Научная статья на тему 'Проблемные аспекты развития внешнеэкономической деятельностив российской Федерации'

Проблемные аспекты развития внешнеэкономической деятельностив российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2310
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИМПОРТЕР / ЭКСПОРТЕР / ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ / ТОРГОВЫЙ БАЛАНС / СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / IMPORTER / EXPORTER / PROBLEMATIC ASPECTS / TRADE BALANCE / CERTIFICATE OF CONFORMITY / STATE REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кантарович Алла Александровна

Предметом исследования являются проблемы, возникающие при осуществлении внешнеэкономической деятельности предприятий в Российской Федерации. Автором предложена классификация проблем на внешние и внутренние, детализированы внутренние проблемы на специфические, касающиеся только экспортных и импортных операций, а также общие проблемы, присущие внешнеэкономической деятельности в целом. Выделенные проблемные аспекты в сфере ВЭД могут стать базисом для создания эффективной системы регулирования экспортно-импортных операций, обеспечивающей устойчивое экономическое развитие и реализацию конкурентных преимуществ России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кантарович Алла Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problematic Aspects of the Development of Foreign Economic Activity in the Russian Federation

The subject of the study are the problems that arise when conducting foreign economic activity in the Russian Federation. The author has proposed a classification of problems into external and internal, detailed internal problems into specific ones related only to export and import operations, as well as general problems inherent in foreign economic activity in general. Thus, the identified problematic aspects in the field of foreign economic activity can become the basis for the creation of an effective system for regulating export-import operations, ensuring sustainable economic development and the realization of Russia's competitive advantages.

Текст научной работы на тему «Проблемные аспекты развития внешнеэкономической деятельностив российской Федерации»

УДК 339.5

Проблемные аспекты развития внешнеэкономической деятельности

в Российской Федерации

Кантарович А.А.

Кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела Санкт-Петербургского государственного экономического университета

Предметом исследования являются проблемы, возникающие при осуществлении внешнеэкономической деятельности предприятий в Российской Федерации. Автором предложена классификация проблем на внешние и внутренние, детализированы внутренние проблемы на специфические, касающиеся только экспортных и импортных операций, а также общие проблемы, присущие внешнеэкономической деятельности в целом. Выделенные проблемные аспекты в сфере ВЭД могут стать базисом для создания эффективной системы регулирования экспортно-импортных операций, обеспечивающей устойчивое экономическое развитие и реализацию конкурентных преимуществ России.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, импортер, экспортер, проблемные аспекты, торговый баланс, сертификат соответствия, государственное регулирование.

В условиях усиления интеграционных процессов национальных экономик в глобальное мировое пространство все большую роль приобретает внешнеэкономическая деятельность, являющаяся ключевым драйвером экономического развития и роста конкурентоспособности страны. Однако, несмотря на существенную роль внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) в развитии страны и огромный интерес ученых к данному процессу, проблемы, связанные с развитием ВЭД, в современной литературе представлены фрагментарно. В связи с этим особую актуальность приобретает выявление основных причин, тормозящих развитие внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации, с целью формирования институциональных условий для повышения конкурентных преимуществ национальной экономики.

Целью исследования является выявление, систематизация и классификация проблем, возникающих при осуществлении внешнеэкономической деятельности предприятиями в Российской Федерации.

Методологическую базу исследования составляют: общенаучные методы (анализ, синтез, логическое обобщение) при рассмотрении существующих подходов к выявлению проблемных аспектов в ра-

боте участников внешнеэкономической деятельности; эмпирический метод (наблюдение, измерение, сравнение) - для выявления и сравнения тенденций развития международной торговли за последние пять лет.

Стратегическое значение внешнеэкономической деятельности для экономики страны закреплено в Государственной программе № 330 «Развитие внешнеэкономической деятельности», утвержденной Постановлением Правительства РФ в 2014 г. [1]. Среди основных целей программы отмечены:

- усиление роли внешнеэкономической деятельности в социально-экономическом развитии государства, что позволит укрепить позиции РФ на глобальном рынке;

- увеличение к 2024 г. экспортного объема несырьевых товаров до 250 млрд долл. США и оказываемых услуг до 100 млрд долл. США.

