Научная статья на тему 'ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВОПОРЯДКА В ХОДЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВОПОРЯДКА В ХОДЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ELECTORAL CAMPAIGN / ELECTORAL PROCESS / FORMS OF ACTIVITY / INTERNAL AFFAIRS ACTIVITY / DIGITALIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Носатов Юрий Николаевич

В данной статье предпринята попытка систематизировать знания о формах деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в ходе избирательных кампаний в современных условиях. На основе устоявшихся классификаций по различным признакам сделаны выводы о появлении новой (электронной) формы деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка. В первой части автором отмечается, что в последние годы происходит цифровизация общественных отношений. В частности, указывается на то, что различными государственными органами в последнее время принят ряд нормативных правовых актов, направленных на их организационное обеспечение. Отдельно автором анализируется законодательство, позволяющее применять элементы цифровизации в избирательном процессе, при этом уделяется особое внимание возможным негативным последствиям, связанным с противоправным воздействием на избирательный процесс. В дальнейшем рассматриваются органы внутренних дел, как один из субъектов противодействия правонарушениям в сфере избирательного процесса. Дается авторское определение форм деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в ходе избирательных кампаний и предлагается их классификация. Отмечается, что на современном этапе развития общества и избирательного процесса формы деятельности требуют так же своего развития и не в полной мере укладываются в так называемую «классическую» классификацию. В связи с чем, автор выделяет новую форму реализации функций по обеспечению правопорядка в деятельности правоохранительных органов в период подготовки к выборам и во время их проведения - электронную форму. Также, им определены признаки, позволяющие отождествлять электронную форму. Автором делается вывод, что электронная форма, может стать преобладающей в деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в период проведения избирательных кампаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Носатов Юрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY INTERNAL AFFAIRS ELECTORAL CAMPAIGN LAW ENFORCEMENT

This article is an attempt to systematize knowledge about the forms of activities of the internal affairs bodies to ensure law and order during election campaigns in modern conditions. On the basis of established classifications on various grounds, conclusions are drawn about the emergence of a new (electronic) form of activity of the internal affairs bodies to ensure law and order. In the first part, the author notes that in recent years there has been a digitalization of public relations. In particular, it is pointed out that various state bodies have recently adopted a number of normative legal acts aimed at their organizational support. Separately, the author analyzes the legislation that allows the use of elements of digitalization in the electoral process, while paying special attention to the possible negative consequences associated with illegal impact on the electoral process. In the future, the internal affairs bodies are considered as one of the subjects of counteraction to violations in the field of the electoral process. The author gives the author's definition of the forms of activity of the internal affairs bodies to ensure law and order during election campaigns and suggests their classification. It is noted that at the present stage of the development of society and the electoral process, forms of activity also require their development and do not fully fit into the so-called «classical» classification. In this connection, the author identifies a new form of implementation of functions to ensure law and order in the activities of law enforcement agencies in the period of preparation for elections and during their holding - an electronic form. Also, he defined the signs that allow identifying the electronic form. The author concludes that the electronic form may become predominant in the activities of the internal affairs bodies to ensure law and order during the election campaigns.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВОПОРЯДКА В ХОДЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

12.2. Формы деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в ходе избирательных кампаний

в современных условиях

©Носатов Ю. Н. Академия управления МВД России, Российская Федерация e-mail: Nosatov.un@gmail.com

Аннотация. В данной статье предпринята попытка систематизировать знания о формах деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в ходе избирательных кампаний в современных условиях. На основе устоявшихся классификаций по различным признакам сделаны выводы о появлении новой (электронной) формы деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка. В первой части автором отмечается, что в последние годы происходит цифровизация общественных отношений. В частности, указывается на то, что различными государственными органами в последнее время принят ряд нормативных правовых актов, направленных на их организационное обеспечение. Отдельно автором анализируется законодательство, позволяющее применять элементы цифровизации в избирательном процессе, при этом уделяется особое внимание возможным негативным последствиям, связанным с противоправным воздействием на избирательный процесс. В дальнейшем рассматриваются органы внутренних дел, как один из субъектов противодействия правонарушениям в сфере избирательного процесса. Дается авторское определение форм деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в ходе избирательных кампаний и предлагается их классификация. Отмечается, что на современном этапе развития общества и избирательного процесса формы деятельности требуют так же своего развития и не в полной мере укладываются в так называемую «классическую» классификацию. В связи с чем, автор выделяет новую форму реализации функций по обеспечению правопорядка в деятельности правоохранительных органов в период подготовки к выборам и во время их проведения - электронную форму. Также, им определены признаки, позволяющие отождествлять электронную форму. Автором делается вывод, что электронная форма, может стать преобладающей в деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в период проведения избирательных кампаний.

