М. П. Доронин
(Москва, Российская Федерация)
О ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ГРАЖДАН СТРАН-УЧАСТНИКОВ СНГ
Статья посвящена проблемам формирования системы правового просвещения и правового воспитания граждан стран-участников СНГ. Показано, что единство правовых предписаний формируется с помощью модальных законов
Приоритетным направлением внешней политики России является развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами - участниками СНГ. Россия выстраивает дружественные отношения с каждым из государств - участников СНГ на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета интересов друг друга. С государствами, которые проявляют готовность к этому, развиваются отношения стратегического партнерства и союзничества.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. развитие отношений двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами-участниками Содружества Независимых Государств является для России приоритетным направлением внешней политики, и при этом Россия будет стремиться развивать потенциал региональной и субрегиональной интеграции и координации на пространстве государств - участников Содружества Независимых Государств.
Развитие такой интеграции в правовой сфере означает взаимодействие в рамках правового пространства государств-участников СНГ. Как правило, правовое пространство представляет собой сферу регламентации юридическими нормами моделей правомерного поведения государства, его составных частей и граждан в границах территории данного государства и конкретного исторического времени. По нашему мнению, правомерно говорить и о правовом пространстве госу-дарств-участников СНГ, которое можно определить как категорию, характеризующую единство правовых предписаний правовой системы Содружества, действующих на территории государств-участников такого Содружества. Такое единство формируется пре-
жде всего с помощью принятия модельных законов, призванных обеспечить гармонизацию национальных законодательств.
Эффективность действия указанных правовых предписаний зависит от многих факторов, важнейшим из которых является правовая культура граждан этих стран. Как известно, правовая культура личности включает в себя юридически значимое поведение, т. е. умение человека воспользоваться предоставленными ему законом правами без нарушения прав и свобод другого человека [2]. Такое умение приходит в результате образовательного процесса.
Правовое образование включает два типа: институализированное (обязательное и дополнительное образование и организованное просвещение] и неформальное правовое образование.
Формированию в странах Содружества национального законодательства в области образовательной деятельности послужило принятие Межпарламентской ассамблеей госу-дарств-участников СНГ следующих модельных законов: модельный закон «Об образовании взрослых» [5], модельный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [6], модельный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» [7]. В 2002 г. был принят модельный закон «О просветительской деятельности» [8]. Остановимся на этом документе более подробно.
В модельном законе установлено, что просвещение представляет собой целенаправленный процесс информирования населения об имеющемся социально-культурном опыте, рассчитанный на большую, обычно не расчлененную на устойчивые группы аудиторию, и не предполагающий каких-либо фор-
мализованных процедур контроля за успешностью освоения сообщаемых сведений [3].
В статье 18 Закона говорится, что правовое просвещение представляет собой распространение знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и о способах их реализации. Без элементарных правовых сведений, к примеру об изменениях в законодательстве (Трудовой кодекс, Земельный кодекс, др.], в современном обществе чрезвычайно сложно адаптироваться. В связи с распространением информационных технологий возникает возможность передачи правовой информации разным категориям обучающихся. Правовое просвещение необходимо студентам неюридических специальностей, тем, кто повышает квалификацию, работодателям, родителям учащихся общеобразовательных учреждений, мигрантам, дольщикам-за-стройщикам, избирателям, потребителям товаров и услуг, солдатам, проходящим срочную службу, лицам, высвободившимся при банкротстве предприятий, семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями, и т.д. Правовое просвещение сегодня становится областью социального знания, востребованного разными категориями населения го-сударств-участников СНГ.
Правовое просвещение и правовое воспитание во многом синонимичные понятия. Эффективность правового воспитания и, соответственно, просвещения определяется контактом между юридической наукой и сознанием масс. Для того чтобы право стало фактором жизни, мерою реального поведения, надо приблизить право к гражданам. Чтобы они знали и ценили свои законы, соблюдали их, требуется популярное преподавание права, помощь в освоении правовых ценностей. Необходимы общедоступные учебники права; преподавание основ права в средних школах, в вузах, для всех желающих [2].
Модельный закон «О просветительской деятельности» ввел понятие системы просвещения:
«Система просвещения является специфической составной частью образовательного комплекса страны, ее основу составляет совокупность просветительских программ и проектов, а также учреждений и организаций, обеспечивающих их разработку и реализацию.
