Научная статья на тему 'Формы и механизмы формирования гражданской идентичности молодежи: инновационные практики Приволжского федерального округа'

Формы и механизмы формирования гражданской идентичности молодежи: инновационные практики Приволжского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT: Social science & Humanities
ВАК
Ключевые слова
гражданская идентичность / молодежь / развитие компетенций / патриотическое воспитание / инновационные практики / межпоколенческое взаимодействие / Приволжский федеральный округ. / civic identity / youth / competence development / patriotic education / innovative cases / intergenerational interaction / Volga Federal District.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Грачев С.И., Москаленко В.А.

Цель исследования – выделить наиболее актуальные в условиях современной России пути формирования гражданской идентичности молодежи на примере соответствующих инновационных практик ПФО. В статье проиллюстрирована многоплановая активная поддержка со стороны власти молодежных инициатив и организаций в области развития гражданской активности, показано создание условий для самостоятельного и осознанного формирования гражданской идентичности молодежи. Научная новизна исследования детерминирована содержательным анализом реализации патриотических проектов, развития системы межпоколенческого взаимодействия и обеспечения преемственности поколений, формирования единых ценностных ориентиров. Основные выводы исследования представлены тезисами о стратегическом подходе к формированию гражданской идентичности, включающем проведение событийных мероприятий, создание возможностей для личностного и карьерного роста, развитие волонтерского движения, поддержку талантливой молодежи, развитие патриотического воспитания и противодействие распространению деструктивной идеологии среди молодых людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Грачев С.И., Москаленко В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forms and mechanisms of youth civic identity formation: innovative cases of the Volga federal district

The purpose of the study is to highlight the most relevant ways of forming youth civic identity in the conditions of modern Russia using the example of the relevant innovative cases of the Volga Federal District. The article illustrates the multifaceted active government support of youth initiatives and organizations in developing civic engagement as well as shows creating conditions for the independent and conscious formation of the youth civic identity. The scientific novelty of the research is determined by a meaningful analysis of implementing patriotic projects, developing the system of intergenerational interaction and ensuring the continuity of generations, forming common value orientations. The main conclusions of the study are presented by theses on a strategic approach to forming the civic identity, including holding events, creating opportunities for personal and career growth, developing a volunteer movement, supporting talented youth, developing patriotic education and counteracting the spread of destructive ideology among young people.

Текст научной работы на тему «Формы и механизмы формирования гражданской идентичности молодежи: инновационные практики Приволжского федерального округа»

Forms and mechanisms of youth civic identity formation: innovative cases of the Volga federal district

Grachev Sergei Ivanovich, DSc of Political sciences, Professor

Moskalenko Vladimir Antonovich, applicant

Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Nizhni Novgorod

The purpose of the study is to highlight the most relevant ways of forming youth civic identity in the conditions of modern Russia using the example of the relevant innovative cases of the Volga Federal District. The article illustrates the multifaceted active government support of youth initiatives and organizations in developing civic engagement as well as shows creating conditions for the independent and conscious formation of the youth civic identity. The scientific novelty of the research is determined by a meaningful analysis of implementing patriotic projects, developing the system of intergenerational interaction and ensuring the continuity of generations, forming common value orientations. The main conclusions of the study are presented by theses on a strategic approach to forming the civic identity, including holding events, creating opportunities for personal and career growth, developing a volunteer movement, supporting talented youth, developing patriotic education and counteracting the spread of destructive ideology among young people.

Keywords: civic identity; youth; competence development; patriotic education; innovative cases; intergenerational interaction; Volga Federal District.

