СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
УДК 614:338
ОПЫТ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Н. А. ХОРКИНА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры государственного управления и экономики общественного сектора E-mail: khorkina@hse. ru Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Проведен анализ опыта российских регионов по пропаганде здорового образа жизни. Особое внимание уделено реализации комплексных региональных программ, способствующих формированию у населения стремления к здоровому образу жизни, отказу от вредных привычек, профилактике болезней. Отмечено, что реализация подобных программ является достаточно действенной мерой, а передовой региональный опыт ценен повторением в других субъектах Федерации.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, региональные инициативы, здоровые города, профилактика табакокурения, антиалкогольные мероприятия.
В последнее время все цивилизованные страны мира уделяют повышенное внимание формированию здорового образа жизни, борьбе с употреблением вредных веществ, причем значительная часть финансовых ресурсов направляется на решение именно данных проблем. Пропаганда здорового образа жизни среди населения - одно из приоритетных направлений государственной политики современной России.
Проанализируем ряд наиболее масштабных региональных инициатив последних лет, направленных на пропаганду здорового образа жизни, финансирование которых осуществлялось как с использованием
собственных ресурсов субъектов РФ, так и с привлечением дополнительных финансовых средств.
Программа «Здоровые города». Одной из комплексных и масштабных программ, направленных на разработку и внедрение мер по формированию здорового образа жизни в регионах, является проект «Здоровые города» [15].
Проект был предложен Европейским региональным бюро (ЕРБ) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1980-е гг. В 1987 г. появилась первая сеть «Здоровых городов», в которую вошло 11 муниципальных образований. География проекта постоянно расширяется. Основная его задача—разработка подходов для внедрения комплексной стратегии «Здоровье для всех» на уровне города [14].
В 1996 г. была создана российская сеть «Здоровые города, районы и поселки». К настоящему времени более 100 российских городов в той или иной степени начали внедрение основных концепций программы. Ряд городов были официально присоединены к сети ЕРБ ВОЗ и получили свидетельства об аккредитации: Великий Устюг, Ижевск, Новосибирск, Новочебоксарск, Самара, Ставрополь, Ступино, Чебоксары, Череповец.
Работа в рамках программы «Здоровый город» осуществляется по следующим основным направлениям:
1) профилактика заболеваний;
2) пропаганда здорового образа жизни;
3) сохранение и укрепление здоровья детей и подростков;
4) здоровье на рабочем месте;
5) улучшение качества жизни и здоровья пожилых людей;
6) адаптация инвалидов трудоспособного возраста;
7) здоровое городское планирование [14].
На сегодняшний день российскими городами-участниками реализуется целый комплекс специальных мероприятий. В качестве примера рассмотрим инициативы в рамках направления по формированию здорового образа жизни в Ижевске и Череповце.
Ижевск стал первым российским городом, получившим в 2000 г. аккредитацию в европейской сети «Здоровых городов» ВОЗ. За период участия в программе в Ижевске реализованы и отработаны механизмы вовлечения жителей города в мероприятия по воспитанию культуры здоровья и пропаганде здорового образа жизни. В рамках проекта регулярно проводятся различные мероприятия, участие в которых принимают значительное число
школьников и их родителей, студентов, пожилых людей, представителей общественных организаций, медиков, ученых, журналистов. Так, в 2010 г. число участников городского фестиваля здоровья составило почти 80 тыс. чел., в школах здоровья прошли обучение более 20 тыс. чел. В проекте «Мы выбираем жизнь — молодежь против ВИЧ/СПИДа» приняли участие около 50 тыс. молодых людей. В целом в проводимых акциях и массовых профилактических мероприятиях было задействовано более 90 тыс. чел. [12]. В настоящее время в городе в рамках проекта реализуется долгосрочная целевая программа «Здоровье города — здоровье ижевчан» (табл. 1).
Большой опыт проведения результативных мероприятий накоплен в Череповце, ставшем членом Европейской сети ВОЗ «Здоровые города» в 2006 г. Количество жителей города - участников мероприятий программы ежегодно растет и к 2015 г. должно достичь 167,6 тыс. чел. Так, число учащихся, принимающих участие в школьных мероприятиях в рамках антитабачной компании, ежегодно увеличивается в 2 раза. Количество участников акции «Брось курить и выиграй» за четыре года возросло в 2 раза и в 2009 г. превысило 700 чел. [14]. В 2011 г.