Ключевые слова: избирательная кампания, избирательный процесс, формы деятельности, деятельность органов внутренних дел, цифровизация.

Для цитирования: Носатов Ю. Н. Формы деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в ходе избирательных кампаний в современных условиях // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. №4. С. 280-284.

Contemporary internal affairs electoral campaign law enforcement

©Yu. N. Nosatov Academy of Management of MIA of Russia, Russian Federation e-mail: Nosatov.un@gmail.com

Abstract. This article is an attempt to systematize knowledge about the forms of activities of the internal affairs bodies to ensure law and order during election campaigns in modern conditions. On the basis of established classifications on various grounds, conclusions are drawn about the emergence of a new (electronic) form of activity of the internal affairs bodies to ensure law and order. In the first part, the author notes that in recent years there has been a digitalization of public relations. In particular, it is pointed out that various state bodies have recently adopted a number of normative legal acts aimed at their organizational support. Separately, the author analyzes the legislation that allows the use of elements of digitalization in the electoral process, while paying special attention to the possible negative consequences associated with illegal impact on the electoral process. In the future, the internal affairs bodies are considered as one of the subjects of counteraction to violations in the field of the electoral process. The author gives the author's definition of the forms of activity of the internal affairs bodies to ensure law and order during election campaigns and suggests their classification. It is noted that at the present stage of the development of society and the electoral process, forms of activity also require their development and do not fully fit into the so-called «classical» classification. In this connection, the author identifies a new form of implementation of functions to ensure law and order in the activities of law enforcement agencies in the period of preparation for elections and during their holding - an electronic form. Also, he defined the signs that allow identifying the electronic form. The author concludes that the electronic form may become predominant in the activities of the internal affairs bodies to ensure law and order during the election campaigns. Keywords: electoral campaign, electoral process, forms of activity, internal affairs activity, digitalization.

For citation: Nosatov Yu. N. Contemporary internal affairs electoral campaign law enforcement // Economic problems and legal practice. 2020. Vol. 16. №4. P. 280-284.

280 Economic problems and legal practice

Vol. 16, №4,2020

ISSN 2541-8025(print) ISSN 2712-7605(online)

Носатов Ю. Н.

ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВОПОРЯДКА В ХОДЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития нашего государства наметилась устойчивая тенденция цифровизации общественных отношений. Успешно функционирует «электронное правительство», реализовывается национальный проект «цифровая экономика», развивается «цифровая демократия», создаются условия для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта. Организационное обеспечение цифровизации, координацию и контроль осуществляют различные государственные органы, ведомства и должностные лица среди которых можно выделить: Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Управление Президента Российской Федерации по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи.

Кроме того, для оптимизации данных процессов принят ряд нормативных правовых актов таких как: Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон Российской Федерации от 02 августа 2019 г. № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон Российской Федерации от 24 апреля 2020 № 123-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных», Указ Президента Российской Федерации издан от 09 мая 2017 года № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы», Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и ряд других.

