Научная статья на тему 'К вопросу о методах деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в период проведения предвыборной агитации'

К вопросу о методах деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в период проведения предвыборной агитации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
192
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ / ПРАВОПОРЯДОК / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / МЕТОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УБЕЖДЕНИЕ / ПРИНУЖДЕНИЕ / ОГРАНИЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ СЕТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Носатов Юрий Николаевич

В данной статье предпринята попытка систематизировать знания о методах деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в период проведения предвыборной агитации. Рассмотрена сложившаяся в деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка конструкция методов «убеждение» «принуждение». При этом отмечена ее не полнота на современном этапе развития общественных отношений в рассматриваемый период. Обосновано авторское утверждение о формировании в деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в период проведения предвыборной агитации метода «ограничения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Носатов Юрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE METHODS OF LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES OF THE LAW ENFORCEMENT BODIES DURING THE PERIOD OF ELECTION CAMPAIGNING

In this article, an attempt is made to systematize knowledge about the methods of activity of law enforcement bodies in ensuring law and order during the period of election campaigning. The structure of the methods of «persuasion» «coercion» that has developed in the activity of law enforcement bodies to ensure law and order is considered. At the same time, it was noted that it is not complete at the present stage of development of social relations in the period under review. The author's assertion about the formation of the «restriction» method in the activity of the internal affairs bodies on ensuring law and order during the period of the pre-election promotion is substantiated.

Текст научной работы на тему «К вопросу о методах деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в период проведения предвыборной агитации»

Носатов Ю. Н.

МЕТОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВОПОРЯДКА В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ

9.2. К ВОПРОСУ О МЕТОДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВОПОРЯДКА В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ

ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ

Носатов Юрий Николаевич, старший преподаватель, подполковник полиции Место работы: Академия управления МВД России

Nosatov.un@gmail.com

Аннотация: в данной статье предпринята попытка систематизировать знания о методах деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в период проведения предвыборной агитации. Рассмотрена сложившаяся в деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка конструкция методов «убеждение» «принуждение». При этом отмечена ее не полнота на современном этапе развития общественных отношений в рассматриваемый период. Обосновано авторское утверждение о формировании в деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в период проведения предвыборной агитации метода «ограничения».

Ключевые слова: предвыборная агитация, правопорядок, деятельность органов внутренних дел, методы деятельности, убеждение, принуждение, ограничение, информационно-телекоммуникационная сеть.

ON THE ISSUE OF THE METHODS OF LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES OF THE LAW ENFORCEMENT BODIES DURING THE PERIOD OF ELECTION CAMPAIGNING

Nosatov Yury N., senior lecturer, lieutenant colonel of the police

Work place: Management Academy of the Ministry for Internal Affairs of Russia

Nosatov.un@gmail.com

Annotation: in this article, an attempt is made to systematize knowledge about the methods of activity of law enforcement bodies in ensuring law and order during the period of election campaigning. The structure of the methods of «persuasion» «coercion» that has developed in the activity of law enforcement bodies to ensure law and order is considered. At the same time, it was noted that it is not complete at the present stage of development of social relations in the period under review. The author's assertion about the formation of the «restriction» method in the activity of the internal affairs bodies on ensuring law and order during the period of the pre-election promotion is substantiated.

Keywords: pre-election campaigning, law and order, activity of law enforcement bodies, methods of activity, persuasion, coercion, restriction, information and telecommunications network.

В юриспруденции уделяется большое внимание исследованию форм и методов деятельности органов внутренних дел и иных субъектов обеспечения правопорядка. При этом, несмотря на отсутствие единообразия в подходах к определению дефиниций «формы» и «методы», содержания и соотношения данных категорий, единодушно мнение об их важности как для науки, так и для практической деятельности. Значимыми они являются и для вопросов обеспечения правопорядка в период проведения предвыборной агитации, так как место и роль органов внутренних дел в значительной мере определяется их административно-правовым статусом, а так же, формами и методами их правового воздействия, применяемыми для решения возложенных на них задач.

Методы деятельности органов внутренних дел в исследуемый период это совокупность способов и приемов их (как субъекта управления) целенаправленного воздействия на участников правоотношений в сфере предвыборной агитации, в целях получения желаемого результата - соответствующего уровня правопорядка.

