8 (149) - 2012 УДК 614:338
СОЦИАЛЬНАЯСФЕРА
национальные программы по стимулированию здорового образа жизни
н. а. хоркина,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры государственного управления и экономики общественного сектора E-mail: khorkina@hse. ru
А. М. КАЛИНИН,
кандидат экономических наук,
старший преподаватель кафедры государственного управления и экономики общественного сектора E-mail: kalinin_a@mail. ru
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
В статье анализируется зарубежный опыт по пропаганде здорового образа жизни. Особое внимание уделено реализации комплексных программ, способствующих формированию у населения стремления к здоровому, активному образу жизни, отказу от вредных привычек, профилактике болезней.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, активный образ жизни, здоровые города, программа, инициативы, гранты.
Среди основных факторов риска, связанных с образом жизни человека, эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) выделяют такие негативные явления, как чрезмерное употребление табачных изделий и спиртных напитков, нерациональное питание и недостаточная физическая активность [1]. Решение данных проблем вызывает необходимость организации национальных проектов, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику болезней и борьбу с употреблением вредных веществ. Пропаганда здорового образа жизни среди населения - одно
из приоритетных направлений государственной политики большинства стран мира.
Мероприятия по поддержке здорового образа жизни могут представлять собой как элементы обычной, повседневной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, так и осуществляться проектным образом, в форме программ, стратегий, проектов, целью которых может являться либо более интенсивная реализация уже предпринимаемых мер, либо осуществление новых, специфических мероприятий. С учетом потребности в более интенсивной поддержке здорового образа жизни проектный принцип реализации представляется наиболее интересным для рассмотрения, тем более что соответствующие программы и проекты очень часто представляются обществу как «кампании» (антиалкогольная, антитабачная, против ожирения и др.).
По сфере охвата реализуемые проекты могут быть как комплексными, охватывающими несколько факторов здорового образа жизни, так и узкими, когда в рамках программы или проекта поддержи-
вается только один из факторов - например программа борьбы с курением или антиалкогольная программа.
Проектов национального уровня, имеющих комплексный характер и ориентированных на здоровый образ жизни, относительно немного, в то же время на региональном и местном уровнях они имеют достаточно широкое распространение. Это объясняется масштабами осуществляемых действий и необходимостью координации деятельности значительного количества участников и согласования мнений большого числа заинтересованных групп. Для национального правительства организовать выполнение единой комплексной программы оказывается гораздо сложнее, чем для органов управления региона или муниципалитета. По этой причине на уровне государства в целом, как правило, реализуются пакеты из отдельных узконаправленных целевых программ и проектов, например по поддержке сбалансированного питания или по борьбе с курением, а ответственный за здравоохранение орган лишь осуществляет координацию соответствующих инициатив.
Органом управления «верхнего уровня» практически всегда является министерство здравоохранения - именно там формируются основы государственной политики в области охраны здоровья, основные нормативные правовые акты и программы. В составе министерства здравоохранения обычно не выделяется специализированного подразделения, именуемого «отдел здорового образа жизни», а соответствующие полномочия возлагаются на структурные подразделения, ответственные за пропаганду и общественные связи и входящие в общую систему подразделений министерства.
В некоторых случаях в министерствах или в системе здравоохранения создается обособленное (не включаемое в состав основной иерархии) подразделение: совет, комиссия, дирекция по управлению программой.
Одним из примеров наиболее комплексного подхода к здоровому образу жизни может служить организация соответствующего проекта в Сингапуре. Под руководством совета по продвижению здоровья последовательно реализуются национальные кампании здорового образа жизни, состоящие из множества мероприятий и действий, сгруппированных в более чем 40 различных программ: от просветительских акций до грантов, от подготовки медсестер и защиты зрения до поддержки здоровья
молодежи [7]. При этом ежегодно программой декларируется одно из приоритетных направлений. Так, в 2012 г. основным приоритетом кампании является профилактика детского ожирения. Предполагается проведение широкомасштабных мероприятий, ориентированных на детей, родителей, молодежь и направленных на предотвращение развития ожирения в раннем возрасте (семинары, выставки, тренинги, просветительские программы, в том числе интерактивные, создание специализированных интернет-сайтов) [16].
