Научная статья на тему 'Формы поддержки выдвижения кандидатов на выборах главы субъекта Российской Федерации'

Формы поддержки выдвижения кандидатов на выборах главы субъекта Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
573
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ВЫСШЕЕ ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / САМОВЫДВИЖЕНИЕ / СБОР ПОДПИСЕЙ / ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / ЛИСТЫ ПОДДЕРЖКИ ВЫДВИЖЕНИЯ КАНДИДАТА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Комарова А. Ю.

Статья посвящена вопросам правового регулирования форм поддержки выдвижения кандидатов на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. На основе анализа действующего избирательного законодательства автор сравнивает процедуры сбора подписей избирателей и подписей депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в поддержку выдвижения кандидата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Комарова А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы поддержки выдвижения кандидатов на выборах главы субъекта Российской Федерации»

8. Постановление Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2004 r. № 4-П «По делу о проверке конституционности пункта 10 статьи 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и части 1 статьи 259 ГПК РФ в связи с запросом Верховного Суда РФ» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 9. - Ст. 831.

9. Вешняков А.А. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1997.

10. Наумов В.И. Демократизация правовой базы избирательного процесса в Российской Федерации // Вестник Московского университета. Серия 18. -1999. - № 1. - С. 36.

ФОРМЫ ПОДДЕРЖКИ ВЫДВИЖЕНИЯ КАНДИДАТОВ НА ВЫБОРАХ ГЛАВЫ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© Комарова А.Ю.*

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Статья посвящена вопросам правового регулирования форм поддержки выдвижения кандидатов на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. На основе анализа действующего избирательного законодательства автор сравнивает процедуры сбора подписей избирателей и подписей депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в поддержку выдвижения кандидата.

Ключевые слова: субъект Российской Федерации, высшее должностное лицо, самовыдвижение, сбор подписей, избирательное объединение, листы поддержки выдвижения кандидата.

Анализ позиций участников дискуссий в политических и научных кругах по вопросам прямых выборов глав субъектов РФ демонстрирует наличие противоположных точек зрения по данному вопросу. Аргументы противников данного института сводятся к представлению о том, что «выборы не являются институтом, традиционным для России, и не могут гарантировать формирования ответственной власти на уровне субъекта Федерации» [1]. Подчеркивая демократичность прямых выборов глав субъектов РФ, остановимся на тех противоречиях, которые содержит правовой механизм их регламентации.

Действующее законодательство при проведении прямых выборов глав субъектов РФ предусматривает две формы поддержки выдвижения канди-

* Магистрант кафедры Конституционного и муниципального права.

датов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации: сбор подписей избирателей и сбор подписей избранных на муниципальных выборах депутатов представительных органов муниципальных образований и глав муниципальных образований. Указанные формы предусмотрены Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в качестве возможных, конкретизация же способа поддержки выдвижения кандидата отнесена к компетенции регионального законодателя, что является одной из характерных черт современной избирательной системы.

Однако установление в качестве условия выдвижения кандидата на должность руководителя высшего исполнительного органа государственной власти обязательной поддержки со стороны депутатов представительных органов муниципальных образований справедливо вызывает ряд сомнений.

Поддержка кандидата осуществляется путем проставления депутатом представительного органа муниципального образования или избранным на муниципальных выборах главой муниципального образования своей подписи на листе поддержки кандидата с указанием даты и времени ее проставления. В листе поддержки кандидата также указываются фамилия, имя, отчество и дата рождения депутата представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования, ставящих подпись; наименование представительного органа муниципального образования, депутатом которого является лицо, ставящее подпись, или наименование должности главы муниципального образования, которую замещает лицо, ставящее подпись; наименование муниципального образования.

Депутат представительного органа муниципального образования или глава муниципального образования ставит свою подпись собственноручно (рукописным способом), а также указывает дату и время ее проставления.

При этом законодатель установил дополнительное требование, согласно которому подлинность подписи должна быть нотариально засвидетельствована. В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса свидетельствова-ние подлинности подписи в листе поддержки кандидата может быть совершено должностным лицом органа местного самоуправления, которое уполномочено совершать нотариальные действия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данное требование создает дополнительные трудности. В частности, не ясно, кто должен оплачивать нотариальное засвидетельствование подписи депутата.

После окончания сбора подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований составляется на бумажном носителе и в машиночитаемом виде список лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата, по форме, определенной избирательной комиссией Краснодарского края, содержащий сведения о кандидате и о лицах, поставивших подписи в его поддержку.

На сегодняшний день возможность выдвижения кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в порядке самовыдвижения предусмотрена только в соответствии со ст. 28 Закона г. Москвы от 6 июля 2005 г. № 38 «Избирательный кодекс города Москвы» [2]. В этом случае, согласно ст. 34 указанного Закона количество подписей, необходимое для регистрации, составляет для кандидата на должность Мэра Москвы один процент от числа избирателей г. Москвы.

В подавляющем большинстве законодательных актов субъектов РФ, предусматривающих прямые выборы главы субъекта РФ, в качестве формы поддержки выдвижения кандидатов предусматривается исключительно сбор подписей депутатов представительных органов и глав муниципальных образований, избранных на муниципальных выборах. Указанная форма поддержки возможна только при выдвижении кандидатов политическими партиями. В качестве избирательного объединения может выступать не только политическая партия, но и ее региональное отделение. Тем самым подчеркивается особая роль региональных отделений политических партий на указанных выборах [3].

