Научная статья на тему 'Особенности социально-экономического развития муниципального образования в современной России'

Особенности социально-экономического развития муниципального образования в современной России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1139
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЕЛЕЦ / ЛИПЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Фоменко Сергей Сергеевич

В данной статье рассматриваются особенности социально-экономического развития и управления муниципальным образованием городского округа г. Елец. Предложены пути оптимизации и совершенствования социально-экономического развития муниципального образования (на примере городского округа г. Елец).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Фоменко Сергей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности социально-экономического развития муниципального образования в современной России»

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (на примере городского округа г. Елец, Липецкой области) Фоменко Сергей Сергеевич, к.полит.н., доцент

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, г.Елец, Россия

(E-mail: fomenko-ss@yandex.ru)

В данной статье рассматриваются особенности социально-экономического развития и управления муниципальным образованием городского округа г. Елец. Предложены пути оптимизации и совершенствования социально-экономического развития муниципального образования (на примере городского округа г. Елец).

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, регион, муниципальное образование, Елец, Липецкая область.

В условиях трансформации социально-экономической модели устройства современной России, продолжающегося транзита рыночных механизмов, в научном дискурсе происходит уточнение сущности управления социально-экономическим развитием [1]. При определении стратегических приоритетов развития страны, которые станут основой ее конкурентоспособности и привлекательности, и ее территориальных образований приходит осознание целесообразности ориентироваться на потребности человека, его интересы и мнения. Ввиду этого в новом ключе видеться роль органов местного самоуправления в процессе социально-экономического развития.

Очевидна необходимость активного участия различных субъектов в наполнении содержательным контентом инновационные проекты, инициируемые и поддерживаемые федеральными институтами государственной власти, направленные на качественное развитие регионов страны.

Вместе с тем, реальная реализация инновационных проектов развития на местном уровне осложняется рядом обстоятельств. Практически повсеместно в муниципальных образованиях организация управленческой деятельности не приобрела системного качества, в связи с чем не в полной мере реализован потенциал муниципальной административной элиты. Существуют значительные резервы повышения эффективности социально-экономического развития муниципальных образований. Административная элита муниципалитетов не всегда владеет технологиями стратегического планирования.

Значительный массив планов и программ развития, разработанные на местах, не содержат проработанный механизм реализации, что приводит к возникновению дисфункций в системе управления социально-экономическим развитием муниципалитета. В условиях существенного

прироста числа муниципальных образований, пересмотрения местных налогов и сборов и уменьшения доходной части бюджетов на местах, проблема реализации собственного потенциала развития становится особенно острой. В этих условиях органы местного самоуправления нуждаются в специальном инструментарии с целью осуществления контроля за эффективностью реализации социально-экономического развития муниципального образования.

Само развитие муниципалитета должно происходить с обязательным изменением показателей качественного роста. Показательным в этом смысле может служить опыт социально-экономического развития городского округа г. Елец Липецкой области. Его развитие в настоящее время реализуется через две особые экономические зоны регионального уровня. Вместе с тем, экономический потенциал города еще не исчерпан.

Так, удовлетворение материальных и духовных потребностей «ельчан» обеспечивается посредством создания условий для сохранения и укрепления здоровья населения, развития его способностей, комфортного проживания на территории города, роста благосостояния и доходов населения. Положительная динамика отмечается в демографических показателях. В результате продолжает снижаться показатель естественной убыли населения, но лидирующие позиции так и не были достигнуты.

Городской округ занимает 6-е место среди муниципальных образований Липецкой области по наименьшему показателю естественной убыли населения. Основным фактором, сдерживающим рост рождаемости, стало сокращение численности женщин репродуктивного возраста (начиная с 2015 г. по 2018 г. на 3%), что приводит к снижению числа детей, рожденных от матерей первыми. Это последствия низкой рождаемости в 90-е годы, влияние которых в значительной мере удается нейтрализовать принимаемыми на всех уровнях власти мерами по укреплению института семьи, поддержки семей с детьми, в первую очередь предоставлением материнского капитала при рождении второго и последующих детей. Сокращение численности женщин репродуктивного возраста также привело к дальнейшему снижению общего коэффициента рождаемости (на 1 тыс. человек населения) по городу на 6,4% или на 76 человек [3].

