ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО СТИЛЯ ЖИЗНИ СТУДЕНТОК УНИВЕРСИТЕТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
С.А. Никифорова ЮУрГУ, г. Челябинск
В статье рассматривается сущностная и качественная значимость физического и психического здоровья индивидуальных возможностей студентов. Насколько успешно удается сформировать и закрепить здоровьесберегающие ориентации и навыки здорового стиля жизни в молодом возрасте зависящие на благополучие человека на всем протяжении его жизнедеятельности и здоровье нации.
Социальные заказы сферы образования настоятельно требуют специального внимания к здо-ровьесбережению молодых людей, сохранению собственного состояния здоровья, его воспроизводства и улучшения [2]. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить здоровьесберегающие ориентации и навыки здорового стиля жизни в молодом возрасте, зависит благополучие человека на всем протяжении его жизнедеятельности и здоровье нации [1, 6]. Социально обусловленная необходимость целенаправленного совершенствования здоровья человека должна сегодня трансформироваться в культурную потребность, норму стиля жизни, так как обществу нужны люди, сочетающие в себе высокоразвитые профессиональные, нравственные и интеллектуальные качества.
Проблема здорового стиля жизни попадает сразу в два смысловых контекста современной педагогики: формирование здоровой личности и развития индивидуальности, - выделенных в качестве приоритетов государственной политики в области образования. Однако, несмотря на усиление личностной ориентированности образования, состояние научного знания и реальная педагогическая практика при формировании здорового образа жизни нивелируют в этом процессе индивидуальность до усредненных форм жизнедеятельности, что не способствует ее адекватному решению [2, 5].
Необходимой и главной предпосылкой сохранения здоровья является здоровый образ жизни как некая эталонная модель, система общих условий, предписаний, мероприятий, продукт коллективного творчества.
Кроме того, здоровый образ жизни неизменно связывают с удовлетворением базовых человеческих потребностей. У различных личностей при одинаковом наборе базовых потребностей свой собственный способ их удовлетворения, во многом обусловленный воспитанием. Каждый человек строит свою индивидуальную систему потребностей и в соответствии с иерархией в ней распределяет время, силы, жизненные ресурсы между различными видами деятельности. Разные способы удовлетворения потребностей и индивидуальность
систем потребностей обусловливают различные жизненные стили [3, 4]. Следовательно, здоровый стиль жизни предполагает, во-первых, такую систему индивидуальных потребностей, которая благоприятствует развитию данной личности, и, во-вторых, оптимальные способы реализации этих потребностей.
Здоровый стиль жизни только тогда отвечает своему определению, когда имеются условия для удовлетворения не только дефицитарных потребностей, но и потребности в самоактуализации. Из этого следует, что здоровый стиль жизни есть продукт самостоятельного поиска, индивидуального смыслотворчества, личностной эволюции.
Таким образом, разграничение понятий «здоровый стиль жизни» и «здоровый образ жизни» позволяет согласовать «норму» и «вариативность», «индивидуальность» и «заданность», определить ту грань, что разделяет разумное, оправданное, целесообразное для одного и при этом является нецелесообразным для другого.
В контексте вышеизложенного правомерно определить здоровый стиль жизни как личностное новообразование, продукт духовных и физических усилий человека, целостная система жизненных проявлений личности, способствующая гармонизации своей индивидуальности с условиями жизнедеятельности и являющаяся средством самоактуализации личности в жизнедеятельности.
В процессе образования предусмотрены образовательные уроки валеологии и физической культуры, занятия по спортивному интересу в режиме дня студентов. Эти занятия направлены на решение следующих задач:
1. Овладеть теоретическими знаниями по формированию здорового стиля жизни.
2. Приобрести основы знаний, умений, навыков по физической самоподготовке и самооздо-ровлению.
3. Способствовать оздоровлению и закаливанию организма в изменяющихся условиях окружающей среды, а также развитию и укреплению сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной функции организма и опорно-двигательного аппарата.
4. Стимулировать развитие образного и логи-
Никифорова С.А.
Формирование здорового стиля жизни студенток университета 8 процессе физического воспитания
ческого мышления, памяти, творчества, пространственной ориентировки.
5. Содействовать развитию и воспитанию самостоятельности, самоопределения, самодисциплины, целеустремленности, инициативы, взаимовыручки, волевых качеств и выносливости.
Основной целью системы образования на современном этапе становится не передача суммы знаний, умений и навыков, а творческое развитие учащихся, их способности к самообразованию и физическое развитие в течение всей жизни.
Структура программы по физическому воспитанию и распределение часов спецкурса по темам и видам работ студенток, занимающихся аэробикой представлены в таблице.
