Научная статья на тему 'Формы инклюзивного образования и благоприятная среда в дошкольных учреждениях'

Формы инклюзивного образования и благоприятная среда в дошкольных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
509
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕСУРС КОМНАТА / ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баланчивадзе Я. С., Путкарадзе Д. Н.

В статье говорится о внедрении инклюзивного образования в дошкольных учреждениях, широко представлены формы инклюзивного образования. Для детей создание благоприятной обстановки важнейшая задача дошкольных учебнообразовательных учреждении. Подчёркнуто отмечено значение и функции ресурс комнаты. Цели и задачи всех воспитателей дошкольных учреждении ориентироваться на успехи и достижения детей, по этому целы намеченные детям обязательно должны быть реалистичными и осуществляемыми. В статье рассмотрены основные принципы существующие в управлении учреждениях дошкольного образования и воспитания, соблюдение которых обеспечит эффектное управление инклюзивным образованием в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баланчивадзе Я. С., Путкарадзе Д. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCLUSIVE EDUCATION FORMS AND SUPPORTIVE ENVIRONMENT IN PRESCHOOL INSTITUTIONS

The article discusses inclusive education introduction in preschool institutions, the inclusive education forms are shown widely. The most important task of preschool educational institution is creation of friendly environment. Resource room objective and function is underlined. All the teachers purpose and goal have to be orientation to child’s achievement and success, for this purpose objectives assigned for the child must be realistic and achievable. The article completely describes in pre-school education and training management established basic principles which ensure the effective management of inclusive education.

Текст научной работы на тему «Формы инклюзивного образования и благоприятная среда в дошкольных учреждениях»

ФОРМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И БЛАГОПРИЯТНАЯ СРЕДА В

ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Баланчивадзе Я.С.

Академический доктор образования, ассоциированный профессор Кутаисский государственный университет имени Акаки Церетели

Путкарадзе Д.Н.

Докторант

Батумский государственный Университет имени Шота Руставели

Грузия

INCLUSIVE EDUCATION FORMS AND SUPPORTIVE ENVIRONMENT IN PRESCHOOL INSTITUTIONS Balanchivadze I.S., Education Academic Doctor, Associate Professor, Akaki Tsereteli State University Putkaradze D.N., PhD Student, Batumi Shota Rustaveli State University, Georgia

ЛННОТАЦИЯ

В статье говорится о внедрении инклюзивного образования в дошкольных учреждениях, широко представлены формы инклюзивного образования. Для детей создание благоприятной обстановки важнейшая задача дошкольных учебно-образовательных учреждении. Подчёркнуто отмечено значение и функции ресурс комнаты.

Цели и задачи всех воспитателей дошкольных учреждении ориентироваться на успехи и достижения детей, по этому целы намеченные детям обязательно должны быть реалистичными и осуществляемыми.

В статье рассмотрены основные принципы существующие в управлении учреждениях дошкольного образования и воспитания, соблюдение которых обеспечит эффектное управление инклюзивным образованием в целом.

ABSTRACT

The article discusses inclusive education introduction in preschool in^itutions, the inclusive education forms are shown widely. The mo& important task of preschool educational in^itution is creation of friendly environment. Resource room objective and function is underlined.

All the teachers purpose and goal have to be orientation to child's achievement and success, for this purpose objectives assigned for the child mu& be reali^ic and achievable.

The article completely describes in pre-school education and training management e^ablished basic principles which ensure the effective management of inclusive education.

Ключевые слова: инклюзивное образование, ресурс комната, принципы управления

Keywords: inclusive education, resource room, management principles

В Грузи широко распространилась идея инклюзивного образования, чему способствовали реформы проводимые в сфере образования. Отправной точкой образовательных реформ является ребёнок и её требования. Соответственно, образовательно-развивающий процесс так планируется чтобы удовлетворить потребности детей с различными возможностями и навыками. Была разработана специальная образовательная стратегия и план действия для детей с образовательными нуждами, которая уже реализуется в регионах Грузии. Ощутимый прогресс достигнут с точки зрения положения детей с ограниченными возможностями - выросла доступность как дошкольного образования, также начального, базового и среднего.

Основной принцип инклюзивного образования ежедневное обучение детей с различными способностями и нуждами и их развитие наравне с сверстниками. Надо отметить, инклюзивное образование гораздо более широкое понятие и оно объединяет разные формы образования и развития детей с различными нуждами, это полная инклюзия, частичная инклюзия и интегрированное обучение.