Цитировать: Грачев С.И., Москаленко В.А. Формы и механизмы формирования гражданской идентичности молодежи: инновационные практики Приволжского федерального округа // KANT: Social science & Humanities. – 2023. – №4(16). – С. 134-141. EDN: WMSFIA. DOI: 10.24923/2305-8757.2023-16.18

Грачев Сергей Иванович, доктор политических наук, профессор

Москаленко Владимир Антонович, соискатель

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород

Цель исследования – выделить наиболее актуальные в условиях современной России пути формирования гражданской идентичности молодежи на примере соответствующих инновационных практик ПФО. В статье проиллюстрирована многоплановая активная поддержка со стороны власти молодежных инициатив и организаций в области развития гражданской активности, показано создание условий для самостоятельного и осознанного формирования гражданской идентичности молодежи. Научная новизна исследования детерминирована содержательным анализом реализации патриотических проектов, развития системы межпоколенческого взаимодействия и обеспечения преемственности поколений, формирования единых ценностных ориентиров. Основные выводы исследования представлены тезисами о стратегическом подходе к формированию гражданской идентичности, включающем проведение событийных мероприятий, создание возможностей для личностного и карьерного роста, развитие волонтерского движения, поддержку талантливой молодежи, развитие патриотического воспитания и противодействие распространению деструктивной идеологии среди молодых людей.

Ключевые слова: гражданская идентичность; молодежь; развитие компетенций; патриотическое воспитание; инновационные практики; межпоколенческое взаимодействие; Приволжский федеральный округ.

УДК 328.182

5.5.2

Грачев С.И., Москаленко В.А.

Формы и механизмы формирования гражданской идентичности молодежи: инновационные практики Приволжского федерального округа

В текущих условиях социально-политической реальности современной России с учетом зачастую недостаточно четкой выраженности у молодого поколения индивидуального ощущения сопричастности к гражданскому коллективному социуму нашего государства, которое в свою очередь определяет действия в качестве коллективного политического субъекта, гражданская идентичность, по мнению ряда исследователей политических процессов и соответствующих паттернов, сформирована у молодежи зачастую на низком уровне, не имеет четкой детерминированности и идентификации [1, 178].

Это в свою очередь порождает низкую выраженность деятельностного компонента и самооценивания молодежи, политическую и социальную апатию, а при определенных условиях способно привести и к экстремистским проявлениям жизненной позиции [2, 256]. Указанные факторы ставят общенациональную, по сути, задачу формирования гражданской идентичности молодого поколения как мультикомпонентного вида идентичности политической и социальной, выражающейся в чувстве долга, самосознания и ответственности перед разноплановыми сообществами: гражданским, профессиональным, общенациональным, детерминирующей целостное восприятие социально-политической реальности [3, 155].

Гражданская идентичность как совокупность ценностей, убеждений, знаний, патриотического воспитания и принадлежности к российскому государству, культуре и обществу способствует формированию у молодежи чувства сопричастности и ответственности к своему окружению, способствует формированию активной гражданской позиции и участия в общественно-политической жизни общества и страны.

Как процесс формирование гражданской идентичности начинается уже в раннем детстве, продолжаясь в подростковом и студенческом возрасте, завершаясь в целом лишь с началом трудовой деятельности [4, 19]. В этот период молодые люди активно ищут свое место в обществе, стремятся идентифицировать свои ценности и убеждения, а с другой стороны, чувство гражданственности следует из осознания молодежью себя как личностей, самостоятельных членов гражданского общества, наделенных законодательно закрепленными и общественно признанными правами и обязанностями [5, 57].

Одной из глубинных причин актуальности и необходимости формирования гражданской идентичности молодежи является сохранение стабильности и благополучия общества, поскольку в первую очередь молодые люди, осознавая свою принадлежность к определенному социуму, разделяют его ценности и стремятся к его развитию, что помогает сохранять и передавать культурные, исторические и национальные традиции следующим поколениям, обогащая их соответствующим опытом и знаниями.

