Научная статья на тему 'ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ, ПЕРЕЖИВАЮЩЕЙ КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ'

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ, ПЕРЕЖИВАЮЩЕЙ КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
550
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / САМОСОЗНАНИЕ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ АНАЛИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / ПОДРОСТКИ / НЕЙРОГРАФИКА / МЕТАМОДЕРН

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дьяченко Елена Николаевна

В статье представлена общая характеристика экспериментальной системы психологического сопровождения личности, переживающей кризис идентичности в эпоху метамодерна. За основу положены основы психотехнологий интегративной теории гуманитарного знания при психологическом сопровождении личности с кризисной идентичностью. Обобщены формы и методы психологического сопровождения личности, делающие процесс протекания кризиса идентичности более конструктивным и актуализирующие внутренний потенциал личности. Представлено описание амплификации методов аналитического коучинга и графического способа нейрографики для работы с задачей трансформации идентичности личности подростка, позволяющей экологично расширять рамки сознания и находить дополнительные ресурсы для диалога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS AND METHODS OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF PERSONALITY UNDERGOING IDENTITY CRISIS

The article presents a general characteristic of the experimental system of psychological support of a person experiencing an identity crisis in the era of metamodernism. It is based on the foundations of psychotechnology of the integrative theory of humanitarian knowledge with psychological support of a person with a crisis identity. The forms and methods of psychological support of the personality are generalized, making the process of the identity crisis more constructive and actualizing the inner potential of the personality. The article presents a description of the amplification of analytical coaching methods and a graphical method of neurographics for working with the task of transforming the identity of a teenager's personality, which allows environmentally expanding the framework of consciousness and finding additional resources for dialogue.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ, ПЕРЕЖИВАЮЩЕЙ КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ»

же прослежено влияние ценностей родителей на развитие социальной компетентности ребенка. В процессе проведённого исследования была выявлена прямая зависимость социально-нравственных качеств ребенка от принятых в его семье ценностных установок и воззрений [3].

На современном этапе развития системы отечественной системы дошкольного образования формы и методы взаимодействия между организациями ДОО и семьями претерпевают определённые изменения. Последние связаны, в первую очередь, с фиксирующимися на протяжении трёх последних десятилетий трансформациями в социально-экономической жизни нашей страны. Столь масштабные изменения не могут не отражаться на функционировании как детских садов, так и семей воспитанников. Например, организации ДОО приобретают финансово-хозяйственную независимость, статус автономности или, напротив, интегрируются в состав крупных образовательных комплексов. При этом для всех форм организации такого рода заведений первостепенную важность приобретают рейтинг и популярность в среде родителей. С другой стороны, как это показывает, например, Н.М. Баринова, меняется и отношение семей воспитанников к организациям ДОО и их деятельности [4].

Уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что именно семье принадлежит и должна принадлежать ведущая роль в формировании духовно-нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста [1].

Как показывают результаты исследований последних лет [3; 7; 10 и др.] в настоящее время в дошкольной педагогике фиксируется процесс интенсификации поиска эффективных партнерских форм взаимодействия с семьями воспитанников.

Эти формы должны быть актуальны по содержанию и привлекательны по форме для родителей. Контакты же, осуществляемые между педагогами и семьями воспитанников должны основываться на взаимопонимании и принятии, в т.ч. эмоциональном. Такое взаимодействие, будучи направлено на воспитание ценностных ориентиров у детей, носит ценностно-ориентированный характер. В подобных условиях воспитание ценностных ориентиров у детей старшего школьного возраста будет осуществляться на основе ценностно-смысловой коммуникации между участниками образовательного процесса в организации ДОО.

Выводы. В статье нами были рассмотрены следующие педагогические условия взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и семьи в процессе безопасной социализации старших дошкольников: использование педагогом метода моделирования ситуаций; участие ребенка в социально-значимой деятельности; создание эстетической развивающей среды.

