сотрудниках и руководителях и т. п.).
Изучение текстового материала, то есть биографий, обслуживающих цели связей с общественностью, показывает, что PR-биография не выработала собственного, присущего только ей «канона». В этом отношении PR-биография качественно отличается от других модификаций биографической жанровой модели, которые обладают довольно устойчивыми грамматическими, стилистическими и другими языковыми и речевыми признаками. Так, литературная биография строится как повествовательный текст, отличается высокой степенью подробности и содержит в себе элементы вымысла (иногда в очень высокой концентрации). Научная биография также повествовательна и подробна, но, в отличие от литературной биографии, содержит детали, факты, выводы и оценки, которые либо документированы, либо аргументированы и обоснованы. Для научной биографии также характерно наличие цитат, ссылок на документы, воспоминания, присутствие схем аргументации, наличие точных данных в виде дат, цифр и т. д. Биографические формы деловой сферы являются автобиографичными, поскольку составляются их авторами, а также краткими и лаконичными. Особая разновидность научной биографии - статья в энциклопедии или справочнике - также характеризуется сжатостью и лаконичностью, что обусловлено непосредственным контекстом таких текстов. Судя по исследованному материалу, говорить о таком же устойчивом наборе признаков PR-биографии невозможно. Скорее, специфика PR-биографии заключается в стоящей за ней интенции, в целях, ради которых она создается и распространяется. И эта интенция потенциально может быть достигнута при помощи самых разных композиционных, смысловых, грамматических и стилистических средств. Более того, обращение к набору форм биографического изложения, выработанных другими дискурсами, иногда позволяет решать специфичные для PR задачи более эффективными способами.
Как уже было указано, полиморфность PR-биографии заключается в использовании различных моделей изложения, организации информации и стилистического оформления текста, почерпнутых из других сфер ком-
муникации и дискурсов. По большому счету, выделение таких разновидностей биографии, как биография-конспект, биография-рассказ и биография-повествование, отчасти отражает этот факт. Однако известные нам описания этих разновидностей опираются на признаки развернутости, подробности и связности изложения и не учитывают ни стилистических характеристик текстов, ни того «дискурсивного фона», на котором тексты воспринимаются. В частности, PR-биографии могут быть представлены не только биографиями-конспектами или простыми связными описания жизненного пути публичного лица, но и развернутыми биографическими повествованиями с элементами публицистичности и художественности, по объему равными небольшой книге и структурированными, подобно книге, то есть разбитыми на главы (ср, например, биографию Ф. Киркорова [22]).
Рассмотрим в качестве примера начало биографии Э. Слабуновой, председателя партии «Яблоко», которая опубликована на официальном сайте партии [23]:
Слабунова Эмилия Эдгардовна
Председатель партии ЯБЛОКО.
Депутат Законодательного Собрания Республики Карелия пятого созыва, заместитель председателя Комитета по образованию, культуре, спорту и делам молодежи, член фракции ЯБЛОКО.
Родилась 7 октября 1958 г.
Образование высшее, окончила Куйбышевский государственный университет, исторический факультет.
Кандидат педагогических наук.
1982-1992 гг. - преподаватель истории и обще-ствознания в Петрозаводском строительном техникуме.
1992-1999 гг. - учитель, заместитель директора по учебно-методической работе МОУ «Лицей № 1».
1999-2013 гг. - директор МОУ «Лицей № 1». Одновременно являлась также координатором полисистемного образовательного округа и преподавателем системы повышения квалификации.
В 2001-2003 гг. депутат Петрозаводского городского совета. В мае 2001 г. была выдвинута на пост председателя Петросовета (набрала 27 голосов, оппонент - 26, для избрания необходимо 31).
В 2006 г. в составе партийного списка баллотировалась в ЗС РК. Список необоснованно был снят республиканскими властями.
