Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 2. С. 33-37. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2023. No. 2. P. 33-37.
Научная статья УДК 316.752
https://doi.org/10.24158/spp.2023.2.4
Сфера волонтерства как пространство конструирования социокультурных ценностей Алексей Эдуардович Зимин
Северо-Кавказский социальный институт, Ставрополь, Россия
Аннотация. Изучение волонтерства не теряет своей актуальности в силу постоянных трансформаций его социальных практик, что обусловлено вызовами времени, изменением потребностей людей, нуждающихся в помощи, парадигм добровольчества, их характеристик. Волонтерство рассмотрено в статье как социальная деятельность, имеющая пространственно-временную организацию, обладающая рядом топологических признаков. Акцент на ценностной составляющей мировоззрения добровольчества ориентирует на его понимание как социокультурного феномена. Конструирование аксиологических характеристик волонтерства детерминировано рядом факторов организации социума как системы: от мега- до микроуровня. Социальное пространство добровольческих практик может менять свою конфигурацию локализации, что обусловлено содержанием и видами осуществляемой деятельности, а также взаимодействием агентов и акторов волонтерства. Под конструированием социокультурных ценностей автор понимает творческий процесс создания новых ценностей или модификацию имеющихся в соответствии с актуальными потребностями времени и с ориентацией на будущее.
Ключевые слова: волонтерство, социокультурное пространство, социальное время, ценности, конструирование ценностей, компоненты социального пространства волонтерства, социокультурный подход, субъекты волонтерской деятельности, социальные практики волонтерства
Для цитирования: Зимин А.Э. Сфера волонтерства как пространство конструирования социокультурных ценностей // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 2. С. 33-37. https://doi.org/10.24158/spp.2023.2.4.
Original article
Volunteering Sphere as a Construction Space of Sociocultural Values Aleksej E. Zimin
North Caucasus Social Institute, Stavropol, Russia
Abstract. Volunteering studies remain relevant due to the constant transformation of its social practices, resulting from the challenges of time, changing needs of people seeking help, the paradigms of volunteerism, and their characteristics. The paper considers volunteering as a social activity that is spatially and temporally organized and has a number of topological features. The emphasis on the value component of the worldview of volunteering guides its understanding as a sociocultural phenomenon. Construction of the axiological characteristics of volunteering is determined by a number of factors in the organization of society as a system: from the mega- to the microlevel. The social space of volunteer practices can change its localization configuration, which is determined by the content and types of activities, as well as the interaction of agents and actors of volunteering. The author understands the construction of socio-cultural values as a creative process of creating new values or modifying existing values in accordance with the current needs of the time and with an orientation towards the future.
Keywords: volunteering, sociocultural space, social time, values, construction of values, components of the social space of volunteering, sociocultural approach, subjects of volunteering, social practices of volunteering
For citation: Zimin, A.E. (2023) Volunteering Sphere as a Construction Space of Sociocultural Values. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (2), 33-37. Available from: doi:10.24158/spp.2023.2.4 (In Russian).
Современное волонтерство как элемент развивающегося в России гражданского общества характеризуется тенденцией все более активного вовлечения в добровольческое движение различных по возрасту и социальным характеристикам слоев населения. Оказание безвозмездной помощи нуждающимся обладает непреходящей социальной ценностью, при этом сами формы такой деятельности становятся иными, что обусловлено как трансформациями современного общества, так и сменой мировоззренческих парадигм. Сохраняя традиционные ценностные позиции, волонтерство ориентируется на вызовы информационной цивилизации, на воплощение идеи создания инклюзивной среды для людей с ОВЗ и условий для активной старости, адаптирует формы социальных практик к этнонациональным и иным реалиям. Добровольчество в современном российском обществе также обладает значительным воспитательным потенциалом, формируя активную
© Зимин А.Э., 2023
ЭОСЮЬООУ
гражданскую и патриотическую позицию молодых людей. Трансформация форм волонтерской деятельности детерминирует изменение его пространственно-временных характеристик, что актуализирует изучение данного явления с позиции трактовки его как социального пространства конструирования социокультурных ценностей, отвечающих вызовам настоящего.
