Научная статья УДК 323.2
https://doi.org/10.24158/pep.2023.7.4
Добровольчество как практика воспитания активного гражданина в системе государственной молодежной политики
Константин Альбертович Федоренко
Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4863-2835
Аннотация. В статье исследуются институциональные основы и практики развития гражданской активности в рамках добровольческого движения. На основе концепта гражданственности рассматриваются три уровня формирования гражданских качеств в системе добровольчества: когнитивный, ценностно-мотиваци-онный и поведенческо-инструментальный. В контексте взаимодействия государственных структур и организаций гражданского общества анализируются институциональные практики добровольческой деятельности на современном этапе, в частности формирование культурной идентичности, помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, патриотическое воспитание, сохранение исторической памяти и др. Определяются три уровня взаимодействия ключевых акторов развития добровольчества, направленного на формирование гражданственности российской молодежи: проектирование и инфраструктурная поддержка добровольческой деятельности; мобилизация общественных ресурсов и разработка волонтерских практик; расширение вовлеченности молодежи посредством популяризации и развития добровольческих практик.
Ключевые слова: добровольчество, гражданственность, гражданская активность, молодежная политика, институционализация
Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Федоренко К.А. Добровольчество как практика воспитания активного гражданина в системе государственной молодежной политики // Общество: политика, экономика, право. 2023. № 7. С. 33-40. https://doi.org/10.24158/pep.2023.7.4.
Original article
Volunteering as a Practice of Active Citizen Education in the System of State Youth Policy
Konstantin A. Fedorenko
Kuban State University, Krasnodar, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4863-2835
Abstract. The article examines the institutional foundations and practices of civic activity development in the volunteer movement. Based on the concept of citizenship three levels of civic qualities formation in the volunteering system are considered: cognitive, value-motivational and behavioral-instrumental. The institutional practices of volunteering at the present stage are analyzed in the context of interaction between state structures and civil society organizations, in particular, the formation of cultural identity, assistance to people in difficult life situations, patriotic education, the preservation of historical memory, etc. Three levels of interaction between key actors of volunteering development aimed at shaping the citizenship of Russian youth are defined: design and infrastructural support of volunteering; mobilization of public resources and development of volunteer practices; expansion of youth involvement through the popularization and development of volunteer practices.
Keywords: volunteering, citizenship, civic activity, youth policy, institutionalization Funding: Independent work.
For citation: Fedorenko, K.A. (2023) Volunteering as a Practice of Active Citizen Education in the System of State Youth Policy. Society: Politics, Economics, Law. (7), 33-40. Available from: doi:10.24158/pep.2023.7.4 (In Russian).
Введение. В системе реализации государственной молодежной политики существенную роль играют практики социализации молодых людей. В системе социокультурных ценностей, формируемых в этих процессах, одно из ключевых начал составляют идеи гражданственности (гражданской идентичности), на основе которых во многом формируются поведенческие представления и нормы, регулирующие взаимодействие гражданина с обществом и государством. Одной из значимых практик социализации, активно используемых при проведении молодежной политики, является добровольчество (волонтерство).
© Федоренко К. А., 2023
Добровольчество в фокусе научных исследований. На современном этапе можно выделить несколько главных направлений в исследованиях добровольчества (волонтерства). Концептуальные основы его анализа закладываются в работах Х.К. Анхайера, Л.М. Саламона (Anheier, Salamon, 1999), П. Деверо1. Часть авторов рассматривают концептуальную структуру волонтерства как гибридную (Hustinx et al., 2010). Работы Г.Г. Алексеевой (2018), А.А. Кузьминчук (2015) и М.В. Певной (2016) также вносят существенный вклад в разработку объяснительных моделей добровольческой деятельности.
Институционализация и основные направления развития добровольчества в РФ рассматриваются Н.И. Горловой (2019), Л.А. Беляевой, И.А. Зеленевым, В.А. Проходой (Беляева и др., 2021), К.Е. Косыгиной (2019) и др.
