З.Г. КАЗИЕВ
первый заместитель начальника Академии КНБ
Республики Казахстан, кандидат юридических наук, профессор
ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОВЕДЕНИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Привлечение специалистов для оказания помощи в оперативно-розыскных мероприятиях, перечисленных в ст. 11 Закона Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности», необходимо, когда оперативный работник не может самостоятельно качественно и результативно решить стоящую перед ним задачу, требующую использования специальных знаний, ввиду сложности средств и методов проведения исследований. В практике оперативно-розыскной деятельности сложились, на наш взгляд, следующие формы участия сведущих лиц:
-оказание оперативному работнику консультационной помощи по специальным научно-техническим вопросам;
- применение под руководством оперативного работника на месте проведения оперативно-розыскного мероприятия научно-технических и технико-криминалистических средств;
- выполнение специалистом самостоятельных предварительных научно-технических исследований диагностического характера по объектам, представленным оперативным работником;
- проведение научно-технических исследований в оперативно-технических и экспертно-криминалистических подразделениях органов дознания для ответа на вопросы, поставленные оперативным работником;
- производство экспертизы до возбуждения уголовного дела, когда решение о возбуждении дела невозможно принять без экспертного исследования объекта.
В специальной юридической литературе рядом ученых из системы бывших МВД и КГБ СССР, в частности, А. Вердиевым, А. Герасимцом, Е.Ф.
Толмачевым, Д.В. Гребельским, З.И. Кирсановым, Ю.П. Лавровым, Э.И. Родиным и другими, разрабатывавшими теоретические основы применения научно-технических методов и средств в оперативной практике и использования в ней негласной оперативной техники, сформулирован вывод о том, что в оперативно-розыскной деятельности специальные знания используются наиболее успешно, если к участию в проводимых мероприятиях привлекаются сотрудники экспертно-криминалистических подразделений, усвоившие основы оперативно-розыскной работы. Они консультируют оперативных работников по соответствующим вопросам, оказывают техническую помощь в подборе и изъятии объектов и образцов для сравнительного исследования, составлении информации о розыске лиц и предметов по их следам, участвуют в розыске подозреваемых по признакам внешности, почерку, различным следам, проводят в процессе оперативно-розыскных мероприятий предварительные исследования различных объектов, производят лабораторные исследования, фиксируют преступную деятельность отдельных лиц с помощью научно-технических средств, участвуют в разработке предложений профилактического характера.
Консультации специалиста при подготовке и проведении оперативно-розыскного мероприятия могут касаться различных вопросов, в частности: содержит ли в себе тот или иной материальный объект криминалистически значимую информацию, как ее можно получить и использовать; что собой представляет обнаруженное изделие (материал или вещество),
каково его назначение, какие организации и учреждения располагают сведениями о такого рода объектах, какие вопросы они могут разрешить и т.п.
Кроме того, в процессе оперативно-розыскных мероприятий специалистами могут быть даны методические рекомендации о способах, приемах, методах и средствах изъятия и фиксации, упаковки и сохранения предметов-носителей следов, доставляемых для последующего возможного экспертного исследования.
Выполнение специалистом работ на месте проведения оперативно-розыскного мероприятия часто связано с дактилоскопированием проверяемых лиц, обработкой различных объектов специальными метящими веществами и т.п. Такая форма помощи специалистов характерна при расследовании чрезвычайных происшествий следственно-оперативными группами, в составе которых они выполняют большой объем работы по обнаружению, фиксации и изъятию криминалистически значимых следов и материальных объектов.
