Научная статья на тему 'Формирование здорового образа жизни через уроки физкультуры в колледже'

Формирование здорового образа жизни через уроки физкультуры в колледже Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
564
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНСАУЛЫЦ САЦТАУШЫ ТЕХНОЛОГИЯЛАР / САЛАУАТТЫ өМіР САЛТЫ / ДЕНЕ ТәРБИЕСі / ЖЕКЕ ТУЛГАНЫң өЗіН-өЗі ЖЕТіЛ-ДіРУі / HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES / HEALTHY LIFESTYLE / PHYSICAL EDUCATION / PHYSICCD IMPROVEMENT OF THE INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шарафутдинов А. О.

В статье рассматривается использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе колледжа. Освещены примеры формирования здорового образа жизни, помогающие студентам укрепить физическое состояние. Приведено обоснование выбора методов воспитания у студентов культуры здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Healthy lifestyle formation at Physical education classes in a college

The article discusses using healthsaving tehnologies in the educational process of the college. It highlights the healthy lifestyle examples which help students to be healthy. The methods of how to educate students about healthy culture are shoun.

Текст научной работы на тему «Формирование здорового образа жизни через уроки физкультуры в колледже»

АЛ). Шарафутдинов,

преподавател ъ физической культуры КГКП «Костанайский строительный колледж»

He?ij?i свздер: денсаулыц сацтаушы технологиялар, салау-атты a\iip салты, дене тэрбиеа, жеке тулганыц ojin-oji жепил-dipyi.

Ключевые слова: здоровъесбе-регающие технологии, здоровый образ жизни, физическое воспитание, физическое самосовершенствование личности.

Keywords: health-saving technologies, healthy lifestyle, physical education, physical improvement of the individual.

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ УРОКИ ФИЗКУЛЬТУРЫ В КОЛЛЕДЖЕ

Ацдатпа

Макал ада коледждеп оку барысындагы денсаульщ сактау технологиясы карастырылады. Студенттщ ден-саулыгын кушейтудш мысалдары керсетшген.

Аннотация

В статье рассматривается использование здоро-вьесберегающих технологий в учебном процессе колледжа. Освещены примеры формирования здорового образа жизни, помогающие студентам укрепить физическое состояние. Приведено обоснование выбора методов воспитания у студентов культуры здоровья.

Annotation

The article discusses using healthsaving tehnologies in the educational process of the college. It highlights the healthy lifestyle examples which help students to be healthy. The methods of how to educate students about healthy culture are shoun.

«Здоровому - каждый день праздник» гласит одна из восточных мудростей. И с этим трудно не согласиться. Здоровье - величайшее наше богатство, и каждый человек должен только преумножать его. Помочь в этом может, конечно же, здоровый образ жизни. Крепкое здоровье, поддерживаемое и укрепляемое самим человеком, позволит ему прожить долгую и полную радостей ^

жизнь. S

ж

Формирование здорового образа жизни начинается с <j

дошкольного возраста, продолжается в школе и, конеч- О

но, в организациях технического и профессионального р£

образования и высших учебных заведениях [1,с. 9]. о

На современном этапе развития общества активизи- ^

ровалось внимание к здоровому образу жизни студен- ^ тов, что связано с озабоченностью общества по поводу

здоровья специалистов, выпускаемых организациями [Ь

образования и ростом заболеваемости в процессе их w

профессиональной подготовки с последующим сниже- д

нием работоспособности. Состояние здоровья молоде- о

жи является важнейшим компонентом здоровья нации, д-

поэтому сохранение и развитие здоровья студентов и д

формирование у них здорового образа жизни сегодня §

ьн

имеет, на мой взгляд, приоритетное значение. Неслу- g чайно педагоги в последнее время проявляют глубокий

ш

интерес к проблеме здоровья студентов, воспитания у них ответственного отношения к своему здоровью, окружающих и здоровью будущих поколений.

Забота о здоровье детей была в центре внимания многих ученых. Приобщение детей к здоровому образу жизни происходило в контексте физического (Л.П. Греев, А.П. Матвеев, С. Б. Мельников и др.), гигиенического (Г.Н. Сердюковская. И.И.Соковня- Семенова и др., нравственного воспитания ( О.С. Богданова, И. С Марьенко, И. Ф. Харламов и др.).

Современный учебный процесс, к сожалению, очень часто приводит к ухудшению здоровья студентов. Это подтверждают данные ежегодных медицинских обследований, около 75% студентов после образовательных учреждений (колледжи, вузы) имеют хронические заболевания: остеохондроз, сколиоз, плоскостопие, различные заболевания зрительных органов, нервно - психические расстройства и аллергические заболевания, заболевания желудочно - кишечного тракта.

К причинам, вызывающим ухудшение здоровья студентов, относятся высокие умственные нагрузки, несбалансированное питание, долгое время препровождение за компьютером и различными гаджетами, последствием чего являются гиподинамия, снижение работоспособности, рост заболеваемости. К выше указанным причинам мы относим и распространённость среди молодёжи курения, упо-

§ требления алкогольных напитков. Свой отдых к

К и досуг они чаще всего связывают с посе-

га щением кафе, баров и т.д. Все это говорит о

низком уровне культуры здоровья молодежи,

м а значит и о безответственном отношении к О

ьч своему здоровью, л

^ Поэтому уроки физической культуры рассматриваются мною как важное средство в

^ процессе физического воспитания студентов,

Е в формировании у них здорового образа жиз-

3 ни, восстановлении телесных и духовных сил.

