Научная статья на тему 'Формирование здорового образа жизни в рамках государственной политики в сфере здравоохранения: российская практика'

Формирование здорового образа жизни в рамках государственной политики в сфере здравоохранения: российская практика Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
73
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровье / здоровый образ жизни / государственная политика / демография / борьба с зависимостями

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гооге Ольга Анатольевна, Храмцова Оксана Михайловна

В статье рассматривается влияние различных факторов на здоровье человека, составляющие образа жизни и основные мероприятия по формированию здорового образа жизни у населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гооге Ольга Анатольевна, Храмцова Оксана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование здорового образа жизни в рамках государственной политики в сфере здравоохранения: российская практика»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

УДК 354

Формирование здорового образа жизни в рамках государственной политики в сфере здравоохранения: российская практика

Гооге Ольга Анатольевна, Храмцова Оксана Михайловна

В статье рассматривается влияние различных факторов на здоровье человека, составляющие образа жизни и основные мероприятия по формированию здорового образа жизни у населения.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, государственная политика, демография, борьба с зависимостями.

Вопросу формирования здорового образа жизни (далее - ЗОЖ) в последнее время уделяется пристальное внимание. Общероссийские показатели смертности диктуют потребность в корректировке мер, ориентированных на увеличение продолжительности жизни граждан и улучшение ее качества. С этой целью в Российской Федерации региональными министерствами, а также учреждениями здравоохранения, образования, спорта реализуются профилактические мероприятия, основная цель которых - предотвращение заболеваний.

Понятие «здоровый образ жизни» вошло в повседневный обиход в последние десятилетия. Чаще всего его связывают с правильным питанием, занятиями физической культурой и спортом. Однако понятие «здоровый образ жизни» значительно шире. Прежде всего, дадим ему определение. Здоровый образ жизни - это мышление и система ценностей, формирующая правильное поведение человека, раскрываемое в повседневных привычках, ориентированных на укрепление здоровья [4].

Ошибочно полагать, что здоровье индивида зависит лишь от качества медицинской помощи. Залог крепкого здоровья кроется преимущественно в образе жизни человека [4]. Именно образ жизни: питание, физическая активность, психологическое состояние, здоровый сон и др. факторы оказывают максимальное влияние на самочувствие человека.

Образ жизни ^^^^ 10

Наследственность 20

Экология ^■ 20

Здравоохранение

50

Рисунок 1 - Факторы, влияющие на здоровье человека, %

Можно выделить несколько основных компонентов здорового образа жизни. Среди них: режим дня; полноценный сон; занятие физической культурой и спортом; правильное питание; отказ от вредных привычек (табакокурение, наркотики, алкоголь) [2, С. 43].

Особенная роль государством отводится последним трем составляющим, поскольку именно проблемы в этих областях оказывают наиболее пагубное воздействие на организм человека [3, С. 51].

Ниже обратимся к анализу опыта регионов Российской Федерации по формированию навыков здорового образа жизни. В рамках национального проекта «Демография» утверждена федеральная программа «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» (укрепление общественного здоровья). Территориальные Управления Роспотребнадзора проводят мероприятия, позволяющие населению получать компетентную информацию о правильном рационе, пищевом поведении, составе и качестве продуктов питания, их пользе и вреде и т.д.

В ходе реализации проекта специалисты санитарной службы осуществляют отбор пищевой продукции (мучные, молочные изделия, овощи, фрукты и др.) для проверки их качества. На базе учебно-консультационных центров организуются для всех желающих лекции и семинары по вопросам правильного питания.

Федеральной службой Роспотребнадзора организована платформа (здоровоепитание.рф), посвященная вопросам правильного питания. Данный ресурс содержит лекции, научно-публицистические статьи, данные опросов и рейтингов, экспертные оценки и методические рекомендации. Создание подобной практики значительно облегчает поиск нужной информации, позволяя получать любые ответы на интересующие вопросы по теме в одном месте.

Интересен опыт популяризации здорового питания среди детей. Так, на сайте представлены мультипликационные фильмы «Мимимишки», в которых на доступном для детей языке объяснены базовые принципы правильного питания. Для ребят старшего возраста анимационная серия «Ванечка» также повествует о нормах и значимости правильного питания.

Мониторинг школьного питания позволил Федеральной службе Роспотребнадзора разработать Рекомендации по организации питания для обучающихся общеобразовательных организаций.

Вместе с тем анализ информационных материалов, публикаций и нормативно-правовых актов показывает, что в вопросах пропаганды правильного пищевого поведения принимают участие также министерства (комитеты) образования и науки, физической культуры и спорта, туризма. Так, в рамках регионального проекта Пензенской области «Питаемся правильно» навыки правильного питания прививаются школьникам в общеобразовательных учреждениях. Похожий проект, зарегистрированный в Ярославской области, - «Разговор о правильном питании», также осуществляет школа.

Министерством здравоохранения Российской Федерации в рамках национального проекта «Демография» инициировано создание сайта о здоровом образе жизни в целом [5], где содержится информация не только о правильном питании, но и об отказе от вредных привычек, что особенно актуально в последние годы. Так, 31 мая ежегодно россияне отмечают Всемирный день без табака. Жители столицы в этот день безвозмездно могли в некоторых МФЦ города определить концентрацию оксида углерода на выдохе, прослушать лекции психиатров и наркологов и др. Департаментом здравоохранения Москвы была организована школа отказа от курения, участниками которой мог стать любой желающий. В Санкт-Петербурге действует телефонная консультационная линия помощи гражданам в отказе от употребления табака.

