Научная статья на тему 'Формирования субъектности участников образовательных отношений в условиях совместной продуктивной деятельности'

Формирования субъектности участников образовательных отношений в условиях совместной продуктивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
982
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СУБЪЕКТНОСТЬ / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Татьяна Николаевна

В тезисах представлены результаты самоанализа педагогов дошкольных организаций по выявлению профессиональных дефицитов в вопросах организации личностноориентированного взаимодействия участников образовательных отношений, формирования их субъектности в процессе участия в совместной продуктивной деятельности. Одной из основополагающих характеристик современного педагога в условиях стандартизации образования, является реализация им личностно-ориентированного подхода, поддержка детской самостоятельности и активности, создание среды, обеспечивающей развитие ребенка в процессе разнообразной деятельности, свойственной дошкольнику. В данной среде, с точки зрения актуальных требований, необходимо: создание условий для развития социокультурного субъекта (личности, общности, общества в целом), самореализации человека (ребенка, взрослого) в основных сферах его жизнедеятельности путем оптимизации его связей с социокультурной средой; разрешение или минимизации проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности, активизации совместной деятельности людей по поддержанию культурной среды в пригодном для жизни состоянии, ее конструктивному изменению собственными усилиями; обеспечение благоприятных условий для саморазвития культурной жизни посредством стимулирования механизмов самоорганизации, осмысленного сочетания и поддержки исторически сформировавшихся и новых технологий, элементов, явлений (Н.Ю. Скрябина) [4]. Для решения данных задач педагог должен обладать определенным уровнем компетентности, владеть не только теоретическими знаниями, но и практическими умениями, позволяющими реализовать идеологию и содержание ФГОС ДО. Проведенное нами исследование (2015-2016 гг.) было связано с выявлением профессиональных дефицитов педагогов дошкольных образовательных организаций на основе их самоанализа теоретической осведомленности и практических затруднений при реализации содержания ФГОС ДО. В исследовании приняли участие 75 человек. Им были предложены вопросы, которые касались следующих аспектов деятельности педагога: «мотивационный компонент», «когнитивный компонент», «технологический компонент». Интересными, с нашей точки зрения, являются полученные результаты самодиагностики. Ответы оценивались по шестибальной (0-5) шкале, где педагогам необходимо было оценить свое принятие изменений («мотивационный блок»), связанных с внедрением ФГОС ДО (понимание значения ФГОС ДО для современного образования; активность участия в мероприятиях по внедрению идеологии стандарта (семинары, практикумы, информационная работа с родителями воспитанников); активность в саморазвитии по преодолению имеющихся дефицитов в теоретических и практических вопросах, связанных с содержанием ФГОС ДО). Следующим важным компонентом самоанализа выступал блок, связанный со знанием («когнитивный компонент») педагогами актуальной нормативной базы деятельности ДОО в условиях стандартизации. Оценивалось знание: возрастных особенностей детей, содержания понятий «социальная ситуация развития», «деятельностный подход в образовании», «личностно-ориентированный подход», организация игровой деятельности, психологопедагогические условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования, организация развивающей предметно-пространственной среды, знание функций педагога в процессе реализации ФГОС ДО. Третьим блоком вопросов, на которые необходимо было ответить педагогам явилась самооценка технологической составляющей их деятельности («технологический компонент»), практическое внедрение имеющихся знаний педагогов в контексте требований ФГОС ДО. Наиболее проблемным, с точки зрения педагогов, оказалась деятельность по выстраиванию на практике субъект-субъектных отношений с различными участниками образовательной деятельности. 94, 52% педагогов указали, что имеют недостаточные представление о самом понятии «субъект», не знают каким образом можно формировать субъектность у дошкольника, как выстроить субъект-субъектные отношения с родителями, социальными партнерами. Преодоление выявленного дефицита у педагогов-практиков возможно в условиях повышения квалификации, как в режиме индивидуальной консультационной работы, так и в процессе курсовой подготовки, с включением в нее модуля «Создание условий в образовательной организации для формирования субъектности участников образовательных отношений». Название его может варьироваться, но темы, которые необходимо рассмотреть с педагогами, скорее всего, будут следующие: «Понятие субъектность», «Педагогическая деятельность формирования субъектности у участников образовательных отношений», «Совместная продуктивная деятельность как условие формирования субъектности у детей и взрослых». Рассматривая понятие «субъектность», можно обратиться к авторским позициям В.А. Петровского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова и др.. Их объединяет идея, что «субъектность» есть, по сути, психологическое образование, основу которого составляет отношение человека к себе как к деятелю. Субъектность является условием осуществления человеческого способа бытия. А.В. Брушлинский отмечает, что «…будучи изначально активным, человеческий индивид, однако, не рождается, а становится субъектом в процессе общения, деятельности и других видов своей активности» [1]. Е.Н. Волкова [2] к основным компонентам структуры субъектности относит активность, способность к рефлексии, свободу выбора и ответственность, саморазвитие. Субъектность возникает и развивается в результате взаимодействия людей при осуществлении деятельности. Необходимым и достаточным условием развития субъектности индивидуума является другой человек в том случае, если у другого развито отношение к себе как к деятелю. На основе данных позиций, важно говорить о качестве той среды, в которой формируется субъектность. Базисным основанием такой среды является совместность, событийность, общая деятельность, направленная на получение значимого продукта для себя и других. Примерами такой совместной деятельности может быть игра, обучение, общение, конструирование, музицирование, участие в акциях, проектах [3] и многое другое. Важно, чтобы в процессе совместности формировалась и поддерживалась индивидуальность каждого. В процессе грамотно организованной совместной продуктивной деятельности у ее участников могут формироваться следующие качества субъектности: целеполагание собственной деятельности, развития себя, как регулятора этого процесса; выбор, нахождение средств для достижения поставленной цели; принятие решений по поводу того как, как и при каких условиях возможно достижение поставленной цели в максимальной степени; исполнение принятых решений; оценка результатов и анализ причин данной степени успешности; накопление индивидуального опыта, фиксация результатов и способ развития своей психики и своих субъектных качеств [5]. Субъектность человека, проявляющиеся не только в известных и достаточно понятных педагогам качествах, таких как активность, инициативность, самостоятельность, но и в способности выбирать, оценивать, в том числе и себя, программировать, конструировать и контролировать те виды деятельности, которые приводят к намеченному результату, удовлетворяют потребности человека (взрослого или ребенка) в саморазвитии, самореализации. Данные качества формируются в процессе его деятельности индивидуальной или совместной с другими. Круг обсуждаемых вопросов по данной тематике в рамках курсов повышения квалификации может быть расширен, дополнен разнообразными практическими заданиями, упражнениями, тренингами, что будет способствовать не только уточнению знаний педагогов, но и формированию практических навыков в выстраивании «субъект-субъектных» отношений взрослых и детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирования субъектности участников образовательных отношений в условиях совместной продуктивной деятельности»

