Научная статья на тему 'ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ЛУГАНЩИНЫ В 1991-2014 ГГ.: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ЛУГАНЩИНЫ В 1991-2014 ГГ.: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМЫ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТУДЕНЧЕСТВО / ВЫСШАЯ ШКОЛА / АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анпилогова Татьяна Юрьевна

В процессе формирования гражданско-патриотической позиции современной молодежи значимое место занимает историко-краеведческая деятельность. Опыт ее организации в системе общеобразовательных учреждений и организаций дополнительного образования является предметом изучения многих ученых и педагогов-практиков. При этом процесс осуществления данного вида деятельности в высшей школе до сих пор остается малоизученным. Цель статьи - проанализировать формы историко-краеведческой деятельности студенческой молодежи в высших учебных заведениях Луганской области Украины в конце ХХ - начале XXI в. Автором выделены общегосударственные и региональные тенденции в развитии школьного и вузовского исторического образования; установлено, что в качестве основных видов деятельности по изучению истории родного края выступали усвоение теоретических знаний в ходе учебных занятий, научно-исследовательская работа, организация культурного досуга обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анпилогова Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF ORGANIZING THE HISTORICAL AND LOCAL HISTORY ACTIVITIES OF STUDENT YOUTH IN THE LUGANSK REGION IN 1991-2014: HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ASPECT

In the process of formation of the civic-patriotic position of modern youth, historical and local history activities occupy a significant place. The experience of its organization in the system of general educational institutions and organizations of additional education is the subject of study by many scientists and practitioners. At the same time, the process of implementing this type of activity in higher education is still poorly understood. The purpose of the article is to analyze the organization of local history activities of students in higher educational institutions of the Luhansk region of Ukraine in the late XX - early XXI century. The author singles out nationwide and regional trends in the development of school and university history education, and notes the contradictory nature of this process. The results of the study allow us to state that the main activities for studying the history of the native land were the assimilation of theoretical knowledge during training sessions, research work, and the organization of cultural leisure for university students.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ЛУГАНЩИНЫ В 1991-2014 ГГ.: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

ПЕДАГОГИКА PEDAGOGICS

УДК 378Л47.091.31:908(477.61)«1991/4014» DOI 10.52575/2712-7451 -2022-41 -2-246-255

Формы организации историко-краеведческой деятельности студенческой молодежи Луганщины в 1991-2014 гг.: историко-педагогический аспект

Аннотация. В процессе формирования гражданско-патриотической позиции современной молодежи значимое место занимает историко-краеведческая деятельность. Опыт ее организации в системе общеобразовательных учреждений и организаций дополнительного образования является предметом изучения многих ученых и педагогов-практиков. При этом процесс осуществления данного вида деятельности в высшей школе до сих пор остается малоизученным. Цель статьи -проанализировать формы историко-краеведческой деятельности студенческой молодежи в высших учебных заведениях Луганской области Украины в конце ХХ - начале XXI в. Автором выделены общегосударственные и региональные тенденции в развитии школьного и вузовского исторического образования; установлено, что в качестве основных видов деятельности по изучению истории родного края выступали усвоение теоретических знаний в ходе учебных занятий, научно-исследовательская работа, организация культурного досуга обучающихся.

Ключевые слова: формы историко-краеведческой деятельности, студенчество, высшая школа, археологические исследования, педагогическая практика, научно-исследовательская работа студентов

Для цитирования: Анпилогова Т.Ю. 2022. Формы организации историко-краеведческой деятельности студенческой молодежи Луганщины в 1991-2014 гг.: историко-педагогический аспект. Вопросы журналистики, педагогики и языкознания, 41(2): 246-255. Б01:

10.52575/2712-7451-2022-41-2-246-255

Forms of Organizing the Historical and Local History Activities of Student Youth in the Lugansk Region in 1991-2014: Historical and Pedagogical Aspect

Annotation. In the process of formation of the civic-patriotic position of modern youth, historical and local history activities occupy a significant place. The experience of its organization in the system of general educational institutions and organizations of additional education is the subject of study by many

Анпилогова Т.Ю.

