Научная статья на тему 'САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ КАК ЧЕТЫРЕ ФОРМЫ САМОКОУЧИНГА'

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ КАК ЧЕТЫРЕ ФОРМЫ САМОКОУЧИНГА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
341
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самоактуализация / самопознание / самореализация / топос / топософия / пространство / место / жизненное пространство / self-actualization / self-knowledge / self-realization / topos / space / place / toposophy / living space

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Богданова Валентина Леонидовна

В данной статье автор рассматривает феномен самоактуализации в контексте теории метамодерна, через призму феноменологической и экзистенциальной теорий, а также теорий «парадигмального анализа» и «базового алгоритма мышления» (П.Пискарев).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-ACTUALIZATION AS FOUR FORMS OF SELF-COACHING

In this article, the author examines the phenomenon of self-actualization in the context of metamodern theory, through the prism of phenomenological and existential theories, as well as “paradigmatic analysis” theorу and “basic algorithm of thinking” (P. Piskarev).

Текст научной работы на тему «САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ КАК ЧЕТЫРЕ ФОРМЫ САМОКОУЧИНГА»

3. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / Абрахам Маслоу ; [пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина]. - 3-е изд. - Москва [и др.] : Питер, 2013. 351 с.

4. Польская А.Ю. Соотношение инициативности и самоактуализации личности: диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / А.Ю. Польская. М., 2005. 150 с.

5. Роджерс К. Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию: [перевод] / Карл Р. Роджерс. - Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2017. 237 с.

6. Скворцова М.В. Самоактуализация и тревожность как факторы межличностных отношений студентов гуманитарных специальностей: диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.05 /М.В. Скворцова. - Москва, 2004. 215 с.

УДК 159.9

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ КАК ЧЕТЫРЕ ФОРМЫ САМОКОУЧИНГА

Богданова Валентина Леонидовна. Психолог. Аналитический коуч. Институт Психологии творчестваг. Санкт-Петербург, Россия bogdan.1978@inbox.ru

Аннотация

В данной статье автор рассматривает феномен самоактуализации в контексте теории метамодерна, через призму феноменологической и экзистенциальной теорий, а также теорий «парадигмального анализа» и «базового алгоритма мышления» (П.Пискарев).

Ключевые слова: самоактуализация, самопознание, самореализация, , топос, топософия, пространство, место, жизненное пространство.

SELF-ACTUALIZATION AS FOUR FORMS OF SELF-COACHING

Bogdanova Valentina Leonidovna. Psychologist. Analytical coach. Institute for Psychology of Creativity Saint Petersburg. Russia. bogdan.1978@inbox.ru

Abstract

In this article, the author examines the phenomenon of self-actualization in the context of metamodern theory, through the prism of phenomenological and existential theories, as well as "paradigmatic analysis" theoty and "basic algorithm of thinking" (P. Piskarev).

Keywords: self-actualization, self-knowledge, self-realization, topos, space, place, toposophy, living space.

Мы сейчас живем в очень непредсказуемом мире. Многие законы и системы, которые работали и помогали нам раньше, теперь не работают Информационное, виртуальное поле (инфодемия), оказывает различное психологическое давление на людей. В такой ситуации человек теряется не только в своем пространстве жизненных ценностей и смыслов (индивидуальной аксиосфере), но и во внешнем социальном пространстве.

Мы считаем, что именно такими событиями, происходящими в современном мире, то, что мы живем в новой психологической реальности и обусловлена необходимость развития такого навыка как самоакутализация. Самоактуализация - как необходимый навык мышления современного человека, а инструментом, механизмом, который помогает нам развить этот навык является самокоучинг. Когда человек сам себе отвечает на вопросы: «Кто он?», Каким внутренним потенциалом он владеет?», «Кем хочет стать?», «Что ему для это надо сделать?» - он становиться самоакутализирующимся человеком, в нашем понимании человеком осознанным, человеком метамодерна, человеком будущего, человеком Счастливым.

По нашему мнению, наиболее подходящий в современном мире подход к самоактуализации отражен в диссертационной работе кандидата философских наук О.Ю. Тургеневой. «В современном понимании, самоактуализация отражает механизм формирования иерархической структуры ценностно-смыслового универсума личности и объясняет потребности в расширении мировоззренческих и деятельностных детерминант бытия в культуре» [6, с. 29].

