Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕРЕСА К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП'

ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕРЕСА К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация / студенты / формирование / специальная медицинская группа / совершенствование / физкультурно-спортивная работа / программа / мероприятия

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Куркин Евгений Олегович, Дугина Валентина Васильевна

Данная статья посвящена вопросам формирования интереса к физкультурно-спортивной деятельности студентов специальных медицинских групп. Рассмотрена исследовательская работа по использованию средств, специальной технологии по улучшению физических качеств, наиболее эффективно влияющих на уровень общей физической подготовленности студентов. Даны методические рекомендации для проведения занятий по физической культуре с целью повышения интереса у студентов специальной медицинской группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Куркин Евгений Олегович, Дугина Валентина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕРЕСА К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП»



ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕРЕСА К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП

Куркин Евгений Олегович, Дугина Валентина Васильевна, Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева, г. Саранск

E-mail: v.dugina2007@yandex.ru

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам формирования интереса к физкультурно-спортивной деятельности студентов специальных медицинских групп. Рассмотрена исследовательская работа по использованию средств, специальной технологии по улучшению физических качеств, наиболее эффективно влияющих на уровень общей физической подготовленности студентов. Даны методические рекомендации для проведения занятий по физической культуре с целью повышения интереса у студентов специальной медицинской группы.

Ключевые слова: мотивация, студенты, формирование, специальная медицинская группа, совершенствование, физкультурно-спортивная работа, программа, мероприятия.

На протяжении долгого времени менялось качество образования человека. В наше время приоритетным является формирование гармоничной, свободной и счастливой личности. Для достижения этого необходимо получать базовые навыки, прививать определенные ценности, основными из которых является физическая культура [2].

Физиологическая потребность молодежи в движении и физических нагрузках делают объективно значимыми для студентов, относящихся к специальным медицинским группам, занятия физкультурой и спортом в формах, соответствующих особенностям их здоровья, хотя собственно занятия физкультурой и спортом в процессе обучения на непрофильных направлениях не пользуются интересом студентов специальных медицинских групп [1; 3].

Цель нашего исследования состояла в совершенствовании физкультурно-спортивной работы со студентами специальных медицинских групп на основе формирования у них глубокого и устойчивого интереса к физкультурно-спортивной деятельности.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что применение технологии по формированию мотивации к физкультурно-

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

спортивной деятельности непосредственно влияет на общий уровень физической подготовки обучающихся и их мотивационные принципы.

Для проведения опытно-экспериментальной работы нами была использована база МГУ им. Н.П. Огарёва г. Саранска. Работа проходила в экспериментальной (1 курс экономического факультета) и контрольной группе (1 курс юридического факультета). При подборе методик, мы провели анкетирование студентов, чтобы выявить их интересы и предпочтения в отношении спортивных занятий. На основе полученных данных были разработаны индивидуальные программы тренировок, которые были адаптированы под потребности каждого студента.

С целью мотивации студентов к занятиям спортом были проведены индивидуальные беседы, нацеленные на повышение их мотивации и заинтересованности. Также были организованы групповые занятия, которые способствовали формированию коллективного духа и поддержке друг друга в достижении общих целей. Когда студенты находятся в ВУЗе, их интерес часто бывает приглушенный. Поэтому, чтобы определить преобладающие мотивы для физической активности, была использована методика «Мотивы занятий физической культурой и спортом» А.В. Шаболтас. Она направлена на определение доминирующих целей физической активности и спорта. В процессе опытно-экспериментальной работы нами так же была использована методика Н.Г. Лускановой «Изучение мотивации к занятиям физической культурой и спортом». Целью данной методики является выявление отношения студентов к процессу обучения и их эмоциональную реакцию на учебную ситуацию.

В рамках программы, формирующей интерес к занятиям физкультурой и спортом, в МГУ им. Н.П. Огарёва были организованы спортивные мероприятия для улучшения здоровья и физического развития обучающихся.

