Научная статья на тему 'ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РЕГИОНА'

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / КОНЦЕНТРИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ КАПИТАЛОВ / СОФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Канчукоев Валерий Огидович, Хачев Мухадин Мухарбиевич, Коков Николай Султанович, Бештоев Адам Леонидович, Карданов Азамат Асланович

Одной из ключевых проблем трансформационных сдвигов в российской экономике является низкая скорость адаптации отечественного бизнеса к меняющимся запросам рынка при непрерывном технологическом обновлении и расширении воспроизводства. Региональную политику инвестиционного развития целесообразно направлять на нивелирование воздействия данного замедляющего фактора. Само существование подобной трудности свидетельствует о невысоком качестве инновационной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Канчукоев Валерий Огидович, Хачев Мухадин Мухарбиевич, Коков Николай Султанович, Бештоев Адам Леонидович, Карданов Азамат Асланович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS, METHODS AND TOOLS FOR REGULATING THE INVESTMENT CLIMATE IN THE REGION

One of the key problems of the low rate of transformational shifts in the Russian economy is the low rate of adaptation of domestic business to changing market demands with continuous technological renewal and expansion of reproduction. It is expedient to direct the regional investment development policy towards leveling the impact of this slowing factor. The very existence of such a difficulty testifies to the low quality of innovation policy.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РЕГИОНА»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_6_3_266 УДК 330

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РЕГИОНА

Канчукоев Валерий Огидович,

доктор экономических наук, профессор кафедры экономики, Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В. М. Кокова, г. Нальчик, Россия

Хачев Мухадин Мухарбиевич,

доктор физико-математических наук, профессор кафедры высшей математики и информатики, Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В. М. Кокова, г. Нальчик, Россия

Коков Николай Султанович,

кандидат экономических наук, доцент кафедры высшей математики и информатики, Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В. М. Кокова, г. Нальчик, Россия

Бештоев Адам Леонидович,

аспирант факультета экономики и управления, государственный аграрный университет им. В. Россия

Карданов Азамат Асланович,

аспирант факультета экономики и управления, государственный аграрный университет им. В. Россия

Одной из ключевых проблем трансформационных сдвигов в российской экономике является низкая скорость адаптации отечественного бизнеса к меняющимся запросам рынка при непрерывном технологическом обновлении и расширении воспроизводства. Региональную политику инвестиционного развития целесообразно направлять на нивелирование воздействия данного замедляющего фактора. Само существование подобной трудности свидетельствует о невысоком качестве инновационной политики.

Ключевые слова: инновационная активность; концентрирование инновационных капиталов; софинансирование инновационных проектов; особая экономическая зона.

UDC 330

FORMS, METHODS AND TOOLS FOR REGULATING THE INVESTMENT CLIMATE IN THE REGION

Kanchukoev Valeriy Ogidovich,

Doctor of Economics, Professor of the Department of Economics, Kabardino-Balkarian State Agrarian University. Named after V. M. Kokova, Nalchik, Russia

Кабардино-Балкарский М. Кокова, г. Нальчик,

Кабардино-Балкарский М. Кокова, г. Нальчик,

Khachev Mukhadin Muharbievich,

Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor of the Department of Higher Mathematics and Informatics, Kabardino-Balkarian State Agrarian University. Named after V. M. Kokova, Nalchik, Russia

Kokov Nikolai Sultanovich,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Higher Mathematics and Informatics, Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V. M. Kokova, Nalchik, Russia

Beshtoev Adam Leonidovich,

post-graduate student of the Faculty of Economics and Management, Kabardino-Balkarian State Agrarian University. Named after V. M. Kokova, Nalchik, Russia

Kardanov Azamat Aslanovich,

post-graduate student of the Faculty of Economics and Management, Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V. M. Kokova, Nalchik, Russia

One of the key problems of the low rate of transformational shifts in the Russian economy is the low rate of adaptation of domestic business to changing market demands with continuous technological renewal and expansion of reproduction. It is expedient to direct the regional investment development policy towards leveling the impact of this slowing factor. The very existence of such a difficulty testifies to the low quality of innovation policy.

