ЧАСТЬ 7
МАТЕРИАЛЫ КРУГЛОГО СТОЛА «РОЛЬ БИО- И НЕЙРОХАКИНГА В СИСТЕМЕ НАУКА-ОБЩЕСТВО»
УДК 159.922
ФОРМУЛИРОВКА ПОНЯТИЯ СОЗНАНИЯ В РАМКАХ ПРАКТИК НЕЙРОХАКИНГА
ПО «ПРОКАЧКЕ МОЗГА»37
Софья Всеволодовна Лаврентьева
Младший научный сотрудник Институт философии Российской академии наук
В данном докладе я бы хотела выделить основные характеристики, присваемые сознанию в рамках практик нейрохакинга. Сам термин нейрохакинг в настоящее время охватывает достаточно большой набор практик, различающихся по подходу. Часть из них сосредоточена на различных психологических и когнитивных приемах, часть адаптирует медицинские исследования. Среди них я хотела бы выделить и больше сосредоточиться на следующих практиках нейрохакинга: психологические приемы, игры для тренировки интеллекта, использование ноо-тропов и электростимуляция мозга в домашних условиях. Данные подходы, с одной стороны, можно противопоставить друг другу исходя из их соотношения с современной медициной. С другой стороны, рассмотрев их, мы можем увидеть достаточно полный обхват подходов к характеристикам сознания. Нейрохакеры не задаются целью исследовать природу сознания, но отслеживают те аспекты, которые нужно улучшить, чтобы сделать работу сознания более продуктивной. Идея продуктивности оказывает свое влияние на формулировки характеристик сознания. Выявление данных аспектов и их анализ может помочь нам увидеть какое понимание сознания формируется в практиках нейрохакинга и обозначить возможные лакуны.
Ключевые слова: нейрохакинг, сознание, психология, электростимуляция мозга.
THE WORDING OF THE CONCEPT OF CONSCIOUSNESS IN NEUROHACKING PRACTICES
OF 'BRAIN PUMP'
Sofya Vsevolovna Lavrentyeva
Junior Researcher Institute of Philosophy RAS
In this report, I would like to highlight the main characteristics assigned to consciousness in the framework of neurohacking practices. The term neurohacking covers a large set of practices. Some of them focus on various psychological and cognitive techniques, and some adapt medical research. I would like to highlight and focus more on the following neurohacking practices: psychological techniques, games for training the intellect, the use of nootropics, and electrical stimulation of the brain. These approaches, on the one hand, can be opposed to each other in light of their relationship to medicine. If we examine them, we can see a rather complete coverage of approaches to the characteristics of consciousness. Neurohackers do not set out to explore the nature of consciousness, but they track the aspects of consciousness that need to be improved in order to make the work of consciousness more productive. Identifying these aspects and analyzing them can help us see what understanding of consciousness is formed in neurohacking practices and identify possible lacunae.
Keywords: nerohacking, consciousness, psychology, electrical brain stimulation.
В данном докладе я бы хотела выделить основные характеристики, присваемые сознанию в рамках практик нейрохакинга.
Нейрохакинг можно считать своеобразным ответвлением биохакинга, в котором люди самостоятельно ищут различные способы, помогающие воздействовать на мозг или нервную систему, в попытках сделать их более продуктивными.
Как и биохакеры, нейрохакеры экспериментируют над собой, сообщают о своих методах и делятся своими результатами. Нейрохакеры также отслеживают те аспекты сознания, которые нужно улучшить,
37 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-011-00848
чтобы сделать работу сознания более продуктивной [What is Neurohacking?, s.d.]. Собственно говоря, именно эти аспекты будут наиболее интересны для меня в понимании, о каком восприятии сознания мы можем говорить в рамках нейрохакинга. В связи с этим важно учитывать, что в условиях подобных практик подход к понятию сознания будет скорее нерефлексивным - нейрохакеры не задаются специально вопросом о том, что есть сознание. И как мы увидим, главную роль в формулировке характеристик сознания будет играть в первую очередь идея продуктивности.
Для начала обозначу, что сам термин нейрохакинг в настоящее время охватывает достаточно большой набор практик, различающихся по подходу. Часть из них сосредоточена на различных психологических и когнитивных приемах, часть адаптирует медицинские исследования. Среди них я хотела бы выделить и больше сосредоточиться на следующих практиках нейрохакинга: психологические приемы, игры для тренировки интеллекта, использование ноотропов и электростимуляция мозга в домашних условиях.