Формирования субъектности участников образовательных отношений в условиях

совместной продуктивной деятельности

Захарова Татьяна Николаевна

ГАУ ДПО ЯО "Институт развития образования"

Ключевые слова:

стандартизация образования, субъектность, совместная деятельность

Аннотация: в тезисах представлены результаты самоанализа педагогов дошкольных организаций по выявлению профессиональных дефицитов в вопросах организации личностно-ориентированного взаимодействия участников образовательных отношений, формирования их субъектности в процессе участия в совместной продуктивной деятельности.

Одной из основополагающих характеристик современного педагога в условиях стандартизации образования, является реализация им личностно-ориентированного подхода, поддержка детской самостоятельности и активности, создание среды, обеспечивающей развитие ребенка в процессе разнообразной деятельности, свойственной дошкольнику.

В данной среде, с точки зрения актуальных требований, необходимо:

□ создание условий для развития социокультурного субъекта (личности, общности, общества в целом), самореализации человека (ребенка, взрослого) в основных сферах его жизнедеятельности путем оптимизации его связей с социокультурной средой;

□ разрешение или минимизации проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности, активизации совместной деятельности людей по поддержанию культурной среды в пригодном для жизни состоянии, ее конструктивному изменению собственными усилиями;

□ обеспечение благоприятных условий для саморазвития культурной жизни посредством стимулирования механизмов самоорганизации, осмысленного сочетания и поддержки исторически сформировавшихся и новых технологий, элементов, явлений (Н.Ю. Скрябина) [4].

Для решения данных задач педагог должен обладать определенным уровнем компетентности, владеть не только теоретическими знаниями, но и практическими умениями, позволяющими реализовать идеологию и содержание ФГОС ДО.

Проведенное нами исследование (2015-2016 гг.) было связано с выявлением профессиональных дефицитов педагогов дошкольных образовательных организаций на основе их самоанализа теоретической осведомленности и практических затруднений при реализации содержания ФГОС ДО.

В исследовании приняли участие 75 человек. Им были предложены вопросы, которые касались следующих аспектов деятельности педагога: «мотивационный компонент», «когнитивный компонент», «технологический компонент». Интересными, с нашей точки зрения, являются полученные результаты самодиагностики. Ответы оценивались по шестибальной (0-5) шкале, где педагогам необходимо было оценить свое принятие изменений («мотивационный блок»), связанных с внедрением ФГОС ДО (понимание значения ФГОС ДО для современного образования; активность участия в мероприятиях по внедрению идеологии стандарта (семинары, практикумы, информационная работа с родителями воспитанников); активность в саморазвитии по преодолению имеющихся дефицитов в теоретических и практических вопросах, связанных с содержанием ФГОС ДО).

