Научная статья на тему 'Формы контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий'

Формы контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
600
425
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дитятковский М. Ю.

This article is dedicated to the problem of definition and realization of forms of control for the realizing the individual state authorities by organs of local Self-Management according to the Federal Low from October 6, 2003 year, № 131-FL «About General Principals of Organization of Local Self-Management in Russia Federation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2007. № 1 (10). С. 17-27. © М.Ю. Дитятковский, 2007

УДК 342

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ [1]

М.Ю. ДИТЯТКОВСКИЙ

This article is dedicated to the problem of definition and realization offorms of control for the realizing the individual state authorities by organs of local Self-Management according to the Federal Low from October 6, 2003 year, № 131-FL «About General Principals of Organization of Local Self-Management in Russia Federation».

Формы контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2] (далее - Федеральный закон № 131), федеральными законами о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, иными федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, правовыми актами высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, иных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2000 года № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области» [3]

предусматривается, что формы и способы государственного контроля за деятельностью органов местного самоуправления, его механизм и порядок осуществления не могут нарушать гарантии самостоятельности местного самоуправления, установленные Конституцией Российской Федерации и принятыми в соответствии с нею федеральными законами, и противоречить принципу разделения властей. На основании анализа федерального и регионального законодательства рассмотрим основные формы административного контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

1. Предоставление органами местного самоуправления отчетности об осуществлении отдельных государственных полномочий.

В соответствии с пунктом 5 части 6 статьи 19 Федерального закона № 131 федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий.

На основании изложенного отчетность органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий является обязательной формой контроля за осуществлением органами местного самоуправления указанных полномочий. В законах, предусматривающих наделение ор-

ганов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должен определяться порядок предоставления соответствующей отчетности, в том числе должны содержаться указания об органах государственной власти, которым должны направляться отчеты органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий (например, отраслевому исполнительному органу государственной власти - об осуществлении отдельных государственных полномочий; финансовому исполнительному органу государственной власти - об использовании финансовых средств, переданных для осуществления указанных полномочий; исполнительному органу государственной власти в сфере управления государственной собственностью - об использовании соответствующих материальных ресурсов и т. п.), о сроках (ежемесячно, ежеквартально, ежегодно до такого-то числа и т. п.) и формах предоставления соответствующей отчетности.

О.В. Бергом были предложены следующие дополнительные правила: «Если законом субъекта Российской Федерации о наделении муниципальных образований государственными полномочиями не установлены соответствующие нормы, органы местного самоуправления, осуществляющие государственные полномочия, обязаны предоставлять отчеты о количественных и качественных результатах осуществления государственных полномочий, а также о затратах на их осуществление ежегодно до 1 апреля следующего за отчетным года исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации» [4].

Предметом отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий может являться информация об исполнении закона о соответствующем наделении, о ходе осуществления отдельных государственных полномочий определенного вида, в том числе о достижении определенных критериев качества и эффективности, о фактическом использовании материальных ресурсов и финансовых средств, переданных для осуществления указанных полномочий, и т. п.

Например, в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 28 марта 1998

года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» [5] органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов ежеквартально представляют в специально уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности военно-учетных работников, осуществляющих первичный воинский учет (освобожденных военно-учетных работников и работников по совместительству).

На основании законов о соответствующем наделении порядок предоставления отчетности органов местного самоуправления об осуществлении отдельных государственных полномочий регулируется нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти [6], органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации [7]. Формы отчетности органов местного самоуправления об осуществлении отдельных государственных полномочий могут устанавливаться как законами о соответствующем наделении [8], так и правовыми актами соответственно федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации [9] в случаях, установленных указанными законам.

2. Предоставление органами местного самоуправления документов об осуществлении отдельных государственных полномочий. Информирование органов государственной власти об осуществлении отдельных государственных полномочий.

Согласно части 2 статьи 21 Федерального закона № 131 органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны в соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона № 131 предоставлять уполномоченным государственным органам документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий.