Данные подходы кажутся мне наиболее интересными, так как их, с одной стороны, можно противопоставить друг другу исходя из их соотношения с современной медициной. С другой рассмотрев их мы можем увидеть достаточно полный обхват подходов к характеристикам сознания.
Начнем с использования психологических приемов (речь идет, в частности, о корректировках поведения, с целью повлиять на сознание, о попытках контролировать мысли, чтобы изменить поведение и о использовании небольшие физиологические уловки, для изменения эмоционального состояния) [Янг, 2018, С. 141-167]. Шон Янг в книге «Привычки на всю жизнь...», описывая свои варианты психологического ней-рохакинга рекомендует сосредоточиться на поведении и подсказывает некоторые физиологические приемы, но также упоминает и когнитивном нейрохакинге - когда нужно обратить внимание именно на контроле самого сознания, без внешних воздействий (человек рефлексирует свое поведение понимая как он мыслит и, меняя мышление, влияет на свое поведение.). По мнению Шона Янга, этот способ самый сложный, «потому что контролировать сознание нелегко», поэтому он советует обратиться к использованию физиологических уловок. [Янг, 2018, С. 141-167]
Таким образом получается, что самыми продуктивным методом оказывается именно физиологическое воздействие. Психологический подход к воздействию на сознание легче осуществить, контролируя тело, которое рассматривается как своебразный пульт управления. С другой стороны, психологический ней-рохакинг означает в первую очередь самостоятельную работу человека над самим собой, и не заставляет использовать дополнительное оборудование или медикаменты.
Часть практик нейрохакинга как уже было сказано выше связана с созданием игр. Как можно догадаться, здесь можно исключить телесный подход, который мы видим в случае психологического нейрохакинга. Есть фирмы, которые заметив возросший интерес к прокачке когнитивных способностей начали создавать и продавать игры для тренировки мозга - (например, компании Lumosity, PositScience и CogniFit). Речь идет о небольших упражнениях, не занимающих много времени. Помимо таких задач как тренировка памяти, внимательности и концентрации, они рекламируются как способ предотвратить возрастное снижение когнитивных функций или даже деменцию [Wexler, 2017].
Как мы видим, в отличии от психологических уловок, которые сосредоточены на получении мгновенного результата, здесь речь идет своего рода накоплении способностей. Игры должны улучшить сохранение когнитивных способностей, и подразумевают постепенное их усиление за счет ежедневных тренировок.
Электростимуляция мозга в домашних условиях стала популярной в конце 2011 года, когда непрофессионалы начали использовать устройства транскраниальной стимуляции постоянным током. Изначально данная технология использовалась для лечения последствий инсульта, депрессии, и нейродегенеративных заболеваний, но также выяснилось, что она может помочь улучшить когнитивные функции у здоровых людей (воздействие на определенные участки мозга может улучшить концентрацию, память и математические способности и также позволяет меньше времени тратить на сон, без потерь для организма). [Электростимуляция мозга: научные исследования вдохновляют биохакеров, 2016]. То есть электростимуляция мозга в противоположность вышеобозначенным подходам оказывается ближе к научным исследованиям и медицинским практикам. В основном электростимуляцией мозга в домашних условиях занимаются люди, для которых вопрос концентрации и улучшения памяти стоят на первом месте - так среди подобного рода ней-рохакеров 37% являются менеджерам и 20 % студентами. [Hashemirad et al., 2016] Таким образом электростимуляция, как и ноотропы может использоваться для улучшения профессиональных качеств индивида.
Так мы увидели, что сознание можно усовершенствовать не только медикаментозно, но и технологически. В отличие от психологического нейрохакинга здесь, как и в случае с лекарственной стимуляцией человек оказывается зависим от внешних инструментов. Интересно, что сам аппарат изначально предназначался для лечения. Количественный подход к работе сознания здесь проявляется, наверное, даже больше, чем в других практиках нейрохакинга.
Подводя общий итоги вышесказанному я бы хотела обратить внимание также и на сам термин «ней-рохакинг». Мне кажется, что в связи с поднятым вопросом о понятии сознания, «хакерство», изначально связанное с программированием, обретает новый символический смысл. Действительно, нейрохакеры предлагают обойти систему - и здесь речь идет не только о системе здравоохранения (засчет самостоятельного экспериментирования в домашних условиях) - также речь идет и о самом сознании. Оно в первоначальном его виде не работает на полную мощность, и не дает желаемый результат. Узнать, как конкретно построена
работа сознания не является основной целью нейрохакеров. Данные знания используются для того, чтобы «взломать» привычную работу сознания и создать свою версию - более эффективную.
