Формирование здорового образа жизни студента медицинского колледжа в
современных условиях Новожилова Н. В.
Новожилова Наталия Викторовна /Novozhilova Natalia Viktorovna - преподаватель,
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Казанский медицинский колледж, г. Казань
Аннотация: в данной статье актуализируется проблема формирования здорового образа жизни студента медицинского колледжа, раскрываются современные подходы к данному процессу, подчеркивается значимость здоровья как социальной ценности; выделяются факторы, способствующие эффективности этого процесса. Рассматривается процесс формирования здорового образа жизни у студентов медицинского колледжа, основанный на рекомендациях национального проекта «Здоровье», приказов министерства здравоохранения РФ, а также на основе рекомендаций Всемирной организации здравоохранения.
Abstract: this article describes the actualization of the formation of healthy lifestyle of a student of medical College; current approaches to this process; the importznce of health as an social value is stressed; factors that influence on the process are underline. The process offormation of a healthy lifestyle among students of medical college, based on the recommendations of the national project «Health», orders the Ministry of Health of the Russian Federation, as well as on the basis of recommendations of the World Health Organisation.
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, факторы, подготовка педагогов, подготовка студентов медицинского колледжа.
Keywords: health, healthy lifestyle, factors, teachers ’ training, training of medical students in medical College.
УДК 317.5
Реформы здравоохранения РФ были направлены на увеличение медицинского персонала из среднего звена и качественность оказываемых ими услуг. Провели большую нормативно-законодательную работу, включающую в себя повышение значимости профессии медицинской сестры (приказ МЗ РФ: № 4 от 09.01.2001 г. «Об отраслевой программе развития сестринского дела в Российской Федерации» и др.). В декабре 2005 года правительство Российской Федерации приняло национальный проект «Здоровье», в котором особое внимание отвели роли медицинских сестер, применяющих профессиональные навыки в своей работе [4, с. 9].
В документах Всемирной организации здравоохранения укрепление здоровья детей и молодежи, формирование здорового образа жизни, борьба с вредными привычками, профилактика употребления психотропных веществ выдвинуты как задачи первостепенной важности для развития общества и личности. Формирование здорового образа жизни выпускника медицинского колледжа предусматривает воспитание позитивной, устойчивой ориентации на сохранение здоровья как необходимого условия жизнеспособности и будущей эффективной профессиональной деятельности [2, с. 4].
Одним из ведущих направлений, стремительно развивающихся в XXI веке процессов международной интеграции во всех сферах деятельности современного постиндустриального общества, является создание единого пространства в области образования. Указанный подход явился концептуальной базой, подписанной в 1999 г. Болонской декларации, целью и основополагающими принципами которой являются широкая интеграция образовательных систем стран Европейского региона с созданием единого образовательного поля, способного обеспечить высокую конкурентоспособность европейской системы в области образования в мировом масштабе. Сложившееся в Европе единое экономическое, финансовое и политическое пространство потребовало создания единой системы образования, предусматривающей приобретение, наряду с высоким уровнем теоретических знаний, необходимых умений и навыков.
Современные процессы глобализации ведут не только к прогрессивным изменениям, но и к негативным проявлениям, межэтническим конфликтам, часто встречающимся в повседневной жизни. Жизнь в условиях многообразия является одним из источников серьезных проблем для общества, в котором подрастают наши дети. В настоящий момент в трансформирующемся поликультурном российском обществе проблема формирования толерантности особенно актуальна. Единственно разумной идеологией и политикой современных государств является принцип толерантности. Актуальным во все времена, а особенно в наше время, является воспитание, направленное на утверждение мира, прав человека и демократии, которое мы относим к ценностному воспитанию [3, с. 4.].
Важно акцентировать внимание преподавателей на возрастной психологии в процессе валеологического образования, в частности, на такие вопросы как: психология здоровья, психические состояния, эмоции, стресс, неврозы, суицид, саморегуляция психических состояний, двигательная активность, «ролевые функции в жизнедеятельности, уверенность, достижение цели, смысл жизни, релаксация как основной источник эмоционального выживания, понятие «личность» и «индивидуальность» и др.» [6, с. 24].
Проблема формирования смысложизненных ориентаций в онтогенезе в последнее время разрабатывается очень интенсивно, так как задача поиска себя, нахождения смысла своей жизни может стать актуальной для человека на любом этапе возрастного развития [1, с. 4].
Важным фактором формирования здорового образа жизни в Казанском медицинском колледже является эффективное функционирование валеологической службы, которая помимо консультаций студентов проводит встречи и с педагогами, где рассматриваются такие вопросы как: организационные основы валеологической службы в колледже, направления работы валеологической службы, валеолог в колледже: его квалификационная характеристика и должностные функциональные обязанности, взаимодействие с медицинскими работниками колледжа, валеологическая консультативная сеть для студентов, их родителей, педагогов, изучение состояния здоровья обучаемых и уровня их осведомленности в организации здорового образа жизни. Одно из направлений ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» -разработка программ формирования здорового образа жизни, включающих борьбу с наркоманией, алкоголизмом, табакокурением, профилактику инфекционных и соматических заболеваний. Федеральный закон призывает к созданию мотивации у граждан стремления к ведению здорового образа жизни. К поведению этой формы работы студенты Казанского медицинского колледжа, которые во время прохождения практики по профилю специальности, учебно-производственной практики проводят профилактическую работу с населением.