Луганский государственный педагогический университет, Луганская Народная Республика, 91011, г. Луганск, ул. Оборонная, 2 E-mail: dana-100@yandex.ru

Tatyana Y. Anpilogova

Luhansk State Pedagogical University 4/14 Defense St, Luhansk 91011, Luhansk People's Republic E-mail: dana-100@yandex.ru

scientists and practitioners. At the same time, the process of implementing this type of activity in higher education is still poorly understood. The purpose of the article is to analyze the organization of local history activities of students in higher educational institutions of the Luhansk region of Ukraine in the late XX - early XXI century. The author singles out nationwide and regional trends in the development of school and university history education, and notes the contradictory nature of this process. The results of the study allow us to state that the main activities for studying the history of the native land were the assimilation of theoretical knowledge during training sessions, research work, and the organization of cultural leisure for university students.

Key words: student youth, Lugansk region, historical and local history activities, research work, cultural leisure

For citation: Anpilogova T.Y. 2021. Forms of Organizing the Historical and Local History Activities of Student Youth in the Lugansk Region in 1991-2014: Historical and Pedagogical Aspect. Issues in Journalism, Education, Linguistics, 41 (2): 246-255 (in Russian). DOI: 10.52575/2712-7451-2022-41-2-246-255

Введение

Изменения геополитического характера, произошедшие в последние несколько лет, обусловили возникновение на карте Европы новых государств, в том числе признанных сегодня Российской Федерацией Луганской и Донецкой Народных Республик. Реалии, в которых началось формирование их образовательных систем, нацеленных на интеграцию в российское образовательное пространство, повлекли за собой необходимость смены образовательной парадигмы, пересмотра содержания гуманитарного образования, создания системы гражданско-патриотического воспитания, основанной на идее развития этноре-гионального самосознания молодежи и интериоризации культурных ценностей Русского мира. Успех внедрения новой педагогической парадигмы в системе высшей школы требует анализа существующего исторического опыта, как советского, так и постсоветского периода, сравнения форм и методов организации разных видов деятельности студенчества. Одним из наиболее актуальных сегодня видов активности студенческой молодежи является историко-краеведческая работа, способствующая формированию и развитию граждан-ско-патриотической позиции.

В связи с этим целью статьи был определен анализ опыта организации историко-краеведческой деятельности студенческой молодежи Луганщины в постсоветский период до момента провозглашения Луганской Народной Республики (с 1991 по 2014 г.).

Предпосылки развития историко-краеведческой деятельности студенчества Луганщины в конце ХХ - начале XXI вв.

С распадом Советского Союза и провозглашением государственной независимости союзными республиками произошли и кардинальные изменения в системе отечественного образования. Они привели к установлению в Украине, в состав которой входила Луганская область, новой педагогической парадигмы, нацеленной на приоритетность формирования у школьников и студенческой молодежи национального самосознания. Это повлияло и на процесс осуществления студенчеством Луганщины историко-краеведческой деятельности, активно пропагандируемой в советский период и являвшейся серьезной движущей силой в процессе формирования регионального (краевого) самосознания обучающихся. Вследствие произошедших трансформаций она стала объектом воздействия противоречивых тенденций. С одной стороны, в 1990-е гг. произошло оживление краеведческого движения в стране (исключение составляла Луганская область): увеличение на рынке книжной продукции удельного веса изданий краеведческого характера; приобщение студентов к краеведческой работе общественных организаций; обращение педагогов

высших учебных заведений к исследованию научных проблем, посвященных региональным аспектам, что явилось стимулом для развития историко-краеведческой активности молодежи. С другой стороны, принятие концепции национального образования, обусловившей новые цели, содержание и методы образовательного процесса, проблемы материального характера в сфере образования и культуры, игнорирование чиновниками на местах многих проблем краеведческого характера не способствовали деятельности студентов по изучению родного края.

Формы организации историко-краеведческой работы студенчества

Анализ процесса историко-краеведческой работы студенчества шести вузов Луганской области в 1991-2014 гг. позволяет выделить несколько форм ее организации в процессе учебной и внеучебной деятельности.

