Научная статья на тему 'Формирования культуры мировоззрения школьников посредством развития критического мышления'

Формирования культуры мировоззрения школьников посредством развития критического мышления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЫШЛЕНИЕ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / КУЛЬТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ / ПРОБЛЕМНОСТЬ / ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС / THINKING / CRITICAL THINKING / CULTURE WORLDVIEW / PROBLEM QUESTION / PROBLEMATICAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федуркина Т.Ю.

В статье рассматривается проблема развития критического мышления у современного школьника с целю формирования умения эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирования культуры мировоззрения школьников посредством развития критического мышления»

Федуркина Т. Ю.

доцент кафедры технологий обучения, воспитания и дополнительного образования детей ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО»,

Почетный работник общего образования Российской Федерации

ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Аннотация

В статье рассматривается проблема развития критического мышления у современного школьника с целю формирования умения эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира,

возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.

Ключевые слова: мышление, критическое мышление, культура мировоззрения, проблемность, проблемный вопрос.

Key words: thinking, critical thinking, culture worldview, problematical, problem question.

Современный мир - это множественные и быстротечные изменения, обусловленные расширением технических возможностей обмена информацией. Увеличение потока информации интенсифицировало

процессы взаимодействия человека с окружающим миром, который характеризуется свободой и поликультурностью. Информационный взрыв породил новые потоки, которые изменяют мир и человека, где последний должен успевать улавливать эти потоки, чтобы не потеряться в современности и не оказаться в прошлом. Культура мировоззрения сегодня оказывается в центре внимания многих исследователей, которые осознают проблему потребности в передаче социокультурного опыта и потребности участия в изменениях, которые составляют основу развития, в том числе

и личностного.

Сегодня развитие культуры мировоззрения связано с усложнением личности, её внутреннего мира, духовно-практической деятельности. Интеграция в ней интеллектуальной, этической и эстетической

составляющих не носит механический характер, а предполагает наличие конфликтов, противоречий. Возникновение новых социокультурных реалий в современном обществе способствует переоценке многих духовных ценностей. С духовными ценностями непосредственно связаны

мировоззренческие позиции личности. С этой точки зрения значительная ответственность за формирование мировоззрения членов общества возлагается на педагогов.

По мнению методолога и политтехнолога П. Г. Щедровицкого, ХХ1 век - это время зарождения новой синтетичной парадигмы образования: соединение в себе предыдущих парадигм (катехизической, эпистемологической и технологической), при акцентном характере формирующейся парадигмы образования - методологической,

мыследеятельностной.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основным результатом деятельности современной школы должна стать не сама по себе система знаний, умений, навыков учащихся, а комплекс компетентностей в таких областях деятельности, как интеллектуальная, гражданская, правовая, коммуникативная, информационная и т. п.

Сегодня стране нужны образованные, квалифицированные, творчески мыслящие люди, способные к самостоятельному и нестандартному решению многообразных задач, а это требует навыков критического мышления. Сегодня деятельность все больше приобретает творческий характер. Очевидным является тот факт, что зависимый и несамостоятельный человек не может быть творцом. Первоочередным заданием становится привитие информационной культуры и навыков самообразования, а без критического

мышления этого невозможно достичь.

Человек, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять противоречия, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Как следствие, он более успешно сможет адаптироваться в современной жизни.

Помочь педагогу реализовать все выше указанное, призвана технология развития критического мышления.

Мышление человека - психическая способность, помогающая решать различные мыслительные задачи. Особенность мыслительной операции заключается в том, что нужно найти верные способы и средства решения поставленных задач. Для этого человек действует по схеме: цель-средстворешение.

Критическое мышление - это не мышление отрицающее, рационально-негативное, а мыслительные действия, направленные на умение рассуждать, выделять главное, отвергать ненужное.

Основатель этой педагогической новации профессор Колумбийского университета и Монтклерского государственного колледжа (США) М. Липман утверждал, что образование всегда ставило перед собой две принципиально важные цели - передачу знания и культивирование мудрости. Следует отметить, что мудрость понимается в философском значении - самокритика ума, вечное движение вперед; не просто широкие знания, а прежде всего умение рассуждать. Критическое мышление М. Липман рассматривал как насущную необходимость для жизни в современном мире, поскольку это сложное умение позволяет правильно решать широкий круг практических проблем в любой профессиональной деятельности, в человеческих взаимоотношениях (ситуации нравственного выбора), в научной деятельности, в повседневной жизни и т.п.