Ориентация на физиологическое воздействие оказывается первичной в большинстве практик (кроме, пожалуй, тренировок в виде игр). И в практиках, опирающихся на медицинские исследования (таких как электростимуляция мозга и использование ноотропов) такой физиологический подход более чем понятен. Но как я отмечала, психологический нейрохакинг также стремится ко внешнему воздействию.
В связи с этим можно отметить двойственность к характеристикам сознания. С одной стороны, ясно, что нейрохакеры говорят в первую очередь о телесных воздействиях, и тут мы видим, что речь идет о конкретных особенностях человеческого сознания, и его переплетенности с физическими воздействиями. Проявления сознания и его развитие сводятся к определенным реакциям. С другой стороны, сознание рассматривается как своего рода универсальная машина, которая работает как нужно, в зависимости от настроек. Нейрохакеры видят сознание как определенную регулярную конструкцию, в которой тело можно использовать как кнопку - определенная последовательность нажатий дает необходимый вывод. Выделяя те аспекты сознания, которые, по их мнению, действительно нужны для продуктивности, нейрохакеры избегают ответа на вопрос о возможной «невидимой работе сознания». Между тем более углубленный и рефлексивный подход мог помочь понять, как именно работает чередование концентрации и наоборот расслабленное состояние, мог бы также породить практики, которые соответствовали бы духу нейрохакинга.
Литература
1. Hashemirad et al., 2016 - Hashemirad F., Zoghi M., Fitzgerald P. B., Jaberzadeh S.. The effect of anodal transcranial direct current stimulation on motor sequence learning in healthy individuals: A systematic review and meta-analysis // Brain and Cognition. 2016. 102. P. 1-12.
2. Wexler, 2017 - Wexler A. The Social Context of "Do-It-Yourself' Brain Stimulation: Neurohackers, Biohackers, and Lifehackers // Frontiers in Human Neurosciences Front. Hum. Neurosci. 2017. P. 224.
3. What is Neurohacking?, S.d. - What is Neurohacking? S.d. URL: http://wp.neurohacker.com/what-is-neurohacking/
4. Янг, 2018 - Янг Ш. Привычки на всю жизнь: Научный подход к формированию устойчивых привычек. М.: МИФ, 2018.
5. Электростимуляция мозга: научные исследования вдохновляют биохакеров, 2016 - Электростимуляция мозга: научные исследования вдохновляют биохакеров // Habr. 2016. URL: https://habr.com/ru/post/372473/.
УДК 316.35
БИОХАКИНГ: DO-IT-YOURSELF ИЛИ SERIOUS SCIENCE?38
Кирилл Алексеевич Петров
Кандидат философских наук, доцент Волгоградский государственный медицинский университет
Что такое наука? Какими ресурсами обладает социальная теория для определения ее границ? Еще недавно основной фокус исследований науки был направлен на рассмотрение ее сущностных, неизменных черт. Сегодня внимание теоретиков привлекают пограничные явления, такие, как биохакинг. Именно исследование того, как происходят процессы «вытеснения», некоторых форм деятельности на периферию научного знания, позволяет точнее определить контуры науки XXI века. «Биохакеры» - маргинализованое движение энтузиастов науки, в их деятельности соединяется альтруистическое желание содействовать развитию научного знания и политический активизм. Деятельность «биохакеров» оказывается связанна с распространением научных знаний и научного мировоззрения за стены университетов и лабораторий. Так, в сердце науки происходит так называемый participatory turn - поворот к участникам. Пассивная публика превращается в активных творцов самой науки. В собственных лабораториях биохакеры не только стремятся произвести валидное с научной точки зрения знание, но и создают новые типы коммуникации основанные на принципах открытости и ответственности. Эти hackerspaces оказываются центрами критики «старой» науки. В них появляются образцы того, что сами «биохакеры» видят в качестве демократической науки. Именно эта «демократизация» и этизация научной деятельности позволяет верить биохакерам, в то, что их деятельность выходит за рамки движения do-it-yourself и превращается в serious science.
Ключевые слова: биохакинг, do-it-yourself, проблема демаркации, наука.
38 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №19-001-00848