Научная статья на тему 'Формы организации познавательной активности студентов колледжа физической культуры на основе исследовательской деятельности'

Формы организации познавательной активности студентов колледжа физической культуры на основе исследовательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРИНЦИП / ФОРМЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ / СТУДЕНТЫ КОЛЛЕДЖА / СТУДЕНЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чистякова Л.А., Аристова Ж.Г.

FORMS OF ORGANIZATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS OF COLLEGE OF PHYSICAL CULTURE BASED ON RESEARCH ACTIVITY L.A. Chistyakova, associate professor, Ph.D. Zh.G. Aristova, Ph.D. Ural state university of physical culture, Chelyabinsk Key words: research principle, forms of research activity, college students, student scientific community. The purpose of the present research was to develop and approve forms of organization of cognitive activity of students of college of physical culture based on research activity. Methods and organization of the research. The research methods included observation, survey, questionnaire, study of documentation, independent characteristics, expert assessment. In the study there was made an attempt of allocation of reasons of insufficient activity of students. The researchers used oral methods of survey (interviews, conversations). The results of the studies, conducted by the researchers, testified to qualitative and quantitative increase of cognitive activity in students. There was shown the character of such an innovation as limit personification of teachers creative initiative, aspiration for self-development and self-perfection of participants of educational process, interest of students and teachers to research. The technique of development of students cognitive activity, worked by the researchers, was proved to facilitate increase of the level of activation of cognitive activity by profound actualization of professional knowledge, closer correlation of theory and practice, realization of independent activity of students, the use of stimula and success in the educational-training process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы организации познавательной активности студентов колледжа физической культуры на основе исследовательской деятельности»

УДК: 796.077.5

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

познавательной активности студентов колледжа физической культуры

на основе исследовательской деятельности

Кандидат педагогических наук, доцент Л.А. Чистякова Кандидат педагогических наук Ж.Г. Аристова

Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

Abstract

FORMS OF ORGANIZATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS OF COLLEGE OF PHYSICAL CULTURE BASED ON RESEARCH ACTIVITY L.A. Chistyakova, associate professor, Ph.D.

Zh.G. Aristova, Ph.D. Ural state university of physical culture, Chelyabinsk

Key words: research principle, forms of research activity, college students, student scientific community.

The purpose of the present research was to develop and approve forms of organization of cognitive activity of students of college of physical culture based on research activity. Methods and organization of the research. The research methods included observation, survey, questionnaire, study of documentation, independent characteristics, expert assessment.

In the study there was made an attempt of allocation of reasons of insufficient activity of students. The researchers used oral methods of survey (interviews, conversations).

The results of the studies, conducted by the researchers, testified to qualitative and quantitative increase of cognitive activity in students. There was shown the character of such an innovation as limit personification of teachers' creative initiative, aspiration for self-development and self-perfection of participants of educational process, interest of students and teachers to research.

The technique of development of students' cognitive activity, worked by the researchers, was proved to facilitate increase of the level of activation of cognitive activity by profound actualization of professional knowledge, closer correlation of theory and practice, realization of independent activity of students, the use of stimula and success in the educational-training process.

Ключевые слова: исследовательский принцип, формы научно-исследовательской работы, студенты колледжа, студенческое научное общество.

Введение. Система подготовки кадров для физической культуры и спорта - одна из важных составляющих института образования в стране. В то же время эта система входит в качестве существенной части в сферу социальной деятельности, которая связана с физической рекреацией населения, спортом, активным досугом, физическим воспитанием детей и молодежи. Именно в процессе подготовки будущих специалистов в физкультурных колледжах складываются те ориентации, навыки, знания, которые в последующем в значительной мере будут определять «лицо» всей сферы физической культуры и спорта, ее реальное место и значимость в обществе.

Кроме того, современные условия образования определяют потребность в профессиональной подготовке специалистов широкого профиля в области физической культуры и спорта. Основными задачами среднего специального учебного заведения становятся удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии; формирование у студентов трудолюбия, самостоятельности, творческой активности.

Целью исследования было разработать и апробировать формы организации познавательной активности студентов колледжа физической культуры на основе исследовательской деятельности..