Активная пропаганда отказа от табака, алкоголя и наркотиков сегодня осуществляется преимущественно в интернет-пространстве. На молодежных форумах, в социальных сетях силами заинтересованных служб проводятся разъяснительные беседы. Региональными министерствами здравоохранения подготовлены социальные рекламные ролики и билборды, посвященные отказу от зависимостей.

Эффективной формой борьбы с зависимостями являются марафоны (трезвости, без алкоголя, без наркотиков). Они особенно актуальны в крупных городах, где риски встречи знакомых минимальны. Зачастую такие формы общения проводятся онлайн, хотя существуют встречи с личным участием. Подобные мероприятия организуются для разных категорий населения. В частности, в г. Саратове такой марафон проводится на базе спортивной школы и в большей степени ориентирован на подростков, особо подверженных в силу возрастной специфики негативным воздействиям социальной среды.

Одна из ключевых задач при борьбе с зависимостью - переключение внимания с пагубной привычки на общественно и индивидуально полезное действие, коим, в том числе, является спорт. И в этом направлении государственные органы власти также осуществляют действенные шаги. В рамках федерального проекта «Спорт - норма жизни» проводятся массовые лыжные забеги («Лыжня России») и кроссы («Кросс нации»). Так, например, в г. Барнауле «Кросс нации» приурочен ко Дню города, и поэтому он проходит в атмосфере праздника. Забеги проходят на разные дистанции, что позволяет привлечь людей с разными спортивными предпочтениями.

В рамках федерального проекта «Демография» осуществляется строительство новых спортивных объектов, в том числе уличных площадок, возводимых с целью создания общедоступного спорта.

Таким образом, можно констатировать явную заинтересованность государства в здоровом поколении. Существование нацпроекта «Демография» и федеральных проектов, разработанных на его основе, показывает направленность социальной политики Российской Федерации на формирование здорового образа жизни. Однако, как мы видим, основная заслуга по популяризации ЗОЖ лежит на исполнительных органах власти и общеобразовательных учреждениях. Роль медицинских организа-

ций в решении данного вопроса незначительна. Хотя, как показывает опыт медико-социологического анализа, проведенного И.В. Богданом, именно медицинские учреждения должны являться основным источником знаний о здоровом образе жизни, поскольку в сознании человека врач - наиболее компетентный представитель в вопросах сохранения здоровья [1, С. 191]. Люди желают получать информацию о здоровом образе жизни не только из рекламных роликов, а в большей степени от своего врача.

Библиографический список

1. Богдан И.В., Гурылина М.В., Чистякова Д.П. Методы распространения здорового образа жизни медицинскими работниками: опыт медико-социологического анализа // Вестник НГУЭУ - 2018. - № 4. - С. 188-198.

2. Плещев А.М. Главные составляющие здорового образа жизни // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2018. - № 2. - С. 39-43.

3. Хоркина Н.А. Опыт российских регионов по формированию здорового образа жизни // Региональная экономика: теория и практика. - 2017. - № 6. - С. 50-56.

4. Всемирная организация здравоохранения: официальный сайт. - URL: http://www.who/int.ru.

5. Портал о здоровом образе жизни: официальный ресурс Министерства здравоохранения Российской Федерации. - URL: www.takzdorovo.ru.

УДК 332.1 (571.150)

Об особенностях регламентирования и организации местного самоуправления в районах городского округа - города Барнаула Алтайского края

Лякишева Валентина Григорьевна, Капустян Лариса Анатольевна, Вершинина Ирина Андреевна

Авторами рассмотрены правовые и организационные основы деятельности районной в городе администрации. Отмечена необходимость выбора оптимальной структуры органов управления муниципальным образованием, кадрового обеспечения местного самоуправления. Сделан акцент на необходимости эффективного взаимодействия органов власти и местного сообщества в решении вопросов местного значения с учетом исторических традиций и особенностей места проживания в современных условиях.

Ключевые слова: местное самоуправление, районы городского округа, районная в городе администрация, Барнаул.

В Конституции Российской Федерации, в главе УШ, посвященной местному самоуправлению, а также в главе I Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131) определено, что местное самоуправление (далее - МСУ) в России осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций [1, 2]. На данный момент законодательством определено восемь видов муниципальных образований, одним из них является городской округ. Тема особенностей муниципального управления данными конкретными территориями довольно актуальна и представляет интерес для исследования.

В нашей стране по состоянию на 01.01.2022 по данным Росстата, функционирует 19 675 муниципальных образований, в том числе 608 городских округов. В Алтайском крае функционирует 10 городских округов, при общем числе муниципальных образований - 708 [3]. Организация МСУ в них может отличаться как историческими, территориальными, финансовыми основами, так и структурой органов муниципального управления. Значительное влияние на развитие территории могут оказывать и особенности взаимодействия органов власти и местного сообщества каждого конкретного муниципального образования.

В сферу наших научных интересов входит исследование хода муниципальных реформ в России и влияние этого процесса на развитие территории, поэтому данную тему мы уже отмечали в ряде публикаций [4, 5]. Новеллы законодательства 2014 г. по созданию городских округов с внутригородскими районами, являющимися муниципальными образованиями, реализовали лишь четыре

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.