Практики воспитания активного молодого гражданина в контексте формирования гражданской идентичности анализируются в работах Т.В. Бугайчук (2022), С.О. Буранка (2022), В.В. Маленкова и Н.В. Мальцевой (2020), В.В. Титова (2020) и др.
Теоретико-методологические основы исследования. Для определения сущности добровольчества в нашей работе базовой является гибридная концепция волонтерства, разработанная Л. Хастинкс, Р.А. Кнааном и Ф. Хэнди (Hustinx et al., 2010). В ее рамках добровольчество рассматривается как межсекторное явление, в котором отражены интересы и взаимодействие акторов, представляющих различные сектора общественной жизни.
Для анализа процессов институционализации добровольческой деятельности используется неоинституциональный подход, позволяющий рассматривать их в контексте отбора успешных практик добровольчества и их дальнейшего закрепления на основе совокупности формальных и неформальных норм.
В данном исследовании применяется концепт гражданственности, предложенный представителями школы политической психологии МГУ (Селезнева, Азарнова, 2020). Гражданственность рассматривается ими как интегративная характеристика личности, которая определяется комплексом компонентов - когнитивных, ценностно-мотивационных, эмоциональных, поведенческих - и находит выражение во взаимоотношении с государством и обществом.
Среди многочисленных трактовок понятия «добровольчество» в наибольшей степени соответствует идеям гражданского воспитания определение, согласно которому добровольчество представляет собой обязательство тратить свое время и энергию на благо общества, сообщества, окружающих людей. Оно осуществляется свободно и по собственному выбору, без ожидания какого-либо материального вознаграждения за труд (Певная, 2013).
Добровольчество как социальная практика. Анализ сложившихся в добровольческом движении концептов и трендов развития позволяет выделить в структуре мотивации участия в нем гражданскую составляющую (соотнесение личных и общественных интересов, желание участвовать в решении социально значимых проблем, улучшать жизнь общества и государства и т. д.), которая имеет наибольшее значение в контексте формирования качеств активного гражданина. Важными преимуществами добровольчества как совокупности практик являются деятельностный подход к формированию активной гражданской позиции, а также стремление к достижению общественно значимых результатов. Рассматривая добровольчество с точки зрения формирования и проявления гражданской активности, можно выделить его следующие основные аспекты.
На когнитивном уровне добровольчество является одним из механизмов развития и гармонизации представлений человека о своем месте в обществе, соотношении личных, общественных и национальных интересов, самоидентификации как гражданина.
Ценностно-мотивационные характеристики добровольчества включают в себя ориентацию на такие ценности, как альтруизм, права и свободы человека, инициативность, ответственность, взаимопомощь, социальное благополучие, солидарность и др., соответствующие активной гражданской позиции. Как отмечают исследователи, для большинства волонтеров основной является ценностная мотивация (Певная, 2013: 111), что позволяет выстраивать свое поведение в соответствии с данным ценностным набором.
Поведенческо-инструментальные составляющие добровольчества связаны с практиками, нацеленными на решение общественных проблем. В соответствии со сложившимися направлениями волонтерской деятельности можно выделить такие типы практик, как формирование культурной идентичности, помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, патриотическое воспитание, сохранение исторической памяти и др. Таким образом, формирование гражданственности и качеств активного гражданина происходит в рамках различных направлений добровольчества (таблица 1).
1 Devereux P. International volunteers: Cheap help or transformational solidarity toward sustainable development : Dissertation, Doctor of Philosophy (PhD). Perth, 2010. 407 p.
Таблица 1 - Формирование гражданских качеств в направлениях добровольчества
Table 1 - Formation of Civic Qualities in the Volunteering Spheres
Направление добровольчества Уровень
когнитивный ценностно-мотивационный поведенческо-инструментальный
Культурное Сохранение культурного наследия Значимость ценностей культуры, культурная идентичность Проведение экскурсий, работа в культурных центрах, облагораживание территории памятников и др.