В этой связи были инициированы меры по укреплению и развитию института семьи, по стимулированию и поддержке рождаемости на муниципальном уровне. Помимо материальной составляющей, немаловажным фактором является моральное стимулирование семей, поощрение многодетности, пропаганда ценностей семейного образа жизни, ответственного материнства и отцовства, этому способствуют ежегодно проводимые праздничные мероприятия, приуроченных к Международному дню семьи, Всероссийскому Дню матери, Дню отца. В период с 2015 по 2018 гг. проведено более 1500 мероприятий по пропаганде семейных ценностей, возрождению и сохранению духовно-нравственных семейных традиций. Ши-

рокую популярность среди населения приобрели областные публичные конкурсы многодетных семей и лучших семей года, городские конкурсы .

Пропаганда здорового образа жизни на всех уровнях власти, принятые меры по запрету продажи алкогольных напитков в ночное время (после 21:00), проводимая на территории города политика в рамках масштабного проекта «Нет наркотикам», эффективная работа силовых структур по борьбе с наркопреступностью способствовали снижению на 31% уровня смертности, обусловленной употреблением наркотических веществ, на 5% - обусловленной употреблением алкоголя. Снижение смертности по данным болезням обеспечит рост охвата населения профилактическими скринингами, которые позволяют выявить имеющиеся заболевания и факторы риска их развития на ранней стадии, и путем изменения образа жизни человека, проведения реабилитации, что позволит сохранить и улучшить здоровье [2]. Рост охвата профилактическими скринингами обеспечивается доступностью медицинского обслуживания, а это, прежде всего, медицинский персонал. По уровню обеспеченности медицинским персоналом г. Елец - в лидирующих позициях по Липецкой области. Этому способствуют дополнительные меры поддержки, оказываемые молодым специалистам органами местного самоуправления - обеспечение жилыми помещениями муниципального жилищного фонда.

В 2015 - 2018 гг. сохранился рост профилактических осмотров населения и диспансеризация взрослого населения. По результатам данных обследований было впервые выявлено 7098 заболеваний и 34382 факторов риска их развития, самыми распространенными причинами которых являются нерациональное питание, избыточная масса тела, низкая физическая активность, употребление табака. Поэтому так важно сформировать у населения правильное отношение к своему здоровью [3].

В соответствии с Указом Президента РФ осуществляется работа по пропаганде и поэтапному внедрению норм комплекса ГТО в рамках спортивных мероприятий всероссийского, областного и городского уровней. В рассматриваемый период Фестивали ГТО прошли среди трудящихся, среди обучающихся образовательных учреждений. Проведено большое количество физкультурно-массовых и спортивных мероприятий различного уровня. Наиболее массовыми были спортивные мероприятиями всероссийского масштаба, такие как Лыжня России и Кросс Нации. Развивается спортивная инфраструктура города. Открытие новой детско-юношеской спортивной школы (МБУДО «ДЮСШ N0 2») с отделениями хоккея с шайбой, лыжных гонок, фигурного катания, открытие новых отделений по волейболу, настольному теннису, киокусинкай-каратэ в спортшколе №1, что способствовало росту охвата детей в возрасте от 6 до 15 лет занятиями в учреждениях дополнительного образования спортивной направленности.

Растет доля детей от 1 до 6 лет, получающих образовательную услугу в соответствующих муниципальных учреждениях. В последние годы сдан в

эксплуатацию еще один детский сад на 120 мест в микрорайоне Александровский, открытие которого было осуществлено в 2016 году. К 2018 году в городе значительно снята проблема обеспечения местами в дошкольных образовательных учреждениях малышей до 3 лет. Растет численность детей, получающих услуги дополнительного образования.

Развитию способностей талантливой молодежи в городе уделяется большое внимание. При этом во всех муниципальных учреждениях культуры внедряются новые формы работы с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Созданы условия для беспрепятственного доступа в учреждения культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для удовлетворения культурных потребностей населения проводится масса культурно-досуговых и общественно-значимых мероприятий. Удельный вес населения, участвующего в куль-турно-досуговых мероприятиях постоянно увеличивается.