Исходя из того, что воздействовать можно различными способами (например: физически, устно, личным примером и т.д.), то применительно к исследуемой теме можно выделить силовые и ненасильственные приемы влияния.

На различных этапах развития общества и государства предпочтение отдавалось то одним, то другим методам деятельности правоохранительных органов. Длительное время в деятельности органов внутренних дел преобладали силовые методы [2, с. 251]. В настоящее время, в связи с гуманизацией права и правовых систем предпочтение отдаются ненасильственным методам. Кроме того, учитывая ценность реализуемых в ходе предвыборной агитации общественных отношений применение силовых методов необходимо минимизировать и использовать только в исключительных случаях.

Методы деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в период проведения предвыборной агитации много и разнообразны. Поэтому для облегчения процесса восприятия и наиболее полного понимания, представляется целесообразным их классифицировать.

В научном сообществе, как правило, методы деятельности органов внутренних дел классифицируются по следующим основаниям: по характеру воздействия (прямого и косвенного воздействия); по степени открытости (гласные и не гласные); по воздействию на сознание и волю людей (убеждение и принуждение) и др. Применительно к рассматриваемой теме, в рамках данной работы целесообразно в первую очередь обратить внимание на всеобщие (универсальные) методы воздей-

Проблемы экономики и юридической практики

6'2018

ствия на волю и поведение субъектов предвыборной агитации. К таким методам, принято, относить «убеждение» и «принуждение» [1, с. 162].

Как уже отмечалось, в деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в период проведения предвыборной агитации должны преобладать методы убеждения.

Убеждение применительно к рассматриваемой теме - это совокупность приемов, способов влияния на участников общественных отношений в сфере предвыборной агитации для побуждения их к правомерному поведению. То есть убеждение участников избирательного процесса в необходимости сознательного выполнения требований правовых норм в сфере предвыборной агитации.

Воздействие осуществляется на сознание людей, в результате чего у участников предвыборной агитации создаются внутренние моральные стимулы, формируются социально-ценностные ориентации и как следствие правомерное поведение.

Методы убеждения, используемые в деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в исследуемый период многообразны, но исходя из их целевого, содержательного и процедурного элементов можно объединить в несколько больших групп.

По указанным признакам можно выделить:

- мировоззренческие (информирование о важности правомерности осуществления предвыборной агитации, пропаганда правового поведения и т.д.),

- образовательные (проведение органами внутренних дел разъяснений, участие в проведении занятий, подготовка памяток для сотрудников типографий и средств массовых коммуникаций и др.),

- воспитательные (информирование о деятельности органов внутренних дел по обеспечения правопорядка и противодействию незаконной предвыборной агитации, о фактах неблагоприятных последствий для лиц нарушивших установленный порядок проведения предвыборной агитации).

В случае если с помощью методов убеждения не удалось обеспечить правомерное поведение участников избирательного процесса, органы внутренних дел имеют право и обязаны применить меры принуждения в отношении виновных лиц нарушивших установленный порядок проведения предвыборной агитации. В случае применения мер принуждения, субъект может претерпевать лишения личного, материального или организационного характера. Поэтому государством ограничен круг субъектов, которым делегированы такие полномочия (в том числе органы внутренних дел). Кроме того, законодатель конкретизировал основания, порядок и пределы применения мер принуждения.

В зависимости от степени общественной опасности (вредности) совершенного при проведении предвыборной агитации нарушения законодательства к виновным лицам могут быть применены меры административно- или уголовно-правового (уголовно-процессуального) принуждения.

В свою очередь все применяемы органами внутренних дел меры принуждения можно разделить на:

- предупредительные (проверка документов у лиц осуществляющих агитационные мероприятия; осмотр помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (например: типографий);

- предупредительно-обеспечительные (пресечение фактов незаконной предвыборной агитации; применение физической силы (специальных средств), задержание и доставление нарушителей установленного порядка предвыборной агитации; изъятие незаконных агитационных материалов);

- меры юридической ответственности.

Принуждение, применяемое органами внутренних дел выражается в конкретных мерах психического или физического воздействия на нарушителя с целью принудить его прекратить (или исключить возможность продолжения) противоправной деятельности.