По результатам внедрения программы ожидается:

- совершенствование условий экономического сотрудничества для России на мировом рынке и укрепление ее позиций;

- расширение торгово-экономического сотрудничества со странами Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона, СНГ, ЕАЭС, БРИК и др.;

- усовершенствование экспортной специализации и диверсификация экспорта, благодаря повышению доли несырьевых товаров;

- рост числа компаний-экспортеров в 1,5 раза к 2024 г., по сравнению с 2014 г.;

- поднятие РФ к 2024 г. на 40-ю позицию по индикатору «Международная торговля» в рейтинге Всемирного банка (Doing Business). По состоянию на май 2019 г. Россия находилась на 99-й позиции по данному показателю [2];

- рост объемов торговли услугами и несырьевыми товарами со странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС);

- формирование эффективной системы поддержки развития и регулирования внешнеэкономической деятельности, учитывающей национальные интересы;

- совершенствование российской лабораторной базы для обеспечения оценки соответствия товаров международным требованиям, создание GLP-лабораторий для проведения GLP-исследований продукции, которая экспортируется;

- формирование эффективной таможенной системы, создающей благоприятные условия для функционирования участников внешнеэкономической деятельности и защищающей интересы России и других стран - членов ЕАЭС в ходе экономического сотрудничества между странами [1].

Итоги международной торговли 2018 г. свидетельствуют о том, что торговый баланс страны составил 194,4 млрд долл. США, что на 69,5 % больше, чем в предыдущем периоде (рис. 1). Однако, несмотря на позитивную динамику в последние два периода, показатель 2018 г. всего лишь на 7,7 % превысил данные 2014 г., что является результатом ряда проблем во внешнеэкономической деятельности страны, которые будут рассмотрены ниже.

Отметим, что четкой классификации факторов, негативно влияющих на работу субъектов внешнеэкономической деятельности, в современной эко-

600ООО п

^Торговый баланс, млн. долл. США 1 Импорт, млн. долл. США -темп прироста экспорта, %

3 Экс порт, млн. долл. США -темп прироста торгового баланса, -темп прироста импорта, %

Рис. 1. Динамика торгового баланса, импорта и экспорта РФ, млн долл. США

Источник: составлено автором по данным Центробанка России [3].

номической литературе не представлено. Поэтому рассмотрим проблемные аспекты развития ВЭД в зависимости от источника их возникновения -внешние и внутренние проблемы. Внешние проблемы обусловлены макро- и микроэкономическими факторами, а внутренние - деятельностью органов государственной власти РФ и самих предприятий.

Так, ключевой внешней проблемой сокращения как объемов экспорта, так и импорта, начиная с 2014 г., как отмечают ряд авторов [4-6], является введение санкций со стороны США и стран Европейского Союза. Так, наибольшее падение как экспорта, так и импорта наблюдалось в 2015 г., 31,3 и 37,3 %, соответственно. В свою очередь, пик сокращения торгового баланса наблюдался в 2016 г., когда его объемы снизились на 39,2 % (см. рис. 1).

Под санкции попали наиболее развитые сферы экономической деятельности РФ, такие как: военная промышленность, нефтегазовая отрасль, металлургическая сфера и др. Также был введен запрет на работу с российскими банками, которые имеют долю государственного капитала. Под воздействием США на Международный валютный фонд и Всемирный банк Россия была существенно ограничена в доступе к дешевым и долгосрочным кредитам, что увеличивает расходы по импортно-экспортным операциям и замедляет развитие внешнеэкономической деятельности [6]. В свою очередь, Россия для снижения негативных последствий ввела ответные санкции, касающихся наложения эмбарго на ряд продовольственных товаров, товаров легкой промышленности, работы платежных систем и др., что отразилось на импортных операциях.

Также на проведение внешнеэкономической деятельности влияют такие внешние факторы, как:

- военные действия, политические конфликты (конфликт с Украиной с начала 2014 г.);

- правовые (отсутствие четких правовых отношений между странами, которые занимаются взаимной торговлей);

- экономические - рост инфляции, увеличение размера процентных ставок по кредитам, падение экономического роста, увеличение безработицы, изменения цен на мировых рынках и др.;

- социальные факторы (изменение предпочтений потребителей, усиление влияния ответственного потребления и пр.);

- технологические факторы (развитие науки и техники на внешних рынках, что может снизить спрос на отечественную продукцию) [7-9].