Гражданская идентичность молодежи способствует формированию активной гражданской позиции и участию в политической и общественной жизни, что обусловлено прямой зависимостью заинтересованности человека в общественно-политическом развитии и готовности внести соответствующий вклад от осознания персональной ответственности за решение стоящих перед обществом задач и вызовов. Молодые люди с развитой и гармонично сформированной гражданской идентичностью активно участвуют в общественных движениях, некоммерческих организациях и политической активности, способствуя позитивным изменениям на благо государства и Отечества.

Кроме того, формирование гражданской идентичности молодежи безусловно способствует развитию, с одной стороны, – самоидентификации, а с другой - толерантности и уважения к различиям. Когда молодые люди осознают свою принадлежность к российскому многонациональному и поликультурному обществу, они становятся более открытыми и способными понимать разные культурные и социальные группы, что способствует динамичному и полноценному развитию гармоничной российской политической системы и общества в целом [6, 4].

При этом необходимо учитывать, что для успешного формирования гражданской идентичности молодежи необходимо создавать подходящие условия, предоставлять доступ к образованию в широком понимании – не только школе и вузу, но и дополнительным учреждениям активностям и социально-значимым проектам, которые позволяют молодым людям получать знания о своем обществе, его истории, культуре, политической системе, способствуют развитию критического мышления, построению системы этических ценностей и навыков участия в общественной жизни.

Еще одним критически важным аспектом является максимальное создание возможностей для активного участия молодежи в общественной и политической жизни, в принятии решений, публичных дебатах и дискуссиях. Нуждаются во всемерной поддержке молодежные инициативы, центры и площадки, где молодые люди могут обмениваться идеями и развивать свои коммуникационные и лидерские навыки [7, 179].

В Приволжском федеральном округе реализуется целый ряд проектов и инициатив, направленных на развитие критического мышления молодежи, развитие навыков анализа информации, развитие своего собственного мнения и умения отличать манипуляции от объективной реальности. В ПФО осуществляется активная поддержка молодежных инициатив и организаций, которые в свою очередь имеют возможность свободно выражать свои идеи, развивать гражданскую активность и участвовать в политической жизни страны. Создаются условия для доступа молодежи к разнообразным и объективным источникам информации, чтобы они могли самостоятельно и осознанно формировать свою гражданскую идентичность.

Молодежной общественной палатой при Государственном Собрании – Курултае Республики Башкортостан в период с 2021 года по настоящее время успешно реализуется проект «Афарин» («Молодец!»), посредством которого реализуется привлечение внимания общества, в особенности молодежи, к социально значимым аспектам жизнедеятельности через образы молодых героев. Популяризируется среди подрастающего поколения образ героя, патриота, ответственного человека, освещается деятельность молодых героев Республики Башкортостан с целью информирования молодежи о добрых, смелых, самоотверженных поступках молодого поколения [8].

В Ульяновской области уделяется особое внимание вовлечению молодежи в социально активную деятельность и формирование гражданской идентичности посредством реализации патриотических проектов, равно как и созданию условий для развития системы межпоколенческого взаимодействия и обеспечения преемственности поколений.

Ульяновская область входит в число пилотных регионов по реализации проекта служения «Твой Герой», целями которого являются:

- патриотическое воспитание молодежи (повышение доли патриотически настроенной молодежи);

- продвижение традиционных духовно-нравственных ценностей (повышение уровня поддержки и продвижения молодежью традиционных духовно-нравственных ценностей).

Одна из главных и важнейших задач проекта - обучение, повышение квалификации и переподготовка военнослужащих и мобилизованных, вернувшихся со специальной военной операции для дальнейшей интеграции в систему патриотического воспитания в регионах, например трудоустройство в центры патриотического воспитания по всей России, образовательные организации высшего образования, молодежные центры, региональные отделения Российского движения детей и молодежи «Движение Первых», региональные детские лагеря, военно-патриотические клубы и объединения [9].

