Научная статья на тему 'Формирующее и суммативное оценивание как психолого-педагогическое условие диагностики сформированности личностных результатов'

Формирующее и суммативное оценивание как психолого-педагогическое условие диагностики сформированности личностных результатов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1542
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ / ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ / СУММАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова О. В., Кузнецова В. А.

В статье затрагивается проблематика системы оценивания личностных результатов в общеобразовательных организациях в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Приведен опыт решения обозначенных проблем, обоснована необходимость применения формирующего и суммативного оценивания в рамках критериальной системы оценивания с позиции учителя и учащегося. Представлены уровни распределения воспитательных результатов и эффектов деятельности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова О. В., Кузнецова В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирующее и суммативное оценивание как психолого-педагогическое условие диагностики сформированности личностных результатов»

УДК 371.261

ФОРМИРУЮЩЕЕ И СУММАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

О.В. Петрова, В.А. Кузнецова

В статье затрагивается проблематика системы оценивания личностных результатов в общеобразовательных организациях в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Приведен опыт решения обозначенных проблем, обоснована необходимость применения формирующего и суммативного оценивания в рамках критериальной системы оценивания с позиции учителя и учащегося. Представлены уровни распределения воспитательных результатов и эффектов деятельности учащихся.

Ключевые слова: общее образование, личностные результаты, критериальное оценивание, формирующее оценивание, сум-мативное оценивание.

Проблема диагностики сформированно-сти личностных результатов освоения образовательных программ - одна из самых сложных в процессе введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального, основного, среднего общего образования (ФГОС). Возникновение этой проблемы обусловлено тем, что во ФГОС выдвигаются новые требования к оценке индивидуальных образовательных достижений обучающихся: теперь необходимо оценивать не только предметные, но также метапредметные и личностные результаты обучающихся на различных этапах образовательного процесса. Исходя из этого следует, что педагоги должны владеть такими методами и приемами, которые позволят им это сделать.

Традиционная система оценивания, сложившаяся в общеобразовательной организации, не отвечает вызовам времени, изменившимся требованиям, и для неё характерны некоторые спорные и в некоторой степени отрицательные моменты:

- разные подходы в оценивании похожих образовательных ситуаций;

- отсутствие единых требований в системе оценивания;

- ограниченность 5-балльной системы;

- неучастие обучающихся в оценивании;

- возрастание чувства тревожности обучающихся, доходящее до стрессов и нервных заболеваний.

Несомненно, у выпускников возросло желание быть успешными в социуме, у родителей - видеть ребёнка здоровым и самоопределившимся в сложной российской действительности. При этом данные желания вступают в противоречия с повышением уровня тревожности у обучающихся, чувством страха и неуверенности при проведении контрольных оценочных процедур, неумением школьников противостоять стрессовым ситуациям, неумением организоваться, анализировать свои ошибки и исправлять их.

Учитель должен, согласно требованиям ФГОС, воспитать личность с активной жизненной гражданской позицией, способной к самоопределению и самоорганизации [4, 5], но педагог психологически к этому, как правило, не готов и на практике не всегда владеет технологиями сотрудничества, социального проектирования, а также отбора системы оценивания (особенно личностного результата).

Также в современной школе приоритетной целью становится развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию, а актуальной задачей для общего образования - формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению. Поэтому важное значение приобретает контрольно-оценочная

деятельность учащегося, выраженная в умении контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей.

На наш взгляд, в самостоятельном оценивании деятельности учащегося актуальным может являться критериальное оценивание. Критериальная система оценивания учебных достижений предполагает сравнение достижений каждого учащегося с коллективно выработанными, четко определенными критериями. Это дает возможность включить в процесс оценивания всех участников образовательных отношений, делает очевидным, прозрачным и объективным механизм выставления отметок, формирует готовность и способность контролировать и оценивать свою деятельность, позволяет отрефлексиро-вать обучающимся свой прогресс в ходе обучения и установить, а затем и устранить причины возникновения трудностей.