Ценностный подход к изучению педагогических явлений и процессов позволяет высветить внутреннюю сторону взаимосвязи личности и общества, увидеть личностный аспект ориентации учащихся на жизненные ценности. Изучение ценностных ориентаций студенток 1-3 курсов университета позволяет заключить, что наиболее значимыми ценностями у девушек являются: счастливая семейная жизнь, здоровье, наличие верных друзей.
Анализ результатов анкетного опроса студенток позволил выявить наиболее значимые факторы, отрицательно влияющие на здоровье: экологическая обстановка, стрессовые ситуации, наследственность, курение.
Локус контроля у респондентов в основном направлен на внешние факторы и окружающую среду, т. е. ответственность за сохранение здоровья учащиеся на себя не принимают. Среди студенток 1-3 курсов университета был проведён анкетный опрос.
На вопрос «Как вы оцениваете своё здоро-
вье?» были получены следующие варианты ответов: 37 % респондентов ответили, что здоровье отличное, никогда не болею; 48 % оценили своё здоровье как хорошее; 18,5 % затруднились оценить своё здоровье; 16,4 % оценили здоровье как неудовлетворительное.
На вопрос «Как вы считаете, необходимы ли вам дополнительные занятия по физической культуре?» респонденты ответили: в этом нет необходимости, я загружен (а) учёбой - 8,6 %; большой необходимости нет, я сам (а) двигаюсь - 27,2 %; затруднились ответить - 9,9 %; посчитали необходимыми дополнительные занятия - 53,1 %.
Потребность в построении педагогической технологии актуализации физического самовоспи-
тания студенческой молодёжи задается обозначившимися тенденциями гуманизации, дифференциации, экологичности социальных процессов, возвышающими функцию воспитания в структуре образовательных процессов и вызывающими необходимость нового прочтения понятия об образовании как синтезе процессов обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации индивида.
Модель физического самовоспитания учащегося является моделью психолого-педагогического взаимодействия педагога и студента; она построена на идее актуализации, определяемой отношением перехода принципиальной возможности самовоспитания в действительность физического самовоспитания учащегося - в мотивированный, индивидуализированный и саморегулируемый процесс физического самоопределения, саморазвития, са~ м осовершенствования.
Структурными компонентами организационно-педагогических условий формирования и со-
Распределение часов спецкурса (экспериментальная программа) по темам и видам работ студенток, занимающихся аэробикой
№ Разделы программы Общее количество часов
1 Теоретическая часть: 32
- лекции по анатомии, физиологии, педагогике и психологии 16
- лекции по теории и методике физического воспитания 16
2 Базовая часть: - практические занятия 64
- учебная практика 16
- учебно-исследовательская работа 32
- семинары, консультации 32
о Зачёты, защита реферата 8
Всего: 216
4 Самостоятельная работа 72
Итого: 288
Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 12
125
Проблемы двигательной активности и спорта
хранения здоровья и физического самовоспитания студентов выступают:
- формирование мотивов физического самовоспитания; освоения валеологических знаний, умений и навыков здорового стиля жизни; поддержания и развития физических кондиций;
- содержание учебно-тренировочных занятий по развитию и саморазвитию физической подготовленности, содержание пропагандистко-просве-тительской работы по формированию личностно-значимых ценностей здорового образа жизни;
- деятельность педагога по стимулированию саморазвития физической культуры личности;
- деятельность учащихся по саморазвитию и самоконтролю физической подготовки;
- педагогические средства (учебно-тренировочные упражнения, творческие задания, технические средства поддержания здоровья и развития физической кондиции);
- качество учебно-методического обеспечения, включающего в себя индивидуальные программы, учебные пособия, методические рекомендации.
Литература
1. Амосов, Н.М. Физическая активность и сердце / Н.М. Амосов. - Киев: Здоров'я, - 1975. -254 с.
2. Быков, B.C. Физическое воспитание студентов: учебное пособие / B.C. Быков. - 3-е изд. -Челябинск: ЮУрГУ, 2005. - 108 с.
3. Исаев. А.П. Современные аспекты самоорганизации функциональных систем человека / А.П. Исаев // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение физкультуры и спорта». -2003. -Ns 5(6).-С. 77-85.
4. Сериков, С.Г. Образование и развитие человека / С.Г. Сериков. - М.. Мнемозина, 2002. -416 с.
5. Трещёва, О.Л. Формирование культуры здоровья в условиях современного образования: монография / О.Л. Трещёва. - Омск: СибГАФК, 2002. - 268 с.
6. Фомин. H.A. Физиологические основы двигательной активности I H.A. Фомин, Ю.Н. Вавилов. -М.. 1991.-224 с.