Научная статья на тему 'К вопросу о разработке программы по пропаганде здорового образа жизни на уровне муниципального образования городской округ Симферополь'

К вопросу о разработке программы по пропаганде здорового образа жизни на уровне муниципального образования городской округ Симферополь Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
353
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПРОПАГАНДА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ / МЕЖСЕКТОРАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА / MUNICIPAL PROGRAM / PROPAGANDA OF A HEALTHY LIFESTYLE / HEALTH CARE / INTERSECTORAL COOPERATION / SOCIAL PROJECTS / SOCIAL ADVERTISEMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Евтюшкин Игорь Владимирович

В статье рассматриваются возможности разработки и принятия программы по формированию здорового образа жизни на уровне муниципального образования городской округ Симферополь. Анализируются теоретический, сравнительный, политико-правовой аспекты решения данного вопроса. Делаются выводы о наличии практической необходимости, правовых и организационных возможностей для разработки Муниципальной программы по пропаганде здорового образа жизни в муниципальном образования городской округ Симферополь. Определяются основные направления, которые должна включать в себя эта программа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF DEVELOPMENT OF THE PROGRAM ON PROPAGANDA OF A HEALTHY LIFESTYLE AT THE LEVEL OF MUNICIPAL ENTITY CITY DISTRICT SIMFEROPOL

The article considers possibilities of developing and adopting of the Program on propaganda of a healthy lifestyle at the level of municipal entity city district Simferopol. The theoretical, comparative, political and legal aspects of solution of this issue are analyzed. Conclusions are drawn about existence of practical necessity, legal and organizational possibilities for the development of the Municipal Program on propaganda of a healthy lifestyle at the level of municipal entity city district Simferopol. Main directions that this program should include are determined

Текст научной работы на тему «К вопросу о разработке программы по пропаганде здорового образа жизни на уровне муниципального образования городской округ Симферополь»

УДК 351.773

Евтюшкин Игорь Владимирович, старший преподаватель кафедры медицинской этики и профессиональных коммуникаций Медицинской академии им. С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» (РФ, г. Симферополь). e-mail: evtyush@mail.ru

К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРОПАГАНДЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА УРОВНЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ

Аннотация: в статье рассматриваются возможности разработки и принятия программы по формированию здорового образа жизни на уровне муниципального образования городской округ Симферополь. Анализируются теоретический, сравнительный, политико-правовой аспекты решения данного вопроса. Делаются выводы о наличии практической необходимости, правовых и организационных возможностей для разработки Муниципальной программы по пропаганде здорового образа жизни в муниципальном образования городской округ Симферополь. Определяются основные направления, которые должна включать в себя эта программа.

Ключевые слова: муниципальная программа, пропаганда здорового образа жизни, охрана здоровья, межсекторальное сотрудничество, социальные проекты, социальная реклама.

TO THE QUESTION OF DEVELOPMENT OF THE PROGRAM ON PROPAGANDA OF A HEALTHY LIFESTYLE AT THE LEVEL OF MUNICIPAL ENTITY CITY DISTRICT SIMFEROPOL

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 6 (17) 2018 Yevtyushkin Iegor Vladimirovich, senior lecturer of the Department of Medical Ethics and Professional Communications of Medical S.I. Georgievsky Academy of Crimean Federal University.

e-mail: evtyush@mail.ru

Annotation: the article considers possibilities of developing and adopting of the Program on propaganda of a healthy lifestyle at the level of municipal entity city district Simferopol. The theoretical, comparative, political and legal aspects of solution of this issue are analyzed. Conclusions are drawn about existence of practical necessity, legal and organizational possibilities for the development of the Municipal Program on propaganda of a healthy lifestyle at the level of municipal entity city district Simferopol. Main directions that this program should include are determined.

Keywords: municipal program, propaganda of a healthy lifestyle, health care, intersectoral cooperation, social projects, social advertisement.

Формирование здорового образа жизни населения официально зафиксировано в качестве приоритета национальной политики России в сфере охраны здоровья.

Программы формирования здорового образа жизни и другие программы, связанные с охраной здоровья населения, являются действенным инструментом реализации государственной политики в данной области.

Наряду с федеральными общегосударственными программами развития здравоохранения, законодательство Российской Федерации предполагает разработку, утверждение и реализацию аналогичных программ на региональном уровне. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» наделяет соответствующими полномочиями органы власти субъектов Российской Федерации (статья 17-я) [14].

