Научная статья на тему 'Формирование земельных правоотношений в крестьянской среде в пореформенной России конца XIX - начала XX в'

Формирование земельных правоотношений в крестьянской среде в пореформенной России конца XIX - начала XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
545
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА / PEASANT REFORM / ПОДВОРНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ / РАЗВЕРСТАНИЕ УГОДИЙ / LAND RAZVERSTANIE SEGMENTS THE TEMPORARILY / HOMESTEAD LAND TENURE / CHARTERS / ВРЕМЕННООБЯЗАННЫЕ / УСТАВНЫЕ ГРАМОТЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Владимиров Сергей Михайлович

В статье исследуются основные этапы формирования земельных правоотношений в пореформенной России конца XIX начала XX в. в крестьянской среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF LAND RELATIONS AMONG THE PEASANTS IN THE POST-REFORM RUSSIA IN THE LATE XIX - EARLY XX CENTURIES

This article examines the main stages of the formation of land relations in the post-reform Russia in the late XIX early XX centuries among the peasants.

Текст научной работы на тему «Формирование земельных правоотношений в крестьянской среде в пореформенной России конца XIX - начала XX в»

УДК 340

ФОРМИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В КРЕСТЬЯНСКОЙ СРЕДЕ В ПОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX в.

© 2015 С. М. Владимиров

Аннотация. В статье исследуются основные этапы формирования земельных правоотношений в пореформенной России конца XIX- начала XX в. в крестьянской среде.

Ключевые слова: крестьянская реформа, разверстание угодий, временнообязанные, подворное землевладение, уставные грамоты.

FORMATION OF LAND RELATIONS AMONG THE PEASANTS IN THE POST-REFORM RUSSIA IN THE LATE XIX - EARLY XX CENTURIES

© 2015 S. Vladimirov

Summary. This article examines the main stages of the formation of land relations in the postreform Russia in the late XIX - early XX centuries among the peasants.

Keywords: peasant reform, land razverstanie segments the temporarily, homestead land tenure, charters.

Крестьянская реформа 1861 г. наделяла землей крестьян путем разверстания угодий. Разверстанием угодий в широком смысле этого слова обозначалось разграничение угодий к одним местам, то есть замена разрозненных участков, принадлежащих к одному хозяйству, сплошными участками путем различных мероприятий1. Среди таких мероприятий следует выделить увеличение земель как в пользу помещика (за счет отрезания части крестьянских земель на его территории), так и в пользу крестьянина (за счет нарезки земель), перенос крестьянских построек с земли помещика, обмен земель и угодий между помещиками и крестьянами, замена одних земель другими.

Среди крестьян, проживавших к началу проведения Крестьянской реформы в России, в указанный период выделились несколько категорий: владельческие (помещичьи), удельные и государственные. Особенности каждой из указанных категорий крестьян были связаны с особенностями их поземельного устройства и сказались на условиях проведения в отношении них Крестьянской реформы. Так, до проведения реформы помещичьи крестьяне не имели собственных земельных угодий и являлись собственностью помещиков. В результате реформы они должны были приобрести право собственности на находящуюся в их пользовании усадебную оседлость и земельные угодья. До выкупа крестьяне получали статус временнообязанных, а за право пользования надельной землей они должны были отрабатывать барщину или платить оброк, кроме того, они не имели права отказаться от предоставленной им надельной земли в течение 9 лет. Это приводило к созданию обязательных земельных отношений между помещиками и крестьянами и вызывало немало споров. Так, в архивной описи дел Управления юрисконсульта Министерства государственных имуществ отнесенных к первому разряду только за 1872 г. автором насчитано 20 дел о самовольном присвоении крестьянами помещичьих земель на территории Вятской, Курской, Воронежской, Самарской, Харьковской, Полтавской губерний. Например, крестьяне Смоленского и Протасовского обществ Полтавской губернии самовольно присвоили 2646 1/2 десятин зем-

1 Энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение издания Ф. А. Брокгауз - И. А. Ефрон 1890 г. - 1992. - Т. 51. - С. 120-126.

ли2. Обязательные отношения крестьян и помещиков прекращались после приобретения крестьянином статуса собственника и выкупа его надела в собственность. За крестьянином закреплялось безоговорочное право приобретать в собственность усадебную оседлость, выкуп земельных угодий ставился в зависимость от желания помещика.