Серьезные задачи в формировании гражданской идентичности молодежи возложены и на вузы региона. Так, на базе Ульяновского государственного университета действует Молодежный военно-патриотический центр, входящий в структуру Объединенного Совета Обучающихся университета. На базе Ульяновского государственного технического университета функционирует Центр патриотического воспитания, который включает в себя объединение волонтеров, смотровую площадку «Мосты в будущее», Музей раритетной техники и университетский Музей. В 2022 году в техническом университете начал свою работу патриотический клуб «Кто, если не мы?». Активно свою работу ведет студенческий патриотический клуб «Феникс», открытый на базе Ульяновского государственного аграрного университета имени П.А. Столыпина. В Ульяновском государственном педагогическом университете им. И.Н. Ульянова действует патриотический клуб, который входит в Ассоциацию студенческих патриотических клубов «Я горжусь», созданную в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», национального проекта «Образование» [8].

Механизмы формирования гражданской идентичности молодежи Нижегородского региона предусматривают среди прочего создание условий для повышения уровня развития профессиональных компетенций, правовой грамотности и навыков молодых людей в области информационных цифровых технологий, лидерских качеств, а также творческого потенциала, формирование единых ценностных ориентиров в мировоззрении и деятельности молодых лидеров.

Автономная некоммерческая организация продвижения молодежных инициатив «Вектор полета» реализует проект Нижегородской образовательной площадки «Территория коммуникаций» [10] и создает условия для повышения коммуникативных навыков нижегородской молодежи, развивает инструментарий для эффективных коммуникаций, этичного и результативного ведения переговоров, разрешения спорных вопросов путем реализации образовательной программы и проведения турниров по управленческим поединкам для студентов ведущих вузов Нижегородской области.

Общественная организация «Центр развития добровольчества «Мой город» г. Арзамаса претворяет в жизнь проект «Медиапрорыв», способствующего укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей среди школьников и студентов 14-20 лет посредством формирования сообщества активной молодежи, владеющей технологиями производства и продвижения современного позитивного медиаконтента, создания и деятельности городского молодежного медиацентра, производства и продвижения в информационной среде молодежного контента [11].

Большое внимание уделяется грантовой поддержке и подготовке молодежи к участию в грантовых конкурсах, в рамках которых также реализуются проекты, направленные на противодействие экстремизму и воспитание активной гражданской позиции молодежи. С 2019 года в регионе проводится областной грантовый конкурс молодежных проектов и инициатив для физических лиц «Драйверы роста» (грантовый фонд – 5 000 000 руб.). В 2021 году было подано 149 заявок (32 проекта поддержаны), а в 2022 году для участия в конкурсе было подано 222 заявки (31 проект был поддержан) [12].

В Пермском крае оказывается значительная поддержка детским и молодежных общественным организациям и объединениям с целью формирования гражданской идентичности в молодежной среде, в основе которой лежит понимание того факта, что активная и единая гражданская позиция молодого поколения является важнейшим условием создания полноценного гражданского общества в многонациональном Пермском крае.

Среди практически осуществляющихся инициатив отметим проект «Профиквест «Моя профессия - моя Родина!» Пермской региональной общественной организации содействия занятости молодежи «Молодая смена», способствующий воспитанию чувства гордости и любви к своей малой Родине с использованием технологий выбора профессии и проектирования карьеры на своей родной территории школьниками Пермского края, организации взаимодействия административных, промышленных и образовательных структур по созданию инновационной среды для включения молодежи в новые виды деятельности, вовлечения и популяризации молодежных инициатив [13].

Особо выделим «Реабилитационный ценностно-ориентированный проект «На пути героя» для подростков, находящихся в конфликте с законом, окружением и собой» Пермской региональной общественной организации «Центр развития гражданской активности и формирования социальной безопасности «Правда Вместе», создающий условия для включения несовершеннолетних в социализирующую деятельность, способствующую расширению кругозора, развитию интереса к учебе, самореализации, привитию навыков здорового образа жизни и правильного поведения в обществе. Проект также способствует включению молодежи в профилактическое волонтерство, помогает подросткам, вставшим на криминальный путь, осознать противоправность собственных поступков и научиться общаться с окружающими без применения насилия [14, 27].