Полная инклюзия - означает включение ребёнка с особыми образовательными нуждами в учебно-развивающий процесс, присутствие на всех активностях и к каждому мероприятию индивидуальную образовательную программу с возможностями и нуждами.

Частичная инклюзия - означает вовлечение особо нуждающихся детей в выборочные активности. Исходя из возможности или нужд ребёнка для него разрабатывается индивидуальный график и он присутствует только на тех активностях, которые предусмотрены его графиком. Ча-

стичная инклюзия очень удобная форма для развития особо нуждающихся детей. Исходя из нужд детей, оно служит:

- Постепенное включение детей в учебно-развива-тельный процесс

- Привыкание и постепенное адаптирование ребенка к развивающей среде

- Обеспечение для ребёнка достаточного времени и пространства для ознакомления с сверстниками и для общения в неформальной обстановке.

При частичной инклюзии случаях для ребенка быть Должна разработана программа индивидуального (ПИР Развития), которая детально опишет образовательные целы ребёнка и определит соответствующие мероприятия как во время присутствия на мероприятиях так и во время от-сут-ствия ребёнка.

Интегрированное обучение - означает, что дети с особыми образовательными нуждами объединены в одну группу и работа ведется для них предназначенной учебно-воспитательной программой. Учебно - воспитательная программа для интегрированной группы составляется с учётом индивидуальных нужд учащихся и учебного плана. «Дети интегрированных групп вовлечены во многие активы (экскурсии, праздники, выставки и др.), Интегрированное обучение часто становится основой удачной полной инклюзии и поэтому весьма ценная форма для образования детей с особыми потребностями» [1.9-10 стр.]

Говоря о возможных формах инклюзивного образования особо нужно отметить рол и функцию ресурс комнаты в деле образования детей с особыми нуждами.

Ресурс комната- специальная комната в дошкольном учреждении, которая оборудованная наглядностями и техническими средствами для образования детей. Адаптированная мебель, разнообразная наглядное учебное пособие, аудио-видео аппаратура. «Ресурс комнату может обслуживать школьный психолог, специальный педагог, терапевт речи и все те люди которые участвуют в процессе инклюзивного образования особо нуждающихся детей» [2.23 стр.] Пробивание в ресурс комнате и дополнительные занятия составная часть детской повестки дня. Здесь им даётся возможность по необходимости отдохнуть, индивидуально или группой заниматься. Частота и продолжительность прибивания ребёнка в ресурс комнате определяет индивидуальная образовательная программа.

Всегда нужно помнит, присутствие ребёнка в ресурс комнате вспомогательная возможность а не форма обучения.

Обучение и учёба проводится во время учебно-образовательного процесса вместе со всеми, а ресурс комнату используют для укрепления и упражнения выученного.

Ресурс комнату также можно использовать для отдыха и для внеклассных мероприятий с одногруппниками особо нуждающихся детей.

Эти три формы инклюзивного образования важны, поскольку для воспитанников являются вспомогательными средствами, чтобы они смогли освоить те навыки, которые обязательные для поступления в школу, также для включения во все активы и т.д.

Для успешного осуществления инклюзивного образования необходимо соблюдение нескольких условии. Это: создать для детей благоприятное условие, добросердечное отношение к индивидуальным особенностям и образовательным нуждам детей, обеспечение всех детей одинаковыми условиями развития и образования и соучастие в воспитательной деятельности.

Создание для детей благоприятной обстановки основная задача дошкольных учебно-образовательных учреждении. «Когда академически, поведенческие и социальный успех каждого ребёнка основная ценность детского сада тогда все, кто участвуют в учебно-воспитательном процессе -воспитатели, воспитанники, администрация, родители своё внимание привлекут к этой цели, и соответственно в детском саду будет создана среда сотрудничества, взаимопонимания и уважения «[1,10 стр.] Инклюзивное образование по своей сути предполагает именно такое отношение ко всем детям и признаёт, что несмотря на индивидуальные различия обучения и детей, благоприятная среда необходимая условия образования.

Цель и задача каждого воспитателя ориентироваться на успехи и удачи ребёнка, но ожидания и целы намеченные ребёнку должны быть реалистичными и осуществляемыми. Соответственно, каждое задание, которое даётся ребёнку должно соответствовать способностям, навыкам и уровню знания ребёнка. Не смотря на индивидуальное различие детей существует несколько факторов поддержки и стимулирования обучения, которые одинаково важны для всех. Прежде всего это поднятие самооценки воспитанника, позитивное управление поведения, возбуждение интереса к учёбе и повышение мотивации учебы.