Целью настоящей статьи является исследование возможностей разработки и принятия программы по формированию здорового образа жизни на уровне муниципального образования городской округ Симферополь.

В

качестве методологических инструментов в исследовании применялись: метод анализа документов, статистический, сравнительный методы.

В Крыму деятельность органов государственной власти Республики Крым по принятию и финансированию региональных программы охраны и укрепления здоровья населения регламентируется Конституцией Республики Крым от 11 апреля 2014 года. Статья 34-я Конституции Республики Крым предполагает, что в Республике Крым: финансируются региональные программы охраны и укрепления здоровья населения; принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения; поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно -эпидемиологическому благополучию [5].

В Законе Республики Крым от 22 декабря 2016 года «О здравоохранении в Республике Крым» говорится о том, что создание органами местного самоуправления условий для оказания медицинской помощи населению, в частности, предполагает: реализацию на территории муниципального образования мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни в соответствии с законом Республики Крым; информирование населения муниципального образования, в том числе через средства массовой информации, о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории муниципального образования; участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения (ст. 7, п. 1) [4].

В Законе Республики Крым «О статусе столицы Республики Крым» от 24 декабря 2014 года зафиксировано, что программа социально-экономического развития города Симферополя осуществляется в соответствии с мероприятиями государственных программ Республики Крым. В частности, - в соответствии с государственной программой Республики Крым в сфере здравоохранения (ст. 4, п.1) [3].

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 6 (17) 2018

В Уставе муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым от 13 ноября 2014 года к вопросам местного значения для муниципального образования отнесено, в частности: создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории городского округа; обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий городского округа; организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в городском округе (ст. 9, п. 17, 23, 38) [13].

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа обладают полномочиями по принятию и организации выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития городского округа (ст. 11, п.1) [13].

Задача по разработке и реализации мероприятий по формированию здорового образа жизни у жителей г. Симферополя может быть решена на основе принятия соответствующей Муниципальной программы.

Вопрос о разработке программы по формированию здорового образа жизни в муниципальном образования городской округ Симферополь был поднят в ноябре 2015 года на заседании постоянного комитета по вопросам социальной политики Симферопольского городского совета. В результате, было решено создать рабочую группу по разработке соответствующей программы [2]. В силу того, что Управление охраны здоровья Симферопольского городского совета в 2014 году прекратило свою работу, процесс разработки программы столкнулся с рядом трудностей.

Тем не менее, инициатива разработки программы по пропаганде здорового образа жизни в муниципальном образования городской округ Симферополь сохраняет свою актуальность. Администрация г. Симферополя имеет необходимые полномочия по разработке и принятию соответствующей программы.

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 6 (17) 2018

В контексте решения поднятого вопроса можно выделить следующие аспекты:

1. Сравнительный аспект. При формировании Муниципальной программы по пропаганде здорового образа жизни в муниципальном образования городской округ Симферополь необходимо учитывать опыт разработки и принятия подобных программ в других городах, районах, субъектах Российской Федерации. В частности, можно выделить следующие программы:

- Программа по формированию здорового образа жизни у жителей Санкт-Петербурга на 2013-2015 годы [9].

- Муниципальная программа по пропаганде здорового образа жизни в городе Александрове на 2015-2017 годы (Владимирская область) [6].

- Муниципальная программа «Сохранение здоровья и формирование здорового образа жизни населения Завьяловского района на 2015 - 2020 годы» (Удмуртская республика) [12].

- Программы по формированию здорового образа жизни Буинского муниципального района на 2011-2015 годы (Республика Татарстан) [11].

2. Теоретический аспект.

Как конструируемый вид деятельности, здоровый образ жизни должен быть сформирован. При этом необходимо учитывать, что образ жизни человека имеет как личностный, так и социальный компонент. Формирование ЗОЖ на социальном уровне во многом зависит от воздействий, оказываемых на человека на уровне различных социальных институтов - института семьи, института образования, института права, института здравоохранения и др. Государство, как социальный и политический институт, координирующий, направляющий и регулирующий деятельность других социальных институтов, должно управлять процессом формирования здорового образа жизни на социальном уровне и содействовать этому процессу.

Основные направления формирования здоровьесберегающей среды городов были выделены в программе «Здоровый город». Проект формирования

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 6 (17) 2018 сетей «Здоровых городов» был предложен в 1980-е годы Европейским региональным бюро (ЕРБ) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Российская сеть «Здоровые города, районы и поселки» была создана в 1996 году. В настоящее время она объединяет более 100 российских городов. Программа «Здоровый город» реализуется по семи направлениям: 1) профилактика заболеваний; 2) пропаганда здорового образа жизни; 3) сохранение и укрепление здоровья детей и подростков; 4) здоровье на рабочем месте; 5) улучшение качества жизни и здоровья пожилых людей; 6) адаптация инвалидов трудоспособного возраста; 7) здоровое городское планирование [15].