Одним из наиболее активных регионов ПФО по формированию гражданской идентичности молодежи с применением широкого спектра инновационных механизмов и технологий, на наш взгляд, является Самарская область, реализующая проекты, нацеленные на сохранение коммуникационной среды, способствующей поддержке молодежных инициатив, содействию политической вовлеченности молодежи, повышению уровня ее компетенций и навыков, формированию у молодежи ценностей патриотизма и навыков инновационного мышления.

Начиная с 2013 года, по поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина, в рамках всероссийской молодежной форумной кампании, на территории Самарской области проходит Молодежный форум Приволжского федерального округа «iВолга» с хорошо продуманной образовательной и идейной составляющими, включившими в себя в 2002 году, например, 4 сессии и направленными на проработку Soft Skills («гибких» навыков), с реализацией тренинговых программ, проведением образовательных модулей в формате Open Space (площадки, посещение которых осуществляется на основании свободного выбора участников) по направлениям: ЭкоЖизнь, Лидеры перемен, Бизнес-шаг, Классные встречи, Серебряный городок, Мир без границ, Ментальное здоровье, Территория моды, Профессии будущего, It и Digital. При этом, поскольку указом Президента 2022 год был объявлен Годом культурного наследия народов России, в рамках проведения Форума реализовывалась сквозная тематика «Единство народов России» [15].

Широко в регионе осуществляется содействие деятельности негосударственных коммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере добровольчества и (или) патриотического воспитания граждан. Поддержку в целях ведения уставной деятельности за счет средств областного бюджета получают такие способствующие формированию гражданской идентичности движения, как региональное отделение Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ» Самарской области, Самарское региональное отделение Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы», Самарское региональное отделение Общероссийского общественного движения «Поисковое движение России»; Самарская региональная общественная организация «Ветераны морской пехоты и спецназа ВМФ; Автономная некоммерческая организация «Центр Поиска Пропавших Людей Самарской области»; Союз «Военно-исторический клуб «Бессмертные гусары» [8].

Из успешных практик Республики Мордовия представляется наиболее репрезентативным выделить Республиканский гражданско-патриотический форум как уникальную коммуникативную площадку, призванную объединить усилия и ресурсы региональных патриотических объединений для достижения общих целей и разработки новых механизмов формирования гражданской идентичности молодежи. Участниками Форума становятся молодые люди в возрасте от 16 лет, активисты и руководители местных отделений региональных патриотических организаций (Мордовское региональное отделение Всероссийского общественного движения «Волонтеры - Победы», Всероссийское - детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия» Республики Мордовия, Республиканская молодежная общественная организация – Мордовское республиканское патриотическое объединение «ПОИСК), происходит развитие коммуникативной политики органов власти и местного самоуправления, создание востребованных каналов «обратной связи» в молодежной среде.

Отметим также созданное в регионе Молодежное информационное агентство «Молодежь Мордовии», целью которого является создание единого коммуникационного пространства, ориентированного на формирование позитивного информационного сопровождения основных направлений работы молодежной политики республики, предоставляемых возможностей и ярких событий региона, равно как и увеличение информационного охвата возможностей для молодых людей посредством распространения рекламы в точках притяжения молодежи. В рамках проекта реализован выпуск онлайн-шоу «Ты и есть #МолодежьМордовии», выстраивается взаимодействие между лидерами общественных объединений и МИА «Молодежь Мордовии» [16].