Действие Крестьянской реформы на удельных крестьян было распространено указом от 26 июня 1863 г. В положении указывалось, что крестьяне получают «все личные и по общественному устройству права», аналогичные тем, что были предоставлены крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, но которыми удельные крестьяне «не вполне пользовались»3. Проводимая реформа обязывала удельных крестьян выплачивать оброчные платежи на протяжении 49 лет в размере, в котором они ранее оплачивали находившиеся в их пользовании земли (барщина на данных крестьян не распространялась). По положению крестьяне получали в надел всю тягловую и запасную землю, которая числилась за ними по табелям поземельного сбора, отрезке подлежали только земли, не включенные в табели (тягловая и запасная земля). При недостатке надел восполнялся из свободных, удельных земель (если такие излишки находились в пользовании крестьян). В результате введения в действие положения удельные крестьяне понесли существенные земельные потери. В их уставные грамоты было внесено на 148 070 десятин земли меньше, чем было у них в пользовании до реформы 1863 г. (в земледельческих и нечерноземных губерниях). Прирезка земли Архангельской, Вологодской, Костромской, Новгородской, Олонецкой губерниях составила 41,6 % от дореформенного надела, создавая крестьянам дополнительное бремя обязательного выкупа, большей частью «неудобной» земли4. В результате реформы средний размер надела у бывших помещичьих крестьян составлял 9,4 дес., у удельных - 7,7 дес., у государственных - 16,0 дес.5 Но, во-первых, не вся надельная земля годилась под пашню, а во-вторых, для существования крестьянского хозяйства были нужны луга, пастбища, лес. Так, в Астраханской губернии большую часть сельхозугодий приходилась на луга и пастбища, пахотные земли занимали всего 5 % площади губернии6, а на леса приходилось всего 0,3 % земельных угодий7.

В результате при подписании и введении в действие уставных грамот возникали многочисленные беспорядки, крестьяне отказывались подписывать уставные грамоты. Из 5719 уставных грамот, составленных в 20 губерниях, в которых находились удельные имения, крестьяне подписали только 47 % . В связи с таким положением дел нормы указа от 18 января 1862 г.9, которые разрешали вводить в действие грамоты без предварительной подписи их крестьянами, были распространены и на удельных крестьян. По сути, реформа в удельной деревне носила полупринудительный характер.

Поземельное устройство государственных крестьян было определено именным указом Сенату от 24 ноября 1866 г. «О поземельном устройстве государственных крестьян в 36 губерниях». К государственным крестьянам относились жившие на государственных землях крестьяне и платившие подати в казну. Данный указ в первую очередь реформировал административно-правовой статус свободных сельских обывателей, по поводу же земельно-правового статуса документ особо указывал на то, что имеется необходимость

2 Российский государственный исторический архив (далее - РГИА). - Ф. 381. - Оп. 14. - Д. 134. - Л. 2; - Д. 58: О земле, присваиваемой крестьянами селений Починковской волости Нижегородской губернии; - Д. 156: О земле, присваиваемой в собственность поселянами Ляшковских хуторов Полтавской губернии и т. д.

3 ПСЗРИ. - Собр. II. - СПб., 1863. - Т. XXXVIII. - Ч. I: Высочайше утвержденное положение о крестьянах, водворенных на землях имений Государя, дворцовых, удельных. - № 39792. - С. 678.

4 Богатикова Г. И. Реформа удельных крестьян 26 июня 1863 г. // Исторические записки. - М., 1958. - Т. 63. - С. 97-98.

5 Тарасюк Д. А. Поземельная собственность в пореформенной России. Источниковедческое исследование по переписи 1877-1878 гг. - М., 1981. - С. 125.

6 РГИА. - Ф. 433. - Оп. 1. - Д. 34. - Л. 3.

7 Там же. - Л. 5.

8 Богатикова Г. И. Указ. соч. - С. 116.

9 О порядке поверки и введении уставных грамот, составленных помещиками, без согласия с крестьянами на основании правил, изложенных в положениях 19 февраля 1861 г. // ПСЗРИ. - Собр. II. - СПб., 1865. - Т. XXXVII. - Ч. I. - № 37876. - С. 40.