Различают два вида критериального оценивания: формирующее и суммативное (итоговое).

Формирующее оценивание - оценивание, осуществляемое в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, а также поведение учащегося, дается обратная связь по итогам обучения [1]. Результаты ученика сравниваются с его же предыдущими результатами. Происходит мотивирование учащегося к обучению, постановка образовательных целей и определение путей их достижения. Формирующее оценивание можно использовать, чтобы оценить готовность учащихся к образовательной деятельности, поддержать самостоятельность и взаимодействие, обеспечить диагностическую обратную связь ученикам и учителям, отслеживать прогресс в обучении. Но формирующее оценивание невозможно без суммативного (итогового) оценивания, которое является частью целостной системы критериального оценивания.

«Суммативное оценивание - вынесение заключительного суждения о том, каких результатов смог достичь учащийся в ходе обучения на основе единых требований (в сравнении с эталоном)» [2, с.6].

Критериальная система оценивания явля-

ется нормативной системой, широко применяемой в Международной школе бакалавриата. Эта система направлена не только на оценивание знания учащихся, но и на развитие их индивидуальных качеств, на раскрытие таланта молодежи, на выстраивание взаимоотношений с окружающей средой, на совершенствование своих знаний, на саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию и адаптацию личности в социуме [11].

В школах Российской Федерации были проведены исследования личностных характеристик учащихся по технологии Селище-вой Е.А., кандидата психологических наук, которые показали, что у учащихся из школ с критериальной системой оценивания такой показатель, как «страх ситуации проверки знаний» ниже, чем у учащихся из школ с традиционной системой оценивания [10]. Один из наиболее сильных по степени выраженности страхов - страх перед проверкой знаний. Но, зная критерии оценивания, учащийся готов психологически получить объективную оценку собственных знаний, умений, навыков, вне зависимости от того низкая или высокая эта оценка. То есть, заранее ознакомившись с критериями оценивания, учащийся делает выбор: либо старается улучшить свои результаты, тренируясь, чтобы получить максимальный балл по определенному критерию и тем самым улучшить общую оценку; либо он оставляет всё, как есть, но уже готов к тому, что получит невысокий балл.

Таким образом, в образовательном процессе данная система оценивания позволяет учащемуся знать критерии оценки, а, следовательно, понимать причины ее выставления и выстраивать дальнейшую траекторию в достижении желаемого результата. Также это позволяет в некоторой мере снять тревожное состояние из-за сравнения с другими, а также не влиять на снижение самооценки и мотивации к учебе.

В Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №104 г.Челябинска" (МАОУ «СОШ № 104») есть опыт решения данных проблем.

1) МАОУ «СОШ № 104» работает без текущих отметок. Нет поурочного балла, но есть система зачетных отметок (прообраз формирующего обучения). На основании календарно-тематического планирования по каждому предмету проводится один зачет в месяц. Формы зачета - разнообразные. В 1-ых классах отметки не выставляются, акцент сделан на формирование самооценки, вводятся оценочные суждения.

2) Действует 15-балльная система оценивания.

3) Нет дневников, но есть альтернативные формы: «Записная книжка», «Лист контроля», «Портфолио», электронный журнал.

4) Дифференцированное домашнее задание, дающее возможность выбора уровня сложности и глубины изучения материала.

5) Отработана система формирования ключевых компетенций обучающихся и накоплен опыт по теме «Саморазвитие и самореализация личности обучающегося» через систему образовательных, воспитательных мероприятий и школьного самоуправления.

6) Учителями МАОУ «СОШ № 104» в урочной деятельности используются технологии деятельностного метода, проблемного обучения, технология проектов и групповых форм работы.

7) Во внеурочной деятельности, в воспитательной работе педагоги активно используют технологию коллективных творческих дел, развивают систему ученического самоуправления и соуправления, волонтёрства и главных событий в жизни класса - дела класса.

