УДК 37 DOI: 10.47475/1999-5407-2021-10210
ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАК ПЕРСПЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Ю. А. Рудакова, И. А. Бобыкина
Челябинский государственный университет, Челябинск
Одной из актуальных проблем педагогического процесса в высшей школе является повышение качества иноязычного образования. В статье рассмотрена современная технология формирующего оценивания как основа самостоятельной, рефлективной и непрерывной оценочной деятельности обучающихся. Проведен анализ ее отличительных характеристик от традиционной системы оценивания. Реализация технологии формирующего оценивания представлена в контексте подготовки обучающихся иностранному языку по программам бакалавриата психолого-педагогического направления подготовки. Обозначены электронные ресурсы для осуществления формирующего оценивания при обучении иностранному языку в вузе. Теоретически обоснована перспективность избранной технологии.
Ключевые слова: формирующее оценивание, оценочная деятельность, иностранный язык, письменная коммуникация, электронное обучение, высшее иноязычное образование.
В настоящее время в системе высшего российского образования происходят значимые перемены: внедряются новые образовательные стандарты, инновационные методы, подходы и образовательные технологии. Изменения в образовательной сфере обусловлены тенденциями, происходящими на разных уровнях жизнедеятельности современного общества: формирование информационного социума и профессионалов нового формата, автоматизация и цифровизация разных сфер деятельности человека, персонализация и индивидуализация процессов, смена поколений и международная интеграция. С развитием новых информационно-коммуникационных технологий появляются новые требования к качеству высшего образования, формам проведения контроля и системе оценивания. Актуальность исследования вызвана недостаточным изучением специфики формирующего оценивания компетенций выпускников образовательных программ, в том числе той ее части, в которой представляются результаты иноязычного образования.
В фокусе нашего внимания находится формирующее оценивание учебных достижений обучающихся иностранному языку, которое мы понимаем как механизм, реализующийся на основе самооценки студентов и обеспечивающий их и преподавателя информацией для совершенствования процесса освоения иноязычной компетенции.
Материалом исследования являются нормативные документы относительно вопросов иноязычного образования в высшей школе, работы отечественных и зарубежных исследователей избранной проблематики.
В качестве основных методов исследования использованы: анализ нормативной и учебно-методической документации, трудов отечественных и зарубежных исследователей по данной проблеме; обобщение педагогического опыта.
Вопрос развития у обучающихся способности к формирующему оцениванию представляется весьма актуальным, поскольку регистрация и оценка результатов обучения студентов привлекает в настоящее время особое внимание в связи с все большим вовлечением обучающихся в самоуправляемый образовательный процесс и повышение их ответственности за результаты собственного обучения. Как правило,
незнание критериев и отсутствие опыта оценивания достижений существенно затрудняет адекватную оценку формируемых компетенций. Понятие формирующего оценивания было предметом интерпретации западными учеными в 90-е гг. [11; 12; 14]. В отечественной теории и методике обучения данный феномен является относительно новым объектом исследования, которое предстоит изучить и внедрить в систему российского образования.
Как показывают результаты обобщения опыта образовательной практики, при реализации актуальной балльно-рейтинговой системы в вузах предпочтение отдается внешнему контролю, что не способствует формированию самооценки, самоконтроля обучающихся. Помимо прочего, такой тип традиционного оценивания ориентирован на конечный предметный результат, в то время как формирующее оценивание направлено на развитие способности к самооценке и самоуправлению обучающегося с помощью критериев, однозначно определенных и заранее известных всем участникам образовательного процесса. Достаточно наглядна в этом плане аналогия Р. Стейка с двумя этапами оценивания супа. Дегустация супа поваром есть формирующее оценивание (формативная оценка), обедающим (или экспертом) - суммативная оценка. Другими словами, формативная оценка отражает внутренний контроль качества, тогда как суммативная оценка представляет, насколько хорошо функционирует конечный продукт в реальном мире.
Традиционный подход к оцениванию обучения направлен на выставление оценок за итоговый контроль знаний в предметной области. Как правило, оценивание происходит на основании таких показателей, как:
1) активная работа,
2) объективная оценка письменных работ;
3) субъективная оценка педагога (наблюдение, самоанализ);
4) стандартизированное оценивание, выносимое по результатам стандартизированных тестов [3. С. 32].