расширения прав государственных крестьян «по владению и распоряжению предоставленными им в надел от казны землями»10. Государственные крестьяне были причислены к разряду «крестьян-собственников», им были предоставлены соответствующие поземельные права в отношении надельных земель. Право сельских обществ на надельную землю в установленных размерах должна было подтверждаться «владенными записями», которые составлялись представителями Министерства государственных имуществ и предъявлялись крестьянам в присутствии мирового посредника (п. п. 2, 6, 8, 14 указа). Размер фактических наделов и повинностей государственных крестьян в основном был сохранен. Они обязаны были вносить ежегодный платеж - оброчную подать в государственную казну, устанавливаемую на 20 лет, размер подати также скреплялся владенной записью.

Для решения вопроса о разделе общего землевладения на подворные участки и выделения из ее состава участка отдельного домохозяина требовалось положительное решение 2/3 действительных членов общего собрания (схода) села. Правом отчуждения земельного надела домохозяин мог воспользоваться только через 3 года с момента выдачи сельскому обществу владенной записи (п. 4 «г», «д»). Сельское общество также получило право отчуждения своих земельных участков по решению 2/3 сельского схода. Законодатель исходил из того, что землевладение сельской общины являлось ее «общественной собственностью», хотя данный термин не использовался. Выкупить надельные земли в частную собственность можно было только на добровольной основе (исключение составляли западные губернии)11.

Согласно ст. 34 Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости12 выкупной договор мог заключаться и между помещиком и целым сельским обществом, которое на основании ст. ст. 24, 27, 51 могло на свой счет приобретать в собственность движимое и недвижимое имущество, получать выморочное имущество, оставшееся после ее членов, имело право выступать в суде в качестве истца и ответчика, избирать для ведения своих дел особых поверенных. Общинное собрание могло устанавливать систему полеводства и сроки полевых работ, от решения общины зависела выдача паспортов для лиц, желающих покинуть общину, могла подвергнуть своих членов телесным наказаниям, распоряжалась перераспределением земли между ее членами, могла увеличить или уменьшить надельные участки, или отобрать их у недоимщиков, определяло расклад податей и выкупных платежей. Общинные переделы в ряде российских губерний распространялись даже на двухдесятинные полевые наделы, которые разбивались на 100 и более полос, ширина которых зачастую измерялась аршинами, ступнями, лаптями, а длина и расстояние между ними - верстами. Крестьяне не видели смысла в удобрении подобных земельных участков, в результате для крестьянского хозяйства были характерны крайне низкая агротехника и мизерная урожайность (всего около 6 центнеров с гектара)13. Петр Струве подчеркивал: «Государственная политика, которая будет стремиться поддерживать всеми силами равенство в сфере крестьянской массы ...приведет только к самым жалким результатам: задержав производственный прогресс крестьянского хозяйства, она сделает все крестьянство совершенно безземельным»14.

18 марта 1886 г. был принят закон, направленный на ограничение семейных разделов, консервирующий патриархальные семейные отношения. При обсуждении этого вопроса в Соединенном присутствии департаментов законов и государственной экономии Государственного совета была также высказана мысль, что большая патриархальная семья

10 О поземельном устройстве государственных крестьян в 36 губерниях // ПСЗРИ. - Собр. II. - СПб., 1868. - Т. ХЫ.

- Ч. I. - № 43888. - С. 280.

11 О поземельном устройстве государственных крестьян в девяти западных губерниях // ПСЗРИ. - Собр. II. - СПб., 1871.

- Т. ХЬП. - Ч. I. - № 44590. - С. 754.

12 Высочайше утвержденное Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости // ПСЗРИ. - Собр. II.

- СПб., 1863. - Т. XXXVI. - Отд. I. - Тип. II. - № 36657.

13 Финогентова О. Е. Развитие законодательного регулирования правового положения членов крестьянской общины и переселенческая политика в 1861-1900 гг. в России // История государства и права. - 2004. - № 6. - С. 78.

14 Струве П. Идеи и политика в современной России. - М., 1907. - С. 280.

является основой экономического процветания деревни, поскольку «...такая рабочая семья, которая представляла бы собою тесно сплоченный союз родственников, подчиняющихся главенству старшего члена и трудящихся в общую пользу, явилась бы идеалом как в нравственном, так и в экономическом отношении, возможное приближение к которому было бы весьма желательно в интересах государственных»15. Закон вводил новый порядок, по которому семейные разделы могли производиться только с согласия старшего в семье, а разрешение на раздел давал сельский сход 2/3 голосов. В циркуляре Земского отдела МВД губернаторам обращалось особое внимание на разделы и высказывалось опасение, что рост их ведет к дальнейшему упадку крестьянского хозяйства16.