8) В МАОУ «СОШ № 104» работает научно-методическая лаборатория учителей-тьюторов в рамках информационно-аналитического центра, изучающих теорию и практику данного вопроса. Они транслируют опыт на других педагогов, родителей, обучающихся, участников постоянно действующих семинаров, вебинаров, стажировочных площадок. Новым технологиям оценивания обучаются коллективы педагогов как данной школы,

так и организаций, откликнувшихся на сетевое взаимодействие.

9) В диагностике сформированности личностных результатов освоения образовательных программ большую роль играет школьная социально-

психологическая служба, которая выбирает критерии и показатели сфомированности универсальных учебных действий, организует процедуру диагностирования и анализа полученных результатов, планирует и проводит коррекционную работу с учащимися.

В соответствии с требованиями ФГОС достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-

образовательной деятельности

образовательной организации и

образовательных систем разного уровня [4, 5]. Оценка личностных результатов образовательной деятельности

осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований. Школа не ставит задачи дать персонифицированную оценку личностных качеств личности обучающихся. Но в рамках внутренней системы оценки качества образования образовательной организации возможно проводить ограниченную оценка отдельных личностных результатов, полностью отвечающих этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка и конфиденциальности, а также в форме, не угрожающей безопасности и эмоциональному состоянию учащегося [3]. Оценка личностного развития придаёт смысл и личностную значимость процессу образования, ориентирует ребёнка на реализацию не только учебных, но и личностных целей и задач, содействует социализации и гражданской активности личности [9].

В МАОУ «СОШ № 104» во внутреннем мониторинге проводится оценка

сформированности личностных результатов.

На уровне начального общего образования:

• сформированности внутренней

позиции школьника, которая находит

77

отражение в эмоционально-положительном отношении ученика к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности - уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, в характере учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

• сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

• сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения успеха, стремления к совершенствованию своих способностей;

• знаний моральных норм и сформирован-ности морально-этических суждений, способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения или нарушения моральных норм [6].

На уровне основного и среднего общего образования проводится оценка сформиро-ванности отдельных личностных результатов:

• соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательной организации;

• участие в общественной жизни образовательной организации, ближайшего социального окружения, страны, общественно-полезной деятельности;

• ответственность за результаты обучения;

• готовность и способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор профессии;

• ценностно-смысловые установки обучающихся, формируемых средствами различных предметов в рамках системы общего образования [7, 8].

Воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся распределяются по трем уровням и заносятся в таблицу лич-

ностных результатов.

Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащихся со всеми учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для нее носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащихся между собой на уровне класса, образовательной организации, т.е. в защищенной, дружественной социальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить или отвергать.

Третий уровень результатов - получение учащимися опыта самостоятельного общественного действия. Только самостоятельным общественным действием юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащихся с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательной организации, в открытой общественной среде.

Итак, внедрение критериальной системы оценивания в учебный процесс является психолого-педагогическим условием оптимизации личностных характеристик учащихся (мотивации, познавательной направленности, самооценки, уровня притязаний и т.д.) и обеспечения эмоционального благополучия, характеризующегося отсутствием выраженной школьной тревожности. Выпускники

российской действительности, они социально активны, имеют чёткую гражданскую позицию и обычно продолжают заниматься во-лонтёрством и добровольчеством, проявляя высокие ценностные ориентиры в своей деятельности.

Список литературы

1. Ветошкина, Ю. В. Инструменты ИКТ как средство внедрения формирующего оценивания в образовательную деятельность [Электронный ресурс] / Ю. В. Ветошкина // Дистанционное и смешанное обучение в общем и профессиональном образовании: Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция. 7 мая - 23 мая 2018 года. г. Екатеринбург; ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования» - Режим доступа: http://webconf.irro.ru/index.php/ arhiv-conf/ikto-ekaterinburg-2016/sovremen-nye-sredstva-ikt-v-obrazovatelnoj-deyatelnosti/ item/ 1776-vetoshkina-yu-v-instrumenty-ikt-kak-sredstvo-vnedreniya-formiruyushchegootse nivaniya-v-obrazovatelnuyu-deyatelnost (дата обращения: 10.09.2018).