Литература:

1. Акутина, С.П. Формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей во взаимодействии семьи и школы: Автореф. дис. докт. пед. наук. - Нижний Новгород, 2010. - 226 с.

2. Андреенкова, Н.В. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. - Вып. 3. - М., 1970. - 218 с.

3. Антонова, Т.В. Социальная компетентность ребенка-дошкольника: показатели развития и методы выявления // Дет. сад от А до Я. - 2014. - №5. - С. 54-58.

4. Баринова, Н.М. Сопровождение семьи в детском саду. Новые формы и вечные ценности // Воспитание и обучение детей младшего возраста. Сборник матер, первой междунар. научно-практич. конф. -М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 182 с.

5. Выготский, Л.С. Лекции по психологии - СПб.: СОЮЗ, 1999. - 287 с.

6. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью // Учебное пособие. - М.: АсаёетА, 1998. - 192 с.

7. Крапивка, И.А. Семья как фактор формирования ценностных ориентаций подрастающего поколения: региональный аспект - Краснодар, 2011. - 291 с.

8. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности - М.: Смысл, 1999. - 271 с.

9. Лихачев, Б.Т. Психология воспитания. Опыт педагогической экологии - М.: изд-во ГНИИ семьи и воспитания, 2004. - 172 с.

10. Рубцов, В.В. Социально-генетическая психология развивающего образования: деятельностный подход - М.: МГППУ, 2017. - 82 с.

11. Столяров, Б.А. Музейная педагогика - М: Высшая школа, 2004. - 135 с.

12. Сухомлинский, В.А. Избр. пед. соч. в 3 т. Т. З / Под ред: Н.П. Кузина. - М.: Педагогика, 1981. - 327 с.

13. Хломов, Д.Н., Баклушинский, С.А., Казьмина, О.Ю. Руководство по оценке уровня развития социального поведения / Рос. Акад. образования, Центр социологии образования. - М., 1993. - 172 с.

14. Юхневич, М.Ю. Я поведу тебя в музей: учеб, пособие по музейной педагогике - М., 2012. - 73 с.

15. Якобсон, С.Г. Моральное воспитание в детском саду: метод. указания / С.Г. Якобсон. - М.: Воспит. дошкольника, 2003. - 172 с.

16. Ярычев Н.У. Культурная модернизация и изменение стереотипов старшего поколения в системе межпоколенческого взаимодействия // Нана. 2006. № 5. - С. 30-35.

Психология

УДК 159.9

соискатель ученой степени кандидата психологических наук Дьяченко Елена Николаевна

АНО ДПО «Институт психологии творчества Павла Пискарёва» (г. Санкт-Петербург)

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ, ПЕРЕЖИВАЮЩЕЙ КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ

Аннотация. В статье представлена общая характеристика экспериментальной системы психологического сопровождения личности, переживающей кризис идентичности в эпоху метамодерна. За основу положены основы психотехнологий интегративной теории гуманитарного знания при психологическом сопровождении личности с кризисной идентичностью. Обобщены формы и методы психологического сопровождения личности, делающие процесс протекания кризиса идентичности более конструктивным и актуализирующие

внутренний потенциал личности. Представлено описание амплификации методов аналитического коучинга и графического способа нейрографики для работы с задачей трансформации идентичности личности подростка, позволяющей экологично расширять рамки сознания и находить дополнительные ресурсы для диалога.

Ключевые слова: аналитическое мышление, самосознание, идентичность, методы развития аналитического мышления, подростки, нейрографика, метамодерн.

Annotation. The article presents a general characteristic of the experimental system of psychological support of a person experiencing an identity crisis in the era of metamodernism. It is based on the foundations of psychotechnology of the integrative theory of humanitarian knowledge with psychological support of a person with a crisis identity. The forms and methods of psychological support of the personality are generalized, making the process of the identity crisis more constructive and actualizing the inner potential of the personality. The article presents a description of the amplification of analytical coaching methods and a graphical method of neurographics for working with the task of transforming the identity of a teenager's personality, which allows environmentally expanding the framework of consciousness and finding additional resources for dialogue.