Филиппинская программа «Национальная кампания здорового образа жизни», стартовавшая в 2003 г. под руководством министерства здравоохранения, направлена на привитие гражданам страны осознанного отношения к своему здоровью, создание окружающей среды, стимулирующей здоровый образ жизни [13]. Программа имеет ряд блоков-подпрограмм: контроль за потреблением табака и алкоголя; поддержка физической активности; программа здоровой диеты и контроля за массой тела; программа управления стрессами. За период реализации программы было проведено множество различных мероприятий по стимулированию здорового образа жизни, осуществлено их информационное сопровождение путем размещения соответствующих публикаций в средствах массовой информации и сети Интернет, подготовлены и распространены среди населения просветительские материалы по пропаганде здорового стиля жизни, разработаны и приняты соответствующие документы по продвижению здорового образа жизни и отказу от вредных привычек.
Еще один пример - «Национальный план здорового образа жизни», подготовленный министерством здравоохранения Аргентины в соответствии со стратегией ВОЗ «Диета, физическая активность и здоровье» [14]. Основные задачи проекта: снижение числа неинфекционных хронических заболеваний, избавление от лишнего веса, создание на всех уровнях (национальном, региональном, местном) благоприятных условий, позволяющих населению осознанно отказаться от вредных привычек, отдав предпочтение физической активности и рациональному питанию. План включает три ключевые подпрограммы: отказ от курения; здоровое питание; поддержка физической активности («Движущаяся Аргентина»), в рамках каждой из которых предусмотрено проведение ряда специальных мероприятий.
Большая работа по содействию здоровому образу жизни ведется правительством Израиля. Так, в 2011 г. министерствами здравоохранения, образования, культуры и спорта была подготовлена широкомасштабная «Национальная программа по содействию активному и здоровому образу жизни» [2]. Основные цели, заложенные в программе, -борьба с избыточным весом путем формирования у населения привычки к активному и здоровому образу жизни; создание соответствующей законодательной базы. В рамках программы предполагается реализация нескольких подпрограмм как на общенациональном уровне (например «Школа здоровья»), так и на уровне отдельного города (например «Активный и здоровый город»). В течение 2011-2012 гг. пилотный проект будет работать в 10 городах страны.
Программой определены следующие приоритетные направления:
1) стимулирование местных органов власти к организации программ физической активности (оборудование велодорожек, установка уличных спортивных тренажеров);
2) популяризация здоровых пищевых продуктов, в том числе с помощью механизма ценового регулирования;
3) обеспечение доступности для занятий фит-несом;
4) ограничение рекламы вредных пищевых продуктов;
5) организация обучающих семинаров и консультаций для людей, желающих снизить вес. Интересен опыт Великобритании, где в
2010 г. национальной системой здравоохранения в двух регионах страны был запущен пилотный проект в рамках программы по стимулированию здорового образа жизни [10]. В ходе его реализации специалисты сферы здравоохранения проводили профилактический осмотр пациентов и снабжали их краткими советами по изменению образа жизни либо направляли на специальные тренинги, где пациенты получали более детальные рекомендации о возможных подходах к улучшению качества жизни. Основное внимание в ходе данных консультаций уделялось вопросам, связанным с поддержанием физической активности, переходом на здоровое и сбалансированное питание, отказом от вредных привычек.
Оценки итогов проекта показали достаточно высокую результативность подобных мероприятий.
Так, в результате опроса 1 425 жителей пилотных регионов, посетивших консультации и тренинги, было установлено, что после бесед со специалистами многие из них изменили привычный им образ жизни: 76 % опрошенных воспользовались рекомендациями по рациональному питанию, 59 % - стали уделять больше внимания физической активности, 53 % - сократили потребление спиртных напитков, 17 % - полностью отказались от курения [10].
Отдельно можно выделить реализацию в ряде стран принципа «начни с себя» органами власти, ответственными за разработку тех или иных программ. Например, институты государственного управления западных стран были одними из первых организаций, ограничивших и запретивших курение. Сейчас же продвижение здорового образа жизни вышло на уровень самостоятельных внутриведомственных программ. Например, в регионе Квинсленд (Австралия) была организована программа «Здоровый образ жизни для государственной службы» - практическое руководство для региональных органов власти по преодолению препятствий к здоровому образу жизни и учету соответствующих действий при планировании своей деятельности [9]. Кроме того, в Квинсленде реализуется программа «Здоровый выбор места для быстрого питания», призванная обеспечить работников общественного сектора информацией о принципах здорового питания и стимулировать правильный выбор рационов и режимов питания [9].
Следует отметить, что программы по формированию здорового образа жизни на общегосударственном уровне, как правило, декларируют основные проблемы, связанные с образом жизни человека, и формулируют приоритетные направления государственной политики по их решению. Непосредственной же реализацией проектов по стимулированию здорового образа жизни занимаются региональные и местные власти, а также привлекаемые негосударственные организации, в первую очередь общественные. Программы также могут реализовываться в пределах отдельных организаций или производственных комплексов.