Статьей 19 Федерального закона № 131 к числу документов, связанных с осуществлением отдельных государственных полномочий и предоставляемых органами местного самоуправления уполномоченным органам государственной власти, относятся только отчеты органов местного самоуправления об осуществ-

лении переданных им отдельных государственных полномочий. Вместе с тем законами о соответствующем наделении достаточно часто предусматривается такая общая форма соответствующего контроля, как предоставление органами местного самоуправления уполномоченным органам государственной власти любых документов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

В рамках данной формы контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий уполномоченные органы государственной власти могут запрашивать у органов местного самоуправления любые документы, связанные с осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Органы местного самоуправления обязаны предоставлять указанные документы уполномоченным органам государственной власти в сроки, устанавливаемые законами о соответствующем наделении (например, до двух недель, а при чрезвычайных обстоятельствах (стихийные бедствия, катастрофы и т. п.) -до трех дней). Органы местного самоуправления обеспечивают предоставление органам государственной власти документов, связанных с осуществлением отдельных государственных полномочий, путем направления их официальных копий либо возможности непосредственного ознакомления с документом.

Подобно документам органы государственной власти могут запрашивать у органов местного самоуправления информацию [10], объяснения и иные необходимые сведения об осуществлении ими отдельных государственных полномочий в письменной или устной форме, в том числе приглашать должностных лиц местного самоуправления для дачи объяснений. Органы местного самоуправления обязаны информировать органы государственной власти об осуществлении отдельных государственных полномочий. В связи с этим органы государственной власти могут получать в письменной форме или заслушивать в устной форме информацию, объяснения, отчеты должностных лиц местного самоуправления о ходе осуществления отдельных государственных полномочий.

3. Проверки осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Порядок проведения проверок, как правило, регулируется нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации [11]. Проверки проводятся по решению уполномоченных органов государственной власти, осуществляющих контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Основной целью проверки является выявление и предотвращение фактов незаконного или неэффективного осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в определенный период времени (полгода, год и т. п.). Проведение плановых проверок осуществляется в соответствии с графиком. Внеплановые проверки проводятся по требованию правоохранительных органов, поручению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, жалобам граждан и юридических лиц, а также в других случаях в соответствии с законодательством.

Для проведения проверки уполномоченными органами государственной власти, осуществляющими контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, может создаваться проверяющая комиссия, в состав которой включаются представители указанных органов. Срок проведения проверки с учетом составления акта проверки, как правило, не должен превышать одного месяца. Плановые проверки проводятся с предварительным уведомлением органов местного самоуправления. Внеплановые проверки могут проводиться без предварительного уведомления органов местного самоуправления.

В ходе проведения проверки должностные лица уполномоченных органов государственной власти вправе требовать и получать любые документы, связанные с осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, уст-

ные и письменные объяснения от муниципальных служащих, которые непосредственно осуществляют отдельные государственные полномочия, привлекать для проведения проверок специалистов.

По результатам проверки составляется акт проверки. В акте проверки указываются факты нарушения органами местного самоуправления федерального и регионального законодательства (в случае выявления), случаи неэффективного осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий и т. п. Акт проверки утверждается уполномоченным органом государственной власти [12] и направляется органу местного самоуправления, осуществляющему отдельные государственные полномочия.

По результатам проверки органам местного самоуправления может быть выдано предписание об устранении нарушений требований законов по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий или предложение об устранении иных нарушений и дается срок на их устранение. Органы местного самоуправления направляют органам государственной власти в установленный срок информацию об устранении указанных нарушений.

Проверка не должна создавать препятствия для осуществления органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе затрагивать должностных лиц органов местного самоуправления, кроме должностных лиц, непосредственно выполняющих должностные обязанности по осуществлению отдельных государственных полномочий.

4. Выдача органами государственной власти предписаний об устранении нарушений требований законов.

В соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона № 131 в случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного само-

управления. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке.

Таким образом, Федеральным законом № 131 особо выделяется такая форма контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, как выдача уполномоченными государственными органами письменных предписаний по устранению нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Основанием выдачи предписаний является выявление нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Таким образом, предписания не могут выдаваться уполномоченными органами государственной власти:

1) по вопросам, не связанным с осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, например, при осуществлении полномочий по решению вопросов местного значения;

2) при выявлении нарушений требований правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;

3) при выявлении фактов неэффективного осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Предметом предписания является предложение уполномоченного органа государственной власти об устранении органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления выявленных нарушений требований законов по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий. Таким образом, выдаче предписания могут предшествовать иные формы контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, например, проверки. Предписания должны быть выданы уполномоченным органом государственной власти в письменной форме. Вме-

сте с тем на практике могут иметь место и устные предписания уполномоченных органов государственной власти.