Направление, связанное с пропагандой здорового образа жизни в настоящее время не в полной мере реализуется Министерством здравоохранения Республики Крым. Данный пробел может быть заполнен Муниципальным образованием городской округ Симферополь, которое имеет все необходимые полномочия и условия для пропаганды ЗОЖ.

3. Политико-правовой аспект.

В г. Симферополе, с учетом отсутствия Управления охраны здоровья администрации г. Симферополя, базовыми управлениями, ответственными за разработку Муниципальной программы по пропаганде здорового образа жизни, могут стать Управление молодёжи, спорта и туризма и Департамент труда и социальной защиты населения. Разработка Программы должна осуществляться в тесном взаимодействии с другими структурными подразделениями администрации г. Симферополя: Управлением наружной рекламы и информации, Управлением образования. В части создания условий для оказания медицинской помощи населению на территории г. Симферополя (норма, прописанная в Уставе муниципального образования) соответствующие функции должны быть закреплены за Департаментом труда и социальной защиты населения администрации г. Симферополя. Но, на сегодняшний день за Департаментом труда и социальной защиты населения полномочия, связанные с выполнением этой функции, не закреплены.

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 6 (17) 2018

Здоровый образ жизни - слишком сложная и многоплановая проблема, чтобы она могла быть решена одним ведомством. Поэтому, существует необходимость осуществления политики межсекторального сотрудничества по формированию ЗОЖ.

В рабочую группу по разработке предполагаемой программы целесообразно также включить представителей Минздрава Республики Крым, ГБУЗ РК «Центр медицинской профилактики» и Медицинской академии им. С.И. Георгиевского Крымского федерального университета.

Необходимость более активного межсекторального сотрудничества в сфере пропаганды здорового образа жизни подтверждает, в частности, ситуация с охватом населения Республики Крым диспансеризацией. Так, по данным директора территориального фонда ОМС Республики Крым Андрея Карпеева, в 2017 году план по диспансеризации исполнен в Республике Крым только на 30,9 % [10]. По оценке вице-премьера РК Аллы Пашкуновой, на практике ряд медицинских организаций не включились в работу по диспансеризации населения [10]. Однако, следует принимать во внимание и то обстоятельство, что крымчане в значительной мере не осведомлены о том, что такое диспансеризация, чем она полезна и необходима для них и для членов их семей.

В качестве примера пропаганды диспансеризации с помощью социальной рекламы можно привести проект «Все равно?!». В рамках данного проекта в Петербурге, Москве, Перми, Владивостоке, Челябинске и других городах России устанавливались рекламные щиты, напоминающие жителям России о необходимости прохождения диспансеризации. Этот проект - социальная инициатива одного из операторов наружной рекламы. Данную инициативу поддержал Минздрав РФ [8].

В г. Симферополе у муниципальных властей также есть договоренности с операторами наружной рекламы о том, чтобы резервировать до 10 % рекламных площадей под социальную рекламу. Однако, эти соглашения практически не выполняются. Основной причиной этого, на наш взгляд,

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 6 (17) 2018 является отсутствие программы по пропаганде здорового образа жизни в муниципальном образования городской округ Симферополь.

Примером результативности муниципальной политики в сфере пропаганды здорового образа жизни является, в частности, г. Александров Владимирской области, где принята соответствующая муниципальная программа. В качестве одного из примеров можно привести объявленный местной администрацией конкурс социальной рекламы «Твой взгляд», направленный на борьбу со СПИДом. Конкурс проводился в следующих номинациях: рисунок, плакат, буклет и видеоролик. В конкурсе участвовали школьники и представители студенческой молодежи [1].

Следует отметить, что в г. Симферополе Управлением молодёжи, спорта и туризма реализуется Муниципальная программа «Развитие патриотического воспитания и гражданской активности молодежи муниципального образования городской округ Симферополь». Данная программа предполагает, в частности, «формирование в молодежной среде осознанной необходимости ведения здорового образа жизни». Однако, понятие «здоровый образ жизни» не закреплено в названии данной программы. Нет в ней и отдельного раздела: «Пропаганда здорового образа жизни».

