Научная статья на тему '1. 4. Коррупционные факторы в период проведения избирательных и выборных кампаний'

1. 4. Коррупционные факторы в период проведения избирательных и выборных кампаний Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
355
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ / ПЕРИОД АГИТАЦИИ / ПРОВЕДЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ / LAW-ENFORCEMENT BODIES / ADMINISTRATIVE-LEGAL AUTHORITY / PERIOD OF AGITATION / ELECTION CAMPAIGN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чистобородов Илья Григорьевич

Настоящая статья посвящена админи-стративной деятельности органов внутренних дел в период проведении избирательной компании. Осо-бое внимание уделяется проявлениям коррупции при проведении агитации и политической борьбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRUPTION FACTORS IN CARRYING OUT SELECTIVE AND A CHOICE TH OF CAMPAIGNS

The present article is devoted administrative activity of law enforcement bodies during the period carry-ing out of the selective company. The special attention is given to corruption displays at carrying out of propaganda and political struggle

Текст научной работы на тему «1. 4. Коррупционные факторы в период проведения избирательных и выборных кампаний»

1.4. КОРРУПЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ И ВЫБОРНЫХ КАМПАНИЙ

Чистобородов Илья Григорьевич, слушатель. Место учебы: Академия управления МВД России. E-mail: I.Chistoborodov@mail.ru.

Аннотация: настоящая статья посвящена административной деятельности органов внутренних дел в период проведении избирательной компании. Особое внимание уделяется проявлениям коррупции при проведении агитации и политической борьбы.

Ключевые слова: органы внутренних дел, административно-юрисдикционные полномочия, период агитации, проведение избирательной кампании.

CORRUPTION FACTORS IN CARRYING OUT SELECTIVE AND A CHOICE TH OF CAMPAIGNS.

Chistoborodov Ilja Grigorevich, student. Place of study: management academy of MIA Russia. E-mail: I.Chistoborodov@mail.ru

Annotation: the present article is devoted administrative activity of law enforcement bodies during the period carrying out of the selective company. The special attention is given to corruption displays at carrying out of propaganda and political struggle.

Keywords: law-enforcement bodies, administrative-legal authority, period of agitation, election campaign.

Участие гражданами нашей страны в избирательных мероприятиях и это один из способов реализации ими своих конституционных прав, особенно в управлении государством, а также деятельности государственных органов исполнительной власти всех уровней. Избирательные права занимают особое место в общей системе прав и свобод личности.

Особенностью прошедших 14 марта текущего года выборов в том, что они прошли в условиях мирового финансового кризиса, оказывающего негативное влияние на социально-экономическую обстановку в регионах Российской Федерации. Указанные факторы могли стимулировать протестную активность населения, осложнение криминальной обстановки, несанкционированные публичные акции, экстремистские и иные противоправные действия. В силу того, что любое происшествие в это время приобретает особый политический резонанс и широко освещается в СМИ, правоохранительные органы обязаны принять все возможные меры по недопущению нарушения общественного порядка. Практически не одна избирательная компания не обходится без конфликтных ситуаций, основой для возникновения которых выступают изначально противоположные интересы активных участников избирательного процесса. Конкурирующие между собой политические партии, кандидаты-одномандатники, личного уровня, крайне редко бывают удовлетворены ходом и результатами выборов. Так или иначе, практика неопровержимо свидетельствует о том, что в период выборов конфликтные ситуации неизбежны, более того, их количество весьма значительно и имеет тенденции к увеличению с каждой последующей избирательной кампанией1. Необходимо

1 См. Песин С.В. Избирательные споры как один из споров защиты избирательных прав граждан.//Права человека и схема их

учитывать, что только в этот период возникают обстоятельства совершения правонарушений, связанные с нарушением избирательного законодательства. Обеспечение общественного порядка и безопасности в период проведение выборов это один из способов возможности свободного участия граждан в выборах, выдвигать свою кандидатуру на выборные должности и их участие в управлении государством2.

В связи с этим первостепенной задачей для органов внутренних дел является обеспечение безопасности выборов, повышение информированности избирателей о предстоящих выборах и ходе избирательных кампаний, неукоснительное соблюдение избирательных прав граждан и всех участников избирательного процесса, а также открытость и гласность деятельности избирательных комиссий3.

