Научная статья на тему 'Формы деятельности института Уполномоченного по правам ребенка: опыт отдельных штатов США'

Формы деятельности института Уполномоченного по правам ребенка: опыт отдельных штатов США Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
118
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
OMBUDSMAN / PROTECTION / RIGHTS OF THE CHILD / COMMISSIONER FOR THE RIGHTS OF THE CHILD / FOREIGN EXPERIENCE / FORMS OF WORK / CHILDHOOD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колесникова Татьяна Сергеевна

В статье исследован опыт функционирования государственного института Уполномоченного по правам ребенка в отдельных штатах США. Выявлено, что институт омбудсмена является уникальным правозащитным механизмом, предназначенным осуществлять контроль и надзора за соблюдением различными ветвями власти нормативно-правовых актов, принятых в защиту детства. Изучение различных форм деятельности института детского омбудсмена является актуальной задачей и требует дальнейшего изучения и внедрение в историю российского Уполномоченного по правам ребенка лучших практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF ACTIVITIES OF THE OMBUDSMAN FOR THE RIGHTS OF THE CHILD: THE EXPERIENCE OF SELECTED STATES

The article investigates the experience of the functioning of the state institution of the Commissioner for children's rights in some States of the United States. It is revealed that the institution of the Ombudsman is a unique human rights mechanism designed to monitor and supervise compliance with various branches of government regulations adopted in the protection of children. The study of various forms of activity of the Institute of children's Ombudsman is an urgent task and requires further study and implementation of the best practices in the history of the Russian Commissioner for the rights of the child.

Текст научной работы на тему «Формы деятельности института Уполномоченного по правам ребенка: опыт отдельных штатов США»

УДК 341.1

Колесникова Татьяна Сергеевна, магистр юридического факультета ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва», г. Саранск (Naumkina1994@yandex.ru)

ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА: ОПЫТ ОТДЕЛЬНЫХ ШТАТОВ США

Аннотация. В статье исследован опыт функционирования государственного института Уполномоченного по правам ребенка в отдельных штатах США. Выявлено, что институт омбудсмена является уникальным правозащитным механизмом, предназначенным осуществлять контроль и надзора за соблюдением различными ветвями власти нормативно-правовых актов, принятых в защиту детства. Изучение различных форм деятельности института детского омбудсмена является актуальной задачей и требует дальнейшего изучения и внедрение в историю российского Уполномоченного по правам ребенка лучших практик.

Ключевые слова: омбудсмен, защита, права ребенка, уполномоченный по правам ребенка, зарубежный опыт, формы работы, детство.

Kolesnikova Tatyana Sergeevna, master of the Faculty of Law, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «National Research Ogarev Mordovia State University», Saransk (Naumkina1994@yandex.ru)

FORMS OF ACTIVITIES OF THE OMBUDSMAN FOR THE RIGHTS OF THE CHILD: THE EXPERIENCE OF SELECTED STATES

Abstract: The article investigates the experience of the functioning of the state institution of the Commissioner for children's rights in some States of the United States. It is revealed that the institution of the Ombudsman is a unique human rights

mechanism designed to monitor and supervise compliance with various branches of government regulations adopted in the protection of children. The study of various forms of activity of the Institute of children's Ombudsman is an urgent task and requires further study and implementation of the best practices in the history of the Russian Commissioner for the rights of the child.

Key words: Ombudsman, protection, rights of the child, Commissioner for the rights of the child, foreign experience, forms of work, childhood.

В зависимости от положения в правовой системе, в каждом зарубежном государстве деятельность омбудсменов имеет свои национальные особенности. Официальной датой появление первого омбудсмена в мире является 1809 год, когда в Швеции появился парламентский комиссар - должностное лицо, призванное осуществлять контроль и надзор за соблюдением исполнительной и судебной властью законодательных актов в отношении несовершеннолетних. В современном мире встречаются в основном три модели института Уполномоченного по правам ребенка: 1) исполнительный омбудсмен; 2) независимый омбудсмен; 3) парламентский омбудсмен [4, с. 134-168]. В последние годы все большее число государств создали бюро омбудсмена по защите детей, нуждающихся в государственном уходе и вмешательстве. Эта национальная тенденция напрямую связана с обеспокоенностью общественности по поводу неадекватности систем социального обеспечения детей для защиты и ухода за детьми, ставшими жертвами физического насилия, сексуального насилия и отсутствия заботы. Ограниченные ресурсы, высокая текучесть кадров, а также отсутствие подготовки и найма опытного персонала усилили неспособность государств защитить растущее число детей, нуждающихся в социальной поддержке и уходе. В ответ на необходимость проведения реформ государственные органыбыли вынуждены предпринять конкретные меры, чтобы спасти детей от жестокого обращения и отсутствия заботы [1, с. 34-39]. Одной из таких мерстало создание офисов государственного омбудсмена, предназначенных для защиты законных прав и

интересов детей, находящихся под опекой государства, а также для мониторинга программ, мест размещения и департаментов, отвечающих за предоставление детских услуг.