Инклюзивное образование с момента внедрения в дошкольное учреждения становится частью его жизни. Все процессы происходящие в дошкольных учреждениях влияют на инклюзивное образование и на оборот. Соответ-

ственно, образовательный и инклюзивны процесс в пределах детского сада рассматриваются в одном контексте образования Хорошо спланированный процесс управления в детском саду создаёт все необходимые условия для обеспечения того, чтоб образовательная потребность каждого ребёнка был максимально удовлетворён и для каждого создан необходимые условия обучения и развития. Это может быт достигнуто в том случи, когда детский сад объединён вокруг одной цели и все - администрация сада, воспитатели, родители и дети- участвуют в достижении обшей цели. Для инклюзивного образования общая цел и сотрудничество имеет особое значение, и это требует хорошую организованность и управление.

В управлении учреждениями дошкольного образования и воспитания существуют несколько основных принципов, соблюдение которых обеспечивает эффективное управление инклюзивного образования в целом. Эти принципы:

. Дошкольное учреждение обеспечивает право детей с особыми нуждами на развитие и образование. Во время приема детей дошкольные учреждения не допускают какой -либо дискриминации и не отказываются от приема детей с другими трудностями;

. Для каждого ребёнка с особыми нуждами администрация дошкольного учреждения и воспитатели обеспечивают адекватное и качественное образование с учётом их нужд. Для этого администрация должна осуществит: а) Оценку квалифицированными специалистами психических, физических и социальных навыков ребенка; б) Выделение индивидуальных нужд у ребёнка с особыми нуждами и с) С учётом результатов оценки и образовательных потребностей вместе с родителем ребёнка и воспитателями разработка индивидуальной образовательной программы (ИОП);

. Администрация дошкольного учреждения выделить для сада координатора образования. Координатором можем быть член администрации, воспитатель или родитель, желательно вспомогательный специалист (психолог, логопед, специальный учитель или медсестра). Функция координатора инклюзивного образования - следить за процессом инклюзивного образования, посещаемости детей, учебно-воспитательным процессом и за качеством участия в разных мероприятиях. Координатор должен поставить перед советом все вопросы связанные с инклюзивным образованием и совместно с советом искать эффективные пути решения проблем. Также, совместно с советом планировать мероприятия для привлечения дополнительных средств. Для того, чтобы родители детей с особыми нуждами имели возможность обсудить проблемы и возможные пути их решения, дни встреч с координатором в теченье недели нужно выделит заранее.

. Дошкольное учреждение, которое имеет ребёнка с особыми нуждами обязан опираясь на принципы имевшей учебно-воспитательной программы, представить механизмы помощи особо нуждающимся детям: индивидуальные образовательные программы, модифицированные или адаптированные образовательные планы, особенные воспитательные графики, дополнительные индивидуальные и групповые активности, максимальная поддержка особо нуждающимся детям и создание наименее ограничительной образовательной среди (например, занятие или отдых в ресурс комнате, познавательные экскурсии, уроки самостоятельной жизни и т.д.);

. Дошкольное учреждение с местной общиной планирует и проводит разные активности, чтобы содействовать интеграцию в общество детей с особыми нуждами. Напр. Устраивает выставку-продажу детских работ, благотворительные концерты, доход от которых дети с особыми нуждами и их друзья помогут детям лишенных родительской заботы и другое.

В случаях соблюдения всех этих принципов инклюзивное образование становиться хорошо организованной. Дети с особыми нуждами участвуют во всех жизненных аспектах дошкольного учреждения, получают качественное и соответствующее их возможностям образование, родители совместно с воспитателями вовлечены в процесс образования детей и в детском саду царить атмосфера взаимного уважения и благорасположения.

„Учреждение дошкольного образования и воспитания представляет среду активной жизни, игры, обучения и работы. Оно должно учитывать, стимулировать и способствовать их гармоничному развитию". [4.6.стр.]

В возрасте от 2 до 6 лет происходит быстрое развитые разных навыков. Например, речь развивается от асоциального к логическому, что непосредственно связано с физическим и умственным ростом ребёнка, развитием движении и прибавлением силы.

Среда должна способствовать умеренно стимулировать и ориентировать ребёнка. Оно не должно быть перегруженной и не способствовать растерянности ребёнка.

