Научная статья на тему 'Формирования коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством применения игровых технологий'

Формирования коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством применения игровых технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
529
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / GAME TECHNOLOGY / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / GAME ACTIVITIES / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / COMMUNICATION SKILLS / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / REMEDIAL AND DEVELOPMENTAL LEARNING DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толкова Наталья Михайловна

В данной статье автор анализирует использование игровых технологий направленных на формирование коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMMUNICATIVE SKILLS IN CHILDREN WITH DISABILITIES OF HEALTH BY MEANS OF APPLICATION OF GAME TECHNOLOGIES

In this article the author analyzes the use of gaming technology to the development of communicative skills in children with disabilities.

Текст научной работы на тему «Формирования коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством применения игровых технологий»

внимание обучающихся на многоаспектность иноязычного общения, что влияет на мотивацию изучения иностранного языка в целом и стимулирует иноязычное самообразование студентов вуза.

Выводы. Факультативная работа в вариативном иноязычном образовании является значимой формой самостоятельной работы, подчиненной общим целям обучения иностранному языку в вузе, обеспечивающей целостность и преемственность системы на трех уровнях профессиональной подготовки, позволяет создать условия для нелинейного формирования компонентов иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, что позволяет повысить эффективность обучения иностранному языку и достигать качественного образовательного результата.

Литература:

1. Гитман Е.К. Оценка открытости образовательной системы вуза на основе синергетического подхода / Е.К. Гитман, А.Н. Данилов, И.Д. Столбова // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. - 2017. - № 2 (368). - С. 321-327.

2. Дигтяр О.Ю. Роль студенческих научных кружков в изучении английского языка студентами неязыковых вузов / О.Ю. Дигтяр // Челябинский гуманитарий. - 2016. - № 1 (34). - С. 63-66.

3. Евсеева И.Г. Роль научного кружка кафедры в формировании курсантами общекультурных и профессиональных компетенций / И.Г. Евсеева // Инновационная наука. - 2016. - № 8-2. - С. 140-143.

4. Леушин И.О. Некоторые проблемы организации самостоятельной работы студентов в техническом вузе / Леушин И.О., И.В. Леушина // Высшее образование в России. - 2017. - № 6. - С. 51-56.

5. Леушина И.В. Внутренняя синергетика иноязычной подготовки в техническом вузе / И.В. Леушина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2008. - № 9. - С. 220-222.

6. Пирожкова А.О. Совершенствование подготовки будущих учителей иностранного языка путём привлечения их к работе в научном кружке / А.О. Пирожкова // Гуманитарно-педагогическое образование. -2016. - Т. 2. - № 1. - С. 79-84.

7. Севастьянова И.К. Роль студенческого научного кружка в образовательном пространстве / И.К. Севастьянова, Ф.С. Аюпова, А.Р. Восканян // Международный журнал экспериментального образования. -2013. - № 4-1. - С. 256-258.

8. Хлыбова М.А. Преемственность в преподавании иностранных языков в процессе непрерывного профессионального образования / М.А. Хлыбова // Филологические науки. Вопросы теории и практики.-2016. - № 10-1 (64). - С. 211-213.

9. Хомякова Н.П. Обучение юристов иностранному языку специальности в бакалавриате и магистратуре: цели, принципы, содержание и средства обучения / Н.П. Хомякова // Вестник МГЛУ. - 2015. -Выпуск 14 (725). - С. 139-151.

10. Щеглова Е.М. Научный кружок как эффективный вид внеаудиторной работы / Е.М. Щеглова // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. - 2015. - № 13-2. - С. 207-208.

11. Чикнаверова К.Г. Концепция и методика развития иноязычной компетенции студентов вуза на основе активизации их самостоятельности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. / К.Г. Чикнаверова - Н. Новгород, 2016. - 43 с.

Педагогика

УДК:372.32

кандидат педагогических наук, старший преподаватель Толкова Наталья Михайловна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. В данной статье автор анализирует использование игровых технологий направленных на формирование коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: игровые технологии, игровая деятельность, коммуникативные умения, коррекционно-развивающее обучение, ограниченные возможности здоровья.

Annotation. In this article the author analyzes the use of gaming technology to the development of communicative skills in children with disabilities.

Keywords: game technology, game activities, communication skills, remedial and developmental learning disabilities.

Введение. В современной России происходят изменения в образовательных процессах: усложняется содержание образования, внимание педагогов акцентируется на развитие не только творческих и интеллектуальных способностей детей, но и направлено на коррекцию эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на более активное развитие познавательной сферы ребенка. В таких изменяющихся условиях педагогу необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегрированных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий[1, 67].

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в воспитании, развитии и обучении.

Технологии, применяемые при работе с детьми с ограниченными возможностями: S разноуровневое; S коррекционно-развивающее; S проблемное; S игровые технологии; S информационно-коммуникативное; S проектная деятельность; S здоровьесберегающее.