Современные исследователи в области методов развития критического мышления, как на Западе (Д. Халперн, К. Мередит, Д. Стил, Ч. Темпл, С. Уолтер и др.), так и в России (М.В. Кларин, С.И. Заир-Бек, И.О. Загашев, И.В. Муштавинская и др.) под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и учителя. Основы формирования данного типа мышления были заложены еще в трудах доктора психологических наук, профессора Д.Б. Эльконина и академика и вицепрезидента РАО, доктора психологических наук, профессора В.В. Давыдова.

По мнению ученых, для формирования логического мышления у ребенка нужно обращать внимание на уровень развития рефлексии, умение планировать и выполнять анализ поставленных задач. Любая деятельность характеризуется предметно-практическим направлением. Работа школьника на занятии нацелена на активный поиск средств и способов решения обозначенных задач, при этом неверные суждения ребенка трактуются как «проба мысли», а не ошибка. Данная система помогает осуществить переход к деятельностной педагогике, развивающей у ребенка мышление.

В данном контексте критическое мышление - это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что -отвергнуть.

Цель данной образовательной технологии состоит в воспитании гражданина, умеющего сотрудничать, работать на равных и в то же время руководить, способного проявлять личную инициативу и в то же время умело увязывать основополагающие, вечные ценности с быстро меняющимися ситуациями.

Технология учит современного школьника не только критически мыслить, но и проявлять активность в познании окружающего мира, помогает овладевать разнообразными способами интерпретации и оценки

информации, учит аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника.

Ученик, овладевший данной технологией способен эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, может добывать информацию из различных источников, определять причины возникновения проблем, разрешать конфликты, вести переговоры, взвешивать

альтернативные суждения, принимать решения на основе анализа информации.

Формируя критическое мышление, педагог должен создавать условия для активизации мышления, давать возможность учащимся размышлять. При этом он должен быть готовым принимать различные идеи и мнения, выражая положительное внимание к ученикам (уточнять, а не критиковать, выслушивать до конца, не прерывать), быть терпимым к неопределённости.

Роль педагога - быть не просто механическим проводником информации, а, прежде всего, быть партнёром в воспитательном и учебном процессах.

Конечно, такая технология важна для формирования понимания, как надо поступать в соответствии с полученной информацией, для обучения размышлять, обсуждать, взаимодействовать с другими людьми.

Важнейшим условием для развития критического мышления является создание проблемных ситуаций в процессе воспитания и обучения. Именно решение проблем обеспечивает овладение принципами, стратегиями и процедурами критического мышления. О необходимости решать проблемы говорили Дж. Дьюи, М. Липман, Д. Клустер, Д. Халперн, Ф. Станкато, Н. Дауд, З. Хусин и другие исследователи. Потребность в критическом мышлении возникает тогда, когда мы сталкиваемся со сложными ситуациями выбора, требующими тщательного обдумывания и оценивания. Характерной особенностью этого типа мышления является то, что процесс рассуждения нестандартен, нешаблонен, отсутствует готовый образец решения. А это

значит, что следствием обучения через критическое мышление выступают личностные изменения учащихся, т.е. их развитие: они перестраивают свой опыт, осваивают новые знания и способы решения проблемных задач. От высказывания простых оценочных суждений и элементарной аргументации учащиеся переходят к ответственному способу мышления - умению осуществлять многофакторный анализ.

Основополагающее условие для развития критического мышления -это проблемность. Именно проблемность обеспечивает внутреннюю мотивацию деятельности. Проблема обычно формулируется в виде вопросительного предложения.

Как показывает опыт работы, многие учителя сталкиваются с проблемой задать правильный вопрос. Ведь не секрет, чтобы получать правильные ответы и правильные результаты, нужно задавать правильные вопросы.

Каждый тип вопроса актуализирует, вовлекает в работу какую-то сторону мышления. Педагоги и психологи с давних пор стремились создать классификацию всех вопросов. Это нужно было для практических целей. Зная, что каждый тип вопроса задействует одну из сторон мышления, мы сможем сознательно управлять как своим мышлением, так и мышлением учеников, чтобы реализовать интеллектуальный потенциал в полной мере.

Существуют различные классификации, помогающие педагогу грамотно выстроить логику вопроса. С этой точки зрения, на мой взгляд, интересна классификация, предложенная Б. Блумом, так как она, по сути, отражает этапы нашего урока (в классической его форме). Кроме того, она учит педагога, не только правильно формулировать вопросы, но и соблюдать последовательность, которая отражает сам мыслительный процесс.