Важный аспект самоактуализации в современном понимании это достижение целей в процессе «непрерывного индивидуального и профессионального развития во имя улучшения качества жизни людей в окружающей реальности, на всех уровнях индивидуального, социального и универсального толкования бытия» [1].

В рамках рассматриваемой парадигмы самоактуализации понятие «достигать своих целей» предполагает динамику развития как вертикального становления, так и горизонтального расширения. Другой вопрос, к которому должен человек обратиться: как этого достичь и что нового ему необходимо познать, для достижения своих целей.

Как нам кажется, именно самокоучинг по рамке «Самоактуализация» теории метамодерн как практический инструмент вполне хорошо справляется с поставленной задачей.

Экран самоактуализация - 4 формы самокоучинга

«Модель экрана самоактуализации, как и вся теория метамодерна, построена с использованием геометрической пространственной топософской логики». Стояла задача создать «новую стройную теорию развития, которая бы обосновала модель будущего и подарила бы нам уверенность в завтрашнем дне [4, стр. 260]».

Автор метода П.М. Пискарев, применяя теорию парадигмального анализа, разделяет феномен самоактуализии на 4 стадии роста личности.

1.Самопознание

Самопознание в научном мире сегодня трактуется в разных контекстах вместе с понятием самоидентификация как «Я-концепция» в толковании различных психологических теорий (З.Фрейд, Уильям Джеймс, Карл Роджерс, Эрик Эриксон, Ч.Кули и Дж.Мид. Роберт Бернс, В.В. Козлов).

В парадигмальном подходе феномен самопознание, базируется на изучении себя как части целой системы своего рода, ретроспективного пересказа нарратива истории своей жизни, его анализ, переосмысление и принятие различных (возможно, негативных) событийных процессов. Происходит восстановление информации из памяти и переоценка ценностей как один из способов репрезентации себя. Сегодня вопросы «откуда ты?» и «Кто ты?» связаны не с объективной данностью, а с самоопределением.

По сути, человек, получая ответ на вопрос «Кто Я», создает свою идентичность. Он проводит исследование истоков своей жизни, истории и силы своего рода, семейного бессознательного, о котором говорили еще З.Фрейд и К.Г. Юнг, Л.Зонди. Изучая свою личную историю, начиная с детства, он узнает, какие убеждения поддерживаются с детства и какое влияние они оказывают во взрослом возрасте. Человек обретает фундамент знаний о себе, о своих ресурсах, талантах, сильных и слабых сторон, о своем потенциале. Он открывает экзистенцию своей жизни и базовый смысл своего существования.

«Внутри каждого человека скрываются не только решения всех жизненных проблем, но и потенциальная возможность прожить жизнь на уровне, гораздо более высоком, чем он в настоящий момент может себе представить [3, стр.28]».

В процессе самопознания, зачастую, именно здесь уже разрешаются многие психологические проблемы. Через познание себя, человек обретает само-бытийность и событийность в общем мире, осознание себя частью социального мира, может увидеть себя частью всеобщего.

2.Самоопредление

Когда человек идентифицирует себя, осознает себя во всеобщем, ему достаточно просто самоопределиться, и теперь сформировать свой характер, свою личность, ответив

на вопрос: «Кем я хочу быть?» Теперь он может воспитывать в себе того человека, каким мы мечтаем быть. Здесь он создает себе формы, которые будут соответствовать своему идеалу, он осознает, каким хотел бы быть для получения наилучшего своего результата. Главное -создать свое наилучшее Я.

Необходимо самоопределиться не только в своих ценностях и принципиальных моментах жизни, но и найти для себя образ Я-потенциально возможного для достижения поставленных целей. В современном мире это умение является весьма необходимым.

Еще одна сторона феномена самоопределения в парадигме теории метамодерна, это умение адаптироваться и чувствовать себя «своим», «как дома» в коммуникационной сфере не только внутри знакомого социума (например в границах своего окружения, города, страны), но и в незнакомой, чуждой социо-культуре.

Мультикультурный человек самостоятельно выстраивает свои идентичности. Это личность, успешно совмещающая в себе множество социальных ролей (связанных, соответственно, с социальными статусами). В условиях метамодерна, в процессе самоактуализации и выстраивании собственного «космоса» у человека появляется уникальная возможность - гармонично совмещать в себе «множественную субъективность». Главным качеством такого человека становится «способность к переключению собственных субъективных позиций ради сотрудничества с другими» [5].