Необходимость самостоятельной работы специалиста по предварительному исследованию представленных оперативным работником объектов обусловлена тем, что на определенном этапе оперативно-розыскной работы оперработнику бывает недостаточно ясно, какого рода информацию можно извлечь при исследовании конкретного объекта, каков характер предполагаемого исследования. В такой форме участия свои выводы и рекомендации специалист-криминалист излагает в специальном документе - научно-технической ориентировке, в которой фиксируются выявленные свойства (признаки) объектов и возможности использования этих объектов для получения как розыскной, так и доказательственной информации. Самостоятельные исследовательские работы специалистов по конкретным вопросам оперативно-розыскной деятельности являются одной из активных форм их участия в выявлении, раскрытии и предупреждении преступлений. При этом специалисты используют методы и средства криминалистического и научно-технического исследования в целях получения розыскной информации, тщательно сохраняют обнаруженные
объекты для последующего экспертного исследования и получения судебных доказательств. А.Я. Гинзбургом сформулированы требования, обеспечивающие возможность дальнейшего использования объектов в названных целях. Они выражаются в том, что для исследования должны применяться современные методики и научно-технические средства, и, прежде всего те, при которых можно избежать полного или существенного израсходования исследуемого объекта или видоизменения его признаков и свойств. Если избежать этого невозможно, специалист-криминалист до применения таких методик обязан поставить в известность инициатора исследования и приступить к работе с объектом только с его разрешения [1].
С учетом дальнейшего внедрения научных методов изучения материальных объектов в оперативно-розыскной деятельности применяется и такая непроцессуальная форма использования специальных знаний, как научно-техническое исследование в оперативно-технических и экспертно-криминалистических подразделениях органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Данная форма привлечения специалистов является эффективным способом научного изучения вещественных доказательств в целях получения информации, необходимой для предупреждения и раскрытия преступлений.
Основной целью научно-технического исследования является выявление возможной доказательственной ценности оперативно-розыскных материалов либо определение направления розыска в дальнейшей работе. При этом ориентирующим значением обладают не только категорические, но и вероятные выводы специалиста. В то время как по уголовному делу общепринято, что в качестве доказательства используются только категорические выводы, вероятный характер результатов исследования не препятствует использованию их в дальнейшей оперативно-розыскной работе. По нашему мнению, если в результате научно-технического исследования, проведенного специалистом, получены фактические данные, которые могут иметь значение для дела, для установления истины в расследуемом преступлении, то для признания
этих данных судебными доказательствами их необходимо закрепить процессуальными средствами. Иными словами, фактические данные, полученные в ходе оперативно-розыскной деятельности, в том числе и с использованием специальных знаний, могут приобрести статус юридического, процессуального доказательства только при условии соблюдения правила допустимости, для чего в ходе подготовки, непосредственного поручения оперативно-розыскной информации либо после этого должны быть созданы предпосылки для преобразования ее в один из видов доказательств - иные документы и вещественные доказательства. Вместе с тем не исключен вариант легализации в различные виды показаний либо использования полученных данных в соответствии с правилами статьи 130 УПК РК.
Научно-технические исследования проводятся на основе задания, служебной записки или письма оперативного отдела и оформляются в виде заключения (либо справки) специалиста. В правовом и методическом отношениях правильной представляется рекомендация, изложенная в работах А.Я. Гинзбурга и Г.И. Грамовича, которые подчеркивают, что перед началом исследования сотрудник экспертного подразделения имеет право и должен выяснять у инициатора исследования обстоятельства изъятия объекта, с разрешения оперативного подразделения знакомиться с материалами, относящимся к предмету исследования, запрашивать дополнительные материалы, необходимые для проведения объективного исследования[1; 2]. В процессе исследования сотрудникам указанных подразделений разрешено консультироваться у специалистов других министерств, ведомств, не разглашая при этом цели выполняемой работы. Для проведения иных исследований (технологических, товароведческих, технических, некоторых физических, химических и других) могут привлекаться соответствующие специалисты других организаций, учреждений и предприятий, которые в соответствии с требованиями соблюдения конспирации предупреждаются о необходимости сохранения в тайне факта проведения исследования и его результатов.
Для случаев же, когда решение о возбуждении
уголовного дела возможно только лишь после получения результатов проведения предварительного специализированного исследования, целесообразно назначение экспертизы с целью быстрого получения процессуального доказательства.