Keywords: analytical thinking, self-awareness, identity, methods of developing analytical thinking, adolescents, neurographics, metamodern.

Введение. В постиндустриальных реалиях транзитивного общества [9] потоки информации многократно увеличиваются, что осложняет личностный выбор, также в результате виртуализации сознания происходит размытие личностных границ подрастающего поколения. Реалистичные симулякры, недостоверность информации вызывает дезадаптацию на фоне нечеловекомерных структур, что снижает способность у человека к анализу и осмыслению. В свою очередь быстрые темпы развития технических средств требуют неординарности мышления личности. При снижении критического мышления и при необходимости развивать высокую скорость переработки большого объема новой информации возникают сложности в распознавании реальности, сознание идентифицируется с различными фрагментами, между которыми могут создаваться напряжения, вызванные многозадачностью, множеством ролей, социальных масок или персон, т.е. формируется конфликт между различными идентичностями как пространственными - материальными, социальными, духовными, так и временными в аспекте прошлого, настоящего и будущего. С нашей точки зрения для формирования достигнутого статуса идентичности важно направить усилия как на теоретические изыскания, так и на развитие форм и методов практического воздействия на интеграцию, целостность и внутреннюю непротиворечивость взаимосвязанных и взаимообусловленных систем. Важными механизмами в трансформации идентичности является рефлексия при взаимодействии с аналитическим мышлением, где эффективная переработка информации возможна благодаря аналитико-синтетической деятельности мозга. Интегративная школа современной психологии говорит о том, что необходимо целостное изучение личности как системы, элементы которой взаимосвязаны между собой и взаимозависимы и важна коммуникативная методология, предполагающая механизмы идентификации, эмпатии, рефлексии [6] и самосознания. Поиск новых методолгических средств в области интегративных и полипарадигмальных подходов в отечественных областях социогуманитарного знания и психологии ведется таким исследователями как Н.В. Антоновой, И.И. Кранц, В.В. Козловым, Н.В. Дмитириевой, Е.Н. Загоруйко, О.О. Савиной, О.В. Рубцовой, В. Собкиным, В. Агеевым Г.М. Андреевой, Е.П. Белинской, Т.Д. Марцинковской, М.С. Гусельцевой, Ю.Е. Зайцевой, О.А. Борисовой, Е.В. Дзякович, Н.Н. Федотова и т.д., где прослеживается важность эклектики и интеграции в современных условиях динамичного общества.

Цель статьи - проанализировать методологические аспекты общей структуры работы педагога-психолога с подростками по формированию достигнутого статуса идентичности при помощи амплификации методов нейрографики и аналитического коучинга: на первом этапе основной целью является проработка негативных эмоциональных состояний, соответствующих кризису идентичности и в дополнение происходит работа на когнитивно-поведенческом уровне по формированию аналитического мышления с помощью методов аналитического и эстетического коучинга с фиксацией результатов работы в нейроноутинге.