Результаты анализа научной литературы позволили выявить принципиальные отличительные характеристики формирующего оценивания:
- центрировано на обучающемся. Во-первых, служит развитию мета-предметных способностей обучающихся: самооценки, рефлексии, критического мышления, самостоятельности и т.д. Во-вторых, благодаря соучастию в оценивании студенты более глубоко погружаются в изучаемый материал и более осознанно осваивают соответствующие компетенции;
- концентрация внимания на прогрессе, а не на «провалах», т.е. отмечается переход к оценке «метода сложения» на основе рефлексии: что приобрел, чему научился, в чем продвинулся, в чем «мои» сильные стороны?;
- контроль уровня успешности обучающихся не по отметкам, а с помощью обратной связи (комментарий, символ, взаимооценка, поощрение и т.д.);
- добровольная демонстрация обучающимися своих знаний, умений, способностей и понимание темы для себя, а не потому, что контролирует педагог;
- нацелено на определение индивидуальных достижений каждого студента и не предполагает сравнения результатов обучающихся;
- направлено на выяснение, достигнуты ли поставленные учебные цели [3; 4; 6; др.].
Как видно из приведенных характеристик, технология формирующего оценивания позволяет мотивировать студентов более активно включиться в свое учение, способствует развитию навыков самооценки, запускает механизм обратной связи относительно результатов оценивания и возможностей улучшения процесса обучения.
Предметом нашего внимания является формирующее оценивание процесса развития способности к деловой коммуникации в письменной форме обучающихся иностранному языку по программам бакалавриата психолого-педагогических направлений подготовки в вузе.
В условиях активного развития онлайн коммуникаций способность вести грамотное иноязычное общение и составлять деловую корреспонденцию в письменной форме (мотивационное письмо, резюме, сопроводительное письмо, статьи, деловая корреспонденция, рецензии, отзывы, комментарии и т.д.) является одним из основных показателей профессионализма.
Письменная речь является одним из четырех видов речевой деятельности наряду с говорением, аудированием и чтением и относится к продуктивному типу. По мнению Н. Д. Гальсковой, она представляет собой продуктивную аналитико-синтетическую деятельность, связанную с порождением и фиксации письменного текста. В нашем исследовании письменная речь понимается как процесс выражения мыслей в графической форме [1. С. 249].
В методической литературе выделяют следующие особенности текста как продукта письменной речи:
1. Композиционно-структурная завершенность и логико-смысловая структура.
2. Единство начала, центрального коммуникативного блока и заключительной части.
3. Соотнесенность заголовка с содержанием.
4. Индуктивная или дедуктивная форма изложения, которая облегчает вероятностное прогнозирование самого пишущего и реципиента.
5. Предметное содержание.
6. Коммуникативные качества.
7. Монообьектные или полиобьектные связи.
В отличие от говорения или слушания письменная речь реализуется более медленно, так как при порождении текста пишущий может изменить первоначальный замысел, скорректировать содержание, дополнить или изменить его.
Согласно ФГОС ВО и рабочим программам дисциплины «Иностранный язык» по программам неязыкового бакалавриата вуза развитие способности обучающегося к деловой коммуникации в письменной форме на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке является одним из основных требований к иноязычному образованию в вузе (универсальная компетенция - УК-4) [10].
С точки зрения И.С. Сергеева, компетенция представляет собой готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации, готовность действовать в ситуации неопределенности [8]. Ряд ученых рассматривают понятие компетенции как базовые качества индивида, влияющие на эффективность и качество выполняемой им деятельности [15]. В данном исследовании под компетенцией понимается способность обучающегося применять полученные знания, умения, навыки, личностные качества и практический опыт владения иностранным языком для успешной профессиональной деятельности.
Структура универсальной компетенции (УК-4) включает в себя следующие компоненты:
Знать:
- грамматические структуры и лексические единицы изучаемого иностранного языка, необходимые для осуществления письменной коммуникации в ситуациях делового общения;
- правила и принципы деловой письменной коммуникации на иностранном языке.