В качестве первой формы данного вида работы следует рассматривать теоретическое изучение регионального компонента в процессе освоения дисциплины «История Украины», входящей в блок обязательных дисциплин учебных планов всех специальностей и форм обучения. На освоение курса отводилось 108 часов (28 часов лекций, 8 часов практических занятий, 72 часа самостоятельной работы) [Божко, 2012, с. 2]. При этом программа дисциплины разрабатывалась индивидуально каждым из реализующих ее преподавателей - типовой программы в рамках государства не существовало. Это давало педагогам возможность самостоятельно формировать перечень тем, выносимых на лекционные и практические занятия. Анализ учебно-методической документации показывает, что на изучение истории Луганщины в контексте истории Украины большинством педагогов, преподающих дисциплину, не отводилось ни одного занятия. И если учебные планы исторических специальностей включали курсы краеведческой направленности, то студенты неисторических направлений фактически были лишены возможности получать знания по истории родного края в ходе освоения основной образовательной программы.

В рамках освоения образовательно-профессиональных программ исторических специальностей, реализовывавшихся со второй половины 1990-х гг. в двух вузах Луганщины - Луганском государственном педагогическом институте и Восточноукраинском национальном университете имени Владимира Даля - в учебные планы были введены дисциплины «Этнография Украины», «Краеведение», «Вспомогательные исторические дисциплины» и др., включавшие региональный компонент. Для отдельных специальностей (например, «История», «Социальная работа») читался курс «Этнография» в общем объеме 72 часа (20 часов лекционных занятий, 8 - практических, 44 - самостоятельная работа) [Намда-ров, 2009, с. 2]. Освоение материала дисциплины позволяло не только получать теоретические знания, но и совершенствовать навыки краеведческой деятельности - работы с исторической и географической картой, поиска и систематизации фольклора. Еще одной дисциплиной учебного плана направления подготовки «История», включавшей краеведческий компонент, был курс «Археология», рассчитанный на 108 часов, из которых 20 составляли лекционные занятия, 20 - практические, 68 - самостоятельная работа студентов [Навчальний план..., 2001, л. 2].

В конце 1990-х - начале 2000-х гг. в учебный план студентов исторического факультета Луганского государственного педагогического университета имени Тараса Шевченко входили дисциплины «Историческое краеведение», «Вспомогательные исторические дисциплины», «Историческая география и краеведение».

Курс «Историческое краеведение» был рассчитан на 108 часов и включал 20 часов лекций, 16 часов семинарских занятий, 68 часов самостоятельной работы [Намдаров, 2002, с. 217; Намдаров, 2009, с. 3]. В рамках этого курса изучались проблемы практического характера: «Истоки и зарождение исторического краеведения», «Литература и источники в историко-краеведческих исследованиях», «Методика историко-краеведческих исследований», «Памятники архитектуры и изобразительного искусства в локальной ис-

тории», «Музей - одна из основных форм собирания, систематизации и хранения краеведческих материалов» и др. Освоение тем курса помогало студентам составить представление о формах и методах краеведческой работы, освоить в теории некоторые из них.

В учебный план специальности 030301 «История», реализуемом в Восточноукраин-ском национальном университете имени Владимира Даля в начале 2000-х гг., помимо дисциплины «Историческое краеведение» (общий объем - 162 часа, в том числе 56 часов - аудиторной работы), входил ряд дисциплин краеведческого характера: «Специальные исторические дисциплины», «Методика полевой археологии», «Основы архивоведения», археологическая практика продолжительностью три недели [Учебный план ..., 2001, л. 48]. Краеведческие дисциплины («Археология», «Специальные исторические дисциплины») были включены и в учебный план магистратуры по специальности 8.030303 «Архивоведение» [Учебный план., 2001, л. 60-64].

Значимое место в учебном процессе занимала самостоятельная работа студентов, формы которой со временем стали разнообразнее, а арсенал - шире. Различные формы ее организации имели значительный потенциал для развития историко-краеведческой работы студентов в ходе учебной деятельности, однако дефицит краеведческого материала в содержании учебных планов обязательной дисциплины «История Украины» свидетельствует об отдачи педагогами исторических кафедр приоритета изучению проблем становления и развития украинской государственности в ущерб региональной проблематике.

Еще одной формой историко-краеведческой работы, реализуемой в процессе обучения, было написание курсовых и дипломных работ студентами исторического направления. С целью улучшения организации научно-исследовательской деятельности, формирования самостоятельного мышления студентов исторической специальности в 1993 г. преподавателями исторического факультета ЛГПИ им. Т.Г. Шевченко были подготовлены и изданы методические рекомендации по выполнению курсовых, дипломных, магистерских работ. В издании были последовательно описаны обязательные этапы подготовительной работы по написанию курсовых и дипломных проектов, излагались основные требования к содержанию основных композиционно-логических частей исследования и оформлению работ, список рекомендованной литературы.