Законодатель в пункте 16 статьи 20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в отношении государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также их должностных лиц в избирательном процессе использует термин «оказание содействия избирательным комиссиям», в связи с чем важным моментом является законодательное закрепление полномочий различных правоохранительных органов с точки зрения определения меры их участия в избирательном процессе4.

В систему правоохранительных органов в Российской Федерации, в широком смысле данного понятия, входят органы прокуратуры, органы внутренних дел (милиция), органы юстиции, органы безопасности и многие другие контрольные органы. Все эти органы повседневно на основе и во исполнение законов осуществляют деятельность по практическому обеспечению предоставленных гражданам прав и свобод.

Из всех правоохранительных органов особая роль в обеспечении законности при организации и проведении выборов отводится органам внутренних дел.

В основном взаимодействие осуществляется в двух формах: сотрудничество и оказание содействия. Органы внутренних дел принимают практические меры по решению стоящих перед ними задач, вытекающих из избирательного законодательства, при необходимости в ходе избирательного процесса согласовывая некоторые из них с избирательными комиссиями. Органы внутренних дел оказывают содействие избирательным комиссиям в реализации их полномочий по подготовке и проведению выборов в соответствии с обращениями комиссии, то есть их совместная деятельность осуществляется в формах организационно-правового и практического сотрудничества, которые постоянно развиваются и наполняются новым содержанием, исходя из требований избирательного законодательства.

защиты в России: Материалы всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары 2008-стр. 59

2 См. Васильев Ф.П. Роль органов внутренних дел в обеспечении избирательных прав граждан Российской Федерации // Сбор. статей. Актуальные проблемы юридической науки и практики. Науч. ст. печ. Матер. кон. Москва-Йошкар-Ола 2004. 0,3.

3 Научно-практическое пособие (в соавторстве) «Производство по делам об административных правонарушениях, посягающих на избирательные права граждан» Чебоксары ЧГУ, 2007 г. - 423

4 См. Федеральный закон от 12 июня 2002 года. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в редакции ФЗ. от 27.09.2002 № 119-ФЗ - ФЗ от 24.11.2008 № 207-ФЗ.

3'2010

Пробелы в российском законодательстве

В ходе подготовки и проведения выборов органы внутренних дел в пределах своей компетенции содействуют избирательным комиссиям:

- в проверке данных о наличии у кандидатов неснятой, непогашенной судимости, об имуществе кандидата, принадлежащем ему на правах собственности;

- проверке достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей в подписных листах в поддержку кандидатов (списков кандидатов);

- оказывают содействие избирательным комиссиям в обеспечении порядка на заседаниях комиссий в случаях, когда осуществляются попытки воспрепятствования законной деятельности избирательных комиссий, соединенные с насилием или угрозой его применения, попытки оказывать давление на комиссию со стороны участников избирательного процесса;

- осуществляют принятие мер (при необходимости) по организации физической защиты и личной безопасности членов избирательных комиссий, включая членов их семей, кандидатов в депутаты, а также наблюдателей, доверенных лиц, уполномоченных представителей избирательных объединений и журналистов с целью предотвращения по отношению к ним преступных действий;

- принимают оперативные меры по пресечению противоправной агитационной деятельности:

а) предотвращают изготовление незаконных агитационных материалов и осуществляют их изъятие;

б) устанавливают изготовителей и распространителей указанных материалов, источники их оплаты;

в) выявляют участников иной противоправной деятельности;

г) осуществляют пресечение экстремистской и иной противоправной деятельности, в том числе возбуждающих социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду;

- обеспечивают безопасности граждан при проведении публичных мероприятий;

- осуществляют контроля над размещением агитационных печатных материалов;

- пресекают подкуп избирателей, проведения лотерей, благотворительной деятельности;

- осуществляют информирование избирательных комиссий о выявленных фактах нарушений избирательного законодательства и принятых по ним мерах.

- рассматривают представление избирательных комиссий и принимают меры по пресечению нарушений закона.