Таблица 1
Инициативы городов - участников проекта «Здоровые города» [4; 12]
Программа Мероприятия и формы работы Планируемые результаты Финансирование
Долгосрочная целевая программа развития общественного здоровья города Ижевска «Здоровье города — здоровье ижевчан» на 2011—2014 годы 1) Проведение акций, конкурсов, фестивалей, других новых форм работы с населением; 2) поддержка и развитие школ здоровья; 3) проведение обучающих семинаров, тренингов, конференций; 4) информационное сопровождение мероприятий, публикации в средствах массовой информации и сети Интернет; 5) разработка социальных проектов и программ укрепления здоровья 1) Продолжится межведомственная деятельность по укреплению здоровья, формированию здорового образа жизни, профилактике заболеваний; 2) будут внедрены современные социальные технологии в области общественного здоровья и приоритеты проекта «Здоровые города» ВОЗ в отношении равенства в вопросах здоровья; 3) повысится уровень информированности и грамотности разных категорий населения по вопросам здорового образа жизни и профилактики заболеваний; 4) будут формироваться новые поведенческие стереотипы в отношении здорового образа жизни и устойчивые навыки здорового питания, физической активности, активного отдыха; 5) улучшатся показатели здоровья населения Общие затраты на реализацию программы — 76 060 тыс. руб., из них: • средства бюджета города: 66 294 тыс. руб.; • средства отрасли (здравоохранения, образования, культуры): 9 306 тыс. руб.; • внебюджетные средства: 460 тыс. руб.
Окончание табл. 1
Программа Мероприятия и формы работы Планируемые результаты Финансирование
Долгосрочная целевая программа «Здоровый город» на 2009-2015 годы 1) Организация социальной рекламы, тематических акций, конкурсов, выставок, культурно-массовых и спортивных мероприятий; 2) регулярное размещение агитационных материалов на городском Интернет-сайте «Здоровый город»; 3) проведение конкурса-акции рисунков «Какого будущего ты не хочешь?» и общегородских мероприятий: «Скажи наркотикам «НЕТ», «Мел судьбы», гала-концерта «Молодежь Череповца против наркотиков» и др.; 4) организация в школах соревнований классов, свободных от курения; 5) проведение акций, направленных на профилактику заболеваемости СПИДом; 6) реализация концепции социальной рекламы по профилактике употребления алкоголя 1) Будут сформированы новые системы межведомственных взаимоотношений, межведомственные целевые программы, направленные на повышение уровня здоровья населения; 2) улучшится демографическая ситуация и показатели здоровья населения; 3) будет создана работающая система мониторинга уровня здоровья населения; 4) будет разработана система информирования населения о факторах риска и профилактике заболеваний Программа реализуется за счет средств городского бюджета в объеме 59 072,8 тыс. руб. В соответствии с действующим законодательством в установленном порядке для финансирования Программы могут быть привлечены средства из иных источников
городская целевая программа «Здоровый город» продлена до 2015 г.
Таким образом, проект «Здоровые города» является действенным механизмом, позволяющим в условиях ограниченных финансовых ресурсов ко -ординировать усилия соответствующих городских служб и структур и направлять их на реализацию комплексных социальных программ по повышению качества жизни населения.
В качестве примера широкомасштабной инициативы, направленной на борьбу с курением, рассмотрим опыт г. Сочи, реализующего специальную целевую программу, призванную сократить потребление табачных изделий в регионе.
Профилактика табакокурения в г. Сочи. В соответствии с постановлением Администрации г. Сочи от 29.01.2010 была утверждена городская целевая программа «Профилактика табакокурения в г. Сочи» на 2010-2012 гг. [11].
Основные цели, заложенные в программе: обеспечение условий для снижения уровня табакокурения посредством реализации мер, направленных на профилактику табакокурения, формирование здорового образа жизни населения, способствующего
духовному, физическому благополучию граждан и социально-экономическому развитию г. Сочи.
Общий объем финансирования программы составил 3 млн 790 тыс. руб., в том числе из бюджета Сочи — 2,5 млн руб. Кроме того, проект финансируется с привлечением средств из других источников в объеме 1 млн 290 тыс. руб.
Мероприятия программы разделены на три подпрограммы, в рамках каждой из которых предусмотрено проведение ряда специальных мероприятий:
• во-первых, формирование единой информационной стратегии при освещении вопросов, связанных с проблемами табакокурения;
• во-вторых, создание системы мотивирования населения и гостей города к ведению здорового образа жизни, вовлечению в деятельность по профилактике и контролю за табакокурением;
• в-третьих, формирование системы психолого-медицинской поддержки и профилактики табакокурения.
