МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х
нюансы педагогического взаимодействия, определяемого нами от планирования педагогического взаимодействия до самоанализа и коррекции результатов педагогического общения и педагогической деятельности в модели организации сотрудничества в летнем лагере. Список использованной литературы:
1. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
2. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
3. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
4. Козырева О.А. Культура самостоятельной работы личности в конструктах педагогической методологии // Интернетнаука. 2016. № 5. С.478-488.
5. Васин Д. С. Педагогическая деятельность как модель современной культуры и образования // Инновационные механизмы решения проблем научного развития : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Сызрань, 28 мая 2016 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.125-127.
6. Гладких А. И. Педагогическая деятельность как модель современного профессионально -педагогического знания // Инновационная наука: прошлое, настоящее, будущее : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Саранск, 3 июня 2016 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.126-128.
7. Капризов А. О. Педагогическая деятельность педагога по физической культуре в модели социализации обучающегося // Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения : сб. стат. Межд. науч.-практ. конф. (Киров, 23 мая 2016 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.121-123.
8. Комаров В. В. Педагогическая деятельность в модели современного образования // Инновационная наука: прошлое, настоящее, будущее : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Саранск, 3 июня 2016 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.151-153.
© Севастьянов С. С., 2016
УДК 378.147
Смирнова Майя Ивановна
канд. пед. наук, доцент, профессор КФ КрУ МВД РФ, г. Симферополь, РФ E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ КАК ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ - ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Аннотация
В статье анализируются подходы к определению самостоятельности как черты личности, формируемой в процессе самостоятельной работы студентов. Дается характеристика понятия самостоятельности в контексте целей самостоятельной работы студентов.
Ключевые слова
Самостоятельность, познавательная самостоятельность, самостоятельная работа студентов, самостоятельная познавательная деятельность
Вопросы формирования и развития активности и самостоятельности учащихся в процессе обучения и поиск средств и путей активизации их познавательной деятельности являются центральными в
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
педагогических исследованиях на протяжении многих десятилетий [1]. Самостоятельность является ключевыми понятием для определения эффективности организации самостоятельной работы, поскольку основной целью современного процесса образования является формирование самостоятельности как черты личности. Самостоятельность рассматривается не только как личностное качество, но и как профессиональное качество специалистов [2].
Что же такое самостоятельность? Какие качества личности и специалиста мы ставим целью формировать в процессе самостоятельной работы студентов?
В психологии самостоятельность как черта-фактор личности введена Р. Кеттелом в 1957, но сих пор нет единого, общепризнанного определения понятия самостоятельности из-за многогранности его проявлений. Это интегральное и многостороннее свойство личности.
Т. А. Ильина рассматривает самостоятельность как один из показателей степени развитости умственных сил личности, которое, будучи особым качеством, включает в себя сознание и мотивированность действий, неподверженность чужим влияниям и внушениям, проявление своей воли, опирающейся на понимание необходимости поступать и действовать в данных обстоятельствах в соответствии с принятым решением и внутренней позицией человека [3, с. 293].
В. А. Казаков определяет такие умения-признаки проявления самостоятельности: способность индивида осуществлять в условиях отсутствия непосредственного и постоянного руководства прием, оценку, переработку информации, принятия и реализации соответствующих цели решений, характеризуя самостоятельность, как способность человека планировать, организовывать, реализовывать, контролировать, вносить соответствующую коррекцию в свою деятельность без постоянного руководства и помощи со стороны [4]. Эти умения характеризуют и познавательную, и прикладную самостоятельность, которые выделила Н. А.Половникова [5]. Она определила в познавательной самостоятельности как качества личности три главные стороны: побудительную, содержательную и процессуальную.
Особого внимания заслуживает познавательная самостоятельность, то есть самостоятельность как качество личности, проявляющееся в познавательной деятельности субъекта. Разные авторы выделяют различные ее признаки, акцентируя отдельные стороны деятельности.