Изложение основного материала статьи. Неупорядоченный хронотоп в эпоху метамодерна приводит к увеличению творческой активности,непрестанному обновлению знаний, к росту самодисциплины и к синтезу новых идей, что повышает значимость разработки нового инструментария и методологии для исследования и формирования феномена идентичности. Методологическая стратегия Р. Ван ден Аккера и Т. Вермюлена [17] о наступившей эпохе метамодрнизма осмысливает сложные реальности и утверждает идею нового гештальта об осцилляции или идее маятниковой спирали, превращающее «или/или» и в принцип «и/и» [14]. Новый взгляд на взаимоотношение теории и практики предлагает интегративная теория гуманитарного знания П. Пискарева [11], [12], [13], которая обладает развитым методологическим основанием и теоретическим инструментарием. Высокой эвристической значимостью данной теории, прогнозным и практическим основанием является парадигма метамодерна, опирающуюся на метаисторию философии с идеей связности (парадигмальный контекст) и преемственности философских парадигм, экзистенциальности (индивидуальный контекст), влияния исторических условий (исторический контекст) и зависимости концепций от языка, посредством которого в прошлом объясняли реальность (лингвистический контекст) [11]. Автор концепции П.М. Пискарев утверждает, что «наступила новая эпоха, как следующая стадия развития, порождающая интеграцию и эклектику, что позволяет вытащить общество из модернистских и постмодернистских тупиков. Развитие общества от аграрного(премодерн), индустриальному(модерн) и коммуникативного (постмоден) переходит в особое состояние новой эпохи информационное(метамодерн), в котором сосуществуют консерватизм как свойство премодерна, экспансивность как черта модерна, стремление к трансформации как характеристика постмодерна [11].

Процесс всемирной экономической, культурной, религиозной интеграции и унификации порождает эклектику, где встречаются разнообразные взгляды, идеи, представления или учения. Позитивное отношение к эклектике поддерживали А.А. Лазарус, Дж. Норкросс, Л. Грэнкевидж, Д. Россман, Б. Вилсон. Эти положения и лежат в основании механизмов интеграции: парадигмального позиционирования; интегративно-эклектического диалога альтернативных традиций; критического рефлексивного позиционирования. Задача для субъекта - найти интегративное решение, основанное не только на своем опыте, но и на опыте других людей, учитывая многоплановость в нахождении компромисса, расширения рамок и нахождения дополнительных ресурсов для диалога. «Быть человеком - быть «смыслоухватчиком». Необходимо

формировать целостную и смысловую картину мира, когда ребенок осознает, ради чего мы познаем мир, выбирает главное как в краткосрочной так и в долгосрочной перспективе [1].

Рассмотрим коучинг, как разновидность практической философии, являющийся метанаучным направлением и базирущийся на четырех направлениях философии - майевтика, герментика, экзистенциализм и эвдемонизм, рассмотренных через призму четырех эпох [11]. Майевтика как искусство ставить вопросы, герменевтика как анализ сказанного, экзистенциализм как способность ставить человеческое существование во главу происходящего и эвдемонизм или философия счастья как фундамент и основание коммуникации, особое направление коучингового процесса в рамках аналитического коучинга [4]. Коучинг Института Психологии Творчества (далее -ИПТ) П. Пискарева является методологией, позволяющей системно воспринимать жизнь и работать в пространстве (топосе) расположения смыслов в универсальной и самой известной схеме как круг, разбитый на четыре квадранта или сектора. Для реорганизации смыслового поля используется амплификация, которая расширяет смыслы, находит общее в ключевых характеристиках и с помощью максимальной концентрации смысла слов включает креативное и проективное мышление. Мы говорим о принципе целостности-гештальте как важной грани интегративности, обусловленой социальными установками, актуализированными потребностями, мотивами деятельности, способностью к самоактуализации и т.д. НейроГештальт, профессиональная программа ИПТ - это метод экстраполяции и моделирования четырехкомпонентной парадигмальной модели сменяемости эпох, возрастов, состояния вещества, и других схем на ее основе, которая включает программы четырех школ коучинга подробно рассмотренных в работе Е.Н. Дьяченко [3]: Нейропластика, Нейрографика, Нейродизайн и Нейронавтика. Современное коуч направление нового времени, как процесс рефлексии, размышлений, нахождения смыслов, является одним из основных методов формирования самостоятельного обновления компетенций подростков для развития навыка адаптации к сложности, неопределенности окружающего мира и развития самоактуализации. Важной задачей педагога-психолога, коуча является формирование не только целостной, но и смысловой картины мира, когда подросток не просто знает, но понимает, ради чего мы познаем мир. Ведь только процесс понимания, сможет создать продукт, являющийся эффектом достижения цели коуч процесса - ответственности личности перед другими людьми и перед самим собой.