Примером может служить партнерство высшей Медицинской школы Стэндфордского университета и Молодежной христианской ассоциации [11]. Университетская программа включает проведение десятимесячных курсов по изменению привычек и стиля жизни в целях сокращения факторов риска для здоровья, определяемых здоровым образом
жизни. Первоначально реализовав проект для одного из подразделений ассоциации, в дальнейшем университет обеспечивал подготовку тренеров для последующего продвижения здорового образа жизни в различных штатах, так что в итоге эффект удалось распространить на отдельные предприятия.
Чем ниже уровень реализации, тем более направленной и проработанной оказывается план или программа, особенно если на «верхних» уровнях осуществляется грантовая поддержка. Например, в Австралии министерством здравоохранения создана система федеральных грантов «Инициативы здорового сообщества», целью которой является финансовая поддержка организаций, осуществляющих программы в области здорового образа жизни [6]. Так, в 2011 г. было выделено 6 масштабных инициатив, на финансирование которых было направлено 6,52 млн долл. Одним из основных условий предоставления гранта стала доступность заявленных мероприятий для их последующей реализации на местном уровне в большинстве регионов страны. Основное внимание осуществляемых программ направлено на формирование здорового образа жизни путем организации специальных мероприятий по стимулированию двигательной активности и пропаганде здорового питания. С этой целью поддержанные инициативы предполагают подготовку соответствующих специалистов и проведение с их помощью пеших и велопрогулок, организацию фитнес-центров, создание условий для занятий физической культурой для широкого круга людей с последующим контролем за состоянием их здоровья, проведение обучающих курсов и семинаров по разъяснению принципов здорового образа жизни и рационального питания, создание специализированных интернет-сайтов, осуществляющих информационную поддержку проводимых мероприятий [6].
Кроме того, в результате активной политики продвижения здорового образа жизни на отдельных предприятиях Австралии реализуются также частные проекты развития здорового образа жизни: совместная программа компаний БиЭйчПи Биллитон и Митсубиси «Готов к работе, готов к жизни», программа «Здоровое питание, активность и стиль жизни», реализуемая Обществом врачей общей практики совместно с Ассоциацией изучения физкультуры и спорта Австралии, внутриуниверси-тетская программа «Баланс работы и жизни» Кэр-
тинского технологического университета и многие
др. [4, 8, 15].
В 2011 г. в США в ходе реализации национальной стратегии «Здоровые люди 2020» были запущены две масштабные правительственные грантовые программы, рассчитанные на пять лет [12, 17]. В рамках одной из них министерством здравоохранения и социальных служб страны было выделено 103 млн долл. в качестве финансовой поддержки инициатив, направленных на содействие здоровому образу жизни. Финансирование получили более 60 организаций из 36 штатов, среди которых как региональные министерства здравоохранения, так и ряд научных учреждений и исследовательских центров американских университетов. При этом программой были определены следующие приоритетные направления: борьба с табакокурением; стимулирование и пропаганда активного образа жизни и здорового питания; распространение и повышение результативности профилактических мероприятий. Предполагается, что к 2015 г. в сферу действий различных мероприятий программы попадут свыше 120 млн американцев [17].
Целью другой грантовой программы стало стимулирование мероприятий по улучшению здоровья населения и содействию здоровому образу жизни, осуществляемых в семи национальных сетях, объединяющих организации самого мелкого уровня административно-территориального деления США. Для реализации соответствующих мероприятий программы в 2011 г. из федерального бюджета было выделено 4,2 млн долл. [17].
Одной из комплексных и масштабных программ, направленных на разработку и внедрение мер по формированию здорового образа жизни на региональном уровне, является проект «Здоровые города», участниками которого являются города многих стран мира [18]1.
Проект был предложен Европейским региональным бюро ВОЗ в 1980-е гг. В 1987 г. появилась первая сеть «Здоровых городов», в которую вошло 11 муниципальных образований. География проекта постоянно расширяется. Основная его задача - разработка подходов для внедрения комплексной стратегии «Здоровье для всех» на уровне города [18].
В настоящее время одним из приоритетов проекта является реализация мероприятий по обеспечению возможностей и условий городской
1 В 1996 г. была создана также российская сеть «Здоровые города, районы и поселки» [18].