Другие люди также воспринимаются как «множественные реальности», что «позволяет объединять усилия и перспективы с любыми людьми» [2, с. 10].

3. Самопрезентация

Человек, который изучил историю и предысторию своего бытия, познал себя, ответил на вопрос: «Кто я и откуда», какой потенциал в нем заложен, далее идентифицировал себя на определённом жизненном этапе, понял куда ему двигаться и что необходимо предпринять, или чему необходимо научиться для достижения своих целей. После этого индивидуум с полным осознанием и уверенностью в себе может успешно заявить о себе, сделать самопрезентацию. Этот квадрант в экране самоактуализации относится к коммуникации. Здесь самопрезентация - это как человек свое самоопределение доносит до других людей, за кого он выдает себя в социальном мире. Феномен самопрезентации в научном мире изучается не так давно. Первая работа посвященная самопрезентации, написана И.Гоффманом и вышла в 1953 году. Основная проблема, как нам кажется, в самопрезентации образа своего «наилучшего Я» это внутренняя неготовность самого индивида, отсутствие психологической зрелости личности для того, чтобы наилучшим образом осуществить презентации своей личности или же своего проекта.

Самопрезентация - это, прежде всего, презентация своего внутреннего мира, ценностей, убеждений, идей в жизненное пространство социума. Если индивид соответствует своей презентации, если он аутентичен ей, уверен и верен тому, что презентует обществу, то доверие и принятие его позиции в социуме имеет больше шансов на успех. Модель экрана Самоактуализации теории метамодерн, в первых двух этапах, отвечая на вопросы: «Кто я?», Кем я хочу быть?», обеспечивает внутреннюю психологическую стабильность индивида, помогает определиться в истинных ценностях потребностях человека. Что обеспечивает аутентичность и мотивацию к достижению поставленной задачи.

4. Самореализация

Это конечная точка, где выясняется, какие эффекты, результаты индивид получает в процессе прохождения круга личного проекта, стадий самоактуализации. Здесь, самореализация - это конечный продукт, раскрытие духовного потенциала, соответствие своему бытию, своей судьбе, наслаждение процессом и испытание счастья от реализованности. Так или иначе, самореализация предполагает обдуманный подготовленный акт творения, направленный на удовлетворение своих потребностей, посредством своего внутреннего потенциала и внутренней мотивационной силы.

В каждом из 4 квадрантов - это акт самоактуализации, это сила, которая определяет

нашу динамику (внутреннюю силу) движения по этапам становления своей личности. Пропустив один из этапов, можно очень сильно потерять в качестве своего результата, а то и вовсе не достичь его. При переходе по этапам становления зрелой счастливой личности, происходит внутренняя работа и расширение жизненного пространства человека., осознание, трансформация и принятие своего бытия. Человек переходит через трансцендентные границы. Он открывает в себе внутренний источник мира, мудрости и радости, покоя, тишины и осознания.

Как нам видится, самоактуализирующейся человек,- это человек метамодерна, он способен выстраивать свой перспективный жизненный нарратив. Освобождается, не только от мнения, суждения других людей, иных зависимостей социальных преград, но и внутренних психологических ограничений. В современном и будущем мире человек должен самостоятельно создавать свое жизненное пространство, т.е. наполнять его только тем, что для него действительность ценно и важно. Уметь абстрагироваться от лишней не нужной информации. Быть мультикультурным, обладать позитивной свободой, уметь справляться с поставленными жизнью задачами, оставаясь в психоэмоционально- стабильном состоянии. Модель самоакутализации П.М.Пискарева, построенная на основе парадигмального подхода, вполне способна решить основные задачи становления зрелой и счастливой личности в современном мире.

Литература

1. Аналитический коуч. - [Электронный документ]. - Режим доступа: https://www.analyticcoaching.com/

2. Гребенюк А.А., Носовцов А.Е. Психологические особенности человека культуры метамодернизма //Гражданское общество: проблемы и перспективы. Сборник научных статей по материалам круглого стола. 2017. С. 7 - 12 .

3.Козлов В.В. Инегративная психология: Пути духовного поиска, или освящение повседневности. М.: Психотерапия, 2007. 528 с.