В то же время, несмотря на особое внимание, уделяемое педагогами вузов учебно-методическому обеспечению реализации такого вида учебной деятельности студентов -историков, как написание курсовых и квалификационных выпускных работ, количество работ по краеведческой проблематике в 1990-2000-е гг. оставалось крайне низким. Более широко региональная тематика была представлена в перечне тем магистерских работ, которые формулировались для каждого магистранта индивидуально и имели штучный характер. Так, с 2001 по 2012 г. при кафедре истории Украины ЛНУ имени Тараса Шевченко было утверждено 25 тем по истории Луганщины [Архив тем ..., 2022]. В процессе проведения исследований студенты совершенствовали навыки использования научной литературы и первоисточников, общенаучных и конкретно исторических методов научного исследования (систематизации, анализа и обобщения найденного материала, сравнения, дедукции и индукции, исторического и диалектического методов и др.), составления библиографического списка, историографии и источниковой базы исследования.

Отдельной формой учебной деятельности студентов, в ходе которой реализовыва-лась историко-краеведческая деятельность студентов, продолжала оставаться учебная и производственная практика. Ее основными видами являлись архивная и археологическая практика.

Базой архивной практики студентов ряда специальностей всех вузов выступали Государственный архив Луганской области, Луганский областной краеведческий музей, архивы университетов. Студенты-практиканты не только осваивали навыки научно-технической обработки документов, учета архивных фондов, комплектования архива, организации работы с документами на специальных носителях, но и учились использовать

документы регионального характера, подбирали материал для будущих курсовых и дипломных работ.

Археологическая практика студентов вузов предполагала выезд в населенные пункты Луганской и других областей с целью проведения археологических исследований конкретного культурного слоя. Археологическая практика являлась частью учебного плана студентов специальности «История» двух луганских вузов - ЛНУ имени Тараса Шевченко и ВНУ имени Владимира Даля.

Для студентов неисторических специальностей трех луганских вузов участие в археологических экспедициях являлось частью досуговой деятельности в период летнего каникулярного периода. Так, в Восточноукраинском национальном университете имени Владимира Даля действовал археологический центр «Наследие» под руководством профессора С.Н. Санжарова, организовывавший масштабные поисковые работы на левобережье Северского Донца в пределах Кременского района для выявления и учета неизвестных объектов национального культурно-исторического наследия. Результатом его деятельности стало открытие десяти совершенно новых многослойных поселений с материалами древних культур от эпохи неолита до раннего Средневековья [Луганские студенты-археологи..., 2011].

Курсанты, студенты и преподаватели Луганского государственного университета внутренних дел имени Эдуарда Дидоренко в течение шестнадцати лет приобщались к археологической деятельности в рамках работы отряда «Скил» (руководитель М.Ф. Максимов), проводившего раскопки античного города-государства Ольвии, расположенного на берегу Южнобугского лимана Николаевской области [Студенты луганского., 2011].

Масштабные раскопки ряда археологических памятников с. Давыдо-Никольское Краснодонского района, г. Зимогорье Славяносербского района, Десятинной церкви г. Киева и других проводились в 2000-е гг. студентами ЛНУ имени Тараса Шевченко под руководством заведующего Центром археологии и этнографии К.И. Красильникова [Археологи луганского., 2012].

Производственная практика студентов педвуза была представлена педагогической практикой в школе. В течение практики они совершенствовали свои умения в качестве учителей-предметников и помощников классных руководителей. Произошедшие в системе школьного исторического образования изменения коснулись и студентов исторических специальностей педагогических институтов, учебными планами которых было предусмотрено обязательное прохождение педагогической (производственной) практики в школе.

В 1991 г. в пятых классах общеобразовательных школ был введен начальный (элементарный) курс истории Украины, являвшийся первым звеном школьного исторического образования. Данный курс, являвшийся пропедевтическим, давал пятиклассникам общие представления об отдельных явлениях и событиях в отечественной истории, способствовал их ознакомлению с историей родного края (села, города, района, области). В 1992/1993 уч. г. в пятых классах общеобразовательной школы был введен новый курс -«Родной край», предполагавший плавный переход к изучению курса географии. Идея развития школьного краеведения была поддержана на уровне многих областей Украины, о чем свидетельствует создание ряда региональных учебных, учебно-методических, наглядных изданий в помощь учителю. При этом следует отметить, что становление исторического краеведения в школах и вузах Луганской области шло намного медленнее, чем в других областях, включая соседнюю Донецкую.