Уметь: осуществлять деловую коммуникацию в письменной форме на иностранном
языке.
Владеть: навыками использования языковых средств для осуществления письменной деловой коммуникации на иностранном языке.
Данные компоненты можно оценить с помощью фонда оценочных средств - комплекта методических и оценочных (контрольно-измерительных) материалов, предназначенных для определения уровня знаний, умений, навыков и сформированности компетенции обучающихся по образовательным программам высшего образования.
Такие виды оценочных средств, как кейс-задача, проект, творческое задание, эссе, электронное портфолио могут быть использованы при формирующем оценивании результатов обучения студентов неязыковых направлений подготовки [7].
Согласно исследованиям ученых (Е. Н. Землянская, М. А. Пинская, Н. П. Тряпицына, Н. Ф. Родионова, Г. А Цукерман и др.), выделяются следующие требования к реализации формирующего оценивания:
- обучающиеся четко знают цель и задачи занятия, обозначена тема;
- до начала выполнения задания студенты должны быть ознакомлены с системой критериев и конкретизирующих их показателей, а также с балльной шкалой;
- студенты могут самостоятельно разработать систему критериев, исходя из желаемого уровня овладения;
- обсуждение содержания критериев и обоснование необходимости каждого из критериев должны предшествовать работе студентов над заданием;
- критерии и показатели должны быть зафиксированы и доступны всем обучающимся постоянно. Для этого можно, например, использовать электронные обучающие среды или доску объявлений;
- критерии должны быть разработаны по степени важности;
- при выполнении объемного задания должно быть предусмотрено промежуточное сопоставление деятельности студентов с системой критериев для совершенствования их учебной деятельности или ее своевременной коррекции;
- обучающиеся и преподаватели понимают уровневую модель прогресса, чтобы отслеживать индивидуальные успехи обучающихся в движении к образовательному результату.
На разных этапах обучения (Представление нового материала, закрепление представленного материала, этап размышлений, итоговое тестирование) рекомендуется использовать различные техники формирующего оценивания:
- ассоциативные («светофор», «карточки», «речевые образцы», «голосование» и др.);
- интерактивные («одноминутное эссе», «интервью», «правильные вопросы», «карты приложений», «недельный отчёт» и др.);
- дистрибутивные («классификация ошибок», «доска помощи», «сравнение с образцом» и др.) [9. С. 36].
Учитывая тот факт, что современные обучающиеся являются представителями поколения «Z», «digital natives», которые в совершенстве владеют цифровыми технологиями, инструментарий формирующего оценивания с применением электронных ресурсов создает дополнительные возможности повышения как эффективности образовательного процесса, так и качества результатов иноязычного образования.
Согласно Федеральному закону №273 в Российской Федерации, под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников [5]. Под дистанционными образовательными технологиями
понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [5].
Каждый из видов электронных обучающих ресурсов может быть использован на разных этапах обучения:
1. Google-форма - совместная рабочая область для студентов (онлайн офис, виртуальный класс, совместные папки, сайт), которая позволяет заранее размещать задания контрольных мероприятий, план их выполнения и критерии оценки. Это дает возможность студентам заранее планировать свое время на выполнение заданий и/или выбирать интересующие их задания. Кроме того, важные возможности для формирующего оценивания предоставляет использование сервисов коллективной работы. Например, такие инструменты Google-диска, как совместная подготовка презентаций, сценариев, докладов, схем, опросов и др. Инструменты предусматривают, что при работе группы над совместным проектом вклад каждого члена группы становится виден всем ее участникам. Если задание включает элементы совместной работы с использованием сервисов, то в процессе его выполнения каждый студент может сравнить свой уровень компетенции по изучаемому вопросу и сделать соответствующие выводы относительно самообразования.
2. iSpring - работающий в интерфейсе Microsoft PowerPoint конструктор презентаций и курсов. Программа включает iSpring QuizMaker - редактор тестов и опросов, который позволяет работать с аудио, видео и изображениями.
3. Kahoot - сервис для создания онлайн викторин, тестов и опросов.
4. LearningApps - бесплатный сервис для поддержки процесса преподавания или самостоятельного обучения с помощью интерактивных модулей. Пользователи могут использовать имеющиеся модули, модифицировать их и создавать новые модули с использованием предлагаемого конструктора и шаблонов.
