УДК 379.76 ББК 73.87
Амосова Юлия Евгеньевна
соискатель г. Челябинск Amosova Yulia Evgenievna
Applicant for a Degree Chelyabinsk
Формирование ценностей здорового образа жизни у студентов педагогического колледжа в процессе профессиональной подготовки
Pedagogical College Students’ Healthy Lifestyle Values Forming During
Training Process
Данная статья рассматривает особенности формирования здорового образа жизни у студентов педагогического колледжа. В статье автор попытался изучить противоречия, сложившиеся до настоящего времени, и ключевые компетенции студентов колледжа в этой сфере.
This article considers the peculiarities of a healthy lifestyle forming among students of a pedagogical college. The author has tried to study contradictions that have been developed until present days as well as key competences of college students in this sphere.
Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, формирование, здоровье, здоровый образ жизни, ключевые компетенции.
Key words: values, valuable orientation, forming, health, healthy lifestyle, key competences.
Проблема становления и сохранения здоровья личности является одной из наиболее важных для современного общества. Многие результаты исследований последних лет свидетельствуют о нарастающих нагрузках на организм, нервную систему, психику человека. Информационный бум, убыстрение ритма жизни, негативная динамика межчеловеческих отношений (замкнутость, снижение уровня социальной поддержки и т. д.) и другие патогенные особенности современной жизни приводят к формированию эмоционального напряжения, которое выступает одним из факторов развития различных заболеваний.
Ситуация, связанная с переходом от одной ступени развития общества к другой, как никогда актуализирует проблемы здоровья. Жизнь в условиях неопределенности, кардинальной смены устоявшихся стереотипов поведения повышает уровень тревоги, беспокойства за свое будущее, за будущее своих детей, родственников и т. д., что в свою очередь отражается на здоровье.
Наиболее важным является решение данной проблемы для будущего учителя, поскольку профессия педагога в значительной степени связана с психо-
эмоциональным выгоранием и здравозатратностью. Недостатки в отношении формирования ценностей здорового образа жизни преподавателей в процессе профессиональной подготовки выражаются в ряде тенденций. Это и автономность воспитания культуры здоровья в целостном образовательном процессе учебного заведения, и просветительский по преимуществу характер воспитания здорового образа жизни, связанный с пассивным (декларативным) отношением студентов к ценностям этого рода, и отождествление проблем воспитания культуры здоровья в учебном заведении с какой-то одной учебной дисциплиной и опора на нее в организации воспитательной работы, и принудительный характер организации занятий по предмету «Физическая культура», разрушающий положительные мотивации к формированию ценности здорового образа жизни. В настоящее время для воспитания подрастающего поколения нужны не только квалифицированные педагоги, но и здоровые. Проявляя заботу о здоровье педагога, заботу о его профессионализме, общество включает механизмы воспроизводства здоровья следующих поколений молодых людей. Поэтому основной задачей современной школы является формирование ценностей здорового образа жизни у учащихся.
Произошедший в обществе процесс переосмысления ценностей послужил основанием и способствовал пересмотру ряда концепций, содержащих новые взгляды на ценности и ценностные ориентации.
Одно из направлений исследования психологической природы ценностных ориентаций - изучение их устойчивости.. Способность защищать собственные убеждения и ценностные ориентиры существенно обусловлена индивидуальными особенностями личности: в одних случаях формирование ценностных ориентаций происходит под доминирующим влиянием нравственного компонента, в других - ведущим может быть эмоциональный компонент, в третьих -процесс формирования ценностных ориентаций существенно обусловлен характерным для данной личности стремлением разными путями уйти от разрешения морального конфликта, обойти его. В ситуациях нравственного выбора ценностные ориентации являются опорными критериями принятия личностью жизненно важных решений.
Одна из самых главных причин, отлучения молодежи от социальной жизни, переключение ее энергии в сферу досуга, поэтому возникает необходимость целенаправленного формирования ценностных ориентаций у молодежи. И в первую очередь, формирование ценности здорового образа жизни.
Мы придерживаемся мнения ученых [4, с.8], которые здоровье понимают как системное понятие, обусловленное его объективными и субъективными основаниями, которые справедливо считают, что решение комплексной системной проблемы оздоровления предполагает адекватные системные методы и даже системные методологии, комплексная специфика которых определяется принципиально различной природой объективных и субъективных составляющих здоровья и оздоровления
Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни (ЗОЖ). Это понятие объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.