Социальное пространство и время определяются в контексте научных исследований как формы организации бытия, выступающего субстанцией общественной жизни. «От географического пространства социальное пространство отличается тем, что оно есть пространство человеческой деятельности» (Яковлев, 1980). Данному понятию посвящено достаточно много работ ученых, анализирующих и интерпретирующих классические подходы к нему (П. Сорокин (1992), П. Бурдьё (2005)), а также акцентирующих внимание на эволюции исследования данного понятия в истории социально-гуманитарного знания.
Волонтерство как социальная деятельность имеет пространственно-временную организацию. На подобные характеристики указывает появившееся в научной литературе, посвященной данному социальному явлению, понятие «событийное волонтерство» (Беликова, 2017; Луцик, Осколков, 2022). Добровольческая деятельность составляет основное содержание социального пространства, которое расширяется или сужается в зависимости от интенсивности процесса. Оно может менять конфигурацию локализации, что обусловлено содержанием волонтерской деятельности. С позиции географической топологии отдельные виды добровольчества могут иметь пространственную определенность, локализующую его: в стране («Волонтеры Победы», Россия), в регионе (Благотворительный фонд «Быть Добру», РСО-Алания), на конкретном мероприятии (волонтеры Олимпийских игр).
По нашему мнению, социальное пространство рассматриваемого феномена имеет ряд характеристик: оно является формой социального бытия волонтерской деятельности, конфигурация локализации которого, его расширение или сужение зависят от вида реализуемой деятельности и от взаимодействия его компонентов; последними являются субъекты добровольчества и его социальные практики, их взаимодействие регулируется общественными нормами, определяется ценностью практической пользы и протекает в определенном социальном времени. Сфера волонтерства как особое пространство организуется по правилам добровольческой деятельности и формируется для обеспечения помощи нуждающимся в ней, являясь одновременно и областью конструирования ценностей.
Социальное время волонтерской деятельности, выступающей его субстанциональной основой, рассмотренное в рамках социальной темпоралистики, разворачивается от прошлого к настоящему, а от него - к будущему. Неразрывно связанное с социальным пространством историческое время детерминирует сохранение ценностей прошлого в волонтерской деятельности (традиции благотворительности, реципрокность и др.), актуальное время селектирует необходимые для настоящего ценности (либерализм, толерантность и др.), а время будущего конструирует новые приоритеты (онлайн-волонтерства, образовательного, инклюзивного добровольчества). Ценности современного волонтерства своей иерархией отражают аксиологический синтез всех исторических периодов. При этом одни из них, потеряв полностью или частично свою актуальность, трансформировались или ушли в прошлое, другие - сохранились, видоизменившись по содержанию и форме их реализации в волонтерской деятельности. Совершенно новые аксиологические приоритеты, например, ценности корпоративного волонтерства, онлайн-обучения людей с ОВЗ, «серебряного» волонтерства и другие, конструируются в процессе расширения социального пространства добровольчества, актуализируясь в настоящем времени.
Ценностный аспект анализа сферы волонтерства лежит в плоскости рассмотрения его как социокультурного феномена. Подобный подход к определению и исследованию добровольчества основан на исходном постулате о нормативно-ценностном ядре культуры и о трансляции социокультурного опыта в процессе любой общественной деятельности. Ценности и нормы выступают регулятивами поведения людей. По П. Сорокину, социальные взаимоотношения обусловлены факторами: бессознательными (комплекс рефлексов), биосознательными (чувство голод, жажды, полового влечения и т. п.) и социосознательными (значениями, нормами, ценностями) (Сорокин, 1992: 298).