Гармоничное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, в коррекционно-развивающем процессе. Традиционные технологии развития и воспитания в коррекционно-развивающей работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии педагога и воспитанника.

Одним из путей модернизации традиционных технологий является введение в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения и воспитания.

Изложение основного материала статьи. Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности ребенка, удивительный феномен нашего существования.

Игровые технологии - единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер [2, 35]. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.

Функции игровой деятельности:

- развлекательная;

- коммуникативная;

- диагностическая;

- игротерапевтическая;

- коррекционная;

- социализирующая.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает большую группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр [3, 12]. У педагогической игры есть несколько важных признаков: четко поставленная цель и соответствующий ей педагогический результат, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются коррекционно-развивающей направленностью.

Одной из актуальных проблем в деятельности педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья раннего и младшего дошкольного возраста, является недостаточная сформированность или полное отсутствие коммуникативных навыков. У некоторых детей на первоначальном этапе нет потребности в общении. У других детей потребность в общении выражена чрезмерно ярко, но и они часто испытывают сложности в ситуациях установления контактов со сверстниками и взрослыми, особенно в период адаптации. В связи с чем актуально использование в работе педагогов коррекционно-развивающих игр и упражнений, направленных на формирование навыков эффективного общения и совместной деятельности [4, 123].

В педагогике термин «коммуникативные навыки» объединяет широкий комплекс знаний, умений и навыков, владение которыми обеспечивает полноценное включение ребенка в общение. Современные исследования ученых доказывают, что именно общение является основной движущей силой развития. От уровня развития коммуникативных навыков зависит и уровень дальнейшей социализации ребенка. Коммуникативные навыки и умения являются сложной и многогранной характеристикой личности и требуют специфических знаний и умений, которыми ребенок овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Говоря о детской группе в качестве параметров успешной коммуникации можно выделить эмоциональный компонент, включающий эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому человеку, способность к сопереживанию; когнитивный компонент, связанный с познанием другого человека, со способностью встать на точку зрения другого, предвидеть его поведение, эффективно решать различные проблемы; поведенческий, отражающий способность к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении со сверстниками и взрослыми. Вышеперечисленные компоненты тесно взаимосвязаны между собой, при этом в дошкольном возрасте основным является эмоциональный компонент.

У детей с ограниченными возможностями здоровья достаточно часто встречается нарушение способности принимать, передавать, обрабатывать и понимать обращенную речь, жесты, мимику. Поэтому существует необходимость помочь таким детям найти доступные для них средства выражения своих эмоций, чувств и других социальных мотивов[1, 214]. Мы, взрослые, должны сформировать у таких детей, с одной стороны, способность выразить свои просьбы, желания и, с другой стороны, способность понять то, что было сказано или сделано другим (взрослым, сверстником) для каждого из них. При соблюдении названных условий у ребенка появится ощущение, что его поняли (у каждого на своем уровне) и что пошел процесс взаимодействия сначала со взрослым партнером, а потом и со сверстниками, включения в процесс коммуникации. Навыки взаимодействия и общения у «особого» ребенка могут сформироваться только в результате специальной работы [4, 268].

Каким же образом необходимо формировать и развивать коммуникативные навыки и умения? Если мы говорим о раннем и о младшем дошкольном возрасте, то единственной правильной и своевременной формой преодоления и компенсации указанных недостатков является игра. В данной статье хотелось бы остановиться на игровых упражнениях и подвижных играх разной степени подвижности, направленных на развитие коммуникативных навыков. Все игры на формирование и развитие коммуникативных навыков и умений, в зависимости от поставленных задач, можно разделить на три группы:

- игры на установление эмоционального контакта «ребенок-взрослый», «ребенок-ребенок»,

- игры на развитие эмоциональной сферы,

- игры, направленные на формирование умений и навыков социального восприятия в процессе взаимодействия детей друг с другом.

Достаточно часто в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья мы сталкиваемся с такими ситуациями, что ребенку проще вступить в контакт со взрослым. Чаще всего этот контакт бывает вызван каким-либо предметом, вызвавшим интерес у ребенка. Ведь любой эмоциональный контакт не должен быть навязан извне. Задача педагога - вовремя заметить возникший интерес ребенка и использовать его для игры в паре «взрослый-ребенок» (бросаем или катаем мяч, катаем машинку и т.п.) [6, 109].