Социальное Помощь людям в трудной жизненной ситуации Альтруизм, взаимопомощь, ответственность, сочувствие, милосердие Работа в социальных учреждениях, доставка еды, сбор предметов первой необходимости
Экологическое Сохранение окружающей среды Права и свободы человека, экологическая идентичность Озеленение, формирование экологических привычек у граждан, организация раздельного сбора мусора
Событийное Участие в значимом для общества событии Ответственность, взаимопомощь, инициативность Дежурство в местах проведения мероприятий, помощь участникам
Спортивное Развитие практик здорового образа жизни Альтруизм, стремление быть полезным Помощь в организации и проведении соревнований, распространение информации
Патриотическое Развитие патриотизма Любовь к родине, солидарность Помощь ветеранам, сохранение памятников, краеведение, распространение информации
Корпоративное Поддержание социальных связей, совместная деятельность Взаимопомощь, ответственность, солидарность Реализация добровольческих проектов по профилю деятельности организации
Медицинское Помощь людям в трудной жизненной ситуации, развитие здорового образа жизни Альтруизм, взаимопомощь, ответственность, сочувствие, солидарность Помощь в медицинских учреждениях, распространение информации, формирование практик ЗОЖ
Общественная безопасность Поддержание безопасности, правопорядка Социальное благополучие, ответственность, инициативность Дежурство на массовых мероприятиях, пожарная профилактика, первая помощь, психологическая поддержка
Медиа Участие в добровольческой деятельности Права и свободы человека, инициативность Распространение информации о добровольчестве, привлечение участников, создание позитивного информационного фона
Помощь животным Гуманное отношение к животным Сочувствие, милосердие, ответственность, социальное благополучие Помощь бездомным животным, работа в зооприютах, сбор предметов первой необходимости
Добровольчество как практика развития гражданской активности на современном этапе. К 2023 г. создана инфраструктура поддержки добровольчества, включающая в себя социально ориентированные НКО, электронные платформы и ресурсы, коворкинговые пространства - центры общественной активности - и ряд других элементов (Ростовская, Козак, 2019). Разработан и утвержден Стандарт поддержки волонтерства (добровольчества) в регионах (Быст-рова и др., 2018).
Включение молодежи в систему добровольческой деятельности и связанное с ним развитие активной гражданской позиции в рамках сложившейся в нашей стране модели развития добровольчества имеют системный характер. Данный аспект добровольчества институционализирован в Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 г. Его структурное обеспечение осуществляется через систему добровольческих организаций и центров, ориентированных в первую очередь на представителей молодого поколения. При этом проявления гражданской активности и формирование соответствующих ей качеств возможны и в рамках самоорганизующегося и ситуативного добровольчества.
Согласно Федеральному закону «О молодежной политике в Российской Федерации»1, содействие участию молодежи в добровольческой (волонтерской) деятельности является одним из приоритетов государственной молодежной политики. Его развитие на данном этапе поддерживается и регулируется государственными и муниципальными органами (Талибова, 2021).
Профильным органом, реализующим работу на федеральном уровне, является Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь). Деятельность данной структуры охватывает как практический уровень внедрения добровольчества в повседневность подрастающего поколения, так и аналитический. При этом различные аспекты молодежного добровольчества включены в сферу деятельности таких федеральных органов, как Министерство просвещения, Министерство образования и науки, Министерство здравоохранения и социальной защиты и др.
На региональном уровне управление развитием молодежного добровольчества осуществляется через профильные структуры исполнительной власти. По мнению А.В. Верещагиной, регионы обладают большими возможностями реализации государственной молодежной политики, так как она в большей степени приближена к диалогу с целевой аудиторией (Верещагина, Гафиату-лина, 2016).
На муниципальном уровне функционируют такие структурные подразделения местных администраций, как управления и отделы по делам молодежи, молодежные центры при администрациях. Они также являются частью инфраструктуры организации молодежного добровольчества.
Основные задачи, связанные с развитием гражданской активности молодежи в добровольческой деятельности, реализуются по следующим направлениям.
- Социализация. В процессе работы в рамках добровольчества молодежь осваивает новые социальные роли, способы социального и профессионального поведения, новые социальные и профессиональные виды деятельности.