5. Moodle - система для обучения и онлайн тестирования. Сервис позволяет создавать: вопросы с одним правильным ответом или с множественным выбором ответов из нескольких вариантов, вопросы с открытыми ответами, создавать поле для коротких сочинений, проводить опросы, подключаться к Google Classroom.
6. Quizlet - сервис, который позволяет легко запоминать любую информацию в виде учебных карточек. Есть возможность создавать собственные карточки, добавляя к ним картинки и аудиофайлы и затем выполнять упражнения и играть в игры, чтобы запомнить данный материал в игровой форме и отработать изученную лексику.
7. https://www.liveworksheets.com, https://en.islcollective.com/ - конструкторы интерактивных рабочих листов и др.
Таким образом, технология формирующего оценивания позволяет развивать у обучающихся рефлексию, критическое мышление, самостоятельность, умение оценить себя и других, анализировать свою работу и сделать конечный продукт качественным, навыки сотрудничества и взаимодействия, способность становится активным участником учебного процесса [13].
Применение технологии формирующего оценивания в полной мере соответствует требованиям нормативных документов в сфере высшего образования относительно реализации основных образовательных программ высшего образования на основе компетентностного подхода к определению результатов иноязычного образования и субъектно-деятельностного подхода к процессу развития заданных ФГОС ВО компетенций обучающихся, согласно которому обучающийся выступает активным деятелем собственного развития и образования. Анализ научных источников подтверждает предположение о том, что использование в образовательном процессе вуза технологии формирующего оценивания является перспективным в свете тенденций развития современного высшего образования.
Список литературы
1. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - М. : Академия, 2009. - 335 с. - Текст : непосредственный.
2. Бурлакова, И. И. Качество образования и его оценка в системе высшего образования: теория и методология: монография / И. И. Бурлакова. - М. : Изд-во Рос НОУ, 2013. -112 с. - Текст : непосредственный.
3. Землянская, Е. Н. Формирующее оценивание (оценка для обучения) образовательных достижений обучающихся / Е. Н. Землянская. - Текст : электронный // Современная зарубежная психология: электронный журнал. - 2016. - Т. 5. - № 3. -С. 50-58. - URL: https://psyjoumals.ru/files/83909/ jmfp_2016_n_3_Zemlyanskaya.pdf (дата обращения: 25.07.2021).
4. Землянская, Е. Н. Критериальное оценивание образовательных достижений студентов вуза / Е. Н. Землянская. - Текст : непосредственный // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2020. - Том 5. - Выпуск 2. - С. 142-147.
5. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ : ред. от 31.07.2020 : принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. - Текст : электронный // КонсультантПлюс : справочно-правовая система. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 25.07.2021).
6. Пинская, М. А. Формирующее оценивание: оценивание для обучения: практическое руководство для учителей / М. А. Пинская. - Текст : электронный // Методические материалы Института развития образования. - Ярославль: Ин-т развития образования, 2014. - 35 с. - URL: http:// www.iro.yar.ru/fileadmin/iro/crii/ metod_material/Ocenivanie_dlya_obucheniya_M.A._Pinskaya.pdf (дата обращения: 25.07.2021).
7. Положение о фонде оценочных средств по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, реализуемым в ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет» : утверждено 26.09.2019 года. - Текст : электронный. -URL: https://www.csu.ru/Shared%20Documents/Troitck/ 2021/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8% D0%B5%20%D0%BE%20%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%B5%20%D0% BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D1%87%D0%BD%D1%8B%D1%85%20 %D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2.pdf (дата обращения: 25.07.2021).
8. Сергеев, И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности / И. С. Сергеев, В. И. Блинов. - М. : АРКТИ, 2007. - Текст : непосредственный.
9. Тряпицына, Н. П. Модернизация общего образования: оценка образовательного результата / Н. П. Тряпицына, Н. Ф. Родионова. - СПб., 2017. - 225 с. - Текст : непосредственный.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования: Специальное (дефектологическое) образование по специальности 44.03.03 // Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования . -официальный сайт портала. - URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/94 (дата обращения: 15.06.2021). - Текст : электронный.