Анализ содержания понятия "познавательная самостоятельность" И. А. Левиной [6] позволяет условно выделить в нем два компонента: процессуальный и мотивационный. Процессуальный компонент включает практические, познавательные и организационные умения, обеспечивающие операционный аспект. Содержательный аспект процессуального компонента характеризует опорные знания, необходимые для самостоятельного познания, а также новые знания, полученные в его процессе. Познавательные мотивы, цели и эмоции входят в состав мотивационного компонента.
Мы, вслед за Е. С. Рабунским, рассматриваем познавательную самостоятельность в широком смысле слова как готовность студента к самообразованию. В структуру познавательной самостоятельности он включает и знания, и навыки, и умения, и способности, и организованность, и мотивы учения, ведущим из которых является познавательный интерес, и научное мировоззрение, и высокие моральные качества личности [7].
Очевидно, что самостоятельность как черта личности может формироваться и развиваться только в самостоятельной познавательной деятельности, в процессе которой происходит также развитие способностей, умений, знаний и навыков. В этом смысле самостоятельности действительно невозможно научиться. Такую самостоятельность можно только формировать в процессе воспитания, в процессе самостоятельной работы.
Проанализировав подходы, является в педагогике и психологии, к определению самостоятельности, попробуем дать свою трактовку этого понятия.
В определении самостоятельности мы позволили себе сместить акценты на способности человека сделать свой выбор без внешней помощи. Процесс планирования, организации, осуществления, коррекции деятельности заключается в постоянном выборе целей и задач, средств и методов их достижения. Поскольку единицей анализа деятельности выступает действие, то есть акт, который исходит из определенных мотивов и направленный на достижение определенной цели, то самостоятельность
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
выражается в способности лица осуществить целенаправленный процесс (процесс выбора) по решению задачи, стоящей перед ней, без посторонней помощи. Это умение личности принимать решения по планированию, организации, оценки, контролю деятельности и ее результата без посторонней помощи, что приводит к эффективному результату.
В познавательной деятельности самостоятельность проявляется в индивидуальном выборе цели обучения, исходя из нее в выборе задач (задачи), что, в свою очередь, определяет выбор действий по их решению и способов их выполнения. Самостоятельность познавательной деятельности проявляется также в выборе (отборе) информации, учебного материала, его источников, способа его обработки, в выборе этапов, режима, порядка выполнения задач, в выборе организационных форм учебной деятельности, то есть в управлении деятельностью. Основные черты самостоятельности проявляются в действиях выбора, они являются его условием и основой.
Мы понимаем самостоятельность как способность и умение человека управлять собственной деятельностью изнутри, используя (выбирая) собственные средства, то есть умение управлять содержательным, ценностно-мотивационным, операционными аспектами деятельности. Умение мы рассматриваем как готовность личности к определенным действиям или операций в соответствии с поставленной целью, на основе предметных знаний и навыков.
Исходя из того, что управление собственной деятельностью, то есть самоуправление, заключается в совмещении функций объекта и субъекта управления, то оно предполагает четкое осознание цели и мотива деятельности, оценку ее результата, планирование и организацию хода выполнения действий для достижения на том или ином уровне эффективного результата, контроль и корректировку процесса деятельности, сопоставление полученного результата с ожидаемым. Самостоятельность, таким образом, это способность личности к самоцелеполаганию, самопланированию, самоконтролю, самоанализу, рефлексии.
Поскольку в основе самостоятельности лежит единство мышления и деятельности, самостоятельность проявляется в умственной и практической деятельности, мы считаем, что формировать самостоятельность означает развивать познавательную самостоятельность, которая является основой интеллектуальной и прикладной самостоятельности. Основой самостоятельности в мышлении, интеллектуальной самостоятельности, являются интеллектуальные умения личности, которые называют «обобщенными умениями»: умение осуществлять сравнение, анализ и синтез, абстрагирование и конкретизацию, обобщение, классификацию, умозаключение, формулирование выводов. Все эти умения позволяют человеку активно мыслить, самостоятельно анализировать полученную информацию, управлять собственной умственной, а также практической деятельностью.