Анализ внутренних причин, тормозящих развитие внешнеэкономической деятельности в РФ, позволяет объединить их в одну группу, связан-

ную с неэффективным государственным регулированием, выделив среди них специфические проблемы, присущие только экспортным или импортным операциям, а также общие, характерные как для экспортеров, так и для импортеров.

Так, одним из существенных проблемных аспектов развития экспортной деятельности в России является несовершенная структура экспорта (ориентация на сырьевые товары), что в будущем не позволит занять высокую позицию в мировой экономике среди стран, ориентированных на товары с высокой добавленной стоимостью [10; 11]. В целом на долю энергоносителей в экспорте в 2018 г. приходилось 59,1 %, тогда как несырьевые товары занимали 40,9 % (рис. 2). Следует отметить положительную динамику за пятилетний период в структуре экспорта в сторону сокращения доли сырьевых товаров и увеличения несырьевых, что, безусловно, было вызвано воздействием санкций. Однако данные изменения происходят очень медленно. В числе проблем, связанных с торговлей энергоресурсами, отметим высокую волатильность цен, что при неблагоприятной рыночной конъюнктуре негативно отражается на доходах страны.

Также существенно сдерживает развитие экспортной деятельности низкий уровень государственной поддержки предприятий, ориентированных на экспорт [5; 10; 11], что в первую очередь обусловлено низкой заинтересованностью органов государственной власти в связи с высокими ценами на сырьевые товары на мировом рынке. В результате это отражается в том, что:

- государственные органы власти не оказывают достаточной финансовой поддержки экспортно-ориентированным предприятиям;

- наблюдается дисбаланс и отсутствие согласия между участниками российской системы поддержки экспорта и системой государственного администрирования и регулирования внешнеэкономической деятельности;

- отсутствуют эффективные цели и задачи в работе механизмов и институтов развития экспорта и

34,7 40,4 45,3 45,2 40,9

65,3 59,6 54,7 54,8 59,1

2014 2015 2016 2017 2018

доля сырьсвых товаров в экспорте., % цоли несырьевых говаров в экспорте, %

Рис. 2. Структура экспорта РФ, %

Источник: составлено автором по данным Центробанка России [3].

политики РФ, касающейся внешнеэкономической деятельности [5].

Также среди проблем, оказывающих негативное влияние на развитие ВЭД в России, можно обозначить:

- несоответствие национального регулирования международным практикам закрывает перед российскими производителями наиболее платежеспособные мировые рынки и не позволяет на должном уровне конкурировать с иностранными производителями аналогичной продукции. Российский бизнес имеет серьезные проблемы со способностью к модернизации, внедрению и адаптации новых технологий в своей деятельности;

- невысокий уровень активности внедрения международных стандартов качества на предприятиях;

- несовершенство политики установления ввозных пошлин на импорт, касающейся защиты национальных производителей;

- невыгодные условия кредитования экспорта [11; 12].

При проведении импортных операций импортеры также сталкиваются с рядом трудностей, возникающих в процессе подтверждении соответствия товаров как на этапе таможенного оформления, так и после выпуска товаров. Среди ключевых проблем импортеров можно выделить:

- невозможность проверки законности выдачи протокола испытаний для участника ВЭД, поскольку единый реестр по протоколам испытаний не представлен в открытом доступе;

- отсутствие возможности внесения изменений в сертификат соответствия в случае, например, изменения юридического адреса компании, директора, номера телефона и пр., что влечет необходимость прохождения процедуры подтверждения соответствия заново, а значит, и новые финансовые расходы;

- участник ВЭД является заложником процедуры подтверждения соответствия, поскольку он не имеет возможности влиять на ход процедуры оценки соответствия, а по факту таможенные органы возлагают контроль на него;

- участник ВЭД очень часто должен обосновывать тот факт, что импортируемые им товары не нуждаются в обязательном подтверждении соответствия. Если все-таки таможенная служба признает, что товар подлежит обязательной сертификации, то участнику ВЭД могут отказать в выпуске товаров или открыть дело об административном правонарушении;

- наличие рисков финансовых потерь при ввозе партии новых образцов продукции для испытаний, поскольку в случае неудовлетворительных результатов исследования участник ВЭД обязан вывезти ее за свой счёт;

- аннулирование или архивирование формы сертификата соответствия Росакредитацией, что дела-

ет их недействительными, и, соответственно, таможенный орган считает, что продукция была ввезена без разрешения [13].

