Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ДЕТИ С ОВЗ / HEALTH / HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES / HEALTHY LIFESTYLE FORMATION / PHYSICAL ACTIVITY / CHILDREN WITH PSA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесникова Мария Викторовна

В статье рассмотрены проблемы, связанные с низким уровнем активности у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также определены возможности повышения их активности во время внеурочных занятий. Автор рассматривает перспективы реализации принципов здорового образа жизни, как ключевых элементов физической и социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрены условия, позволяющие повысить физическую активность детей с ОВЗ и привить навыки поддержания здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесникова Мария Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A HEALTHY LIFESTYLE OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH DISABILITIES IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

The article looks at the problems associated with low activity in children with disabilities, as well as the possibilities of increasing their activity during after-hours classes. The author considers the prospects of implementing the principles of a healthy lifestyle as key elements of physical and socio-psychological adaptation of children with disabilities. The conditions to increase the physical activity of children with HIA and instill skills to maintain a healthy lifestyle are considered.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ»

языка. Экспериментально апробирована методика ее использования для организации самостоятельной работы студентов.

Ключевые слова: математическое образование гуманитариев, математическая компетентность, контекстная задача.

Annotation. The article deals with the problem of formation of mathematical competence among students of humanitarian specialties. A system of tasks with professional and profile context is proposed as a didactic tool. The features and possibilities of contextual problems in terms of the formation of motivational-value, information-cognitive and operational-activity components of mathematical competence are described. A system of contextual tasks for future teachers of Russian and foreign languages has been developed. The method of its use for the organization of independent work of students is experimentally tested.

Keywords: mathematical education of humanitarians, mathematical competence, contextual problem.

Литература:

1. Берникова И.К. Математика для гуманитариев: учебно-методическое пособие / И.К. Берникова, И.А. Круглова. - Омск, Изд-во Омского гос. университета, 2016. - 200 с.

2. Галимянов А.Ф., Нуриев Н.К., Исмагилова К.К. Повышение математической компетентности студентов гуманитарных специальностей средствами информационных технологий, и квалиметрия математической культуры // ОТО. 2011. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-matematicheskoy-kompetentnosti-studentov-gumanitarnyh-spetsialnostey-sredstvami-informatsionnyh-tehnologiy-i (дата обращения: 08.10.2019).

3. Горбузова М.С. Методика использования систем контекстных задач при обучении будущих учителей информационным технологиям: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02: Волгоград, 2015. - 184 c.

4. Далингер, В.А. Реализация межпредметных связей в процессе обучения математическому анализу студентов педвуза посредством контекстных задач с целью формирования их профессиональной компетентности // Вестник ПГУ. - 2010. - № 4. - С. 25-32.

5. Кирюхина Н.В., Маненкова Н.Ф. Исследование отношения к изучению математики у студентов гуманитарных направлений и профилей бакалавриата в контексте формирования компетенций // Вестник Калужского университета. 2019. №1. - С. 111-116.

6. Лебедева С.В. Математическая составляющая образования студентов гуманитарных направлений // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Естественные и физико-математические науки. 2016. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/matematicheskaya-sostavlyayuschaya-obrazovaniya-studentov-gumanitarnyh-napravleniy (дата обращения: 07.10.2019).

7. Матвейкина В.П. Модель формирования математической компетентности студентов университета // Вестник ОГУ. 2012. №2 (138). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-formirovaniya-matematicheskoy-kompetentnosti-studentov-universiteta (дата обращения: 07.10.2019).

8. Трунтаева Т.И. Особенности содержания математической подготовки в вузе студентов гуманитарных специальностей // Вестник Калужского университета. 2018. №3. - С. 113-116.

УДК 371

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ ВО

ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ

студентка 2 курса магистратуры Колесникова Мария Викторовна ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет» (п. Электроизолятор)

Постановка проблемы. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должны получать полноценное образование, развивающееся в рамках комплексного подхода к формированию личности ребенка. В начальной школе пристальное внимание должно уделяться не только образовательным аспектам, но и формированию личности, в том числе и вопросам формирования здорового образа жизни.

Данная категория учащихся в силу особенностей здоровья отличается более низким, по сравнению с детьми, развивающимися в норме, уровнем активности, что снижает параметры здоровья и препятствует полноценной адаптации и интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду.

Изложение основного материала исследования. Проблемы помощи детям с ограниченными возможностями здоровья через интеграцию их в образовательное пространство представлены в работах Н.Н. Малофеева [3], Н.М. Назаровой [4], И.М. Гилевич [2], С.Г. Шевченко [6], Л.М. Шипицина [7] и др.

Высоким потенциалом привития навыков здорового образа жизни у детей с ОВЗ в рамках образовательного процесса обладает внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность, согласно, действующим нормам ФГОС НОО [1], является одним из направлений реализации образовательной программы в начальной школе, наряду с учебным планом.