среды для поддержания активного и здорового образа жизни населения. В рамках этого направления предусмотрено проведение специальных мероприятий, способствующих стимулированию физической активности в городских условиях [3]. Городами - участниками этой программы накоплен достаточно большой опыт проведения специальных мероприятий, направленных на содействие активному образу жизни, физической активности и пешеходному движению (см. таблицу).
Исследования показали достаточно высокую эффективность подобных программ. Так, было выявлено снижение расходов на медико-санитар-
ную помощь у людей, ведущих активный образ жизни. Кроме того, было показано, что умеренное увеличение физической активности среди взрослого населения вызывает существенное снижение расходов национальной системы здравоохранения на оказание медицинской помощи [5].
В целом мероприятия проекта «Здоровые города» являются действенным механизмом, позволяющим в условиях ограниченных финансовых ресурсов координировать усилия соответствующих городских служб и структур и направлять их на реализацию комплексных социальных программ по повышению качества жизни населения.
Инициативы европейских городов по стимулированию активного образа жизни [5]
Регион Программа Мероприятия и их результативность
Графство Кардифф, Великобритания Ходьба для здоровья (20012007 гг.) Программа направлена на улучшение состояния здоровья одиноких людей, ведущих сидячий образ жизни, через организацию для них еженедельных пеших прогулок в парках города. В 2007 г было проведено более 600 таких прогулок. Анкетирование их участников выявило улучшение самочувствия и настроения у 66 % опрошенных
Дублин, Ирландия Специальные мероприятия для женщин (2006 г) Проведение 10-километрового марафона, участие в котором ежегодно принимают более 10 тыс. женщин
Ливерпуль, Великобритания Ливерпуль - активный город (2008 г.) Цель программы - содействие физической и спортивной активности горожан. В 2008 г в различных мероприятиях программы приняли участие свыше 150 тыс. жителей города
Лодзь, Польша Улучшение состояния здоровья через активный образ жизни и правильное питание (2006 г.) Программа включает обучение, консультации и проведение специальных мероприятий для детей, взрослых и пожилых людей
Нанси, Франция Программа для семей с детьми до 6 лет «Мама, папа, давайте двигаться вместе» (2008 г) Задача программы - увеличение на 25 % количества семей с детьми дошкольного возраста, принимающих участие в подвижных играх. Программа включает: проведение обследований семей с детьми, подготовку соответствующих специалистов для организации игровых мероприятий, предоставление необходимого оборудования, осуществление просветительских мероприятий
Оденсе, Дания Городской велоспорт (проект продолжается) За период реализации программы с 1999 по 2002 г. были реализованы более 500 различных проектов по пропаганде и развитию велосипедного движения; в законодательство города были внесены соответствующие изменения, регулирующие движение на велосипедах. К концу 2002 г. велосипедное движение возросло на 20 % по сравнению с 1999 г, а число дорожно-транспортных происшествий с участием велосипедистов сократилось за этот период на 20 %. Реализация проекта привела к экономии средств системы здравоохранения за счет увеличения безопасности на дорогах и уменьшения травматизма
Санднес, Норвегия Городской велоспорт (проект продолжается) Цель программы - содействие активному образу жизни через поощрение езды на велосипеде. В ходе ее реализации в городе оборудованы велодорожки общей протяженностью более 70 км, а также организованы 400 парковок для велосипедов. За 10-летний период действия программы количество горожан, передвигающихся на велосипеде, возросло на 10 %. В итоге велосипедное движение составило 5 % от общего объема дорожного движения зимой и 12 % - в теплое время года
Удине, Италия Активная жизнь до глубокой старости (2008 г) Проект включает мероприятия по пропаганде здорового питания и организацию регулярных пеших прогулок (с периодичностью 2-3 раза в неделю) для лиц пожилого возраста
Таким образом, мероприятия по укреплению здоровья, осуществляемые в рамках национальных кампаний по содействию здоровому образу жизни, являются частью обширного процесса, который дает возможность жителям разных государств усилить контроль за своим здоровьем и его детерминантами.
Исходя из опыта реализации программ по поддержке здорового образа жизни зарубежных стран, наиболее распространенной и, по-видимому, оптимальной является схема, при которой на общегосударственном уровне координация деятельности возлагается на министерство здравоохранения с возможным выделением специализированной структуры в его составе или под его началом. Деятельность государства ограничивается действиями общего характера (законодательные запреты или льготы), а также предоставлением финансирования под пакет узконаправленных программ, непосредственная реализация которых осуществляется силами региональных и местных властей, общественных организаций и частных компаний. При этом основой успешного осуществления инициатив в области здорового образа жизни на всех уровнях является широкое привлечение общественности и участие большого числа заинтересованных сторон.