- Получение и развитие навыков и умений. Приобщение к добровольческой деятельности способствует приобретению навыков командной работы, планирования, проектирования, принятия решений и др.
- Развитие лидерских компетенций, таких как умение найти контакт с разными типами людей, диалог со сверстниками и между поколениями, повышение гражданской и правовой грамотности и др.
- Развитие осознанности участия в общественной жизни, представлений о приоритетных целях и задачах в повестке дня гражданского общества и государства, умения соотносить их с личными приоритетами.
Процесс взаимодействия государственных и муниципальных органов со структурами гражданского общества включает в себя такие составляющие, как проектирование добровольческих инициатив, мобилизация необходимых ресурсов, практическая реализация инициатив в форматах акций, проектов, волонтерских школ, лагерей и т. д. Важными аспектами данного взаимодействия являются формирование добровольческих сообществ и приобретение навыков добровольчества.
Развитие добровольчества в РФ координируется Росмолодежью в рамках тематического трека «Росмолодежь.Добро», который позиционируется как своеобразный хаб, где размещается наиболее полная информация о волонтерстве. Агентство также проводит ежегодный конкурс «Регион добрых дел», позволяющий продвигать добровольческие инициативы в каждом субъекте РФ, организовывает международный форум гражданского участия #МЫВМЕСТЕ, где представлены основные направления добровольчества2.
1 О молодежной политике в РФ [Электронный ресурс] : Федер. закон от 30 дек. 2020 г. № 489-ФЗ : последняя редакция. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2 Международный форум гражданского участия #МЫВМЕСТЕ [Электронный ресурс]. URL: httpsV/фо-рум.мывместе.рф (дата обращения: 26.05.2023).
Под его патронажем развивается основная цифровая площадка в России, посвященная добровольчеству, - Добро.ги1, количество пользователей которой приближается к отметке в 3 млн человек. Для каждого авторизованного пользователя система создает персонализированную подборку, исходя из его геолокации, интересов и волонтерского опыта. Портал поддерживает сетевую структуру добровольческого взаимодействия. Кроме того, он предоставляет обобщенную статистику, которая показывает вовлеченность молодежи в добровольческую деятельность (данные за 2022 г. представлены на рисунке 1).
56,18
21
средний возраст 66 % женщины
34% мужчины
23,46
ДО 18 18-24
7,55
I
25-34
6,87
35-44
3,61
45-54
1,67 55-64
0,66 65 +
Рисунок 1 - Возраст и пол волонтеров в 2022 г., % Figure 1 - Age and Gender of Volunteers in 2022, %
Важным организационным звеном в системе молодежного добровольчества является Мин-просвещения РФ, чья деятельность ориентирована на школьников (проекты «Патриотическое воспитание», «Социальная активность»). Для развития добровольчества Минпросвещения России совместно с Росмолодежью, Роспатриотцентром и Росдетцентром сотрудничает с разными молодежными общественными организациями, такими как Российское движение школьников, Ассоциация волонтерских центров, Поисковое движение России и др. Совместно с Ассоциацией волонтерских центров оно реализует комплексную программу по развитию детского добровольчества «Ты решаешь!», цель которой - сформировать сообщество юных лидеров волонтерского движения, претворяющих в жизнь социальные проекты по всей стране. В ее рамках реализуется ряд акций и проектов федерального уровня2, например Лига добровольческих отрядов3.
Большое значение для формирования качеств активного гражданина и вовлечения молодежи в добровольческую деятельность имеют общественные движения, реализующие деятельность в рамках определенного типа добровольчества. В этом контексте можно выделить движение «Волонтеры-медики». На 2023 г. в России действуют более 2 500 школьных отрядов данного движения. В общей сложности в них состоят свыше 22 тыс. подростков. Организацией разработан обучающий курс для школьников 14-18 лет, посвященный основам медицинского добровольчества4.
Одной из самых крупных добровольческих организаций России является всероссийское общественное движение «Волонтеры Победы». Его участники ориентированы на сохранение исторической памяти, гражданско-патриотическое воспитание и популяризацию изучения истории с помощью современных форматов5.