Следующим важным компонентом самоанализа выступал блок, связанный со знанием («когнитивный компонент») педагогами актуальной нормативной базы деятельности ДОО в условиях стандартизации. Оценивалось знание: возрастных особенностей детей, содержания понятий - «социальная ситуация развития», «деятельностный подход в образовании», «личностно-ориентированный подход», организация игровой деятельности, психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования, организация развивающей предметно-пространственной среды, знание функций педагога в процессе реализации ФГОС ДО.

Третьим блоком вопросов, на которые необходимо было ответить педагогам явилась самооценка технологической составляющей их деятельности («технологический компонент»), практическое внедрение имеющихся знаний педагогов в контексте требований ФГОС ДО.

Наиболее проблемным, с точки зрения педагогов, оказалась деятельность по выстраиванию на практике субъект-субъектных отношений с различными участниками образовательной деятельности. 94, 52% педагогов указали, что имеют недостаточные представление о самом понятии «субъект», не знают каким образом можно формировать субъектность у дошкольника, как выстроить субъект-субъектные отношения с родителями, социальными партнерами.

Преодоление выявленного дефицита у педагогов-практиков возможно в условиях повышения квалификации, как в режиме индивидуальной консультационной работы, так и в процессе курсовой подготовки, с включением в нее модуля «Создание условий в образовательной организации для формирования субъектности участников образовательных отношений». Название его может варьироваться, но темы, которые необходимо рассмотреть с педагогами, скорее всего, будут следующие: «Понятие субъектность», «Педагогическая деятельность формирования субъектности у участников образовательных отношений», «Совместная продуктивная деятельность как условие формирования субъектности у детей и взрослых».

Рассматривая понятие «субъектность», можно обратиться к авторским позициям В.А. Петровского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова и др.. Их объединяет идея, что «субъектность» есть, по сути, психологическое образование, основу которого составляет отношение человека к себе как к деятелю. Субъектность является условием осуществления человеческого способа бытия. А.В. Брушлинский отмечает, что «...будучи изначально активным, человеческий индивид, однако, не рождается, а становится субъектом в процессе общения, деятельности и других видов своей активности» [1].

Е.Н. Волкова [2] к основным компонентам структуры субъектности относит активность, способность к рефлексии, свободу выбора и ответственность, саморазвитие. Субъектность возникает и развивается в результате взаимодействия людей при осуществлении деятельности. Необходимым и достаточным условием развития субъектности индивидуума является другой человек в том случае, если у другого развито отношение к себе как к деятелю.

На основе данных позиций, важно говорить о качестве той среды, в которой формируется субъектность. Базисным основанием такой среды является совместность, событийность, общая деятельность, направленная на получение значимого продукта для себя и других. Примерами такой совместной деятельности может быть игра, обучение, общение, конструирование, музицирование, участие в акциях, проектах [3] и многое другое. Важно, чтобы в процессе совместности формировалась и поддерживалась индивидуальность каждого.

В процессе грамотно организованной совместной продуктивной деятельности у ее участников могут формироваться следующие качества субъектности: целеполагание собственной деятельности, развития себя, как регулятора этого процесса; выбор, нахождение средств для достижения поставленной цели; принятие решений по поводу того как, как и при каких условиях возможно достижение поставленной цели в максимальной степени; исполнение принятых решений; оценка результатов и анализ причин данной степени успешности; накопление индивидуального опыта, фиксация результатов и способ развития своей психики и своих субъектных качеств [5].

Субъектность человека, проявляющиеся не только в известных и достаточно понятных педагогам качествах, таких как активность, инициативность, самостоятельность, но и в

способности выбирать, оценивать, в том числе и себя, программировать, конструировать и контролировать те виды деятельности, которые приводят к намеченному результату, удовлетворяют потребности человека (взрослого или ребенка) в саморазвитии, самореализации. Данные качества формируются в процессе его деятельности индивидуальной или совместной с другими.

Круг обсуждаемых вопросов по данной тематике в рамках курсов повышения квалификации может быть расширен, дополнен разнообразными практическими заданиями, упражнениями, тренингами, что будет способствовать не только уточнению знаний педагогов, но и формированию практических навыков в выстраивании «субъект-субъектных» отношений взрослых и детей.

Список литературы:

1.Брушлинский А.В. 1991. Проблема субъекта в психологической науке//Психологический журнал, № 6. С. 6-10.

2.Волкова Е.Н. 1998. Субъектность педагога: теория и практика: Автореф. дис....докт. психол. наук. Москва.

З.Захарова Т.Н. 2015. Проектная компетентность педагога как деятельностная основа формирования субъектности участников образовательных отношений //«Профессионализм педагога: сущность и содержание, перспективы развития» (МНК МАНПО 17 - 18 марта 2015 г.). М.: МАНПО. 604 с. (с.258-261)

4.Скрябина Н.Ю. 2011. Этико-философские основы приоритета ценностей культуры в контексте социокультурных преобразований // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. № 2 (17)

5.Татенко, В.А. 1995. Субъект психической активности: поиск новой парадигмы // Психологический журнал. №3. Т.16. С. 23-34

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.