С введением ФГОС СПО нового поколения увеличилось количество часов, отведенных на занятия доклинической практикой, в связи с чем студенты Казанского медицинского колледжа имеют возможность заниматься этим видом практики как в стенах колледжа, так и в лечебных учреждениях города. Во время проведения занятий доклинической практикой в стационарах и поликлиниках города студенты имеют возможность при общении с пациентами провести беседы о правильном питании, вреде алкоголизма и табакокурения, профилактике различных заболеваний, сформировать мотивацию к занятиям физкультурой и спортом. В соответствии с положениями ФГОС СПО, выпускникам медицинских учреждений среднего звена предписывается проведение профилактических мероприятий. Умение проведения профилактической работы формируется у студентов Казанского медицинского колледжа во время занятий по клиническим дисциплинам. При подготовке к проведению бесед с пациентами о ведении здорового образа жизни студенты усваивают принцип: болезнь легче предотвратить, чем лечить, избавляются от вредных привычек, становятся приверженцами рационального питания, ведут правильный режим дня, записываются в спортивные секции, проявляют больше усердия во время занятий физкультурой. Поскольку с 2011 года в Казанский медицинский колледж осуществляется прием абитуриентов не только на базе 11, но и на базе 9 классов, а это, по сути, еще школьники, классным руководителям приходится прикладывать много усилий, чтобы сформировать у этого контингента студентов мотивацию к ведению здорового образа жизни. С этой целью классные руководители посвящают классные часы разъяснению методов формирования здорового образа жизни, проводят индивидуальные беседы со студентами и их родителями.
Значительную роль в пропаганде здорового образа жизни в Казанском медицинском колледже играет воспитательный отдел. Организуя для студентов первого курса лекции, проводимые приглашенными специалистами лечебных учреждений, сотрудники воспитательного отдела стараются довести до сведения студентов данные о состоянии здоровья населения Казани, обучить методам профилактики инфекционных заболеваний, заболеваний, передающихся половым путем, методам борьбы с вредными привычками. Как показали наши наблюдения, успеваемость студентов напрямую зависит от состояния здоровья. Часто болеющие студенты пропускают занятия, не получают полный объем информации и, следовательно, имеют более низкий уровень успеваемости. Д. С. Сомов предлагает создать социально ориентированные программы, которые будут направлены на формирование у всех студентов навыков критического мышления для анализа различных негативных социальных явлений, что будет приводить к осознанию студентами и общечеловеческих ценностей, и ценностных ориентаций нынешнего демократического общества [5, с. 12].
Научно-теоретический анализ литературы и практики профессиональной подготовки среднего медицинского персонала позволяют прийти к таким выводам: потребность нашего общества в медицинском персонале среднего звена, который обладает высоким уровнем профессиональных компетенций, с каждым годом возрастает; возникла необходимость проводить учебный процесс в медицинском колледже на основе компетенций - это является одним из ведущих принципов в педагогике профессионального образования; внутренние закономерности процесса обучения должны отвечать современным требованиям. Формирование здорового образа жизни у медицинских работников является важной задачей и требует дальнейших исследований с использованием современных методологий.
Литература
1. Кондратьев О. Е., Зотова Р. А., Цветкова Н. А. Ценностное ядро в системе жизненных смыслов старшеклассников. // Научно-методический журнал «Проблемы науки». - М., - 2015. - № 7 (8). - С. 4.
2. Мухаметзянова Ф. Ш., Храпаль Л. Р., Шарифзянова К. Ш. Организационно-педагогические условия создания информационно-телекоммуникационной образовательной среды в системе повышения квалификации педагогов. // Казанский педагогический журнал. - Казань. 2013. № 4. - 21 с.
3. Николаева Л. В., Слепцова Г. Н. Ценностное воспитание личности в поликультурной среде. // Научнометодический журнал «Проблемы науки». - М. - 2014. - № 1. С. 4.
4. Приказ МЗ РФ № 4 № 4 от 09.01.2001 г. «Об отраслевой программе развития сестринского дела в Российской Федерации».'-2001. (ред. 2013 г.) - 87 с.
5. Сомов Д. С. Здоровый образ жизни как объект педагогической деятельности // Гуманизация образования. - № 5. - 2009.
6. Трегубова Т. М. Международные проекты в области поликультурного образования студентов в ситуации террористических угроз. // Казанский педагогический журнал. - Казань. 2015. № 1. - С. 50-55.