Предписания подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, которым они адресованы. Органы местного самоуправления обязаны в установленный законом срок (десять дней, месяц и т. п.) или в срок, установленный в предписании, принять меры по устранению нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий и о результатах сообщить в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, выдавший предписание.

Предписания являются обязательными для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, которым они адресованы. Следовательно, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления не вправе направлять возражения по предписанию выдавшему его уполномоченному органы государственной власти и в связи с этим не исполнять его. В случае несогласия с предписанием органы местного самоуправления или должно -стные лица местного самоуправления могут обжаловать его в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

5. Согласование проектов муниципальных правовых актов и иных решений, принимаемых по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий.

В случае закрепления указанной формы контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий проекты муниципальных правовых актов по вопросам осуществления указанных полномочий направляются органам государственной власти на согласование. Органы государственной власти вправе выражать мотивированные замечания и предложение к указанным проектам, которые органы местного самоуправления обязаны соответственно устранить и удовлетворить. Органы местного самоуправления не вправе принимать муници-

пальный правовой акт по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий при наличии неустраненных замечаний и предложений органов государственной власти. Аналогичные процедуры могут быть предусмотрены в отношении иных решений органов местного самоуправления по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, не облекаемых в форму муниципального правового акта.

6. Правовая экспертиза и анализ муниципальных правовых актов, принятых по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий. Предложение о приведении указанных муниципальных правовых актов в соответствие с законодательством, требованиями органов государственной власти.

Указанная форма контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий может предусматриваться как вместо процедуры согласования проектов муниципальных правовых актов, принимаемых по вопросам осуществления указанных полномочий, так и параллельно с ней. В случае закрепления данной формы контроля органы местного самоуправления в установленный законодательством срок (пять, семь дней со дня их принятия и т. п.) обязаны направлять органам государственной власти все муниципальные правовые акты, принимаемые в соответствующем муниципальном образовании по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий. Органы государственной власти проводят правовую экспертизу и иной анализ указанных муниципальных правовых актов на предмет их соответствия требованиям законодательства и критериям качества и эффективности при осуществлении отдельных государственных полномочий.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [13] высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должност-

ному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации, а также вправе обратиться в суд. Данные положения применимы и к муниципальным правовым актам, принимаемым по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий.

Аналогичная позиция получила закрепление в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2000 года № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области», в соответствии с которым управомоченные Конституцией Российской Федерации и федеральным законом органы государственной власти вправе обращаться к органу местного самоуправления, принявшему, по их мнению, не соответствующий Конституции Российской Федерации, федеральным законам и законам субъекта Российской Федерации акт, с предложением о приведении его в соответствие с законодательством, поскольку такое обращение не означает прекращения или приостановления действия соответствующего акта, не исключает судебный контроль и не ограничивает для местного самоуправления гарантии судебной защиты.

С учетом того, что при осуществлении контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий значение имеет не только законность, но и целесообразность муниципального правового акта, органы государственной власти могут внести органам местного самоуправления предложение о приведении указанных муниципальных правовых актов в соответствие с иными требованиями органов государственной власти, определяющими качество и эффективность осуществления данных полномочий.

7. Отмена или приостановление действия муниципальных правовых актов по вопросам

осуществления отдельных государственных полномочий.

Впервые указанная форма контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий получила закрепление в Указе Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» [14]. Так, пунктом 3 данного Указа было предусмотрено, что при передаче органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий может быть установлен порядок отмены решений органов местного самоуправления органом государственной власти, передавшим соответствующие полномочия.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2000 года № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области», напротив, была высказана негативная оценка данной формы контроля. Конституционный Суд Российской Федерации посчитал, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе принимать самостоятельные решения, прекращающие или приостанавливающие действие актов органов местного самоуправления, либо влекущие невозможность применения этих актов. Отмена или изменение органами государственной власти субъекта Российской Федерации незаконных актов органов местного самоуправления должны быть в обязательном порядке опосредованы судебным контролем.