Программой предполагается, что реализация мероприятий проекта в регионе будет способствовать увеличению:
1) доли подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет, принимающих участие в профилактических мероприятиях (до 20 % в 2012 г.);
2) количества новостных сюжетов, материалов, статей в СМИ, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику табакокурения в общем числе материалов местных СМИ (до 10 в год);
3) числа инициативных групп, действующих в области контроля за табакокурением (до 11 в 2012 г.);
4) количества общественных организаций, вовлеченных в деятельность по формированию здорового образа жизни населения города, профилактике табакокурения (до 4 в 2012 г.);
5) численности хозяйствующих субъектов г. Сочи, осуществляющих меры по ограничению табакокурения;
6) количества социальных проектов и программ, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику табакокурения (до 7 в год).
В качестве примера региональных инициатив, направленных на снижение потребления алкоголя, рассмотрим меры субъектов РФ по ограничению времени и мест продажи спиртных напитков.
Региональные ограничения на продажу алкоголя. Почти 15 лет назад Правительство РФ начало вводить меры по ограничению физической доступности спиртных напитков. Так, 01.07.1997 г. на федеральном уровне был введен запрет на торговлю алкоголем крепостью более 12 градусов в ларьках, киосках и палатках [6]. С 2005 г. регионы получили право на введение самостоятельных ограничений на продажу спиртного [5]. Предоставленной возможностью воспользовались многие субъекты РФ, установив региональные правила в отношении розничных продаж алкоголя.
Достаточно жесткие нормы на ограничение продаж алкогольной продукции действуют в Москве, где с ноября 1998 г. был введен запрет на продажу любого алкоголя, кроме пива, на рынках, а с лета 2002 г. запрещена продажа спиртных напитков на городских пляжах. С 01.01.2006 в Москве вступил в силу запрет на продажу алкогольных напитков крепче 15 градусов с 23.00 до 8.00., а с 01.09.2010 время запрета было продлено с 22.00 до 10.00 [13].
Аналогичные временные ограничения с 01.02.2009 были введены в Костромской области, а с 22.10.2011 года — в Удмуртии [8; 16].
Федеральные рамки запрета на продажу спиртных напитков осенью 2011 г. законодательно расширили и в Ленинградской области. Соответствующий закон был подписан 10.11.2011. Теперь алкоголь в регионе нельзя купить с 22.00 до 9.00 [9].
Депутаты Думы Чукотского автономного округа воспользовались правом региона на самостоятельное введение дополнительных ограничений продажи спиртных напитков и в сентябре 2011 г. утвердили порядок введения полного запрета на продажу алкоголя в отдельных населенных пунктах округа. Такое ограничение было принято в связи с массовой алкоголизацией населения. Потребление алкоголя в округе составляет 19 л на человека в год, что почти на 2 л превышает среднероссийский показатель [2].
Одной из первых бороться с потреблением алкоголя стала Московская область, в которой несколько лет назад был введен запрет на продажу алкоголя в магазинах с 23.00 до 8.00 [7]. С 02.05.2010 в Московской области начал действовать закон, запрещающий в регионе продажу алкогольной продукции крепостью более 15 град. с 21.00 до 11.00 [10]. С 01.07.2012 на территории региона вступит в силу запрет на продажу алкогольной продукции в нестационарных торговых и складских помещениях. Запрет будет распространяться на все алкогольные напитки, включая пиво, к которому с июля 2012 г. будут предъявляться те же требования, что и к другой алкогольной продукции. Продажа пива будет запрещена во всех палатках и киосках Подмосковья. А с 2013 г. запрет на продажу всех видов пива в киосках и ночную продажу пива в магазинах будет введен и на территории всей страны [17].
Введение ограничительных мер в отношении физической доступности спиртных напитков зарубежные и отечественные эксперты относят к одной из наиболее эффективных мер, способствующих как сокращению потребления спиртного среди населения, так и снижению вызванных алкоголем проблем [18, 19]. По оценкам специалистов, после установления запрета на ночные продажи спиртной продукции в Москве уровень преступности в городе снизился на 23 % [3].
Помимо инициатив, отмеченных ранее, в ряде российских регионов предпринимались дополнительные меры в рамках программы по формированию здорового образа жизни. Большое количество интересных инициатив подобного рода было представлено на конкурс «Здоровая Россия» осенью 2011 г. Рассмотрим их более подробно.