В систему просвещения входят следующие типы учреждений и организаций со свойственными каждому из них задачами:
- исследовательские центры, вырабатывающие рекомендации по формированию политики в сфере просвещения и по содержанию просветительских программ;
- просветительские учреждения и организации, работающие по проектам и программам различной направленности;
- учреждения, организующие просветительскую деятельность на определенной территории;
- государственные и неправительственные органы управления общенационального, регионального и местного уровня, координирующие развитие просветительской деятельности и обеспечивающие правовые, финансовые и организационные предпосылки ее эффективности» [8].
В 2007 г. Совет глав правительств Содружества Независимых Государств решил придать Государственному научному учреждению «Институт образования взрослых Российской академии образования» статус базовой организации государств - участников Содружества Независимых Государств по образованию взрослых и просветительской деятельности, а также утвердил Положение о такой базовой организации [4].
«Задачами Базовой организации являются:
- изучение, обобщение, распространение опыта развития образования взрослых и просветительской деятельности в государствах -участниках СНГ;
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации научных работников в сфере образования взрослых для государств-участников Содружества Независимых Государств;
- разработка рекомендаций, методических, аналитических, информационных материалов по расширению возможностей для образования взрослых, выбора образовательных услуг, повышения их качества, а также по другим направлениям деятельности Базовой организации.
Для реализации задач Базовая организация осуществляет деятельность по следующим направлениям:
- организация и координация фундаментальных и прикладных исследований в сфере образования взрослых и просветительской деятельности в государствах - участниках СНГ;
- участие в реализации межгосударственных проектов и программ, направленных на развитие образования взрослых и просвети-
тельской деятельности в государствах - участниках СНГ;
- содействие обмену информацией об опыте, инновациях, методическом и кадровом обеспечении, используемых образовательными учреждениями и структурами в области образования взрослых государств -участников СНГ;
- выработка рекомендаций по развитию образования взрослых и просветительской деятельности в государствах - участниках СНГ;
- подготовка научно-методических документов в сфере образования взрослых и просветительской деятельности;
- подготовка, переподготовка научно-педагогических кадров и повышение квалификации специалистов в области образования взрослых для государств - участников СНГ;
- проведение конференций, семинаров, симпозиумов по проблемам развития образования взрослых и просветительской деятельности в государствах - участниках СНГ» [4].
Говоря о формировании системы правового просвещения, необходимо отметить, что уровень правового просвещения граждан зависит не только от них самих, их активности в изучении действующих норм права, но и от ряда объективных обстоятельств. В их числе чаще всего называют открытость, доступность официальных источников права для всех граждан и иных заинтересованных лиц, также возможность получить квалифицированную юридическую консультацию в компетентных органах государства или общественных юридических учреждениях [3].
Опубликование закона само по себе не обеспечивает реальное знание законов гражданами. Оно не означает, что все получат возможность ознакомиться с его содержанием. Реальным основанием действия презумпции знания закона следует считать не только его официальное доведение до сведения исполнителей, но и выполнение государством функции обеспечения доступности законодательства для граждан. Данная функция должна в себя включать официальные и неофициальные способы информирования граждан о содержании нормативных актов. Следовательно, встает вопрос об источниках и формах осуществления правового информирования населения, их эффективном использовании.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время разработана и применяется информационно-правовая система (ИПС] «Законода-
тельство стран СНГ» [10], представляющая собой базу данных с собственной поисковой системой и состоящая из национальных блоков, каждый из которых представляет одну из стран-участников СНГ: Азербайджан, Армению, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдову, Россию, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украину, а также блока «Международные отношения». В этот блок входят документы, принятые в рамках двух-и многосторонних отношений с участием стран СНГ. Распространение ИПС осуществляется на носителях информации «для установки на компьютер пользователя, либо через сеть Интернет, путем доступа к правовому серверу СоюзПравоИнформ в режиме онлайн. В состав ИПС входят действующие, наиболее интересные и важные документы на русском языке, дающие исчерпывающую информацию об основных разделах законодательства» [11]. Для организации бесплатного доступа к ИПС в странах-участниках СНГ целесообразно организовать работу компьютерных терминалов в публичных (общедоступных) библиотеках.
Весьма значительная роль в правовом просвещении граждан государств-участников СНГ может и должна принадлежать органам, входящим в правовой блок государственной власти - министерствам юстиции, прокуратуре и входящим в их структуры учебным и научным учреждениям, уполномоченным по правам человека.