Педагогами нашего учреждения очень часто используются игры малой подвижности в круге. Такие игры позволяют задействовать детей с различными заболеваниями. Ребенок, который не может самостоятельно сидеть, сидит на руках у взрослого и взаимодействует со сверстниками. Данные игры чаще всего проводятся в первой половине дня, когда дети только пришли в группу. Расположение детей по кругу даёт им возможность во время занятия сосредоточить внимание друг на друге и на предлагаемых играх. Кроме того, при таком расположении они чувствуют единение друг с другом. Началом игры является приветствие: малыши улыбаются друг другу, здороваются: кто-то говорит «доброе утро», а кто-то просто машет ладошками. Приветствие помогает детям обратить внимание друг на друга, испытывать радость от встречи со сверстниками. Эмоциональный подъём также способствует проявлению речевой активности. В кругу дети катят мяч друг другу, передают мяч, называя свое имя. Совместные игры с предметами помогают ребенку видеть в сверстнике не соперника по борьбе за право обладания игрушкой, а партнера по игре. Порой бывает, что ребенок не хочет отдать мяч сверстнику, но спокойно передает игрушку взрослому. Взрослый, зная такую особенность, при организации игры садится рядом с таким ребенком.

В круге также нами часто проводятся ритмические игры или игры-имитации, особенно полюбившиеся детям.

Сближению детей друг с другом способствуют и простейшие сюжетные подвижные игры типа «Воробушки и автомобиль», «Лиса и зайцы», «Солнышко и дождик», бессюжетные игры типа ловишек, игры-забавы (например, с мыльными пузырями), игровые упражнения (проползи в обруч, догони мяч, проползи-пройди по дорожке) [2, 47].

Поскольку дети, пребывающие у нас, имеют особенности в психическом и физическом развитии, при организации игр мы используем игры с простыми правилами, не допуская долгих объяснений и заданий, поскольку это утомляет малышей и снижает их двигательную активность. Также при организации таких игр мы не допускаем, чтобы дети длительно пребывали вы одних и тех же позах.

Также для формирования коммуникативных навыков мы используем хороводные игры. Они доступны для детей раннего и младшего дошкольного возраста: просты по содержанию, при относительной краткости и многократности повторения одного и того же движения, они имеют своей целью забаву, развлечение («Каравай», «Раздувайся пузырь», «Карусели», «Где был Иванушка» и т.д.) [5, 63]. Эти игры проводятся под музыкальное сопровождение, они обладают определенным ритмом, целью является эмоциональное заражение и эмоциональное единение. Ритм играет важную роль в регуляции поведения ребёнка. Внешний ритм, задаваемый взрослым, помогает ребёнку проявлять собственную активность. Если движения ребёнка регулируются внешним ритмом, ему легче менять ритм. В условиях ритмически организованной деятельности ребёнок может действовать без инструкций. Ребенок может принимать участие, не умея говорить, но при этом выполняя определенные движения. Испытывая эмоциональный подъем, ребенок, которому до этого было сложно даже подойти к сверстнику, не задумываясь дает ему руку. Даже если кто-то из детей остался сидеть на стульчике, то через некоторое время малыш начинает повторять выполняемые в хороводе движения.

Развить эмоциональную сферу ребенка, познакомить малыша с различными средствами выражения эмоций помогают игры-имитации («Грустные мышки, кошка утащила из норки сыр», «Веселый зайка играет на барабане», «Зайчонок испугался волка», нахмуриться, как осенняя тучка, улыбнуться, как кот на солнышке, позлиться, как будто у тебя отняли игрушку, испуганные зайчики, которые увидели волка, котенок, на которого залаяла собака, уставший муравей, который тащил тяжелую веточку, отдохнуть после того, как быстро-быстро убегали и т.п.) [3, 39]. Конечно, образцом выполняемых движений, мимики, жестов должен быть взрослый. Педагог голосом, жестами, мимикой может открывать ребенку эмоциональный образ, который чаще всего отсутствует, корректировать его, поддерживать позитивные стороны, снимать неуверенность в проявлении своих эмоций. Помочь малышу освоить способы выражения эмоций может музыкальное или словесное сопровождение.

Этюд «Король Боровик не в духе»

Развитие умения распознавать эмоциональные состояния.

Ведущий читает стихотворение, а дети действуют согласно тексту.

Шел король Боровик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком

И стучал каблуком

Был король Боровик не в духе:

Короля покусали мухи.

В таких играх ребенок не только выполняет определенные движения, а представляет себя в той или иной роли [3, 35]. В этом малышу помогают различные атрибуты для игры, маски животных. Подобные упражнения доставляет малышу массу удовольствий, формирует умение воспроизводить эмоции, контролировать ощущения. Кроме этого, формируется активность, потребность во взаимодействии со сверстниками.

Для развития эмоций и умения видеть в сверстнике партнера для игры в работе с детьми четвертого года жизни мы используем игру «Зеркало». На этапе знакомства с игрой в пару с ребенком, конечно, встает взрослый. Потом ребенок выбирает себе партнера для игры. Дети повторяют друг за другом различные движения, мимику и эмоции. Игра доставляет детям огромное удовольствие. Такие игры развивают у детей внимательное отношение к индивидуальным особенностям своих товарищей, формируют доброжелательное, дружеское отношение к ним, желание играть вместе.