Кроме того важнейшей задачей органов внутренних дел является не допустить во власть структуры которые с помощью (избирательной коррупции) пытаются занять выборные должности. В соответствии с п.1 ст.1 Федерального закона «О противодействии коррупции», под коррупцией понимается злоупотребление служебными полномочием, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное представление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение таких деяний от

имени или в интересах юридического лица5. Законодательное понятие коррупции приведено в отечественном законодательстве впервые. Оно оказало огромное положительное влияние на противодействие преступлениям коррупционной направленности, определив для законодателя и правоприменителя основу противодействия коррупционным правонарушениям и их кругу. В соответствии с приведенным определением, коррупция возможна только с целью получения выгоды, в виде денег, ценностей, и иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных лиц для себя или для третьих лиц. Таким образом, за границами коррупции остаются все правонарушения совершенные по иным мотивам6.

К сожалению, на сегодняшний день единого определения коррупции в избирательном процессе в юридической литературе еще не выработано. Так, В.В. Лунев выделяет политическую коррупцию, под которой понимает «коррупционные (или связанные с коррупцией) формы политической борьбы правящих или оппозиционных элит, партий, групп и отдельных лиц за власть»7. Некоторые авторы используют понятие «электоральная коррупция» (например, Б.Л. Римский8, П.А. Кабанов)9.

Под коррупцией в избирательном процессе (избирательной коррупцией) понимается антисоциальное явление, характеризующееся продажностью должностных лиц государственных органов РФ, лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве кандидатов в законодательные и исполнительные органы власти РФ, субъектов РФ либо в органы местного самоуправления, а также членов избирательных комиссий и комиссий референдума, и основанном на этом использовании имеющихся у них полномочий и вытекающих из них возможностей, для получения выгоды в личных, узко групповых или корпоративных интересах.

Они могут выражаться, например, в создании для кандидатов «от власти» «режима наибольшего благоприятствования» при организации встреч с электоратом под видом всевозможных совещаний работников здравоохранения, образования, культуры; в использовании в предвыборной кампании служебных помещений, средств связи, транспорта, государственных СМИ, оргтехники, кадров; в распространении агитационных материалов через школы, поликлиники, детские сады, жилищные конторы, отделы социального обеспечения и т.д1 .

Практикуется такой метод как скрытый подкуп избирателей. Поскольку типично выдвижение на пост главы исполнительной власти уже действующего Президента, губернатора, то к выборам приурочивается выплата или повышение пенсий, пособий, заработной платы и других задолженностей11.

5См. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции»:// Российская газета - 2008 - 26 декабря.

6 См. Зарубина А.В. «К вопросу о понятии коррупции» // Актуальные проблемы профилактики коррупции в России на современном этапе Красноярск 2010 стр. 101-102.

7 См. Лунев В.В. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы // Государство и право. 2000. №4. С.102.

8 Римский Б.Л. Коррупция как системный фактор российских выборов // http://www.democracv.ru/librarv/practice/media/rfelec дог/ раде52.Ыт1

9 Кабанов П.А. Основные виды электоральной преступности в современной России // Следователь. 2004. №12. С.39.

10См. Чередниченко В.А. Социологический анализ факторов избирательных процессов в России // Вестник МГУ.

11 См. Жданова Н.Л. Административный ресурс в рамках предвыборных кампаний: новый вид коррупции? // Предотвращение

Административное давление на избирателей. Оно может выражаться в настойчивой агитации лиц, работающих в государственных учреждениях, проголосовать за нужного кандидата. Иногда имеет место прямое принуждение к голосованию, выражающееся в различных угрозах избирателям (например, не проголосуешь за нашего кандидата - уволим, либо не допустим к сдаче экзаменационной сессии и т.п.).

Это могут быть различные проверки контролирующих организаций избирательных штабов, информационная блокада, запрет на регистрацию соперника на этапе сбора подписей или за несколько дней до выборов, инициирование накануне выборов процедуры незаконного привлечения кандидата-конкурента к уголовной ответственности и т.д12.

Описанные варианты использования административного ресурса можно рассматривать как факт коррупции государственных и муниципальных служащих, даже не смотря на то что должностное лицо не получает при этом денежного вознаграждения.