11. Black, P. Developing the theory of formative assessment / P. Black, D. Wiliam. - Текст : непосредственный // Educational Assessment, Evaluation and Accountability (formerly: Journal of Personnel Evaluation in Education). - 2009. - Т. 21. - №. 1. - С. 5-31.
12. Clark, I. Formative assessment: Assessment is for self-regulated learning / I. Clark. - Текст : непосредственный // Educational Psychology Review. - 2012. - Т. 24. - №. 2. -С. 205-249.
13. Koka, R. Formative Assessment in Higher Education: From Theory to Practice / R. Koka, A. Jurane-Bremane. - Текст : электронный // European Journal of Social Sciences Education and Research. - January 2017. - Vidzeme University of Applied Sciences, Riga Stradins University. - P. 28-34. - URL : https://www.researchgate.net/publication/318538190 (дата обращения: 25.07.2021). DOI: 10.26417/ejser.v9i1.
14. Shepard, L. A. Formative assessment: Caveat emptor / L. A. Shepard. - Текст : непосредственный // The future of assessment: shaping teaching and learning: ETS Conference. - New York, 2005. - 37 p.
15. Spencer, L. M. Jr. Competence at work: models for superior performance / L. M. Jr. Spencer, S. Spencer. - John Wiley & Sons Inc., 1993. - URL: https://studfile.net/ preview/6343870/ (дата обращения: 25.07.2021). - Текст : электронный.
FORMATIVE ASSESSMENT AS A MODERN TECHNOLOGY OF EVALUATION ACTIVITY IN HIGHER EDUCATION
Y. A. Rudakova
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, [email protected]
I. A. Bobykina
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, [email protected]
One of the urgent problems of the pedagogicalprocess in higher education in Russian university today is the problem ofensuring the quality of foreign language education ofstudents. The article discusses the modern technology offormative assessment as the basis of independent, reflective and continuous evaluation activity of students. The analysis of its distinctive characteristics from the traditional assessment system is carried out. The implementation of the technology of formative assessment is presented in the context of the foreign language education of students in the psychological and pedagogical bachelor's degree programs. Electronic resources for the implementation of formative assessment when teaching a foreign language at a university are discussed. The prospects of the chosen technology are theoretically justified.
Key words: formative assessment, evaluation activity, foreign language, written communication, e-learning, higher foreign language education.
References
1. Galskova, N. D. (2009). Teoriya obucheniya inostrannym yazikam. Lingvodidaktika i metodika [The theory of teaching foreign languages. Linguodidactics and methodology]. 335 p. (in Russ.).
2. Burlakova, I. I. (2013). Kachestvo obrazovaniya i ego ocenka v sisteme vysshego obrazovaniya: teoriya i metodologiya: monografiya [The quality of education and its assessment in the system of higher education: theory and methodology: monograph]. Moscow, Izd-vo Ros NOU, 112 p. (in Russ.).
3. Zemlyanskaya, E. N. (2016). Formiruyushee ocenivanie (ozenka dl'ya obuchenija) obrazovatelnyh dostigeniy obuchajushihsya [Formative assessment (assessment for teaching) of educational achievements of students]. Elektonniy jurnal Sovremennaya zarubegnaja
psihologija [Modern foreign psychology: electronic journal], 3, vol. 5, pp. 50-58, available at: https://psyjournals.ru/files/83909/ jmfp_2016_n_3_Zemlyanskaya.pdf., accessed 25.07.2021 (in Russ.).
4. Zemlyanskaya, E. N. (2020). Kriterial'noe ocenivanie obrazovatelnyh dostigeniy studentov vuza [Criterial assessment of educational achievements of university students]. Pedagogika. Voprosy teorii ipraktiki [Pedagogy. Theory & Practice], 2, vol. 5, pp. 142-147 (in Russ.).
5. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii : Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ : red. ot 31.07.2020 : prinyat Gosudarstvennoy Dumoy 21 dekabrya 2012 goda : odobren Sovetom Federatsii 26 dekabrya 2012 goda [On education in the Russian Federation: Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FZ: ed. from 31.07.2020: adopted by the State Duma on December 21, 2012: approved by the Federation Council on December 26, 2012]. Konsul'tantPlyus : spravochno-pravovaya sistema [ConsultantPlus: reference and legal system], available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/, accessed 25.07.2021 (in Russ.).
