юридические Шайдуллина Венера Камилевна
науки ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ...
УДК 341.161
DOI: 10.26140/bgz3-2020-0903-0099
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
© 2020
SPIN: 7526-7533
AuthorlD: 781451
ORCID: 0000-0002-2716-9282
ScopusID: 57203318474
Шайдуллина Венера Камилевна, кандидат юридических наук, доцент, Директор Центра исследований и экспертиз Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (125468, Россия, Москва, улица Ленинградский проспект, 49, e-mail: [email protected])
Аннотация. Цель: определить наиболее актуальные формы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации и определить базовые подходы повышения их эффективности. Методы: диалектический метод познания, заключающийся в анализе основных форм государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, исследовании зарубежного опыта регулирования данной сферы, целей такой регламентации. Использование диалектического подхода также заключается в применении формально-юридического и сравнительно-правового методов исследования государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Результаты: в настоящей статье рассматриваются основные формы и перспективы развития государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. При всей сложности политических отношений с западными странами, границы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности определяются потребностью развития форм международной кооперации и расширения национального экспорта, а также правилами международных организаций. Необходимость в этом вытекает из задач, стоящих перед Российской Федерацией с учетом потребности в защите политических и экономических интересов РФ, а также политических процессов, протекающих в отношениях между Россией и другими странами в условиях введения экономических санкций (странами ЕС, Канадой, США, Украиной). Был сделан вывод, что комплексный подход в регулировании внешнеэкономической деятельности поспособствует усилению роли внешнеэкономической деятельности, стимулирующей развитие приоритетных отраслей промышленности. Научная новизна: в настоящей статье впервые комплексно рассмотрены вопросы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности с учетом неблагоприятных явлений во внешней торговле, в также с учетом развития интеграции в рамках Евразийского экономического союза, ШОС и БРИКС. Практическая значимость: основные результаты исследования могут быть использованы при совершенствовании нормативных актов, регламентирующих внешнеэкономическую деятельность в Российской Федерации.
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, ВЭД, государственное регулирование, экспорт, ЕАЭС, нетарифное и тарифное регулирование, ШОС, БРИКС.
FORMS OF STATE REGULATION OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION
© 2020
Shaydullina Venera Kamilevna, candidate of juridical sciences, assistant professor, Director of the Center of Research and Expertise of the Department of legal regulation of economic activity
Financial University under the Government of the Russian Federation (445020, Russia, Moscow, Leningrad Avenue 49, e-mail: [email protected])
Abstract. Purpose: to determine the most relevant forms of state regulation of foreign economic activity in the Russian Federation and to determine the basic approaches to increase their effectiveness. Methods: the dialectical method of cognition, which consists in the analysis of the main forms of state regulation of foreign economic activity, the study of foreign experience in regulating this sphere, the goals of such regulation. The use of the dialectical approach also consists in the application of formal legal and comparative legal methods for studying state regulation of foreign economic activity. Results: this article discusses the main forms and prospects of development of state regulation of foreign economic activity. Despite the complexity of political relations with Western countries, the boundaries of state regulation of foreign economic activity are determined by the need to develop forms of international cooperation and expand national exports, as well as the rules of international organizations. The need for this stems from the tasks facing the Russian Federation, taking into account the need to protect the political and economic interests of the Russian Federation, as well as the political processes taking place in relations between Russia and other countries in the context of the imposition of economic sanctions (EU countries, Canada, USA, Ukraine) . It was concluded that an integrated approach to the regulation of foreign economic activity will contribute to the strengthening of the role of foreign economic activity, stimulating the development of priority industries. Scientific novelty: for the first time, this article comprehensively addresses the issues of state regulation of foreign economic activity, considering adverse events in foreign trade, and considering the development of integration within the framework of the Eurasian Economic Union, SCO and BRICS. Practical relevance: the main results of the study can be used to improve regulations governing foreign economic activity in the Russian Federation.
Keywords: foreign economic activity, foreign economic activity, state regulation, export, EAEU, non-tariff and tariff regulation, SCO, BRICS.