Можно отметить сформировавшуюся в социогуманитарных науках достаточно устойчивую позицию, касающуюся трактовки структуры социального пространства. Она имеет два уровня - объективный, представленный совокупностью существующих социальных отношений, и субъективный - выражающийся через мнения акторов и их оценку окружающего мира. Осуществляя социальные практики, индивиды как агенты общественных процессов, оказывают через них влияние на видоизменение социальных структур. Такое понимание организации социального пространства базируется на концепции П. Бурдьё (2005), воспринятой многими учеными (Минина, Василькова, 2019; Методология анализа личности и общества в работах П. Бурдье ..., 2020; Сокулер, 2003 и др.).
Вышеприведенное положение выступает основой формирования концепции конструирования социокультурных ценностей в сфере волонтерской деятельности. Г.Е. Зборовский пишет о добровольчестве как отрасли «социологического знания, предмет которой составляет изучение реальных волонтерских практик конкретных социальных общностей, особенностей их потребностей, интересов, ценностных ориентаций, мотивов поведения в связи с добровольческой деятельностью, взаимодействием волонтеров в рамках ее различных способов и видов, в том числе с различными институтами и организациями государства и гражданского общества» (Зборовский, 2017: 11).
С позиции рассматриваемого подхода правомерно говорить о социокультурном пространстве волонтерства. Практики последнего формируют такую сферу, в рамках которой складывается мировоззрение добровольчества, характеризующееся определенными нормами и ценностями, одни из них имеют устоявшееся содержание, которое может проявляться в различных формах, другие представляются новыми, отражающими вызовы времени. В ходе реализации социальных практик волонтерства происходят изменения в его аксиологической иерархии, обусловленные конструированием социокультурных ценностей, что детерминировано рядом факторов организации социума как системы: от мега- до микроуровня. Необходимо отметить, что такая позиция не представлена в изученных нами источниках. Обоснуем наше понимание многоуровневой детерминации конструирования социокультурных ценностей волонтерства.
Мегауровень (глобальный) организации общества предъявляет в настоящее время новые требования к социальной деятельности, в том числе к тем практикам, осуществление которых невозможно без информатизации и цифровизации. Вследствие этого происходит формирование новых видов волонтерства, основанных на ценностях электронного взаимодействия. Онлайн-прак-тики оказания помощи - финансовой, материальной, информационной, деятельностной (педагогическая, медицинская, экологическая и др.) - ориентируются на новые приоритеты волонтерства в цифровом обществе. «Интернет-пространство занимает особое место в жизни современного человека, в его профессиональной, политической, культурной, экономической, образовательной деятельности. Оно создает среду для развития новых форм социальной организации и социального взаимодействия» (Минина, Василькова, 2019). Другими словами, социокультурное пространство волонтерства обретает новую субстанцию в виде интернет-деятельности и актуальную характеристику взаимодействия - в формате онлайн. «Новая пространственная форма, - пишет М. Ка-стельс, - характерная для социальных практик, которые доминируют в сетевом обществе и формируют его, - пространство потоков. Пространство потоков есть материальная организация социальных практик в распределенном времени, работающих через потоки. Под потоками я понимаю целенаправленные, повторяющиеся, программируемые последовательности обменов и взаимодействий между физически разъединенными позициями, которые занимают социальные акторы в экономических, политических и символических структурах общества» (Кастельс, 2000: 64).
При всей достаточно размытой нормативной регуляции общения в виртуальном пространстве ценностные ориентации волонтерства сохраняются в их традиционной интерпретации - они направлены на оказание безвозмездной помощи. Вместе с тем конструируются новые ценности, содержание которых определяется новыми формами онлайн-общения. К ним можно отнести событийную наполненность, информационную насыщенность, выбор форм коммуникации и др.
Макроуровень социальной организации - государство, социальные институты - диктует свои нормы волонтерской деятельности, которые указаны в регулирующих правовых актах, в них же отражены и ценности добровольчества, которые должны быть ориентирами его социальных практик. Конструирования базисных социокультурных норм и ценностей в данном случае не требуется, так как налицо процесс регуляции отношений в социальном пространстве волонтерства.
Мезоуровень социума - регионы, этнические общности, организации, в том числе волонтерские, - предоставляет большие возможности для конструирования ценностей в том социокультурном пространстве, которое формируется в результате волонтерской деятельности и взаимодействия ее агентов и акторов.
