УДК 796.011.3+378
W
ФОРМЫ И СПОСОБЫ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ К ЗАНЯТИЯМ СИЛОВЫМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
FORMS AND WAYS OF MOTIVATION OF CADETS AND LISTENERS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA FOR STRENGTH TRAINING SESSIONS
Кузнецов Михаил Борисович
старший преподаватель кафедра физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова
г. Орел, Россия Kuznetsov Mikhail Borisovich senior lecturer department of physical training and sports Orel law Institute of the Ministry of internal affairs of Russia
named after V. V. Lukyanov Orel, Russia
Хромова Елизавета Павловна
курсант
Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова
г. Орел, Россия Khromova Elizabeth Pavlovna
cadet
Orel law Institute of the Ministry of internal affairs of Russia
named after V. V. Lukyanov Orel, Russia
Аннотация. В статье уделяется внимание педагогическому аспекту повышения мотивации курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России к занятиям силовыми упражнениями, а также делается анализ основных форм и методов повышения мотивации.
Abstract. The article focuses on the pedagogical aspect of increasing the motivation of cadets and students of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia to engage in strength exercises, and also analyzes the main forms and methods of increasing motivation.
Ключевые слова: курсант, силовая подготовка, силовые упражнения, мотивация, формы, способы.
Keywords: cadet, strength training, strength exercises, motivation, forms, methods.
На сегодняшний день для общества характерно существование в условиях качественных изменений во всех сферах жизни, в связи с чем,повышаются требования
к физической подготовке молодежи и в частности к курсантам и слушателям образовательных организаций МВД России, которая требуется для выполнения оперативно-служебных задач, после окончания образовательной организации. Изменения в образовательной системе обусловливают необходимость всестороннего улучшения в области физического воспитания курсантов. По этой причине меняются цели физического воспитания, основной задачей которого становится формирование физической подготовленности обучаемого, что требует более качественного обучения, разработки новых программ и методик, базирующихся на личностно-ориентированное подходе к обучению [1, с. 171].
Однако, несмотря на возрастающую потребность в воспитании физически развитой личности, у курсантов наблюдается достаточно низкий уровень мотивации к занятиям физической подготовкой в целом и к занятиям силовыми упражнениями в частности. Причиной этого, по мнению исследователей, является отсутствие устойчивых привычек к регулярной двигательной активности. Кроме того, у курсантов отсутствует оптимальный жизненный стереотип, формирующийся в течение дошкольного и школьного периодов обучения.
Ребенок обладает врожденной мотивацией к движению, тогда как взрослый человек проявляет двигательную активность, сознательно побуждая себя к ней. Учитывая это, одним из наиболее значимых условий учебной деятельности становится формирование у обучаемого осознанных устойчивых мотивов. Таким образом, для формирования мотивации к занятиям физической подготовкой в целом и силовыми упражнениями в частности главную роль играет принцип сознательности.
Любая деятельность человека имеет определенную цель и исходит из конкретных мотивов. Эта деятельность выражает соотносимое, как с внутренним, так и с внешним, отношением человека к окружающему миру. При анализе мотивов какой-либо деятельности, нам становится понятен не только уровень заинтересованности в ней, но и становится возможным предположить, каково направление
«_» а-«
данной деятельности и насколько человек проявит свою активность в ней. В отношении двигательной активности и занятий силовыми упражнениями, можно утверждать, что, при определении мотивов курсант, станет заниматься самостоятельно для дос-тижения основной цели - сдать контрольный норматив или зачет.
Таким образом, учитывая первоначальные мотивы занятий силовыми упражнениями, с помощью использования коррекционных элементов в методике преподавания становится возможным изменить временные мотивы достижения цели (сдачи зачета) на постоянные мотивы заинтересованности в занятиях силовыми упражнениями [2, с. 29].
В процессе обучения принято выделять следующие мотивы:
1) познавательные (заинтересованность в самом процессе обучения и овладения знаниями);
2) социальные (мотивы ответственности, потребности в самоопределении и самосовершенствовании);
3) личные (достижение благополучия, приобретение статуса).
Наибольшее значение в учебной деятельности имеют познавательные мотивы. Они обладают способностью актуализации в случае личностной значимости для обучающегося. Занятия силовыми упражнениями будут значимы, если их связать с будущей профессиональной самореализацией или значимостью для семейной жизни (через понимание воздействия силовых упражнений на человеческий организм с физиологической точки зрения).