В коуч-модели Парадигмального Анализа П. Пискарева базовым является утверждение о первичности воображения и фундаментальной опоры на практическую философию откуда вытекает практическая значимость исследования [12]. Чтобы увидеть своими глазами, будь то в живописи или в жизни, чтобы приблизится к реальности своем видении людей, событий, нужен акт воображения: поскольку истина никогда не всегда представлена целиком в любой конкретный момент, прямое чувственное переживание может быть фрагментарным и здесь важна интеграция в единое целое с помощью творческого воображения или фантазии. В результате активируется основная функция смысловой сферы - функция эскиза жизни, когда происходит расширение представлений, воображений идеаторных содержаний сознания, зарождающихся в фантазии, проходящие стадию мечты и планирования и, наконец, завершающиеся стадий реализации задуманного - такова стратегия развития воображения [12].

Рассмотрим современные коуч-модели и практики ИПТ, основанные на хологенетическом и системном подходе на основе квадранта метамодерна, адаптированные к работе с подростками в контексте теории и методологии аналитического коучинга во взаимодействии с методом Нейрографика. Первая часть слова «нейрографика» («нейро») указывает на связь понятия с нейронами, нервной системой и сознанием, определяет способы реагирования. Все, что мы привыкли вербализировать в сложные интеллектуальные системы, в нашей голове существует в виде нейронного контура (связей). И, соответственно, вторая часть слова -«графика»- это рисование. В нашем случае рисование тех нейронных связей и нейронных контуров, которые связаны с интересующими нас вопросами бытия (здоровье, профессиональный рост, благополучие, безопасность и т.д.) [13], [15]. Нейрографический метод АСО (Алгоритм снятия ограничений) позволяет выйти на доизобразительный период детского рисунка и пройти определенные стадии развития, характерные для всех детей от 2 лет до 15, позволяет управлять состоянием и формировать желаемые модели через обращение к эстетическому чувству и через коммуникацию с подсознательным в графических решениях поставленных задач. Предлагается в практической работе педагога-психолога амплифицировать инструментальную модель нейрографики с методами аналитического коучинга ИПТ как способа воздействия на динамику смысловой сферы личности. Методика направлена на формирование позитивного отношения к своему прошлому, настоящему и будущему, созданию целостного представления о жизни, и расширения представления о взаимодействии с окружающими людьми. Кроме того, в ходе проведения работы происходит усиление положительного полюса эмоциональных переживаний и достижения эмоциональной стабильности, как одной из основных задач периода (Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев, Л.И. Уманский, П. Морисон, Г.Ф. Левитт). Важным элементом является подача аналитического материала с помощью фиксации темы разговора в нейроноутинге, как возможности структурировать тему разговора, обработать разрозненную информацию, усвоить ее и определить приоритеты и в дальнейшем вернуться, при необходимости, к продолжению темы разговора, облегчая восприятие информации в результате эстетичного конспектирования. Рисунок, схема с использованием гармонизации округлений метода нейрографики является основным способом ведения диалога на самые различные темы и по поводу самых разных обстоятельств жизни, что является также разновидностью экзистенциальной коммуникации. В случаях затрудненной вербализации и недостаточно развитой рефлексии спонтанный рисунок есть способ нахождения слов для самовыражения, для понимания самого себя. Использование инструментария анализа, синтеза на основе интегративной теории гуманитарного знания, в основе которой находится методология философии как в деятельность педагога-психолога и успешно использовать методологию в формате как арт-коучинга, так и аналитического коучинга с любыми возрастными группами. Консультативный процесс в формате арт-коучинга повышает эффективность педагогико-психологической помощи, открывая детям дополнительные возможности не только для творческого осмысления актуальной проблемы (задачи), но и для улучшения качества жизни в целом. Нейроноутинг - это конспект или запись шагов диалога в виде схем, фиксации значимых терминов и смыслов в консультации с педагогом-психологом с элементами округления, сопряжения линий, что привносит гармонию и эстетику в записи, фиксирует значимые точки при разговоре и в дальнейшем можно вернуться к данной записи при долговременных встречах, составить рассказ и увидеть результаты, динамику консультаций. В отличие от метальных карт в данной модели присутствуют нейрографические линии и округления, что позволяет лучше фокусироваться на процессе, запоминать этапы