Общественное движение «Волонтеры культуры», созданное на базе Ассоциации волонтерских центров, работает над формированием сообщества активных и неравнодушных граждан, лидеров общественного мнения, участвующих в волонтерской деятельности в сфере культуры, реализующих социально значимые проекты и инициативы6.
1 Добро.ru [Электронный ресурс]. URL: https://dobro.ru (дата обращения: 26.05.2023).
2 Добровольчество в России [Электронный ресурс] // Минпросвещения России. URL: https://clck.ru/34yTNP (дата обращения: 26.05.2023).
3 Лига добровольческих отрядов [Электронный ресурс] // Добро. ru. URL: https://dobro.ru/project/10028074 (дата обращения: 26.05.2023).
4 Волонтеры-медики [Электронный ресурс]. URL: l^ttps://волонтеры-медики.рф/o-nas (дата обращения: 26.05.2023).
5 Волонтеры Победы [Электронный ресурс]. URL: https://волонтерыпобеды.рф/about (дата обращения: 26.05.2023).
6 Волонтеры культуры [Электронный ресурс] // Ассоциация волонтерских центров. URL: https://clck.ru/NaDtv (дата обращения: 26.05.2023).
Деятельность волонтерских организаций развивается как в повседневных форматах, так и на основе организации масштабных акций. Одной из знаковых стала всероссийская акция оказания помощи населению в ситуации коронавирусной инфекции #МЫВМЕСТЕ, запущенная общественным движением «Волонтеры-медики»1. В результате ее проведения около 4,6 млн граждан страны получили помощь от волонтеров, среди них 3 млн человек были доставлены продуктовые наборы, 575 тыс. - получили товары первой необходимости и лекарства. Информационную консультацию, в том числе юридическую и психологическую помощь, получили более 1 млн человек2.
За весь период проведения акции в процесс вовлечено около 119 тыс. добровольцев (волонтеров), обработано более 3,5 млн обращений граждан. Для сохранения потенциала сообщества, возникшего вокруг проекта #МЫВМЕСТЕ, по состоянию на декабрь 2020 г. открыто 74 региональных клуба и проведено более 30 мероприятий, направленных на сохранение партнерского сообщества3.
Заключение. Результаты анализа позволяют выделить три уровня взаимодействия ключевых акторов развития добровольчества, направленного на формирование гражданственности российской молодежи.
1. Проектирование и инфраструктурная поддержка добровольческой деятельности, включающая в себя организационные, методические, финансовые, образовательные компоненты. Здесь ведущая роль принадлежит государственным структурам.
2. Мобилизация общественных ресурсов и формирование волонтерских практик в рамках различных направлений добровольческой деятельности, где ключевые задачи решаются организациями гражданского общества и молодыми гражданами.
3. Расширение вовлеченности молодежи, популяризация и развитие указанных практик в форматах проектов, акций, мероприятий при широком использовании механизмов межсекторного сотрудничества.
В настоящее время в Российской Федерации создана система добровольческой деятельности с развитой институциональной системой, которая включает в себя правовую основу, специализированную инфраструктуру, механизмы регулирования и стимулирования добровольческой активности. Национальная модель добровольчества, сформировавшаяся в ходе его эволюции на постсоветском этапе развития, дает возможность интегрировать усилия таких субъектов, как волонтерские структуры, органы государственной власти и местного самоуправления, СО НКО, бизнес-структуры, для достижения общих целей. Тем самым обеспечивается сочетание идеологических, правовых, социальных, политико-управленческих, экономических аспектов добровольческой деятельности.
Исследование показало, что институциональное развитие добровольчества во многом связано с оформлением и генерализацией практик, складывающихся в условиях социально-политических кризисов. В целом институционализация добровольчества в нынешнем виде создает основу для расширения его роли как одного из главных механизмов формирования гражданственности россиян. Результаты исследования показывают, что наиболее активно вовлекаются в добровольчество молодые граждане.
Список источников:
Алексеева Г.Г. Методологические подходы к исследованию волонтерства // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 8. С. 31-34. https://doi.Org/10.24158/spp.2018.8.5.