Вследствие этого были отменены положения законов некоторых субъектов Российской Федерации (Республика Карелия, Нижегородская, Тюменская области), предусматривающие возможность отмены или приостановления действия органами государственной власти муниципальных правовых актов по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий. Кроме того, некоторые авторы также считают отмену органами государственной власти или приостановление ими действия муниципальных правовых актов по вопросам

осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий противоречащей федеральному закону.

Вместе с тем вышеизложенная позиция Конституционного Суда Российской Федерации касается случаев отмены или приостановления действия органами государственной власти муниципальных правовых актов по решению вопросов местного значения и не должна распространяться на случаи применения данной формы в рамках контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

В подтверждение данной позиции статья 48 Федерального закона № 131 предусматривает, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, -уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

По общему правилу муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, или судом. При этом органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, а также суд могут отменять или приостанавливать действие муниципальных правовых актов как по решению вопросов местного значения, так и по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий. Уполномоченные органы государственной власти вправе отменять или приостанавливать действие муниципальных правовых актов только в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и за-

конами субъектов Российской Федерации. Следовательно, уполномоченные органы государственной власти не вправе отменять или приостанавливать действие муниципальных правовых актов, регулирующих отношения в сфере осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Отменять или приостанавливать действие муниципальных правовых актов в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут не любые, а только специально уполномоченные органы государственной власти. Как правило, такими органами выступают органы государственной власти, осуществляющие контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. В любом случае полномочия того или иного органа государственной власти по отмене или приостановлению действия муниципальных правовых актов в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, должно быть прямо предусмотрено законом о соответствующем наделении и нормативным правовым актом, определяющим компетенцию данного органа.

Кроме того, необходимо учитывать, что отменять или приостанавливать действие муниципальных правовых актов в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами, могут только уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им законами субъектов Российской Федерации, -могут только уполномоченные органы государственной власти субъекта Российской Федерации. Основаниями отмены или приостановления действия муниципального правового акта в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, могут быть как его противоречие законодательству, так и иные мотивы, в том числе его нецелесообразность.

Положения о порядке отмены муниципальных правовых актов по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий получили закрепление в отраслевом федеральном законодательстве. Например, в соответствии с частью шестой статьи 6 Федерального закона от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» [15], пунктом 4 статьи 21 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» [16] решение органа местного самоуправления, принятое во исполнение переданных ему полномочий на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию, отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования, и противоречащее законодательству Российской Федерации об электроэнергетике или принятое с превышением предоставленной ему компетенции, подлежит отмене соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 3 марта 2004 года № 123 «Об утверждении Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию» [17] основанием для рассмотрения вопроса об отмене решения является заявление заинтересованного лица. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов может рассмотреть вопрос об отмене решения по собственной инициативе на основании материалов, подтверждающих наличие нарушений. Перечень документов, необходимых для рассмотрения заявления, а также порядок рассмотрения вопросов, связанных с отменой решения, устанавливает федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий [18]. Рассмотре-

ние вопроса об отмене решения осуществляется в течение 30 дней с даты принятия заявления к рассмотрению.

По итогам рассмотрения вопроса об отмене решения принимается одно из следующих решений: об отмене (в части или в целом) решения органа местного самоуправления; об отсутствии оснований для отмены решения органа местного самоуправления. Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об отмене решения должно содержать основание и дату отмены решения, а также рекомендации, касающиеся порядка и срока принятия органами, решения которых отменяются, новых решений об установлении тарифов, включая требования по расчету тарифов в соответствии с основами ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике.

Статьей 9 Модельного закона субъекта Российской Федерации «О делегировании части полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации органам местного самоуправления», разработанного В.И. Васильевым и А.Е. Постниковым [19], предусматриваются следующие дополнительные правила отмены и приостановления действия муниципальных правовых актов. Представительный (законодательный) орган субъекта Федерации может отменить недостаточно обоснованное или противоречащее законам субъекта Российской Федерации решение представительного органа местного самоуправления, а также главы муниципального образования (главы местной администрации), принимаемое в рамках переданных государственных полномочий. Администрация субъекта Российской Федерации вправе приостанавливать решения представительного органа местного самоуправления и отменять недостаточно обоснованные или противоречащие законам субъекта Российской Федерации акты главы муниципального образования (главы местной администрации).