Подводя промежуточные итоги, следует отметить, что между методами убеждения и принуждения имеются ряд ключевых, принципиальных отличий (по цели, основаниям, субъектам и порядку применения). Между тем у них есть и общие черты -воздействие на волю, сознание, разум и поведение человека (участника предвыборной агитации).

Продолжая рассмотрение вопроса методов деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в период проведения предвыборной агитации, следует отметить, что избирательный процесс (как собственно и любой иной процесс) не является статичным. Он развивается и прогрессирует вместе с изменениями в государстве, обществе и политических процессах.

На сегодняшнем этапе развития общества, в политической жизни многих демократических стран, в том числе Российской Федерации, все шире используются современных информационно-телекоммуникационные технологии. Применительно к избирательному процессу в целом и к предвыборной агитации в частности, это в первую очередь связано с высокой эффективность таких агитационных материалов [3], их экономической выгодой и формированием нового поколения избирателей которые не используют иные источники информации, кроме сети Интернет. Следовательно, органы внутренних дел (как и иные субъекты обеспечения правопорядка) должны обеспечить защиту от противоправной предвыборной агитации [4], в том числе и представителей этой категории избирателей.

В целях наиболее полного осознания условий функционирования субъектов обеспечения правопорядка, а так же угроз и рисков в период проведения предвыборной агитации необходимо более подробно остановится на процессах происходящих в сфере предвыборных технологий в сети Интернет.

Сделать это предлагается на примере выборов Президента США 2016 года. Так, по информации одной из социальных сетей (даже если их данные не соответствуют действительности мы не можем исключить, а скорее даже должны прогнозировать, что такие факты возможны в последующих избирательных кампаниях в том числе и у нас) с постами имеющими отношение к иностранным государствам (а им запрещено участвовать в предвыборной агитации) ознакомились 126 миллионов граждан (40% населения). Кроме того, только одним из субъектов такой незаконной предвыборной агитации, создано 120 страниц на которых размещено 80 тысяч записей.

Кроме того, за один месяц до выборов еще в одной из социальных сетей заблокировано 5,8 миллионов фальсифицированных аккаунтов. В другой социальной сети создано 170 акка-унтов, где размещено 120 тысяч публикаций [5]. Столь масштабное противоправное вмешательство (даже если оно не имело место, а является потенциальным или прогнозируемым) в избирательный процесс возможно, только если они генерируются в автоматическом режиме. То есть мы подошли к одной из характеристик незаконной предвыборной агитации осуществляемой посредством современных телекоммуникационных средств, которая не позволяет ей противодействовать традиционно используемыми методами убеждения / принуждения. Это свойство - участие в создание и распространении

Носатов Ю. Н.

МЕТОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВОПОРЯДКА В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ

агитационных информационных материалов технических средств и компьютерных программ (программ-ботов, программ-вирусов и т. д.).

В настоящее время в научном сообществе существует точка зрения, что в обозримом будущем сугубо человеческого общества не станет, а появится симбиоз людей и технических устройств. По их предположениям (и это уже не фантастика, а основанные на научных разработках прогнозы), в ближайшие несколько лет, ряд профессий могут исчезнуть или в большей мере будут заменены техническими устройствами. Предполагается, что перейдут на совершение нотариальных действий без участия человека. Часть юристов могут быть замещены продуктом с элементами искусственного разума.

Таковы реалии современного мира и глупо было бы предполагать, что данные тенденции обойдут стороной сферу предвыборной агитации. В таких условиях в ближайшем будущем предстоит функционировать органам внутренних дел, как одного из гарантов обеспечения законности протекания предвыборной агитации.

Следует отметить, что электронные устройства и компьютерные программы не обладают волей, следовательно, воздействовать на них привычными органам внутренних дел методами убеждения/принуждения (как ранее нами уже отмечено основывающихся на воздействии на волю, сознание и поведение человека) не представляется возможным и то есть использовать необходимо так же новые методы.

Один из таких методов автором предлагается условно назвать «ограничение» («электронное ограничение»).