Побуждающие мотивы физкультурной деятельности обучающихся вузов принято классифицировать следующим образом:
- внутренние мотивы (получение удовлетворения от процесса занятий - новые занятия, выполнение понравившихся упражнений и т.п.);
- внешние положительные мотивы (удовлетворение от результата деятельности - приобретение новых знаний и т.п.);
- мотивы, имеющие отношение к дальнейшей перспективе (оздоровление, снижение веса и т.п.);
- внешние отрицательные мотивы (связаны с чувством страха, например, боязнь негативной оценки окружающих, не сдать зачет по предмету и т.д.).
Однако самым значимый мотив для достижения основных целей физического воспитания (в том числе и на занятиях силовыми упражнениями) - желание укрепить свое здоровье. Не меньшее значение приобретают сопутствующие мотивы: обеспечение потребности в двигательной активности; получение новых знаний, умений и навыков; повышение работоспособности; расширение физических возможностей для лучшего качества жизни.
Обучаемым важно, чтобы в стенах вуза особое внимание уделялось коммуникативной культуре: то есть для них имеет значение взаимоотношения с окружающими, возможность свободного выражения своих мыслей и мнения. При этом для курсантов важна и обстановка, которая вызывает положительные эмоции и дает возможность работать над формированием своего тела. Последнее утверждение, по большей части, объясняется популярными среди молодежи средствами массовой информации и широким использованием сети Интернет, где пропагандируется культ привлекательного тела.
На отношение к занятиям силовыми упражнениями также влияют возраст и индивидуальные особенности человека. Исследования подтверждают, что с большей ответственностью к посещению тренировок относятся курсанты, обучающиеся на первом и втором курсах. Также динамику посещений можно отследить на протяжении учебного года: в первом семестре (осенью) посещаемость занятий выше; во втором семестре (весной) физическая активность идет на спад. Возможно, это объясняется возрастанием умственной нагрузки в конце учебного года. Также отмечается, что ниже посещаемость у курсантов, специальность которых связана с органами следствия.
Обучающимися отмечается, что посещение занятий по физической подготовке в вузе не заставляет их задуматься о роли физических упражнение в укреплении их здоровья. Также у курсантов не возникает желания применять полученные знания в своей повседневной жизни. Зачастую курсанты не считают физическую подготовку самостоятельной учебной дисциплиной, обладающей понятиями и принципами,
методологией и закономерностями. Занимаясь на занятиях силовыми упражнениями, они не получают опыта творческого использования полученных умений. Для многих силовые упражнения носят лишь механический характер [3, с. 40].
Стимуляции интереса обучаемых к занятиям силовыми упражнениями будет способствовать повышение качества тренировок и улучшение содержательного компонента занятий. Также важны усилия педагога, направленные на сопряжение личных пожеланий курсантов и объективных задач физического воспитания. Все это зависит от эффективности и целенаправленности тренировок, правильно рассчитанной физической нагрузки, умения проявлять самостоятельность на занятиях, индивидуального подхода к каждому обучаемому, личности самого преподавателя и его замотивированности на работу с обучаемыми. Очень важную роль играет, также новизна упражнений, достаточное обеспечение спортивным инвентарем, комфортно оборудованное место занятий. Способствовать заинтересованности курсантов могут также организованные встречи с известными спортсменами, различные лекции и физкультурно-массовые мероприятия. Курсантам важно увидеть и оценить собственные достижения, получить удовлетворение от самой тренировки и положительные эмоции от познания нового - благодаря этому они начинают верить в возможности физического совер-шенствования.
Для того чтобы привлечь курсантов к занятиям, следует уделить внимание их предпочтениям при выборе формы и содержания занятий. Силовые упражнения -особый вид упражнений. Они не отличается эмоциональностью и зрелищностью как. Поэтому для молодежи занятия силовыми упражнениями не так привлекательны. Часто обучаемые, следуя сложившимся стереотипам, считают, что занятия силовыми упражнениями излишне травмоопасны и негативно сказываются на деятельности сердечно-сосудистой системы. Поэтому очень важна способность преподавателя привлечь курсантов к занятиям, вызвать у них интерес. Тренировка должна быть интересной и эмоциональной, с обязательными элементами новизны: механизмы, аппараты и снаряды должны быть задействованы максимально; непременно должны быть упражнения, развивающие определенные группы мышц; в занятия можно включать спортивные игры (баскетбол, волейбол и т.п.).
Сложившаяся на сегодняшний день система физического воспитания в вузе не предполагает дифференцированного подхода к обучаемым, который бы учитывал их индивидуальные способности и здоровье, а также в полной мере реализовывал потребности курсантов в движении. Поэтому преподаватель должен стремиться к тому, чтобы обучаемые испытывали чувство удовлетворенности после тренировки. Если для курсантов будут очевидны привлекательные стороны своей деятельности, это повлияет на более глубокое, устойчивое и положительное отношение к ней [4, с. 106].