В Пензенской области с целью воспитания патриотизма, активной гражданской позиции, нетерпимости к любым формам вражды и экстремистской идеологии и формирования в сознании молодежи культуры толерантности и межнационального согласия и профилактики межнациональной розни и нетерпимости с 2020 года реализуется региональный проект «За Жизнь!». В рамках проекта проводится также мониторинг сети Интернет на предмет выявления негативного контента (экстремистских, террористических проявлений в молодежной среде, суицидальных проявлений среди несовершеннолетних), проведение антитеррористических информационных акций с целью информационного просвещения и формирования гражданской идентичности молодежи. Только за 2022 год волонтерами было выявлено порядка 150 подозрительных ссылок, отработано более 30 сообществ и более 40 персональных аккаунтов фактов распространения на предмет наличия и пропаганды экстремизма [8].

В Саратовской области на регулярной основе проводится комплекс мероприятий по духовно-нравственному, культурно-историческому, гражданско-патриотическому и военно-патриотическому направлениям формирования гражданской идентичности, в которых принимают активное участие саратовская молодежь.

Деятельность региона разнообразна и по направленности, и по формам и механизмам реализуемых проектов, результатом деятельности которых становится повышение уровня профессиональной подготовки молодежи и молодежных общественных объединений и организаций, участвующих в общественно-полезной и социально-значимой деятельности, обобщается и транслируется опыт муниципальных районов и общественных объединений по созданию условий для формирования гражданской идентичности молодежи.

Выделим проект региональной общественной культурно-просветительной организации «Культурно-выставочный центр «Радуга» под названием «Кто любит свое Отечество, тот подает лучший пример любви к человечеству» - воспитание школьников на патриотизме русских полководцев», создавший в регионе дополнительные возможности для вовлечения обучающихся отдаленных школ г. Саратова и муниципальных районов области в изучение истории Отечества на примерах великих полководцев и государственных деятелей России. В рамках инициативы был проведен комплекс мероприятий по изучению истории России на примерах русских полководцев с целью усиления чувства сопричастности к истории страны, формирования активной гражданской позиции у молодого поколения региона, по предоставленным из музеев региона файлам созданы выставки «По аллее воинской славы» и проводятся уроки истории-экскурсии со школьниками [17].

С учетом специфики региона станичное казачье общество Энгельсского района Саратовской области реализует проект «Исторический казачий клуб «Волжская застава», итогом которого становится популяризация казачьей культуры, возрождение и сохранения исторической памяти о традициях верного служения Отечеству российского казачества, патриотическое воспитание населения региона. В ходе проекта организован исторический казачий клуб «Волжская застава» в с. Генеральское для детей от 12 до 17 лет, проводятся занятия по истории казачества России и Поволжья, военной истории Отечества, казачьей культуре и традициям, спортивные тренировки по казачьим видам спорта, экскурсии по историческим местам и полевые выходы [18].

Таким образом, по результатам анализа приведенных в настоящей статье примеров инновационных практик регионов Приволжского федерального округа по формированию гражданской идентичности молодежи представляется доказанным вывод о том, что молодое поколение в настоящее время заинтересовано в развитии инфраструктуры и реализации соответствующих событий и проектов, готово участвовать в социально-политических процессах и желает реализовать свой потенциал и инициативы.

Области, края и республики ПФО осуществляют многоплановую активную поддержку молодежных инициатив и организаций в области развития гражданской активности, участия в политической жизни страны, создают условия в том числе для самостоятельного и осознанного формирования гражданской идентичности молодежи. Уделяется особое внимание реализации патриотических проектов, развитию системы межпоколенческого взаимодействия и обеспечения преемственности поколений, формированию единых ценностных ориентиров.

Оценка современных форм и механизмов формирования гражданской идентичности молодежи на примере ПФО позволяет сделать вывод и о необходимости выработки нового стратегического подхода к реализации указанной задачи, включающего, на наш взгляд, проведение как различного рода событийных мероприятий, создание возможностей для личностного и карьерного роста, предоставление возможностей дополнительного образования, развитие волонтерского движения, поддержка талантливой молодежи с помощью конкурсов, форумов, грантов и стипендий, равно как и работа с социально незащищенными категориями граждан, молодыми людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, развитие патриотического воспитания и противодействие распространению деструктивной идеологии среди молодых людей.