Внеурочная деятельность представляет собой образовательную деятельность, которая реализуется не классно-урочной формой, а иными видами деятельности, что позволяет более полно раскрыть возможности ребенка и организовать образовательный процесс.

Каждый вид внеурочной деятельности: творческий, спортивный, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия воспитанников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществляется в свободное от обучения время [5].

В качестве одного из вариантов формирования навыков здорового образа жизни у детей с ОВЗ предлагается организация «Школы здоровья», проводимой в рамках внеурочной деятельности в начальной школе уже с 1 класса. Данный вид деятельности предполагает участие родителей, поскольку без взаимодействия с семьей приобретение навыков здорового образа жизни становится невозможно, особенно в раннем возрасте, тем более у детей с ОВЗ.

В «Школе здоровья» используются все формы внеурочной работы:

- индивидуальные (беседы, конкурсы, проектная деятельность);

- групповые (кружки);

- массовые (концерты, конкурсы, тематические вечера, экскурсии).

Полноценное удовлетворение потребностей и интересов младших школьников в приобретении навыков здорового образа жизни в процессе внеурочной деятельности детям в игровой форме и в форме иных видов деятельности предоставляется информация о физическом здоровье и культуре питания. Это достигается благодаря следующим подходам:

- формирование санитарно-гигиенических норм и техники безопасности при проведении коллективных мероприятий, поездок, экскурсий на свежем воздухе. Это позволяет не только сформировать навыки физической активности, но обеспечить безопасность при проведении мероприятий;

- в рамках школы обеспечивается здоровьесберегающий режим младших школьников, в том числе и в рамках внеурочной деятельности;

- обеспечение оптимального режима двигательной активности воспитанников (утренняя зарядка, физкультминутки, прогулки на свежем воздухе, спортивные секции для всех возрастных групп);

- рейды по проверке внешнего вида обучающихся.

На занятиях раскрываются вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье. В классе оформлен для обучающихся и родителей «Уголок здоровья», где регулярно размещается информация по здоровому образу жизни.

Прогулки на свежем воздухе, в режиме дня является важным моментом, обеспечивающим бодрость и готовность к продуктивным занятиям, является паузой для восстановления сил, снятия умственного и физического утомления, повышения работоспособности.

Проводятся систематические беседы с обучающимися и родителями, которые включают вопросы гигиены, питания, режим дня, закаливания.

«Школа здоровья» построена на формировании знаний, умений и навыков, ориентированных на формирование физического здоровья младшего школьника, а также на укрепление психического здоровья, которые находятся в тесном взаимодействии друг с другом. Базисом образовательной программы «Школа здоровья» выступает планомерная работа по формированию культуры здоровья детей с ОВЗ на основании познавательной активности, а также повышения эмоциональной активности младшего школьника. Эта программа дополняет учебный комплекс и позволяет сформировать гармонично развитую, активную личность ребенка с ОВЗ с высоким уровнем социализации и физической активностью в рамках основной образовательной программы начального общего образования.

В процессе внеурочной деятельности в «Школе здоровья» проводятся занятия по правилам здорового образа жизни. Их преимущество - осуществление в игровой форме, более доступной детям младшего школьного возраста. Также реализуются совместные мероприятия с родителями, подготовка проектов, презентаций, которые позволяют сформировать навыки о культуре питания и здоровом образе жизни совместно с семьей, как единственным вариантом, обеспечивающим долгосрочные эффекты. Такая же форма занятий присутствует в формировании навыков физической активности и предполагает привлечение к активным играм и занятиям, подходящим для детей с ОВЗ. Именно игровая форма деятельности позволяет в максимально доступной и ненавязчивой форме, закрепляя практические навыки.

Все теоретические знания, приобретенными детьми на внеурочных занятиях закрепляются практическими навыками во время приема пищи и осуществления дежурства, самосовершенствуясь.

Программа «Школы здоровья» ориентирована на низкий уровень физической активности детей с ОВЗ. Поэтому программа ориентирована на формировании потребности в физических упражнениях, освоении отдельных физкультурно-оздоровительных технологий, формировании ответственности за свое здоровье, отработке санитарно-гигиенических навыков до автоматизма.

Выводы. Таким образом, внедрение в практику внеурочной работы в начальной школе «Школы здоровья» позволит не только сформировать навыки здорового образа жизни у детей с ОВЗ, но и сформировать устойчивое представление о ЗОЖ, как о нормальном образе жизни. В рамках функционирования «Школы здоровья» у детей с ОВЗ повышается социальная и физическая активность.

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы, связанные с низким уровнем активности у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также определены возможности повышения их активности во время внеурочных занятий. Автор рассматривает перспективы реализации принципов здорового образа жизни, как ключевых элементов физической и социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрены условия, позволяющие повысить физическую активность детей с ОВЗ и привить навыки поддержания здорового образа жизни.

Ключевые слова: здоровье, здоровьесберегающие технологии, формирование здорового образа жизни, физическая активность, дети с ОВЗ.