Приостановленные акты должны быть в течение двух недель отменены или изменены органом, их принявшим. Если в течение двух

недель приостановленный акт не будет отменен либо изменен или же изменения, внесенные в него, будут недостаточно обоснованными или противоречащими законам субъекта Российской Федерации, данный акт выносится на рассмотрение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации для принятия решения о его отмене. В связи с этим положения о порядке отмены муниципальных правовых актов по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий и приостановления их действия получили закрепление в законодательстве некоторых субъектов Российской Федерации [20].

8. Финансовый контроль за целевым и эффективным использованием органами местного самоуправления финансовых средств, переданных для осуществления отдельных государственных полномочий.

Указанная форма контроля регулируется положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (статьи 157, 231, раздел IX) и иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации. Органы государственного финансового контроля, созданные соответственно законодательными (представительными) органами Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Органы государственного финансового контроля, созданные соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджетов.

Счетная палата Российской Федерации, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора вправе проводить проверки бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Контрольный орган, созданный законодательным (представительным) органом субъекта Россий-

ской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации и (или) иной орган, уполномоченный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, вправе проводить проверки местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации [21].

При выявлении органом, исполняющим бюджет, и органами государственного финансового контроля фактов нецелевого использования бюджетных средств осуществляется блокировка расходов бюджета. Блокировка расходов бюджета осуществляется по решению руководителя финансового органа на любом этапе исполнения бюджета. Блокировке могут быть подвергнуты расходы бюджета, по которым выявлены факты нецелевого использования. Указанные положения бюджетного законодательства Российской Федерации в полном объеме распространяются на отношения в сфере финансового контроля за целевым и эффективным использованием органами местного самоуправления финансовых средств, переданных для осуществления отдельных государственных полномочий.

9. Иные формы контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий:

1) назначение уполномоченных должностных лиц органов государственной власти для постоянного наблюдения за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;

2) посещение представителями уполномоченного органа государственной власти органов местного самоуправления с целью ознакомления на месте с ходом осуществления отдельных государственных полномочий;

3) рассмотрение жалоб граждан и организаций на деятельность органов местного самоуправления по осуществлению отдельных государственных полномочий;

4) обращение с жалобами на действия (бездействие) и решения органов местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий в суды Российской Федерации и прокуратуру Российской Федерации;

5) мониторинг и анализ деятельности органов местного самоуправления по осуществлению отдельных государственных полномочий;

6) подготовка заключений об оценке качества и эффективности осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;

7) дача указаний органам местного самоуправления по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий;

8) внесение предложений по прекращению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, привлечения виновных лиц к ответственности;

9) осуществление ревизий финансовохозяйственной деятельности органов местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий в части целевого и эффективного использования материальных ресурсов и финансовых средств, переданных для осуществления указанных полномочий;

10) осуществление учета и контроля за расходованием и хранением органами местного самоуправления бланков строгой отчетности, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, и т. п.

1. Данная работа выполнена при информационной поддержке компании «Консультант Плюс».

2. Собрание законодательства РФ. - 06.10.2003. -№ 40. - Ст. 3822.

3. Собрание законодательства РФ. - 11.12.2000. -№ 50. - Ст. 4943.

4. Берг О.В. Правовые основы осуществления муниципальными образованиями государственных полномочий субъекта Российской Федерации // Муниципальное право. - 1999. - № 4. - С. 11.

5. Собрание законодательства РФ. - 30.03.1998. -№ 13. - Ст. 1475.

6. См., например, постановления Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 года № 258 «О субвенциях на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты»; от 18 октября 2005 года № 625 «Об утверждении Правил расходования субвенций из регионального фонда компенсаций, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из Федерального фонда компенсаций».

7. См., например, постановление Администрации Приморского края от 28 января 2005 года № 18-па «Об утверждении Порядка предоставления из краевого бюджета средств субвенций бюджетам муниципальных образований Приморского края для выполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий и их расходования в 2005 го-

ду» // Сборник нормативных правовых актов Губернатора Приморского края и Администрации Приморского края. - № 2. - 1 февраля 2005 года; постановление Администрации Магаданской области от 24 января 2005 года № 17-па «Об утверждении Положения о порядке предоставления и расходования субвенций, отчетности и контроля за целевым использованием финансовых средств органами местного самоуправления муниципального образования «город Магадан» (Документ опубликован не был).