Развивая методологию деятельностного подхода, А.А. Вейхер пишет: «Для выявления и объяснения фактических и нормативных значений пространственных аспектов жизнедеятельности необходимы инструменты исследований, выявляющие связи параметров описания деятельности субъектов-agents, организующих пространство, в сопоставлении с деятельностями субъ-ектов-actors по этим же пространствам, организующим пространство объектам» (Вейхер, 2020: 55). Волонтеры как субъекты деятельности и взаимодействия выступают агентами конструирования новых практик и социокультурных ценностей.
Опираясь на трактовки регуляции и саморегуляции Ю.А. Зубок и др. (Саморегуляция жизнедеятельности молодежи: методология и социальные практики ..., 2021), мы можем сформулировать идею таким образом: целенаправленное регулирование деятельности волонтеров осуществ-
SOCIOLOGY
ляется посредством влияния на нее со стороны внешних структур (агентов), прежде всего институциональных, а саморегулирование проявляет себя в том, что волонтеры сами выбирают способы и ориентиры своей деятельности, в том числе ценностные. Конструирование социокультурных ценностей добровольчества является выражением процесса саморегуляции. В основе этого процесса лежат потребности волонтеров и тех, кто нуждается в помощи. В результате изменения ценностных оснований добровольческой деятельности происходит преобразование пространственных характеристик: трансформация конфигурации локализации социального пространства, его расширение или сужение, изменение социальных практик, наполняющих его. Замещаются и темпоральные характеристики деятельности волонтеров, неразрывно связанные с пространственными. Не только онлайн-добровольчество основано на новых аксиологических приоритетах. Например, ценность патерналистского принципа помощи пожилым людям, людям с ОВЗ, безработным и попавшим в иную трудную жизненную ситуацию заменяется ценностью научения.
Микроуровень организации социума как система межличностного взаимодействия с позиции рассмотрения социального пространства волонтерства способствует конструированию социокультурных ценностей, во-первых, через инициативы лидеров добровольческих организаций; во-вторых, в ответ на потребности межличностной коммуникации благопотребителей.
Подводя итог сказанному, следует отметить следующее. Социальное пространство добровольчества многомерно. Как форма организации социальной деятельности волонтеров, оно меняется в зависимости от множества факторов, среди которых практики и взаимодействие акторов волонтерства являются основными. Конструирование социокультурных ценностей добровольчества зависит как от форм его проявления, так и, в большой степени, - от уровня организации социума как системы, в которой волонтерство занимает определенный пространственно-временной континуум. Предлагаемый в данной статье фокус рассмотрения добровольчества в парадигме социального пространства представляется новым и достаточно перспективным направлением исследования.
Список источников:
Беликова Д.А. Событийное волонтерство и его роль в формировании гражданских ценностей молодежи // Экономика и социум. 2017. № 12 (43). С. 122-124.
Бурдьё П. Социология социального пространства. СПб. ; М., 2005. 288 с.
Вейхер А.А. Развитие методологии деятельностного подхода в социологии как междисциплинарного // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов. М., 2020. С. 41-58. https://doi.org/10.19181/kon-gress.2020.2.
Зборовский Г.Е. Проблема волонтерства в структуре социологического знания // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2017. № 3. С. 8-23. https://doi.org/10.15593/2224-9354/2017.3.1.
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. 608 с.
Луцик М.Е., Осколков А.В. Опыт реализации событийного волонтерства в России и за рубежом // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 88-2. С. 132-135. https://doi.org/10.18411/trnio-08-2022-82.
Методология анализа личности и общества в работах П. Бурдье / С.П. Парамонова [и др.] // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. 2020. № 2. С. 11-30. https://doi.org/10.24412/2308-7226-2020-2-11-30.
Минина В.Н., Василькова В.В. От социального пространства к пространству онлайн социальных сетей: исследовательские подходы и вызовы // Социальное пространство. 2019. № 5 (22). С. 1-15. https://doi.org/10.15838/sa.2019.5.22.10.