Применительно к коррупционной деятельности, связанной с избирательным процессом, подкуп необходимо рассматривать предельно широко, не только как передачу материальных ценностей (при финансировании избирательной кампании кандидата, даче взяток членам избирательных комиссий и т.п.), но и как оказание помощи в обмен за поддержку.

Существует технология, которая активно применяющаяся в избирательной практике это - подкуп электората, когда будущий кандидат создает благотворительный фонд или организацию под названием, содержащим либо его фамилию, либо иной признак, который прочно с ним ассоциируется, и занимается благотворительной деятельностью. В период выборов избирателям «напоминается» о благотворительной помощи.

Применяется договорная схема подкупа. Суть ее состоит в том, что заключаются фиктивные договора с избирателями на оказание различных услуг (проведение агитации, распространение листовок и т.д.). В одних случаях оплата по договорам производится сразу после заключения, в других предусматривается оказание кандидатом (если он становится депутатом) каких-либо услуг избирателям.

Порядок финансирования избирательных кампаний регламентируется федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации о выборах. Наиболее значимыми из них являются: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»13, Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»14, Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-Фз «О выборах Президента Российской Федерации»15.

коррупции в процессе избирательных кампаний. СПб. 2000. С.147.

12 См. Гиззатов Э. Искушение властью. Административный ресурс в избирательных кампаниях: сущность и методы противодействия.

13 См. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» //Москва Омега -Л, 2006. С.226.

14 См. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федера-ции»//Москва6 Омега-Л, 2006. С 157

15 В ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ,- от 12.05.2009 № 94-ФЗ, от 03.06.2009 № 108-ФЗ, от 19.07.2009 № 203-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 19.07.2009 № 196-ФЗ.

Согласно указанным документам для финансирования избирательной кампании кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды. Исключение составляют лишь кандидаты, избирающиеся в органы местного самоуправления, которые не производят финансирование своей избирательной кампании, если это установлено Законом субъекта Российской Федерации, и при условии, что численность электората в избирательном округе не превышает пяти тысяч.

Избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков могут создаваться за счет:

а) собственных средств кандидата, избирательного объединения, избирательного блока;

б) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, избирательным блоком;

в) добровольных пожертвований граждан;

г) добровольных пожертвований юридических лиц;

д) средств, выделенных кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку соответствующей избирательной комиссией, в случае, если это предусмотрено законом.

Однако допускаются нарушения при финансировании избирательных кампаний,(которые также можно отнести к избирательной коррупции), такие как:

1) теневое финансирование в обход избирательных фондов кандидатов («черной наличностью»);

2) превышение предельных размеров избирательных фондов;

3) поступления из запрещенных законом источников;

В целях противодействия коррупции и связанных с ней грязных избирательных технологий в первую очередь необходимо:

- сделать избирательный процесс «прозрачным» для общественности (через средства массовой информации);

- организовать со стороны правоохранительных органов государственный антикоррупционный мониторинг избирательного процесса;

- усилить контроль за голосованием и подведением итогов выборов со стороны наблюдателей, в том числе международных;

- отрегулировать и ужесточить контроль взносов на выборы и другие политические цели;

Выше перечисленные мероприятия продиктованы современной действительностью которые способствуют укреплению структур гражданского общества и усилению его влияния на политический процесс и выборы, в частности.

Рецензия:

Тема «Коррупционные факторы в период проведения избирательных и выборных кампаний», представленная в статье весьма актуальна. В статье освещаются важнейшие аспекты административной деятельности органов внутренних дел. Освещены понятия коррупции в целом и «избирательной коррупции». Раскрывается проблемы понятийного аппарата, необходимость которых обусловлена современными реалиями выборных компаний.

Автором обстоятельно рассматривается деятельность органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в период проведения выборов, проводится анализ нормативных документов, которые позволяют выявить коррупционные факторы в избирательном процессе. В целом статья выполнена на хорошем уровне, соответствует требованиям, предъявляемым к работам подобного рода, может быть рекомендована для опубликования.

Д.ю.н., профессор Васильев Ф.П.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.