Методы и организация исследования. Исследовательский подход как способ познания мира и метод обучения был апробирован еще в древности (сократовский метод: «беседа - исследование»). В России идею исследовательского обуче-

ния успешно использовал С.Т. Шацкий, который считал важнейшими задачами воспитания и обучения подготовку личности к овладению своей внутренней свободой, к ориентации мыслей, чувств, воли на творчество, созидание, сотрудничество.

Сегодня важно объединить усилия образовательных учреждений с целью подготовки учащихся к исследовательской деятельности с применением самых разнообразных форм и методов обучения, начиная с поиска путей и способов решения проблемных ситуаций на учебных занятиях и заканчивая индивидуальным выполнением исследовательских проектов.

Одна из таких форм - создание научных школ. Смысл обучения в научной школе - это обучение научному творчеству, то есть самому процессу получения новых знаний. Педагогический смысл обучения в научной школе заключается не только в сохранении традиций, искусства исследовательской деятельности, но и в их развитии.

Методы исследования, использованные в работе: наблюдение, опрос, анкетирование, изучение документации, независимые характеристики, экспертная оценка.

Оптимальные условия для реализации элементов модели научной школы в обучении могут быть созданы через организацию студенческого научного общества (СНО) в колледже. СНО - это добровольное творческое объединение студентов, занимающихся исследовательской работой и стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки. Поэтому мы рассматриваем научное общество, основанное на модели научной школы, как единство его учебно-исследовательского и проектно-исследовательского аспектов.

Цельнаучно-исследовательскойдеятельности студентов колледжа физической культуры - создание условий для организации познавательной активности студентов в дополнительном образовании, связанных с научно-исследовательской работой.

Основные задачи СНО: развитие способностей учащихся, их творческой познавательной деятельности; предоставление возможностей для реализации самостоятельного научного поиска, формирование и развитие системы научного мышления.

Формами организации научно-исследовательской деятельности студентов являются: работа над рефератами; научно-практическая конференция; олимпиады по учебным дисциплинам; конкурсы творческих работ.

Рассмотрим соответствие основным признакам научной школы СНО данного учебного заведения (см. таблицу).

Как следует из приведенной таблицы, организованное в Челябинском колледже физической культуры СНО по всем признакам полностью соответствует званию научной школы.

Организация исследовательской деятельности в колледже осуществляется по диадному, триадному или групповому принципу. Наиболее сложной в научном обществе представляется организация группового сотрудничества, но она позволяет подготовить формирование коллектива СНО как совокупного субъекта для равноправного сотрудничества с педагогом.

Основные направления сотрудничества в СНО: студент-педагог, студент-студенты в диадах и в триадах, групповое взаимодействие всего коллектива СНО (включая педагогов), коллектив студентов-руководитель СНО, коллектив руководителей исследовательских работ (ИР) студентов- руководитель СНО, руководитель СНО-студент(ы), руководитель СНО-руководитель ИР (рис. 1).

Основную функцию совместного развития участников исследовательской работы в коммуникационном пространстве выполняет научно-практическая конференция студентов колледжа как форма сотрудничества педагогов, ученых, студентов.

Педагогической целью учебных исследований является именно развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Педагогический аспект конференции проявляется и в подведении ее итогов, когда каждый участник получает экспертное заключение о своей работе, обязательно носящее позитивный характер и содержащее конкретные рекомендации по улучшению качества работы.

Таким образом, участие членов СНО в конференциях способствует их творческому развитию и становлению научного общества как модели научной школы, транслирующей и развивающей традиции научной и педагогической культуры в создаваемом коммуникационном пространстве.

Результаты работы и их обсуждение. В исследовании была сделана попытка прежде всего определить причины недостаточной активности студентов в образовательном процессе. Преподаватели колледжа в числе факторов, тормозящих развитие познавательной активности обучающихся, отмечают низкий уровень базовых знаний,

Руководитель СНО

Руководитель ИР Совет руководителей ИР

Студент Группа студентов (диада, триада...)