Рассмотрение различных научных подходов к определению основных понятий позволило представить понятийное поле в следующем виде:
■ ценности - это важнейшие элементы внутри структуры объекта, закрепленные жизненным опытом индивида и ограничивающие значимое, существенное для человека от незначимого, несущественного. Совокупность устоявшихся ценностей обеспечивает устойчивость объекта, преемственность определенного типа поведения и деятельности.
■ здоровый образ жизни - это типичные и существенные для данной общественно-экономической формации виды, типы, способы жизнедеятельности человека, укрепляющие адаптивные возможности его организма, способствующие полноценному выполнению им социальных функций и достаточно активного долголетия.
■ формирование здорового образа жизни - это процесс формирования у человека осознания опасности наркотического, токсического, алкогольноникотинового отравления организма и психики, развития нравственноэстетического отвращения и противодействия пьянству, курению, наркотикам.
Формирование ценностей здорового образа жизни у студентов педагогического колледжа имеет смысл осуществлять на основании модели, предполагающей:
■ оснащение студентов ключевыми компетенциями в области формирования ценностей здорового образа жизни и сохранения здоровья через содержание учебных курсов педагогического колледжа;
■ включение студентов в практическую деятельность по формированию ценностей здорового образа жизни и сохранению здоровья своего и своих подопечных;
■ непрерывное корректирование процесса профессиональной подготовки по результатам мониторинга сформированности ценностей здорового образа жизни у студентов.
Компонент оснащения ключевыми компетенциями определяется знаниями, умениями и навыками, необходимыми для осуществления формирования ценности здорового образа жизни.
В качестве ключевых компетенций студентов педагогического колледжа в этой области целесообразно выделить:
■ социально-личностные (знание и понимание норм здорового образа жизни; понимание ценности здорового образа жизни; знание и понимание профессиональных этических норм; владение приемами профессионального общения и др.);
■ общенаучные (знание понятийного аппарата и основных методов оздоровления; понимание условий и особенностей формирования ценностей здорового образа жизни у будущих учеников; умение использовать современные информационные технологии для получения доступа к источникам информации, хранения и обработки полученной информации);
■ общепрофессиональные (знание основных теорий здорового образа жизни; владение понятийным аппаратом, и методами изучения уровня сформи-рованности ценностей здорового образа жизни; знание факторов, влияющих на формирование организма человека; знание ведущих технологий формирования ценностей здорового образа жизни и умение их использовать в практической работе; умение использовать методы современной науки в практической деятельности; знание стратегии и тактики современного использования оздоровительных технологий в профессиональной деятельности и умение применить знания и навыки в практической работе).
Эффективность процесса формирования ценностей здорового образа жизни у студентов педагогического колледжа повышается при реализации оздоровительно-обучающих технологий, обеспечивающих непрерывное корректирование процесса профессиональной подготовки по результатам соответствующего мониторинга.
Оздоровительно-обучающие технологии должны соответствовать пяти принципиальным требованиям: простоты, доступности, безопасности, эффективности и экспертируемости. Под простотой в данном случае понимается легкость овладения данной технологией с минимальными затратами времени и сил; под доступностью - возможность овладения этой технологией людьми самых разных возрастов; безопасность обеспечивается добровольным и сознательным участием каждого человека в данном здоровьетворящем процессе, об эффективности технологии свидетельствует наступление в результате ее проживания быстрого оздоровительного эффекта; а экспертируемость, как качественная характеристика данной технологии, дает возможность измерить ее оздоровительную результативность. Применение оздоровительно-обучающих технологий предполагало организацию деятельности, направленной на формирование ценностей здорового образа жизни у студентов педагогического колледжа посредством актуализации знаний в устойчивые психические образования, реализуемые в процессе возобновляемого упражнения отдельного действия в условиях: индивидуализации, систематизации, повторяемости и рефлексивной оценки результата.