В целях создание комфортных условий проживания на территории города реализуются мероприятия, направленные на улучшение жилищных условий населения, повышение качества и доступности коммунальных услуг, развитие дорожного комплекса, улучшение транспортного обслуживания населения, обустройство мест массового отдыха жителей города и сохранение монументальных сооружений.

С целью улучшения жилищных условий за 2015 - 2018 гг. в рамках реализуемых программ удалось решить вопрос по улучшению условия проживания для 232 семей.

В рассматриваемый период введено в эксплуатацию большое количество жилищного фонда (из них около 51% приходится на многоэтажную секционную застройку и 49% - на индивидуальный жилищный фонд усадебного типа), но составляет лишь 64% по отношению к Заданию на этот срок [3].

Одним из самых важных факторов, влияющих на качество жизни населения, определяющим возможности материальной и духовной жизни, является рост уровня доходов населения. Поскольку реальный доход населения представляет собой количество товаров и услуг, которое можно приобрести с поправкой на изменение уровня цен, индикатором благосостояния населения является состояние потребительского рынка. На начало 2018 г. на территории города осуществляют деятельность 583 предприятия розничной торговли, 295 предприятий нестационарной торговли, 5 рынков, 125 предприятий общественного питания, 274 объекта бытового обслуживания.

Обеспеченность торговыми площадями - одна из самых высоких в Липецкой области и составляет 739 кв.м на 1 тыс. жителей, стоимость минимального набора продуктов питания соответствует среднеобластному.

Подводя некоторые итоги, можно с уверенностью сказать, что усилия, направленные на улучшение части социально-экономических показателей

развития, относительно успешно способствует повышению качества жизни населения города.

Однако следует констатировать, что в Задонском районе Липецкой области организация использования природных ресурсов Липецкого края более эффективно реализована, в сравнении с ситуацией в городском округе г. Елец, его окрестностей, Елецком районе. В этой связи, нам представляется важным, инициализация комплекса мер, направленных на создание необходимой инфраструктуры, с целью удовлетворения потребности людей в чистом воздухе, тишине, красивых пейзажах и новых впечатлениях на территории городского округа г. Елец и его окрестностей.

Непосредственное нахождение городского округа г. Елец на участке старой федеральной трассы «М4-Дон» и вблизи новой платной федеральной трассы «М-4 Дон», в отличие от областного центра и г. Задонск, обуславливает дополнительные возможности интенсивного развития инфраструктуры на базе елецкой туристско-рекреационной зоны. Тем не менее, работу городской администрации в этом направлении нельзя назвать в полной мере успешной.

Решение этой задачи возможно при инициировании мер частичной реорганизации системы управления в муниципалитете и корректировке приоритетов программы развития малого города. Оптимизация и совершенствование социально-экономического развития муниципальным образованием может быть связана с созданием в рамках реализации проекта турист-ско-рекреационной зоны рыболовно-спортивной базы отдыха и пляжа, что даст возможность увеличения денежных поступлений в бюджет муниципалитета; переориентированием бюджета Липецкой области на решение проблем социальной направленности. Список литературы

1. Гуманитарные аспекты социально-экономического развития Липецкой области: Сборник статей и выступлений / отв. ред. Усачев А.В. - Елец.: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2011. - 276 с.

2. Официальный Интернет-сервер «Администрация Липецкой области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.admlr.lipetsk.ru/.

3. Официальный сайт Администрации городского округа город Елец [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.elets-adm.ru.

Fomenko Sergey Sergeevich, Cand. Political sciences (PhD in Political sciences), associate professor Bunin Yelets State University, Yelets, Russia. FEATURES OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE MUNICIPAL UNIT IN MODERN RUSSIA (on the example of the Yelets-town, the Lipetsk region)

Abstract. In this article features of social and economic development and management of the municipal unit of the Yelets-town are considered. Ways of optimization and improvement of social and economic development of the municipal unit are offered (on the example of the Yelets-town).

Keywords: social and economic development, region, municipal unit, Yelets-town, Lipetsk region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.