Подводя итоги, можно сделать выводы о наличии практической необходимости, правовых и организационных возможностей для разработки Муниципальной программы по пропаганде здорового образа жизни в муниципальном образования городской округ Симферополь. Данная программа должна включать в себя следующие направления:

- организация и осуществление образовательных и просветительских мероприятий по здоровому образу жизни с детьми и молодежью;

- организация и осуществление образовательных и просветительских мероприятий по здоровому образу жизни с пожилыми людьми, инвалидами, социально незащищенными слоями населения;

- пропагаганда здорового образа жизни на рабочем месте, взаимодействие с работодателями;

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 6 (17) 2018

- пропаганда физической культуры и массового спорта, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий городского округа;

- пропаганда здорового питания;

- пропаганда отказа от вредных привычек, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости;

- информирование населения о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих;

- санитарно-гигиеническое просвещение населения;

- информирование населения о программах диспансеризации, их пользе и необходимости для профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний, для сохранения здоровья и увеличения продолжительности жизни жителей муниципального образования.

Также, рассматриваемая программа должна включать в себя проведение различных мероприятий, ориентированных на пропаганду здорового образа жизни: информационно-просветительских акций, обучающих семинаров, научно-практических конференций, встреч со спортсменами, врачами, деятелями науки и культуры, политиками, представителями власти и общественности. Значимой формой реализации программы по пропаганде здорового образа жизни в муниципальном образовании городской округ Симферополь должно стать инициирование муниципальных и участие в республиканских и федеральных социальных проектах, направленных на формирование здорового образа жизни, сотрудничество с государственными организациями, общественными объединениями граждан, работодателями, размещение муниципальным образованием социальной рекламы здорового образа жизни.

Список источников:

1. В Александрове подвели итоги конкурса социальной рекламы «Твой взгляд» [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: // http://gazetanga.ru/tvoi-vsglyd/

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 6 (17) 2018

2. За пропаганду здорового образа жизни [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: // http://www.simgov.ru/press/government/1194/

3. Закон Республики Крым от 24.12.2014 «О статусе столицы Республики Крым» [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: // https ://rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_238305.pdf

4. Закон Республики Крым от 22.12.2016 «О здравоохранении в Республике Крым» [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: // http://crimea.gov.ru/textdoc/ru/7/act/341z.pdf

5. Конституция Республики Крым от 11 апреля 2014 года [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: // http://crimea.gov.ru/content/uploads/files/base/Konstitutsiya.pdf

6. Муниципальная программа по пропаганде здорового образа жизни в г. Александрове на 2015 - 2017 гг. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: // http:// gorodaleksandrov.ru/administration/mprogramm/ deystvuyushchie-programmy/3797/

7. Муниципальная программа «Развитие патриотического воспитания и гражданской активности молодежи муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» на 2016-2018 годы» [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: // https://simf.rk.gov.ru/ru/structure/147

8. На улицах Петербурга появится новая социальная реклама от Минздрава [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: // http:// doctorpiter.ru/articles/8294/

9. О Программе по формированию здорового образа жизни у жителей Санкт-Петербурга на 2013-2015 годы [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: // http://docs.cntd.ru/document/822401709

10. Полный провал: крымские медики не справились с поставленной задачей [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: // http://ruinformer.com/page/polnyj-proval-krymskie-mediki-ne-spraviHs-s-postavlennoj -zadachej

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 6 (17) 2018

11. Программа по формированию здорового образа жизни, снижению потребления алкогольной продукции, пива и табака среди населения Буинского муниципального района на 2016-2020 годы [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: // http://buinsk.tatarstan.ru/rus/programma-po-formirovaniyu-zdorovogo-obraza.htm

12. Сохранение здоровья и формирование здорового образа жизни населения Завьяловского района на 2016 - 2020 годы [Электрон. ресурс]. -Режим доступа: // http://xn--80aearigfg1a5a1job.xn--p1ai/about/ekonomika/ strategicheskoe-planirovanie/munitsipalnye-programmy/sokhranenie-zdorovya-i-formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-naseleniya-zavyalovskogo-rayona-na-2016-/index.php

13. Устав муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым от 13.11.2014 [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: // http://simgov.ru/norm_baza/postanovleniya-administracii-goroda-simferopolya/

14. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ф3 (ред. от 07.03.2018) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/189be0f647fb3a1cea1e d82289ad920976a1c967/

15. Хоркина Н.А. Опыт российских регионов по формированию здорового образа жизни // Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - № 6 (237). - с. 50 - 56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.