Структурированная и запланированная среда поддаёт детям разные намёки и ориентиры. Так что, устройство воспитателем комнатного пространства должна быть основана на нужды каждой конкретной группы, на педагогические целы и на своеобразности ребёнка.

В целом пространство принадлежащее ребёнку можно разделить на несколько частей:

. "Входная зона - место, где ребенок впервые входит в здание

сада, меняет обувь или снимает верхнюю одежду.

. Основная комната, где дети играют, учатся, возможно

принимают пышу и проводят большую часть времени.

. Санитарная и кухонная зона.

. Комната учителя и администрации.

. Спальная комната." [ 4.7 стр.]

По мнению Марии Монтессори ,,Не существует среды которой ребёнок приспособиться, так как он живет в среде для взрослых. Например: из за разницы ребёнка и окружающих объектов он не налаживает связь с этими объектами и не достигает естественного развитья „ [5.34.стр.]

В среде благоприятной для инклюзивного образования дети становятся более самоуверенными, развивают высокую самооценку, учатся быть независимыми и т.д. Также благоприятная среда учёбе обучает их к ежедневным навыкам и здоровому образу жизни, исключает жестокое обращение с детьми, физического наказания.

Монтессори говорит, что комната в садике должна бит приспособлена на физические и психологические нужды ребёнка.

Мебель должна быт лёгкой и удобной, чтоб ребёнок смог его переставлять. Картинки должны высеет на таком уровне, чтоб ребёнку комфортно было их рассматривать. Этот принцип должен распространится на все вещи окружающей среди. Мебель, которым пользуется ребёнок должно легко отмываться. По мнению Монтессори это основано не только

на гигиенической точке зрения а развитием у детей чувства ответственности и ухаживать за вещами собственного использования.

„Во время подбора для детей столов и стульев для работы, игры, рисования и лепки Необходимо учитывать их высоту по отношению возрасту детей„ [4.9.стр. ]

Я была в Батумской №1 учреждении дошкольного воспитания. Ясли-здание садика состоит из двух этажей, в которой 150 воспитанника. Выделено возрастные группы для 3-4, 4-5 и 5-6 летних воспитанников.

Комната группы разделена по активностям: центр математики, центр природы и т.д. В каждом центре представлена не одна визуальная ссылка, чем могут там дети заниматься-изучать числа, играть в кубики и т.д. Различные наглядные материалы предоставлять детям информацию о данной времени года, месяце, дне недели. На стене размешена правила поведения в комнате. Большое внимание уделяется рисованию и другим творческим навыкам.

В саду также есть спальная комната, где спят дети. Кухня и санузел в хорошем состоянии. Строго контролируется санитарные нормы. К сожалению сад не оборудован и не адаптирован для детей специальными образовательными потребностями.

Во дворе игровая площадка, а в плохую погоду дети остаются в помещении и играют в фае, где оборудован специальный уголок для игр.

Также посетила Батумское №6 учреждение дошкольного воспитания. Это учреждение тоже двухэтажное, и в ней 200 детей. Дети поделены на возрастные группы 3-4,4-5 и 5-6 лет.

У учреждения дошкольного воспитания красивый и ухоженный двор, стены которой обрисованы разними животными, во дворе также разные вещи для игры, с которыми играют дети.

У входа в здание стоят шкафы, там воспитанники переодеваются и входят выделенную им комнату, где учитель-воспитатель обучает их, играет и т.Д. На стенах комнаты развешаны разные рисунки, вырезание фигурки и т.д. КОМНАТЫ по активностям разделены. У входа висит график детского питания.

Кухня и санузел в хорошем состоянии. Строго контролируется санитарные нормы, сад также имеет охрану, который строго контролирует территорию сада. В саду имеются воспитанники с специальными образовательными нуждами, с ними работает специальный педагог. Ресурс комната по возможности оснащена дидактическими материалами, администрация сада максимально старается подстроится под нужды детей с ограниченными возможностями.

Целы и задачи всех воспитателей ориентироваться на успехи и достижения детей, но ожидания и цели намеченные детям должны бить реалистичными и достижимыми. Соответственно, каждое заданье данное воспитаннику должно соответствовать его возможностям, навыкам и уровню знания.

Не смотря на индивидуальные различия воспитанников, существует несколько факторов поддержки инклюзивного образования и стимуляции обучения, которые одинаково важные для всех. Прежде всего, это повышение самооценки, позитивное управление поведением, проявление интереса к обучению и повышение мотивации.