Рис. 1. Сотрудничество членов научного общества колледжа

Анализ соответствия основным признакам научной школы студенческого научного общества Челябинского колледжа физической культуры

Основные признаки Наличие основных признаков научной школы в Челябинском колледже ФК

1. Наличие лидерства Присутствует совместная деятельность педагога с научным работником по руководству исследованиями студентов

2. Наличие программы Для преподавателей - руководителей исследовательских работ студентов колледжа - предлагается авторская программа по формированию учебно-исследовательских умений у старшеклассников «Основы учебного исследования»; для студентов такой программой выступает индивидуальная программа исследования - результат совместного труда ученика и руководителя

- теоретические методы-операции (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация и т.д.); - методы-действия (выявление противоречий, постановка проблемы, построение гипотез и т.д.).; - эмпирические методы-операции (наблюдение: по характеру объекта делится на сплошное, выборочное; по способу получения информации - на непосредственное, инструментальное), опрос, тестирование и т.д.; - методы-действия (обследование, мониторинг, эксперимент)

3. Наличие методического инструментария

4. Наличие внутренних стандартов оценки деятельности Результат данного вида деятельности - исследовательская работа студента. Успешность этой работы определяется ее соответствием определенным требованиям, зафиксированным в нормативных документах и локальных актах СНО: положении об исследовательской работе студентов, положении о научно-практической конференции и т.д. Степень этого соответствия определяется с помощью критериев, разработанных на основе анализа и обобщения опыта оценивания исследовательских работ студентов на различных конкурсах и конференциях. Критерии оценки учебного исследования: • актуальность; • практическая значимость; • степень новизны; • соответствие содержания сформулированной теме, цели, гипотезе и поставленным задачам; • аргументированность и доказательность в изложении материала; • степень раскрытия темы; • культура оформления материала; • качество структуры доклада: композиция, логичность изложения, аргументированность; • культура выступления: четкость и доступность изложения, речевая культура, удержание внима- ния аудитории, чувство времени; • эрудиция докладчика, компетентность, использование специальной терминологии; • качество ответов на вопросы: полнота ответов, убедительность, готовность к дискуссии, нали- чие собственной позиции и умение ее отстаивать, доброжелательность, контактность

отсутствие навыков самообразовательной деятельности, слабую мотивацию учения в силу заинтересованности в спортивных достижениях, недостаточный профессионализм самих преподавателей.

В нашем исследовании предусматривалась практическая апробация групповых и индивидуальных форм организации познавательной активности студентов колледжа. С этой целью использовались формы творческой и исследовательской деятельности, которые существенно отличались от традиционной организации учебно-воспитательного процесса в колледже. Преподаватели использовали индивидуальные задания проблемного характера, составление письменных аннотаций и рефератов. Организационными средствами, стимулирующими развитие познавательной активности в процессе учебно-исследовательской работы, были конкурсы, диспуты, викторины и олимпиады.

На данном этапе применялся также метод независимых характеристик, предложенный известным психологом К.К. Платоновым.

Оценивая своих товарищей и давая оценку самому себе, студент задумывается над вопросами мотивации к профессиональной образова-

тельной деятельности, необходимости повышения качества знаний, готовности к самообразовательной и исследовательской работе. Тем самым происходят осмысление и постановка задач по совершенствованию учебной деятельности.

Перед исследователями была поставлена задача выяснить, какое количество студентов проявляют активность в учебном процессе, и проанализировать причины недостаточной активности отдельной их части. На вопрос анкеты: «Активны ли вы на занятиях?» 15,4 % ответили, что активны всегда, 54 % - время от времени, 30,8 % не проявляют никакой активности. Данные самооценки состояния активности студентов на занятиях сравнивали с той, которую дали преподаватели. В ходе анкетирования было установлено, что самооценка студентов совпадает с оценкой преподавателей.

Наблюдения показали, что активность студентов колледжа находится в определенной динамике, которая может возрастать под влиянием различных факторов, а также снижаться. Наибольшую активность студенты проявляют на 2-м курсе обучения (этап коррекции и систематизации знаний). На этапе освоения основ профессиональных дисциплин 80 % преподавателей

отмечают тенденцию к снижению активности. Затем, на этапе более углубленного изучения и применения профессиональных знаний на практике, активность студентов вновь возрастает.

В исследовании сделана попытка выявить причины недостаточной активности студентов. Для этого использовали устные методы опроса (интервью, беседы). Систематизация ответов показывает, что факторами, отрицательно влияющими на активность студентов на занятиях, являются: напряженный график тренировочного процесса, длительное пребывание на спортивных сборах и соревнованиях, слабые школьные знания, недостаточный интерес к учебе, личная неорганизованность (неспособность мобилизовать усилия в нужный момент), личностные способности студента (низкий общеобразовательный уровень).