14 декабря 1893 г. был издан закон, ограничивавший право крестьян распоряжаться своей надельной землей, досрочно ими выкупленной. По закону полностью запрещался залог досрочно выкупленных надельных земель. Продажа этих земель, принадлежавших общине, могла производиться лишь с согласия местных властей. Если же выкупленная досрочно надельная земля принадлежала отдельным крестьянам, то она могла продаваться только в тех случаях, если покупатель принадлежал к данному сельскому обществу. Закон, ограничивая право крестьян распоряжаться своей собственностью, по сути, прикреплял их к земле. При этом он входил в противоречие с положением об отмене крепостного права 1861 г., предоставлявшим крестьянам возможность становиться полными собственниками земли, также нарушал основной буржуазный принцип собственности - право свободного распоряжения своей собственностью17.

Отмена выкупных платежей и право выхода из общины стали возможными только после 1905 г., который ознаменовался серьезными законодательными изменениями в этой сфере. Важным правовым достижением страны стало закрепление наделов в собственность крестьян в любое время.

По замечанию Б. Д. Завидова, проведение Крестьянской реформы 1861 г. не решило аграрный вопрос до конца. Действительно, большинство крестьян не получили права собственности на земельные наделы и возможности распоряжаться землей по своему усмотрению. Такое положение в аграрном хозяйстве отрицательно сказалось на интенсификации сельскохозяйственного производства, на организации быта и жизни крестьян, так как не позволяло развиваться у них интересу к созиданию и творчеству на земле18. Назревала необходимость разработки новой аграрной реформы в стране. Основные положения новой реформы обсуждались еще в начале века в правительстве С. Ю. Витте, однако до практических разработок дело не дошло. В 1906 г., с появлением в правительстве П. А. Столыпина, вновь возникла идея проведения экономически важной реформы. П. А. Столыпин считал, что «...при хищническом хозяйстве, при бедности и невежестве крестьян, при отсутствии среди них понятия о собственности никакие преобразования, никакие культурные начинания невозможны и заранее обречены были на неуспех; невозможно и прочное поддержание дома внешнего порядка, так как дикая, полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, не боящаяся, действуя миром, никакой ответственности, всегда будет представлять собой горючий материал, готовый вспыхнуть по каждому поводу, будь то революционная пропаганда, эпидемия или другое стихийное бедствие»19.

3 ноября 1905 г. был принят Манифест «Об улучшении благосостояния и обеспечении положения крестьянского населения», в котором звучал призыв к крестьянам соблюдать свои права и не нарушать права других лиц, «всюду хранить мир и покой».

15 Пазухин А. Современное состояние России и сословный вопрос // Русский вестник. - 1885. - С. 57.

16 РГИА. - Ф. 1181. - Оп. 1. - Т. 15. - Д. 1233. - Л. 7.

17 Зайончковский П. А. Отмена крепостного права в России. - М.: Просвещение, 1968. - С. 323.

18 Завидов Б. Д. Основные идеи и положения земельного кадастра России, его главные недочеты и противоречия: учебно-практический и аналитический комментарий [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 15.03.2013).

19 Столыпин П. А. Нам нужна Великая Россия... // Полное собрание речей в Государственной думе и Государственном совете. - М.: Молодая гвардия, 1991. - С. 244.

Через десять месяцев (9 августа 1906 г.) на основании постановления Совета министров России «для расследования вопросов, касающихся способов снабжения малоземельных крестьян землей и упорядочению крестьянского землевладения» была образована специальная комиссия. Итогом работы комиссии стал проект императорского указа, регламентирующий порядок выхода крестьян из общины. С этого момента начинается самая знаменитая российская аграрная реформа.

Указ был подписан императором Николаем II 6 ноября 1906 г. Данная реформа была направлена на провозглашение частной собственности на землю и прекращение действия крестьянской общины. Вводилось разрешение на продажу и куплю земли, в результате чего начался отток сельской бедноты из деревни в город. Земля концентрировалась в руках зажиточных крестьян.

Цель реформы достигалась путем сохранения в российской деревне двух укладов, общинного и частно-фермерского, при их одновременном развитии и здоровой конкуренции. Следует отметить, что реформаторские преобразования сделали возможным рассматривать помещичье землевладение как наиболее эффективное и культурное, составляющее основной доход государственной казны. Исключительная роль в данной реформе отводилась правовому и финансовому обеспечению преобразований. Большое внимание уделялось мерам по защите интересов новых собственников в целях исключения возможного обезземеливания крестьян.