В 1996 г. Министерством образования Украины была принята новая программа по истории Украины для 7-11 классов, а также экспериментальная программа по курсу «История Украины и родного края» для пятых классов [Про викладання ..., 1996, с. 65]. Значительное место в содержании программ занимал региональный компонент, который при этом не был обеспечен методически. Только в 2012 г. в рамках реализации областной программы «Патриот Луганщины» началось издание учебных пособий для обучающихся об-

щеобразовательных учебных заведений «Мой родной край - Луганщина». Принятые в 2007 и 2011 гг. сроком на четыре года программы «Патриот Луганщины» предполагали реализацию комплекса мероприятий, направленных на формирование патриотических чувств и самосознания учащейся и студенческой молодежи региона [Областная программа..., 2006; Регюнальна цшьова ..., 2011]. До 2014 г. на территории Луганской области были изданы учебные пособия для 6-х, 7-х и 8-х классов, а также учебно-методическое пособие для учителей «Мой родной край - Луганщина» (6 класс). Материал учебников позволял ознакомить школьников с историей, культурой, природой родного края, а также сформировать у них навыки анализа исторической карты, использования в исследовательской деятельности разнообразных источников, реконструкции предметов повседневной жизни населения Луганщины различных исторических периодов и т.д. Помимо организации учебной деятельности школьников по изучению родного края, на уроках истории студенты-практиканты, выполняя функции классных руководителей, организовывали экскурсии в музеи области, участвовали в кружковой работе и создании школьных краеведческих музеев, проводили классные часы, посвященные разным аспектам истории Луганщи-ны, помогали готовить научные доклады и презентации обучающихся на Дни (недели) науки, конкурс защит Малой академии наук.

Отдельным направлением активности студенческой молодежи, включавшим различные формы историко-краеведческой работы, была научно-исследовательская деятельность. Она реализовывалась в таких формах, как участие студентов в научно-практических конференциях, круглых столах, Днях науки и других мероприятиях, посвященных краеведческой тематике; написание научно-исследовательских работ на конкурсы; проведение научных исследований в рамках комплексных научных тем кафедр с последующей публикацией полученных результатов в сборниках научных статей, тезисов, материалов конференций; работа в научных кружках, обществах, научно-исследовательских группах, научных центрах и лабораториях. Популярным видом научно-исследовательской деятельности историко-краеведческого характера было участие в научных конкурсах - конкурсе на соискание премии имени Ковальских (ХНУ им. В.Н. Каразина), областном конкурсе на лучшую студенческую научно-исследовательскую работу по краеведению и Всеукраинском конкурсе научно-исследовательских работ студентов. На конкурсе студенческих научных работ на соискание премии им. Ковальских, проводившимся с 2000 г. в течение 17 лет, приоритет отдавался работам, посвященным украино-российским взаимоотношениям, восточным регионам Украины, украинской диаспоре в России, исследованиям по интеллектуальной истории, урбанистке, регионалистике.

Популярность у студентов ЛНУ имени Тараса Шевченко в 2000-е гг. получили занятия в Центре археологии и этнографии (руководитель К.И. Красильников), сформировавшемся на базе археологической лаборатории. В 1985-1995 гг. ее сотрудниками осуществлялось выполнение хоздоговорных тем в зонах крупных строительств в Дагестане, Туркмении, Украине (Южно-Украинская АЭС), а также проведение археологических разведок Луганской области с целью сбора, учета и составления научной документации на археологические памятники для издания «Свода памятников истории и культуры Украины» (Луганская область) [Красильников, 1998, с. 63]. Лаборатория являлась базой проведения студенческих практик и научных конференций, на которых апробировались материалы их исследований. На значимость научно-исследовательской работы, проводившейся сотрудниками Центра археологии и этнографии и студентами-участниками археологических экспедиций, указывает тот факт, что тема «Объект национального достояния "Археолого-этнографические коллекции Луганского национального педагогического университета имени Тараса Шевченко"» с середины 2000 -х гг. входила в число научно-исследовательских тем, финансируемых из государственных средств [Науково-дослщна..., 2008, с. 5].