консультативного процесса, развить творческий подход как способность формировать символа эмоций, что снимает напряжение и является опорой для обсуждения на вербальном уровне в результате проявленной композиции, где запечатлены ощущения, чувства и смыслы. Завершающий яркий рисунок вызывает эстетическое удовлетворение и включает в себя как спонтанный рисунок -каракули, так и нейрографические линии, фигуры, символы, схемы( примеру, линию времени с этапами возрастного пути и их вехами, которые проходят определенную трансформацию). Эстетический коучинг [3], направлен на работу с будущим, объединяет теории Маслоу [10], Лосева [8] и нейроэстетики [18], где главенствуют идеи гармонии, красоты мира, высшей реализации через осознание прекрасного в окружении, в поведении, в коммуникации, во внутренних самоощущениях индивида. В результате актуализируются необходимые компоненты творческого процесса такие как мышление, мотивация, развитие способностей и навыков, которые развивают креативность и обуславливают общее развитие личности (А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн и др.). Упомянем, что коучинг, важными аспектами которого является направленность в будущее и умение задавать вопросы, в эпоху метамодерна имеет двоякий вектор: с одной стороны, он направлен вовне, на организацию жизни других людей - коучи (клиентов); с другой - на развитие и организацию собственной личности (самокоучинг) [3]. Самокоучинг как практический инструмент ИПТ представлен в модели П.М. Пискарева на основе парадигмального подхода, который вполне способен решить основные задачи становления зрелой и счастливой личности в современном мире. Мы приходим к закономерному выводу о том, что нейрографический коучинг оказывается эффективным методом, приводящим к осознанному выходу из устоявшихся негативных фреймов системы, увеличивает уровень осознанности, снижает уровень напряжения даже в таких трудных ситуациях, которые оцениваются как конфликт. Важно сформировать у подрастающего поколения эпохи метамодерна навык самостоятельно выстраивает свои идентичности, в т.ч. мультикультурную идентичность. В современных условиях востребованным стал метамодернистский тип личности, проявляющий способность к быстрой адаптации к новым условиям жизни, осознающий важность постоянного образования [16].

Выводы:

1. Методология школы ИПТ, в рамках которого находится аналитические, когнитивно-поведенческие методы консультирования, дающие возможность обогатить арсенал способов мышления, мыслить эффективнее, тактически и стратегически в результате эстетической амплификации во взаимодействии с методом нейрографика, позволяют повысить эффективность психологической работы с подростками, получая эстетически оформленный набор вариантов решений для задач из разных контекстов жизни, повышая уровень рефлексии и развивая навыки вербализации.

2. Современный технологичный научный метод решения трудных вопросов и конкретных задач путем графического исполнения с помощью метода нейрографика позволяет проходит путь логически выстроенных схем легче, фиксируя внимание клиентов на процессе, что позволяет концентрировать внимание на настоящем моменте более длительное время в результате увлекательного эстетического и творческого процесса. Этот метод построен на принципах визуального мышления в соответствии с законами и закономерностями, изучаемыми различными психологическими направлениями и школами (школой юнгианской психологии, гештальт-психологией, нейропсихологией, социальной психологией), а также современными теориями коучинга.

3 Амплификация метода нейрографики и аналитического коучинга ИПТ является многоплановым методом в нахождении компромисса, расширения рамок и нахождения дополнительных ресурсов для диалога, создания надежной основы для эффективного мышления и фиксации сообщений эмоционального интеллекта, что дополняет идеи полифонизма, интегративного подхода к организации мира и нашему существованию в нем, в диалогичном сосуществовании.