Примечания:

1. Безгина Н.В. «Гражданская идентичность» как компонент в социальном становлении человека // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2014. - № 2. - С. 177–186.

2. Щеглова Д.К. Гражданская идентичность современной молодежи // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. – 2020. – Т. 3, № 9. – С. 256-261.

3. Никифоров Ю.А. О понятии «гражданственность // Вестник Воронежского государственного университета. – 2007. – № 2-2. – С. 155-159.

4. Пастухова Л.С. Формирование гражданской идентичности молодежи средствами социально-проектной деятельности: региональная модель // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2018. – № 3 (51). – С. 7-27.

5. Мокрецова Л.А., Попова О.В. Формирование гражданственности в инновационных образовательных проектах // Формирование гражданской идентичности молодежи: педагогические и управленческие практики: сб. материалов. - М., 2019. – С. 54-57.

6. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 366 с.

7. Кретов А.Ю. Государственная молодежная политика в современной России: формирование приоритетов и механизмов реализации // Среднерусский вестник общественных наук. – 2017. – № 1. – С. 178-184.

8. Материалы IV заседания Ассоциации молодежных парламентов при законодательных органах государственной власти субъектов РФ ПФО / Официальный сайт полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе. URL: http://pfo.gov.ru/press/events/108147/ (дата обращения: 01.06.2023).

9. Участники СВО займутся патриотическим воспитанием молодежи / Ульяновск сегодня. URL: http://ultoday73.ru/uchastniki-svo-zajmutsya-patrioticheskim-vospitaniem-molodezhi/ (дата обращения: 01.06.2023).

10. Сайт образовательной площадки «Территория коммуникаций». URL: https://www.talkarea.ru/experience (дата обращения: 01.06.2023).

11. Сайт ЦРД «Мой город». URL: https://xn--c1abbsomcalg2d.xn--p1ai/#activities (дата обращения: 01.06.2023).

12. Конкурс молодежных проектов «Драйверы роста» стартовал в Нижнем Новгороде / Стратегия развития Нижегородской области. URL: https://strategy.government-nnov.ru/ru-RU/news/amp-news/konkurs-molodeznyh-proektov-drajvery-rosta-startoval-v-niznem-novgorode (дата обращения: 01.06.2023).

13. Профиквест «Моя профессия - моя Родина!». URL: https://dobro.ru/project/10037849 (дата обращения: 01.06.2023).

14. Чернова И.Г., Харина К.И. Пермская краевая ценностно-ориентированная программа «На пути героя» как комплексная адресная технология социальной реабилитации подростков, находящихся в конфликте с законом, окружением и собой // Обзор. НЦПТИ. - 2022. - №4 (31). - С. 26-36.

15. Форум без границ. URL: https://ivolgaforum.ru/ (дата обращения: 01.06.2023).

16. Страница «Молодежь Мордовии» VK. URL: https://m.vk.com/mol13rus?from=group (дата обращения: 01.06.2023).

17. «Кто любит свое Отечество - тот подает лучший пример любви человечеству». Воспитание школьников на патриотизме русских полководцев. КВЦ "Радуга" начинает реализацию нового проекта / Сайт КВЦ «Радуга». URL: http://radugasar.ru/news/kto_lyubit_svoe_otechestvo___tot_podaet_luchshii_primer_lyubvi_chelovechestvu_vospitanie_shkolnikov_na_patriotizme_russkih_polkovodcev_kvc_raduga_nachinaet_realizaciyu_novogo_proekta.html (дата обращения: 01.06.2023).

18. Исторический казачий клуб «Волжская застава» / Президентский фонд культурных инициатив. URL: https://xn--80aeeqaabljrdbg6a3ahhcl4ay9hsa.xn--p1ai/public/application/item?id=7f4b4add-143b-4e4e-992b-97af3ecaff87 (дата обращения: 01.06.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.