Среди общих проблем, касающихся деятельности как экспортеров, так и импортеров, отметим [10; 12]:

- высокий уровень коррупции, что еще больше снижает эффективность государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Так, по данным Международного антикоррупционного движения Transparency International, в 2018 г. Россия по Индексу восприятия коррупции (Corruption Perception Index) заняла 138 место из 180 стран, опустившись на 3 позиции ниже, по сравнению с предыдущим годом [14];

- несовершенство налоговых процедур;

- высокие расходы на проведение внешнеэкономической деятельности, связанные с нетарифными мерами регулирования торговли;

- монополизация экспортно-импортной деятельности крупными компаниями;

- высокий уровень регулирования деятельности предпринимателей;

Таблица 1

Классификация факторов, негативно влияющих на внешнеэкономическую деятельность российских предприятий [4-14]

- проблемы распределения полномочий на федеральном, региональном и местном уровнях власти в сфере регулирования ВЭД.

Таким образом, участники внешнеэкономической деятельности сталкиваются как с внешними, так и внутренними угрозами, оказывающими влияние на развитие международных отношений и уровень доходности операций (табл. 1).

Подводя итог, отметим, что предложенный нами подход к разделению проблем на внешние и внутренние, а также детализация внутренних проблем на специфические (на уровне экспортеров и импортеров) и общие позволит более четко структурировать цели задачи, касающиеся политики развития внешнеэкономической деятельности в РФ.

Учитывая необходимость повышения уровня бюджетных поступлений, целесообразно осуществить ряд мероприятий для формирования комплексного контроля за соблюдением таможенного законодательства субъектами ВЭД и снижения, таким образом, уровня коррупции, ввести упрощенные таможенные процедуры на границе. Для совершенствования государственного регулирования

внешнеэкономической

Вид фактора

I

э

ф

I

m

Ф

s

^

о

ф

т

s

-&

s

ф J

s ф

I с

I О

ф

Ci

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1—

^

I

m

ю О

Характеристика

- военные действия, политические конфликты (конфликт с Украиной);

- правовые факторы (неурегулированность договорных и правовых отношений между странами, имеющих взаимные торговые отношения);

- экономические (рост инфляции, замедление темпов роста экономики, отсутствие доступа к дешевым и долгосрочным кредитам из-за высокого влияния США на деятельность Международного валютного фонда, рост безработицы, неблагоприятные изменения цен на мировых рынках, введение экономических санкций в 2014 г со стороны США и стран Европейского Союза и др.);

- социальные факторы (изменения предпочтений потребителей);

- технологические факторы (развитие новых технологий на внешних рынках).

На уровне экспортеров:

- диспропорции в структуре экспорта;

- низкий уровень государственной поддержки предприятий, занимающихся экспортными операциями;

- несоответствие национального регулирования международным стандартам;

- отсутствие желания и финансовых возможностей внедрять международные стандарты качества на предприятиях;

- несовершенная политика установления ввозных пошлин на импорт, касающаяся защиты национальных производителей;

- невыгодные условия кредитования экспорта;

- проблемы распределения полномочий на федеральном, региональном и местном уровнях власти в сфере регулирования ВЭД.

На уровне импортеров:

- проблемы, связанные с подтверждением соответствия товаров как на этапе таможенного оформления, так и после выпуска товаров.

- несовершенство налоговых процедур;

- высокие расходы на проведение внешнеэкономической деятельности, связанные с нетарифными мерами регулирования торговли;

- монополизация экспортно-импортной деятельности крупными компаниями;

- высокий уровень регулирования деятельности предпринимателей;

- проблемы распределения полномочий на федеральном, региональном и местном уровнях власти в сфере регулирования ВЭД.