4. Коучинг как направление работы педагога-психолога в работе с кризисной идентичностью личности подростка, приходит в метамодерне как дополнение к психологии (заметим, что речь идет не о замене психотерапии коучингом, а о растущей актуальности коучинга в новую эпоху, как некогда были новы и актуальны психиатрия, психотерапия, психология).

5. Наиболее перспективными направлениями могут стать междисциплинарные исследования идентичности и основных элементов ее структуры, изучение механизмов становления индивидуальной идентичности и основных элементов ее структуры, анализ онтогенетических этапов идентификационных структур, а также разработка программ по психологическому сопровождению личности с кризисной идентичностью [7]. Интегративной модель парадигмального анализа ИПТ П. Пискарева позволяет смотреть на мир целостно, с учетом взаимной обусловленности многообразных противоречий и развивает гносеологическую стратегию, интегрирующую междисциплинарную эклектику с разнообразными взглядами, идеями, представлениями или учениями.

Литература:

1. Асмолов А.Г. Сложный человек как вызов педагогике возможностей, Поволжский педагогический поиск. 2018, - С. 13-19.

2. Гусельцева М.С. Метамодернизм в психологии: новые методологические стратегии и изменения субъективности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2018. Т. 8. Вып. 4. - С. 327-340. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2018.402

3. Дьяченко Е.Н. Творческий процесс как самокоучинг. // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. XLII междунар. науч.-практ. конф. № 1(40). - Новосибирск: СибАК, 2021.

4. Дьяченко Е.Н. Аналитический коучинг с применением концепции «Пирамида Развития» как творческий процесс формирования идентичности журнале «Молодой ученый» №10 (352), март 2021 г. -С. 157-162), URL: https://moluch.ru/archive/352/79006/

5. Дьяченко Е.Н. Постоянное образование в эпоху информационного взрыва эпохи метамодерна как процесс адаптации. // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. XLII междунар. науч.-практ. конф. № 1(40). - Новосибирск: СибАК, 2021. - С. 89-99.

6. Козлов В.В. Интегративный подход в современной психотерапии и психологии - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zi-kozlov.ru/conferences/intpsy (дата обращения: 28.11.2020).

7. Козлов В.В. Интегративная психология. Пути духовного поиска, или освящение повседневности. М.: Изд-во Института психотерапии, 2007. - 528 с.

8. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. - История эстетических категорий. М.: Искусство, 1964. - 376 с.

9. Марцинковская Т.Д. Переживание как механизм социализации и формирования идентичности в современном меняющемся мире. Психологические исследования, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2009n3-5/177-marjinkovskaya5

10. Маслоу А. Психология бытия. М.: "Рефл-бук" - К.: "Ваклер", 1997. - 300 с.

11. Пискрев П.М., Метамодерн и интегративная теория гуманитарного знания: дисс. ...доктор псих. наук:19.00.01 / Автор Павел Михайлович. - Я., 2019. - 461 с.

12. Пискарев П.М. Метамодерн: к постановке проблемы. 4. Пискарев П.М. Метамодерн: счастье в квадрате. М.:Эксмо, 2020. - 304 с.

13. Пискарёв П.М. Нейрографика. Алгоритм снятия ограничений. - М.: Эксмо,2020. - 224 с.

14. Мартин Р. Мышление в стиле «И». Как мыслят успешные лидеры. М.: Юрайт, 2016. - 228 с.