Приведенный фрагмент биографии Э. Слабуновой достаточно хорошо отражает типичные особенности биографии-конспекта. Во-первых, в нем сжато представлены основные этапы деятельности героя. В изложении строгий хронологический принцип не соблюден (этапы профессиональной деятельности описываются раньше, чем этапы политической деятельности), но это оправданно с точки зрения позиционирования: информация, связанная с политической деятельностью, в биографии политика закономерно выносится в завершающую часть биографии, поскольку является более важной, и это фактически отражает становление, эволюцию изображаемой личности. Для данной биографии характерны признаки синтаксической неполноты, которые свидетельствуют о стремлении к комактному представлению информации. Например, заголовок биографии, представленный фамилией, именем и отчеством героя, фактически является либо подлежащим для неполных предложений в тексте ([Э. Э Слабунова -] Председатель партии ЯБЛОКО; Родилась 7 октября 1958 г.; окончила Куйбышевский государственный университет и т.д.), либо составной частью реконструируемых второстепенных членов предложения ([У Э. Э. Слабуновой] Образование высшее). Проявления синтаксической неполноты обнаруживаются в представлении дат, в частности, при указании на периоды (1982-1992 гг. = С 1982 по 1992 гг.).
Такие языковые признаки являются типичными для оформления официальной биографии политического деятеля или должностного лица. Сжатость информации,
компактность ее подачи, достигающаяся посредством особого синтаксического оформления текста, преобладание абзацев, включающих только одно распространенное предложение, несомненно, отсылают к стандартам, сложившимся в официально-деловом стиле, и традициям деловой биографии. Отличие PR-биографии заключается в том, что это текст, во-первых, публичный, а во-вторых, направленный на формирование имиджа лица и/или представляемой им организации, а не на информирование и, отчасти убеждение, как в случае с функционированием биографии в деловой сфере (например, при трудоустройстве).
Объем данной статьи не позволяет рассмотреть все возможные стилистические тонкости в оформлении PR-биографий, а потому обратимся к примеру, который позволяет продемонстрировать стилистический, композиционный и содержательный диапазон данного типа текстов по контрасту, - биографии Е. Ваенги, которая опубликована на ее официальном сайте [24]. Этот текст представляет интерес в целом ряде отношений, поскольку в нем реализуется несколько потенциальных отклонений от того, образца, который представлен биографией Э. Э. Слабуновой.
Во-первых, биография Е. Ваенги имеет форму интервью с минимальным присутствуем фигуры интервьюера, которое проявляется только в наличии подписи в конце (Автор - петербургский журналист и писатель Михаил Садчиков), а также в отдельных комментариях, поясняющих некоторые высказывания героини, ср.: Из Москвы мне позвонил один человек. Не буду говорить его фамилию... Хотя нет, скажу - это был Юра Чернавский (известный композитор, аранжировщик, автор песен для Пугачевой, Леонтьева, Преснякова. - Прим. авт.). Теперь, спустя годы, я понимаю, почему он меня позвал. Эффективное использование формы интервью показывает, что в поле PR-биографии могут вовлекаться другие жанры, не являющиеся биографическими в полном смысле этого слова, но способные обогатить палитру возможностей организации биографического текста. В целом интервью обладает высоким PR-потенциалом, а потому часто рассматривается как полноценный жанр связей с общественностью [3, с. 21; 9, с. 169, 222-223]; кроме того, иногда выделяют в качестве особой разновидности PR-жанров биографическое интервью (см., например, работу [16], в которой, впрочем, биографическое интервью как форма подачи информации смешивается с биографическим интервью как методом сбора информации). Нельзя не добавить, что в силу широкой популярности модели журналистского интервью (например, в глянцевых журналах) форма интервью является легко узнаваемой и более привлекательной для читателя.