Модель формирования ценностей здорового образа жизни у студентов педагогического колледжа
Основные этапы реализации практического курса
«Оздоровительно-учебная работа»
Этап Основные функциональные целеполагания Результат
I этап Оценка состояния здоровья Комплексная медико-психологическая диагностика, направленная на изучение особенностей образа жизни студентов, зависимость от психотропных веществ, выявление личностных особенностей: уровня представления о здоровье, мотивации, направленной на оздоровление, личного поведения в плане поддержания и укрепления здоровья, а также на определение сформи-рованности психических функций, состояние душевного равновесия, психологического комфорта, социальной адаптации, определения нарушений отдельных психологических функций (восприятия, мышления, памяти, внимания, эмоций). Данный этап проводится со студентами I - II курса и является упреждающим или стартовым На основе диагностики формирования специализированных групп оздоровления.
II этап Установочный цикл «Диагностика своего здоровья» Практическое оздоровление, знакомство с характеристикой своего здоровья по результатам диагностики Согласование программы активного оздоровления
III этап Диагностические технологии оздоровления Знакомство с оздоровительными технологиями Овладение диагностическим инструментарием оздоровительных технологий
IV этап Оздоровительные обучающие технологии Участие в оздоровлении студентов Овладение методикой проведения оздоровительных технологий
V этап Заключительный конкурс «Мы за ЗОЖ» Подведение итогов на конкурсе с демонстрацией умений, полученных во время прохождения цикла практического оздоровления Овладение умением составлять различные валеологические паузы с временным учетом основных этапов урока
Организационное обеспечение оздоровительной составляющей педагогической практики
№ п/п Название мероприятия Сроки
1 Подготовка школ к проведению оздоровительной составляющей педагогической практики по графику
2 Участие в организации и проведение установочной конференции 1. Цели и задачи оздоровительной составляющей педагогической практики студентов. 2. Выдача дневников с заданиями для выполнения. 3. Разъяснение заполнения формы отчёта. 4. Установление срока отчёта. 5. Составление графика консультаций по отдельному графику
3 Составление графика консультации студентов-практикантов и контроль за его реализацией в первую неделю педпрактики
4 Проведение индивидуальных и групповых консультаций по вопросу оздоровления учеников и образовательной среды по графику консультаций
5 Посещение школ, закрепленных за студентами, с целью отслеживания результатов оздоровительной работы с учениками 3 раза в течение практики
6 Подведение итогов, участие в работе заключительной конференции, проведение зачетных мероприятий по оздоровлению учеников во время педпрактики 1. Анализ отчетов студентов. 2. Заслушивание лучших работ по оздоровительной составляющей. 3. Предложения студентов по организации оздоровительной составляющей педагогической практики. 4. Подводится итог педагогической практики по графику педпрактики
7 Отображение результатов оздоровительной составляющей педпрактики на конференции По окончанию педпрактики
В комплексную программу обучения в педагогическом колледже г. Златоуста входит обязательный блок оздоровительной работы, направленный на решение следующих задач:
— создание максимальных условий для быстрой адаптации обучающихся с учетом возрастных особенностей;
— формирование ценностей здорового образа жизни у студентов педагогического колледжа;
— формирование потребности в здоровом образе жизни, физическом и психическом саморазвитии.
Основные направления оздоровительной работы в колледже
Основные ориентиры оздоровительной работы Формы проведения оздоровительных мероприятий Ответственные за выполнение
Профилактические и лечебно - оздоровительные Утренняя гимнастика с элементами ЛФК, массаж, закаливание, фитотерапия, витаминотерапия, санация полости рта, физиотерапия, организация рационального питания, витаминизация Медицинский работник
Эколого- валеологиче-ское направление Анкетирование, проведение валеопауз, минутки здоровья на свежем воздухе Студенты службы здоровья, педагоги
Спортивно - физкультурное направление Проведение соревнований по футболу, волейболу, баскетболу, настольному теннису, легкой атлетике, лыжам, ритмике, посещение бассейна, дни здоровья Инструктор по физическому воспитанию
Кроме того, в колледже составлена и работает развивающе-
оздоровительная программа.