ВВЕДЕНИЕ и в области внешнеэкономической деятельности. Такая
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важ-
связь оказывает непосредственное влияние на внутрен-
ными научными и практическими задтами. Усиление нее экономическое равновесие государства требуя ис-процесс°в глобализации во всем мире приводит к возрас- пользования методов регулирования внешнеэкономи-танию роли внешнеэкономическои деятельности стран ческой деятельности (далее - ВЭД). Ни одна страна не и повышению значимости интеграционных пр°цесс°в сможет успешно развиваться, не имея эффективной сив целом. Вследствие этого надиональные экономики стемы внешнеэкономических связей, обеспечивающих становятся более открытыми. В таких условиж каж- интеграцию в мировое хозяйственное пространство. дая страна в своей экономической и торгов штатам Государственное регулирование внешнеэкономиче-должна учитывать наличие тесной связи между процес- ской деятельности уже давно вошло в практику многих сами происходящими внутри национальной экономики стран. В условиях рыночной экономики и механизмов Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 3(32) 403
Shaydullina Venera Kamilevna juridical
FORMS OF STATE REGULATION ... science
хозяйствования подобное регулирование представляет систему, охватывающую целую совокупность мер - контролирующих, исполнительных, законодательных. Все эти меры направлены на усовершенствование внешнеэкономической деятельности в интересах национальной (внутренней) экономики.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. По настоящей проблематике имеются отдельные экономические и юридические исследования, посвященные регулированию внешнеэкономической деятельности (например, работы Гордюшина И.А. [2], Джабиев А.П. [3], Кнауб В.В. [6], Моргоева М.Х. [9], и пр.). Тем не менее, настоящие исследования не затрагивают вопросов форм регулирования внешнеэкономической деятельности в условиях современной геополитики.
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи. Целью настоящей статьи является определение наиболее актуальных форм государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации базовых подходов повышения их эффективности.
Постановка задания. Цель предопределила следующие задачи исследования: 1) проанализировать основные подхода к термину «внешнеэкономическая деятельность»; 2) определить основные цели и формы регулирования внешнеэкономической деятельности; 3) исследовать влияние экономических интеграций на государственное регулирование внешнеэкономической деятельности.
Используемые в исследовании методы, методики и технологии. При написании данного исследования был использован диалектический метод познания, заключающийся в анализе основных форм государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, исследовании зарубежного опыта регулирования данной сферы, целей такой регламентации. Использование диалектического подхода также заключается в применении формально-юридического и сравнительно-правового методов исследования государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Определение категории «внешнеэкономическая деятельность» содержится во многих источниках. Наиболее точное и емкое определение, определяющее сущность рассматриваемого вида деятельности, закреплено в Федеральном законе № 183-Ф3 от 18.07.1999 года «Об экспортном контроле». В соответствии с законодательным определением, внешнеэкономическая деятельность - это любая деятельность, реализуемая в сфере международного оборота (инвестиционная, внешнеторговая, экономическая, иная). Объектом данной деятельности может выступать капитал, информация, товары, услуги). Ею охватывается в т. ч. производственная кооперация в указанной сфере [1].
Помимо вышеприведенного, существуют и другие определения внешнеэкономической деятельности. Рассмотрим некоторые из них:
Некоторые авторы предлагают понимать под внешнеэкономической деятельностью совокупность коммерческих, оперативных, экономических, организационных, хозяйственных и производственных функций, осуществляемых экспортоориентированными предприятиями с учетом методов и форм работы на иностранном рынке, а также в соответствии с избранной внешнеэкономической стратегией [8].
По мнению других исследователей, внешнеэкономическая деятельность представляет собой систему коммерческих, экономических, организационных, хозяйственных и производственных функций предприятий и 404
организаций [9].
Цели внешнеполитической деятельности государства закреплены в Концепции внешней политики Российской Федерации. В качестве наиболее приоритетной цели признано обеспечение условий в сфере внешней торговли, обусловливающих повышение качества и уровня жизни граждан; повышение конкурентоспособности и устойчивый рост национальной экономики России.
Еще одна немаловажная цель заключается в укреплении позиций Российской Федерации в системе мирохозяйственных связей. В рамках вышеуказанной Концепции внешней политики предусмотрено использование возможностей региональных и международных финансовых и экономических организаций для недопущения дискриминации на мировом рынке российских услуг, товаров и инвестиций [3].
Еще один важный документ в данной сфере - Государственная программа «Развитие внешнеэкономической деятельности». В данной программе установлена аналогичная цель - принятие мер по усилению позиций в глобальной экономике, а также по повышению вклада внешнеэкономической деятельности РФ в экономическое и социальное развитие государства [6].
Для достижения обозначенных целей необходимо наладить эффективное государственное регулирование в сфере ВЭД, заключающееся в установлении государством общих правил осуществления внешнеэкономической деятельности и оснований ответственности за их несоблюдение. Следует отметить, что в настоящее время решение широкого спектра вопросов выведено на уровень экономических объединений стран (в т. ч. ВТО, ЕЭС и др.).