Annotation. The article looks at the problems associated with low activity in children with disabilities, as well as the possibilities of increasing their activity during after-hours classes. The author considers the prospects of implementing the principles of a healthy lifestyle as key elements of physical and socio-psychological adaptation of children with disabilities. The conditions to increase the physical activity of children with HIA and instill skills to maintain a healthy lifestyle are considered.

Keywords: health, health-saving technologies, healthy lifestyle formation, physical activity, children with PSA.

Литература:

1. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785) // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 12, 22.03.2010

2. Гилевич, И.М. К проблеме интеграции. Программа подготовки учителей массовых школ к работе с детьми с нарушениями слуха / И.М. Гилевич, Л.И. Тигранова. - М.: Школа-Пресс, 2016. - 97 с.

3. Малофеев, Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития / Н.Н. Малофеев // Дефектология -2017. - № 4. - С. 12-16.

4. Назарова, Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения» / Н.М. Назарова // Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика». - 2015. - №4 (40). - С. 15-26.

5. Попова, И.Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС / И.Н. Попова // Народное образование. - 2013. - №1. - С. 219-226.

6. Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения / С.Г. Шевченко. - М.: ВЛАДОС, 2017. - 136 с.

7. Шипицина, Л.М. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта / Л.М. Шипицина. - Санкт-Петербург: Питер, 2016. - 234 с.

УДК 371

КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений Кот Тамара Алексеевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. В современной педагогической науке проблема развития у дошкольников диалогической речи находится в центре внимания исследователей. Сегодня разрабатываются и внедряются различные методики по развитию речи воспитанников учреждений дошкольного образования. Однако изучение данных наблюдений за уровнем развитости речи детей дошкольного возраста позволяет говорить о наличии ряда противоречий, среди которых:

- недостаточное научное изучение специфики диалогической речи детей на этапе дошкольного детства и повсеместное использование ими нестимулированной разговорной речи с нарушениями нормативного произношения;

- отсутствие научного обоснованных методических рекомендаций по развитию диалогической речи детей дошкольного возраста и насущная потребность практики дошкольного образования в специально разработанных педагогических технологиях и концептуальных подходах;

- неподготовленность педагогов дошкольного образования к работе по развитию диалогической речи детей и ненормативность разговорной речи дошкольников.

Изложение основного материала исследования. Диалог является естественной средой развития личности. В развитых формах диалог - не просто бытовая ситуативная беседа; это богатое мыслями своевольное контекстное речь, вид логического взаимодействия, содержательное общение. Наиболее социально значимой для дошкольников является диалогическая форма общения.

А.М. Леушиной был сделан вывод о том, что диалогическая речь является первичной формой речи ребенка [3]. В течение продолжительного времени в отечественной методике рассматривался вопрос относительно определения необходимости специального обучения детей диалогической речи, если они овладевают им спонтанно в процессе общения с окружающими. Практика и специальные исследования показывают, что у дошкольников необходимо развивать в первую очередь те коммуникативно-речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого. Важно учить дошкольника вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и задавать их самому, объяснять, пользоваться разнообразными речевыми средствами, вести себя адекватно ситуации общения.

Современная методика рассматривает понятие «диалогическая речь» не изолировано, а в контексте понятия «коммуникация», которая содержит не только речевой, но и психологический, социально-культурный аспекты [2].

Методические вопросы организации обучения на коммуникативной основе могут быть освещены с позиций деятельностного подхода. В контексте этого подхода общение, речевая коммуникация рассматривается как особый вид интерактивной деятельности, которому присущи все признаки деятельности:

- мотивированность;

- целеустремленность;

- структурность;

- целостность;

- операционность;

- результативность.

В таком ключе организацию речевого обучения и развития детей дошкольного возраста следует рассматривать не как систему обучения языку как знаковой системе, а как процесс формирования компетенций речевой деятельности. Учебный процесс на коммуникативной основе становится собственно моделью процесса коммуникации. Для достижения результативности учебная коммуникация должен содержать все основные компоненты реального общения:

- экстралингвистическую коммуникативную ситуацию;

- субъекты коммуникации с выраженными мотивами общения;

- активность направляемых субъектов коммуникации на достижение ими прагматичной цели.

Коммуникативно-деятельностный подход к обучению детей языку, развитию речи обеспечивается при

соблюдении таких условий как:

- деятельностный характер организации процесса усвоения языковых средств;

- осуществление речевого развития в различных видах детской деятельности.

Введение воспитателем заданий по развитию речевой коммуникации в процесс организации различных видов детской деятельности, способствует формированию в дошкольников умений применять усвоенные на занятиях языковые средства, правила речевого этикета в реальных жизненных ситуациях общения и практического взаимодействия [1]. Так, формирование навыков диалогической речи у дошкольников на современном этапе развития педагогической науки должно строиться на коммуникативной основе с учетом положений деятельностного подхода к обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.