Развивающе-оздоровительная программа колледжа
Название оздоровительных циклов Формы проведения
1. Развивающе-игровой цикл Спортивные, подвижные игры футбол, волейбол, баскетбол, ритмическая гимнастика) Коррекционно-развивающие игры (игровая и ритмическая гимнастика)
2. Природнооздоровительный цикл Прогулки и походы (прогулки на Таганай, однодневные походы по «тропам здоровья» различной категории сложности, 2-х дневные походы по окрестностям края по определенным маршрутам) Занятие на воде, закаливание (ритмическая гимнастика, утреннее купание, хождение босиком по росе) Фитотерапия (травяные ингаляции, дыхательная гимнастика, прогулка по фитотропным маршрутам)
3. Тренинговый цикл Медико-анатомический кабинет (беседы об основных органах человека, первая помощь при тепловом ударе, отравлении, помощь утопающему, занятия по практической медицине, основы гигиены) Комната психологической разгрузки (тренинговые игры, психотренинг, клуб общения)
4. Спортивноспециализированный цикл Спортивные секции (футбол, волейбол, баскетбол, лыжи, ритмическая гимнастика, легкая атлетика)
Итак, колледж - это образовательное учреждение, в котором возможно продолжить формирование субъективных и объективных составляющих здоро-
вья через осознание человеком ценности, как самого здоровья, так и факторов, обуславливающих его.
Поскольку разработанная нами модель ориентирована на конкретную цель
- формирования ценностей здорового образа жизни у студентов педагогического колледжа в процессе профессиональной подготовки, то о её эффективности можно судить по полученному результату - уровню сформированности ценностей здорового образа жизни. Работа по определению уровня сформированности ценностей здорового образа жизни включала следующие этапы: 1) выделение показателей; 2) определение критериального наполнения показателя; 3) определение уровня сформированности показателя; 4) определение уровня сфор-мированности ценностей. Нами были выделены три показателя для выявления уровней сформированности ценностей здорового образа жизни у студентов педагогического колледжа в процессе профессиональной подготовки:
1. П1 - представления студентов о ценностях здорового образа жизни;
2. П2 -освоение теоретических знаний и практических умений, связанных со здоровым образом жизни, включение в деятельность, направленную на оздоровление;
3. П3 - способность к анализу и рефлексии собственной оздоровительной деятельности.
В ходе исследования (2000-2005 гг.) было проведено четыре комплексных среза. Нулевой срез проводился в начале первого курса, перед тем как студенты приступили к изучению теоретических курсов биолого-экологических дисциплин (I семестр). Необходимость проведения ещё трёх срезов была обусловлена особенностями модели формирования ценностей здорового образа жизни у студентов педагогического колледжа в процессе профессиональной подготовки, которая предполагала поэтапное освоение студентами четырех модулей. В связи с этим первый срез был сделан после изучения студентами цикла биоло-го-экологических дисциплин (I семестр), второй срез - после прохождения практического цикла оздоровительно-учебной работы и оздоровительной со-
ставляющей педагогической практики в школе в течение учебного года, третий срез - после педагогической практики в школе (IV семестр).
Характеристика показателей для выявления уровней сформированности ценностей здорового образа жизни у студентов
педагогического колледжа в процессе профессиональной подготовки
Показатель Характеризующие по признакам Методы диагностики
П1 - представления студентов о ценностях здорового образа жизни Осознание содержания и составляющих понятия здоровый образ жизни, наличие потребности в оздоровительной деятельности при активно положительном отношении к ней, осознание целей оздоровительной работы, осознание личной ответственности за её результаты Анкетирование, интервьюирование, индивидуальные беседы, наблюдение
П2 - освоение теоретических знаний и практических умений, связанных со здоровым образом жизни, включение в деятельность, направленную на оздоровление Владение понятийно-терминологическим аппаратом в области здорового образа жизни; знание о целях, правилах, этапах оздоровительной работы; умение конструировать различные виды оздоровительной работы; умение скоординировать деятельность по оздоровлению Тестирование, наблюдение, экспертные оценки, самооценка, экспертная оценка, беседа, наблюдение
П3 - способность к анализу и рефлексии собственной оздоровительной деятельности Степень адекватности оценки и самооценки, степень сформированности потребности к своему здоровью и к оздоровительной работе с детьми Анализ ответов на занятиях, самооценка, экспертная оценка, наблюдение за оздоровительной работой
Нами были получены данные, характеризующие уровень сформированно-сти ценностей здорового образа жизни у студентов педагогического колледжа по трём показателям: ПІ - представления студентов о ценностях здорового образа жизни; П2 - освоение теоретических знаний и практических умений, связанных со здоровым образом жизни, включение в деятельность, направленную на оздоровление; ПЗ - способность к анализу и рефлексии собственной оздоровительной деятельности.
