Научная статья на тему 'Формирование земельного налога в сельском хозяйстве Курской области на базе земельной ренты'

Формирование земельного налога в сельском хозяйстве Курской области на базе земельной ренты Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
157
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕНТА / ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ / ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДОХОД

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Пружин Михаил Константинович, Плотникова Татьяна Алексеевна

Рассматриваются предложения по взиманию земельного налога в сельском хозяйстве с учетом дифференциальной земельной ренты на основе кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения. Предлагается расчетная формула определения дифференциального дохода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование земельного налога в сельском хозяйстве Курской области на базе земельной ренты»

ЭКОНОМИКА

ФОРМИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА БАЗЕ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕНТЫ

М. К. Пружин, Т. А. Плотникова

Аннотация. Рассматриваются предложения по взиманию земельного налога в сельском хозяйстве с учетом дифференциальной земельной ренты на основе кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения. Предлагается расчетная формула определения дифференциального дохода.

Ключевые слова: земельная рента, земельный налог, дифференциальный доход.

Приобретение права собственности на землю фактически означает право присвоения ренты - ежегодного дохода, позволяющего возвратить вложенные средства. Практика назначения земельных платежей показала, что принятые ранее принципы налогообложения земли и взимания арендной платы явно устарели и требуют пересмотра. Механизм взимания земельных платежей несовершенен с точки зрения фискальной политики: ставки налога за землю, учитывая сложное экономическое и финансовое положение сельского хозяйства, были приняты практически льготными и составляли только 1025% от земельной ренты. Основной недостаток заключается в недостаточной гибкости, наличии неоправданно большого количества льготников: земельный налог сегодня уплачивается примерно с 25% земель, их доля в бюджетах всех уровней мала, поэтому эффективность его низкая, он не выполняет в полной мере своего назначения. В связи с этим механизм взимания земельного налога нуждается в совершенствовании и приближении к реальным производственным условиям региона.

Земельный налог взимается на основании Налогового кодекса Российской Федерации. В обычном понимании земельный налог - это налог на земельную собственность. Объект обложения - земельная рента, часть которой, уплачиваемая в виде налога, - это издержки для собственника, а оставшаяся часть - чистая рента - доход.

Методология определения земельных платежей, включая важнейшие их составляющие - земельного налога и арендной платы должна обеспечивать разграничение источников доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей на рентные (лучшие земли, более удобное их расположение относительно рынков сбыта), ресурсные средства производства и труда в расчете на единицу площади сельскохозяйственных угодий и управленческие (более умелое использование производственных ресурсов, учет рыночной конъюнктуры). Базисом совершенствования земельных платежей, включающих такие важнейшие их составляющие, как земельный налог и арендная плата, должна стать их кадастровая оценка.

Наряду с этим при определении величины земельного налогообложения в первую очередь следует учитывать финансовые показатели товаропроизводителей (рентабельность производства). В силу убыточности большинства товаропроизводителей увеличение земельного налогообложения сельскохозяйственных предприятий до предельных размеров ставок ни экономически, ни социально нецелесообразно, так как может вызвать лишь увеличение налогового бремени. Поэтому

введение новых ставок должно осуществляться постепенно в строгом соответствии с рентной доходностью сельскохозяйственных угодий и с учетом финансовоэкономического положения сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Проведенными исследованиями установлено, что основная масса дифференциального дохода на землях более высокого качества создается в основном за счет разницы в затратах на производство единицы продукции при относительно равных затратах труда и средств на возделывание 1 гектара сельскохозяйственной культуры. При этом главным дифференцирующим началом при расчете издержек на единицу продукции выступает урожайность культуры, выражающая производительную силу земли. В связи с этим на практике вполне приемлемым является расчет дифференциального дохода через привлечение показателей себестоимости и урожайности культур, выращиваемых на худших и относительно лучших землях, по следующей формуле:

D = 2 п-1 [(Са i - Cb i)Vb i + (Zi - Ca i)(Yb i - Ya , >5Ъ i ], где D - дифференциальный доход в целом, руб.; п

- количество сельскохозяйственных культур, привлеченных в анализ; Са1, СЪ1 - себестоимость продукции 1-го вида на худших и лучших землях, руб./т; УЪ1 -объем производимой продукции 1-го вида на лучших землях, т; Z1 - средняя цена продукции 1-го вида по всем каналам реализации, руб./т; Yb1, Ya1 - урожайность культуры 1-го вида на лучших и худших землях, т; БЪ1

- площадь посева 1-культуры на лучших землях, га.

Определение дифференциального дохода по представленной формуле позволит вычислить наиболее реальную разницу в доходности предприятий, сложившуюся в основном за счет разнокачественности плодородия почв. Непосредственный расчет дохода может быть проведен на ЭВМ по специально разработанной программе.

Таким образом, дифференцированные земельные платежи позволят выравнивать условия хозяйственной деятельности на землях разного качества путем:

- дифференциации ставок налога в зависимости от целевого назначения участков, их местоположения и ряда других факторов;

- перераспределения части собранных земельных платежей в районы области с менее благоприятными природными и экономическими условиями;

- стимулирования развития новых форм землепользования (вновь создаваемые крестьянские хозяйства на первые пять лет освобождать от уплаты земельного налога).

Информация об авторах

Пружин Михаил Константинович, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, декан финансового факультета ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА».

Плотникова Татьяна Алексеевна, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой информатики ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.