Необходимо отметить, что данный метод используется органами внутренних дел во взаимодействии с иными субъектам обеспечения правопорядка в исследуемый период, более того отдельные его сегменты они не могут осуществлять самостоятельно без участия иных государственных органов.

Определим некоторые черты присущие методу ограничения:

- ограничивает участие программно-технических средств в противоправной предвыборной агитации (программ-ботов и т.п.);

- ограничивает злоупотребление правами и свободами в электронном пространстве;

- ограничивает использование технических средств со стороны участников незаконной предвыборной агитации;

- ограничивает возможность использования технических средств для избегания ответственности за незаконную предвыборную агитацию (использование программ анонимайзеров и т.д.).

Может возникнуть иллюзия, что ограничение (электронное ограничение) - это одна из составляющих принуждения. Однако это мнение будет ошибочным, так как эти методы имеют ряд принципиальных отличий. Приведем некоторые из них:

ОГРАНИЧЕНИЕ ПРИНУЖДЕНИЕ

Ограничивает действие на опреде- Применяется к конкретным субъек-

Сфера применения - только виртуальное пространство.

ленной сегменте виртуального образования, человек (люди) имеющий отношение к нему не поражается в своих правах. Оставляет за участником предвыборной агитации возможность использования иных электронных образований и свободу выбора иных форм ее ведения.

Цель - ограничить возможность использования информационно-телекоммуникационных сетей в противоправной предвыборной агита ции.

там, нарушающим установленный порядок проведения предвыборной агитации или несущих угрозу общественной безопасности. Не оставляет участнику предвыборной агитации выбора: или подчиниться общепринятым требованиям, или претерпеть неблагоприятные

последствия. Имеет целью прекращение незаконных действий, привлечение виновных к ответственности и обеспечение общественной безопасности при проведении агитационных мероприятий.

ОГРАНИЧЕНИЕ ПРИНУЖДЕНИЕ

Может применяться всеми субъек- Осуществляется только субъектами,

тами противодействия противоправ- которым делегированы данные

ной предвыборной агитации. полномочия законом.

Реализуется с помощью программ- Реализуется с помощью различных но-технических средств. средств или без таковых.

Применяется в различных сферах человеческого бытия (экономическая, личных прав и свобод и т. д.).

Перечень применяемых мер законо- Перечень применяемых мер законодательно не определен. дательно определен.

Следует отметить, что метод ограничения решает не только проблему отсутствие сознания и воли субъекта противоправной предвыборной агитации, но и разрешить ряд иных вопросов. Например, противодействовать незаконной предвыборной агитации осуществляемой с ресурсов размещенных за пределами Российской Федерации (то есть вне пределов ее юрисдикции) и т.д.

Метод ограничения реализовываться с помощью программно-технических комплексов с минимальным участием человека и представляет собой совокупность правовых, организационных, методических и программно-технических мер направленных на противодействие незаконной предвыборной агитации в современных информационно-телекоммуникационных сетях. Осуществляется данный метод по алгоритму:

- мониторинг сети Интернет;

- выявление фактов противоправной предвыборной агитации;

- идентификация и отождествление пользователя (как первичное, так и последующее при попытках обхода блокировок с помощью анони-майзеров, прокси-серверов и других);

- юридическая процедура блокировки;

- техническая процедура блокировки (посредством иных субъектов обеспечения правопорядка в период проведения предвыборной агитации).

Продолжая рассмотрение деятельности органов внутренних дел в интересующий нас период следует отметить, что метод ограничения не отвергает, все традиционно выделяемые в науке и применяемые в практической деятельности методы убеждения и принуждения, а используя их потенциал дополняя своими элементами, которые позволяют реализовывать органам внутренних дел свои функции в информационном пространстве.

Необходимо отметить, что все методы деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в период проведения предвыборной агитации взаимосвязаны и неразрывные. Так, например, метод ограничения может использоваться убеждением, то есть выступать его инструментом для достижения своей цели в информационном пространстве. А при переводе ограничения из виртуального пространства в реальность вступает в действие метод принуждения.

Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному приходим к следующим выводам.

Во-первых, в деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в период проведения предвыборной агитации наиболее предпочтительным является метод убеждения реализуемый различными способами, в том числе и с использованием электронной формы.