Сравнивая данные уровня сформированности ценностей здорового образа жизни у студентов педагогического колледжа в процессе профессиональной подготовки нулевого и первого среза, можно сделать вывод о том, что в экспериментальных группах увеличилось число студентов, обладающих творческим
уровнем сформированности ценностей здорового образа жизни, в ЭГ-3 - на 31,58%, ЭГ-2 - на 2б,32%, ЭГ-1 - 1б,бб%. Значительные сдвиги в экспериментальных группах произошли на репродуктивном уровне: количество студентов уменьшилось в ЭГ-3 - на Зб,84%, ЭГ-2 - на 2б,31%, ЭГ-1 - на 22,22%. На репродуктивно-творческом уровне изменения носили незначительный характер: ЭГ-1 - на 5,5б%, ЭГ-3 - на 5,2б%.
Сравнивая результаты первого, второго и третьего срезов, мы пришли к выводу, что в экспериментальных группах наблюдается устойчивая тенденция к росту числа студентов, имеющих творческий уровень сформированности ценностей здорового образа жизни у студентов педагогического колледжа в процессе профессиональной подготовки. Причем, в ЭГ-3, где модель применялась с использованием комплекса педагогических условий, она значительно выше. Так, в ЭГ-3 студенты, находящиеся на творческом уровне сформированности ценностей здорового образа жизни у студентов педагогического колледжа в процессе профессиональной подготовки, составляют б8,42% от общего числа, в ЭГ-2 - 52,б3%, в ЭГ-1 - 38,89%. Разница в результатах ЭГ-1, ЭГ-2 и ЭГ-3 позволяет сделать вывод о том, что формирование ценностей здорового образа жизни у студентов педагогического колледжа в процессе профессиональной подготовки происходит эффективнее в группе, где реализуется комплекс выделенных нами педагогических условий.
В контрольной группе КГ также имеет место увеличение числа студентов творческого уровня сформированности ценностей здорового образа жизни у студентов педагогического колледжа в процессе профессиональной подготовки, однако эти изменения незначительны (11,11%). Наблюдается уменьшение числа студентов, находящихся на репродуктивном уровне сформированности ценностей здорового образа жизни у студентов педагогического колледжа (38,89%). В связи с этим можно констатировать, что формирование ценностей здорового образа жизни у студентов педагогического колледжа в процессе профессиональной подготовки в контрольной группе в процессе обучения формируется, но более медленными темпами. Расхождения в качестве сформиро-
ванности ценностей здорового образа жизни у студентов педагогического колледжа в процессе профессиональной подготовки у студентов контрольной и экспериментальных групп позволяют сделать вывод о том, что выделенные нами педагогические условия способствуют, прежде всего, формированию творческого уровня исследуемой сформированности. Причем, экспериментальные данные, полученные нами в группе ЭГ-3, свидетельствуют о том, что эффективность использования комплекса условий выше, чем их применение по отдельности.
Библиографический список
1. Казначеев, В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование / В.П. Казначеев. - М.: Кострома: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1997. - 245 с.
2. Лихачев, Б.Т. Экология личности / Б. Т. Лихачев. - Педагогика. - 1993. - № 2. - С.
19-23
3. Словарь-справочник по педагогике / Авт. - сот. В.А. Мижериков; под общ. ред. П.И. Пидкасистого. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 448 с.
4. Тюмасева, 3.И. Валеология и образование / З.И. Тюмасева, Б.Ф. Кваша. - СПб.: МА-НЭБ, 2002. -380с.
Bibliography
1. Kaznacheev, V.P. Nation’s Health. Enlightenment. Education / V.P. Kaznacheev. - M.: Kostroma: Research Center of Specialists’ Training Quality Problems, 1997. - 245 p.
2. Likhachev, B.T. Personality’s Ecology / B. T. Likhachev. - Education. - 1993. - № 2. - P. 19-23.
3. Pedagogical Dictionary-Guide / Comp. by V.A. Mizherikov; Under General Edit. of P.I. Pidkasisty. - M.: TC Sphere, 2004. - 448 p.
4. Tyumaseva, Z.I. Valeology and Education / Z.I. Tyumaseva, B.F. Kvasha. - SPB.: MA-NEB, 2002. -380 p.