В заключение следует отметить, что разработка и внедрение программ по стимулированию здорового образа жизни и формированию у граждан осознанного отношения к своему здоровью должны стать неотъемлемой частью социальной политики нашего государства, от целенаправленного и эффективного ее проведения в конечном итоге будет зависеть здоровье нации.
Список литературы
1. Доклад о состоянии здравоохранения в Европе, 2009 г. Здоровье и системы здравоохранения // Всемирная организация здравоохранения, 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://www. euro. who. int/_data/assets/pdf_füe/0006/117186/E93103R. pdf.
2. Национальная программа содействия активному и здоровому образу жизни. [Электронный ресурс]. URL: http://www. 7kanal. com/news. php3?id=285578.
3. Этап V (2009-2013 гг.) Европейской сети ВОЗ «Здоровые города»: цели и требования к учас-
тникам. [Электронный ресурс]. URL: http://www. euro. who. int/_data/assets/pdf_file/0005/100994/ E92260R. pdf.
4. Curtin's Healthy Lifestyle Program. [Электронный ресурс]. URL: http://worklifebalance. curtin. edu. au/.
5. Edwards P., Tsouros A. A healthy city is an active city: a physical activity-planning guide. WHO, 2008. [Электронный ресурс]. URL: http://www. euro. who. int/_data/assets/pdf_file/0012/99975/E91883. pdf.
6. Health community initiative. Attachment C: List of National Program Grants. [Электронный ресурс]. URL: http://www. health. gov. au/ internet/healthyactive/publishing. nsf/Content/ 41E9E90A01C36513CA2577E00015B029/$File/ National %20Program %20summaries %20attC. pdf.
7. Health Promotion Board of Singapore: list of programmers. [Электронный ресурс]. URL: http://www. hpb. gov. sg/programmes/default. aspx?pgno=1.
8. Healthy Eating, Activity and Lifestyle Program. [Электронный ресурс]. URL: http://www. agpn. com. au/programs/chronic-disease-prevention-and-management2/healthy-communities-national-program-grants/healthy-eating, -activity-and-lifestyle-program-heal.
9. Healthy Lifestyle Program for the Queensland Public Service. [Электронный ресурс]. URL: http:// www. deir. qld. gov. au/workplace/resources/pdfs/ healthylifestyleprogram. pdf.
10. Healthy Lifestyles Evaluation Summary Report Final. [Электронный ресурс]. URL: https://www. qippeast. nhs. uk/documents/CaseStudies/76d51f50-3ad2-4394-937a-d93e36c1588a. pdf.
11. Healthy Lifestyles Program at the YMCA. [Электронный ресурс]. URL: http://prevention. stanford. edu/community/ymca_hlp. html.
12. Healthy People 2020: [сайт]. [Электронный ресурс]. URL: http://www. healthypeople. gov.
13. Mag-HL (Healthy Lifestyle) Tayo Campaign in mid-2003. [Электронный ресурс]. URL: http://www. scribd. com/doc/3 7711758/Doh-Programs-14-21 -Wardclass.
14. Mar^nezМ. Plan Nacional de Vida Saludable. Instituto Nacional de Alimentos. [Электронный ресурс]. URL: http://intra. fb. uner. edu. ar/catedras/tecal/ material_para_lectura_archivos/Luz %20Martinez %2-1er %20Congreso %20Promo %20Consu %20Verduras. pdf.
15. McKenzie Sh., Rosenberg F. Addressing the health of an Ageing Workforce. [Электронный ресурс]. URL: http://www. qrc. org. au/conference/_dbase_upl/ mckenzie_Health %20of %20an %20Ageing %-OWorkforce. pdf.
16. National Healthy Lifestyles Campaign 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://www. gov. sg/government/web/content/govsg/classic/subsite/ nationalcampaigns#4.
17. New Affordable Care Act initiative helps create healthier communities, fight chronic disease. U. S. Department of Health and Human Services: News Release. 27.09.2011. [Электронный ресурс]. URL: http://www. hhs. gov/news/press/2011pres/09/ 20110927a. html.
18. Programmer of WHO «Healthy cities»: [сайт]. [Электронный ресурс]. URL: http://www. euro. who. int/healthy-cities.
и полиграфические работы
ф
Тел.:8-499-166-61-80 http://dipak.ucoz.ru/
Издания любой сложности
• книги • журналы
• проспекты • буклеты
• рекламная продукция
Товаросопроводительная, деловая и представительская документация
Оперативность Высокое качество