Саморегуляция жизнедеятельности молодежи: методология и социальные практики / под общ. ред. Ю.А. Зубок. Белгород, 2021. 500 с.
Сокулер З.А. Социальное и географическое пространства в концепции П. Бурдье (научно-аналитический обзор) // Социальное пространство: Междисциплинарные исследования. М., 2003. С. 18-63.
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. 543 с.
Яковлев В.П. Социальное время. Ростов н/Д., 1980. 160 с.
References:
Belikova, D. A. (2017) Event Volunteering and Its Role in Forming the Civic Values of Youth. Ekonomika i sotsium. (12 (43)), 122-124. (In Russian).
Burd'e, P. (2005) Sotsiologiya sotsial'nogo prostranstva [Sociology of Social Space]. St. Petersburg ; Moscow. 288 р. (In Russian).
Kastel's, M. (2000) Informatsionnaya epokha: ekonomika, obshchestvo i kul'tura [The Information Age: Economy, Society and Culture]. Moscow. 608 р. (In Russian).
Lutsik, M. E. & Oskolkov, A. V. (2022) Opyt realizatsii sobytiinogo volonterstva v Rossii i za rubezhom [Experience of Event Volunteering in Russia and Abroad]. Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya. (88-2), 132-135. Available from: doi:10.18411/trnio-08-2022-82. (In Russian).
Minina, V. N. & Vasil'kova, V. V. (2019) From Social Space to Online Social Media Space: Research Approaches and Challenges. Sotsial'noe prostranstvo. (5 (22)), 1-15. Available from: doi:10.15838/sa.2019.5.22.10. (In Russian).
Paramonova, S. P., Misharin, K. D., Timerbulatova, E. F. & Shmykov, K. E. (2020) Methodology of Personal and Society Analysis in the Works of P. Burdie. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya № 3. Gumanitarnye i obshchestvennye nauki. (2), 11-30. Available from: doi:10.24412/2308-7226-2020-2-11-30. (In Russian).
Sokuler, Z. A. (2003) Sotsial'noe i geograficheskoe prostranstva v kontseptsii P. Burd'e (nauchno-analiticheskii obzor) [Social and Geographical Spaces in the Concept of P. Bourdieu (Scientific and Analytical Review)]. In: Sotsial'noe prostranstvo: Mezhdistsiplinarnye issledovaniya. Moscow, рр. 18-63. (In Russian).
Sorokin, P. A. (1992) Chelovek. Tsivilizatsiya. Obshchestvo [Human. Civilization. Society]. Moscow. 543 р. (In Russian). Veikher, A. A. (2020) Development of the Methodology of the Activity Approach in Sociology as an Interdisciplinary One. In: Sotsiologiya i obshchestvo: traditsii i innovatsii v sotsial'nom razvitii regionov. Moscow, рр. 41-58. Available from: doi:10.19181/kongress.2020.2. (In Russian).
Yakovlev, V. P. (1980) Sotsial'noe vremya [Social Time]. Rostov-on-Don. 160 р. (In Russian).
Zborovsky, G. E. (2017) Relevance of Volunteering in the Structure of Sociological Knowledge. Vestnik Permskogo natsion-al'nogo issledovatel'skogo politekhnicheskogo universiteta. Sotsial'no-ekonomicheskie nauki. (3), 8-23. Available from: doi:10.15593/2224-9354/2017.3.1. (In Russian).
Zubok, Yu. A. (ed.) (2021) Samoregulyatsiya zhiznedeyatel'nosti molodezhi: metodologiya i sotsial'nye praktiki [Self-Regulation of Youth's Life Activity: Methodology and Social Practices]. Belgorod. 500 р. (In Russian).
Информация об авторе А.Э. Зимин - аспирант Северо-Кавказского социального института, Ставрополь, Россия.
Information about the author A.E. Zimin - PhD student, North Caucasus Social Institute, Stavropol, Russia.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 20.01.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 10.02.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 21.02.2023.