6. Pinskaya, M. A. (2014). Formiruyushee ocenivanie: ocenivanije dlya obuchenija: prakticheskoje rokovodstvo dlya uchitelei [Formative assessment: assessment for teaching: a practical guide for teachers]. Metodicheskie materialy Instituta razvitiya obrazovanija [Methodological materials of the Institute for the Development of Education], p. 35, available at: http://www.iro.yar.ru/fileadmin/iro/crii/metod_material/Ocenivanie_dlya_obucheniya_M.A._ Pinskaya.pdf., accessed 25.07.2021 (in Russ.).
7. Pologenie o fonde ocenochnyh sredstv po obrazovatelnym programmam vysshego obrazovaniya - programmam bakalavriata, specialiteta I magistratury, utvergdeno Chelyabinskiy gosudarstvenniy universitet 26 Sentyabrya 2019 [Regulations on the fund of appraisal funds for educational programs of higher education - bachelor's, specialist's and master's programs, implemented at the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Chelyabinsk State University"], approved by Chelyabinsk state university on September 26, 2019, available at: https://www.csu.ru/Shared%20Documents/Troitck/2021/%D 0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20 %D0%BE%20%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%B5%20%D0%BE%D1%86% D0%B5%D0%BD%D0%BE%D1 %87%D0%BD%D1 %8B%D1 %85%20%D1%81 %D1%80 %D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2.pdf, accessed 25.07.2021 (in Russ.).
8. Sergeev, I. S. and Blinov, V. I. (2007). Kak realizovat' kompetentnostnii podhod na uroke i vo vneurochnoi deyatel'nosti [How to implement a competence-based approach in the classroom and in extracurricular activities], 132 p. (in Russ.).
9. Tryapitsyina, N. P. and Rodionova, N. F. (2017). Modernizatsiya obschego obrazovaniya: otsenka obrazovatelnogo rezultata [Modernization of general education: an assessment of the educational result]. Saint-Petersburg, 225 p. (in Russ.).
10. Federalnii gosudarstvennii obrazovatelnii standart visshego obrazovanija, Specialnoje (defektologicheskoje obrazovanie) po specialnosti 44.03.03 [Federal state educational standard of higher education: Special (defectological) education in the specialty 44.03.03]. Portal federalnyh gosudarstvennyh obrazovatelnyh standartov vysshego obrazovanija [Portal of federal state educational standards of higher education], available at: http://fgosvo.ru/ fgosvo/151/150/24/94, accessed 15.06.2021 (in Russ.).
11. Black, P. and Wiliam, D. (2009). Developing the theory of formative assessment. Educational Assessment, Evaluation and Accountability (formerly: Journal of Personnel Evaluation in Education), 1, vol. 21, pp. 5-31.
12. Clark, I. (2012). Formative assessment: Assessment is for self-regulated learning. Educational Psychology Review, 2, vol. 24, pp. 205-249.
13. Koka R. and Jurane-Bremane, A. (2017). Formative Assessment in Higher Education: From Theory to Practice. European Journal of Social Sciences Education and Research.
Vidzeme University of Applied Sciences, Riga Stradins University, pp. 28-34, available at: https://www.researchgate.net/publication/318538190, accessed 25.07.2021. DOI: 10.26417/ ejser.v9i1.
14. Shepard, L. A. (2005). Formative assessment: Caveat emptor. The future of assessment: shaping teaching and learning: ETS Conference. New York, 37 p.
15. Spencer, L. M. Jr. and Spencer, S. M. (1993). Competence at work: models for superior performance. John Wiley & Sons Inc. Available at: https://studfile.net/preview/6343870/, accessed 25.07.2021.
Бобыкина Ирина Александровна - доктор педагогических наук, заведующий кафедрой делового иностранного языка, Челябинский государственный университет.
Рудакова Юлия Андреевна - магистрант основной образовательной программы Иностранные языки по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, Челябинский государственный университет.