4. Пискарев П.М. Парадигмальный анализ - как системный взгляд на историю, вызванный необходимостью теоретического обоснования будущего // Методология современной психологии. Вып. 9 /Сб. под ред. Козлова В.В., Карпова А.В., Мазилова В.А., Петренко В.Ф. М-Ярославль: ЯрГУ, ЛКИИСИ РАН, МАПН, 2019 С. 259-269

5. Пискарев П.М. Метамодерн и мультиролевая личность. [Электронный документ]. -Режим доступа:http://neurograff.tilda.ws/page5342751.html

6. Тургенева О.Ю. Нонконформизм и конформизм в социально-философском осмыслении современности. Дисс. на соискание степени канд. филос. наук: спец. 09.00.03 «социальная философия и философия истории»; НТУУ «КПИ». К., 2010.

УДК 159.9.072

ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СОБСТВЕННОМУ ЗДОРОВЬЮ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ

Шмойлова Наталья Александровна - соискатель кафедры психологии Института психологии и педагогики Алтайского государственного педагогического университета, начальник отела по реабилитации и архивной информационного центра Главного управления МВД России по Алтайскому краю, г. Барнаул, ул. Молодежная. 59, e-mail: nataliasch@ya.ru

Аннотация

Представлены результаты исследования взаимосвязи ценностного отношения к здоровью и психологического благополучия личности. Выявлена и проанализирована структура ценностного

отношения к здоровью. Установлено, что у личности с высоким уровнем ценностного отношения к здоровью преобладает преимущественно положительный эмоциональный тонус, чувство единства со всеми сферами своей жизни, высокая удовлетворенность отношениями в семье, с друзьями, в группе и жизнью в целом.

Ключевые слова: здоровье, ценностное отношение к здоровью, компоненты ценностного отношения к здоровью, психологическое благополучие личности.

VALUE ATTITUDE TO ONE'S OWN HEALTH AS AN INDICATOR OF THE PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF THE INDIVIDUAL

Shmoylova Natalya Aleksandrovna - candidate of the Department of psychology, Institute of psychology and pedagogy of Altai state pedagogical University, head of calving rehabilitation and archival information center of the Main Directorate of the Ministry of internal Affairs of Russia in Altai edge, Barnaul, Molodezhnaya str. 59, e-mail: nataliasch@ya.ru

Abstraet

The results of the study of the relationship between the value attitude to health and the psychological well-being of the individual are presented. The structure of the value attitude to health is revealed and analyzed. It is established that a person with a high level of value attitude to health is dominated by a predominantly positive emotional tone, a sense of unity with all areas of his life, high satisfaction with relationships in the family, with friends, in the group and life in general.

Keywords: health, value attitude to health, components

Вопросы здоровья человека на протяжении многих десятилетий вызывают интерес ученых различных отраслей науки, но, прежде всего, медицины и психологии. Медицинский аспект проблемы здоровья заключается в изучении состояния организма человека. По данным ученых, при хорошем здоровье функции всех органов и систем человека уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. Сказанное отражено в известном определении Всемирной организации здравоохранения, согласно которому, здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов [7]. Как следует из приведенного определения, одним из критериев здоровья названо личное благополучие человека.

В последнее время психологическое благополучие все активнее становится предметом исследований ученых-психологов, поскольку возрастает психоэмоциональная нагрузка на человека, что приводит к появлению хронического стресса и депрессивных состояний [2]. По мнению К. Рифф, Э. Динера и др. в основе психологического благополучия лежит самооценка личностью своих достижений, самореализации, личностного роста [Цит. по 2]. Для представителей гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт и др.) психологическое благополучие связано с полнотой самореализации и личностным ростом [4], [6]. По мнению ряда отечественных исследователей [1], [8], [9] психологическое благополучие можно использовать в качестве обобщающего понятия в описании здоровой, гармоничной личности, однако в науке до сих пор не сложилось единого мнения в понимании его сути [8].

Взаимосвязь психологического благополучия личности и состояния здоровья человека вполне очевидна: более высокий уровень психологического благополучия и удовлетворенности жизнью, как правило, испытывают люди, не имеющие проблем со здоровьем, в сравнении с теми, кто болен. Данный факт является настолько очевидным, что не требует какого-то эмпирического подтверждения, хотя оно, безусловно, может быть обнаружено в исследовании. Однако, если ввести в дизайн исследования субъективные нотки, как и положено психологу, и в качестве независимой переменной рассматривать не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.