д К тому же, на занятиях по физической куль-

§ туре уже закладывается высокий уровень бу-

^ дущей индивидуальной производительности

§ труда специалистов.

Целью физического воспитания и образо-

® вания в колледже является формирование у

студентов сознательного и активного отношения к физической культуре, что позволяет, несомненно, организовать у них собственный здоровый образ жизни сообразно меняющимся ситуациям.

Как известно, основополагающий принцип культуры здоровья - принцип формирования здорового образа жизни, который даёт возможность студентам сохранить и укрепить здоровье, а также повысить адаптационные резервы организма на физиологическом, психологическом и социальном уровнях. Исходя из этого, можно выделить особенности деятельности педагогов физической культуры по сохранению и развитию здоровья студентов колледжа и формированию у них здорового образа жизни:

• В процессе физического воспитания студенты приобретают знания, которые реализуются в виде изменения поступков, привычек, навыков вести здоровый образ жизни, сохранять и развивать своё здоровье;

• На занятиях по физическому воспитанию у студентов формируется установка, что охрана собственного здоровья - это дело самого студента, а не родителей, преподавателей, государства;

• Сохранение и развитие здоровья студентов, формирование у них здорового образа жизни является неотъемлемой частью подготовки будущего специалиста;

• На занятиях по физическому воспитанию закладывается высокий уровень будущей индивидуальной производительности труда специалистов.

Мы понимаем, что создание физической культуры личности на современном этапе развития общества - это целенаправленный, многогранный и в то же время целостный процесс перехода от преимущественно физической подготовки к реализации индивидуальных здоровье сберегающих программ, физического самосовершенствования личности [2,с. 5].

Формирование мотивационного отношения к занятиям физической культурой направлено на приобретение студентами, в первую очередь, здоровья как ценностной ориентации. Сейчас есть много технологий, которые используют преподаватели физической куль-

1(19)/2018

туры для воспитания физической силы и духа учащихся. Одной из активно используемых в учебном процессе строительного колледжа мною технологий является здоровье сберегающая технология. Цель здоровье сберегающей технологии - обеспечить обучающемуся высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечивает студенту и педагогу сохранение и увеличение их жизненных сил, от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни.

Важное значение здесь имеет и выбор методов воспитания у студентов культуры здоровья. Практика физического воспитания убедительно свидетельствует, что особую значимость для укрепления здоровья имеют упражнения, направленные на двигательную активность и на развитие выносливости (бег, прыжки, подвижные игры, ходьба на лыжах), способствующие расширению функциональных возможностей сердечно сосудистой, дыхательной систем, совершенствованию деятельности центральной нервной системы и, тем самым, общему укреплению здоровья и повышению работоспособности организма. Важным является проведение уроков физической культуры на свежем воздухе, который особенно положительно влияет на самочувствие студентов. Так, в зимний период проводятся занятия по лыжной подготовке, которую с радостью проходят наши студенты. Необходимым компонентом урока физической культуры являются и подвижные командные игры, которые тоже благотворно влияют на сердечно - сосудистую, дыхательную, мышечную и другие системы организма [3,с. 10].

Проведение внеучебных спортивных мероприятий играет не маловажную роль в воспитании здорового образа жизни студентов, ведь именно физкультурно - спортивная деятельность предполагает формирование таких качеств и свойств личности как социальная активность, ориентация на здоровый образ жизни, эстетические идеалы и этические нормы жизни. Поэтому формирование здорового

образа жизни студентов является основной целью физического воспитания, задачами которого являются повышение функциональных, адаптивных возможностей организма, воспитание и развитие личности, направленное на развитие и саморазвитие физической культуры человека [4,с. 63].

По мнению исследователей, физическое воспитание в колледже должно быть не только учебной дисциплиной, но и важнейшим базовым компонентом формирования культуры здоровья студенческой молодёжи. Реализация этой цели позволит решить проблему формирования здорового образа жизни студентов, потому что только физическая культура способствует гармонизации телесно - духовного единства, обеспечивает формирование таких общечеловеческих ценностей как здоровье, физическое и психическое совершенство студенческой молодёжи[5,с. 8].

Понимание физической культуры студентом как ценности может стать важным фактором формирования здорового образа жизни и прогрессивных тенденций в развитии общественного мнения и потребности в освоении ценностей физической культуры как вида культуры будущего специалиста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ашмарин Б.А.Теория и методики физического воспитания: Учебное пособие / Б.А. Ашмарин Ю. А., Виноградов, 3. Н. Вяткина

и др.; Под ред. Б. А. Ашмарина. - М.: Просве- ^

щение, 1990.-287 с. Я

2. Верхошанский Ю.Ф. Программирова- га ние и организация тренировочного процес- ^ са / Ю.Ф.Верхошанский - М.: Физкультура и Й спорт, 1985. - 176 с. 2

3. Физическая культура. Учебное пособие, ^

2-е изд., перераб./Под ред.В.Д. Дашинорбо- и

ева. - Улан Удэ. Издательство ВСТТУ, 2007. О

-229с. С

га

4. Спутник физкультурного работай- 3 ка:Сборник / Под общ. ред. В. А. Ивонина. - щ Москва : Физкультура и спорт, 1972. - 367 с. §

5. Физическое воспитание: Учебник/Под ^ ред. Б. А. Головина, В. А. Масляко- ва, Л. В. § Коробкова и др. - М.: Высшая школа, 1983,- ^ 113с. к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.