Вовлечение студентов в спортивные мероприятия различного уровня благотворно влияет на формирование здорового образа жизни и содействует социальной активности. Кроме этого, были предложены комплексы упражнений в качестве средства развития силы и выносливости обучающихся студентов, упражнения, направленные на активное расслабление, растяжку основных групп мышц.

После проведенной диагностики для экспериментальной группы были разработаны упражнения, которые регулярно практиковались на каждом занятии. Показатели относительной силы мотивов занятий физической культурой и спортом обучающихся контрольной и экспериментальной группы, баллы представлены в таблице 1.

Результаты исследования, представленные в таблице, показывают, что в начале эксперимента обе группы сосредоточились на физической подготовке (18,65 и 19,23 балла). Результаты, отражающие отношение студентов контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп к физической активности, следующие: стремление к физической самооценке (6,00 и 7,76 баллов), охрана и укрепление здоровья (5,52 и 6,99 баллов) и потребность в физической активности (5,23 и 5,48 баллов).

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Таблица 1

Показатели уровня сформированности мотивации к занятиям физической культурой и спортом студентов контрольной и экспериментальной группы ДО и ПОСЛЕ применения игровых методик и физических упражнений по методике А.В. Шаболтас

Мотивы занятий физической культурой и спортом Показатели силы мотивов занятий физической культурой и спортом

КГ, п = 15 Р ЭГ, п = 15 Р

До После До После

1 2 3 4 5 6 7

Физическое самоутверждение 6,00 ± 1,31 7,72 ± 3,90 > 0,05 7,76 ± 1,11 5,72 ± 0,73 < 0,05

Сохранение и укрепление Здоровья 5,52 ± 0,73 7,46 ± 3,25 > 0,05 5,99 ± 1,78 6,03 ± 3,01 < 0,05

Потребность в двигательной активности 5,23 ± 0,95 7,04 ± 3,42 > 0,05 5,48 ± 3,43 5,20 ± 2,58 < 0,05

Физкультурно-оздоровительная направленность 18,65 ± 4,34 20,32 ± 7,21 > 0,05 19,23 ± 6,05 15,05 ± 5,75 < 0,05

Социальное самоутверждение 3,20 ± 0,12 5,08 ± 2,72 > 0,05 3,45 ± 0,86 7,38 ± 3,47 < 0,05

Принадлежность к группе 2,80 ± 0,41 5,17 ± 2,31 > 0,05 3,05 ± 0,52 6,82 ± 2,93 < 0,05

Социально-эмоциональный Мотив 3,0 ± 1,93 5,45 ± 2,37 > 0,05 4,53 ± 2,31 6,0 ± 3,65 < 0,05

Полуспортивная направленность 11,00 ± 2,42 14,80 ± 4,81 > 0,05 11,03 ± 3,42 18,00 ± 6,21 < 0,05

Мотив достижения успеха 1,26 ± 0,57 3,42 ± 0,73 > 0,05 1,58 ± 0,73 3,76 ± 2,05 < 0,05

Социально-моральный мотив 1,58 ± 0,64 2,24 ± 0,57 > 0,05 1,14 ± 0,41 2,24 ± 0,53 > 0,05

Гражданско-патриотический мотив 1,05 ± 0,27 1,48 ± 0,29 > 0,05 2,24 ± 0,39 2,49 ± 0,78 > 0,05

Спортивная направленность 3,28 ± 0,62 4,13 ± 1,55 > 0,05 2,84 ± 0,54 5,96 ± 2,9 > 0,05

Сумма баллов для полуспортивной ориентации была невелика (11,00 и 11,43 балла). Мотивы, характеризующиеся спортивной ориентацией, получили наименьшее количество баллов (3,28 и 2,84 балла).