Помимо центров, активно развивались студенческие научные общества и студенческие рабочие группы кафедр. Начиная с 1990-х гг. при кафедре педагогики и методики преподавания истории ЛГПУ им. Т.Г. Шевченко работали студенческие исследовательские группы по теме «Детское и юношеское движение на Луганщине» и «Реабилитированные историей (по материалам репрессий на Луганщине в 30-е гг.) ^чний звгг..., 1996, л. 26, 31]. В 2012 г. при кафедре истории Украины ЛНУ имени Тараса Шевченко было создано кафедральное научное студенческое общество, предметом деятельности которого являлись проблемы истории и культуры Луганского края.

Ресурсы исторического краеведения, имевшие воспитательное значение, широко использовались не только во время осуществления образовательного процесса, но и в процессе организации культурного досуга студенчества. Его важную часть составляли туризм, спорт, творчество, работа в стройотрядах, волонтерство. Одним из наиболее активных центров организации краеведческого досуга студентов Луганщины стал экскурсионный кружок, организованный при кафедре туризма, гостиничного и ресторанного дела ЛНУ имени Тараса Шевченко. Под руководством преподавателей кафедры его студенты разрабатывали экскурсионные маршруты, способствуя приобщению к экскурсионно-туристической деятельности широких слоев населения. Активно взаимодействовали с музеями области студенты Краснодонского филиала инженерии и менеджмента ВНУ имени Владимира Даля.

Организация историко-краеведческой работы студентов в вузах Луганщины в 19902000-е гг. сопровождалась возникновением ряда проблем финансового, административного, учебно-методического характера. Так, анализируя недостатки краеведческой работы в своем докладе на Международной научной конференции, состоявшейся в Луганске в декабре 2001 г., ученый Г.М. Намдаров выдвинул несколько инициатив, направленных на устранение проблем в развитии историко-краеведческой деятельности вузов Луганщины. В частности, он отметил необходимость подготовки изданий «История городов и сел Лу-ганщины» и «Энциклопедия Луганщины», восстановления в учебных планах исторических специальностей дневной формы обучения по дисциплине «История родного края», введение данного курса на всех специальностях других вузов области, открытие кафедры этнологии и краеведения, создание учебника и пособий по историческому краеведению, а также фундаментального банка краеведческой информации [Намдаров, 2002, с. 228].

Ряд проблем в организации историко-краеведческой работы ученых и студентов был охарактеризован в опубликованной в 2001 г. статье луганских ученых К.И. Красильникова и Е.К. Апареевой «Сохранять надо сегодня» [2001, с. 39]. «Анализ сложившейся ситуации в охране и использовании памятников археологии степного Подонцовья, - отмечали авторы статьи, - показывает чрезвычайно сложное положение дел. Бюджетные археологические учреждения из-за отсутствия средств прекратили исследовательские работы, новостроечные (хоздоговорные) экспедиции здесь в последний раз проводили раскопки в 1995 г. Предана забвению идея археологической инспекции по согласованию проектируемых строительных работ с археологами, забыто издание тома по Луганской области "Свод памятников истории и культуры Украины", практически остановлены все разведки» [Апареева, Красильников, 2001, с. 40]. Ученые подчеркивали, что в Луганской области археологические исследования проводятся спорадически за счет собственных средств и энтузиазма археологов.

Выводы

Таким образом, развитие историко-краеведческой деятельности на Луганщине в 1991-2014 гг. было неравномерным. Его инертность в течение первых двадцати лет становления украинской государственности была вызвана рядом причин: отсутствием финансирования, приоритетностью идеи воспитания национального самосознания в ущерб

этнорегиональному, дефицитом краеведческой учебной и научной литературы, местных краеведческих кадров и т.д.

Историко-краеведческая работа студенческой молодежи вузов Луганщины в 1990-х - начале 2010-х гг. организовывалась в рамках учебной и внеучебной работы. К основным формам учебной работы относились: изучение истории родного края и основ краеведческих исследований в ходе лекционных занятий, подготовки к практическим и семинарским занятиям, осуществления студентами неисторических специальностей самостоятельной работы, написания студентами исторических специальностей курсовых и выпускных квалификационных работ, прохождения ряда практик. В процессе внеучебной работы навыки историко-краеведческой деятельности студенты применяли в ходе осуществления научных исследований (участие в конкурсе научных работ, в Днях науки университетов, работе научных центров, обществ, кружков, лабораторий, творческих групп кафедр). Важное место занимала историко-краеведческая работа студентов во время организации и проведения культурно-досуговых и социально-воспитательных мероприятий (кураторские часы, экскурсии и т.д.).