Беляева Л.А., Зеленев И.А., Прохода В.А. Добровольчество в России: история развития и современные установки молодежи // Вестник РУДН. Сер.: Социология. 2021. Т. 21, № 4. С. 825-838. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2021-21-4-825-838.
Бугайчук Т.В. Гражданская идентичность молодого поколения россиян: специфика и закономерности становления // Социально-политические исследования. 2022. № 1 (14). С. 70-80. https://doi.org/10.20323/2658-428X-2022-1-14-70-80.
Буранок С.О. Гражданская идентичность и история: результаты всероссийского опроса школьников // Перспективы науки и образования. 2022. № 2 (56). С. 272-287. https://doi.org/10.32744/pse.2022.2.16.
Быстрова Н.В., Цыплакова С.А., Чумакова Л.А. Волонтерское движение как фактор развития социальной активности молодежи // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7, № 1 (22). С. 73-76.
Верещагина А.В., Гафиатулина Н.Х. Благополучное детство как основа социального здоровья молодых поколений: индикаторы социологического измерения // Инженерный вестник Дона. 2016. № 1 (40). С. 6-10.
Горлова Н.И. Становление и развитие института волонтерства в России: история и современность. М., 2019. 290 с.
Косыгина К.Е. Российское добровольчество: тенденции и характеристики // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер.: Социальные науки. 2019. № 4 (56). С. 165-174.
1 #МЫВМЕСТЕ [Электронный ресурс] // Добро.ru. URL: https://dobro.ru/project/31720 (дата обращения: 26.05.2023).
2 Участники акции «Мы вместе» помогли более чем 4,6 млн человек [Электронный ресурс] // Известия : информ. портал. 2020. 25 дек. URL: https://iz.ru/1104619/2020-12-25/uchastniki-aktcii-my-vmeste-pomogli-bolee-46-mln-chelovek (дата обращения: 26.05.2023).
3 Доклад о развитии добровольчества в РФ в 2020 г. [Электронный ресурс] // Минэкономразвития России. 2021. URL: https://clck.ru/34yQXz (дата обращения: 26.05.2023).
Кузьминчук А.А. Модели институционального регулирования социальной общности волонтеров // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2015. № 2 (35). С. 55-63.
Маленков В.В., Мальцева Н.В. Гражданственность и патриотизм в представлениях постсоветского поколения // Социология. 2020. № 5. С. 152-162.
Певная М.В. Управление российским волонтерством: сущность и противоречия // Социологические исследования. 2016. № 12. С. 69-77.
Певная М.В. Волонтерство как социологическая проблема // Социологические исследования. 2013. № 2. С. 110-119. Ростовская Т.К., Козак Е.М. Формирование эффективной инфраструктуры поддержки волонтерства // ЦИТИСЭ. 2019. № 1 (18). С. 30.
Селезнева А.В., Азарнова А.А. «Рождение гражданина»: политико-психологический анализ гражданственности российских старшеклассников // Полис. Политические исследования. 2020. № 5. С. 101-113. https://doi.org/10.17976/jpps/2020.05.08.
Талибова Ф.Т. Государственная молодежная политика в сфере волонтерства (добровольчества) // Научные труды Центра перспективных экономических исследований. 2021. № 20. С. 145-152.
Титов В.В. К вопросу о конструировании национально-гражданской идентичности российской молодежи в цифровую эпоху // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 57. С. 257264. https://doi.org/10.17223/1998863X/57/24.
Anheier H.K., Salamon L.M. Volunteering in cross-national perspective: Initial comparisons // Law and Contemporary Problems. Vol. 62, no. 4. P. 43-65. https://doi.org/10.2307/1192266.
Hustinx L., Cnaan R., Handy F. Navigating theories of volunteering: A hybrid map for a complex phenomenon // Journal for the Theory of Social Behaviour. 2010. Vol. 40, no. 4. P. 410-434. https://doi.org/10.1111/j.1468-5914.2010.00439.x.