Преподаватели колледжа в числе факторов, тормозящих развитие познавательной активности обучающихся, отмечают низкий уровень базовых знаний (8 % поступивших в колледж имеют средний балл аттестата 4,0 - 4,8; 38 % - 3,4 - 4,0 и 54 % - 3,0 - 3,4). Отсутствуют навыки самообразовательной деятельности, слабая мотивация учения в силу заинтересованности в спортивных достижениях, недостаточный профессионализм преподавателя.

Кроме того, активные в учебе студенты часто испытывают дискриминацию в учебном заведении из-за ориентации обучения на «средние оценки», унификации программ, преобладания жесткой регламентации поведения.

Таким образом, на развитие познавательной активности студента влияют факторы как внешние, так и внутренние (рис. 2).

Для диагностики динамики развития познавательной активности через год после начала эксперимента нами был проведен 2-й срез. Качественные характеристики уровней развития познавательной активности отражены на рис. 3.

В экспериментальной группе, где реали-зовывался исследовательский принцип в обуче-

60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0

Рис. 2. Анализ уровня развития познавательной активности у студентов колледжа (1-й срез), %

60,0г 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0

57|

44,8 1

за,и

30,8

Я 1

рш 1 11,5

1- \

средним ■ КГ аЭГ

Рис. 3. Анализ уровня развития познавательной активности у студентов колледжа (2-й срез), %

нии, изменения в уровнях развития познавательной активности происходят динамичнее. Так, количество студентов с низким уровнем познавательной активности снизилось с 30,8 до 22,4 % (с 7 человек до 5); студентов с ее высоким уровнем увеличилось с 15,4 до 18,3 % (с 3 человек до 5).

Таким образом, можно отметить положительную тенденцию в развитии познавательной активности у студентов колледжа.

После окончания эксперимента был реализован 3-й срез состояния познавательной активности студентов экспериментальных и контрольных групп.

Итак, можно сделать вывод, что в экспериментальной группе сохранилась положительная динамика и количество студентов с высоким уровнем познавательной активности увеличилось на 12,5%. В то же время число обучающихся с низким уровнем познавательной активности сократилось до 11,5%.

Заключение. Приведенные выше данные позволяют сделать вывод о том, что произошел качественный и количественный рост познавательной активности у студентов. Проявилась такая инновация, как предельная персонификация творческой инициативы преподавателей, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию участников образовательного процесса, интерес обучающихся и педагогов к исследованию.

Таким образом, предложенная нами методика развития познавательной активности студентов способствует более высокому уровню активизации познавательной деятельности благодаря глубокой актуализации профессиональных знаний, более тесной связи теории и практики, актуализации самостоятельной работы студентов, использованию стимулов и ситуации успеха в учебно-воспитательном процессе.

Использованная литература

1. Неверкович, С.Д. Методы и средства активизации познавательной деятельности (деловые игры, учебно-познавательные

задачи) / С.Д. Неверкович. - М.: ГЦОЛИФК, 1988. - 66 с.

2. Некрасов, Д.Н. Учебно-исследовательская деятельность студентов как средство успешной реализации обновленных стандартов среднего профессионального образования/Д.Н. Некрасов// Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе. Кн. 1. - СПб., 2002.

3. Платонов, К.К. Структура развития личности / К.К. Платонов. - М.: Наука, 1986. - 254 с.

4. Управление качеством образования: проблемы и перспективы: тез. науч.-практ. конф. / под ред. О.Л. Назаровой. - Магнитогорск: РИО МГППК, 2002. - 133 с.

5. Чистякова, Л.А. Развитие познавательной активности студентов колледжа физической культуры как педагогическая проблема / Л.А. Чистякова, Ж.Г. Аристова // Современные технологии образования: сб. науч. тр. 2-й межрегион. заочной науч.-практ. конф. / МППК. - Магнитогорск, 2004. - С. 204-208.

6. Шацкий, Т.С. Избранные педагогические сочинения /Т.С. Шацкий. - М.: Педагогика, 1982. - 447 с.

Bibliography

1. Neverkovich S.D. Means and methods of activation of cognitive activity (business games, educational-cognitive tasks). (In Russian) / S.D. Neverkovich. - Мoscow: SCOLIPC, 1988. - 66 P.