Организации эффективной историко-краеведческой деятельности студентов в указанный период мешали такие факторы, как несовершенство учебных планов отдельных вузов; дефицит финансирования данного вида деятельности; недооценка руководством государства проблем, связанных с охраной историко-архитектурных памятников культуры; приоритет национального воспитания в ущерб формированию этно -регионального самосознания, порождающий диспропорцию среди различных видов деятельности студенческой молодежи.

Список источников

Археологи луганского вуза во время раскопок нашли княжеские драгоценности. 25 июля 2012 г. Cxid.info. URL: https://cxid.info/98114_arxeologi-luganskogo-vuza-vo-vremya-raskopok-nashli-knyazheskie-dragocennosti.html (дата обращения: 26.12.2021). Архив тем курсовых и магистерских работ. 2022. Электронный архив кафедры истории Отечества

ГОУ ВО ЛНР «ЛГПУ». Луганск, ГОУ ВО ЛНР «ЛГПУ». 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Божко Г.1. 2012. Робоча програма навчально! дисциплши. Iсторiя Украши. Луганськ, ГОУ ВО ЛНР

«ЛГПУ», 8 с. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Луганские студенты-археологи открыли 10 древних поселений. 23 августа 2011 г. Cxid.info. URL: https://cxid.info/86279_luganskie-studentyarxeologi-otkryli-drevnix-poselenii.html (Дата обращения: 25.12.2021).

Навчальний план за 2001/2012 навч. рш 1 курсу спещальносп 6.020302 «Iсторiя». 2001. Архив кафедры истории Отечества ГОУ ВО ЛНР «ЛГПУ». Луганск, ГОУ ВО ЛНР «ЛГПУ». 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Намдаров Г.М. 2009. Робоча програма з етнографи. Луганськ, ГОУ ВО ЛНР «ЛГПУ», 4 с. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Намдаров Г.М. 2009. Робоча програма з юторичного краезнавства. Луганськ, ГОУ ВО ЛНР

«ЛГПУ», 4 с. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Намдаров Г.М., Гупан Н.Н., Пометун Е.И., Афонин В.А. 1993. Методические рекомендации по

выполнению курсовых и дипломных работ. Луганск, ЛГПУ им. Т.Г. Шевченко, 24 с. Областная программа «Патриот Луганщины». 2006. Решение Луганского областного совета от 24 ноября 2006 г. N 6/15 «Об утверждении областной программы "Патриот Луганщины"». URL: https://ips.ligazakon.net/document/LU060331 (дата обращения: 20.12.21). Про викладання соцюгумаштарних дисциплш у 1996/97 навчальному рощ. 02.07.96 №1/9-284.

1996. Освгга на Луганнщиш, 1: 65-66. Регюнальна цшьова программа «Патрют Луганщини» на 2011 - 2014 роки. Ршення обласно! ради от 25 лютого 2011 р. N 3/12 «Регюнальна цшьова програма „Патрют Луганщини"» Луганск, 2011. URL: https://nadoest.com/rishennya-oblasnoyi-radi—2011-r--regionalena-cileova-program (дата обращения: 19.12.2021).

PiH^M звгг з науково! роботи шституту за 1996 рш. 1996. Госархив ЛНР. Ф. Р-416. Оп. 2. Т. 2. Д. 2751.

Студенты луганского вуза вернулись из 13 археологической экспедиции в Ольвию. 19 августа 2011 г. Cxid.info. URL: https://cxid.info/86208_studenty-luganskogo-vuza-vernulis-iz-arxeologicheskoi-ekspedicii-v-olviyu.html (дата обращения: 25.12.21).

Учебный план 2001 г. специальности 030301 «История». Дневное отделение. 2001. Госархив ЛНР. Ф. Р-759. Оп. 2. Д. 3584.

