Научная статья на тему 'Пластичность головного мозга и нейрографика'

Пластичность головного мозга и нейрографика Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3169
497
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ГОЛОВНОЙ МОЗГ / НЕЙРОПЛАСТИЧНОСТЬ / НЕЙРОГРАФИКА / НЕЙРОННЫЕ СВЯЗИ / SELF-REGULATION / BRAIN / NEUROPLASTICITY / NEUROGRAPHICS / NEURAL ENSEMBLES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мохова Ю.А.

Решая проблему адаптации личности, рассматривается нейрографика как инструмент изменения пластичности головного мозга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BRAIN PLASTICITY AND NEUROGRAPHICS

Solving the problem of the personal adaptation neurographics is considered as a tool for changing the brain plasticity.

Текст научной работы на тему «Пластичность головного мозга и нейрографика»

пластичность головного мозгА и нейрографика

Мохова Ю.А.

Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Российская Федерация

Решая проблему адаптации личности, рассматривается нейрографика как инструмент изменения пластичности головного мозга.

Ключевые слова: саморегуляция; головной мозг; нейропластич-ность; нейрографика; нейронные связи.

THE BRAIN pLAsTiciTY AND NEuRoGRApHics Mokhova J.A.

Omsk state pedagogical University, Omsk, Russian Federation

Solving the problem of the personal adaptation neurographics is considered as a tool for changing the brain plasticity.

Keywords: self-regulation; brain; neuroplasticity; neurographics; neural ensembles.

Стремительно развивающаяся в последнее десятилетие нейрофизиология своими открытиями в области работы головного мозга меняет многие устоявшиеся научные представления.

Так, с позиции нейрофизиологии способность к обновлению и успешной адаптации обусловлены образованием новых нейронных связей, которые и являются сутью нашего мышления, реагирования, поведения, а значит, и жизни в целом.

Открытие нейропластичность как свойства головного мозга «менять собственную структуру и функционирование, благодаря мыслям и действиям человека» [1, с. 27] проливает новый свет на проблему развития, адаптации, реабилитации, саморегуляции и достижений человека.

С точки зрения нейрофизиологии апперцепция, процесс принятия решения, реакции человека - это суть работы определенных (заранее известных) нейронных связей. И, как бы парадоксально не звучало, но мы управляемы не сознанием (высшим уровнем психического отражения и регуляции), а отлаженной работой нейронных связей головного мозга. Причем большая часть устойчивых нейронных связей (а значит, и обусловленных ими стереотипов восприятия, привычных способов реагирования и принятия решений) формируется к возрасту 7 лет [2]. И в зрелом возрасте человек продолжает использовать эту же отлаженную годами нейрофизиологическую систему. Неудивительно, что большой эффективностью она не отличается.

На наш взгляд, все возрастающая неудовлетворенность жизнью современного человека, подверженность стрессу и депрессивным состояниям обусловлена не столько быстроменяющимися экономическими и социальными факторами, сколько отсутствием освоенного эффективного и при этом легкодоступного инструмента саморегуляции, позволяющего «освежать» восприятие, гармонизировать эмоциональные состояния, принимать нестандартные решения, расширять персональные границы и быстро адаптироваться.

Другими словами, человеку необходим инструмент обновления работы головного мозга и образования новых нейронных связей, одним из которых, на наш взгляд, является нейрографика.

Нейрографика является авторским методом, который разработал и внедрил в практику российский психолог, архитектор и бизнес-коуч Павел Пискарёв в 2015 году.

Два корня в названии «нейро» и «графика» отражают взаимосвязь работы нервной системы, головного мозга человека и его графической деятельности. В процессе создания нейрорисунка происходят изменения в психике рисующего в результате появления новых нейронных связей через визуально-моторное восприятия и преобразование символов, образов, интеллектуальных объектов на плоскости листа (или других материальных носителях).

В основе метода лежит синтез идей К.Г. Юнга, гештальт-психологии, потоковых практик, межполушарной функциональной

асимметрии головного мозга, идея голлографичности вселенной и новейшие достижения в области нейробиологии и нейрофизиологии.