Во-вторых, форма интервью определяет автобиографическую схему изложения. Для большинства PR-биографий характерно изложение от 3-го лица, то есть с объективной, внешней по отношению к герою позиции. Однако это не исключает того, что PR-биография может строиться в виде изложения от 1-го лица. Более того, выбор изложения от 1-го лица в контексте PR-дискурса оказывается значимым, поскольку уменьшает дистанцию между героем и читателем, создает иллюзию прямого, персонального обращения и придает тексту характер доверительности, искренности, интимности и даже исповедальности (по крайней мере, в случае с биографией-интервью Е. Ваенги последнее качество тексту присуще). В таком контексте изложение от 3-го лица, наоборот, воспринимается по контрасту как «сухое» и официальное.
На необходимость в PR-биографии неформального начала, которое персонализирует героя и как бы приближает его к читателю, исследователи уже обращали внимание, хотя основным средством достижения этого эффекта считается введение неформальной информации, например, сведений о хобби и увлечениях, жизнен-
Бондаренко Юрий Борисович ПОЛИМОРФНОСТЬ БИОГРАФИИ ...
ных принципах героя и т. д. [8, с. 79; 25, с. 66; 26, с. 119]. Поэтому считаем необходимым подчеркнуть, что выбор изложения от 1-го лица в PR-биографии является мощным инструментом усиления неформальности и персо-нальности формируемого образа.
При этом автобиографическая форма изложения создает условия для усиления экспрессивности текста, а также для создания более зримого и конкретного портрета героя посредством речевых средств. Так, в официальной биографии Е. Ваенги содержится большое количество оценочных суждений, отражающих личные ценностные приоритеты героини, причем иногда выраженных в довольно резкой форме: Меня не раз зазывали в такие сериалы, говорили, мол, мы для тебя специально роль певицы напишем, хочешь, саму себя сыграешь, ты же актриса! Но я говорила: «Спасибо, не надо!» Ну не могу убивать время на тупые сериалы -ни в качестве актрисы, ни в роли зрителя; Я испугалась этого города, впоследствии подписала нехороший контракт и вообще из ста процентов получила восемьдесят процентов дерьма. Форма интервью позволяет ввести в текст анекдотичные истории: Кстати, я тут пришла в одно лечебное заведение со словами: «Помогите мне, пожалуйста! Я хожу по ресторанам, много ем, поэтому у меня проблемы с весом!» А они улыбаются: «Мы поможем вам расстаться с лишними деньгами!». Разумеется, в интервью присутствуют разговорные элементы: Не буду скрывать, Москву тяжелей всего почувствовать, хотя принимают там очень хорошо. Публика уж очень разнородная, зрители из разных городов. Но у меня почему-то с Москвой взаимоотношения замечательные всегда складываются. Хотя не с первой песни. В приведенном фрагменте это выражение уж очень, инверсия определительного словосочетания взаимоотношения замечательные и парцелляция последнего придаточного предложения (представляется очевидным, что в данном случае эти конструкции не используются как выражения экспрессивности, а отражают спонтанность речи). Подобные свойства текста делают его более живым, увлекательным и неформальным.
На то, что оппозиция биографического и автобиографического в контексте PR-биографии является значимой, мы уже отмечали [27], поэтому ограничимся указанием на то, что отсутствие исследований автобиографической формы в контексте связей с общественностью представляет собой значительный пробел современной теории PR-коммуникаций, тем более что данная форма обладает высоким PR-потенциалом. Значимость этой оппозиции проявляется не только в уместности для PR-биографии обеих форм, но и в том, что биографическое и автобиографическое изложение могут сочетаться в рамках одной PR-биографии. Такие примеры мы находим, в частности, в одном из вариантов биографии П. Гагариной [28], а также в биографии певицы Линды [29]. По нашему мнению, такое сочетание является максимально радикальным и одновременно наиболее полным проявлением внутреннего (с точки зрения рассматриваемой жанровой модели) характера оппозиции между биографическим и автобиографическим в PR-биографии.