Для того чтобы сформировать и поддержать позитивную эмоциональную психологическую обстановку на тренировках, для успешной стимуляции обучаемых преподавателю следует:
1) учитывать желания обучаемых. Зачастую преподаватель в своей деятельности отталкивается от собственных желаний и, отталкиваясь от этого, проводит
обучение. Однако важно понимать, что именно хочет курсант. Если педагог получит ответ на данный вопрос, он сумеет заинтересовать обучаемых.
2) Применять идентификацию, то есть, условно говоря, у курсантов должно возникнуть устойчивое стремление к чему-либо, желание, которое может даже не согласовываться с педагогическими намерениями. Важно, чтобы такие желания возникали, и была бы возможность отталкиваться от них во время занятий.
3) На занятиях необходим учет индивидуальных особенностей курсантов. Важно понимать, что обучаемый - это неповторимая личность, обладающая своей собственной психофизической спецификой. Поэтому одни и те же усредненные нормативы нельзя применять к каждому в равной степени.
4) Замечать и развивать сильные стороны обучаемых, оценивать и признавать их достоинства.
5) Поощрять достижения. Похвала имеет большое значение для мотивации к тренировкам, в особенности у курсантов с низкой успеваемостью.
6) Занятие должно быть интересным. Курсанты должны приходить на занятия, ожидая получить новые знания и умения, а по окончании занятия испытывать чувство удовлетворения.
7) Обучаемый должен сам захотеть выполнять задания. Приказные формы обучения должны смениться добровольными, когда курсант сам понимает, что выполнить то или иное упражнение необходимо.
Таким образом, одной из причин недостаточной физической активности курсантов является отсутствие оптимального комплекса мотивов. Знание первоначальных мотивов занятий силовыми упражнениями способствует коррекции направления мотивов, не имеющих достаточной устойчивости, а также перемещает мотив с результата деятельности на сам процесс. Поэтому на основе классификации побуждающих мотивов следует определить ведущие мотивы физической деятельности. Создание определенных педагогических условий будет мотивировать обучающихся к занятиям силовыми упражнениями. Также влияние на мотивацию оказывают соблюдение принципа сознательности, повышение качества занятий и улучшение содержательного компонента занятий, комфортная обстановка, учет индивидуальных особенностей, поощрение достижений, регулярное посещение занятий.
Литература
1. Герасимов И. В., Мальцева О. А. Пути повышения профессиональной мотивации у слушателей образовательных организаций МВД России // Наука-2020. 2017. № 2(13). С. 171-175.
2. Баркалов С. Н., Герасимов И. В. Особенности организации и построения физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов: сборник статей. Орел : ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2016. С. 27-31.
3. Губанов Э. В. Состояние и проблемы физической подготовки личного состава ОВД // Наука-2020. 2018. № 8(24). С. 38-42.
4. Моськин С. А. Роль физической подготовки в профессиональном обучении курсантов и слушателей для практической деятельности в ОВД // Наука-2020. 2018. № 1-1(17). С. 104-109.
References
1. Gerasimov I. V., Maltseva O. A. Puti povysheniya professional'noy motivatsii u slushateley obrazovatel'nykh organizatsiy MVD Rossii [Ways to increase professional motivation among students of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia]. Nauka-2020, 2017, no. 2(13), pp. 171-175.
2. Barkalov S. N., Gerasimov I. V. Osobennosti organizatsii i postroeniya fizicheskoy podgotovki kursantov obrazovatel'nykh organizatsiy MVD Rossii [Features of the organization and construction of physical training of cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia]. Sovershenstvovanie fizicheskoy podgotovki sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov: sbornik statey [Improvement of physical training of law enforcement officers: collection of articles]. Orel, OrUI of the Ministry of internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov Publ., 2016, pp. 27-31.
3. Gubanov E. V. Sostoyanie i problemy fizicheskoy podgotovki lichnogo sostava OVD [State and problems of physical training of police personnel]. Nauka-2020, 2018, no. 8(24), pp. 38-42.
4. Moskin S. A. Rol' fizicheskoy podgotovki v professional'nom obuchenii kursantov i slushateley dlya prakticheskoy deyatel'nosti v OVD [The Role of physical training in professional training of cadets and students for practical activities in the police Department]. Nauka-2020, 2018, no. 1-1(17), pp. 104-109.