Keywords: innovative activity; concentration of innovative capital; co-financing of innovative projects; special economic zone.

Задачи повышения качества и развития регионального инвестиционного потенциала, снижения региональных инвестиционных рисков, а также стимулирования вложения инвестиционных капиталов в наиболее конкурентоспособные и перспективные сферы региональной хозяйственной деятельности предполагают разработку и реализацию качественной инвестиционной политики региона, которая должна предусматривать стимулирование инновационной активности, концентрирование инвестиционных капиталов на конкурентоспособных и перспективных отраслях регионального хозяйства, запуск инновационных конкурентоспособных производств, а также формирование стимулирующих инвестиционную деятельность организационно-экономических механизмов, что, несомненно, окажет благоприятное воздействие на региональный инвестиционный климат.

Разработка и внедрение организационно-экономических механизмов, стимулирующих инвестиционную деятельность, должны подкрепляться наличием не только соответствующего законодательного и ресурсного обеспечения, но и профессиональных кадров, способных обеспечить высокий уровень инвестиционного менеджмента. Эффективное инвестиционное развитие невозможно

осуществлять без качественных мер стимулирования инвестиционной деятельности и правового регулирования [1].

На сегодняшний день в целях повышения качества инвестиционного климата региональными органами власти применяется достаточно широкий круг инструментариев стимулирования:

1) предоставление инвесторам льготных условий налогообложения и кредитования, что необязательно обеспечит повышение инвестиционной активности в регионе. Нередкими являются случаи, когда получатели льгот в виде особых условий налогообложения и государственных кредитов направляют выгоды от их применения на более прибыльные рынки. Таким образом, немаловажным условием повышения эффективности мер стимулирования инвестиционной активности видится формирование качественной системы контроля распределения данных выгод. Необходимо сказать о целесообразности соотнесения применяемых налоговых льгот с ключевыми приоритетами развития регионов, что позволит повысить эффективность помощи, качество инвестиционного климата и, как следствие, конкурентоспособность региональной экономики. Следует отметить, что в сложившихся на сегодняшний день си-

туациях приоритетное предоставление подобных условий хозяйствования промышленным организациям несырьевых секторов экономики способно несколько прирастить конкурентоспособность данных предприятий, которые испытывали определенные трудности, связанные с конкуренцией зарубежных производителей;

2. Субсидирование за счет бюджетных средств. Это предоставление целевой помощи предприятиям, занимающимся производством наиболее важных, социально значимых, инновационных и иных продуктов, имеющих высокое государственное и народнохозяйственное значение. Прямое бюджетное финансирование различных инвестиционных проектов и льготное кредитование должны стать ключевым источником капитальных вложений в приоритетное финансирование наиболее конкурентоспособных и перспективных отраслей, способных выступить в качестве локомотива регионального экономического роста [2];

3) законодательная защита региональных товаропроизводителей и их прав интеллектуальной собственности, что предполагает стимулирование интеграции региональных и иностранных предприятий, протекционную поддержку продвижению региональной продукции на глобальных рынках. Ключевым условием эффективности подобной поддержки региональных производителей на глобальных рынках является существование организаций, способных производить конкурентоспособную продукцию. В обратном случае продвижение будет иметь невысокую эффективность и не обеспечит достижение сколько-нибудь значимых эффектов, однако обеспечит региональному бюджету ощутимые траты;

4) нормативно-правовое стимулирование инновационной деятельности, что предусматривает достаточно большое количество специфичных мер, способных повысить инвестиционную привлекательность региональной экономики, к числу которых можно отнести:

- налоговые отсрочки при условии задержки оплаты в части выполняемых государственных заказов;

- создание инновационно-внедренческих и информационных сетей для передачи и

распространения инновационных решений в границах региональной экономики;

- участие в прекращении процедуры банкротства предприятий ключевых отраслей регионального хозяйства, прекращение функционирования которых способно нанести серьезный вред региональному социально-экономическому развитию;

- предоставление бизнес-сообществу прав на использование в собственной хозяйственной деятельности результатов исследований и разработок, представляющих результаты работы по научно-исследовательским и опытно-конструкторским программам, которые финансируются за счет государства;

- стимулирование развития региональной финансовой инфраструктуры и, в частности, развития страхования рисков, венчурного финансирования, лизинга и т.д.