Наконец, в-третьих, объектом изображения в биографии Е. Ваенги является деятель искусства и культуры. Корреляция между стилистикой и тоном текста, с одной стороны, и сферой деятельности публичного лица, которое представляется в биографии, является довольно устойчивой. Для должностных лиц (государственных служащих, руководителей крупных компаний) естественным оказывается «сухой» деловой стиль, которому присуща сжатость, выражающаяся в эллиптичности фраз, а также повышенная информативность. Изложение при этом ведется от 3-го лица, что также увеличивает официальность. В исследованном материале, составляющем более 100 PR-биографий, отклонений от данной зависимости не встретилось. Этот вывод
косвенно подтверждается выводами других исследователей. Например, И. В. Култышева в результате исследования PR-биографий губернаторов Свердловской области приходит к выводу о том, что использование в них средств речевого воздействия является ограниченным [Култышева].
Для биографий публичных лиц, действующих в области культуры и искусства, характерен больший стилистический разброс. Наиболее органичными в данной сфере представляются биографии, построенные в виде повествования, подробно излагающего этапы творческой карьеры, включая разнообразные достижения, а также биографии, которые тяготеют к нестандартным формам подачи информации; в них также часто выражается личностная позиция героя, прямо проговариваются его жизненные принципы, присутствует эмоциональное начало. Чисто фактологические биографии деятелей культуры встречаются редко и представляют собой скорее исключение. Биография Е. Ваенги, несомненно, выражает эту тенденцию, поскольку ее форма довольно необычна (по большому счету, это единственный пример биографии-интервью в исследованном нами материале), в ней присутствует ярко выраженное личностное начало, а описание жизненного пути отличается не только подробностью, но и субъективной точкой зрения на описываемые события.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, для жанра PR-биографии в его современном виде характерна полиморфность, которая заключается в использовании для обращения к аудитории разных речевых форм, принадлежащих к общей жанровой модели биографии. В отдельных случаях в поле PR-биографии могут вовлекаться другие жанровые формы, которые не противоречат биографической перспективе изображения человека (в частности, форма интервью). Полиморфность PR-биографии является инструментом формирования имиджа героя. Стилистические, композиционные, содержательные характеристики формируют имидж в плане модальности обращения («сухой» официальный стиль, который предполагает дистанцию, или эмоционально окрашенное персональное обращение) и портретно-биографических характеристик (выражение жизненных принципов, эмоциональность, акцентирование компетентности, подчеркивание исключительности и успешности через перечисление достижений и т.д.).
В силу сказанного выработанные в сфере связей с общественностью классификации PR-биографий вряд ли можно считать в полной мере адекватными. С одной стороны, они не отражают реального многообразия композиционно-структурных форм, характерных для PR-биографии, и ограничиваются лишь чрезвычайно общими «структурными схемами». С другой стороны (и этот момент представляется более важным), данные классификации не учитывают ни стилистических свойств PR-биографий, ни намеренного использования стилистики и структуры PR-биографии как еще одного инструмента формирования имиджа публичного лица (или имиджа организации через образ значимого для нее лица). Представляется, что учет этого фактора заметно обогатил бы и типологии PR-биографий, и практические рекомендации касательно выбора формы при создании конкретного текста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Хазагеров Г. Г., Щаренская Н. М. Советский «житийный канон» в биографии ученого и проблема его преодоления // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2015. № 1. С. 141-135.
2. Хазагеров Г. Г., Щемелева Е. Ю. Проблема создания образа ученого в юбилейных материалах // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 4 (46). Ч. II. С. 203-206.
3. Аксенова А. В., Анисимова Т. В. Принципы построения системы PR-жанров // Вестник Волгоградского
государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2014. № 1. С. 20-25.
4. Данилина В. В., Луканина М. В., Минаева Л. В., Салиева Л. К. Связи с общественностью. Составление документов: Теория и практика. М.: Аспект Пресс, 2008. 288 с.
5. Егорова-Гантман Е. В., Плешаков К. В. Политическая реклама. - М.: Никколо М, 1999. - 240 с.
6. Игнатьев Д., Бекетов Д. Настольная книга Public Relations. 2-е изд. М.: Альпина-Бизнес Букс, 2004. 496 с.