ЦИФРОВИЗАЦИЯ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Закономерным и естественным является то, что цифровиза-ция не могла не затронуть такой важный и основополагающий элемент демократии как избирательный процесс. Следует отметить, что на первоначальном этапе развития цифровиза-ции избирательного процесса охватывала не все его этапы и в основном локализовалась на стадии избирательных кампаний. В настоящее время наметилась тенденция к использованию электронных форм реализации и для иных избирательных процедур. Так в частности 23 мая 2020 года сразу принято несколько очень важных Федеральных законов Российской Федерации в рассматриваемой сфере:

«О продлении на 2020 год эксперимента по голосованию на цифровых избирательных участках на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва и выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации» (№ 151-ФЗ);

«О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования в городе федерального значения Москве» (№ 152-ФЗ);

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 153-ФЗ);

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 154-ФЗ).

Наряду с положительным потенциалом цифровизация избирательного процесса несет с собой угрозы, вызовы и риски [4, с. 190]. Государство в своей деятельности должно учитывать не только положительный потенциал который несет с собой циф-ровизация, но и возможные новые негативные последствия, связанные в первую очередь с противоправным воздействием на избирательный процесс и использованием манипулятивных технологий.

Государство осознавая важность законности протекания избирательного процесса через имплементацию международных правовых актов в национальное законодательство и систему соответствующих органов гарантирует защиту законно протекающий избирательный процесс. С другой стороны государство с помощью тех же механизмов обеспечивает неотвратимость наказания за нарушение установленного порядка проведения избирательных кампаний.

ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК СУБЪЕКТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЯМ В СФЕРЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Одним из субъектов противодействия правонарушениям в сфере избирательного процесса являются органы внутренних дел. При этом органы внутренних дел реализовывая свои полномочия в указанной сфере используют те или иные формы и методы. При кажущейся видимой простоте данный аспект не являются второстепенным, а в условиях цифрови-зации можно сказать имеют первостепенное значение, так как каждый сотрудник органов внутренних дел участвующий в обеспечении правопорядка в исследуемых условиях должен знать (и знание применять в практической деятельности) как это сделать. При этом они должны максимально эффективно выполнить свои функции, в то же время, не выходя за пределы своей компетенции. Следует отметить, что понятие «избирательный процесс» (несмотря на дискуссионность вопроса количества стадий [8, с. 21]) безусловно шире, чем термин «избирательная кампания», но компетенция органов внутренних дел в основном ограничивается именно пределами избирательной кампании.

Таким образом, в условиях цифровизации избирательного процесса, сопровождающегося новыми противоправными проявлениями и угрозами их возникновения, органы внутренних дел должны быть готовы к новым вызовам, в том числе обеспечить достаточно эффективные формы противодействия нарушениям избирательного законодательства.

Определить сущность и содержание форм того или иного направления деятельности органов внутренних дел и обеспечение правопорядка в ходе избирательного процесса не исключение, не возможно без уяснения понятия «форма». Однако, данного вопросу мы уже неоднократно обращались [5, с. 142-166], поэтому, считаем ограничиться только резюмированием, что же понимается под указанным термином в данной работе.

По нашему мнению под формами деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в ходе избирательного процесса следует понимать внешнее выражение их государственно-властных действий направленных на достижение целей по обеспечению надлежащего уровня правопорядка на всех стадиях избирательного процесса.

Для облегчения процесса понимания и восприятия форм деятельности органов внутренних дел по обеспечения законности избирательного процесса классифицируем (объединим) их в несколько групп по характерным признакам.

Классифицировать формы деятельности органов внутренних дел (в том числе и по обеспечению правопорядка в ходе избирательных кампаний) можно по различным основаниям. При этом одной из общепризнанных позиций является выделение следующих признаков:

- наличие достаточной и конкретной правовая регламентации в нормативно-правовых актах [7, с. 17];

- возникновение определенных юридических последствий [2, с. 171];

- направленность реализации государственно-властных полномочий [6, с. 5].

Исходя из приведенных признаков формы деятельности органов внутренних дел принято разделять на две достаточно большие группы: правовые (или внешние) и не правовые (организационные или внутриорганизационные). В свою очередь каждую из этих групп так же можно подвергнуть делению. Например: среди правовых формы принято выделять установление правовых норм (правотворчество) и применение норм права (правоприменение). В свою очередь не правовые формы можно разделить на организационные и материально-обеспечительные.