Нейрографика позволяет работать с глубинными слоями психики (бессознательным), где собственно и осуществляется мышление и принятие решений, а не в сознании, как это считалось ранее.

Решая любую проблему на уровне сознания с помощью речи, мы, как правило, так и остаемся в рамках привычного для себя наррати-ва, который оставляет нас в той же точке, а то и вовсе отбрасывает еще дальше от возможного эффективного решения.

Бессознательное же являет собой кладезь скрытой информации, ресурсов человека, и именно здесь осуществляется активизация и образование новых нейронных связей, которым понятен язык образов и движений, но не слов. Рисунок - это всегда результат движения и образа (графики). Спонтанный, интуитивный рисунок - это всегда выход бессознательного, доступ к его содержимому.

Нейрорисунок не предполагает умений академического рисования и доступен любому, кто может держать в руке пишущий предмет. Нейрорисунок работает через язык бессознательного (линии, символы, цвет, пространство). Всё, что необходимо для создания нейрорисунка - это лист бумаги и маркер, позволяющий оставить чёткую насыщенную линию, не требующую дополнительной повторной обводки, легко и четко воспринимаемую глазом.

В нейрорисунке выделяют 6 этапов: актуализация, выброс, округление, объединение, линии поля и вербализация. Попробуем последовательно кратко рассмотреть каждый этап с позиции изменения пластичности мозга.

Актуализация. На данном этапе человек концентрируется на своей проблеме внутриличностного, межличностного или делового характера. Сознание озадачивает наш мозг и включает привычные нейронные ансамбли для восприятия, обдумывания и принятия решений.

Выброс. В момент максимальной концентрации на проблеме необходимо в течении 4-7 секунд с помощью маркера эмоциональными движениями руки выплеснуть наполняющее вас напряжение и обеспокоенность на весь лист бумаги. Спонтанность и случайность нейролинии только кажущаяся, в действительности она является от-

ражением работы задействованных нейронных ансамблей. На данном этапе через движение тела проблема высвобождается и находит своё графическое отражение и материализуется для восприятия, покидая тем самым свое привычное местоположение - нарратив и обретая своё место на плоскости и в пространстве

Округление. Во всех местах, где пересеклись линии экспрессивного рисунка, необходимо округлить углы (воспринимаемые головным мозгом как носители конфликтности и противоречий). Моторно-зрительное восприятие закруглений, дорисовывания кругов нейрофизиологически сглаживает противоречия и помогает внутренне гармонизировать состояния и ситуации. Этап округления углов занимает от 20 до 40 минут и сначала вызывает у рисующего приятные эмоции, а после негативные вплоть до желания забросить начатый процесс. Так проявляется сопротивление головного мозга, задача которого удержать нас в рамках привычного функционирования и восприятия, задействовав годами согласованную работу нейронных связей. Ведь стереотипность наших действий - это фундаментальное свойство головного мозга.

На данном этапе мы продолжаем думать о проблеме в категориях ее решения. Если ситуация нам неприятна, то чаще всего через 5-10 минут мы от нее отказываемся, перескакивая ментально на другой привычный нам нарратив или пытаясь снизить чувство дискомфорта привычными для себя способами. Однако процесс округления «до конца» заставляет быть в ситуации размышления более 20 минут. И именно через 20-23 минуты сосредоточенных попыток решения какой-либо проблемы включаются в работу лобные доли головного мозга, которые и отвечают за возможность нахождения нового решения, новых отношений между интеллектуальными объектами [2].

С помощью графики активно меняется пластика головного мозга и начинают образовываться новые нейронные связи.

Объединение. Интеграция. На данном этапе проблема на листе бумаги выглядит как фигура на фоне. Необходимо слить ее с фоном с помощью дорисовывания дополнительных линий, кругов и прочих элементов. Таким образом, привычную для себя реальность мы словно растворяем и подключаем ее ко множеству других, обнару-

живая новые взаимосвязи между интеллектуальными объектами и новые ресурсы для решения проблемы.