7. Кочетова В. С. Специфика типологии PR-текстов // Медиаскоп. 2010. № 3. С. 4.
8. Кривоносов А. Д. Жанры PR-текста. СПб.: СПбГУ, 2001. 135 с.
9. Кривоносов А. Д. Основы теории связей с общественностью / А. Д. Кривоносов, О. Г. Филатова, М. А. Шишкина. СПб.: Питер, 2012. 384 с.
10. Огнева К. П. Ключевые жанры политических PR-текстов // Убеждение и доказательство в современном политическом дискурсе: Материалы международной научной конференции (Екатеринбург, 26-28 августа 2014 г.). Нижний Тагил: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2014. С. 76-89.
11. Хахалева А. Ю. Типологические признаки PR-дискурса // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Образование и педагогические науки. 2013. № 8 (668). С. 81-96.
12. Чумиков А. Н. Связи с общественностью. М.: Дело, 2001. 296 с.
13. Широкова Е. В. Лингвостилистический анализ PR-биографии: учебно-методический аспект // Общественные науки. 2015. № 6-1. С. 245-258.
14. Култышева И. В. Анализ использования средств речевого воздействия в официальных биографиях губернаторов Свердловской области // Убеждение и доказательство в современном политическом дискурсе: Материалы международной научной конференции (Екатеринбург, 26-28 августа 2014 г.). Нижний Тагил: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2014. С. 53-57.
15. Гундарин М.В. Книга руководителя отдела PR. СПб.: Питер, 2008. 368 с: ил.
16. Пескова Е. Н. Биографическое интервью в имиджевом издании: жанрообразующие признаки // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Лингвистика». 2015. Т. 12. № 2. С. 39-43.
17. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. М.: НПК «Интелвак», 2001. 1600 стб.
18. Аверинцев С. С. Древнегреческая поэтика и мировая литература // Поэтика древнегреческой литературы. М.: Изд-во "Наука", 1981. С. 83-97.
19. Лотман Ю. М. Литературная биография в историко-культурном контексте (К типологическому соотношению текста и личности автора) // Лотман Ю. М. О русской литературе: Статьи и исследования (1958-1993). История русской прозы. Теория литературы. СПб.: «Искусство - СПБ», 1997. С. 804-816.
20. Тюпа В. И. Жанр и дискурс // Критика и семиотика. 2011. Вып. 15. С. 31-42.
21. Горячев А. А. Убеждающие тексты в сфере связей с общественностью: Опыт интенционально-стилистиче-ского анализа. Статья 1 // Медиалингвистика. 2015. № 1 (6). С. 77-88.
22. Биография // Филипп Киркоров - Официальный сайт. URL: https://kirkorov.ru/biografiya.html (проверено 25.11.2017).
23. Слабунова Эмилия Эдгардовна // Партия Яблоко - Строить будущее, а не бояться его! (Официальный сайт). URL: http://www.yabloko.ru/content/slabunova_ emiliya_edgardovna (проверено 25.11.2017).
24. Биография // Vaenga.ru (Официальный сайт Е. Ваенги). uRL: http://www.vaenga.ru/biography/ (проверено 25.11.2017)._
Современная
нейтрализа-
25. Иванова К. А. Копирайтинг: секреты составления рекламных и PR-текстов. СПб.: Питер, 2005. 144 с.
26. Кочеткова А. В., Тарасов А. С. пресс-служба. М.: ЭКСМО, 2009. 272 с.
27. Бондаренко Ю. Б. Частичная ция различий между биографией и автобиографией в PR-дискурсе // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. 2016. № 5. С. 10.
28. About Me // Полина Гагарина: Официальный сайт Полины Гагариной. URL: https://web.archive.org/ web/20150811022208/http://www.gagarina.com/ (проверено 25.11.2017).
29. Эмоциограмма // Linda music. URL: http://linda-music.ru/bio/ (проверено 25.11.2017).
Статья поступила в редакцию 05.10.2017
Статья принята к публикации 26.12.2017