Научная статья на тему 'Формы негативного поведения студенческой молодежи'

Формы негативного поведения студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
66
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ляхевич Е. Г., Жорова Э. И.

The paper shows unfavourable state of students’ moral orientations. Some pernicious habits are rather common to a great number of students. It is substantiated to develop an efficient educational mechanism that will encourage spiritual values of social consciousness to be a vital necessity of students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS’ MISBEHAVIOUR FORMS

The paper shows unfavourable state of students’ moral orientations. Some pernicious habits are rather common to a great number of students. It is substantiated to develop an efficient educational mechanism that will encourage spiritual values of social consciousness to be a vital necessity of students.

Текст научной работы на тему «Формы негативного поведения студенческой молодежи»

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

УДК 316.61

ФОРМЫ НЕГАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

ЛЯХЕВИЧЕ. Г., ЖОРОВА Э. И.

Белорусский национальный технический университет

В Республике Беларусь проводится целенаправленная государственная политика по формированию ценностных ориентаций молодежи, разработана и реализуется комплексная программа «Молодежь Беларуси», уделяется большое внимание решению актуальных проблем молодежи, приняты комплекс мер по развитию национальной системы образования, гарантированному трудоустройству выпускников высших и средних специальных учебных заведений, молодежные программы [1].

В той или иной степени каждому человеку присущи формы негативного поведения. Они вредят здоровью человека, его моральнодуховному развитию, что в конечном итоге отражается на обществе в целом. В 1999-2000 учебном году в Белорусском государственном университете физической культуры (БГУФК) проводился опрос студентов с целью выявления реальных форм негативного поведения. Пять лет спустя в периоды с 14 по 18 декабря 2004 г. и с 8 по 11 ноября 2005 г. на автотракторном факультете Белорусского национального технического университета (БИТУ) 178 студентам 1-2-х курсов в возрасте от 17 до 20 лет были заданы те же вопросы о вредных привычках. Ответы (в процентах) на поставленные вопросы приведены в табл. 1.

Как видно из таблицы, вредные привычки (курение, употребление алкоголя) присущи почти половине студентов БИТУ и только чуть более 3 % опрошенных ответили, что являются противником подобных действий и им не приходилось ни пить, ни курить. В то же время более 20 % студентов БГУФК часто употребляют спиртное и курят, столько же молодых людей этого вуза являются противниками подобного поведения. Видимо, здесь сказывается сильное влияние тренерского состава, который нацели-

вает воспитанников на высокие достижения в спорте, преподаватели же технических вузов этому вопросу уделяют недостаточно внимания. Настораживает тот факт, что более 14 % опрошенных молодых людей БНТУ и БГУФК пробовали употреблять наркотики, при этом более 25 % опрошенных не осуждают за это других. На вопрос «приходилось ли Вам давать взятки?» 17 % студентов БНТУ ответили, что пробовали, в то же время в 1999 г. 22,6 % студентов БГУФК использовали взятки для решения личных проблем. Проводимая политика государства борьбы со взяточничеством имеет положительные результаты. Использование же сексуальных связей для достижения корыстных целей не распространено среди студентов БНТУ и БГУФК. Утвердительно на него ответили 12 % опрошенных БГУФК и 3,1 % студентов БНТУ.

Проблема нравственного воспитания студенческой молодежи актуальна и сегодня, поставленные вопросы должны найти отражение в учебных программах. До настоящего времени не удалось искоренить ненормативную лексику. Лишь 6,4 % опрошенных не используют ее, в то же время каждый четвертый студент часто пользуется ею при общении. Анализируя распространенность различных форм негативного поведения среди студентов, можно сделать следующее заключение: если пять лет назад студенты давали взятки (6,6 %), использовали сексуальные связи для достижения корыстных целей (5,3 %), употребляли наркотики (0,7 %), то ни один студент БНТУ в текущем учебном году не ответил утвердительно на эти вопросы. В объективности ответов респондентов не приходится сомневаться, поскольку они сопоставимы с результатами социологических исследований, которые проводились в 1999 г.

Вестник БНТУ, № 1, 2006

77

Таблица 1

Степень распространения среди студентов различных форм негативного поведения

Приходилось ли Вам? Да, часто Редко, иногда приходилось Сам этого не делал, но других не осуждаю Не приходилось, являюсь противником подобных действий Не хочу отвечать на вопрос

БНТУ БГУФК БНТУ БГУФК БНТУ БГУФК БНТУ БГУФК БНТУ БГУФК

1. Курить 48,3 26,6 39,1 36,7 9,2 12 3,4 24,7 - -

2. Пить крепкие алкогольные напитки 53,9 21,4 27,7 52,0 13,0 3,3 3,4 20 2 3,3

3. Сознательно обманывать для достижения своих целей 19 18 27,5 27,3 14,8 16,7 34,6 31,3 4,1 6,7

4. Употреблять наркотики - 0,7 14,6 14,7 25,7 15,3 46,2 63,3 13,5 10

5. Давать взятки - 6,6 17,1 16,0 47,2 28,7 17,2 38,7 18,4 10

6. Использовать сексуальные связи для достижения цели 5,3 3,1 6,7 56,6 40 31,7 40 8,6 8

7. Употреблять ненормативную лексику 24,4 — 61,5 2,6 _ 3,8 — 7,7

Система нравственно-ценностных ориентаций формируется на протяжении продолжительного периода времени и поддается коррекции. Юношеский возраст сенситивен для формирования ценностных ориентаций. Необходимо профессорско-преподавательскому составу вузов создать такой целенаправленный комплекс мер педагогического воздействия на нравственные сферы личности студента, при котором усвоенные моральные нормы и правила органически сочетались бы с внутренним миром студентов и могли реализоваться в мотивах поведения [2].

ВЫВОД

Исследования показали, что студенческая молодежь, части которой свойственны такие вредные привычки, как курение, употребление алкоголя и ненормативной лексики, нуждается

в нравственной ориентации. Основой бытия должен стать здоровый образ жизни, способствующий успешному выполнению учебнотрудовых, социальных и идеологических функций. Существует необходимость в создании эффективного воспитательного механизма, с помощью которого духовные ценности общественного сознания становились бы насущной потребностью студенческой молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабосов Б. М., Костюкович Б. В., Лихачев Н. Е.

Научные рекомендации по материалам региональной научно-практической конференции в г. Могилеве 3-4 февраля 1998 г. // Формирование ценностных ориентаций белорусской молодежи на рубеже XXI в. - Могилев, 1998.-С. 3.

2. Грымаць А. Фарм1раванне маральных щэалау школьшкау. - Мн.: Геомант, 2000. - С. 400.

78

Вестник БИТУ, № 1,2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.