Во-вторых, развитие современных информационных технологий и их использование в политических процессах изменяет традиционные правоотношения и технологии воздействия на человека (формы, методы, приемы, способы) в связи с чем в деятельности органов внутренних дел формируется новый метод противодействия противоправной предвыборной агитации - метод ограничения.

Проблемы экономики и юридической практики

6'2018

В-третьих, электронное ограничение как метод деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в период проведения предвыборной агитации обладает следующими свойствами:

- воздействие направленно не на волю (так как у электронного устройства она отсутствует, и при этом после попадания в сеть незаконная агитация может существовать независимо, помимо и даже вопреки воле создавшего), а на информационно-телекоммуникационную среду;

- экстерриториальность (действие ограничиваются киберпростран-ством, независимо от мест нахождения оконечных устройств);

- виртуальность и неотделимость от киберпространства (с исчезновением этого пространства исчезают и они);

- полностью отсутствует или минимизировано участие человека (только на стадии разработки и запуска программного продукта, оценки результатов, трансформации в реальность в виде процессуальных документов);

- выражается посредством воздействия на электронно-информационную среду;

- обязательно реализуется только с помощью соответствующих технических и программных продуктов.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 92,6%.

Список литературы:

1. Волков А.М., Дугенец А.С. Административное право. - М. : Инфра -М, 2012. - 288 с.

2. Кардашова И.Б. МВД России в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации : дис. ... доктора юридических наук : 12.00.14 / Кардашова Ирина Борисовна. М., 2006. С. 251.

3. Носатов Ю.Н. К вопросу противодействия некорректным технологиям предвыборной агитации осуществляемой с использованием современных информационно-коммуникационных средств / Ю.Н. Носатов // Проблемы правоохранительной деятельности. 2017. № 3. С. 99-104.

4. Носатов Ю.Н. Правовые нормы национального законодательства Российской Федерации регламентирующие деятельность органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в период проведения предвыборной агитации / Ю.Н. Носатов // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 3. С. 28-32.

5. Facebook и Google рассказали о масштабе вмешательства в выборы США. URL http://www.rbc.ru/politics/31/10/2017/5917d0e69a 79477cfcd4da9f.

РЕЦЕНЗИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на статью «К вопросу о методах деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в период проведения предвыборной агитации» старшего преподавателя Академии управления МВД России Носатова Юрия Николаевича Представленная на рецензирование статья для публикации в журнале «Проблемы экономики и юридической практики» подготовлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к статьям, публикуемым в научных журналах перечня Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации.

Актуальность исследования определяется необходимостью поиска наиболее актуальных методов деятельности органов внутренних дел в условиях развития современных методов предвыборной агитации (как законной, так и противоправной).

Анализ обозначенной проблемы проведен с учетом различных точек зрения российских ученых юристов, чьи позиции подробно рассмотрены и изучены. Основываясь на них Носатов Ю.Н. детально исследовал универсальные методы «убеждение» и «принуждение», определил их особенности и общие черты.

В дальнейшем им рассмотрены современные тенденции развития избирательного процесса, в частности отмечено, что на стадии предвыборной агитации активно используются (в том числе и в противоправных целях) информационно-телекоммуникационные технологии. Автором, отмечается, что органы внутренних дел (как и иные субъекты обеспечения правопорядка) должны обеспечить защиту от противоправной предвыборной агитации, в том числе осуществляемой с помощью современных телекоммуникационных средств.

Отмечается самостоятельная позиция автора статьи, которая достаточно обоснована, но требует дальнейшего обсуждения. Заслуживает внимания авторское утверждение о формировании в деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в период проведения предвыборной агитации метода «электронного ограничения». Кроме того, им определены некоторые черты присущие методу ограничения и проведен сравнительный анализ с методом принуждения.

Рассматриваемые в статье вопросы сформулированы корректно, научно обоснованы и раскрыты в достаточном объеме в соответствии с сформулированными целями исследования.

В целом статья выполнена на хорошем уровне, соответствует требованиям, предъявляемым к подобным работам, может быть рекомендована для опубликования в открытой печати и не содержит закрытой информации.

Начальник 3 факультета Академии управления МВД России, кандидат юридических наук

И.Г. Чистобородов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.