Региональные проекты—участники конкурса «Здоровая Россия». С целью пропаганды здорового образа жизни среди населения Минздравсоцраз-вития России начиная с 2009 г. осуществляет реализацию программы «Здоровая Россия». В рамках мероприятий программы в 2011 г. был проведен Всероссийский конкурс проектов по здоровому образу жизни «Здоровая Россия». Его основная задача — поиск наиболее интересных региональных инициатив, направленных на пропаганду здорового образа жизни с последующим распространением передового опыта субъектов РФ и инициирования новых мероприятий в этой области [1].
Общими целями большинства проектов, представленных на конкурс, стали:
Региональные проекты, представленн
• продвижение навыков по ведению здорового образа жизни;
• профилактика и раннее выявление социально значимых заболеваний;
• стимулирование молодежи к отказу от пагубных привычек, в том числе от табакокурения, потребления алкоголя и наркотиков;
• повышение доступности медицинской помощи.
Из представленных проектов выделим наиболее значимые региональные программы, направленные на формирование здорового образа жизни, в том числе на борьбу с курением и потреблением алкоголя, и ставшие победителями в соответствующих номинациях (табл. 2).
Таблица 2
: на конкурс «Здоровая Россия» в 2011 г. [1]
Проект Организатор и сроки проекта Мероприятие и его результативность Финансирование
«Тихий Дон — здоровье в каждый дом» (проект — победитель в номинации «Лучший региональный проект») Министерство здравоохранения Ростовской области (начало: 31.08.2010) 1. Регулярная просветительская работа медиков на площадках здоровья в парках, домах культуры, дворцах бракосочетания, детских лагерях, школах, детских садах сделала доступными для разных возрастных и социальных групп населения консультации по оздоровлению, подняла уровень просвещенности населения и заинтересованности в конкретных действиях по сбережению здоровья. 2. Творческий конкурс журналистских работ по определению моделей формирования здоровой среды и улучшению взаимопонимания медиков и журналистов выявил оригинальные подходы к формированию здоровой среды, а также послужил стимулом к дальнейшему сотрудничеству медицинских работников с журналистами Проект реализован без привлечения дополнительных бюджетных средств
«Сочи — город, свободный от курения» (проект — победитель в номинации «Лучший молодежный проект») Администрация города Сочи - управление молодежной политики (начало: 01.01.2010) В ходе реализации проекта: 1) введен запрет на курение на городских пляжах; 2) осуществлено размещение табличек «Курение в общественных местах запрещено», а также социальных баннеров антитабачной направленности на автобусных остановках, заборах; 3) организовано более 300 мероприятий в молодежной среде, имеющих своей целью отказ от курения и пропаганду здорового образа жизни; 4) проведен молодежный городской форум «Сочи — город, свободный от курения» с участием более 1 000 чел.; 5) организовано проведение еженедельного театрализованного антитабачного шествия с участием от 20 до 100 чел.; 6) осуществляется регулярное освещение в средствах массовой информации сюжетов и публикаций о вреде курения и пропаганде здорового образа жизни; 7) собрано более 70 тыс. подписей под Хартией жителей Сочи «Сочи — город без табака» 1. Средства городской целевой программы «Профилактика табакокурения в городе Сочи» на 2010-2012 гг: 3 млн 790 тыс. руб. 2. Привлеченный грант - 400 тыс. руб.
Окончание табл. 2
Проект Организатор и сроки проекта Мероприятие и его результативность Финансирование
«Здорово живешь -молодежь!» (проект-победитель в номинации «Лучший сельский проект») Отдел культуры, физкультуры, спорта и молодежных программ управления социального развития Слободского района Кировской области (начало: 01.02.2010) В ходе реализации проекта: 1) распространена информация о возможности использования новых форм и методов работы с молодежью по пропаганде здорового образа жизни в 17 учреждениях образования, 10 детских садах, 23 библиотеках, советах молодежи; 2) к участию в проекте привлечено 25 команд подростков, молодежи, семей с целью формирования общего интереса у молодого населения к здоровому образу жизни; 3) более 100 участников молодежных команд и семейных объединений стали организаторами соответствующих мероприятий; 4) проведено более 100 комплексных акций, направленных на формирование здорового образа жизни в 14 поселениях района; 5) увеличено в 2 раза количество волонтеров; 6) число участников районных мероприятий возросло на 25 % 1. Средства районного бюджета в рамках программы «Развитие государственной молодежной политики в Слободском районе на 2010-2012 годы» -45 тыс. руб. 2. Средства гранта управления по делам молодежи Кировской области - 56 тыс. руб.