Список литературы

Апареева Е.К., Красильников К.И. 2001. Сохранять надо сегодня. У кн.: Матерiали науково-краезнавчо! конференцн, присвячено! 100^ччю вщ дня народження вченого-краезнавця Павла 1вановича Луцького, 23 травня 2001, Луганськ. Щд ред.О.П. Фюуненко. Луганськ, Вид-во Луганського державного педагогшого унiверситету iменi Тараса Шевченка: 39-42.

Красильников К.И. 1998. Основные результаты деятельности научной лаборатории археологических исследований и краеведческой работы. Вюник Луганського державного педагопчного ушверситету iменi Тараса Шевченка, 10: 62-65.

Намдаров Г.М. 2002. Роль юторичного краезнавства в дослщженш i пропагандi iсторii краю. У кн.: Материалы Мiжнар. наук. конф., присвяч. 280-рiччю вiдкриття М. Вепрейським i С. Чирковим кам'яного вугшля у Донецькому басейнi, 13-14 груд. 2001, Луганськ. Луганськ, Вид-во ЛДПУ iм. Т. Шевченка «Альма матер»: 215-230.

Науково-дослщна робота ЛНПУ iменi Тараса Шевченко за 2006 рш. Результати. Форми органiзацii. Перспективи розвитку. 1нформацшш матерiали до засщання вчено! ради 27 сiчня 2006 р. 2008. Щд ред. В.С. Курило. Луганськ, ЛНПУ iменi Тараса Шевченка, 34 с.

References

Apareeva E.K., Krasil'nikov K.I. 2001. Sokhranyat' nado segodnya [It is necessary to save today]. In: Materiali naukovo-kraeznavchoi konferentsii, prisvyachenoi 100-richchyu vid dnya narodzhennya vchenogo-kraeznavtsya Pavla Ivanovicha Luts'kogo, 23 travnya 2001, Lugans'k, Ed. O.P. Fisunenko. Lugans'k, Publ. Vid-vo Lugans'kogo derzhavnogo pedagoginogo universitetu imeni Tarasa Shevchenka: 39-42.

Krasil'nikov K.I. 1998. Osnovnye rezul'taty deyatel'nosti nauchnoy laboratorii arkheologicheskikh issledovaniy i kraevedcheskoy raboty [The main results of the activities of the scientific laboratory of archaeological research and local history work]. Bulletin of Luhansk Taras Shevchenko National University, 10: 62-65.

Namdarov G.M. 2002. Rol' istorichnogo kraeznavstva v doslidzhenni i propagandi istorii krayu [The role of historical local lore in the study and promotion of the history of the region]. In: Materialy Mizhnar. nauk. konf., prisvyach. 280-richchyu vidkrittya M. Vepreys'kim i S. Chirkovim kam'yanogo vugillya u Donets'komu baseyni, 13-14 grud. 2001, Lugans'k. Lugans'k, Publ. Vid-vo LDPU im. T. Shevchenka «Al'ma mater»: 215-230.

Naukovo-doslidna robota LNPU imeni Tarasa Shevchenko za 2006 rik. Rezul'tati. Formi organizatsii. Perspektivi rozvitku [Research work of Taras Shevchenko National Pedagogical University in 2006. Results. Forms of organization. Development prospects]. Informatsiyni materiali do zasidannya vchenoi radi 27 sichnya 2006 r. 2008. Pid red. V.S. Kurilo. Lugans'k, Publ. LNPU imeni Tarasa Shevchenka, 34 p.

Pro vikladannya sotsiogumanitarnikh distsiplin u 1996/97 navchal'nomu rotsi. 02.07.96 №1/9-284 [On the teaching of socio-humanitarian disciplines in the 1996/97 academic year. 02.07.96 №1 / 9-284]. 1996. Osvita na Lugannshchini, 1: 65-66.

Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось. Conflict of interest: no potential conflict of interest related to this article was reported.

Поступила в редакцию 13.04.2022 Received April 13, 2022

Поступила после рецензирования 05.05.2022 Revised May 5, 2022 Принята к публикации 10.06.2022 Accepted June 10, 2022

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Анпилогова Татьяна Юрьевна, докторант кафедры педагогики, доцент, заведующий кафедры истории Отечества, Луганский государственный педагогический университет, г. Луганск, Луганская Народная Республика

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Tatyana Y. Anpilogova, doctoral student of the Department of Pedagogy, Associate Professor, Head of the Department of the History of the Fatherland, Lugansk State Pedagogical University, Lugansk, Lugansk People's Republic

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.