Необходимо отметить, что применительно к исследуемой деятельности органов внутренних дел наиболее характерными являются правоприменение и внутриорганизационная форма. Правотворчество представлено не так широко, так как органы внутренних дел не наделены правом законотворческой инициативы и, как правило, эта деятельность носит подзаконный характер. Между тем, нельзя сказать, что органы внутренних дел не участвуют и в законотворчестве. В юридической технике можно выделить следующие направления участие органов внутренних дел в законотворчестве:

- выявление необходимости правовой регламентации, т.е. потребности в создании, изменении или отмене нормы права в рассматриваемой сфере;

- совместное нормотворчество (здесь следует отметить, что в частности избирательные комиссии субъектов Российской Федерации обладают правом законотворческой инициативы);

- подготовка отзывов на проекты законодательных актов по вопросам обеспечения правопорядка в ходе избирательных кампаний;

- участие в работе соответствующих комитетов Федерального Собрания, в парламентских слушаниях и т.д.

Таким образом, приходим к выводу, правотворчество как форма присуща деятельности органов внутренних дел в рассматриваемой сфере, но она не является основной и преобладающей. Можно констатировать, что более характерной (из числа правовых) формой деятельности органов внутренних дел в период проведения избирательной кампании является правоприменение.

Правоприменение как внешнее выражение деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в ходе избирательной кампании выражается в проецировании правила поведения закрепленного в норме избирательного права на конкретную ситуацию в рассматриваемой сфере. При этом, применение как правило связано с нарушением установленного порядка проведения избирательных процедер, то есть служит для разрешения конфликта между одной из сторон правоотношений в рассматриваемой сфере и соответствующей нормой права. Относительно исследуемой сферы деятельности органов внутренних дел через данную форму находят свое

282 Economic problems and legal practice

выражение юрисдикционные действия (процессуальные действия и правоприменительный акт) по фактам нарушения установленного порядка проведения предвыборных и избирательных процедур.

Следует отметить, к процессуальным формам деятельности органов внутренних дел следует отнести: составление процессуальных документов; применение мер принуждения и обеспечения и др.

Данные действия осуществляются в строгом соответствии с процессуальными нормами права определяющими: порядок и сроки их осуществления; права и обязанности сторон; порядок обжалования и т.д.

Процессуальная форма тесно связана и является внешним выражением юрисдикционных полномочий органов внутренних в избирательных кампаниях.

В свою очередь правовые акты органов внутренних дел могут быть представляют собой как письменное выражение процессуальных действий, так и документами принятия решения по конкретным нарушениям правопорядка в период проведения избирательной кампании.

В отличие от правовых форм, неправовые представляют собой фактические действия, способствующие осуществлению правотворчества и правоприменения. Характерной их чертой является то, что они непосредственно юридических последствий не влекут.

К организационным формам деятельности органов внутренних дел в период проведения избирательных кампаний можно отнести разработка планирующих документов, организация служебной подготовки и изучение нормативных правовых актов в сфере избирательных кампаний, проведение совещаний, инструктажей личного состава, контроль за несением службы, выявление, изучение и обобщение положительного опыта, подбор кадров и т.д.

Как правило, в юриспруденции большее значение предается правовым (внешних) формам деятельности органов внутренних дел, в том числе по обеспечению правопорядка в период проведения избирательных кампаний. При этом неправовые (организационные) формы недооцениваются, между тем, по мнению автора, именно здесь находятся скрытые возможности совершенствования деятельности органов внутренних дел в исследуемый период. Именно в организационной форме кроются предпосылки успешной реализации стоящих перед органами внутренних дел задач.

В предыдущей части работы нами рассмотрена «классическая» устоявшаяся классификация деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в различных сферах общественных отношений. Между тем, на современном этапе развития общества и избирательного процесса формы деятельности требуют так же своего развития и не в полной мере укладываются в приведенную классификациию.