В Соединенных Штатах Америки, под эгидой Американской ассоциации юристов был созданЦентр по защите прав детей и Управление по защите детей в Род-Айленде в качестве типового офиса омбудсмена по делам детей. Ассоциацией было рекомендовано остальным 49 штатам учредить офис омбудсмена для детей. С офисом в Род-Айленде часто связываются и консультируют выборные должностные лица и политики, не имеющие офиса по делам детей, обсуждают законодательные инициативы в отношении защиты детства. В июле 1995 года Генеральная Ассамблея Коннектикута приняла закон о создании Управления по делам детей, созданного по образцу Род-Айленда. Со временем стало очевидным, что обмен важной информацией в области защиты прав и законных интересов детей между офисами омбудсмена по делам детей имеет важное значение для защиты детства. Законная юрисдикция, полномочия, размер и роль офиса могут сильно различаться между штатами, но основная задача офиса универсальна. Улучшение условий для детей, находящихся под опекой государства, является их основной задачей.

Например, Род-Айлендский офис детского омбудсмена занимается рассмотрением жалоб, связанных с государственными услугами для детей и молодежи, обеспечение механизма подотчетности системы, а также защитой интересов и законных прав детей и их семей, которые являются участниками программы защиты детей и сферы ювенальной юстиции. Законодательная власть Род-Айленда была одной из первых в стране, которая создала офис, подобный омбудсмену, в области охраны детства. Управление Защитника Детей (OCA) было основано в 1979 году. Это юридическое бюро, которое представляет интересы людей, вовлеченных в систему социальной защиты детей, как класс, а также расследует и рассматривает жалобы на Департамент по делам детей, молодежи и семей. Для выполнения этих полномочий детский омбудсмен обладает широкими законными правами и полномочиями, включая

право общаться в частном порядке с ребенком, находящимся на попечении, проверять и копировать документы из личного дела, а также принимать надлежащие меры по охране интересов ребенка. В 1995 году офис рассмотрел более 700 жалоб от специалистов, приемных родителей, членов семьи и заинтересованных граждан [2, с. 89-91].

Офисы омбудсмена по защите прав детей сохраняют определенную степень независимости и имеют право принимать решения по жалобам и следственным выводам правоохранительных органов. Функции офиса детского омбудсмена разнообразны и включают в себя следующие задачи: во-первых, расследуются случаи гибели детей в штате; во-вторых, периодически проверяет государственные и частные жилые помещения и приюты для обеспечения защиты законных прав детей, находящихся под опекой, и для того, чтобы средства размещения обеспечивали безопасность и соответствовали утвержденной политике и процедуре; в-третьих, офис играет активную роль в законодательном и общественном образовательном процессе. Детский омбудсмен входит в Комиссию по кодексам детей Генеральной Ассамблеи, которая рассматривает законодательство, касающееся детей, и регулярно дает в Генеральной Ассамблее свидетельства о законодательных предложениях, касающихся детей.

Управление омбудсмена на Аляске было создано в 1975 году для работы в рамках законодательной ветви власти штата. Его роль и полномочия определяются законом. Омбудсмен хорошо известен и доступен для общественности.Задача Офиса омбудсмена штата Аляска состоит в том, чтобы помочь общественности с вопросами и жалобами на государственные учреждения. Офисполучает много жалоб, касающихся детей, находящихся на попечении Отдела по делам семьи и молодежи. Персонал офиса рассматривает эти жалобы и, если проблема будет найдена, порекомендует решения. Кроме того, в делах по обеспечению алиментов, являющихся основной частью рабочей нагрузки офиса, офис служит связующим звеном между родителями и отделом по обеспечению алиментов на детей [3, с. 77-83]. Каждый год

омбудсмен представляет список проблемных вопросов, которые, основываясь на структуре жалоб и расследованиях, проводимых ведомством, заслуживают внимания законодательных органов. Отделение предметно рассматривает случаи гибели детей.

Офис детского омбудсмена во Флориде имеет укомплектованный добровольцами Комитет по защите прав человека в каждом из 34 районов обслуживания Министерства здравоохранения и реабилитационных услуг [2,с.91]. Деятельность комитета контролируется апелляционным органом -Общегосударственным комитетом по защите прав человека, который представляет государству ежегодные отчеты с изложением жалоб, действий и рекомендаций.

Бюро омбудсмена действует в составе Департамента по делам детей и семьи штата Иллинойс. Он был создан в 1973 году по распоряжению правительства для расследования и реагирования на проблемы, связанные с вопросами благополучия детей. Ежегодно обслуживается около 50 000 детей. Офис составляет письменные отчеты и делает презентации на конференциях. Работают пять детских омбудсменов, хотя за последние несколько лет штат, бюджет и количество дел сократились.В 1993 году законодательный орган штата Иллинойс создал должность генерального инспектора для надзора за предоставлением услуг и для расследования случаев гибели детей. Генеральный инспектор назначается губернатором и может давать рекомендации относительно санкций в отношении поставщиков услуг, находящихся под юрисдикцией Департамента по делам детей и семьи. Генеральный инспектор представляет ежегодные отчеты законодательному органу и губернатору, включая рекомендации по административным и законодательным действиям.