Литература

1. М. Багратиони, Т. Чинчараули, А. Лагидзе, Т. Пач-кориа-Инклюзивное образование, путеводитель для учите-лья -Тбилиси 2011г. 96 стр.

2. Т. Гагошидзе, Т. Чинчараули, К. Пилаури, М. Багратиони -Принципы инклюзивного образования -Тбилиси 2008 г. 192стр.

3. Н. Меладзе -Путеводитель управления учреждения дошкольного воспитания-Тбилиси 2011г. 45стр.

4. Т. Кавтарадзе-Физическая среда дошкольного учреждения (принципы и практика)-2010г. 82 стр.

5. Montessory M.child in the family. New York: Avon books.1956.

SOCIAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY WITH PUPILS IN EDUCATIONAL

INSTITUTIONS OF UKRAINE

Sayko N.

Candidate of Science, associate professor Poltava National Pedagogical University, Department of Social and Correctional Education

Poltava, Ukraine

ABSTRACT

The content of socio-educational activity in educational inflitutions of Ukraine is examined, the importance and significance of work of the social pedagogue as a specialifl who covers each pupil by his attention in order to ensure the successful social functioning is Pressed. The main categories of children and teens who need social and educational assiflance is lifled - the socially and educationally abandoned children and teenagers, juvenile delinquents, children with violation of psychosomatic and neuro-mental health and functional disabilities. In the article is proved an opinion that is not only Med categories need social and pedagogical assiflance but primarily those children who come under the shortcomings of whole educational syflem of the school. In this connection is analyzed the problems that violate the social functioning of modern fludents in the school syflem. A special attention is given to primary school fludents, because in this link of school education are laid the foundations for school life, the child's attitude to school, to the teacher and to itself.

A main goal of socio-pedagogical work in school is determined - to create a comfortable environment for every child and not jufl work with risk groups, which involves a complex of educational, social, psychological and legal activities, which primary purpose is to reflore, preserve mental and psychological health of a child, optimization of intragroup connections and relationships, identifying potential opportunities of individual, organization social and psychological correction, support and care. The main directions and components of social, educational and psychological work are designated concerning the assigned goal achievement: psychological, legal, socio-integrative. The necessity of humanizing relationships is emphasized between teacher and school adminiflration, teacher and fludent, teacher and parents also reliance on the flrengths of individual, fixation of the success of every child, creation of a joyful atmosphere.

Keywords: socio-pedagogical work, directions of socio-pedagogical work, environment. comfortable social environment, hu-manization.

The goal of social and pedagogical activity in modern schools of Ukraine is to create conditions for the preservation, improving health and protection of pupils; formation and development of moral qualities, socially important orientations and inflations; prevention of negative influences on personality development; the implementation of preventive, rehabilitative, corrective, therapeutic measures for personality socialization (Kaps'ka, 2005). The social pedagogue - is a specials who covers with his professional attention each pupil, family, teacher in order to ensure successful social functioning of all pupils. The main functions of the social teacher in the school syflem are determined: communicative, organizational, prognoflic, security and protection, diagnoflic, preventive, rehabilitative, social and therapeutic.

In the scientific literature and practice the objects of social and pedagogical activity mainly determined taking into account a deficit model of social work and can be (Arkhipova, 2008 , Shulga, 1997):

1. The socio-cultural and pedagogically abandoned children and teenagers.

The mofl common category of children «at risk» who are intractable and educationally unsuccessful, which is caused by psychological and pedagogical reasons. The main signs of abandonment can be considered deficiencies of leading activity

(game, learning), behavioral deviations, difficulties of social adaptation. In the absence of anomalies is observed a disharmony of development. Typically, a self-concept and a self-identity syflem of child's personality is impaired. As these children and teenagers are not full-value activity subjects and are outcafls in school and family environment, basic care to them can be provided by the teachers, psychologies and parents.

2. Juvenile offenders, non-adapted teenagers with deviant behavior, orphans. This «risk group», firfl of all, needs help in social adaptation, maflering of social roles, cultural and moral norms and values, a social support.

3. Children with disorders of psychosomatic and neuropsychological health and with functional deviations:

a) chronic somatic diseases;

b) functional diflurbances;

c) nervous and mental diseases;

d) mental retardation;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

d) disability.

The children of this group feel the need especially in the medical and psychological rehabilitation, which subjects are doctors and psychologies, or in complex rehabilitation in conditions of interaction between doctors, teachers, psychologies and social workers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.