2. Nekrasov D.N. Educational-research activity of students as a method of effective realization of modernized standards of secondary vocational training. (In Russian) / D.N. Nekrasov // Problems of pedagogical innovations at professional school. Book 1. - St.-Petersburg, 2002.

3. Platonov K.K. Structure of personal development. (In Russian) / K.K. Platonov. - Moscow: Nauka, 1986. - 254 P.

4. Control of quality of education: problems and perspectives: book of abstracts of scient.-pract. conf. (In Russian) / Ed. by O.L. Nazarova. - Magnitogorsk: MSPPC, 2002. - 133 P.

5. Chistyakova L.A. Development of cognitive activity of students of college of physical culture as a pedagogical problem. (In Russian) / L.A. Chistyakova, Zh.G. Aristova // Modern educational technologies: proceedings of the 2nd interregional external scient.-pract. conf. / MPPC. - Magnitogorsk, 2004. - P. 204-208.

6. Shatsky T.S. Selected pedagogical works. (In Russian) / T.S. Shatsky. - Moscow: Pedagogika, 1982. - 447 P.

Информация для связи с автором:

Тел. раб. 237-05-66

Поступила в редакцию 12.09.2009 г.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

УДК: 796.011

ХАТХА-ЙОГА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И.А. Сидоренко

Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

Средства гимнастики, безусловно, наиболее эффективны в физическом воспитании подростков. Они оказывают значительное влияние на их здоровье и развитие физических качеств. В последние годы ряд специалистов по гимнастике рекомендуют включать в уроки гимнастики нетрадиционные виды упражнений для повышения интереса к занятиям. Хатха-йога - один из них.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель данного исследования - изучение влияния занятий Хатха-йогой на физическую подготовленность занимающихся.

Основное различие между упражнениями йоги и обычными физическими упражнениями состоит в том, что для выполнения последних требуется больше физического напряжения, а в упражнениях йоги, наоборот, нет движений, требующих большого физического напряжения.

Упражнения Хатха-йоги на уроках гимнастики и некоторые ее элементы (комплекс «Сурья Намаскар», или «Здравствуй, Солнце!») проводились на уроках, включающих спортивные игры, элементы единоборств и легкой атлетики в качестве разминки. Как показал наш опыт, они позволяют полноценно решать задачи физического воспитания школьников.

Методы и организация исследования. Исследование проводили на базе МОУ СОШ № 121 г. Челябинска. В нем приняли участие 96 девочек и мальчиков 8-9-х классов (13-15 лет).

В экспериментальных классах в уроки гимнастики были включены статические упражнения Хатха-йоги; в контрольных классах учащиеся занимались основной гимнастикой по школьной программе. Эксперимент проходил в 2005/2006 учебном году. В начале и в конце

эксперимента проводилось контрольное тестирование физической подготовленности школьников среднего возраста, кроме того, оценивали умственную работоспособность детей по корректурной пробе В.Я. Анфи-мова, а также определяли влияние асан на повышение устойчивости к гипоксии с использованием пробы с задержкой дыхания (Штанге, Генче) и ЖЕЛ с помощью спирометрии. Для определения эффективности асан Хатха-йоги использовали анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Заключение. Эксперимент, проведенный со школьниками 8-9-х классов МОУ СОШ № 121 г. Челябинска, показал, что учебный материал усваивается быстрее, так как применение на уроках гимнастики асан Хатха-йоги позволяет лучше осваивать упражнения по сравнению с общепринятой практикой; улучшаются физическая подготовленность, функциональное состояние кисло-родтранспортной системы (увеличивается устойчивость к гипоксии согласно результатам проб Штанге и Генче, ЖЕЛ, умственная работоспособность (по методике В.Я. Анфимова). Включение комплекса «Сурья Намаскар» («Здравствуй, Солнце!») в качестве разминки на уроках спортивных игр, легкой атлетики, элементов единоборств позволяет подготовить мышечно-связочный аппарат к предстоящим нагрузкам и способствует улучшению физической подготовленности.

Таким образом, занятия Хатха-йогой - отличное средство физического воспитания школьников.

Информация для связи с автором:

Тел. 8(3512)370-565, e-mail: uralgufk@mail.ru

Поступила в редакцию 13.05.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.