Управление омбудсмена по уходу за несовершеннолетними штата Кентуки, созданное законодательным органом в 1980 году, является государственным учреждением в форме государственного кабинета. По закону офис уполномочен защищать интересы несовершеннолетних граждан. Функции

офиса хорошо известны, и офис легко доступен для общественности. За 2 года работы количество сотрудников, бюджет и уровень загруженности увеличились [2, с. 89].

Управление по делам детей штата Массачусетс является государственнымобразованием и занимается в своей деятельности вопросами детей, которые часто становятся жертвами равнодушного и безучастного поведения организаций социальной защиты детей по всей стране.

Детский Альянс Действий штата Аризона является частнойнекоммерческой организацией, основанной в 1988 году заинтересованными лидерами бизнеса и сообщества. Чтобы заручиться поддержкой государственных организаций данный офис детского омбудсмена стремится сосредоточить внимание на проблемах детей посредством исследований, публикаций, кампаний в средствах массовой информации, просвещения общественности и пропаганды. В проекты Альянса входит кампания по защите детей в Аризоне, в которой участвуют граждане и гражданские лидеры для воздействия на государственную политику и государственные налоговые приоритеты посредством информирования общественности и разработки законодательства. Альянс публикует ежегодный отчет «Количество детей штата Аризона», в котором содержатся данные о проблемах со здоровьем, социальными, образовательными и экономическими аспектами, а также подборка вопросов, касающихся благосостояния детей.

Институт защиты детей в Атланте, основан в 1984 году и является частной некоммерческой организацией, которая предоставляет услуги по обучению и консультированию более чем 35 штатам, округу Колумбия и нескольким иностранным правительствам. Миссия организации состоит в том, чтобы расширить возможности учреждений по защите детей защищать детей, сохранять семьи, создавать семьи путем усыновления и готовить молодежь к взрослой жизни. Институт предлагает помощь в оценке агентства, планировании, обучении персонала и реализации изменений политики и процедур. Его программные модели включают «Партнерство в воспитании

детей», которое помогает учреждениям предоставлять свои услуги в партнерстве с родителями.

Мичиганская ассоциация детских альянсов была основана в 1957 году. Это некоммерческая корпорация, в состав которой входят частные и государственные учреждения (64 в 1995 году), а также частные лица. Ее миссия заключается в улучшении обслуживания детей и их семей. Их цель обеспечить каждому ребенку доступ к ресурсам, которые ему необходимы для физического, эмоционального и интеллектуального роста и развития. Ассоциация фокусируется на государственном образовании и воспитании, наряду с обучением приемных родителей и специалистов, работающих на детей или с детьми.

В целом, опыт отдельных штатов США по организации аппарата детского омбудсмена направлен на обеспечение доступности средств защиты детства для каждого ребенка в государстве. Законодательные инициативы во многих государствах привели к созданию финансируемых государством офисов омбудсмена по делам детей. Большинство из этих государственных учреждений обеспечивают мониторинг и надзор за учреждениями по размещению детей, жалобами на жестокое обращение в учреждениях, расследованиями детской смертности, просвещением общественности, защитой и устранением индивидуальных жалоб и проблем. Некоторые из этих учреждений имеют гораздо более широкую сферу охвата, охватывающую, например, всех людей с ограниченными возможностями или правительственные учреждения, которые могут повлиять на детей и их семьи. Помимо государственных служб омбудсмена, существует множество некоммерческих организаций, которые получают государственные субсидии для выполнения социально значимой функции - защиты детей.Роль офиса омбудсмена заключается в обеспечении подотчетности общественности и независимом мониторинге государственных департаментов, которым поручено заботиться о детях и молодежи.Изменения государственной политики и реформа систем социальной защиты детей могут быть осуществлены только

совместными усилиями граждан. Значение независимого надзора за учреждениями по охране детства и обеспечения защиты детей, находящихся под опекой государства представляется весомым и может быть рекомендовано для осуществления на территории России.

Библиографический список

1. Волков Д. Н. Сравнительный анализ моделей института омбудсмена в мире / Д. Н. Волков // Историческая и социально - образовательная мысль. -2018. - № 2. - С. 34 - 39.

2. Доспаев М. А. Международный опыт развития института омбудсмана / М. А. Доспаев // Вестник КРСУ. -2008. - № 2. - С. 89 - 91.

3. Мешкова А. В. Становление и развитие института омбудсмена в зарубежных странах / А. В. Мешкова // Электронный журнал «Вестник МГОУ». -2014. - № 2. - С. 76 - 83.

4. Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник для вузов(17-е издание, исправленное и дополненное) / А. А. Мишин. - М.: Статут, 2013. - 430 с.

5. Хиль-Робис А. Парламентский контроль за администрацией (Институт омбудсмена) / А. Хиль-Робис. - М. : Общественная мысль, 1997. -328 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.