Индикатором успешности реализации обозначенных мер является динамика удельного веса инвестиций на инновации в общем объеме регионального инвестирования либо динамика абсолютного его показателя, так как по большому счету данные меры направлены на увеличение региональной инновационной активности.

Особая экономическая зона - ограниченная территория, в границах которой предоставляются наиболее благоприятные условия хозяйствования представителями российского бизнес-сообщества. Как правило, они касаются области налогообложения, имущественных отношений, предоставления различного рода гарантий региональными органами власти, льготными условиями инвестирования, упрощенными административными условиями ведения хозяйственной деятельности, налоговыми льготами, льготными режимами ввоза и вывоза товаров и т. д. [3]

Для особых экономических зон можно выделить ряд черт:

1. Присутствие в рамках ограниченной территории стимулов и льгот для организаций-резидентов, которые обеспечивают создание благоприятных условий с точки зрения осуществления инвестиционной и хозяйственной деятельности, среди которых:

- наличие фискальных льгот, предполагающих занижение налогооблагаемой базы

или ее составляющих, налоговые каникулы, снижение налоговых ставок;

- использование практики предоставления льготных налоговых кредитов;

- применение практики предоставления финансовых преференций в виде государственного льготного кредитования, а также бюджетного субсидирования, снижения стоимости аренды объектов инфраструктуры и земельных участков, льготное ценообразование в части коммунальных услуг;

- полная или частичная отмена таможенных пошлин, упрощенный порядок реализации внешнеторговых операций;

- применение практики упрощения процедур регистрации и лицензирования предприятий в пределах особых экономических зон, минимизация контрольной деятельности надзорными органами на первых этапах работы резидентов особых экономических зон.

2. Высокая открытость для иностранных вливаний капитала.

3. Государственная поддержка особой экономической зоны.

4. Наличие органов управления, обладающих широкими полномочиями в принятии решений.

Условиями успешности работы особой экономической зоны являются:

1. Высокий уровень развития инженерной, транспортной, логистической и информационной инфраструктуры.

2. Благоприятное по отношению к внешним и внутренним рынкам географическое положение.

3. Высокоразвитая финансовая инфраструктура, наличие доступа к международным финансовым рынкам.

4. Наличие конкурентоспособного рынка рабочей силы, высокий уровень кадрового потенциала.

Индустриальный парк - локализованная территория, в рамках которой созданы благоприятные условия с точки зрения размещения на ней новых производственных предприятий, управление которой возложено на специально созданную управляющую компанию [4]. Резидентами индустриальных парков являются юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность в границах индустриального парка на осно-

ве документально закрепленных отношений с управляющими компаниями. Упомянутыми договорами за управляющими компаниями закреплены преимущественно сервисные услуги организациям-резидентам.

Управляющими компаниями индустриальных парков могут предоставляться следующие виды услуг:

- финансовое, юридическое, маркетинговое, бухгалтерское, рекламное и иное консультирование;

- обслуживание газового, теплового и электрического оборудования, инженерных сетей;

- строительство под ключ производств;

- логистические услуги;

- обслуживание внешнеэкономической деятельности резидентов;

- подбор кадров (рекрутинг);

- сдача в аренду офисных, складских и производственных помещений;

- клининговые, охранные и прочие виды услуг.

Индустриальные парки представляют собой комплексы объектов производственного назначения, сдающиеся в аренду управляющими компаниями и хозяйственная деятельность в которых осуществляется в рамках единой концепции. В рамках индустриального парка резиденты имеют возможность выбора оптимального формата и размера производственных площадей под собственные нужды [5].