В частности эти умения, по нашему мнению, должны быть сформированы в процессе организации самостоятельной работы и являются составными профессиональной готовности будущего специалиста.
Самостоятельность, по нашему мнению, является основой профессиональной готовности будущего специалиста, поскольку самостоятельность - это умение принимать стратегические и тактические решения. Мы считаем ее интегративным качеством, которое проявляется как в личностных качествах специалиста, так и его профессиональных навыках.
Список использованной литературы
1. Смирнова М.И. Ретроспективный анализ разработки проблемы формирования самостоятельности в обучении // Международный научный журнал «Символ науки». №4, 2016. Ч.2. С.182-184.
2. Смирнова М.И. Активность и самостоятельность как основополагающие понятия организации самостоятельной работы студентов // Новая наука: стратегии и векторы развития: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (19 февраля 2016г., г. Ижевск.). / в 2 ч. Ч.2 - Стерликамск: РИЦ АМИ, 2016. - С.92-95.
3. Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1984. — 496 с.
4. Козаков В.А. Дидактика самостшно! роботи студенев (СРС) // Запровадження сучасних технологш навчання в КНЕУ: Зб. матерiалiв науково-методично! конференци 18-20 лист. 1998р. - К.: КНЕУ, 1999. -С. 85-102.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_
5. Половникова Н.А. О разработке проблемы "Воспитание познавательной самостоятельности и активности школьников в процессе обучения". — Казань, 1970. — 29 с.
6. Левша 1.А. Професшна дiяльнiсть учителя з формування шзнавально! самостшносп тдлитав засобами моделювання: Автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.04 / Ивденноукр. держ. пед. ун-т iм. К.Д.Ушинського. — О., 2001. — 20 с.
7. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников (На основе анализа их самостоятельной учебной деятельности). — М.: Педагогика, 1975. — 182 с.
© Смирнова М.И., 2016
УДК 378.1; 371.3
Стребкова Евгения Евгеньевна,
студент,
Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,
г. Новокузнецк, Российская Федерация Научный руководитель: Козырева Ольга Анатольевна,
к. п. н., доцент,
Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,
г. Новокузнецк, Российская Федерация
НЕКОТОРЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В РАБОТЕ
ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Аннотация
В статье рассматриваются возможности использования организационно-педагогических форм современного воспитания в работе педагога по физической культуре.
Ключевые слова
Самореализация, культура самостоятельной работы, педагогическое моделирование.
Организация современного воспитания в работе будущего педагога - одна из важных составных профессионально-педагогической деятельности, качество которой определяется в профессиональной подготовке при похождении педагогической практики. В подготовке к организации воспитательной работы необходимо учитывать потребности и возможности развития обучающихся, определять формы и методы организации воспитания в соответствии с принципом культуросообразности, природосообразности и возрастосообразности. Одним из компонентов продуктивной подготовки будущего педагога к организации воспитательной работы является педагогическое моделирование [1-4], качество которого иллюстрируется в подготовке будущих педагогов по физической культуре через задания, выполняемые в конструктах технологии системно-педагогического моделирования [3-4], практика педагогического моделирования в структуре рассмотрения возможностей современного воспитания может быть проиллюстрирована работами студентов-педагогов (физическая культура) НФИ КемГУ [5-9].
Определим направления, в структуре которых будущему педагогу по физической культуре необходимо организовывать воспитательную работу с обучающимися:
- Организация внеурочных форм воспитательной работы («Веселые старты», «Спартакиады», конкурсы, смотры, викторины и пр.).
- Организация форм формирования культуры самостоятельной работы личности (экскурсии, конференции, семинары, научно-исследовательская работы обучающихся и пр.).
- Организация работы общекультурного цикла (беседы о прекрасном, совершенном, искусстве, культуре и пр.).
- Организация здоровьесберегающих форм воспитательной работы, обеспечивающих формирование