15. Савельева О.А. Психологические основы нейрографики., Дисс. на соискание степени канд. филос. наук: спец. 09.00.01 «Общая психология, историяпсихологии». - Ярославль, 2018. - С. 164

16. Тургеньева О.Ю., Дьяченко Е.Н. Пространство интернета как институт социализации. Топосы цифровой эпохи. // Вестник интегративной психологии. - 2020. - №21. - С. 38

17. Vermeulen T., van den Akker R. Notes on metamodernism // Journal of Aesthetics and Culture. 2010. Vol. 2. - P. 1-14.

18. Suzanne Nalbantian. Neuroaesthetics: neuroscientific theory and illustration from the arts // Interdisciplinary Science Reviews.-2008-12-01. - Т. 33, Вып. 4. - С. 357-368.

Психология

УДК 159.922.7

кандидат психологических наук, доцент Изотова Елизавета Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского» (г. Ярославль)

ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И

РАБОТА ПО ЕЕ КОРРЕКЦИИ

Аннотация. В статье рассмотрены основные теоретические положения, касаемые вопросов школьной дезадаптации в начальных классах. Кроме того, представлены основные результаты эмпирического исследования особенностей развития выделенных показателей школьной дезадаптации, а также процесс создания коррекционной программы.

Ключевые слова: школьная адаптация, младший школьник, тревожность, учебная мотивация, внутренняя позиция школьника, коррекционная программа.

Annоtation. The article discusses the main theoretical provisions concerning the issues of school maladjustment in primary grades. In addition, the main results of an empirical study of the developmental features of the selected indicators of school maladjustment are presented, as well as the process of creating a correctional program.

Keywords: school adaptation, junior student, anxiety, learning motivation, internal position of the student, correctional program.

Введение. Поступление в первый класс-переломный период социализации ребёнка, несущий серьёзные испытания его адаптационных возможностей. Не все дети с лёгкостью привыкают к новым условиям (которые выдвигает качественно иная социальная ситуация развития), у некоторых наблюдаются серьёзные трудности адаптации, что приводит к проявлению такого психологического феномена, как школьная дезадаптация.

Школьная дезадаптация - это образование неадекватных механизмов приспособления ребёнка к школе в форме нарушений учебной деятельности и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

К сожалению, практика показывает, что многие дети испытывают трудности в адаптации к школе. Некоторые, даже несмотря на высокий уровень интеллекта, не могут справиться со школьной нагрузкой и, в следствии этого, становятся дезадаптантами. Начало обучения в школе сложный для ребёнка период и не всегда проходит успешно, а ведь именно от того, как ребёнок адаптируется, зависит его дальнейшее обучение, успешность в освоении знаний и многие другие не менее важные вещи. Поэтому так важно организовать психолого-педагогическую поддержку для детей со школьной дезадаптацией.

Проблема адаптации детей к школе из года в год волнует психологов и педагогов. Несмотря на множество исследований по этой проблематике, к сожалению, на данный момент нет какой-то единой, общепринятой программы работы с детьми-дезадаптантами младшего школьного возраста. Детям-дезадаптантам требуется своевременная помощь, если же она не будет оказана, то у них могут образоваться: личностные нарушения в развитии, отставание по учебной программе, неадекватные модели поведения и другие нарушения. Дезадаптация отрицательно сказывается на эмоциональном, психическом и физическом состоянии детей. Поэтом так важно психологу и педагогу найти основные причины школьной дезадаптации и сделать на них акцент в своей работе по её преодолению.

В связи с вышеизложенным, мы сосредоточили свое внимание на определении особенностей психолого-педагогической работы с детьми со школьной дезадаптацией.

В качестве основной гипотезы выступило предположение, что показателем эффективности психологической помощи детям младшего школьного возраста со школьной дезадаптацией будет снижение уровня тревожности, повышение уровня сформированности внутренней позиции школьника и положительного отношения к школе, а также формирование учебной мотивации.

Методологической основой исследования послужили труды по проблеме школьной дезадаптации Э.М. Александровской, А.Л. Венгер, Н.И. Гуткиной, И.В. Дубровиной, И.А. Коробейникова и других педагогов и психологов.

Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №20 им. П.И. Батова города Рыбинска Ярославской области. В исследовании участвовали 107 учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.