Мотивационный статус обучающихся контрольной группы существенно не изменился после участия в занятиях физической культурой и спортом. Мотивационная структура студентов экспериментальной группы показала значительное увеличение (с 11,03 до 18 баллов) по признаку индекса мотивации полуспортивной ориентации. Результаты показали, что социальная мотивация самоутверждения увеличилась с 3,45 до 7,3 баллов, мотивация участия в группе - с 3,05 до 6,82 баллов, а социально-эмоциональная мотивация - с 4,53 до 6,00 баллов. У обучающихся контрольной группы эти показатели не изменились в ходе эксперимента.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Анализ результатов при использовании методики Н.Г. Лускановой «Изучение мотивации к занятиям физической культурой и спортом» выявил отношение обучающихся к физическому воспитанию, традиционным методам проведения занятий, мотивацию к занятиям физической культурой и степень их физической подготовленности и физического развития.

Оценка уровня спортивной мотивации по методике Н.Г. Лускановой после проведения опытно-экспериментальной работы представлены на рисунке 1, где мы можем видеть сравнительные результаты контрольной и экспериментальной группы.

40

! || II II

Высокий уровень Хорошая Положш'ельное Низкая мотивация Негативное мотивации мотивация отношение к отношение к

ВУЗу ВУЗу

■ Контрольная группа ■ Экспериментальная группа

Рис. 1 Оценка уровня спортивной мотивации по методике Н.Г. Лускановой после проведения опытно-экспериментальной работы

Обобщая полученные итоги проведенного исследования, можно сделать вывод, что методически правильно построенные занятия физической культуры и спортом развивают у обучающихся мотивацию к любой спортивной деятельности, включая выполнение упражнений и участие в соревнованиях. При это для них очень важен социальный статус в учебных группах, типичная коммуникативная атмосфера в спортивных коллективах и возможность получать удовольствие от процесса. В этом возрасте особенно выделяется конкурентная борьба, в которой переживаются победы и временные поражения. Справедливо отметить при этом, что обе группы испытуемых имели более низкие показатели спортивной подготовленности до и после эксперимента, так как уделяли занятиям физической культурой и спортом несколько лет. Причем многие обучающиеся выполняли упражнения только в рамках обучения и не занимались спортом дополнительно.

Поэтому важно использовать спорт и другие формы физического воспитания на основе дифференцированных технологий, поскольку это значительно повышает мотивационный компонент в спортивной культуре обучающихся.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Были разработаны методические рекомендации для проведения занятий по физической культуре с целью повышения интереса у студентов специальной медицинской группы:

1. Необходимо обязательно использовать на каждом занятии целеполагание и рефлексию.

2. Совершенствовать различные методики обучения умениям и навыкам, оптимально сочетая комплекс подготовительных и подводящих упражнений с идеомоторным представлением.

3. Мотивация к занятиям физической культурой и спортом должна обязательно подкрепляться ситуацией успеха.

4. Всегда использовать демонстрацию в сочетании с объяснением новых упражнений. Это создаст положительные эмоции.

5. Методы соревновательной игры должны систематически применяться в группе. Дух соревнования и непредсказуемость результатов стимулируют интерес и активность к физическим упражнениям.

6. Применять разнообразные упражнения с целью поддержания внимания и интереса студентов.

7. Прививать обучающимся навыки самостоятельной деятельности, так как это стимулирует и вдохновляет их на отличные результаты.

8. Всегда учитывать индивидуальность студентов и не заставлять их заниматься спортом, если они плохо себя чувствуют.

9. Выполнять упражнения с группами или командами студентов, чтобы помочь им понять важность совместной работы, помощи и поддержки друг друга.

Литература:

1. Журавин М.Л. Реализация системного подхода в решении проблемы сохранения и поддержания здоровья студентов / М.Л. Журавин. - М.: Академия, 2009. - 340 с. - ISBN 978-5-96982-461-1.

2. Ильин А.А. Формы и способы мотивации студентов к занятиям физической культурой / А.А. Ильин, К.А. Марченко, К.В. Давлетьярова // Вестник Томского государственного университета: Психология и педагогика. -№ 360. - 2012. - С. 143-147.

3. Чернышенко Ю.К. Новый подход к формализованной оценке уровня мотивации занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью / Ю.К. Чернышенко, В.А. Баландин, М.М. Шестаков, К.Ю. Чернышенко // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2022. - № 3. - С. 45-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.