Среди ключевых особенностей индустриального парка можно выделить следующие:

- поддержка индустриального парка государством в виде субсидирования и предоставления налоговых льгот, упрощения процессов регистрации и получения разрешительной документации резидентами парка;

- территориальная приближенность к основным логистическим магистралям;

- наличие профессиональной управляющей компании;

- присутствие всех видов подведенных коммуникаций, требуемых для осуществления резидентами хозяйственной деятельности;

- обеспеченность организаций-резидентов офисными, складскими и производствен -ными помещениями;

- качественная и количественная обеспеченность парка трудовыми ресурсами и т. д.

Технопарк - ограниченная территория, обладающая развитой системой коммуникаций с внешней средой и необходимым уровнем развития инфраструктуры для реализации стартап-проектов малыми предприятиями.

Технопарк представляет собой имущественный комплекс, в состав которого входят земельные участки, здания, оборудование, сырье, права на обозначения и др. Причем управление деятельностью технопарка осуществляется через управляющую компанию, которая зарегистрирована в форме юридического лица.

Главной идеей формирования технопарков является обеспечение наиболее благоприятных условий для наукоемких производств, инновационного бизнеса и стимулирование научно-технического прогресса, которые опираются на максимально возможное соседство науки и бизнеса, а также однородных организаций, занимающихся производством наукоемкой продукции.

Совместная реализация проектов бизнесом и властью на основе концессионных соглашений можно назвать одним из наиболее эффективных форм государственно-частного партнерства в части привлечения в региональную экономику частных инвесторов.

Как инструмент развития регионального инвестиционного климата концессионные соглашения - это договоры, заключаемые частными инвесторами и государством относительно федеральной или муниципальной собственности. Иными словами, предметами концессионных соглашений выступают федеральная или муниципальная собственность.

Объекты, предоставляемые на правах концессий, не меняют собственника, но предоставляются на праве концессионного пользования, которое предполагает предоставление государством инвестору исключительных прав на ведение хозяйственной деятельности на платной основе и права собственности на ее результаты.

Мы считаем, что названные выше меры стимулирования развития регионального инвестиционного климата должны исполь-

зоваться параллельно с реализацией мер государственной поддержки инвестиционного развития на национальном уровне. В данном случае имеются в виду меры, направленные на оздоровление российской финансовой инфраструктуры, повышение качества тарифного регулирования, стимулирование инновационной деятельности, развитие транспортной инфраструктуры и т. д.

Приоритетные векторы регионального инвестиционного развития определяются оценкой вклада отраслей регионального хозяйства в общий рост региональной экономики. Методологическая ее составляющая лежит в плоскости формирования общих принципов, критериев, правил, процедур оценки и обоснования целесообразности выделения наиболее значимых и перспективных векторов инвестиционного развития.

Роль государства в инвестиционном процессе и его взаимоотношения с бизнесом являются одним из ключевых аспектов, без рассмотрения которых невозможно выделение приоритетов инвестиционного развития [6]. Государство (в лице региональных органов власти) не должно стараться подменить бизнес, в его ведении должно находиться применение инструментов стимулирования приоритетного развития различных сфер деятельности.

Благоприятная конъюнктура рынков и увеличение объемов финансовых капиталов в регионах позволяют направлять региональным акторам все большие ресурсы в инвестиционную деятельность, на фоне закрепления границ интересов региональных администраций и бизнес-сообщества с последующим сосредоточением усилий региональных органов власти на стимулировании наиболее конкурентоспособных и перспективных направлений инвестирования и поддержании системы саморегулирования инвестиционного развития региона. Именно потребности, трансформирующиеся на рынке в спрос, должны определять приоритеты стратегий регионального инвестиционного развития. Главной проблемой в данном случае становится соотнесение конъюнктуры рынка с долгосрочными интересами государства в части социально-экономического развития [7], и ее решение

лежит в плоскости создания функционирующей системы регионального социально-экономического развития, которая позволит обеспечить их актуальность в каждый момент времени с учетом постоянно изменяющейся конъюнктуры рынков и достигнутых на конкретный момент времени промежуточных результатов.

Формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе невозможно без учета конъюнктурных особенностей региональных рынков, темпов социально-экономического развития региональной экономики, а также уровня развития образования, науки и концентрировании в руках государства значительного объема ресурсов, обеспечивающих возможность реализации мер, направленных на стимулирование активности региональных инвесторов, снижение инвестиционных рисков в региональной экономике, а также формировании условий для диверсификации источников инвестиционных капиталов. Долгосрочная стратегия инвестиционного развития региона должна служить ориентиром для потенциальных инвесторов, закреплять план региональных органов власти по формированию и последующему развитию конкурентных преимуществ региона.

Также стимулированию развития регионального инвестиционного климата может способствовать реализация целевых межотраслевых проектов, которые предполагают участие промышленных предприятий смежных отраслей хозяйства, научных, консалтинговых, финансово-кредитных и инжиниринговых центров. Осуществление таких программ подразумевает активное использование инструментов государственно-частного партнерства.

Следует отметить необходимость ухода от практики прямого финансирования инвестиционных проектов (за исключением практик ГЧП) к косвенным методам стимулирования инвестиционной активности. Дело в том, что государство, по сути, является плохим бизнесменом и чаще всего эффективность государственных предприятий существенно ниже эффективности аналогичных предприятий с частным капиталом. Это происходит во многом благодаря более качественному менеджменту

частных предприятий, заинтересованности собственников частного бизнеса в высоких конечных финансовых результатах деятельности предприятий, более высокой способности к адаптированию данных предприятий к изменяющейся рыночной конъюнктуре. Также нельзя забывать, что без прямого государственного финансирования нельзя оставить инвестиционные проекты, которые в силу своих особенностей могут быть непривлекательны с точки зрения бизнеса ввиду высоких сроков окупаемости проектов: инфраструктурные (строительство дорог, инженерных коммуникаций и т. д.) и социально значимые проекты (строительство объектов здравоохранения, образовательных учреждений и т. д.).

Исходя из рассмотренных точек зрения, приоритетами развития регионального инвестиционного климата должны стать:

- стимулирование развития инвестиционной инфраструктуры, элементами которой являются региональный финансовый сектор, объекты информационного обеспечения, региональная инженерная, логистическая и научная инфраструктура, а также региональная система подготовки и переподготовки кадров;

- инициирование формирования и последующее стимулирование создания в регионе экономических кластеров, научно-производственных комплексов, которые являются центрами сосредоточения производственного и научного потенциала регионов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- поддержка малых форм предпринимательской деятельности, которые сильно ограничены в ресурсах, но являются наиболее инициативными, гибкими и склонными к риску участниками рынка;

- создание и поддержка бизнес-инкубаторов, технопарков, инновационных центров, а также иных организаций, занимающихся поиском и коммерциализацией инновационных идей;

- регулирование системы подготовки и переподготовки трудовых ресурсов в соответствии с приоритетами регионального развития. Развитие регионального климата может сильно ограничиваться квалификационной и отраслевой структурой кадров, поэтому снижение рисков несоответствия

спроса и предложения на рынке труда видится как фактор развития инвестиционного климата;

- стимулирование развития сектора оказания услуг, обслуживающего процессы инвестиционной и инновационной деятельности;

- создание системы мотивации повышения конкурентоспособности продукции региональным бизнесом и продвижение регионального продукта на глобальных рынках.

Региональные органы власти, координирующие инвестиционное развитие, должны иметь возможность консультирования с бизнесом, что позволит повысить эффективность выявления проблем инвестиционного развития региона на основе создания совещательных и консультационных институтов.