Так, например, блокировку сайта (предположим нарушающего установленный порядок проведения предвыборной агитации) трудно отнести как к «правовой», так и к «организационной» форме деятельности. В ходе блокировки ограничивается действие на определенном сегменте именно виртуального образования, человек (люди), имеющий отношение к нему не поражается в своих правах, могут выходить в сеть с других аккаунтов, и не применяются санкции в реальности (не влечет юридических последствий). Кроме того, сайт продолжает находиться в сети и остается доступным для пользователей вне предела национального сегмента Интернета. Следовательно, вопрос отнесения блокировки сайта к «правовым» формам

Vol. 16, №4, 2020 ISSN 2541-8025(print)

ISSN 2712-7605(online)

Носатов Ю. Н.

ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВОПОРЯДКА В ХОДЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

будет спорным. Однако, данные действия имеют выраженную внешнюю направленность, поэтому отнести их к организационной форме не возможно.

Кроме того, не оспаривая сложившееся доктринальное деление на правовые и не правовые формы деятельности органов внутренних дел, необходимо отметить, что в основу деления положено наличие (отсутствие) юридических последствий. Между тем, как большинство определений «форм деятельности» соотноситься все таки, с «внешним выражением» [2, с. 141; 1, с. 191-194], при этом при одном и том же внешнем выражении, могут быть различный результат в части касающейся последствий.

Определив, что на современном этапе развития избирательного процесса, формы деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка не в полной мере укладываются в сложившиеся классификации, попытаемся установить причины их возникновения и присущие им признаки.

Появление новых форм в деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в период проведения избирательных кампаний на наш взгляд обусловлена, как минимум, двумя причинами.

Во-первых, использование электронной формы избирательных процедур, как мы уже отмечали в начале работы, влечет за собой новые вызовы и угрозы, и соответственно требует соответствующей реакции со стороны органов внутренних дел как субъекта обеспечения правопорядка. Осуществить правоприменение в привычных формах в электронной среде не достаточно эффективно (правоприменительные акты), а в отдельных случаях невозможно (ряд процессуальных действий).

Во-вторых, современные организационные формы основанные на использовании информационно-телекоммуникационных средств позволяют повысить эффективность деятельности органов внутренних дел и минимизировать затраты сил и средств.

ЭЛЕКТРОННАЯ ФОРМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВОПОРЯДКА В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ

Автором на основе проведенного исследования тенденций происходящих в избирательном процессе и деятельности правоохранительных органов, как в Российской Федерации, так и зарубежных стран, сделан вывод о том, что в их деятельности складывается новая форма реализации функции по обеспечению правопорядка в ходе проведения избирательных кампаний. Которую, предлагается ввести в оборот под условным названием электронной формы деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в период проведения избирательных кампаний.

Ограничиваясь по объемам и целям данной работы, не будем приводить все изыскания и умозаключения упомянем лишь некоторые результаты исследования в виде основных элементов присущих именно электронной форме деятельности органов внутренних дел в рассматриваемый период.

ВЫВОДЫ

Признаками, позволяющими отождествить электронную форму деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в исследуемый период является:

- опосредованность действий сотрудников органов внутренних дел через электронные устройства;

- отсутствие материальных следов в обычном понимании;

- высокая степень участия электронных средств, в том числе функционирующих в автоматическом режиме;

- используется для противодействия только одной из форм противоправной избирательных кампаний - электронной;

- экстерриториальность, не требует установления нахождения исходных электронных ресурсов осуществляющих противоправную предвыборную агитацию, в том числе применим для электронных образований расположенных в зарубежных странах;

- обезличенность, то есть действия сотрудников органов внутренних дел применяются не к конкретному (физическому или юридическому) лицу, а к электронному образованию без установления виновного лица и принадлежности информационного ресурса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из вышеизложенного можно предположить, что через электронную форму могут реализоваться широкий спектр различных, не однородных действий, которые могут быть объединены в несколько групп. В частности по мнению автора среди них можно выделить: электронно-организационную и электронно-процессуальную. Указанный перечень далеко не полный и будет дополнен в ходе дальнейших изысканий или научных дискуссий.

В свою очередь электронная форма деятельности, может являться элементом классификации по физическому признаку, наряду с устной, письменной и конклюдентной формами деятельности органов внутренних дел.

