Научная статья на тему 'Формы, механизмы и характеристики влияния предпринимательских объединений на инновативность региональной экономики'

Формы, механизмы и характеристики влияния предпринимательских объединений на инновативность региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
66
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ИННОВАТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ефимов Владимир Васильевич, Подымало Дмитрий Константинович

Предпринимательские объединения рассматриваются как субъект региональной инновационной системы. Приведены экспертные оценки различных форм и механизмов влияния предпринимательских объединений на инновативность региональной экономики. Обсуждаются возможные количественные характеристики такого влияния

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Ефимов Владимир Васильевич, Подымало Дмитрий Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы, механизмы и характеристики влияния предпринимательских объединений на инновативность региональной экономики»

УДК 33

В. В. ЕФИМОВ, Д. К. ПОДЫМАЛО

ФОРМЫ, МЕХАНИЗМЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЛИЯНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ НА ИННОВАТИВНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Предпринимательские объединения рассматриваются как субъект региональной инновационной системы. Приведены экспертные оценки различных форм и механизмов влияния предпринимательских объединений на инновативность региональной экономики. Обсуждаются возможные количественные характеристики такого влияния.

Ключевые слова: региональная экономика, предпринимательские объединения, инновативность.

В современной отечественной экономической науке отсутствуют комплексные исследования влияния предпринимательских объединений (ПО) на инновативность региональной экономики. Актуальность такого исследования обусловлена необходимостью более активного участия бизнеса в формировании национальной (НИС) и региональной (РИС) инновационных систем.

Различные аспекты и проблемы развития РИС нашли отражение в работах Л. И. Абалкина, В. Р. Атояна, Н. И. Ивановой, Б. К. Лисина, О. А. Лузгиной, Б. Лундвала, Д. С. Львова, И. 3. Мазура, В. Г. Медынского, И. И. Меламеда, О. С. Москвиной, А. А. Румянцева, Л. Соэте, С. А. Тихомирова, А. А. Трифиловой, Г. У. Унтуры, Р. А. Фатхутдинова, В. Н. Фридлянова.

Вопросам определения приоритетов деятельности ПО посвящены работы А. Г. Бадмае-ва, А. В. Виленского, А. А. Вольского, Е. В. Паниной, Е. М. Примакова, И. Семенко, А. Е. Ткачева, И. Н. Шапкина и др. Большинство этих работ посвящено роли ПО в развитии социального партнёрства.

Ни в отечественных, ни зарубежных работах ПО не рассматриваются как элемент НИС и РИС.

История развития ПО показывает, что со сменой технологических укладов в результате реакции на изменение внешней среды ПО претерпевали организационные изменения и реструктурировались с целью повышения своего влияния на экономические процессы. В последнее время такие крупные ПО, как Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промы тленная палата, ассоциации и союзы

© В. В. Ефимов, Д.-К,Подымало, 2008

предпринимателей превратились в мощную силу и играют заметную роль в формировании промышленной политики. Их структуры на местах активно взаимодействуют с региональной властью, составляют единую достаточно прочную сеть, чутко реагируют на изменения условий хозяйствования, как на региональном, так и федеральном уровнях.

Построение инновационной экономики в современном понимании предполагает наличие развитой НИС, имеющей в своей основе научно-технологические кластеры и РИС. Ядро РИС составляют крупные промышленные предприятия, малые и средние предприятия, финансово-промышленные группы, особые экономические зоны, территории инновационного развития; в ядро также входят научные организации, про-ектно-конструкторские бюро, высшие учебные заведения, имеющие научно-исследовательские подразделения (рис. 1).

Опыт последних лет показал — централизованные, административные рычаги отраслевого управления могут быть с успехом заменены механизмами координации интересов отдельных предпринимателей в рамках создаваемых ими некоммерческих объединений. В том или ином виде этот процесс идёт во всех развитых странах.

Мировой опыт демонстрирует высокую

сложность институциональных структур инновационных систем. Например, в земле Баден Вюртемберг (Германия) сосредоточено 14 исследовательских институтов Макса Планка, 14 институтов прикладных институтов прикладных исследований общества Фраунховера, более 60 исследовательских центров промышленных компаний, 9 университетов, 39 технических колледжей и т. д. [I].

Институты инновационного развития (инвесторы, административный механизм, центр развития РИС)

Ядро РИС

11аучныс организации

I

Малые и средние предприятия

Промышленные предприятия

Подразделения НИОКР

I

оэз,

ТИР

ФПГ

Образовательные организации (ВУЗы)

ОЭЗ - особые экономические зоны; ТИР - территории инновационного развития; ФПГ - финансово-промышленные группы.

Инфраструктура РИС

Технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационные центры, консалтинговые компании, лизинговые, страховые компании, центры трансфера технологий, кадровые центры, учебные центры, венчурные фонды, центры информации, патентные бюро, службы лицензирования, сертификация и стандартизация, службы экспертизы, общественные организации, предпринимательские

ассоциации, союзы и объединения

Рис. 1. Структурная схема региональной инновационной системы

I

Одним из первых примеров формирования РИС в России по европейским методикам является разработка РИС в Томской области. В её рамках организован «Томский центр содействия инновациям» и открытое акционерное общество Томский международный деловой центр (ТМДЦ) «Технопарк», которое было создано первым в СССР в 1990 году.

На основе данного подхода и анализа известных моделей НИС и РИС [2, 3] предложена модель РИС (рис. 2), включающая Г10, выделены основные подсистемы РИС и рассмотрено влияние ПО на эти подсистемы.