В оперативно-розыскной деятельности активно применяется криминалистическая и специальная оперативная техника. В связи с необходимостью определения доказательственного значения добытых с их помощью материалов, в теории и практике нередко возникает вопрос, относятся ли те или иные научно-технические методы и средства к криминалистической или к оперативной технике. В специальной литературе некоторыми авторами, в частности, Д.В. Гребельским и Е.Ф. Толмачевым высказано мнение, что понятие «оперативная техника» носит условный характер, что оно охватывает совокупность криминалистических и иных технических средств и приемов, используемых при осуществлении оперативно-розыскных мер.
Представляется, что с такой позицией согласиться нельзя ввиду разноцелевого назначения этих средств. Кроме того, оперативная техника используется только в негласных формах и легализация результатов ее использования более сложна, информация, полученная с ее помощью, требует более надежных процессуальных гарантий допустимости, чем криминалистическая техника. Поэтому разграничение понятий этих средств имеет не только важное теоретическое, но и практическое значение. В связи с этим полагаем, что данный вопрос правильно решен З.И. Кирсановым и Э.И. Родиным, которые в качестве критериев разграничения криминалистических методов и средств от оперативных и других научно-технических методов и средств положили их целевое назначение и теоретические принципы, на основе которых они разработаны и используются. Следует согласиться, что технико-криминалистические методы, приемы и средства базируются на общих теоретических положениях криминалистики. Отличительной особенностью криминалистических средств является то, что они специально разработаны и приспособлены для обнаружения, фиксации и исследования предметов, следов, документов и других материальных объектов, позволяющих установить обстоятельства совершенного или готовящегося преступления и
причастных к нему лиц, а также выявить предметы, имеющие отношение к преступлению. Эти методы и средства должны обеспечивать получение и использование судебных доказательств и поэтому применяются преимущественно гласно. В необходимых случаях секретный режим их применения обусловливается конспиративным характером того или иного оперативно-розыскного мероприятия. Руководствуясь критериями, предложенными З.И. Кирсановым Э.И. Родиным, можно сделать вывод, что в отличие от криминалистических, оперативно-технические методы, приемы и средства разрабатываются и используются на основе теории оперативно-розыскной деятельности. Задачей применения оперативной техники является получение оперативной информации, которая непосредственно не может быть использована в уголовном процессе, сами примененные методы и средства являются секретными. Указанная разница между технико-криминалистическими и оперативно-техническими методами, приемами и средствами влияет на процессуальный режим приобщения полученных с их помощью результатов.
Обобщая изложенное, можно констатировать, что применение собственных специальных знаний
оперативным работником, а также использование им профессиональных знаний сведущих лиц в перечисленных формах направлены на получение достоверной информации, используемой в последующем при планировании, организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий по уголовному делу. Исследования, проводимые названными субъектами специальных знаний, позволяют установить: наличие (отсутствие) признаков преступления, то есть основания к возбуждению уголовного дела; лиц, непосредственно причастных к исполнению преступного акта и их ориентировочные антропометрические, этносоциальные и другие идентифицирующие признаки; способ и орудия совершения преступления; пути и методы проникновения на место происшествия и удаления с него; ухищрения по сокрытию факта и способов совершения преступления; продолжительность пребывания преступника с предметами обстановки места происшествия; объекты, подлежащие направлению для сравнительного исследования и на экспертизу, и сформулировать вопросы, которые она должна разрешить; выяснить и другие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Использованная литература
1. Гинзбург А.Я. Проведение экспертизы при расследовании преступлений органами внутренних дел Казахской ССР. Учебное пособие. - Караганда: Карагандинская ВШ МВД СССР, 1987. - 105 с.
2. Грамович Г.И. Тактика использования специальных знаний в раскрытии и расследовании
преступлений. Учебное пособие. - Минск: Минская ВШ МВД СССР, 1987. - 66 с.
*****
Автор озшц мацаласында жедел-1здест1ру цызметтде арнайы бшмд1 цолданудыц гылыми жэне цщъщтъщ аспектыерт, сондай-ац уйымдастырушылыц-эд1стемел1к мэселелерт ашып кврсеткен.
The author touches upon scientific, legal and organizational-methodical aspects of special knowledge application in the operative-searching activities.