Возможности нейрорисунка на данном этапе не имеют осознаваемых границ. Как справедливо отметил А.В. Курпатов: «... топология виртуального ментального пространства, в котором мы осуществляем реконструкцию реальности, дает нам практически неограниченные степени свободы, которыми мы обязаны пользоваться» [2, с. 628]. В этом же ключе Сьюзен Гринфилд пишет о том, что воображаемая практика также меняет пластику головного мозга как и реальные действия или воспринимаемые в картинках события, а значит нет смысла противопоставлять ментальное воображаемое физическому реальному [3].

Дополняя свой нейрорисунок, расширяя его и, возможно, выходя за его границы, мы расширяем персональные границы.

Можно подключить цвет, объединяя разные участки рисунка, и одновременно напитать головной мозг тем цветом, в котором он в данный момент нуждается. Выбор цвета осуществляется интуитивно, бессознательно, но с абсолютной точностью отражает те задачи, к решению которых в данный момент готов головной мозг, ведь он как камертон мгновенно реагирует на необходимый ему оттенок.

Линии поля. На данном этапе через весь лист бумаги необходимо провести нейрографические линии, которые двигаются в непривычном для глаз рисующего направлении. Такое нетипичное, непривычное, а оттого очень некомфортное рисование - это отличное графическое упражнение, активизирующее новые участки головного мозга и способствующее образования новых нейронных связей.

На рассмотренных выше этапах активно работала бессознательная часть психики. Последний этап предполагает активное участие сознания с привычным для него инструментом - речью.

Вербализация. Создавая нейрорисунок, мы задействовали работу лобных долей головного мозга, активизировали его спящие зоны, образовали новые нейронные связи и обнаружили абсолютно новые интеллектуальные объекты и возможные взаимосвязи между ними в процессе ментальной и топологической реконструкции реальности.

На этапе вербализации мы проговариваем и записываем все те новые решения, которые пришли к нам в процессе рисования.

Важным показателем завершенности проделанной работы является эстетическое удовольствие от рисунка, стабилизация эмоционального состояния и внутренняя удовлетворенность от возникших инсайтов.

Возможно, в процессе рисования инсайты не возникнут, но благодаря проделанной графической и ментальной работе мы озадачили головной мозг, который в результате комбинации новых нейронных связей спустя какое-то время обязательно выдаст новое нестандартное решение и понимание.

Таким образом, в данной статье мы рассмотрели нейрографику как инструмент изменения пластики мозга и образования новых нейронных связей, способствующих гармонизации эмоциональных состояний, расширению персональных границ, принятию решений и структурированию будущего.

Всё это, на наш взгляд, согласуется с идеей рассмотрения ней-рографики в качестве инструмента саморегуляции и делает его применение универсальным в сфере бизнеса, менеджмента, медицины, образования и лайф-коучинга.

Список литературы

1. Дойдж Норман. Пластичность мозга. Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга / Норман Дойдж; [ пер. с англ. Е.Виноградовой]. М.: Изд-во «Э», 2018. 544 с.

2. Курпатов А.В. Мышление. Системное исследование / Андрей Кур-патов. Москва: Капитал, 2018. 672 с.

3. Гринфилд С. Один день из жизни мозга. Нейробиология сознания от рассвета до заката. СПб.: Питер, 2018. 240 с.

References

1. Doydzh Norman. Plastichnost' mozga. Potryasayushchie fakty o tom, kak mysli sposobny menyat' strukturu i funktsii nashego mozga / Norman Doydzh; [ per. s angl. E.Vinogradovoy]. M.: Izdatel'stvo «E», 2018. 544 s.

2. Kurpatov A.V. Myshlenie. Sistemnoe issledovanie / Andrey Kurpatov. Moskva: Kapital, 2018. 672 s.

3. Grinfild S. Odin den' iz zhizni mozga. Neyrobiologiya soznaniya ot rassveta do zakata. SPb.: Piter, 2018. 240 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.