В работе [3] представлены экспертные оценки

(по 10-балльной шкале) представителями власти, бизнеса и общества эффективности форм и механизмов влияния ПО, полученные в результате социологического исследования, проведённого Региональным объединением работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Ульяновской области».

Три наиболее эффекгивные по мнению экспертов формы влияния: прямое лоббирование интересов в органах власти (7,0 баллов), работа в комите-

тах, комиссиях рабочих группах (6,9 балла) и законодательная инициатива (6,0 баллов). Эксперты, представляющие органы власти, поставили максимальную оценку такой форме, как использование средств массовой информации. Эта форма стоит на третьем месте и у представителей бизнеса, а вот у представителей общества эта форма на восьмом (из 11) месте. Таким образом, власть и бизнес ценят' средства массовой информации как инструмент и механизм влияния. Самую низкую оценку у всех экспертов получила такая форма влияния, как бойкотирование неприемлемых решений. Неэффективность этой формы подтверждается негативным опытом разрешения конфликтных ситуаций.

Поскольку в настоящее время не разработан инструментарий для описания форм и оценки характеристик влияния ПО на развитие инновационной активности региональной экономики, то для частичного устранения этого пробела предлагаются следующие типы и характеристики влияния ПО на инновативность экономики:

© интегральный - данный тип наименее выражен, так как предполагает комплексное влияние на все элементы системы, составляющие РИС;

система

Предприятия и организации реального сектора экономики

Системы межотраслевого

взаимодействия V и кооперации /

Ресурсная составляющая

Предпринимательские объединения

РИС

Государственный сектор

Закон о дате л ь н ы е органы власти (законы, нормы, стандарты, прави-

Исполиительные органы власти

Рис. 2. Модель влияния предпринимательских объединений на региональную

инновационную систему (РИС) и на подсистемы РИС

Форма и (или) механизм влияния Средний балл

Всего Власть Бизнес Общество

Законодательная инициатива 6,0 4,9 6,0 7,3

Работа в комитетах, советах, комиссиях при органах власти и управления 6,9 5,8 6,5 7,7

Защита интересов бизнеса в суде 4,9 4,1 4,1 6,8

Лоббирование интересов объединений и их членов в органах власти региона 7,0 5,6 73 7,7

Налаживание межрегиональной кооперации 5,1 4,1 5,7 5,1

Участие в региональных программах развития 5,6 5,0 5,2 5,9

Моральное воздействие, формирование общественного мнения 5,4 5,6 5,3 5,5

Использование средств массовой информации 5,7 6,3 6,1 4,8

Координация деятельности с федеральными органами общественных объединений 5,1 4,6 5,1 4,5

Бойкотирование неприемлемых решений 3,8 2,9 3,9 4.6

Участие в выборных кампаниях представительных органов власти 5,2 4,6 5,7 4,6

® дифференцированный - наиболее вероятен, так как предполагает влияние на отдельные составляющие РИС, что подтверждается опытом различных ПО по созданию специальных структур внутри объединений в виде комитетов, комиссий, центров и тому подобных образований; .....

• прямой - ПО непосредственно влияет, например, на систему образования или подготовку кадров через созданные им же самим или при его непосредственном участии корпоративные университеты;

• косвенным - использование ПО своих лоббистских возможпостс11 через своих представи-Ie.iIеi! в законодательных органах, общественных советах, комитетах и комиссиях при структурах исполнительной власти, для внесения изменений в нормативные документы для достижения своих корпоративных интересов.

В качестве характеристик влияния предпринимательских объединений (ПО) предлагается использовать следующие показатели:

• динамичность - скорость реакции ПО на изменения внешней среды;

• консолидированность - согласованность действий членов ПО в отношении направлений влияния;

• детерминированность - достижение целей ПО по определённому, разработанному и согласованному плану;

• стабильность - постоянство действий ПО в достижении целей за сравнительно длительный промежуток времени.

Особо следует выделить такую характеристику влияния ПО. как энергичность или интенсивность влияния (или реакции на изменение условий ведения бизнеса), которую можно определить как произведение количество публичных акций на число их участников.

Однако эффективное влияние невозможно без структуризации деятельности ПО, выделения в их составе специальных комитетов, комиссий или центров, отвечающих за работу с субъектами инфраструктуры РИС и влияющих на показатели и составляющие инновационного потенциала региона.

Г> И БЛ ИОГРАФИ Ч ЕС КИЙ СП ИСОК

1. Неетеренко. А. Проблемы российском региональной науки в свете зарубежного опыта / А. Нестеренко //Политэконом. - 1999. — №3.

2. Иванова. Н. И. Инновационная система России в глобальном контексте / N. И. Иванова //Мировая экономика и международные отношения. - 2005. - №7. - С. 32-53.

3. Егорова, М. В. Модель региональной инновационной системы: теоретико-методологический аспект / М. В. Егорова, В. В. Авилова //Инновации. -2007. - №6. - С.66-69.

4. Подымало, Д. К. О роли предпринимательских объединений в повышении инновативностн экономики / Д. К. Подымало, В. А. Сергеев //Инновации . -2008. - №7. -С.86-90.

5. Подымало, Д. К. О повышении роли объединений работодателей, промышленников и предпринимателей в развитии инновационной деятельности в регионах России // Инноватика -2007: Труды международной конференции. -Ульяновск : УлГУ, 2007. - С.127-128.

Ефимов Владимир Васильевич, доктор технических наук, профессор кафедры «Управление качеством» УлГТУ.

Подымало Дмитрий Константинович, исполнительный директор Регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Ульяновской области».

ч

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.