References:
Alekseeva, G.G. (2018) Methodological approaches to studying volunteering. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 8, 31-34. Available from: doi:10.24158/spp.2018.8.5. (In Russian)
Anheier, H.K. & Salamon, L.M. (2001) Volunteering in cross-national perspective: Initial comparisons. Law and Contemporary Problems. 62 (4), 43-65. Available from: doi:10.2307/1192266.
Belyaeva, L.A., Zelenev, I.A. & Prokhoda, V.A. (2021) Volunteering in Russia: History and attitudes of the contemporary youth. RUDN Journal of Sociology. 21 (4), 825-838. Available from: doi:10.22363/2313-2272-2021-21-4-825-838. (In Russian)
Bugaichuk, T.V. (2022) Civic identity of the Russian younger generation: Specifics and patterns of formation. Social and Political Researches. (1), 70-80. Available from: doi:10.20323/2658-428X-2022-1-14-70-80. (In Russian)
Buranok, S.O. (2022) Смс identity and history: Results of the all-Russian survey of schoolchildren. Perspectives of Science and Education. (2), 272-287. Available from: doi:10.32744/pse.2022.2.16. (In Russian)
Bystrova, N.V., Tsyplakova, S.A. & Chumakova, L.A. (2018) Volunteer movement as the factor of development of social activity of youth. Karelian Scientific Journal. 7 (1), 73-76. (In Russian)
Gafiatulina, N.K. & Vereschagina, A.V. (2016) Happy childhood as the basis for the social health of young generations: Sociological indicators of measurement. Ingineering Journal of Don. (1), 6-10. (In Russian)
Gorlova, N.I. (2019) Formation and development of the institution of volunteering in Russia: History and modernity. Moscow, Institut Naslediya. (In Russian)
Hustinx, L., Cnaan, R. & Handy, F. (2010) Navigating theories of volunteering: A hybrid map for a complex phenomenon. Journal for the Theory of Social Behaviour. 40 (4), 410-434. Available from: doi:10.1111/j.1468-5914.2010.00439.x.
Kosygra, K.E. (2019) Russian volunteering: Trends and characteristics. Vestnik of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod. Series: Social Sciences. (4), 165-174. (In Russian)
Kuzminchuk, A.A. (2015) Institutional regulation models of volunteers as a social community. The Surgut State Pedagogical University Bulletin. (2), 55-63.
Malenkov, V.V. & Maltseva, N.V. (2020) Citizenship and patriotism in the ideas of the postsoviet generation. Sociology. (5), 152-162. (In Russian)
Pevnaya, M.V. (2016) Managing Russian volunteer's efforts: Essence and contradictions. Sotsiologicheskie Issledovaniya. (12), 69-77. (In Russian)
Pevnaya, M.V. (2013) Volunteering as a sociological problem. Sotsiologicheskie Issledovaniya. (2), 110-119. (In Russian) Rostovskaya, T.K. & Kozak, E.M. (2019) Formation of an effective volunteering support infrastructure. CITISE. (1), 30. (In Russian) Selezneva, A.V. & Azarnova, A.A. (2020) "Birth of a сitizen": Political and psychological analysis of Russian high school students' civic consciousness. Polis. Political Studies. (5), 101-113. Available from: doi:10.17976/jpps/2020.05.08. (In Russian) Talibova, F.T. (2021) State youth policy in the field of volunteerism. Scientific Nauchnye Trudy Tsentra Perspektivnykh Ehko-nomicheskikh Issledovanii. (20), 145-152. (In Russian)
Titov, V.V. (2020) On the creation of the national identity of Russian youth in the digital age. Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. (57), 257-264. Available from: doi:10.17223/1998863X/57/24. (In Russian)
Информация об авторе К.А. Федоренко - аспирант кафедры государственной политики и государственного управления Кубанского государственного университета, Краснодар, Россия.
Конфликт интересов:
автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author K.A. Fedorenko - PhD student, Department of Public Policy and Public Administration, Kuban State University, Krasnodar, Russia.
Conflicts of interests:
The author declares no conflicts of interests
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 09.05.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 06.06.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 18.07.2023.
Автором окончательный вариант рукописи одобрен.