Несмотря на небольшой срок реализации большинства проектов, представленных на конкурс, их разработчики уже сейчас отмечают положительное воздействие проводимых мероприятий на формирование у населения осознанного отношения к своему здоровью, а также мотивации к отказу от табакокурения, употребления алкоголя, наркотиков и других форм рискованного поведения [1].
Таким образом, приведенные примеры региональных инициатив, направленных на формирование здорового образа жизни, свидетельствуют о том, что реализация подобных программ является достаточно действенной мерой, способствующей формированию у населения стремления к здоровому образу жизни, отказу от вредных привычек, профилактике болезней. Финансирование проектов может осуществляться как с использованием собственных средств регионов, так и с привлечением дополнительных финансовых ресурсов (в том числе за счет спонсорской помощи и специальных субсидий и грантов). При этом, как показал анализ действующих региональных программ, некоторые из них были внедрены без значительных финансовых затрат, в то же время с достаточно высокой степенью результативности. Положительный опыт рассмотренных регионов может быть использован другими субъектами РФ при разработке комплекса мер по формированию здорового образа жизни и сокращению потребления алкоголя и табака. От
того, насколько целенаправленно и эффективно будет организована работа в этом направлении, зависит как здоровье нации, так и, в конечном итоге, экономический потенциал страны.
Список литературы
1. Всероссийский конкурс проектов по здоровому образу жизни «Здоровая Россия». URL: http://zdravo-russia. ru/projects.
2. Голубко О. На Чукотке принят полный запрет на продажу алкоголя. URL: http://ufa. kp. ru/online/news/984643.
3. Ночной запрет на продажу спиртного оказался действенным только на бумаге / М. Морозова, А. Семенова, Е. Смирнова, Ю. Чернухина. URL: http://www. newizv. ru/society/2011-08-23/149944-krepost-ne-vzjata. html.
4. О внесении изменений в постановление мэра города от 15.10.2008 № 3545: постановление мэрии города Череповца от 13.10.2011 № 4233.
5. О внесении изменений в Федеральный закон РФ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной
и спиртосодержащей продукции»: Федеральный закон от 21.07.2005 № 102-Ф3.
6. О дополнительных мерах по предотвращению незаконного производства и оборота спирта этилового и алкогольной продукции: Указ Президента РФ от 30.04.1997 № 442.
7. О мерах по выполнению законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции: постановление Правительства Московской области от 01.06.2006 № 470/21.
8. О регулировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Костромской области: Закон Костромской области от 29.12.2010 № 22-5-ЗКО.
9. Об обеспечении реализации полномочий органов государственной власти Ленинградской области и органов местного самоуправления в сфере регулирования оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Ленинградской области: Областной закон Ленинградской области от 10.11.2011 № 88-ОЗ.
10. Об ограничении времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции на территории Московской области: Закон Московской области от 14.04.2010 № 36/2010-ОЗ.
11. Об утверждении городской целевой программы «Профилактика табакокурения в городе Сочи» на 2010—2012 годы: постановление Администрации города Сочи от 29.01.2010 № 70.
12. Об утверждении муниципальной долгосрочной целевой программы развития общественного здоровья города Ижевска «Здоровье города — здоровье ижевчан» на 2011—2014 годы: постановление Администрации города Ижевска от 28.03.2011 № 246.
13. Пирогов И. Как ужесточали правила продажи алкоголя. URL: http://www. kommersant. ru/ online/2011-7-20.
14. Программа «Здоровый город» в Череповце. URL: http://zgorod. ru/article/448.
15. Программа ВОЗ «Здоровые города». URL: http://www. euro. who. int/healthy-cities.
16. Пушина Е. С 22 октября в Удмуртии полностью запретят продажу алкоголя по ночам. URL: http://izh. kp. ru/online/news/995302.
17. Рубин П. На трезвую голову. URL: http:// www. rg. ru/gazeta/rg-centr/2011/10/07.html.
18.Халтурина Д. А. Алкогольная политика: мировой опыт и российские реалии // Наркология. 2007. № 5. С. 10-18.
19. Anderson P., Baumberg B. Alcohol in Europe. London: Institute of Alcohol Studies, 2006.