При рассмотрении целей ВЭД, следует выделить ключевую - это цель по защите политических и экономических интересов РФ. Достижение данной цели обеспечивается:
а) за счет создания национальной системы институтов и механизмов развития внешнеэкономической деятельности, доступной для широкой массы российских бизнесменов и обладающей высокой конкурентоспособностью;
б) за счет создания условий, обеспечивающих интеграцию Российской Федерации в круг лидеров мировой экономики (стратегическая цель);
в) за счет формирования условий, обеспечивающих повышение вклада внешнеэкономической сферы с учетом экспортной ориентированности российской экономики;
г) за счет углубления интеграции между странами-участниками еаэс, обеспечивающей свободное перемещение рабочей силы, инвестиций, услуг и товаров;
д) за счет создания эффективной системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, способной обеспечить интересы бизнеса и национальные интересы государства в международном экономическом сотрудничестве с учетом меняющихся условий внешнего окружения.
Такая система должна формироваться с учетом тесной связи с наднациональными полномочиями в сфере регулирования внешнеэкономической деятельности органами ЕАЭС. Кроме того, должно учитываться влияние, оказываемое Российской Федерацией на происходящие в данной сфере процессы. Следовательно, при формировании системы государственного регулирования ВЭД целесообразно создать также систему таможенного администрирования и пропуска через границу РФ. Такой комплексный подход поспособствует обеспечению интересов России и ЕАЭС в сфере безопасности и экономики.
Правовые основы реализации ВЭД определяются Федеральный закон № 164-ФЗ от 08.12.2003 года «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Данный нормативный акт также определяет ключевые принципы государственного ре-Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 3(32)
юридические науки
Шайдуллина Венера Камилевна ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ...
гулирования и направления государственной политики России [2, 6]. В рамках ЕАЭС таким основополагающим документом выступает Таможенный кодекс ЕАЭС, определяющий механизмы государственного регулирования перемещения через таможенную границу Союза капитала, услуг, работ и товаров.
Помимо вышеуказанных законодательных актов, к числу правовых форм ВЭД относятся международные договоры. Такие договоры бывают многосторонними и двусторонними. Они устанавливают основные направления и принципы межгосударственного взаимодействия между участниками, подписавшими такие договоры; обязанности и права стран; конкретные аспекты взаимодействия; проблемные вопросы, которые требуют урегулирования.
Указанными аспектами обусловливается наличие двух подходов во внешнеэкономической политике -протекционизм и свобода торговли.
Протекционизм направлен на защиту внутреннего (национального) рынка от различных воздействий, а также на поддержание отечественного производителя. Протекционизмом предполагается вмешательство государства во внешнеторговую и внешнеэкономическую деятельность путем введения ограничений относительно импортируемых товаров.
Под свободой торговли (англ. «free trade») подразумевается минимальное вмешательство государства в сферу внешней торговли. В таких условиях внешняя торговля регулируется только законами рынка, определяемыми предложением и спросом. При этом никакие торговые ограничения и таможенные барьеры (вывозные и ввозные тарифы, импортные и экспортные квоты и субсидии) не устанавливаются.
Государство, учитывая все отрицательные и позитивные аспекты вышеуказанных подходов, должно создавать своими действиями баланс в регулировании ВЭД, а также воздействовать на участников отношений, возникающих в данной сфере. Воздействие может проявляться по-разному - от создания неблагоприятных условий для реализации отдельных видов ВЭД до оказания всяческого содействия.
Любое государство при применении мер по государственному регулированию ВЭД должно исходить, прежде всего, из необходимости соблюдения международных норм и принципов мировой торговли. Это значит, что, при применении указанных мер, государству необходимо принимать во внимание интересы других стран. С целью устранения возможности возникновения случаев межгосударственных торговых войн международные организации (ЮНКТАД, ГАТТ/ВТО и др.) выработали разные правила ведения внешней торговли [7].
По правилам ведения внешней торговли государства осуществляют регулирование ВЭД путем применения одного из двух методов регулирования - нетарифного или тарифного [13]. Вступление России в ВТО предопределило использование таможенно-тарифного регулирования в качестве наиболее приоритетного метода регулирования ВЭД. Такое регулирование осуществляется за счет установления вывозных и ввозных таможенных пошлин.
Нетарифное регулирование, в отличие от тарифных мер регулирования ВЭД, влияет на предпринимательскую деятельность в данной сфере без использования таможенного тарифа.
Основные нетарифные методы регулирования ВЭД:
- техническое регулирование (введение сертификации на импортируемые товары);
- количественные методы (установление количественных ограничений путем лицензирования и квотирования);
- введение ограничений на внешнеторговую деятельность (например, валютный и экспортный контроль; исключительное право на экспорт или импорт; налоговое регулирование и др.);_
- установление государственной монополии на импорт или экспорт отдельных видов товаров;
- лицензионный (разрешительный) порядок импортных и экспортных операций;
- принятие необходимых мер по защите внутреннего (национального) рынка (введение компенсационных, антидемпинговых и специальных защитных пошлин);
- установление запрета на импорт отдельных категорий товаров, попадающих под действие Указов главы государства, принятых в ответ на введенные санкции против России [4,5].