Значительно расширились границы земельных владений и возможности по их приобретению. При этом указанное расширение проходило за счет создания условий переселения в Сибирь, где были огромные площади неосвоенных земель, а не за счет использования земель помещиков.

Другим, не менее важным нововведением аграрной реформы стало изменение характера землеустройства и правоотношений, с ним связанных. Были изменены размеры землевладения и агрокультурная составляющая крестьянского хозяйства. Главным в преобразованиях правительство считало снятие всех преград для развития крестьянского хозяйства, повышение производительности и интенсификацию. Указы от 4 марта и от 15 ноября 1906 г., закон от 14 июня 1910 г., Положение о землеустройстве от 29 мая 1911 г. были направлены на индивидуализацию крестьянского землевладения, замену общинного землевладения его личной формой.

Столыпинская реформа преследовала две цели: формирование наиболее приемлемой для хозяйствования формы размещения угодий - хуторских хозяйств и передачу истощенных крестьянских земель экономически более развитым крестьянам-фермерам. Согласно указанному Положению о землеустройстве процесс перехода земледелия к отрубному и хуторскому земледелию был четко прописан. Итогом проведения этой реформы в России стало создание множества разнообразных форм землепользования: помещичьего, общинного, подворного, хуторского, отрубного.

Библиографический список

Богатикова, Г. И. Реформа удельных крестьян 26 июня 1863 г. / Г. И. Богатикова // Исторические записки. - 1958. - Т. 63.

Высочайше утвержденное Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости // ПСЗРИ. - Собр. II. - СПб., 1863. - Т. XXXVI. - Отд. I. - Тип. II. - № 36657.

Высочайше утвержденное положение о крестьянах, водворенных на землях имений Государя, дворцовых, удельных // ПСЗРИ. - Собр. II. - СПб., 1863. - Т. XXXVIII. - Ч. I. - № 39792.

Завидов, Б. Д. Основные идеи и положения земельного кадастра России, его главные недочеты и противоречия: учебно-практический и аналитический комментарий [Электронный ресурс] / Б. Д. Завидов // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 15.03.2013).

Зайончковский, П. А. Отмена крепостного права в России / П. А. Зайончковский. - М.: Просвещение, 1968.- С. 323.

О поземельном устройстве государственных крестьян в 36 губерниях // ПСЗРИ. - Собр. II.

- СПб., 1868. - Т. ХЫ. - Ч. I. - № 43888. - С. 280.

О поземельном устройстве государственных крестьян в девяти западных губерниях // ПСЗРИ. - Собр. II. - СПб., 1871. - Т. ХЬП. - Ч. I. - № 44590. - С. 754.

О порядке поверки и введении уставных грамот, составленных помещиками, без согласия с крестьянами на основании правил, изложенных в Положениях 19 февраля 1861 г. // ПСЗРИ.

- Собр. II. - СПб., 1865. - Т. XXXVII. - Ч. I. - № 37876. - С. 40.

Пазухин, А. Современное состояние России и сословный вопрос / А. Пазухин // Русский вестник. - 1885.

РГИА. - Ф. 1181. - Оп. 1. - Т. 15. - Д. 1233. - Л. 7. РГИА. - Ф. 381. - Оп. 14. - Д. 134. - Л. 2. РГИА. - Ф. 381. - Оп. 14. - Д. 156. РГИА. - Ф. 381. - Оп. 14. - Д. 58. РГИА. - Ф. 433. - Оп. 1. - Д. 34. - Л. 3.

Столыпин, П. А. Нам нужна Великая Россия... / П. А. Столыпин // Полное собрание речей в Государственной думе и Государственном совете. - М.: Молодая гвардия, 1991.

Струве, П. Идеи и политика в современной России / П. Струве. - М., 1907. - С. 280. Тарасюк, Д. А. Поземельная собственность в пореформенной России: источниковедческое исследование по переписи 1877-1878 гг. / Д. А. Тарасюк. - М., 1981.

Финогентова, О. Е. Развитие законодательного регулирования правового положения членов крестьянской общины и переселенческая политика в 1861-1900 гг. в России / О. Е. Финоген-това // История государства и права. - 2004. - № 6.

Энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение издания Ф. А. Брокгауз -И. А. Ефрон 1890 г. - 1992. - Т. 51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.