2. Крылова, Е. Г. Технология формирующего оценивания в современной школе [Текст]: учебно-методическое пособие (фГОС ООО) / О. Н. Крылова, Е. Г. Бойцова

- Санкт- Петербург: КАРО, 2015. - 122 с.

3. Логвинова, И. М. Оценка достижений обучающихся [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.nnovschool174.edu-site.ru/DswMedia/sistemaocenki.ppt (дата обращения: 20.10.2018)

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/docu-ment/55170507/paragraph/1:1 (дата обращения: 15.09.2018).

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова-ния"[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/197127/

paragraph/58:3 (дата обращения: 15.09.2018)

6. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2015/0 6/primernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-progra mma-nachalnogo-obshchego-obrazovanija-1. pdf (дата обращения: 20.09.2018)

7. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosreestr.ru/wp-content/uloads/2017/03/ primernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-program ma-osnovogo-obshchego-obrazovanija.pdf (дата обращения: 20.09.2018)

8. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosreestr.ru/wp-content/uloads/2015/07/ Primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-pro-gramma-srednego-obshhego-obrazovaniya.pdf (дата обращения: 20.09.2018)

9. Решетников, О. В. Оценка личностного развития ученика в образовательном процессе школы, как проблема смысла и целей современного образования [Электронный ресурс] / О. В. Решетников // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокине-тика. - 2012. -Т.18.- №1.- с.264-268. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/otsenka-lichnostnogo-razvitiya-uchenika -v-obrazovatelnom-protsesse-shkoly-kak-prob-lema-smysla-i-tseley-sovremennogo-obrazova-niya (дата обращения: 15.10.2018)

10. Селищева Е. А. Влияние критериальной системы оценивания учебных достижений учащихся 7-8 классов [Электронный ресурс] : дисс... канд. психол. наук / Е. А. Селищева; ГБУ ВПО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»; Педагогический институт физической культуры и спорта - Режим доступа: https://www.mpsu.ru/files/autoref/selisheva/ diss_selisheva.pdf (дата обращения: 10.10.2018)

11. Технология критериального оценивания, методика ее применения в учебном процессе [Электронный ресурс] / Ж.А. Абекова, А.Б. Оралбаев, М. Бердалиева, Ж.К. Избаса-

рова // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 2-2. -С. 215-218. - Режим доступа: http://www.expeducati on.ru/ru/article/view? id= 9559 (дата обращения: 22.10.2018)

References

1. Vetoshkina, YU. V. Instrumenty IKT kak sredstvo vnedreniya formiruyushchego otsenivaniya v obrazovatel'nuyu deyatel'nost' [Elektronnyy resurs] / YU. V. Vetoshkina // Distantsionnoe i smeshannoe obuchenie v obshchem i professional'nom obrazovanii: Vserossiyskaya nauchno-prakticheskaya Internet-konferentsiya. 7 maya - 23 maya 2018 goda. g. Ekaterinburg; GAOU DPO Sverdlovskoy oblasti «Institut razvitiya obrazovaniya» - Rezhim dostupa: http://webconf.irro.ru/index.php/arhivconf/ikto-ekaterinburg-2016/sovremennye-sredstva-ikt-v-obrazovatelnoj-deyatelnosti/item/1776-vetosh-kina-yu-v-instrumenty-ikt-kak-sredstvo-vnedre niya-formiruyushchego-otsenivaniya-v-obrazo-vatelnuyu-deyatelnost (data obrashcheniya: 10.09.2018).

2. Krylova, E. G. Tekhnologiya formiruyush-chego otsenivaniya v sovremennoy shkole [Tekst]: uchebno-metodicheskoe posobie (FGOS OOO) / O. N. Krylova, E. G. Boytsova -Sankt- Peterburg: KARO, 2015. - 122 s.