Таким образом, приходим к выводу, что в деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в период проведения избирательных кампаний находит свое выражение в различных формах, в том числе с развитием информационных технологий возникала и развивается новая электронная форма, под которой автор предлагает понимать «внешнее выражение осуществляемых органами внутренних дел в пределах своей компетенции действий, реализуемых посредством информационно-телекоммуникационных средств, и направленных на противодействие противоречащей закону избирательных кампаний в особой реальности - информационно-электронном пространстве».

Следует отметить, что в перспективе данная форма, может стать если не основной, то по крайней мере преобладающей в деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в период проведения избирательных кампаний.

В свою очередь, признание наличия новой (электронной) формы деятельности ОВД по обеспечению правопорядка в ходе избирательного процесса должно повлечь за собой ее теоретическое осмысление, нормативно-правовую регламентацию и методическое обеспечение.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 81,58%.

Рецензент: доктор юридических наук, профессор В.М. Редкоус

12.00.11

Список литературы:

1. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: учебник. М., 2001. - 592 с.

2. Атаманчук. Г.В. Теория государственного управления : курс лекций / Г.В. Атаманчук. - М. ; Юридическая литература, 1977. -400 с.

3. Лазарев Б. М. Государственное управление на этапе перестройки. М., 1988. - 320 с.

4. Носатов Ю.Н. К вопросу о методах деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в период проведения избирательных кампаний // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 6. С. 189-192.

5. Носатов Ю.Н. Правовые и организационные основы деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в период проведения избирательных кампаний: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2019. - 309 с.

6. Пилявец С.В. Формы и методы государственного управления: Учебно-практическое пособие. -Калининград: Калининградский юридический институт МВД России, 2011. - 42 с.

7. Урумов А.В. Правотворчество органов внутренних дел Российской Федерации: дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.01 / Урумов Аскер Валерьевич. Волгоград, 2007. - 228 с.

8. Худолей Д.М. Понятие избирательного процесса // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2015. № 1 (28). С. 18-28.

Reference list:

Alekhin A.P., Karmolitsky A.A., Kozlov Yu.M. Administrative law of the Russian Federation: textbook. M., 2001 . - 592 p. Atamanchuk. G.V. Theory of public administration: course of lectures / G.V. Atamanchuk. - M.; Legal literature, 1977. -400 p. Lazarev B. M. Public administration at the perestroika stage. M., 1988 . - 320 p.

Nosatov Yu.N. To the question of the methods of activity of law-enforcement bodies to ensure law and order during the election campaign // Problems of Economics and Legal Practice. 2018. No. 6. S. 189-192.

Nosatov Yu.N. Legal and organizational basis of the activities of law enforcement bodies during the rule of law during the election campaign: dis. ... cand. legal sciences. M., 2019 . - 309 p. Pilyavets S.V. Forms and methods of public administration: a training manual. - Kaliningrad: Kaliningrad Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2011. - 42 p. Urumov A.V. Lawmaking of the internal affairs bodies of the Russian Federation: dis. ... candidate of legal sciences: 12.00.01 / Urumov Asker Valerevich. Volgograd, 2007 . - 228 p. Khudoley D.M. The concept of the electoral process // Bulletin of Perm University. Jurisprudence. 2015. №. 1 (28). S. 18-28.

Статья поступила в редакцию 17.07.2020, принята к публикации 12.08.2020 The article was received on 17.07.2020, accepted for publication 12.08.2020

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Носатов Юрий Николаевич, кандидат юридических наук, доцент, подполковник полиции, Академия управления МВД России, Российская Федерация, e-mail: Nosatov.un@gmail.com

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Yury N. Nosatov, Cand. Sci. (Law), Associate Professor, senior lecturer, lieutenant colonel of police, Academy of Management of MIA of Russia, Russian Federation, e-mail: Nosatov.un@gmail.com

284

Economic problems and legal practice

Vol. 16, №4, 2Ü2Ü

ISSN 2541-BÜ25(print) ISSN 2712-76Ü5(online)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.