деятельности необходимо повысить прозрачность взаимной торговой среды при одновременном повышении уровня общей безопасности; максимально приблизить таможенное законодательство России к международным стандартам; усилить сотрудничество в сфере внедрения Гармонизированной системы описания и кодирования товаров для обеспечения четкой классификации товаров; усовершенствовать процедуру таможенной оценки. В целом повышение конкурентоспособности российской экономики возможно за счет усиления роли России в международной кооперации и специализации с учетом национальных интересов. Дальнейшие исследования по улучшению политики управления внешнеэкономической деятельностью должны

быть направлены на устранение имеющихся проблем для повышения эффективности международной торговли и роста бюджетных поступлений.

Литература:

1. Постановление Правительства от 15.04.2014 г. № 330 «Государственная программа развития внешнеэкономической деятельности». - URL: http://government.ru/rugovclassifier/854/events/ (дата обращения: 04.01.2020).

2. Официальный сайт Всемирного банка. Рейтинг стран по показателю благоприятности условий ведения бизнеса. - URL: https://russian. doingbusiness.org/ru/rankings (дата обращения: 21.01.2020).

3. Официальный сайт Банка России. Статистика внешнего сектора. - URL: https://www.cbr. ru/statistics/macro_itm/svs/ (дата обращения: 04.01.2020).

4. Мищенко Я.П., Комаров М.А. Перспективы развития внешнеэкономической деятельности России в современных условиях // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). - 2016. - № 4 (56). - С. 67-73.

5. Харланова В.Н. Перспективы развития внешнеэкономической деятельности России в современных условиях // Студенческая наука XXI века. -2016. - № 1-2 (8). - С. 256-259.

6. Якунин О.В. Перспективы развития внешнеэкономической деятельности России в условиях международной изоляции и экономических санкций // Дискуссия. - 2015. - № 3 (55). - С. 52-58.

7. Конева А.И. Факторы влияния на развитие внешнеэкономической деятельности предприятий.

- URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/faktory-vliyaniya-na-razvitie-vneshneekonomicheskoy-deyatelnosti-predpriyatiy/viewer (дата обращения: 08.01.2020).

8. Елистратова Е.Ю. Факторы риска экономической безопасности внешнеэкономической деятельности России // Международный научно-исследовательский журнал. - 2019. - № 4 (82).

- Ч. 2. - С. 12-16.

9. Фурсова В.А., Карацева Н.З., Рубан М.М. Класифшащя факторiв впливу на зовшшнь-оекономiчну дiяльнiсть шдприемства // Економша. Фшанси. Право. - 2019. - № 12/1. - С. 10-12.

10.Федорив М.Р. Проблема правового регулирования внешнеэкономической деятельности. - URL: http://files.scienceforum.ru/ pdf/2017/34451.pdf (дата обращения: 08.01.2020)

11.Карташов Е.Ф. Региональные проблемы развития и регулирования внешнеэкономической деятельности. - URL: http://www.science-bsea.bgita. ru/2010/ekonom_2010_2/kartashov_ region.htm (дата обращения: 08.01.2020).

12. Панасенкова Т.В. Факторы развития внешнеэкономических связей макрорегиона в условиях экономической регионализации на современном этапе // Инновационная наука. - 2015. - №. 1-2. -Т.1. - С. 142-147.

13.Курочкина О.Л. Проблемы, возникающие у участников ВЭД при подтверждении соответствия товаров на этапе таможенного оформления

- URL: https://www.alta.ru/expert_opinion/71266/ (дата обращения: 08.01.2020).

14. Corruption Perceptions Index 2018. Transparency International. - URL: https://transparency.org.ru/ research/CPI%202018%20Global%20Analysis_ FINAL.pdf (дата обращения: 08.01.2020).

Problematic Aspects of the Development of Foreign Economic Activity

in the Russian Federation

Kantarovich A.A.

Saint-Petersburg State University of Economics

The subject of the study are the problems that arise when conducting foreign economic activity in the Russian Federation. The author has proposed a classification of problems into external and internal, detailed internal problems into specific ones related only to export and import operations, as well as general problems inherent in foreign economic activity in general. Thus, the identified problematic aspects in the field of foreign economic activity can become the basis for the creation of an effective system for regulating export-import operations, ensuring sustainable economic development and the realization of Russia's competitive advantages.

Key words: foreign economic activity, importer, exporter, problematic aspects, trade balance, certificate of conformity, state regulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.