Спорным представляется установление федеральным законом муниципального фильтра в 10 % и более оптимальным представляется его снижение до 5-7 %. Практика сбора подписей за кандидатов показывает, что установленный барьер муниципального фильтра зачастую сложно преодолеть даже парламентским политическим партиям.

Конкретное число лиц, необходимое для поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта РФ и определяется в процентном отношении от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований. При этом депутаты представительного органа муниципального района, состоящего из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, должны учитываться только один раз.

В частности, выдвижение кандидата независимо от того, осуществляется ли оно политической партией или в порядке самовыдвижения, должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта РФ.

Например, в соответствии со ст. 26 «О выборах главы администрации (губернатора) Краснодарского края» в поддержку выдвижения кандидата должны быть собраны подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципаль-

ных образований, находящихся на территории Краснодарского края. Число таких подписей должно составлять 10 процентов от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов главы администрации (губернатора) Краснодарского края, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований, находящихся на территории Краснодарского края.

В числе лиц, поставивших свои подписи в поддержку выдвижения кандидата, должны быть депутаты представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранные на муниципальных выборах главы муниципальных районов и городских округов Краснодарского края.

Число подписей таких депутатов и (или) глав муниципальных образований должно составлять 10 процентов от общего числа депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов, предусмотренного уставами этих муниципальных районов и городских округов на день принятия решения о назначении выборов главы администрации (губернатора) Краснодарского края, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав муниципальных районов и городских округов Краснодарского края.

В случае если на день назначения выборов имеются представительные органы муниципальных районов, состоящие из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, то депутаты такого представительного органа муниципального района учитываются только как депутаты представительного органа муниципального района.

Для тех же субъектов Российской Федерации, где не имеется избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов или избранных на муниципальных выборах глав внутригородских муниципальных образований, федеральный законодатель предусмотрел, что поддержка кандидата осуществляется депутатами представительных органов указанных муниципальных образований.

Законом также определен порядок сбора подписей и их количество в поддержку выдвижения кандидата (10 % от депутатов представительных органов и глав муниципальных образований). При этом в числе лиц, поддержавших кандидата, должны быть 10 % депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов Краснодарского края. Кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов Краснодарского края.

Указанный порядок сбора подписей, получивший наименование «муниципального фильтра», вызвал различные дискуссии в научной литературе, однако получил поддержку региональных законодателей [4].

Для процедуры сбора подписей избирателей при самовыдвижении кандидата характерны такие основания признания подписи недействительной, как нарушения в оформлении подписного листа, при этом не допускается внесение в подписной лист каких-либо исправлений после того, как подписи представлены для регистрации кандидата. Кроме этого, законодатель установил признаки недостоверности подписи, связанные с ее фальсификацией [5].

Процедура сбора подписей в листы поддержки выдвижения кандидата, содержащие подписи депутатов и глав муниципальных образований, предусматривает возможность внесения исправлений при выявлении в них нарушений порядка оформления.

В частности, согласно части 6 статьи 28 Закона Краснодарского края «О выборах главы администрации (губернатора) Краснодарского края» в случае возникновения сомнения в достоверности подписи в листе поддержки кандидата, в том числе в связи с недостатками в оформлении листа поддержки кандидата, избирательная комиссия Краснодарского края вправе провести опрос лица, достоверность подписи которого вызвала сомнение.

Письменное заявление этого лица о восполнении недостатков в листе поддержки, представленное в избирательную комиссию Краснодарского края до окончания срока проверки, является основанием для признания его подписи в листе поддержки кандидата достоверной [6].

Таким образом, процедуры проверки подписей избирателей и подписей депутатов и глав муниципальных образований различны, большие преференции законодатель предоставляет тем кандидатам, поддержка выдвижения которых осуществляется путем прохождения «муниципального фильтра».

Список литературы:

1. Гайдук В.В., Сулейманов А.Р. Прямые выборы глав субъектов Российской Федерации (2004-2012 гг.): «за» и «против» // Право и политика: евразийский юридический журнал. - 2012. - № 6.

2. Закон г. Москвы от 6 июля 2005 г. № 38 «Избирательный кодекс города Москвы» // Ведомости Московской городской Думы. - 2005. - № 8.

3. Турищева Н.Ю. К вопросу о правовом регулировании поддержки выдвижения кандидатов политическими партиями // Право и государство: теория и практика. - 2014. - № 8. - С. 35-39.

4. Прямые выборы губернаторов и система сбора муниципальных подписей в 2012 г. Аналитический доклад Фонда «Институт социально-экономических и политических исследований». - М., 2012. - С. 75.

5. Турищева Н.Ю. К вопросу о субъекте преступлений против избирательных прав // Журнал российского права. - 2009. - № 9. - С. 26-34.

6. Закон Краснодарского края от 3 июля 2012 г. № 2519-КЗ «О выборах главы администрации (губернатора) Краснодарского края» // СПС «Гарант».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.