3. Logvinova, I. M. Otsenka dostizheniy obuchayushchikhsya [Elektronnyy resurs] -Rezhim dostupa: http://www.nnovschool174. edusite.ru/DswMedia/si stemaocenki.ppt (data obrashcheniya: 20.10.2018)

4. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 dekabrya 2010 g. N 1897 "Ob utver-zhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obra-zovatel'nogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya" [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://ivo.garant.ru/#/docu-ment/55170507/paragraph/1:1 (data obrashcheniya: 15.09.2018).

5. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 6 oktyabrya 2009 g. N 373 "Ob utverzhde-nii i vvedenii v deystvie federal'nogo gosudar-stvennogo obrazovatel'nogo standarta na-chal'nogo obshchego obrazovaniya" [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://ivo.garant.ru/#/document/197127/paragra

ph/58:3 (data obrashcheniya: 15.09.2018)

6. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma nachal'nogo obshchego obrazovaniya [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://fgosreestr.ru/wp-content/up-loads/2015/06/primernaja-osnovnaja-obrzovate lnaja-programma-nachalnogo-obshchego-obra-zovanija-1.pdf (data obrashcheniya: 20.09.2018)

7. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma osnovnogo obshchego obrazovaniya [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://fgosreestr.ru/wp-content/up-loads/2017/03/primernaja-osnovnaja-obrazova-telnaja-programma-osnovogo-obshchego-obra-zovanija.pdf (data obrashcheniya: 20.09.2018)

8. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma srednego obshchego obrazovaniya [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2015Z0 7/Primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-pro-gramma-srednego-obshhego-obrazovaniya.pdf (data obrashcheniya: 20.09.2018)

9. Reshetnikov, O. V. Otsenka lichnostnogo razvitiya uchenika v obrazovatel'nom protsesse shkoly, kak problema smysla i tseley sovremen-nogo obrazovaniya [Elektronnyy resurs] / O. V. Reshetnikov // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika. - 2012. -T.18.-№1.- s.264-268. - Rezhim dostupa: https://cyb erleninka. ru/arti cle/n/otsenka-li chno stnogo-razvitiya-uchenika-v-obrazovatelnom-protsesse-shkoly-kak-problema-smysla-i-tseley -sovremennogo-obrazovaniya (data obrash-cheniya: 15.10.2018)

10. Selishcheva E. A. Vliyanie kriterial'noy sistemy otsenivaniya uchebnykh dostizheniy uchashchikhsya 7-8 klassov [Elektronnyy resurs] : diss... kand. psikhol. nauk / E. A. Selishcheva; GBU VPO g. Moskvy «Mos-kovskiy gorodskoy pedagogicheskiy universi-tet»; Pedagogicheskiy institut fizicheskoy kul'tury i sporta - Rezhim dostupa: https://www.mpsu.ru/files/autoref/selisheva/di ss_selisheva.pdf (data obrashcheniya: 10.10.2018)

11. Tekhnologiya kriterial'nogo otsenivaniya, metodika ee primeneniya v uchebnom protsesse [Elektronnyy resurs] / ZH. A. Abekova, A.B.

Oralbaev, M. Berdalieva, ZH.K. Izbasarova // Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. - 2016. - № 2-2. - S. 215-218. -Rezhim dostupa: http://www.expeduca-tion.ru/ru/article/view?id=9559 (data obrash-cheniya: 22.10.2018)

Сведения об авторах Петрова Ольга Виткоровна - директор МАОУ «СОШ №104 г. Челябинска», Почётный работник общего образования

Кузнецова Валентина Алекснадровна -заместитель директора по научно-методической работе МАОУ «СОШ №104 г. Челябинска», Почётный работник общего образования

Information about authors Petrova O.V. - Director of the Municipal autonomous educational institution «Secondary school with in-depth study of individual subjects №104 of Chelyabinsk», Honorable worker of general education in Russian Federation, member of educational and methodical association in general education of Chelyabinsk region, Chelyabinsk

Kuznetsova V.A. - Deputy Director of the Municipal autonomous educational institution «Secondary school with in-depth study of individual subjects №104 of Chelyabinsk», Honorable worker of general education in Russian Federation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.