Классификация по Б. Блуму включает вопросы, требующие запомнить информацию, вопросы, которые позволяют ученикам понять смысл переданной информации и употребить её не так, как в тексте: сравнить

объекты, проиллюстрировать историю, выявить и разъяснить основную идею, а так-же, вопросы на осознание полученной информации, которые помогут ученикам применить полученное знание в аналогичной ситуации. Для этого им необходимо предложить выбрать нужные факты, сообщить их или решить проблему.

Обязательным является использование заданий, в которых ученики должны разбить информацию на малые части, чтобы стала понятной её структура. Такая операция позволит им увидеть разные точки зрения и обсудить их, затем ответить на вопросы «почему» и «зачем», то есть определить мотивацию, причины, сравнить события или сделать вывод из полученных фактов.

Важная составляющая классификации - задания, выполняя которые ученикам необходимо соединить малые части так, чтобы создать что-то новое (другой финал сюжета, решение проблемы) или предсказать развитие событий.

Еще один вид деятельности - это когда ученики оценивают информацию на основании личного опыта или данного им критерия, то есть они должны выразить мнение, рекомендовать решение, обсудить тему, защитить определённую точку зрения.

Как показывает опыт работы, кроме классификации по Б. Блуму, еще одним подходом, который дает положительный результат в решении данной проблемы, является вопросный метод Сократа. Он основан на ведении последовательного, глубокомысленного диалога. Сократ, древнегреческий философ, утверждал, что последовательные продуманные вопросы стимулируют учащихся логически выверять свои мысли и оценивать их достоверность. Вопросный метод Сократа является эффективным способом исследовать глубину мысли. Он может применяться во всех возрастных группах, и является полезным инструментом в работе учителя.

Вопросы для уточнения (В чем основная мысль? Не могли бы вы выразить мысль по-другому? Не могли бы вы привести пример?), проверяющие предположения (Что мы можем предположить вместо этого?), проверяющие факты (Объясните, пожалуйста, почему вы так решили? Как это применимо к данной ситуации?), проверяющие понимание перспектив (Что вы этим предполагаете? На что может это повлиять?), проверяющие понятность задач (Как мы можем это обнаружить? Почему этот вопрос необходим?) - развивают навыки независимого мышления у учащихся и создают у них ощущение причастности к предмету изучения. Данная форма работы может потребовать специальной подготовки учителя и учащихся, так как, возможно, это совсем новый для них подход.

Для получения положительного результат при использовании приема вопроса, педагогу необходимо прежде задать вопрос и только потом назвать учащегося, который на него будет отвечать. Дать учащемуся адекватное время для обдумывания вопроса, который ему задали. Задать один вопрос за один раз.

Давать возможность всем учащимся отвечать на вопросы (т.е. не выделять учащихся, которым он предпочитает их задавать). Если чувствует, что у учащегося возникли трудности с ответом, перефразировать заданный вопрос.

Избегать вопросов с ответами «Да» и «Нет». Важно задавать вопросы, требующие разнообразных мыслительных умений: на сравнение,

сопоставление, выявление общего/различного, вопросы, которые, по возможности, апеллируют к личному опыту учащихся.

Каждый ученик постоянно нуждается в том, чтобы задавать вопросы, формулировать новые проблемы и исследовать неизученные ранее области. Педагог, который препятствует задаванию вопросов, ограничивает процесс познания запоминанием фактов, которые ученики затем положат на «полку» своего разума, где они будут «пылиться» за ненадобностью.

Педагог, который поощряет задавание вопросов, тем самым развивая критическое мышление, наполнит класс учениками, горящими желанием открывать неизведанное и ждущими следующего вопроса, который, возможно, обогатит их мировоззрение на долгие годы.

Формирование ценностного мира ребенка невозможно в монологовой форме. Только диалоговое общение играет решающую роль в развитии мотивации в самоопределении учащихся. Использование технологии критического мышления в процессе воспитания и обучения позволяет формировать культуру мировоззрения школьника, что является одним из основных способов адаптации его к миру.

Овладев приемами критического мышления, выпускник школы может надежно чувствовать себя в жизни, знать, к чему следует стремиться, как наиболее целесообразно распоряжаться своими аффектами и интересами. Вступая в жизнь, молодой человек будет готов стать инновационным человеком - по типу мышления, культуры, способности к деятельности, самодостаточной личностью, способной осознанно выстраивать свою жизненную позицию.

Список литературы.

Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР,1996. - 554с. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб., 2003. - 192 с.

Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011. - 223 с.

Клустер Д. Что такое критическое мышление. - М.: ЦГЛ, 2005. - С. 5-13. Липман М. Рефлексивная модель практики образования // Lipman M. Thinking in Education. Cambridge, 1991. P 7-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.