8. См., например, Закон Республики Алтай от 25 июня 2003 года № 12-32 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции» // Сборник законодательства Республики Алтай. - 2003. -№ 10 (16) (июнь-июль); Закон Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 64-ЗРТ «О наделении органов местного самоуправления муниципального образования города Казани отдельными государственными полномочиями в области социальной поддержки населения» // Ведомости Государственного Совета Татарстана. - 2004. - № 12 (II часть). - Ст. 887.

9. См., например, распоряжение Правительства

Республики Бурятия от 21 марта 2006 года № 142-р // Бурятия. - № 52. - 25.03.2006, Официальный вестник № 15; постановление Администрации Владимирской области от 14 сентября 2000 года № 611 «О формах отчетности и оперативной информации по исполнению областного бюджета, предоставляемых в Счетную палату Владимирской области» (Документ

опубликован не был); постановление Администрации Новгородской области от 25 апреля 2005 года № 107 «Об утверждении отчетности» // Новгородские ведомости. - № 78. -

01.06.2005; постановление Правительства Челябинской области от 17 марта 2005 года № 28-П «О предоставлении отчетности об исполнении органами местного самоуправления государственных полномочий по организации оказания специализированной, медицинской помощи в кожно-венерологических, туберкулезных (противотуберкулезных), наркологических, онкологических, психиатрических и психоневрологических учреждениях здравоохранения» // Сборник нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области. - 2005. -Вып. № 3 (часть 2), (март).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. См., например, постановление Администрации Нижегородской области от 8 августа 1997 года № 218 «Об утверждении Положения о порядке предоставления департаменту образования и науки Администрации Нижегородской области информации о выданных, приостановленных и аннулированных лицензиях на образовательную деятельность» // «Нижегородские новости». -№ 156 (1389). - 20.08.1997; распоряжение Губернатора Свердловской области от 18 августа

1997 года № 144-р «Об информационном взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления Свердловской области» (Документ опубликован не был).

11. См., например, Порядок осуществления контро-

ля Министерством юстиции Чувашской Республики за исполнением делегированных федеральных полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, утвержденный Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2003 года № 321 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Чувашской Республики, обеспечивающем государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Чувашской Республики» // Собрание законодательства ЧР. -

25.02.2004. - № 12. - Ст. 941; решение Счетной палаты Владимирской области от 11 мая 1999 года № 07/9 «О методике проверки межбюд-жетных отношений во Владимирской области и о методическом положении по проведению проверки в учреждениях, организациях» (Документ опубликован не был).

12. См., например, распоряжение Губернатора Калужской области от 4 августа 1998 года № 149-р «О проверке исполнения органами местного самоуправления муниципального образования «Тарусский район» отдельных государственных полномочий» (Документ опубликован не был).

13. Собрание законодательства РФ. - 18.10.1999. -№ 42. - Ст. 5005.

14. Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 27.12.1993. - № 52. - Ст. 5071.

15. Собрание законодательства РФ. - 17.04.1995. -№ 16. - Ст. 1316.

16. Собрание законодательства РФ. - 31.03.2003. -№ 13. - Ст. 1177.

17. Собрание законодательства РФ. - 08.03.2004. -№ 10. - Ст. 874.

18. См. приказ Федеральной службы по тарифам от 11 октября 2004 года № 111-к «Об утверждении Порядка рассмотрения вопросов, связанных с отменой решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, и перечня документов, необходимых для рассмотрения заявления об отмене» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 08.11.2004. - № 45.

19. Гарантии для местной власти // Российская Федерация. - 1996. - № 24. - С. 23.

20. См., например, постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 ноября 2004 года № 541 «Об утверждении Порядка отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия в Республике Саха (Якутия)» // Якутия. - 15.02.2004. - № 27.

21. См., например, решение Счетной палаты Владимирской области от 14 мая 2001 года № 08/2 «О проверке финансового обеспечения полномочий органов госвласти, переданных в 20002001 гг. органам местного самоуправления, предметов ведения ОМСУ, учтенных при определении параметров межбюджетных отношений между областным бюджетом и бюджетом г. Владимира, в том числе на содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства в части финансирования расходов на возмещение разницы в тарифах на тепло-энергию» (Документ опубликован не был).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.