ВЫВОДЫ
Выводы исследования. При всей сложности политических отношений с западными странами, границы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности определяются потребностью развития форм международной кооперации и расширения национального экспорта, а также правилами международных организаций. Необходимость в этом вытекает из задач, стоящих перед Российской Федерацией с учетом потребности в защите политических и экономических интересов РФ, а также политических процессов, протекающих в отношениях между Россией и другими странами в условиях введения экономических санкций (странами ЕС, Канадой, США, Украиной) [10].
Наряду с этим, несмотря на сложности, которые существуют в отношениях между Россией и странами Запада, некоторые интеграционные процессы имеют тенденцию к усилению. В частности, создаются новые экономические связи между государствами, усиливается взаимодействие за счет использования более эффективных методов и способов влияния на экономическую деятельность, осуществляется структурная перестройка национальных экономик. Особенно показательно это по итогам разных экономических форумов, которые проходят в крупных городах и разных регионах России [1116].
Комплексный подход поспособствует усилению роли внешнеэкономической деятельности, стимулирующей развитие приоритетных отраслей промышленности.
Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Таким образом, в условиях реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт» важной задачей является определение наиболее актуальных форм государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. В связи с этим необходимо исследовать зарубежный опыт правового регулирования экспорта и международной кооперации, а также сложившейся деловой практики с целью выработки эффективных способов регламентации данной сферы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Арашкевич О.В., Геврасева А.П. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в условиях интеграции: региональный аспект // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. 2018. № 4. С. 63-71.
2. Гордюшина И.А. Особенности правового регулирования внешнеэкономической деятельности региона // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 9. С. 67-70.
3. Джабиев А.П. Стратегические направления развития таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в Евразийском экономическом союзе // European Social Science Journal.
2018. № 8. С. 154-161.
4. Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Актуальные проблемы правового регулирования внешнеэкономической деятельности // Журнал российского права. 2019. № 10. С. 145-151.
5. Егорова Л.И., Палазов А.Б., Омельченко Ю.Г. Специфика теоретико-методических подходов к регулированию экономической безопасности внешнеэкономической деятельности регионов // Экономика устойчивогоразвития. 2019. № 4 (40). С. 275-281.
6. Кнауб В.В. Нормативно - правовое регулирование контроля внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов // Наука среди нас. 2019. № 5 (21). С. 309-315.
7. Магомадова М.С., Ялмаев Р.А. О методах регулирования внешнеэкономической деятельности // Евразийское Научное Объединение.
2019. № 10-4 (56). С. 310-311.
8. Матусевич А.П. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России в период европеизации страны // Экономика и предпринимательство. 2019. № 2 (103). С. 62-65.
Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 3(32)
405
Shaydullina Venera Kamilevna FORMS OF STATE REGULATION ..
juridical science
9. Моргоева М.Х. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности: формы и перспективы развития // Инновационная наука. 2019. № 11. С. 81-86.
10. Тарасов М.М. Актуальные проблемы и пути совершенствования государственного регулирования внешнеэкономической деятельности // Экономика и управление: проблемы, решения. 2020. Т. 3. № 2. С. 75-87.
11. Терешенкова А.Ю., Щербич С.В. Экспортный контроль как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Технико-технологические проблемы сервиса. 2019. № 2 (48). С. 68-74.
12. Филиппов М.И., Мосеенкова А.О., НепаркоМ.В. Особенности таможенно - тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в условиях функционирования Евразийского экономического союза // Colloquium-journal. 2019. № 20-6 (44). С. 48-50.
13. Башкуева Е.Ю., Атанов Н.И. Состояние правового регулирования внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации и пути его совершенствования //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 67-71.
14. Samadov B.O., Nasrutdinzoda K.Sh. Features of legal regulation and protection of competition in the sphere of foreign economic activity // Вопросы российского и международного права. 2018. Т. 8. № 12A. С. 74-79.
15. Кузьмичева И.А., Шишленко К.В. Внешнеэкономическая деятельность как предпринимательская деятельность организаций в условиях мирового хозяйствования // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 311-314.
16. Аллахверди Э.Н. Транзит энергетических ресурсов из Азербайджана в Европу как основа развития внешнеэкономических связей //Научный вектор Балкан. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 79-82.
17. Романова Г.Г., Пролетарская А.С. Сущность и формы внешнеэкономической деятельности страны. Методы оценки ее эффективности //Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 127130.
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситету.
Статья поступила в редакцию 04.04.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020
406
Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 3(32)