Для развития умения контролировать свои эмоции мы используем игры пальчиками «пальчики познакомились, поссорились, помирились». Познакомились - пальчики сжимают друг друга, поссорились -пальчики напрягаются, сгибаются-разгибаются, дети машут ладошками, пальчики помирились - гладят пальчики, пожимают их. Такие игры очень важны, поскольку в процессе их проведения между партнерами по игре происходит тактильный контакт, что является немаловажным в работе с детьми с нарушениями в эмоционально-волевой сфере. Игры пальчиками также способствуют формированию контакта между детьми, умения взаимодействовать со сверстниками. В процессе таких игр формируется навык невербального взаимодействия со сверстниками.

Выводы. Таким образом, целенаправленное развитие коммуникативных навыков совместными усилиями дает существенное обогащение коммуникативного опыта детей и способно нейтрализовать многие проблемы. При организации коррекционных игр, направленных на формирование коммуникативных умений, педагог должен сам играть с детьми, заражать своим эмоциональным настроем малышей. Очень важно поддерживать каждого ребенка, показывать ему, что взрослый и другие дети - не противники и не конкуренты, а близкие, тесно связанные с ним и во многом похожие на него люди. Для ребенка самая большая радость в игре - это удовлетворение естественной потребности в общении, эмоциональный контакт с другими детьми и взрослыми, возможность проявления своих чувств. В наших силах помочь «особым» детям испытать эту радость.

Литература:

1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М., 2014.

2. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Т. Марковой. - М., 2002.

3. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. - М., 2012.

4. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М., 2011.

5. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возрастаю - М., 2007.

6. Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в детском саду. - М.,2010.

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук Фонарева Екатерина Александровна

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (г. Казань); доктор педагогических наук, доцент Фонарев Дмитрий Владимирович Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (г. Казань); кандидат педагогических наук, профессор Черняев Александр Антонович

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (г. Казань)

СПОРТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА

ОСНОВЕ ФИТНЕС-АЭРОБИКИ

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема организации физического воспитания девушек -старшеклассниц. Рассмотрен спортизированный подход формирования у девушек потребности к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Обоснована и экспериментально проверена эффективность внедрения спортизированного подхода в структуру учебного процесса старшей школы на основе занятий фитнес-аэробики.

Ключевые слова: спорт, физическая культура, девушки, спортизированный подход, фитнес-аэробика, спортивное образование.

Annotation. This article deals with the problem of organizing physical education of girls. The sports approach of formation at girls of requirement for systematic employment by physical training and sports is considered. The effectiveness of the introduction of the sports approach in the structure of the high school educational process based on fitness aerobics is substantiated and experimentally tested.

Keywords: sports, physical culture, girls, sports approach, fitness aerobics, sports education.

Введение. Физическая культура в общеобразовательных учреждениях представлена как образовательная область, как учебная дисциплина и важнейший базовый компонент формирования целостного развития личности учащихся. Она направлена на обеспечение необходимого уровня развития жизненно важных двигательных навыков и физических качеств и создает предпосылки для многообразных проявлений творческой активности. Являясь обязательным разделом гуманитарного компонента образования, физическая культура способствует гармонизации телесного и духовного единства учащихся, формированию у них таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие [1].

Однако практика показывает, что традиционная организация физического воспитания в общеобразовательных школах не всегда значима и интересна учащимся, часто не соответствует их желаниям, потребностям и интересам, вследствие чего школьники не систематически посещают уроки физической культуры. В связи с этим, в настоящее время остается актуальным вопрос о необходимости реализации новых подходов, форм, методов и содержания физического воспитания школьников. При этом учителю очень важно знать основные мотивы и интересы школьников к физической культуре и спорту. Ранее, Д.В. Фонаревым, В.А. Бурцевым, И.А. Золотухиной и др. были предприняты эмпирические шаги в организации и содержании занятий старших школьников, студентов, суть которых заключалась в конверсии средств спортивной подготовки в физическое воспитание [3-6].

Современный мир переживает период глобальных социальных, экономических и экологических событий, при этом ярко выраженным социальным феноменом является заинтересованность подрастающего поколения к спорту [2].

В конце двадцатого, начале двадцать первого века была проведена серия экспериментов, в содержании которых применялся спортизированный подход.

К наиболее оригинальным направлениям спортизированного подхода, способным существенно улучшить систему физического воспитания, авторы [7, 8] соотносят:

• «спортивно ориентированное физическое воспитание»;

• «спортивная культура» как учебный предмет общеобразовательной школы;

• «школьный спортивный клуб»;

• «каждой школе - спортивную команду».

Рассматривая первое направление - «спортивно ориентированное физическое воспитание», следует остановиться на основных технологических моментах данной инновации:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.