Конечно, большую роль в системе правового просвещения играют организации и учреждения системы народного просвещения. Следует отметить, что сегодня в России в рамках национального проекта «Образование» продолжает осуществляться поддержка школ, гимназий, колледжей, вузов, которые решают правовые задачи разного уровня на специальных занятиях: «Ваши права», «Практическое право для школьника», «Живое право», разрабатываются новые интегративные курсы: «Основы правовой и экономической культуры», «Права человека в современном мире», «Политика и право», «Мир человека». При этом используются в том числе и общественные ресурсы.
Под «общественными ресурсами» предлагается понимать «педагогическую технологию правового просвещения, в которой широко востребованы общественные институты (специалисты в различных сферах жизни общества, организации, учреждения, предпри-
ятия, памятники истории и культуры, другие социальные объекты; различные события и мероприятия, в которых можно принять участие: конференции, телевизионные передачи, «круглые столы» и др.; а также иное использование возможностей, имеющихся в обществе» (кино, театр, теле- и видеофильмы, радиопередачи, газеты, журналы, ресурсы Интернета и пр.] [9].
В целях расширения правового просвещения граждан целесообразно, на наш взгляд, расширить количество «юридических клиник» на базе существующих вузов, дающих юридическое образование. В ходе проведения бесплатного консультирования граждан сту-
денты старших курсов под руководством преподавателя дают письменные или устные консультации заявителям. Подобного рода консультирование целесообразно осуществлять для граждан из стран-участников СНГ, многие из которых в силу материальных причин просто не могут обратиться за помощью к практикующим юристам.
Думается, что студенческий корпус наших юридических вузов можно использовать более широко в целях расширения правового просвещения в ходе проведения лекций, занятий с отдельными социальными группами населения (школы, колледжи, трудовые коллективы].
Литература
1. Жужгов И. В. Правовое пространство, проблемы обеспечения государственного единства // Тр. юридич. ф-та Сев.-Кавказ. гос. технич. ун-та [Электрон. ресурс]. - URL: http:// www.ncstu.ru
2. Кравцов Р. В. Организационные основы правового воспитания в России // Сибирский юридический вестник. - 2006. - №1 (28]. - С. 107.
3. Червяковский А. В. Актуальные проблемы правового информирования // Вестник Омского университета. Серия «Право». -2009. - №4 (21]. - С. 94.
4. Решение Совета глав правительств СНГ «О придании Государственному научному учреждению «Институт образования взрослых Российской академии образования» статуса базовой организации государств-участников Содружества Независимых Государств по образованию взрослых и просветительской деятельности» (Вместе с «Положением о базовой организации...»] (Принято в г. Ашхабаде 22.11.2007] // КонсультантПлюс : [правовая база данных; электрон. ресурс] : [некоммерч. Интернет-версия, доступ по расписанию]. - URL: http://base.сonsultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=41415
5. Модельный закон «Об образовании взрослых» (принят в Санкт-Петербурге 06.12.1997 Постановлением 10-9 на 10-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ] // Исполнительный комитет СНГ : офиц. сайт [Электронный ресурс]. - URL: http://www.cis.minsk.by/page.php? id=7776/
6. Модельный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (принят в г. Санкт-Петербурге 07.12.2002 Постановлением 20-5 на 20-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ] // Консультант-Плюс : [правовая база данных; электрон. ресурс] : [некоммерч. Интернет-версия, доступ по расписанию]. - URL: http://base.con-sultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=26164
7. Модельный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании]» : принят на 20-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (Постановление N 20-5 от 7 декабря 2002 года] // Закон и норматив : [правовой портал Украины]. -URL: http://www.licasoft.com.ua/index.php/component/lica/?href= 0&view=text&base=1&id=262796&menu=381087
8. Модельный закон «О просветительской деятельности» (Принят в г. Санкт-Петербурге 07.12.2002 Постановлением 20-15 на 20-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи го-сударств-участников СНГ] // КонсультантПлюс : [правовая база данных; электрон. ресурс] : [некоммерч. Интернет-версия, доступ по расписанию]. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=INT;n=25505
9. Снегирёва М. В. Педагогические возможности общественных ресурсов в правовом просвещении // Вестник Томского государственного педагогического университета = Tomsk State Pedagogical University Bulletin. - 2009. - № 1 (79]. - С. 64-68.
10. База данных «Законодательство стран СНГ» для установки на ПК : [описание и демо-версия] // СоюзПравИнфо : [сайт]. -URL: http://www.spinform.ru/database/computer.html/
11. Законодательство стран СНГ : [описание информационноправовой системы] // World Business Law : [сайт компании-дистрибьютера]. - URL: http://www.worldbiz.ru/otherproducts/