Ключевым фактором развития инновационного потенциала, одного из элементов инвестиционного потенциала, является развитие фундаментальной и прикладной нау-

ки, где важную роль играет государство. На сегодняшний день в России финансирование науки практически полностью осуществляется за счет бюджетных средств ввиду отсутствия опыта коммерциализации научных разработок. Возникает необходимость точной оценки бюджетных затрат на финансирование научных разработок для дальней -шей оценки их эффективности как элемента политики развития регионального инвестиционного потенциала.

Таким образом, проведенное исследование методологического и методического базиса дает представление о существовании проблемы четкого определения дефиниции «инвестиционная привлекательность региональной социально-экономической системы», понимании роли инвестиционной привлекательности региона в системе мер государственного регулирования конкурентного развития региональных систем, формирует контур и приоритеты государственного регулирования.

Список литературы_

1. Bekbotova L.A., Buralova M.A., Goygova M.G., Dzobelova V.B., Kokov N.S. The use of multivariate statistical analysis methods as an effective tool for investment attractiveness of agricultural entity modeling and forecasting // Revista Genero e Direito. 2020. Т. 9. № S3. С. 643-651.

2. Социально-экономическое развитие Кабардино-Балкарской Республики. 2021 г.

3. Коков Н. С., Хачев М. М., Литовка Н. И. Институциональная теория стратегии управления развитием региональных структур // Журнал прикладных исследований. 2021. Т. 9. №6. С. 832-836.

4. Албеков Х. Н., Коков Н. С. Инвестиционно-стабилизационная система ситуационного управления развитием сельских территорий // Вестник Академии знаний. 2020. №4 (39). С. 30-33.

5. Канчукоев В. О. Инвестиционные стратегии в системе управления агропромышленным комплексом России: дисс. ... д-ра экон. наук / Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова. Нальчик, 2003.

6. Канчукоев В. О. О модели управления инвестиционной сферой и производственно-финансово-кредитной системой АПК России // Устойчивость развития и саморазвития региональных социально-экономических систем: методология, теория, практика: материалы международной научно-практической конференции. 2015. С. 279-281.

7. Семидоцкий В. А., Обухов А. П. К вопросу о повышении эффективности конкурентного развития региональных социально-экономических систем // Экономика и предпринимательство. 2017. № 3-1 (80). С. 370-372.

References_

1. Bekbotova L.A., Buralova M.A., Goygova M.G., Dzobelova V.B., Kokov N.S. The use of multivariate statistical analysis methods as an effective tool for investment attractiveness of agricultural entity modeling and forecasting. Revista Genero e Direito. 2020. T. 9. № S3. S. 643-651.

2. Social'no-e'konomicheskoe razvitie Kabardino-Balkarskoj Respubliki. 2021 g.

3.Kokov N. S., Xachev M. M., Litovka N. I. Institucional'naya teoriya strategii upravleniya razvitiem regional'ny'x struktur. Zhurnal prikladnyx issledovanij. 2021. T. 9. №6. S. 832-836.

4.Albekov X. N., Kokov N. S. Investicionno-stabilizacionnaya sistema situacionnogo upravleniya razvitiem sel'skix territorij. Vestnik Akademii znanij. 2020. №4 (39). S. 30-33.

5.Kanchukoev V. O. Investicionnye strategii v sisteme upravleniya agropromyshlennym kompleksom Rossii: diss. ... d-ra e'kon. nauk/Kabardino-Balkarskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet im. V.M. Kokova. Nal'chik, 2003.

6.Kanchukoev V. О. О modeli upravleniya investicionnoj sferoj i proizvodstvenno-finansovo-kreditnoj sistemoj АРК Rossii. Ustojchivost' razvitiya i samorazvitiya гед1опаГпух sodaГno-e'konomicheskix sistem: те^о1од1уа, teoriya, ргак^ка: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj коМегепсИ. 2015. S. 279-281.

7. Semidoczkij V. А., Obuxov А. Р. К voprosu о povy'shenii e'ffektivnosti konkurentnogo razvitiya гедюпаГпу'х social'no-e'konomicheskix system. Е'копот1'ка i predprinimatel'stvo. 2017. № 3-1 (80). S. 370-372.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.